fy;
bs
2. упорного боя овладели городом и коупным
1 железнохорожным узлом Белгород, & также!

СРЕДА, 10 ФЕВРАЛЯ 1943 г. 1 33

(8626)

От Советского Информбюро

5 УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 9 ФЕВРАЛЯ
течентю ночи ва 9 февраля наши! ыецкий гарнизон в одной крупной стани-

воиска вохи наступательные бои на теребк-
них натравлениях.
i х ia

В районе Ростова на Дону наши войска

продолжзли наступление. Бойцы. Н-екой

части отбили контратаку немцев и, иро-
двигаясь вперёд,
боя осталось свыше 300 вражеских тру-
пов. Уничтожены 4 немецких танка и 2
самоходных орудия.

В районе Краматорекая наши
преодолевая  сопротивленаие
заняли ряд ‘населённых пувжтов. Совет-
ские танкисты подбили и сожгли 5 на-
мецких танков и уничтожили 20 автома-
шин с вражеской пехотой.

te

sanames Rynagera части Н-ского с0-
единения вели въступательные бои и за-
HATH несколько населённых пунктов.

противника,

наи бойцы: разгромили батальон немец-
кой пехотя и захватили 8 противотанко-

вых орудий, 13 пулемётов, 18 автома-
шин, фадиостанцию и 0003 с военным
имугдеством.

*

`В районе железнодорожной станция Го-

` стишево бойцы Н-ской части, еломив co-
{противление немцев, продвинулись впербд
{ и овладели рятом
< треблено до 400 вражеских солдат и офн-

опорных пунктов. He-

церов.. Подбито 5 пемецких танков и 11
орудий.
у *

В районе Курска наши войска прохол-
жали успашное наступление. Части: Н-ско-
то соединения уничтожили до батальона
немецкой пехоты. Захвачены: танк, 19
орудий, 29 пулемётов, 28 apromaman,
3 тягача, склад ¢ горючим и склад с
боеприпасажи. ;

В городе Фатеж наши войсга разбили

А два сводных немецких батальона, похи-
› цейские отряхы и другие тыловые части

противника. Захвачены большие трофеи,
вторые подсчитываются:
ож
Партизанеюий отряд «Гроза», действую-
mai в Ростовской области, разгромил не-

9 февраля наши войска в результате

городом Шебекино.

Севернее Курска напти войска овлалели

районным центром и крупной железнодо-
рожноюй станцией Поныри.
ii Южнее Курска наши войска заняли рай-
OHH центр и железнолорожную станцию
Солнцево, районный центр Медвенское и
ряд крупных населённых пунктов.

Ha лругих участках фронта наши вой-
ска вели бои на прежних направлениях,

*

В районе Ростова на Дону напти войска
вели ожесточённые бои с упорно обороня-
ющимися частями противника. Немцы не-
однократными контратаками танков и пе-
хоты` пытались восстановить потерянные
ями позиции. Напги части не только отби-
ли все контратаки гитлеровщев, но и, 610-
мив оборону противника, продвигались вие-
pax. В районе Батайска части Н-екого с0е-
динения захватили 40 танков, 2 эшелона
с автомаптинами и самохолными пушками,

больпгие склады продовольствия и различ-

ного военного имущества.
*

На олнюм из участков. . Юго-Западного
фронта бойцы Н-ской части овладели вра-
жеским аэролромом и зажватили 30 немец-
ких бомбардировщиков. В боях за аэролром
истреблено до 400 гитлеровцев, уничтоже-
но 15 танков и 8 орудий. Подразделения
другой нашей части, продвигаясь вперёд,
захватили 3 орудия, 11 автомалтин, склад
с военным имуществом и боеприпасами.

*

B paiione Kpamaropenaa чаши войска
продвягатиеь вперёд, отбивая ожесточён-
ные колтратаки противника. Немцы пы-
таются задержать наступление советских
частей, бросая в бой крупные силь тан-
ков. Натй части рентительными контруда-
рами опрокидывают гитлеровцев, истребля-
ют живую силу врага и уничтожают его
технику. На одном участке немецкая мо-
торизованная пехота при поддержке He-
скольких  досятков танков перешла В
контратажу. Наяни бойцы отбили  контр-
атаку и отбросили противника с болыши-

В овладели сильно укрен-
ленными позициями противеика. На поле

частя, солдаты аэродромной службы. В декабре

В

00ю за одии хиз утих насояённых пунктов

домов и в лютый мороз выгнали в OT-

ВЕЧЕРНЕЕ СООБЩЕНИЕ 9 ФЕВРАЛЯ

це. Овладев станицей, совотакые патриоты
ухержали её xo подхода частей Ёрасней
Армии. Партизаны захватили склад коже-
венного сырья, 105 пантверов шерсти,
1.700 тонн зерна, 200 лошадей, 4 авто-
  машины с бовприпасами, 25 исправных
‘тракторов и тягачей.

} *

Пленные солдаты 7 немецкой aBia-
полевой дивизик Гане  Фронер, Генрих
  Вольф и Рудольф Киссель  рассказаля:
«Г-я звиа-полевая хивизия сформирована
  осенью прошлого года. В ней собраны

‘месяце дивизия была нереброшена на сэ-
  ветеко-германский фронт. Солдатам  гово-
`рили, что дивизия будет находиться в ре-
зерве. Охнако мы поняли. что дела немещ-
Бих войск плохи, если командование вы-
нуждено бросать на фронт в качестве пе-
хоты солдат из воздушных сил, проходяв-
  ших симециальное обучение. В первых же’
боях дивизия потеряла 60 процентов лич-
ного состава и сейчас уже небооспособаа.
Оставшиеся в жизых солдаты устали от
многочисленных переходов. Нам отдавали
один за другим приказы: «Держитесь». Но
русские отбрасывали нас всё дальше и.
далыне на запах. Все солдаты сейчас хэ-
THT только одного — быстрее и подаль-
пю отступить, оторваться от русских я
получить возможность хотя бы несколько
дней отдохнуть».

Ниже публикуется акт о зверствах не-
 мецко-фаптистових мерзавцев в деревне
Уптаково, Орловской области: «Гитлеров-
ские бандиты учинили кровавые злодея-
ния в деревне Утшаково. Они бросили в
тюрьму председателя колхоза имени Ma-
FCHMa Горького С. Ушакова, Учителя Д.
Карлова, лве недели мопили их голодом,
а потом зверекл убили. Пол новый год He-
мецкие власти выселили всех жителей из.

крытое поле. ВКрестьянам запретили брать
г собой какие-либо  пролукты и вещи.
Чтобы спасти своих детей от голодной’
смертя, 47 женщин вернулись в лерезню.
за хлебом. Фаптистекие головорезьг схва-
тили всех матерей и убили, а трупы их
облили бензином и сожгяи». Акт TOUTE
сали Л. Ушаков, А. Ушакова, А. Ушаков,
Н. Ушакова, П. Унажова. 4

*

В районе Балаклея части Н-окого се-
единения успешно продвигались вперёт K
заняли. рял населённых пунктов. В герое
Балаклея ваши бойцы захватили 5 сюла-
JOB с продовольствлем, еклах с орулием,
склах в обмунлированиемх, 70 автоманин и
иного другого военного имутцеетва.

*

В районе Курска наши войска продол-
жали успешные наступательные ера
ции. ЧастЕ Н-ского соединения овладели
многимя крупными населёнными  пункта-
ухи. Бойцы Н-ской стрелковой частя в б0ю
с противником захватили 4 танка, 13 ору-
qui, 500 винтовок, 12 тысяч снарядов,
35 автомашин и другие трофеи. Взято в
плен 200 немецких солдат и офицеров.

*

Партизаны отряда, действующего в
Краснодареком крае, за последние дни в
боях с противником истребили 110 не-
мецких солдат и офицеров и взорваля
склад в. боеприпасами: _ Советекие патрио-
ты захватили 4 орудия, 30 автомашин,
3 мотоциклов ин 3 станковых пулемёта.
  Отряд крымових партизан в конще янва-
ря месяца пустил под откое 2 немецких
воинских эшелона. В результате круше-
ния разбиты 2 паровоза и 30 вагонов ©
живой силой и грузами. Группа партизан
30 января на юссейной дороге уничтожила
2 мотоцикла с немецкими связистами.

*
Пленный командир 38 пехотного полка
итальянской дивизии «Равенна» полков-

ник Марио Бианыи сообщил: «Когда Ha-
чалось наступление руселих, я получил
приказ — любой ценой удерживать по-
зиции и не отетупать ни на шаг. Артил-
лерийский и миномётный отонь руеских
наносил нам тяжёлые потери. за два дня
в полку, насчитывавшем около 3 тысяч
человек, осталось только 300. сталь-
ные были убиты, ранены или едались в
плен. Связь между частями была нару-
шена. Я решил отступить-— На путях

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

МЫ

набитые патронами и сухарями.

‘отступления силы зрага тают, кав смег в

движения был полнейший беспорядок.
Части перемещались. Штабы и солдаты
безостановочно в панике бежали. Восета-
новить порядок в разгромленных частях
уже было невозможно. Ещё в пути сол-
дать, чтобы легче было бежать, поброса-

ии для него потерямя. На другом участке ли своё вооружение. Дальше сопротяв-

подразделения Н-ской части уничтожили   ляться было невозможно, и мы’ все —

9 танка и до 300 немецких солдат и офиперы и солдаты — сдалякь в пен
[ русским».

офиперов. и

ИИ и

собрание тульского областного партийного актива

ТУЛА, 9 февраля. (По телеф. от соб.
керр.). Состоялось собрание тульского , 00-
ластного партийного актива. В его. paéo-
тах приняли Участие секретари райкомов
партии, председатели райисполкомов, рам-
военкомы, прокуроры районов, заведую-
гие райсобесами, секретаря раикожое KOM-
сомола и др.

С докладом о мерах улучшения работы
советеких органов и местных партийных
организаций 10 оказанию пюмошя семьям
военнослужащих выступил секретарь 0б-
кома ВКП(б) т. Жаворонков.

па 1942 год по области семьям воен-
нослужащих было выплачено 120.697 ты-
сяч рублей государственных пососии. По-
мощь оказывается также продуктами пи-
тания, одеждой, обувью, топливом. В
прошлом
были предоставлены квартиты. (уперьгы
столовые для инвалидов отетественной
войны, детские столовыю и Т. д.

(лнако пе все советские

организации областя по-настоящему за00-

году HOCKOTbRUM Тысячам CAMOH

и партяйные

тятся о семьях воинов Красной Армия.
Наблюдаются факлы безлулиного, бюрокра-
тического отношения к материально-быто-
вым нуждам жён и детей фронтозихов.
‚ — В мирокой ‘и иногообразной помо-
щи народа доблестной Красной Армия, —
‘сказал в заключение т. Жаворонков, —
060б0е место занимает забота о семьях
защичников родины. Партийные и ненар-
тийные, большевики Тульской обхзети дол-
жны репительно покончить © фактали
волокяты и бюрократизма в этом деле.
После доклада развернулись прения.
Собрание в своей. резолюции прехложи-
ло в кратчайший срок устранить и
статки в работе партийных и советоких
органов по обеснечению семей военнослу-
жаних и привлекать К суровой ответ-
ственности тех руксволителей, которые не
  покончат с бездушным  отнотением
  семьям фронтовиков. i
С огромным пол’буом участники собра-.
ния послали приветствие = товариицу

Сталину.

ОАК Е Е

В Армении

ЕРЕРАН, 9 февталя. (ТАСС). Колхозы
Октемберянекого района первыми В Арме-
нии начали весенний сев. Нолеводческие
бригады колх030в Вамбажалиат, Геарлу уже
засеяли по нескольку  десятвов гектаров
зерновыми. № полевым работам BOAXOSHI

начался сев
приступили организованно, i
монт всех машин и <ельскохозяйственното
инвентаря, предварительно улобрив прет.
назначенные к севу участки. В бляжай»
птие пни сев начнётся в остальных колх9-

зах Ва

выписаны ‹е большим  иокусством,

С гор
на степные
просторы

Торы остахись позащи бойпов.
30H дылеке они высятея мрачными  гро-
мадами, напоминая © тяжёлом ПУТИ,
пройденнюм лесами и узкими тропами 19
глубокому снегу. Впереди раскинулись
плодородные стени Кубани. Здесь, на рав-
нине, снег тольке слегка залюрониил зем-
лю. Дороги, прибитые тыкячами челове
ческих ног, гусеницами танков, колбеами

орудий, хошадьыми кавалеристов, чернеют  ,

IMAP лентами.

На хорогах, ведущих к фронту, часто
попадаются отряды пехоты. Глаза бойцов
свепятся радостью. Теперь мы наступаем.
Доблестные бойцы Красной Армин гонят.
проклятых гитлеровцев далыне от горных
кряжей, пю степи.

На улицах освобожлённых станиц Я
городов наши бойцы видят частые ряды
крестов со стальными касками 9 свасти-
кой. Таких могил в каждой предгорной
станице — сотни, a в Горячем Влюче
насчитали их тысячи. Враг понёс
неисчислимые потери в горной войне.

Нелегко здесь наступать. Безшрюжье
в горах, грязь и слякоть в степи затруд-
HAT продвижение. Надрываются хопта-
ди, вытаскивая застряватие пушки. Ча-
сто отдыхают выючные обозы. Но люди,
несмотря ни на что, бодр шатают вие-
тёл. За спинами у них вещевые мешки,

На этом участке фронта гитлеровцы Xe
рутея с отчаянием погибающих.

Олнако ничто не спасает немецких ок-
купантов от нангих Ухалюв. Ha дорогах

вешний день. Бойцы” Краюной Армин пе.
ререзают коммуникации, окрузвают, уни-
чтожают немецкие войска и едут уснеш-
ные би с тарнизонами противника, 010-
кированными в населенных пунктах.
Перех броском вперёх командир Лучин-
ский под покровом ночи выдвинул в тым
врага отряды автоматчиков. Олин отряд.
возглавлялея лейтенантом  Ивашковежим,.
другой — старшим дейенантоем Власо-

вым. Нах станицей, лежалшей по пути.

наступления, замелькали факеты, стали

рваться мины. Немецкий гарнизон охва-
тила паника. Бойцы 19 пояс в ледяной.

воде форсировали горную речку и появи-
лись там, где враг вовсе их не ожидал.

Хата за хатой, улица за улицей очи-
щались бойцами or чемчуры. Ho вот
свинцовый дождь из дота возле самой па-
перти сталичной церкви преградил путь
наступающим. Не  выхержало горячее
cepine лейтенанта  Ивашковского этой

остановки. Ползком вдоль невыюеокого за-

бора подобралея бесстрашный комсомолен
5 доту и прыгнул в него с криком:
— Вперёх! :
Сражинный вражеской пулей, лейте-
нант закрым своим телом амбразуру дол-

товременной огневой точки. В утреннем. a
частей.

уорозном воздухе прогремело «ура». Нем-
цы покатились по короге в степь, прямо
на налшу засаху, и были полностью истре-
блены. у -

Дух наступления ведёт натрих вонтов
всё дальше виерёл, и они дерутся, как
львы. Млалигий сержант Жиленко один со
станковых пулемётом три часа вёл бой
против двух пулемётных точек и группы
автоматчиков врага. Пять раз водил В
атаку своё подраоделение лейтенант Ва-
oman Швайко; 16 гитлеровцев он уни-
чтожил собетвенноручно. Пулемётчик М9-
резов подтустил
немпев совсем близко и открыл 10 ним
сильный огонь. Морозов истребил. больше
30 оккупантов.

Растут количество трофеев
пленных. Пленные гитлеровцы жалуют-
ся на большие и оказавитиеся налрасными
потери немецких войск на Кавказе. Не-
которые из пленных ранены, при чём ра-
ны очень характерные: в ягодицщу, в л0-
паткт. Это бегущих hammcros догоняли

наши пули.
. А. СТЕПАНОВ,
спец. корреспондент «Известий».

и

В в

пелитих в контратаку.

WAC AD

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Белгород взят

Сегодня войсками  генерах-лейтенанта
Москаленко взят Белгород. :

Bou S°repoxye и на голстунах к нему
отличались большой  ожесточённостью.
par отлично понимал большое значение

,

ОРЕЛ

Ясныри
e

& ФАТЕЖ ® ]
Фмитриев®

a YPCK *

Meg CHCKOE “\commeedo ВОРОН

Pcabad . .
ОБОЯНЬ®*+ 9

х =
ФЗАЛУЙКИ
р
® КУПЯЙСК
„балаклая
ел СТАРОБЕЛЬСК
* Изюм :
es
103 08A8! Tretposcicag AYCUVAHCK
к ©

=
$
(>
ФЗАПОРОЖЬЕ
эж-у-- ЛИНИМ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Белгорода. На этот участек фронта немцы
перебросили свежие резервы.

Нодавив сопротивление врага на проме-
жуточных рубежах, советекие войска 110-

вышла к северо-залтажной окраине города,
д зругая часть — к северной и северо-
восточной его окраинах.

Нашим бойцам пришлось преодолевать
овраги, засынанные снегом, карабкаться
на откосы. Особенно ожесточённое сопро-
тивление враг оказая на окраинах Белго-
рода. Крепкие каменные дома использова-
лись им в качестве укрытий для автомат
UHROB, для пудеметных и даже артилле-
рийских расчётов.

Наши ройека, иигурмуя горох, прежолжа-
ли его окружение. Были отрезаны пути от-
холма немпев на запад, а в ночь на 9 фев-
раля удалось перехватить дороги, ведущие
на юг. Противняк оказалея в кольце.

Тем временем бои перенеслись непосред-
ственно на улицы города. Нани танки

доныши вивлотную к Белгороду. Н-ская часть.

po-sanara. Их поддерживали пехотинцы.
Отновремонно другие пехотные подразде-
дения ударили с востока.

Враг. был омят и покатился к центру 1го-

пангные схватки. Бойцы выбивали фаши-
CTOB из домов, из подвалов,
отороненших гитлеровцев за итиворот.

Яростное сопротивление оказали немцы,

замы. Казарма расположена на возвышен-
ности, и это позволяло врагу вести обстрел

брюсили против наапих бойцов, дейстровав-

ших в северо-восточной части города, тан-
ки. Олнако встреченные нашим дружным

огнём, танки и следоваюшие за ними ав-

томатчини принуждены были повернуть об-
рано. .

Сегодня на рассвете немцы сделали но-
пытку вырваться из окружения. Батальоя
цехоты с танками вышел из гороха в от-
крытое пбяе. Тут-то их и встрегили наши
бойцы всей силой аргиллернйекого, мино-
мётного, нулемётного и ружейного опня. На
снегу фыниеты представляли отличную
цель. Все немецкие солдаты и танки были
  истреблены. Лишь немногие, сложившие
  оружие, оказались в плену.

К утру борьба в городе была закончена.
ВБелгорох, этот важный узел железных и
‘трунтовых дерог, снова стах советоким. По
его улицам мимо разрушенных домов с9-
велеюие воины ищут далыше на Залый.

Белтород не скарю забудет чёрные дви
питлеровского плена, не забудет висели
на Базарной нлощахди с именами жертв —
`советоких граждан Лисинкого, Винотрад-
`ской, Неброева, Ковалевой, Золотенко.

На стенах домов её болтаются обрыв-
ки приказов и 0б’явлений немецкого коман-
дования, грозивших мирному населению
расстрелом за малейшее нарушение pa-
шистеких порядков. Немцы считали кажлю-
го обнаруженного без ховументев  совет-
  ского гражданина партизаном и расстре-
ливали на месте.

В олном из приказав немцы грозились
сжечь каждую деревню, в которой будет
обнаружен хотя бы один партизан.

Но сейчас чёрные дни миновали безвоз-
вратно. Над Белтородом снова реет красное
знамя.

В. АНТОНОВ,

+пехотой на броне ворвались в нех ¢ ceBe-

—- Бабушка, это дорога на Курск?

— А что, милые, разве Курек уже
Ham?

— Ham, бабуля! — весело отвечают
бойцы, усаживаясь поплотнее в машине.

Hamu войска,  овладевиие Курском,
продолжают наступление.  Грязно-серой
лентой тянутся в тыл пленные —— остат-
‘hu разбитых в районе Курска немецких
Й на вех протяжении пути
‘енежные поля, дороги, овраги гуето уеея-
ны трупами немцев. Стоят огромные
эшелоны малнин, повозок, орудия. То
там; то здесь валяются остевы немецких
  танков, брошенные врагом самолёты.

В памяти встают картины прошлогод-
него разгрома немцев под Тулой, Калу-
гой, под Малоярославцем, у Ноторелого
Городища. Но зартина поражения втага
здесь, на полях Курокой возвъишенноети,
затмевает ‘виденное в прошлом году.
Мы приехали в деревню вскоре после

того, как через Heé проследовали наши
части. Эшелон немецких машин,  по-
возок. легковых» автомобилей и Opo-

неников растянулся на всю длину  де-
ревенекой улицы. Хвост его не вмеетилея
в деревне. Вокруг тыелчи разноцветных
бумажек, документы, карты, каюие-то
ящики, приборы связи, патроны, мины,
снаряды, Стоят пулемёты, орудия, раз-
 бросаны винтовки. И веюду трупы, сот-
ни трупов немецких солдат и офицеров.
Для немцев это— деревня смерти. У каж-
ей машины лежит весь её экипаж, у
орудий — вся их прислуга.

Эшелон торопилея куда-то вперёд. На-
ши танкисты перерезали ему все доро-
ти. Немпы, чуя свою потпибель, начали

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 9 февраля.

забрасывать гранатами мирных жителей,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 9 февраля.

По пути наступающих войсн

прятавишихся в подвалах. Они убивали
наших пленных. Ho звери нотешались
недолго. Несколько минут назад фатнист-
ские мерзавпы убивали стариков, детей,
женщин. Теперь они Въыи:

— Гитлер капут!

Откуда-то сбоку появилея пюд прикры-
тлем броневиков немецкий отряд. Оюру-
женные снова схватиляеь за офужие и
успели убить нескольвих наших товарищей.
Завязалея короткий бой. WH ни один не-
Men He ушёл. Весь гитлеровский отряд
юбъьл захвачен в плен, 2 немцы в херев-
не — истреблены. Несколько сот машин,
орудия, бронеавтомобили —— ПОЧТИ всё В
исправном виле— достались наштим частям.

На окраинах населённых пунктов нем-
цы сосрелоточивают ‘много огневых средств.
Но там, гле не может пройти подразделе-
ние, пробираются небольшие группы ak-
тоуатчиков. Взвод автоматчиков пох ko-
мантованием лейтенанта Коровина получил
задание проникнуть на окраину большого
села и полавить пулемётные гнёзда. Люди
в белых комбинрзонах бесстралино упали
в ночь. Скоро: среди других разноцветных
ракет взвилась их ракета. А через не-
сколько минут на командный пункт пя-
стунило сообщение, что пулемёты протяв-
ника, стрелявигие из двух домов на воз-
вышенности, замолчали, Теперь Tyla
устремилась крупная тптурмовая груица.

Илёт жестокий бой. Наша артиллерия
ведёт огонь 0 наиболее упорным узлам
сопротивления врага. Войска плут вперёд,
освобождая один населенный пункт за

другим,
В. ПОЛТОРАЦКИИЙ,

РАЙОН КУРСКА, 9 февраля.

рода. Тут и там на улицах закипели руко-

вытаскивали

засевшие в`болыних каменных зданиях ка-.

80 всех направлениях. Haar подразделения

В освобождённых
. районах
Украины

МЕЛОВАЯ — (Ворошиловтрадевая  06-
ласть), 9 февраля. (ТАСС). В Межовой
состоялось совещание руководящих ра-
ботников района. С докладами в положе-
вии B районе после освобождения ere OT
немецких захватчиков выютупили ceRpe-
тарь райкома  ВИ(О)У тов. Паховевлей,
предеедатель райисполкома тов. Медведев,
директора МТС, председатели сельсоветев,
KOTAVZOB.

19 января 1943 года Меловский район
полностью  обвобожабн от немецко-фа-
шислеких бандитов. За 6 месяцев хозяй-
вичанья в районе гитлеровскяе варвары
убили и замучили десятюи советских
граждан, разорили и ограбили сбла, на-
несли огромный ущерб народному хозяй-
emy района. В Меловой-Чертково дожгое
время стояла виселица с трупами пове-
пенных немнами людей. За время ORY
`пации немцы вывезли из колхозов рай-
она свыше 1.800 голов крупного рогатого
скота, более 400 лошадей, всю птицу.
Только по 29 артелям района фаптисты
забрали у колхозникев 146 коров, xe
200 свиней, 166 голов молодняка” 5.344
штуки птицы, свыше двух тонн мёда
ит х Габя колхозы и население, нем-

мелкими группами пожтюлзля к зданиям и
решительным ухаром выбили врага HS Ka-
зармы.

\ Желая опасти положение, питлеровцы
`предприняли отчаянную контратаку. Они

шественные здания. Лишь в одном кел-
хозе «Червона Украина»  питлеровокие
извергя полностью уничтожили 63 двора.
Немецкие оккупанты обрекли население
района на голод и вымирамие, ввели
непосильные грабительские налоги. Шко-
лы, клубы, NOMA куяьтуры были немпа-
ми закрыты. В местечках и сёлах царил
чудовищный произвол фапястоких комен-
дантов.

Шолной грудью трудящиеся вздохеули с
приходом родной Красной Атиии. Наоеле-
ние радостно вотречале оовободителей. Ть=-
CHU людей выпили на растиству  орог,
помогая советекии воинале двигаться вие-
peat, на запай. На другой же день после
освобождения начала  восстанавливаться
жизнь в районе. Колхозники, рабочие МТС
взялись за ремонт тракторов, за  подго-
товку к весеннему севу, за восстановление
общественного хозяйства. В  Меловокой
МТС уже создано 23 тракторных бригады,
собрано 140 тракторов, из которых 69 от-
ремонтированы. 35 исправных тражторов,
13 сеялок, 10 лушильников уже насчиты-
вает Великотекая МТО. Работают маанян-
но-тракторные мастерские, колхозные куз.
Han. Колхозники дружно собирают дла
посева зерно, которое удалось сирятать от
немцев. Восетановлены и Паботают мель-
ницы, пекарни, райпромкомбинат, ‘бани,
столовые, школы и клубы. Наиболее пе-
страхавитим от немецких оккупантов жи-
телям, линтившимея имущества и крова,
оказывается. материальная помошь, ремон-
тируются квартиры. 060бенным вниманием
и заботой органов советокой власти окру-
жены семый крабноармейцев и инвалиды
отечественной войны.

` На совещании присутствовали предсеха-

тов. Л. Р. Корниец и председатель Пре-
зидкума Верховного Совета УССР тов. М. С.
Гречуха. Выступивший в коние сдвещания
тов. Корнием поставил перед районным
  активом ряд неотложных залая. JTo —
всемерная помощь Красной Армии, полго-
товка к весеннему севу, восстановление
народного хозяйства и забота о нуждах
  населения. .

— Красная армия, — сказал тов. Вор-
ниец, — нанесла сокрушительный  улар
  неметико фашистским захватчикам. С ка-
sbi лиёу становится всё больше оево-
божлённых^ от гитлеровских бантитов” на-
седённых пунктов Укранны. Приближает-
ся радостный чае, когда фашистские газы
будут выброшены за пределы всей нашей
родины. Скоро, скоро вся Украина станет
снова советской! Этот радостный час мы
приблизим своей самоотверженной работой,
направленной на окончательный разгром
 подлого, коварного врата. Мы побелим! С
нами Сталин. Там, тде Сталин, — там
побета!

Такие же совещания с руковоляпеиуи
работниками района проведены в Беловол-
ском, Пово-Айдарскох и  Старобельском
районах.

_ Четыре времени года

B Ocrporomene, в жмике хухожника Ма-
монова, упелевшем на левом берегу Тихой
(осны, один из бойцов нашел странный
самодельный ящичек. В ящичке внутри
аказалось несколько маленьких дощечек ©
пейзажами, написанными масляными крас-
ками. Боец захватил ящичек и вечером
показал его младшему сержанту Чаныгияу,
большому любителю рисования. При свете
трофейных илонек со стеарином OHH 0CMO-
трели ящичек. На задней его стенке был
аккурално наклеен ярлычёк с дарственной
Наднисью.

«Моим звнучатам, — было  нмгисано
старческих почерком. — Дети, панорама,
которую я написал для вас, называется
«Четыре времени года». Любите родную
природу. Это — издана мать, никогда не из-
меняйте ей».

ЯФцичек был устроен так, чтобы надаю-

щий сверху свет освещал  вотавленные
внутри пейзажики, которые поворотом руч-
ки можно было менять. Пейзажики быля
це-
лые картины русской природы во все вре-
мена года.

— Вот ведь, скажите, жил в Острогож-

=

ске такой художник Мамонов... никто и не

к знал о HOM. А какая рука!-—<казал млад-

ший сержант co вздохом: старый Оетро-
гожек был разрушен, и в доме, где, мо-
жет быть, родился Крамекой и где был ‘619
музей, валялись только битое стекло и по-

нозолоченных рам.

Вечеюм в большом блинтаже, откуда

закончив 1°- лнём были выбиты немцы, сержант уста-

новил на столе панораму. Верхнюю крышьву
ящичка, откуда должен был в него палать
свет, откинули, и несколько иллюминаци-
онно зажженных плошеж юзветили русокую

весну. Бойцы по очереди вриникали к у3-

is и бабы в
хожие на раесынпанные червонцы обломки,

[кой прорези ящичка и видели первое стало
выгоняемых на пастбище после долгой зи-
мы коров и маток с плющевыми, оброс-
шими за зиму длинной шерстью жеребята-
ми. Белые нежные облака весны висели
над склонами, трава была уже ярко-зелб-
Holl — это\быля солнечные теплые дни
конца апреля...

— Как У нае в вожхозе, elitory, —
вздохнуя один из бойцов очарованно, не в
силах оторваться от вихения.

Но его уже нетерпеливо отодвитахжи хру-
тие. После апрельского денька © выгоняе-
мым на пастбище стадом возник яблоневый
гад— весь в цвету, в белой роеконтной ки-
пени цветов, и один из бойцов признал в
нём знакомый яблоневый сад пюд Залон-
ском, отюмха был он родом и откуда да-

яблок... ix

—— 9x, — сказал’ юн © суровой rpy-
стью, — уцелели ли залонские наши са-
qi? А какие яблоки были... наш бумаж-
ный рачет за границу возили!

И зблоневый цветущий cay сменился
знойным расцвегигим летом. Точно отодви-
нулись зима, и весь трудный долгий лень
миновавшего боя, и этот блиндаж, в ко-
тором утром ещё были немцы, и белая
стылая степная разнина... у речки, зате-
рявшейся в прибрежных кустарниках, CH-
лед рыболов, косцы косили на лугу сен,
красных и белых лилаточках
разравнивали ero грабХями, и даже летали
бабочки: и эм He забыла изобразить
иекАеная рука художника.

— Пу, как есть наше село... и выгон
точно такой же, и самая она, наша Юраси-
вая Меча, — сказал боец, весь жадно
зыРянутый к прорези ящичка, нал кото-
рым в жидком стеарине потресмивали фи-

леко шла слава поздних сортов запоноких

ной стороны от близких быя этот ящичек
с временами года, перечислявигими самое
тхазное, для чего жил и боролся, и п-
бежлая человек. Может быть, так же пес-
ня или музыка пробуждает B ero душе
воспоминания, которые ‘дают силу и lio
бужлают к действию.

— А сколько, проклятые, намиах садов
порубили и скота поутгнахя, и семействам
вашим торя принесли... — сжазая в ти-
итине, боец.

Потом бойцы увидели. жатву, кретпы
в поле, женщин по-старивному с серпами
и рябинку, уже краснеющую  ятойами:
начинахась осень, и тогда один из 09й-
пов вопомнил, как силели оти два меся-
ца в оконе, и впереди них — между ни-
мя и врагомх — было поле с несжатой
пиеницей, и как шоеница клонилась и
звенела, жлущая, ч1о её снимет человек,
и даже снег ве повалил 06 и она торчала
из снега, всё ещё надеясь и призывая.
Потом, когда пошли в атаку и бежали по
этому полю, она цеплялась за ноги, точ-
HO руки детей, которые наломинали, ITO
живы и ждут возвращения...

Наступила осень, прозрачная, с хило-
веющих осинничком и сивими далями. Она
зпествовала, каж вхова, по оголенным ро-
щам, полным грибной тимтины, больших
красных мухоморов и паутины, которая
прилипает к лицу, — это была родина,
самое любимое и близкое человеку, ради
чего он живёт и во имя чего он здесь
сейчае, в отбитом у немцев блиндаже, над
которым подвывает степной ветер. Потом
картинка сменилась, и йо зимвей пороше,
между заиндевевиеих деревьев, шёл охот-
ник с ружьбм, и зайчиника присел за ку-
стом, видный на первом снегу коричнева-
тыми подпалинами,

’_— Рувак, — сказал сочувственно
бое. ( придвинув вплотную к прорези
ящичка коричнево-натруженное от мороза

тиля плошек. Точно полный пвоем © род-  лице. — Не успех выхинаять.

Все по очереди стали смотреть на руса-
ка, не успевшего вылинять, — он был
тоже оттуда, из родных мест, похожий на
письмо, в котором дорого каждое слово.
А потом была зима с первопутком, и
мальчишки неслись с гор на салазках —
их, бойцов, сыны, Ванятки и Васятки,—
и, должно быть, близко 0ы49 Е Новому
году. потому что снега было много, и ху-

дожник не забыл изобразить  нахохлив-
шихея ет мороза ворон...
—- Всё, — сказал сержант, когда оп-

рокмнулея последний пейзажик и волтей-
ный ящик опустел, точно была спета
вся песня. у

Вее, минуту сидели молча, думая каж-
Nel 0 свом.

—- Да... — вздохнул б0еп, вопомнив-
ший о яблоневых садах под Залоновом, —
постарался старик... Неужели его пракон-
  чили немцы?

Тогла боед, нашедитий янтичев, расска-
зал, что домик был разграблен и пуст и
окна и двери в нём выломаны, а судьбз
старика неизвестна. Потом опять насту-
пило молчание — на этот раз долгое и
угрюмое.

— Товарищ, сержант, — сказал боеп,
натедший ящичек, — нельзя ли его
сдать казначею полка? Пускай возит с
ценным имуществом.

Теперь все заговорвли и поддержали,
910 ящичек с четырьмя временами года
надо обязательно сдать казначею полка:
ящичек содержал в 2% как бы боевой
приказ двигаться вперёд и освобождать
родную землю, и защишать то, дороже
чего нет у человека, перечисляя вместе
с временами года всё, за что нало устить...
А художник, конечно, сумевиий °запря-
тать в волшебный ящичек пелую жизнь,
был угнан или убит немцами, и за 3109
тоже надо было отомстить.

Вл. ЛИДИН.

\
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

цы разрушали дома крестьян, жгли об-.

тель Совета Народных  Кюмиссаров УССР.