Похороны
сар авиационной промышленности А. И.

т. Расковой.

Шахурин, генерал-майор авиации А.

Речь тов. А. С. Шербакова

Теваринти! Трудящиеся нашей страны,
Ерасная Армия и её военно-возлушные
силы понесли тяжёлую утрату. На бое-
вом посту, при исполнении служебных
обязанностей, погибла любимая дочь C0-
ветского народа, майор, команлир авиа-
полка — Герой Советского Союза Марина
Михайловна Раскова.

В нашей стране все от мала до велика
знали Марину Раскову, славную аётчи-
цу — героиню дальних  перелётов. Её
смелостью, отвагой, её высоким лётным
мастерством законно гордился наш народ.

Марина Раекова принадлежит к поко-
яению, воспитанному большевистокой пар-
тией и советской властью. В гелы совет-
ской власти она получила образование и
целиком посвятила себя авиации. Её
жизяь — яркий пример того, что дала
и какие замечательные возможности от-
крыла Великая Октябрьская социалисти-
ческая революция перед всеми советеки-
ми женщинами.

Марина Раскова родилась в 1912 году
в городе Москве, в с6мье преподавателя
пения. После окончания средней школы
16-летней девушкой она поступила рабо-
таль на завод. Но её влекла авиация,
она хотела стать лётчицей, и она доби-
лась осуществления своей заветной ме-
чты. С

Блатодаря исключительной  работосто-
собности, настойчивости и таланту Ma-
рина Раскова в 1934 голу получает зва-

ние штурмана, а в 1935 году заканчи- Раекова заняла своё  место в рядах 60й- непобедима страна, имеющая таких
вает лётную школу. В памятных веему цов, защитников Страны Советов, заняла! тей, как Марина Раскова. Намять о ней

советскому народу, замечательных  даль-

поль — Архангельек, Москва — Дальний
Восток развернулись её выдающиеся даро-
вания как нигурмана и лётчика. Прави-
тельство высоко оценило героические под-
виги Марины Расковой, дважды натрадив
её орденом Ленина и присвоив ей звание
Тероя Советского Союза.

Всю свою жизнь Марина Раскова по-
 святила нашей авиации. Не зная устали,
изо дня в день она совершенствовала
свои знания, всю жизнь училась и все
свои силы, опыт и знания отдавала
укреплению наших военно-воздушных
CHa. . =

Марина Раскова была верной дочерью
народа, натриоткой Советской ‘страны.
Каждый шаг её жизни, все её стремле-
ния и помыслы были направлены к тому,
чтобы крепить оборону социалистической
родины. Как лётчик, она знала, каким
сильным оружием в борьбе ‚с врагами яв-
ляется авиация, и поэтому  самоотвер-
женно трудилась, чтобы  совершенство-
вать это грозное оружие.

Короткую, но славную жизнь прожила
Марина Раекова. Это был тиюстой, скром-
ный советский человек, близкий и род-
ной народу, герой, воплотивший в себе
лучшие черты нащего великого народа—
его бесстрашие, революционную энергию,
его смелость и отвагу.

Й когда злейшие враги нашей стра-
ны — немецкие фашисты подло и ве-
роломно напали на нашу родину, Марина

своё место в боевых рядах  военно-воз-

них перелётах Москва — Севастополь —  душных сил Действующей Армии.

Москва, Москва — Актюбинек.  Севасто-

Речь Героя Советскозо Союза

Смерть оборвала её прекрасную жизнь.

отечественной

Семья сталинских соколов. и Красная
Армия потеряли волевого командира,
прекрасного лётчика.

Советский народ потерял свою люби-
мую дочь, смелую, храбрую, человека
непреклонной воли.

Большевистская партия потеряла вер-
ного своего члена, беззаветно преханного
партии, советскому правительству, вели-
кому вождю и полководцу товарищу
Сталину.

Много выдающихея лётчиков, самоотвер-
женно сражающихся на фронтах великой
войны с немецко-фаптист-
скими захватчиками, вырастила наша
страна. Согретые сталинской заботой,
вниманием и поддержкой всего советского
народа, соколы нашей родины всегла на
боевом посту. В суровых боях е питае-
ровеким зверьём наши лётчики защищают
честь, свободу и независимость советской
родины. Честная и яркая жизнь Марины
Раековой, её подвиги, её светлый образ
будут вдохновлять на Новые ` победы
лётчиков, всех бойцов Красной Армии. и
звать всех советских патриотов к ещё
более упорной борьбе с нашими смертель-
ными врагами — немецко-фапистскими
захватчиками. Е

Мы хороним сеголня бойца, память о
котором будет вечно хранить нанг народ.

Мы глубоко скорбим о гибели Героя Со-
ветекого Союза Марины Расковой. Ho
Ae-

будет рождать всё новых и новых героев.
Прощай, Марина Раскова, боец, друг и
товарищ!

Последний путь

12 января советский народ проводил
в последний путь свою любимую дочь —
Героя Советского Союза Марину Михай-
ловну Раскову.

С утра к урне с прахом М. М. Раско-
вой собрались родные и друзья попибшей
героини. Проститься с нею пришли пред-
ставители трудящихся столицы — стаха-
новцы заводов и фабрик, работники нау-
RH HM искуества, посланцы Красной Аэ-
мии — товарищи Расковой по оружию ЗУ
многих на груди сверкают боевые ордена,
полученные за отвагу и мужество, про-
явленные в воздушных и наземных ера-
жениях с вратами нашей родины — че-
мецко-фашистекими захватчиками.

На постаменте среди венков и цветов,
у подножья урны — Ha злых подуш-
ках — бобвые ордена М. М. Расковой и
её большой портрет. Такой её знали
близкие и родные, такой её знали тысячи

незнакомых, HO искренно любивших её
люлей, такой она навеки останется в

памяти народной — энергичное, волевое
лицо, смелый и открытый /взгляд простой
русской женшины, ставитей народной ге-
роиней. Вся её жизнь была безраздельно
посвящена родине, и в дни, когда на
полях сражений решается судьба отече-
ства, когда идёт жестокий бой за незави-
симость и Свободу нашего народа, — она
была среди тех, кто грудью и кровью
своей проградил путь врагу. Воспитанная
родиной, большевистской партией,  ве-
ликим Сталиным, она погибла, как воин,
на боевом посту — и советский народ
никотда не забудет еб имени.

_У траурного постамента беспрерывно
сменяется почётный караул. Последнюю
вахту у праха Расковой несут секретарь
ЦК и МЕ BRIG) тов. А. С. Шербаков,
зам. председателя Совнаркома  COCP
тов. Первухин, секретарь МГЕ ВЕП(б) тов.
Попов, председатель Исполкома  Москов-
свого Городского Совета депутатов труля-
щихся лов. Пронин, секретарь ВЦОЛС

о

майора, командира авиаполка, Героя Советского Союза Марины Михайловны Расковой на Красной площади в Москве. 1. Вынос урны © прахом М. М. Расковой на Красную площадь. На переднем плане (слева направо) народный комис-
В. Никитин, секретарь. ЦК и МК ВКП(б) А. С. Щербаков, генерал-полковник П. А. Артемьев, маршал Советского Союза С. М. Буденный. 2. Трудящиеся Москвы на похоронах

Фото Г. Широкова и М. Калантникова.

На строительство эскадрильи боевых
самолётов имени Героя Советского Союза
Марины Расковой

ГОРОД Н., 12 января. (ТАСС). Коллек-
тив авиационного завода, тде парторгом
Tk BRII(6) тов. Жуков, узнав 0 безвре-
менной смерти на боевом посту Героя Сэ-
ветекого Союза Марины Михайловны Рас-
ковой, решил построить на свои личные
сбережения собственными силами  эекад-
рилью боевых самолётов её имени. Вчера
и сегодня во веех цехах завода, состоялись
многолюлные митинги и собрания.

Стахановпы тт. Федоров, Марков, Бе-
рисов, Ахтямов, Гринтиун и многие дру-
гие внесли uo 200 рублей каждый.
Командиры производства тт. Будрин, Рох-

Ук

лин — по 1.000 рублей. В цехе, где на-
чальником т. Малых, за 12 часов посту-
пило 23 с половиной тысячи рублей. 3a
это же время по заволу собрано 500 ты-
сяч рублей. Поступление сфедетв продол-
жается. Е

Отдавая свои сбережения, самолёто-
строители обязуются ещё выше поднять
производительность труда, давать фронту
больше боевых Malm сверх плана, чтобы
славные сталинские соколы — боевые
друзья и соратники  тероини  советекого
народа Марины Расковой — ешё сильнее
тромили фашистских захватчиков.

пр

a 3

Президиума Верховного Совета СССР

O награждении орденами и

медалями СССР работников

Народного Комиеварната по строительству

(Продолжение. Си. «Известия»
от 10 и 12 января)

ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ

32. Григорьева Владимира Сергеевича—
главного инженера Южетройцнила.

33. Гришина Григория Слепановича —
каменщика треста № 63.

34. Дагаева Федора
управляющего трестем

35. Данильченне Федора Федоровича—
каменщика Южтяжетроя.

36. Добровинского Абрама Александро-
вича — управляющего трестом № 23.

37. Добрынина Инокентия Ланилови-
ча — электросварщика Петровскпрометроя.

Дмитриевича —

тов. Николаева, маршал Советекого Союза
тов. Буленный, тов. Димитров, друг

майора Штепенко

Tosapama!
Сегодня мы хороним любимую дочь с9-

осуществлению заветной мечты каждого
советакого авиатора — к лалтьвим беспо-

ветекого народа. лётчика, бойца Врасной  садочным перелётам.

Армеш, Героя Советского Союза майора
Матину Михайловну Раскову.

При исполнении служебных  ‘эбязанно-
стей погиб боевой командир, человек, 10
последнего вздоха преланный родине, сво-
ему народу, партии Денина-— Сталина.

Марина Раскова пользовалась пгирокой
известностью в нашей стране и во всем
‘уире. Нарот окружил её теплотой и лю-
бовью. Её имя сверкало в лучах славы и
навеегла останется на золотых страницах
истории авиалии и человеческого дерза-
НИЯ.

Нам, лётчикам, особенно горька и тя-
meta эта утрата. Марина Раскова была не
только верным патриотом советской от-
чизны. HO и прекрааным лётчиком, луч-
пим штурманом военной авиации. Неустан-
ным трудом она овладела высотами авиа-
ционной кульгуры и вышла в первые ря-
ды советоких авиаторов. Вся её короткая

жизнь была наполнена непрерывным дви-

жением вперёл, стремлением к совершен-
ствованию, к овлалению верптинами авиа-
ционного мастеретва. р

Начав свою лётную жизнь с небольших
полётов, Малина Раскова вместе с полру-
тами — аётчицами упорно готовилась к

Речь Героя Советсколо
подполковника Гризодубовой

Товариити!
Не стало Марины Расковой — отважной
лётчипы,  тероини дальних перелетов,

комантира военно-воздушных сил страны,
охной из числа бесстрашных бойцов, бес-
пощайдно разящих немецко-фашистеких за-
хватчиков.

Вея страна скорбит о гибели Марины
Расковой. Марина любила <вой народ, и ва-
por любил Марину за её смелость, отвагу,
за глубокую чуткость.

Все свои знания, силы, талант и моло-
дую жизнь Марнна Расковз отдавала Роди-
не. Честь и славу Родины, интересы нарюо-
да она ставила превыше всего.

В образе Марины, её жизни и подвигов

Пренраеная инициатива вотретила под-
держку товарища Сталина. Окрылённая
его тёплыми пожеланиями успеха, Марипа
Раежова со своими боевыми подрутами со-
вершила несколько блестящих перелётов,
которые до сих пор остались у всех в
памяти, Отважные лётчицы не только -за-
воевали своей стране международные авиа-
`ционные рекорды, но и` продемонетрир-
вали всему миру мощь советской авиации,
смелость и отвагу советской  женпвины,
её готовность преодолевать любые препят-
ствия, любые преграды для блага, отчизны.

С первого же хня войны с фашистекими
варварами Марина Раскова пересела на
боевой самолёт и всегда была готова для
защиты своей родины. На боевой машине
летчик Марина Раскова, будучи сама ма-
терью. запищала матерей и детей Совет-
  ской страны от человекоподобных хищни-
ков, от убийц матерей и детей.

Требовательный и волевой командир,
умелый и чуткий воспитатель, опытный
  организатор, Марина Раскова помогла мно-
гим и многим  девушкам-лётчицам стать
‘потлинными мастерами воздупгного боя.
Смерть оборвала жизнь Марины Раеко-

вой в самом расцвете сил и способностей.

мы вилели лучшие черты и качества че-
  ловека сталинской эпохи.

Советская власть, коммунистическая
  паугия воспитали Марину, открыли ей
широкий и еветлый. путь К труду, учёбе
и государственной деятельноети.

Свою жизнь Марина посвятила <овет-
 екой авиации и свою профессию лётчика-
  штурмана любила страстно, самозабвенно.

С первых дней отечественной войны
Марина Раскова заняла евоё место в’ строю
военных лётчиков Действующей Армин. Вее
  знания, весь опыт Марина Раскова отлава-
ла воспитанию советских военных летчиков.

Требовательный командир, чуткий то:
  варищ, она учила советских. лётчиков и

Память о ней сохранится в наших серд-
цах навсегда. Разгромим врага. Окончится
война. Отгремят пушки, потухнут пожа-
ры. И когда мы будем вепоминать суровые
дни войны и погибших друзей, на наи
сердца ляжет печаль и на глаза набежит
слеза. Но сейчас, товарищи, наши сердца
налюлнены жгучей ненавистью к подлому
врагу и наши глаза сухие. От взоров ста-
линеких соколов не спрячется ни один
фалтистекий разбойник.

Товарищи! Мы скорбно склоняем над
прахом погибшего героя свои знамёна. ове-
янные боевой славой, и клянёмся бесто-
щадно и безжалостно бить врага, уничто-
жать фашистского гада, ворвавиегося на
территорию нашей свободной ролины.

Братья лётчики! Держите крепче штур-
валы. Товарищи штурманы! Фочнее цель-
Tech. Бейте немецких гадов’ наверняка. Чем
больше точных разящих бомб мы сбросим
на врага, чем больше убъём фашистов, тем
меныше своих товарищей мы будем прево-
жать в последний путь.

Поклянёмея же, товарищи, бить врага
без пошады и сожаления. И пусть нам в
этой великой борьбе, 8 боевом полёте, в
облаках, в снегопаде и тёмной ночью евет-
лый образ Марины Расковой булет путе-
волной звезюй— маяком, который привелбт
нас на цель.

Союза

лётчип овладевать новейшими сложными
боевыми салюлётами, метко стрелять и б9м-
бить, мужественно громить врага на фрон-
тах отечественной войны, бить немпев
нешацно, бить до тех пер. пока ни олнотю
фангиета не останется на нашей священ-
ной земле.

Советские женщины и девушки, : воспи-

п боевой товарищ Расковой Герой Совет-
ского Союза Гризолубова и др.

В 15 часов т.т. Щербаков, Попов, Пронин,
Булённый, Димитров, Шахурин, генерал-
майор авиащии Никитин, генерал-полков-
ник Артемьев снимают катафалк с урной с
постамента. Траурная процессия пересекает
Красную площаль и направляется к мавзо-
лею Ленина. На площади выстроились во-
инские части и делегации трудящихся Мо-

`екову в её последний путь.

Тов. Пронин открывает траурный ми-
тинг. (Он предоставляет слово от имени
Центрального Комитета ВКП(б) и Совнар-
кома Союза ССР тов. А. С. Шербажову.

Тов. Щербаков говорит о коротком, Wo
славном жизненном пути Марины Раско-
вой, воплотившей в <ебе лучшие черты на-
шего народа—его бесстрашие, революцион-
ную энергию, смелость и отвагу, беззавет-
ную преданность родине, большевистской
партии, великому Сталину. Её светлый
образ, её честная и яркая жизнь булут
вдохновлять наших лётчиков и всех бой-
пов Красной Армии на новые полвиги, звать
всех советеких патриотов к ещё более упор-
ной борьбе с немецкими захватчиками.

К микрофону подхолит Герой Советского
Союза тов. Штепенко. От имени военно-
воздушных сил Красной Армии — доблест-
ных Товаришей Расковой по оружию — он
даёт клятву над прахом погибшей герои-
ни беспошално бить и уничтожать гитле-
ровских мерзавцев, стойко защищать евя-
щенную землю советской родины.

Послелней выступает” Герой Советккого
Союза В. С. Гризодубова. Она говорит о
своём безвоеменно погибщем друге и 00е-
вой сопатнице, вся жизнь, BCe силы, 3нз-
вия и талант которой были безразлельно от-
даны родине. Тов. Гризолубова обращается
к советским женщинам с нламенныем при-
зывом — быть такими, как Раскова,

Тов. Пронин об`являег траурный митинг
закрытым. Тт. Щербаков, Попов, Пронин,
Димитров, Будённый. Гризодубова спуска-
TCA с трибуны мавзолея и, подняв траур-
ный катафалк © урной на руки, несут его
к нише в коемлевекой стене.

Когда урну устанавливают в нише, раз-
дается троокралный орулийный выстрел п

танные партией Ленина— Сталина, смело
идут защищать евою жизнь, свою Родину,
свой народ всюду, куда пошлёт их страна.
И весе мы. советские женщины, в своей
работе, в своей борьбе должны стремиться
быть похожими на нашего друга Mapamy.

Прошай, боевой лрут, прощай, товарищ,
твоё имя не забулет никогда твоя страна!

\

звуки траурных маритей cwenAloTeA BBy ka-
ми «Интернащионала». В эту минуту над
площадью стремительно проносятся боевые
самолёты — покрывшая себя неувядаемой
славой в боях сталинекая авиация про-
шаетея се своим доблестным товапищем
Мариной Михайловной Расковой, имя и
образ которой бутут вечно жить в сеплие
и памяти нашего народа. (TAEC).

еквы, Upiienmine npoportrh Mapwxy Pa-}

38. Дорохова Ивана Алексеевича —
начальника монтажного управления Мос-
прометрвя.

39. Дорошкевича Михаила Селиверсто-
вича —— главного инженера  Главдаль-
страя.

40. Дулина Максима
начальника монтажного
Союзхимментажа.

41. Дыгай Николая Александровича—
начальника Главуралетроя.
42. Дыкина Алексея
глазного инженер» треста
строй,
43. Евстафеева Серафима  Васильеви-
ча — начальника Главетроймеханизажии.
44. Ежова Ивана Калиновича — сек-

ретапя Молотовского обкома ВАП(б).

45. Еникеева Галифулу — забойщика
Уралмашетроя.

46. Ермолаева Виктора Васильевича—
начальника Главсантехмонта ва.

47. Ермоленко Гритория Васильевича —
слесаря механика треста № 38.

48. Желяка Семёна Анлреевнча — ма-
стера Союзхиммонтажа.

Сергеевича —
управления

Ивановича —
Южуралтяж-

(3

бригадира монтажников треста Lt:
50. Жука Павла Васильевича — ли-

ректора Орского завода металлокояструк-
ций.
51. Зайшава Николая Ивановича —

электромонтёра Ураленбэлектромонтаж.

52. Зайцева Николая ‘Яковлевича
производителя работ Уралсибслецстрая.

53. Звенова Семйна Афанасьевича
багермейстера Черномортех флота.

54. Золотникова Еремея Марковича
главного ннженера Главбоепринасстроя.

55. Зурнаджи (Слепана Николаевича —
мастера монтажных работ Азовстальстроя.

56. Иванова Валерия Александровича—
главного инженера Главстроймеханизации.

57. Иванова Михаила Ивановича — Ha-
чальника Главетройнроекта.

58. Калениченко Александра Георгиеви-
ча — главного инженера треста Моспром-
строй.

59. Карцева Фёдора Васяльевича-—сек-
ретаря партийного комитета Наркометроя.

60. Ключникова Фёдора Анисимовича—
управляющего трестом Уралсантехетрой.
  61. Новаленко Фёдора Дормидонтовича—
`управляющего трестом Коксохиммонтаж.

62. Кожевникова Евгения Фёдоровича—
управляющего Южуралтяжетрся.

63. Кондя Сергея Тимофеевича — на-
чальника стройучастка треста № 22.

64. Константинова Дмитрия  Павлови-
ча — столяра Южтяжстроя,

65. Нормера Георгия Борисовича —
управляющего треётом Моспромстрой № 2.

49. Журавлёва Андрияна Фбёдоровича—

66. Королёва Николая Ивановича —
управляющего трестом Уралтяжетрой.
67. Короткова Петра Михайловича —

управляющего трестом № 30.

68. Коренюка Василия Ивановича —
председалеля ПЕ Союза Промстроительства
Дальнего Востока. ;

69. Костылева Христофора Антреевича—
мастера горно-взрывных работ Главдаль-
строя.

70. Котельникова Михаила Павловича—
плотника Уралтяжетроя.

71. Кочетова Ивана Ивановича
главного инженера Спепстроя Южурал-
тяжетроя.

72. Кринунова Илью Васильевича —
главного инженера треста № 9.

73. Нрысина Ивана Петровича — ин-
структора плотника.

74. Нурзона Марка Николаевича —
заместителя начальника Главчермететроя.

75. Курочкина Ивана Яковлевича —
мастера треста № 63.

76. Кучеренко Владимира Алексееви-
ча — управляющего трестом № 50.

77. Левина Льва Исааковича — глав-
ного инженера монтажного управления
Стальконструкции.

78. Левина Абрама Мееровича — пред-

—

селателя ЦЕ Союза Промстроительства
Урала и Сибири.

79. Левина Иосифа Ароновича — на-
чальника Главэлектромонтажа.

80. Лукиных ПШетра Алексеевича —
плотника треста № 8.

31. Макарова Павла Петровича —

бригадира такелажной бригады Севурал-
тяжетрой.

82. Максанова Леонила
управляющего трестом №
$3. Мальцева Фому
инструктора каменщика.
84. Марусина Гавриила
инструктора бетонщика.
85. Маслова Дмитрия Николаевича —

экскаваторщика Уралеибепенетроя.
86. Минина Василия Антреевича —
предселателя ЦЕ Союза Промстроитель-

Семеновича —
Ивановича —

Васильевича—

ства Центра.

87. Миронова Михаила Алексанхрови-
ча — каменщика Упалматшестроя.

88. Муравьева Фелора Семеновича —
инструктора столяра.

89. Наседкина Виктора Михайловича—
главного инженера треста Севуралтяж-
строй. Г

90. Недосекина Виктора Ивановича —
председателя Свердловского облисполкома.

91. Нефедова Сергея  Фотиевича — за-
местителя Нар. Ком. по строительству.

92. Нечаева Анлрея Григоръевича —
плотника треста «Строитель».

93. Никитина Николая Сергеевтча —
заместителя главного инженера Южтяж-
строя. ,

94. Нинольского Алекеея Геннатиеви-
ча — главного инженера Влалнефтестроя.

95. Новикова Сергея Карповича —
начальника участка треста № 3.

96. Новиченко Павла Дмитриевича —
бригадира монтажников Донбасстяжетроя.

97. Носкова Александра Михайлови-
ча — каменшика Южтяжетроя.

98. Обухова Николая Корниловича —
управляющего трестом Севкавтяжетроя.

`` (Продолжение следует)