+

/

ЧЕТВЕРГ, 7 МАЯ 1545 в. WM 405 (7791)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
— ыы

Il

РАБОТНИКИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СДЕЛАЮТ ВСЕ, ЧТОБЫ

Творческ

т

ПОМОЧЬ КРАСНОЙ АРМИИ

ВЫПОЛНИТЬ ПЕРВОМАЙСКИЙ ПРИКАЗ ТОВАРИША СТАЛИНА

ая мысль

кузнецких металлургов

Отечественная война против гитлеров-
ских разбойников заставила кузнецких
металлургов. принимать решения, нхущие
epaspe3 с канонами, традициями  миро-
вой металлургии. Масштабы войны, вре-
менная потеря отдельных промышленных
районов требовате от нас освоения все в
больших количествах производства сталей
и поофилей таких марок, которые танез

чество кокса как путем хальнейнето по-
зышения качества коксовых углей, тах
 . улучшением теллового режима обогрева
RORCOBLIX печей. Еще значительно недо-
даем скрапа доменному цеху, хотя в при-
легающих районах имеется большое коли-
чество стружки и отходов. Велики еще
простои мартеновских печей на горячих
и холодных ремонтах. Мы хобились резкого

=

В сущности это—болышой, застьоенный !
пятиэтажными домами тород;, три четвер-
TH. которого занимают огромные цехи,
разбросанные на большом пространстве.

город по праву можно назвать Танко-
градом, и самое большое здание в городе—
цех сборки.

Тот, кто входит туда впервые, остано-
вится на дороге, ошеломленный  внушги-
тельной картиной: далеко спереди по обе
стороны цеха, как пришвартованные к

Танкоград

\боевым качествам тяжелых танков. По-
том последовал приказ правительства о

новке в два дня были выпущены первые
образцы новых, замечательных по своим

переводе на Урал, и началось передвиже-
ние кировцев на новые места.
Котда-нибуль напишут хорошие, вол-
нующие книги 06 этом передвижении ги-
гантов нашей промышленности © запала
на восток страны.  ТрудБости первых
дней на новых местах, понятная тоска

вырабатывались заводами качественных
сталей на небольших агрегатах и относи-
тельне в небольших количествах. 0бога-
щенные опытом предшествующей работы,
кузнецкие металлурги с каждым днем
увеличивали производство оборонного ме-

снижения потерь металла на разливочных
пролетах мартеновских пехов, но можно
еще многое оделать, чтобы эти потери
свести к минимальным величинам. Мы не
должны в пни войны миритьея и с теми
потерямя металла, которые имеются в

é

талла, осваивали новые марки стали и !прокатных цехах и альюстажах.
и новые виды  ковсохимической B общем под’еме сибирской металлур-

гея некоторые цехи и агрегаты работают
Благотворно сказалась огромкая работа  на особенно высоком уровне. Коллектив

стенке корабли, стоят тяжелые, много-
тонные танки. }

Огромный цех наполнен шумом и гро-
XOTOM. Заглушая человеческие голоса,
грохочут: моторы. Многотонный кран во-
рочает в воздухе тяжелую бронебашню и
медленно опускает ее на корпус танка.
Как бы в аллее, движутся сотни людей.

И в этом нехе, построенном в дни оте-
  чественной войны, переходя от одной ма-
шины в другой, вилинть весь процесс po-

по воспитанию кадров и налаживанию   доменной печи № 1 (мастера тт. Скляр,
технологическогь процесса, проведенная в ОБадвиков, Поспелов) yaa средний ко-
ховоенные годы. Вузнечане научились в эфициент использования за март 0,78 про-
несколько дней решать такие вопросы, нз  цента, что должно служить примером для
которые. требовались до войны месяцы;   всех остальных печей пеха.
за месяц решали вопросы, на которые рз-  На ряду с непрерывным увеличением
Hee TROOBAEBED: PONE. производства HeTAatia и дальнейшим по-
Особенно серьезным был для нас этап, вышением его качества перед нами стоит
Ботда, по указанию нашего вождя това- рях неотложных задач, вызванных усло-
рища Сталина, мы получили задание 0сво- виями военного времени.
ить материал для танков. Новизна этой  ( каждым месяцем  пеобходамо повы-
задачи и краткость срока заставим. патсь в нашем производстве удельный вес
с невиданной быстротой и четкостью ра-  местного сырья, освобождая страп? от
ботать технический пульс завода. День и излишних дальних перевозок. сейчас 4

Н-ский завод в Москве. На досрочно отре-
монтироБанном тёнке его экипаж возвра-
щается в часть. Комискар ремоятной базы
т. Хренов прощается © командиром боевой
машины младшим лейтенантом т. Мерку-

ловым. Фото П. Николаева.

Трудовой подем
на предприятиях.

гочь металлурги работали нах претворе- нас производится опытное кохлование. ко-
ниех  правительственного задания  В торое должно дать подбор наиболее рапио-
хнань. Вак известно, через короткий срок нальной шихты для получения кокса бо!
Кузнецкай комбинат ответил на Это Залз-  лее высокого качества. Дальнейшее уве- ф
ние эшелонами металла для нон выплавки стале немыслимо р без Мастер смены одного из лучших цехов
БИЯ. повышения КУЛЬТУРЫ работы мартенов-  Московского завода «Динамо» имени Ки-

После освоения ряда новых марок ста-
лей и профилей мы перешли к‘еще бо-
лее смелым нововведениям в нашем произ-
водстве. Так, например, мы почти удвои-
ли садки  мартеновской плавки, значи-
тельно изменили технологический процесс,
резко повысили производительность печей,
He снижая тактических свойств металла. !

ских цехов, без четкого выполнения Рова ИН. М. Лавренов оснастил ‘станки
графика. : своего участка ‘приспособлениями, во мно-

Мы должны создать все условия для Г [аз увеличивающими производитель“
эффективной работы патих скоростников, НОСТЬ труда. Недавно для обработки одной
дающих лополнятельно тысячи тонн ме. оборонной детали он изготовил специаль-
талла. Это — сейчас одно Из первостепен- Е06 приспособление и, встав за станок,
ных наших дел. Имеются все возможно-  Дал бодее 3.000 проц. к своему сменному

сти резко сократить потери металла. Ког-   ЗАДанию. Затем Лавренов предложил даа

дения боевой машины — отнапоминаю-
щей лохань громадной броневой коробки
[10 готовюго двинуться на испытание, во-
‘оруженного и осналщенного гиганта, в ко-
‚тором уже занял свои места боевой эки-
паж. Эдесь можно увидеть тесное, брат-
ское содружество героев фронта и героев
‚ трудового тыла.

Водитель танка впервые занимает
свое место в маацине, стрелок садится к
оружию. Тут же, у открытых люков,
a кольцом стоят строители танка

и пытливо вглядываютея в лица танки-
стов. Волнующие минуты,  оглушитель-
ный грохот мотора, лязг гусениц, — но-
вая, получившая жизнь машина вылви-
гаетея. вперед из строя танков, делает
` легкий, искусный поворот. Вот она уже
движется по аллее к широко раскры-
тым, воротам цеха и исчезает из глаз.

Готовый к бою танк кажется *моно-}
литным, единым механизмом. Стараешься!
охватить во всем 0б’еме слюжнейшее лело

родному, любимому городу Денина, трево-
га о близких, —все это не отразилось на
работе коллектива кировпев.

Первая большая радость — токарь (е-
ливеретов дал на трех станках 700 про-
центов выполнения нормы. На доске по-
чета появлялись имена тех, кто давал
200 процентов нормы, потом числе двух-
сотников увеличилось. Как только © побе-
де ленинградиа  Селиверстова затоворили
на заводе, один из уральцев дал 400 про-
центов, потом прошел слух о 16-летней
скромной девушке, которая, начав со
150—200 процентов нормы, дошла ло
300, а затем до 500 процентов. Через
месяц после приезда кировцев цех, рань-
ше дававший 1—2 комплекта, стал да-
вать 7 комплектов на тем же оборудова-
нии. Люди учились и роели в работе. Пе-
редовые рабочие, лучшие люди пехов да-
ли целую плеяду способнейших молодых
учеников. :

Теперь можно оглянуться на mpoliter-
ный путь. За четыре месяца работы в
несколько раз увеличилея выпуск прево-
сходных боевых машин «ЁВ». Эти маши-
ны заслужили почет и уважение на фрон-
те и поставили немало огорчений врагу.
Кировцы любят вепоминать ленинградекие
горячие дни, когда одна из бригад,
бригада Парамонова, шесть дней не выхо-

Ва шахте им. Октябрьской революции

треста «ПТахтантрацит». Грузчик зжелезно-
дорожных вагонов М. С. Максимец, систе-
матически выполняющий нормы на 200—259

процентов. Фото А. Братолюбова (ТАСС).

Трудовой подем
на предприятиях

ТБИЛИСИ, 6 мая. (По телеф. от соб.
корр.). В ответ на приказ товарища
Сталина слесаря Тбилисского станкострои-

дила из цеха и устранила причину за-  тельного завода имени Кирова тт. Шесто-
держки вытуска танков. Здесь, на Урале, палов и Артемов перевыполняют сменные
мастер Обичкин двое суток оставался В задания в несколько раз. Вотельшик Тби-

‚создания тяжелого танка, этого линкора’!

среди танков, и проникаешься глубоким
уважением к людям,  отдающим всего
себя этому важнейшему делу, в людям,
сутками He покилающим своего места в

цехе, пока не выправил создавшегося В лисского паровозоремонтного завода имени

pip Soe ae в Так, Оталина орденоносец Гецадэе выполйил за
ЕН Вр y Rae YaUHe  -DOCBEIC! very более семи норм, а слесарь Бабаев,

1 ии кировцев.
Pee ees выполняя ответственное оборонное задание,

В последнее время Нами осуществлена да руководители мартеновских цехов по-
оригинальная система TDORATRM чрезвы-  деловому взялись за создание лучших
чзйно дефицитного вида продукции на условий на разливкл, то разлявщик тов.
стане, коему  несвойственна подобная Бахтин показал  прокраеную работу. :
специализация, н таким путем значитель-  марте у не было только лва слитка
о увеличили ресурсы страны в этом ви-!брака. Разлившик же мартена № 1 това-
29 проката. Инженеры завода и лаборато- pum Кожехметов практически стремится
рии совместно с научно-иселедовательски-   приблизить к нулю потери на разливке.
мя работниками решили ряд вопросзв по! - >
маркам-заменителям, идя по линии эко- im ee А ВЕ
номии остродефипитных ферросплавов и 5 7
_dermywnrex лобавох. путем тщательного ухода за ними и пра-
к ВИЛЬНоГО теплового режима. Если покон-
Велед за этим пёред нами ветали за- чить с торячими ремонтами, мы будем

`Танкоград — вот название, которое

другого вида работы особого рода много“
справедливо присвоить этому работающе-

местный зажим. Пользуясь им, стахано- Цехе. Вокруг — сосредоточенные,
вец-фрезеровщик тов. Селенин выполнил  Ченные лица. Но ‚это лица людей, уло- му лень и ночь огромному рабочему по-
1.700 проц. нормы. 0евоив новое при- Влетворенных своей работой, удовлетво- седку. Здесь все живет и дышит олнии
способление, фрезеровщик Шибракин так- Ренных тем, что завод выполняет план, желанием — побольше дать фронту гроз-
же @тал тысячником. Опыт работы масте-  Дает продукцию сверх плана. ных машин, изо дня в день бесконечной
pa Чавренова передается другим цехам и Первыми приехали. на новые места вереницей оставляющих территорию заво-

участкам. Токаря Фомин и Додуладов  ленинградские рабочие — стахановцы-сле- да. Грохоча и лязгая, они движутся по
знакомят рабочих © работой по новому! саря Алексеев и Максимов, токаря Сели-! улицам Танкограда. Башни их достигают
методу. верстов,  Вазаков. Приехали и старые! высоты вторых этажей домов. Дрожал до-

* опытные мастера орденоносец Васильев,   Ma, дребезжат стекла, в окнах появляются
‚ ИВАНОВО, 6 мая. (По телефону от! лучигие бригадиры орденоносцы Розанов, люди, провожающие сияющим, радоет-
соб. корр.). — Увеличим выпуск ткани на! Демин, бритадир Сазонов.  Заслуженный ным взглядом новые боевые машины.

нужды обороны, досрочно выполним май- команцир промышленности, дважды орде-  Иногда на башне танка, как окульттурная

дачи освоения металлургии для авиз- и  иметь дополнительно сотни и тысячи тонн
хотороетроения. Столь резкая’ перестрой- металла. Большой резерв таится - в. -уско-
ка в работе несколько сказалась на уров- рении ремонта мартеновских печей. ;
не производства металла.  Потребовались, Кузнецюне металлурги получили новые   ской мануфактуры. Ткачихи Бородулина,
тщательная отработка технологии и повы-  специальные задания, с которыми мы Михеева, Виноградова, Косырева, Трухина,
шение культуры работы всего коллектива обязаны справиться во-время и с честью.! Леванова стали обслуживать по 8 станков
завода, чтобы покончить € количествен-  Работники нашего завода обратились с   вместо 4 по норме. 24 работницы пере-
ным отставанием.   призывох ко всем металлургам Советского   Шли на б-станочное уплотнение. В по-

И вот март принес значительные успе-  Союза —— начать всесоюзное соревнование СЛедние дни значительно возросла произ-
водительность труда во всех цехах.

вет на Первомайский приказ товарища
‘Сталина принял коллектив Ново-Иванов-

хи в этой области. Несмотря на то, что по   доменных,  мартеновских, прокатных и
целому ряду цехов — в кокосовом, домен- когсохимических цехов, железных и мар- *
HOM, мартеновских H UPORATHBIX ~~ Della-) raynepErx рудников, чтобы дать сверх пла-  АШХАБАД, 6 мая. (По телефону от

лись новые задачи, уровень производства
металл для проиэводс боеприпасов
по всему металлургическому циклу был в На Металл ду И eet

uapre BEM mana. Pasrepaysnieeca пред- ВИНТОВОК, пулеметов, pone: орудий,

майское соревнование обеспечило более Самолетов и танков. Наш завод обязался

Высокий уровень производства и в апреле. дать сверх плана в мае тысячи тонн кок-
Но мы отдаем себе отчет в том, что на- ба, ЧУГУНа, стали, проката, руды.

ши усшехи далеко не исчерпывают Tex Это ar обязательство мы непременно
езервов, которые таятся в нашем обору-  выполним!

Reece Л. ВАЙСБЕРГ,

довании, в хорошо спаянном ere
Eme далеко не все сделано для достиже- главный инженер Кузнецкого метал-

соб. корр,). Коллектив Атшсхабадской тек-
стильной фабрики обязался перевыпол-
нить план второго квартала.  Шодобные
обязательства приняты и на других пред-
приятиях. Ташаузский хлопкозавод решил
досрочно дать сверх плана не меньше
600 тонн хлопка, а Ашхабаловая желез-
ная дорога — с превышением выполнять
план погрузки. Машиниет депо Ёраено-
водек тов. Логвинов, став на однодневную

ский план, — такое обязательство в .от-

ee механического цеха. 3a сборку
взялея ‹ неутомимый молодой инженер
Абрамов, всегда  подтянутый, с орденом
Врасной Звезды на отвороте хорошо ‚вщи-
Toro, облегающего его крепкую фигуру
пиджака. Все они ‘приехали сюда из
Ленинграда, с Ленинградекого фронта. Там
они получили боевое крещение в дни и
ночи воздушных бомбардировок.  Фугас-
ные бомбы, снаряды фашистекой артил-

Tha и в самых цехах, но в сборочном и
сдаточном цехах продолжалась работа.
Потом эти цехи перевели в другой район,

в более безопасное место. И в такой обста-

ноносец, старый кировец Хохлов ‘стал во группа, как символ единения фронта и

трудового тыла, стоят во весь ‘рост тан-
кисты и рабочие.

И в день победы в праздничной столице,
Когда с врагом сведен последний счет,
Нам смажет Сталин, всматриваясь в
лица:
— Привет, танкисты, ‘боевой народ!

Эту песню сложили сами танкисты,
доблестные, мужественные люди, которым
страна каждый день вручает все новые
и новые боевые машины, созданные здесь;
на Урале, в городе, второе имя которо-

му — Танюограх.
7 Л. НИКУЛИН.

Двухсотники

ФРУНЗЕ, 6 мзя. (По телефону. от соб.
корр.). Завод имени Фрунзе в эти :
выполняет план на 145 процентов, а це-
хи, где начальниками тт. Гледнецкий и

разрывались “вблизи цехов, а ино-
Ищенко, — свыше чем на 200 процентов.

натные кузнецы завода Чернышев и
`Шарйтун дают не менее восьми норм
каждый. По 3—4 нормы стали выполнять
в мае Мордякин, Филишюз, Василенко,
Кулик, Черенков и другие.

выполнил 12 норм.
\ *

BARY, 6 mas. (По телеф. от соб. корр.).
На орденоноснюм заводе имени Шмидта
недавно закончен строительством новый
цех. Цех построен, смонтирован и пущен
в ход еилами заводокого  коллеклива. В
мирных условиях такая работа заняла бы
He менее пяти месяцев. Шмилтовцы за-
кончили 6 в рекордный срок — за
15 дней. Коллектив рабочих цеха состоит
целиком из учеников и бывших домохо-
afer. Bee 12 операций, связанных с вы-
пуском деталей, отлично освоены. новым
пополнением рабочего класса. дык:

*

УРАЛ, 6 мая. (По телефону от с5б.
корр.). Ha Н-ском заводе широко развер-
нулось социалистическое соревнование. За
10 месяцев войны выпуск клинков в цехе,
где начальником т. Зенников, увеличилея
в 35 раз. Полировшик Уткин, точильшик
Филиппов, сборщик Яковлев, полировши-
ца Васильева вырабатывают в несколько
раз больше клинков, чем в начале оге-
чественной ‘войны. Коллектив цеха холод-
ного оружия досрочно выполнил увели-

ченный в 30 раз план.
*
YOA, 6 maa. (По телефону от соб.

корр.).  Рабочие-стахановцы  паровозного
детю станции Дема в один день выполни-
ли программу ремонта паровозов на
200 процентов. Слесарь затотовительного
цеха Мурик выполнил свое задание на
500 проц., слесарь Пашков—на 350 проц.

ния максимальной производительности до- лургического комбината им. Сталина.  з.уту перевыполнил норму пробега в
менных печей. Мы должны улучшить 5а-  СТАЛИНСК. (По телефону). полтора раза.
нем за последние полмесяца делал по

тысяче.

Звать его Архип Трофимович, он украм-
Hell, спокойный и улыбчивый, ° и лет.
ему — 26. Слесарные тиски — вот его
станок.

Прогудел гудок, и мы не успели даже
словом перемолвиться. Вообще журналисту
трулненько сейчас на заводе: у людей нет
времени на беседы. /

Шушкете принесли целый ящик стер-
женьков, на которые были напаяны шие-
нечки. Надо было напильником . обточить
каждый шиенечек, освободить ero от за-
усенип и камель припоя. Сев на табурет-
ку, Шушкета стал опиливать крошечные
эти выпуклости.

— А, ей-богу, я не понимаю, чего тут
особенного, — говорил он, зажимая в
тиски стерженек. — Простая  аккурат-
ность. Армия меня приучила. За полтора
тода, что я был радиетом, получил 136
благодарностей...

По две в неделю?

— Нет, по одной в четыре дня. Я
вылаживаю инструмент, смазываю тиски,
чтобы одним пальцем можно было кру-
тить... Ну, и иногда изменяю способ... Ни:

Напряжение

той миллиметра. Они отлиты, откованы,
отитампованы,  обточены,  просверлены,
отшлифованы, отполированы... Сотни ты-
сяч трудовых операций претерпели дни,
прежде чем их собрали в это могучее це-
лое. Каждая из них прошла десятки, a
иногда» и сотни рук, вооруженных ору-
диями труда...

То же можно сказать о любом танке,
любой зенитной батарее, любом автомоби-
ле войны. Все, что умеет добывать и co-
зидать человек, все бросается на защиту
этого созидания. И в зависимости oT TO-
го, насколько скоро, насколько хорошо и
насколько всенародно идет это созидание,
будет скорой наша победа. Bor почему
праздник первото мая, праздник труда в
этом году был особенно знаменателен.

Люди трудятся сейчаю © яростью и са-
моотверженностью небывалыми. Е

*

Завод, Tie директором тов. Горелик,
совсем не гигант. Делает он очень ответ-

Тыл говорит фронту:

— 1942 rox — год нашей победы. Я
сделаю все, чтобы она состоялась. Сокру-
шительный натиск твой на врага я 0бес-
печу любым числом снарядов и 00мб и
патронов. Бейся и знай, что, нока ты бро-
сишь одну гранату, я приготовлю две.

Й вот летят самолеты, идут танкя и
едут пушки к той пылающей полосе. ко-
торая называется переднии краем.

Летят самолеты. И каждый из них не-
сет в себе свыше 45 элементов, суще-
ствующих на земле, более половины всех
элементов таблицы Менделеева. Они cme-
шаны, сплавлены, соединены в бсложней-
ших пропорциях, установленных столе-
тиями научното труда. Железо, сплавлен-
ное с марганцем, никелем, хромом, мелиб-
деном, вольфрамом, ванадием, кобальтом
и танталом, составляет ответственные ча-
сти его моторов, тросов,  полшипников,
спаек. Алюминий и матний образуют ето
нервы, ето крылья. части его корпуса.

Сурьиа, висмут, цинк, свинец учаетвуют

когда не шляюсь по цеху.

ого диаметра и ушел опять. В глубина
цеха повозилея возле токарного станка и
принес сверло, в котором теперь была
ямка. Надел ямку на птенечек, она во-
шла аккуратно.

На лице у него появилось лукавство, он
поглядел на меня и тотчас же снова стал
безразличным. Взял пневматическую лоель,
надел шланг, проверил воздух, вставил
сверло с ямкой в патрон дрели.

Установив стерженек, он надел ямку
на шпенечек и нажал гашетку. Дрель
запела и Задрожала. Он отнял ев и
осмотрел шпенек. Медный его наростик
был ровно очищен и сверкал, как поли-
рованный: р

Тут Шущкета уже не мог сдержать
улыбки. Захватив пригорошню стержней,
зажав их в руке, как веер, он стал впи-
ваться дрелью в шпеньки, еле успевая
подносить их под врашающуюея сталь.
Три секунды — и готовый стержень па-
дает в ящик. Веселый визг трели и звон
этого падения, и блестящая золотом
мель — все стало совсем другям. Шушке-
та работал’ спокойно, но вилно было, что
он доволен собой.

ка жира. Длиннопалые руки находились в
бешеном движении — левая  направляла
металлический лист на оправке, а правая
работала молотком. Это был град’ ударов—
ровных, точных, как будто легких. Ваза-
лось, не рука кидает молоток на металл,
а металл обладает свойством притягивать
и отбрасывать от себя молоток, как это
происходит в электрическом звонке, руке
же остается только направлять инстру-
мент, куда нужно.

Восемь молотков разных форм и разме-
ров, деревянных и железных, падали на
стол и впрыпивали в руку Мурадяна, ко-
гда он менял их. Вончив одну деталь, он
хватал другую, подтягивая вое легкое
тело на тисках, зажимая оправку, и вновь
сыпал молоточную дробь. За ним стояло
несколько рабочих и любовалось. Рядом
У верстака был мальчик-—Ученик 030. On
заклалывал алюминиевые листы в оправ-
ку, его маленькие руки уже научились
быстроте, но сам он еще не привык к
ответственности, и потому лицо его было
напряжено и глаза то и дело векидыва-
лись на виртуоза, как бы спрашивая, не
сделано ли ошибки.

Вечером, по окончании смены мы встре-

лилея смехом. Мурадян смотрел на него

яростно, потом удивленно, потом сел,
вздохнул и улыбнулся.
— ь загорячилея, — сказал он—

Начальник совсем не обязан со мной
оправки делать,—обратилея он ко мне.—
HO YR MEF € HUM по ночам работаем, что-
бы добиться 1000 процентов.

И он сразу стал мягким, тихим и даже
ласковым. Он рассказал о родном Кавка-
зе, о том, как был беспризорным, о том,
что молоток стал его инструментом с дет-
ских лет... Потом мы углубились е вим в
тайны его ремесла, не менее сложного,
чем ремесло кузнеца.

— А ч10 за мальчик возле Bac? —
спроеил я.

— 910 — мой Вася. Я его учу. Я п
ставил ето мне помотать, и это повыеиле
выработку на 200 процентов, так кзк я
не трачу времени на закладывание листа.
Он — очень хороший мальчик. Я тоже
был тажим... одиноким... Ну, пойдем, ло-
жалуйста, Алексей Ильич.

Й они ушли делать свои оправки, по-
тому что решили перекрыть Шушкету.

...Шел густой дождь, котла мы вышли

в различных его деталях. Берилий, медь,
олово, бром выдерживают особы патря-
жения его лвигателя. Торий и радяй све-

тятся на пиферблатах ето приборов, бор

и иот растворены в ето стеклах, строн-
ций, барий и кальций — в его освети-
тельных ракетах, ртуть, утлерол, водород,

кислород — в его бомбах, титан — в его

Вее это надо добыть, выделить, очи-

стить, вновь соединить! Огромная, слож-
— в недрах земли, на бере-
тах моря, возле домен и электропечеи, в

ная

лабораториях и на химических заводах...
Да, если во времена Наполеона для то-

го, чтобы вооружить армию, довольно бы-
пороха и ослиной кожи для

барабанов, то сейчас все открытое и 093-

10 железа,

данное человеческим гением должно быть
ввергнуто в битву.

Летят самолеты. Й в каждом из них
более 12 тыюяч деталей крыльев, пентро-
плана, корпуса, до 2.500 деталей мотора,
более 500 леталей приборов, более 5.000
деталей вооружения. Полавляющее боль-
шинство их сделано с точностью до CO-

ственные и очень точные вещи для вой-
ны и отличается еше тем, что весьма
много процессов в его производстве идут
вручную, -—— таков уж характер его про-
дукции. Отчасти это происходит еще и
потому, что конструкторы, что ни день,
изобретают все более совершенные систе-
ны, и завод каждый месяц осваивает ти-
пы деталей, поэтому  механизировать
полностью всю работу просто невозможно.
Больше, чем на любом хругом предприятии,
успех зависит здесь от личных усилий
каждого рабочего.

Был обеденный перерыв, когда мы при-
ехали на завод. На дворе — говор, более
громкий, чем это обычно бывает, и из
этого гуления все время вырывалось одно
странное ‚слово:

— Шушкета! Шушкетз! — слышалосвь
там и тут.

Казалось, что это название какой-ни-
будь детали или изделия, ню меня провеё-
ли в пех и там представили человеку,
который носит эту фамилию.

Он был героем дня. Только-что он 40-

бросил в ящик готовых. Взял следующий,
но тут же положил его на место и нето-
ропливо пошел прочь,
соседей. Через минуту вернулея с куском
железа, завернул его в тиски и выпалил
наверху канавку.
он установил на канавке и стал опили-

вать, держа рукой. Теперь на зажиманье *
в тисках не уходило ни секунды. В этом цехе разговаривать было
—- Если добросовестно работать, всегда   нельзя — грохот  молотков  перекрывал

можно перевыполнить норму, — шюдолжал
он медленную свою речь, наклоняя голову,
то вправо, то, влево, как будто думал о
чем-то далеком. Готовые стерженьки л9-
жились олин на другой, все чаще разла-
вался звон их паления в ящик, все бы-
стрее двигался напильник В рузе,. совер-
шая покрутовые
нечка.

В

бился 1.290 процентов нормы, а в сред-!в

Председатель завкома остановился возле
верстака.

— На две тысячи идешь? — сировил
он.

— В 4 дня все кончу, — ответил тот.

Отала понятна тайна 136 благодарно-
стей — по‹одной на четыре Was.

— Пойдемте. я познакомлю pac © Му-
радяном, — сказал - предзавкома.

Он поглядел на часы, вынул стерже-
HOR, сдул с него золотой порошок опилок,

оглядывая столы

Следующий стерженек

любой голос. Мурадян работал в конце
возле окна. Что-то упрямое и страстное
было в этом лице — широколобом. с мор-
шинами, острыми, как стрелы, показываю-
щие движение лицевой мускулатуры в
уоменты тнева или презренчя. Жесткие
волосы были черны, серебряная прядь
выделялась над лбом, как будто нехва-
тило пигмента, чтобы окрасить всю от
ромную шевелюру. Он был олет в зеленую
майку без рукавов. жилистое. хулое тело
былю видно пл  трикотажем — связки,

лвижения  розле шие-
— Главное, ятобы ровно работать, все
одном темпе. тогла не устанешь...

Он бросил очередной стержень, порылся
ящике, нашел сломанное сверло боль-

‘

сухожилия, мускулы без всякого признз-! горели. Тот вдруг улыбнулея и потом за-

тились с Мурадяном в конторе цеха. Он  ИЗ Цеха, — первый хожль этой весны.
вошел насупленный и сразу подошел к! Пахло землей. В просвете между туч
начальнику. солнце на горизонте посылало красные

— Алексей Ильич, долго я буду тебя лучи. Машины не было, надо было ждать
просить? и мокнуть. Предзавкома вдруг нырнул

— Xopomo, Мурадян, сетохня ‘ночью под землю и нозвал меня. Мы спустились
поработаем. по лесенке. Это была землянка. совсем
— Нельзя, дорогой, больше тянуть. Ва5 на фронте. Во время учений саперы

сделали ее и оставили: Яркая лампа горела
сегодня   ПОЛ потолком, и человек в заляпанном

краской клетчатом пиджачке работал тут.
Он стоял перед мольбертом — круглое
лицо, усы шваброй, маленькие глазки из-
под густейших бровей. На мольберте бы-
ла картина, и в ней участвовали те ‹а-
мые вещи, детали которых лелали Шуны-
кета п Мурадян. Это был бой в снегах
возле деревни, и немцы бежали, закрыв
руками лица. Внизу было белое место п
выписаны фамилии обоих героев труда с
процентами их выработки.

— Бисть вы мне обещали, товариш.—
сказал художник председателю  завкома
ворчливо, — и все не вылаете. А этой
писать невозможно —= слаба.

Б. АГАПОВ.

Надо сделать новые оправки.

— Ты знаешь, у Шушкеты
1.300, слыхал?

Лицо Мурадяна насупилось, морщины
пришли в действие, обозначая упряметво
и Jame ярость,

— Давай, пойдем бвейчае работать. Я
уже паяльную лампу разжег. металл вы-
строган, илем, пожалуйста.

— Подожди, вот здесь журналист хо-

чет с тобой поговорить.
и Слушай, может быть, не хочешь,
чтобы Армения перекрыла Украину, .то-
вариш Устинов? Я не побрамлю родной
Кавказ, все равно ночью буду работать...

Он наступал на начальника, глаза вго’