ЧЕТВЕРГ, 11 ФЕВРАЛЯ 1943 г. №

34 (8027)

боях за Кубань

Этого человека, плотного,
ках южное море, глазами, я ветрьтил у ло-
MIKA дорожного мастера. Шоссе немцы 0б-
стреливали из миномётов. Впередн шёл Ha-

ступательный бой. Человек один оставался ^^ Ру-ус! — не крикнул, а пропи-
на опустевитей дороге. ны обхолил места, не- щал он. Sea
давних разрывов’ и спокойно провожал! -— Бросай оружие! — громко крик-
глазами перелетающие через голову мины. ВУЛ Макеев. =

Он слегка прихрамывал на левую ногу.   Зазвенела винтовка, брошенная на зем:

Позыше колена брюки были разорваны. на лю.

материи залеклась кровь.
Старший сержант Михаял

ровый зимний день вспомнил
свою Одессу, валохнул и сказал:
‚ — Я Украину оставлял, я пойлу ©
твобожхать.

Вишневский забыл, что рамен, и резка
повернулся. Боль тенью промелькнула по
его обветренному лицу.

— Вот нога только... поморпожлея он.

Эгояь усилился. Кольло разрывов ста-
новилось всё теснее. Но людей на этом

месте уже не было. Немец бил зря. Бойцы!

расположились на исходном рубеже. для
атаки. Вперели, за степным колодцем, ле-
ве домика дорожного мастера, застрочити
станковые пулемёты. Вишневский насторо-
жился. Лицо его пооветлело.

— Наши заиграли! . ‘

Он по звуку Узнал пулемёты своего от-
теления, Шум атаки встревожил бойда.
как тревожит свисток паровоза
машиниста.

Вишневский осторожно потрогал повяз-
ку. Четвёртый раз ранен, всё в ногу и всё
в левую.

— Не нравится моя нога немцам. Пер-
вый раз пуля ковырнула её пот Одессой.
Вторично меня в эту же ногу ранило под
Москвой, в третий раз——по1 Ростовом. Te-
перь вот проковыряло миною зл1ось. Beerta
Ht BO-BPOMA из бя выходишь. Только бы
немпа бить! w

Витиневский репгительно налтравилея на-
зад, к огневой позиции, но его возвратил
строгий приказ командира, и старший сер-
жант, как пойманный на шалости ребёнок,
поплёлея в станицу. i

Чёрные пучки дыма поднимались на ме
сте падения мин, и облака разрывов клу-
бились над степью. Атакующие ойходили
блиндажи врага и врывались в них...

*

Шля в развелку лвос-—тварлии млалитий

сержант Шурубин, подвижной комеомолен,
и спокойный, медлительный Макеев. Ночь
выдалась тихая; звездная. Ночь, когда вла-

та оседает на деревьях и кустах бахромой!

инея.

Разведчики идут обочь ‘Тороги, чугко
слушают, зорко смотрят. Мёста знакомые.
Селые курганы, молчаливые балки, выво-
кий бурьян, побелённый морозом, не 3a-
лерживалот их внимания. Они спокойно про-
ходят и мимо терновника, который кажет-
ся притаившейся фигурой: немецкого ав-
томатчика, и мимо развалин старой степ-
ной овчарни. ;

На повороте дороги разведчики бросают-
ся в снег: они слышат посторонние тля
зимней ночи звуки. Вперели скрипят reae-
ги, пофыркивают лошади, шуршит снег под
ботинками солдат.

Разведчики осторожно кралутся. Макеев
провалился в старый окон и выругался.

— Ш-ш-шии! — зашипел на него Шу-
рубнн.—-Этак не мы, а нас поймают.

Макеев вытрямнул снег, попавший за
воротник шинели, и сказал на ухо това-

pauty:

— Не могу! По родной земле иду.
Холин я ей, а красться надо. Злб на
немца, поневоле выругаешься...

Развелчики охотятся за «языком». На-

40 выяснить систему узлов сопротивле-
ния, которые построил немец. Надо д0-
стать «языка» во что бы то ни’ стало.

Шурубин полнял руку. По дороге дви-
тая 0003. Шесть подвод насчитал Шу-
рубин.

— Нас двое, справимся,

Макеев поправил Гранаты на поясе,
одну переложил в кафман и двинулся на-

старика-!

с голубыми,

Иванович Килать гранату? А язык»? Макеев веки-
Вииневский, отессит, был ранен и отпра- НУЛ свой автомат. Улар под локоть вы-
влен в тыл. Но он не утерпел и пол гул бил оружие из его рук.
разрывов, пол сухой треск автоматов всу-

солнечную цы.

8   В карман шинели. Палец в кольце грана-
  TBI. «Venew»,-— рентил Макеев и стал у

встречу обозу. Шурубин залёг под кучей
травяя.

С
т ———ыыыыы ——э—————

бежи противника,

Шагах в тридцати от младшего cep-
‚ жанта боец вышел на дорогу. Немецкий
повозочный от удивления присел.

ЛЮ. Но только олна. Немцы окружали
‚ бойца, осмелели. Казак думал: стрелять,

— (Сдавайся!-—злорадно кричали нем-

Макеев стоял, заложив правую руку

средней. потвоты. Глаза разведчика приме-
тили Ha брезенте немецкий автомат. В
нему не дотянуться, заметят. Но, если за-
зеваются, взять’ можно. ‹

Макеева толкают в спину. 0503 тро-
ractea. И тут напомнил о себе Шурубия.
Заговорил ero автомат. Он бил в упор.
Лошади шарахались, путались в поетром-
ках и валилиеь на землю. Передний нё-
мец ткнулся лицом в снег и не встал.
Макеев сбил ударом кулака новозочного,
схватил немецкий автомат и стал стрелять
по убегающим солдатам.

В с<вою часть гвардии млалший cep-
жант Шурубин и гвардии красноармеец
Макеев пришли с двумя пленными, тремя
потводами, двумя  миномётами, пулеме-
том и трофейными автоматами.

*

Пройдены с боями оборонительные ру-
‚ противотанковые рвы,
траниюеи, дзоты, узлы сопротивления,

Подразделения, ле командирами тт.
Захаров, Хижняк, Богланович, Филатов н
другие, теснят врага. Миномётный п пу-
лемитный огонь не спасает немцев. 06-
ходными манёврами ликвидируются мел-
кие и крупные узлы сопротивления вра-
га. Автоматчики  прошупывают фланги
противника, проникают в его тыл, отре-
зают пути отхода.

На олнюм из отрезков облтирной полко-
вы, плотно охвативей укрепления врата
У крупного населённого пункта, ведёт
наступательные бои потразлеление, кото-
пым командует т. Гусев. Через всею Ку-
бань по родным местам шли бойпы этого
подразделения. Ещё не зажили раны пос-
ле жарких схваток, не забылись, не стёр-
лись из памяти лихие налёты на немен-
кие тапнизоны в Нефтегороке и Апшетон-
ской. Часто вопоминаютея глубокие 0обхо-
лы врата и смелые, дерзкие напаления на
фаптистов.

Пототтло подразделение к оной станипе.
Берега Кубати здесь круты и обрывисты.
Гусев приказывает послать в развелку
Загуменного. Этот сержант смел в бою,
осторожен и обсмотрителен в пазвелке. He

раз он поднимал краснозруейцев в ата-
ки. Ранят, — Затуменный перевяжетея
и снова в бой.

‚Перебралея через Кубань - старший

саржант. С лесятком бойцов взлез он на
обрыв. занял круговую оборону и опнбм

потлержал переправу всего  подразлеле-
НИЯ.
На комантном ‘пункте в потуразру-

шенной железнотлорожной будке еле мер-
цает огонёк. Командир Гуеев’ с замести-
телем по политической части т. Втючко-
вым говорят о люлях своего попразлеле-
ния, вопоминают 0 своих боевых делах.

..Вечер. Нал CHO LIME TOT AME
стрельба Уже не перекатываетея волнами,
а вспыхивает неожиланно в различных
местах — и на передовой линии, и в ты-.
лу. Это пошли в обход наши автомат-
чики. Гусев берёт трубку, смотрит на ча-
сы и передаёт:

— Начинайте, товарищ  Долженков!..
Действуйте, товарищ Ажопов!..

Гусев с ординарщем направляется ту-.
да, гле вспыхивают выстрелы. Сейчас по
сигналу подразделение снова ринетоя в

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕП

yore eB
освобождён
Сегодня наптими войсками послесожесто-
чённого боя взят Чугуев, Этот горох н же-

лезнолорюжная станция имели для немцев
немаловажное значение, как звено в оошеи

системе их обороны. Немецкое командова-

ние основательно готовилось к обороне Чу-
+уева. Здесь были сооружены сильные ук-
репления толговременного типа. Гитлеров-
цы считали, 378 гарнизон Чугуева, похкре-

£

р ОБОЯНЬ*+% стоскол
обумы
Кероч

a
в [носкол
БЕЛГОРОД WedexuHo
LX \eonvahen

neo Зелый..ь ЗВАЛУЙКИ
чузуев г 72ценёзи

3 купянск

® Изюм
® ~*~
Яетровекая лисичаиск

плеённый недавно переброшенными сюда
резервами, сумеет. сопротивляться продол-
жительное время. a

Непосредственным боям за Чугуев пред-
шествовали бои на подступах к городу. В
Sole этих сражений была перерезана же-
лезная дорога, ведущая к Чутуеву, а так-
же шоссейные лороги. Город был охвачен
нолукольцом. Многократные попытки нем-
цев вернуть потерянные рубежи были лик-
вихированы короткими вотречными ударами
советских частей. Немпы пытались облег-
чить положение чугуевского  тарнизона
контратакой во фланг нашим наступающим
частям. Олнако им He удалось оеализо-
вать свои планы. Контратака врага захлеб-
нулась.

Противник, залегигий в траншеях и под-
вергавшийся нашей усиленной аотиллерий-
ской обработке, проявлял с каждым часом
всё большую нервозность. Миномётными
налётами, артиллерийским и пулемётным
огнём немцы стремились задержать наш
натиск. Тщетно! Нажим coperenmx частей
делался всё более сильным.

Немцы закопали перед своим перетним
врзем большое количество противопехотных
мин. В снегу, незаметно для глаза, торчали
металлические усики взрывателей. Доста-
точно задеть ногою эти усики, и мияа ра-
зорвется, разбрасывая осколки во Bee cTO-
роны. Наши саперы умело и самоотвер-
женно обезврехили вражеские мины, слела-
ли проходы в минных полях. В эти прохо-
ды устремились танки с десантом автомат-
чиков. Велед за танками и десантниками
пошли в атаку подразделения пехотинцев.
В результате упорного боя Удалось овла-
деть железнопорожной станцией. Отсюда
борьба перенеслась на улицы горола. Нем-
пы засели во многих каменных зданиях и
держали перекрёстки пол сильным огнём.
Несколько раз они переходили в контрата-
re. Hames бойпам приходилось очищать
квартая за кварталом, улицу за улицей, дом
за домюм. Постепенно постройки, прилегаю-
щие к центру, были очищены от немцев.

Теснимые нашими подразделениями, нем-
ны вынужлены были отступать, неся боль-
шие потери. Веё глубже врезывались на-
ши войска в расположение противника,

охватывая немпев с флангов и угрожая им

окружением. Усилия врага предотвратить
напги флантовые манёвры провалились.
На одной из улиц в рукопашной схватке

подразделение тов. Герасименко уничтожи-

ло 80 фашистов. Несколько’ десятков нем
пев взято в плен. Красноармеец Малюк

убил тоёх немцев, обезоружил и захватил

в плен обер-лейтенанта.

Город был окончательно очищен от нем-
цев. Преследуя отетупающего врага, намо-
ся ему тяжёлые улары, напти войска про-

наступательный 00й...
П. НИКИТИН,
спец. корреспондент «Известий».

ДЕИСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 февраля.

От Ордженикидзе до Ейска

Прелгорья Кавказа, ставропольское пла-   различно. От Мозлока ло Тихорецка лежит

то. кубанская равнина, южный край при-
вольной лонокой степи... С каждым новым
lus пути меняется не только ландшафт,
но и климат. Частн Севоро-Кавказокого
фронта,  Промя сотчаянно сопротивляв-
шихся немцев, ухолили всё далыше на се-
вер и запад, я мы прололжали свой путь на
Ейск по местам, о занятии которых узна-
вали в пути же из сообщений Совинфорх-
бюро. Совсем нелавно, немцы с вожделением
взирали на сверкающие вершины Кавказа.
Им мерешились богатетва, от которых их
отделяли горы. Они писали: «Кавказ—иа-
ша Индия». В «Кавказскои вестнике», из-
дававшемся холуями Геббельса в Пятигор-
Oke, OHA He уставали говорить 00 отмен-
ных качествах прузиноких мандаринов, 0
лимонах и грейпфрутах Абхазяйя, о проз-
kopow дубе и чае Алжарии, 0 чиатуроком
Mapranne и бакинской нефти. _ «Чиатуры
лают превосходный марРанен и обрабатьва-
хись недурно, но вель до революции это
бымо немецкое предприятие...» «Мелные,
золотые, свинцовые разработки начаты, но
И; надо поставить на европейскую BBICO-
ту...» «Нефть утешает иселедователя...»

Но войска генерала Масленникова: обру-
шили ва немцев овои сокрушительные ула-
ры, и гитлеровцы покатились назал, 0р0-
‘ая на пути автомашины, пушюи, боепри-
пасы, амуницию.

Велики были аппетиты i
телей «нового порядка». Разрупшить все,
то поддается разрушению, уничтожить
или изуроловать всё, что ‘создано кропотли-
вым трудом человека, причинить людям как
NORHO больше горя и страданий эту цель
ставили перет собою варвары двалщатото
века, вторгаясь в нашу землю. Мы про
ехали сотни километров по Ставропотью у
Кубани, и каждый шаг пути т
вопиял о мшеняй. Здесь были немцы: пол-

этих устрои-

тора месяца назад или только ‚вЧера-—без-

главный Тракт их отступления с Северного
Кавказа. На всём его протяжении немцы
срубили все телеграфные и телефонные
столбы-—один за другим, с тупой методич-
ностью маньяка, озлоблённого неудачами. С
той же маниакальной деловитостью они
подорвали рельсы железнодорожных путей.
Они делали это руками заключённых ими
в лагеря жителей, которых гнали перед со-
бой и расстреливали в пути, как только
те выполняли заланную им! дьявольскую
норму разрутщения. И эта картина не самая
страшная из всего, что мы видели. Но она
символична. Отепь. Яростная позёмка за-
лирает жидкие полы шинелей растянув-
шихся по дороге немцев, и следом за ними
Ha сотни километров пунктирные линии
поваленных столбов, трупы убитых ими

должают наступление:
В. АНТОНОВ,

Украинские
Житомирщине немецкую почту. Несколько.
пиеем, прибывших из Германии, представ-
ляют особенный интерес. Это писъыма зат-
нанных на фашистскую каторгу украин-
ских девушек и юношей.

Девушка Марфа пишет домой, в родное
Vi. “WHCROG село, и от каждого слова в е6
письме веет тоской и больших человече-
ским горем.

Девушка пытается обмануть немецкиЯ
надемотрщиков, начиная каждую фразу
словами: «Я живу хорошо...»
«Я живу хорошо. Работаю
Тасей у пана на кухне, по хозяйству, чи-
Щу картофель, посуду мою... всякая pado-
та.

Я живу хорошю. Работаю восемь часов.
От семи утра до трех, затем отхыхаю He-
много и снова ло двенализти ночи. Рабл-
та нелёгкая. Ну, чю x, на чужбине

очень трудно, некому пожаловаться, что
болит!

Дорогая мамуся, скажи мне, что эт
такое, что каждую ночь за все эти три

месяца я бываю дома и всех вас вижу, и
мне становится так хюрошо, что хоть во
сне я’с вами. Помните, как я заснула на
поле, & девчата песню пели: «Ой, у пой
Bitep в16»... Что ни делаю, как вепомню
эту песню, серце зайлётся, зашемит, и
плачу я. Ой, хоть бы увидеть вас, но, на-
верное, не причётся!» 5
Не слова — стон вырывается из груди
молодой советской девушки. насильно уве-
зенной в гитлеровское разбойничье more
во. Но вот она снова  спохватывается,
вспоминает, что ей приказано писать’ о
«хорошей жизни», спохватываетсея и то-
ронпливо прибавляет: «Мама, батько, се-
стрёнки, не горюйте! Я живу хоропю. a

вы  блатодарите бога, что дома оста-
лись».

Она знает — дома тоже тяжко. Там
тоже хозяйничают фашисты.  Crpamuon

тьмой окутана Украина. Не слышно её
чудесных песен. Но на чужбине, среди
ненавистных немцев, в их мрачных торо-
дах ещё тяжелее и горше.

Каждое письмо пронизано одной мы-

вместе с\

больше не увихимея. Малмгуся, скажи Шу-)
рочке, пусть узнает у коменданта, _ сколь-
ко мне элесь ещё нало работать? Сами по-
нимзете, что подробно не могу писать вам.
Напишите, кто ешё уехал в Германию? Ме-
ня разлучили-с левчалами нашего района,
и теперь я совсем олна».

Заканчивается письмо трогательно нзив-
ными песенными строчками:

Лети, мой листок, из Германии

на восток,

Попались в руки тому, кто рал

сердцу моему.

Бывайте злоровы, живите borate!

Я теперь лалеко от родимой хаты...

Она была весёлой, счастливой советской
девушкой. Вее дороги жизни были раскры-
ты перах ней. Немцы превратили её в ра-
быню. Как девушка, расцветала Украина
в братекой семье наротов. Гитлеровекий са-
пог наступил ей на горло. Стонет украин-
окая земля, залитая кровью, слезами, по-
руганная, истерзанная. Скорбит Украина о
детях своих, томящихея в лапах фашист-
ского зверя, и эта великая скорбь взывает
к мести.

Сколько горючих материнских слёз вы-
зовет коротенькая записка чевушки Лизы,
где. каждое слово наполнено горечью:

«Добрый день или вечер, дорогие мои!
Лучше не думайте о том, как мне жинёт-
ся. Помните, есть поговорка: в поле стоя-
ла, только не завяла, сюла-туда хилилася
и никуда не упала. Так и со мной. Сюла-
туда хожу, не с кем заговорить, не к ко-
му притулиться, некому обилу выска-
зать...»

Известно, что тысячи и тысячи мир-
ных советских граждан немцы захватили
и вывезли в Германию как военноплен-
ных. Они лишены возможности о. чем-
либо писать домой. Для этой категории
нумерованных рабов немцы ввели особые
почтовые карточки, в которых писать
ничего нельзя, надо только подчеркнуть
заранее напечатанные строки.

Вот перед нами ответная открытка из
села Рудня, Житомирской области, напе-

`слью — мыслью о родине, об `Укранне, о
счастливой советской жизни.

мой, — пишет из Страсбурга своим род-
ным в Житомирекую область Олёна Н. —
Олин бог знает, как это невозможно. Ра-
ботаю на файбвике с утра 10 ночи и думаю,
думаю, как жилось. 0 здоровье не спра-
шивайте. Пришлите посылочку, хоть что-
нибудь, 60 тут добре живётся».

На голодной немецкой каторге так «ло-
бре живётся», что измученная невольница
просит прислать ей хоть что-нибудь из
толохной, ограбленной немцами ролной де-
ревни.

Немцы ограбили Украину. Они ограби-
ли и тех, кого увозили на работы в Гер-
манию. Теперь они пытаются обманом за-
брать последнее, что советским людям уда-
лось уберечь, удалось припрятать.

«25 октября. — говорится в письме
другой украинки, Марии, —- нас повели
в какую-то контору и велели написать

домой, на Украину, чтобы родители при-

зиму. Но мы сказали, что дома нет ниче-
то. Да, если бы и было,
мне то, что вы прищалбте!»

Нельзя без волнения читать эти строки
0 страшной доле советских людей, обречён-
ных на рабство, на унизительный подне-
вольный труд.

Семнатцатилетняя Паня пишет из горо-
да Лейпцига своей матери:

разве попадёт

Удары че

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ,
(Специор ТАСС). Лётчики морской Gon-
бардировочной и штурмовой авиации, тей-
ствующие на Северном Кавказе, наносят
сильные удары по немецко- фашистеким
войскам, беспошаядно истребляют живую
вилу противника, уничтожают его техни-
RY, ромят аэродромы.

Только на одном из участков за день
наши лётчики уничтожили до 900 гигле-

10 февраля.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 февраля.

от 11 декабря мы читаем `тажую, не ли-
шённую интереса хронику: «Наблюдлают-
ся случаи, когла крестьяне, под’езжая к
городу, полвергаются нападениям каких-
то неизвестных личностей, которые от-
бирают у них продукты и нередко изби-
вают самих крестьян».

9 января они сообщили, как 0 «но-
вом в культурной жизни»: «Школьное
дело уже почти налажено». А 10-го они
взорвали все пиколыные здания города.
Они расстреляли и замучили около трёх
тысяч пятигорцев, преимущественно ста-
риков, женщин и детей. Трупы казнён-
ных находят и п сей день в района
Машука, на месте дуэли Лермонтова, в
старых каменоломнях на Черхаловке, в
ямах ¢ негашеной известью. Из этих
трёх тысяч опознаны только 69 чело-
век, лица и тела остальных 00230бра-
жены до неузнаваемости.

Я ночевал в Пятигореке у жены

людей и, наконец, их собственные трупы
и металл, тысячи тонн металла разбитой
на этом участке немецкой военной Ma-
шины. —

(rout свернуть с дороги в прилегаю-
щие к ней города и станицы, и вы бу-
деле потрясены картинами разрушений,
зверств, чинившихся обдуманно, возведён-
ных немцами в правило. Пятигорск, Глядя
на него сейчас. трудно представить <ебе,
каким был до немцев этот живописный,
благоустроенный город. Лучшие здания его
взорваны и сожжены, & Те, что юта-
лись. лишены электрического света и
воды. В городе властвовали профессио-
нальные бандиты. Они вывезли из хра-
нилища «Домика Лермонтова» Bee цен-
ности, в Том числе полноетью эвакуиро-
ванный сюла из Ростова музей изобра-
зительных искусств, и они же грабили и
избивали насёление не Только в домах
ночью, но и днём на улицах. Банлитизм

принял столь угрожающие размеры, ‘что
замолчать ео было просто невозможно,
й в номе 87 «Кавказского вестника»

командира Красной Армии. При немцах
ей пришлось скрываться, кочуя из квар-
тиры в квартиру. Её разыскивали атен-
ты гестапо. Я спросил е6 трёхлетнего
сына Вову:. `

— [ив твой папа?

— Работает, — угрюмо ответил
лыш, — он убивает немцев.

Да, это тяжёлая, но совершенно
обходимая и почётная для советского
триота работа — убивать неммев. И на-
до торонитьея выполнить её как можно
скорее и лучше, чтобы поепеть на вы-
ручку тем, кто ещё осталея в живых на
пути немецкого отступления, кого HeM-
пы не успели ещб угнать в рабство в
Германию.

Минеральные” Воды, Невинномыеск, Ат-
мавир, Кропоткин, Тихорецк... В кажлом
из них проиеходило то же, что и в Пя-
тигорске. Линия поведения немецко-фа-
шистеких оккупантов одинадова всюду;

Ma-

He-
па-

ровцев и бюлышое количество техники.
\емцы пытались оказать сопротивление.

чили одиннадцать. тысяч советских гра-
ждан. В Армавире взлетело на воздух
больше зданий, чем в Пятигорске... Bor
и вся разница, Из городов и станиц
немцы гнали в Германию эмелоны моло-
дых людей — это было частью их пла-
на онемечивания русской земли. Пока-что
трудно определить хотя бы приблизи-
тельно количество этих несчастных, на-
сильственно оторванных от родного до-
Wa. равно как трудно выразить словами
горе матерей, у которых немцы отняли
последнюю радость и опору. Достаточно
сказать, что из станицы и района Гуль-
кевичи только в ноябре пронилого года
вывезено около 500 человек. Что стало
с ними, местные жители не знают, толь-
ко одна довушка прислала домой пись-
мо и в нём просит ошить ей платье ©
одним рукавом...

Истребить народ, разрушить жилиша—
э10 ешё но всё, к чему стремились на
Кубани номпы. Они. хотели лишить ку-
банокую землю её плодородия. Они сра-
зу же по приходе на Кубань об’явияи
совхозы и МТС германской  собетвен-
ностью, & Коалхозников заставили рабо-
тать «сообща», но отменили примерный
устав сельскохозяйственней артели. Шре-
стьяне не получили за свой труд ни
грамма зерна и ни копейки денег. Немпы
намеревались ввести на Кубани самые
отсталые, давно изжитые формы земле-
пользования, оповеетив в статье четвер-
той «нового земельного порядка», что
«общей формой налеления землёй являет-
ся разлеление полей на полосы». В eae-
дующей статье они определили, кто He
может расечитывать на эти «половы».
Это — лица, «которые не выполнили
своих обязательств по отношению к г®р-
манским влаетям либо нарушили pac-
поряженвя германеких властей, либо яв-
ляются политически ненадёжными или
неподхолящими для индивидуального 36-

отклоления можно было найти лишь В
количестве жертв, в размерах разруше-
ний. В Минеральных Водах немпы заму-

млепользования».
Колхозная Кубань не пожелала стать
немецкой колонией. Немцы пришли сюда

«Вы ‘спрашиваете, когда я приеду ло-

слали Ё дому тёплую одежду и обувь на’

чатанная на украинском языке. Алресова-
ва ona Ивану Ф.. находящемуся в
концентрационном  латере в Германии.
На открытке указан ето личный но-
мер. : р

Первая строчка: «Дорогой сын, мух,
брат» (слово «сын» подчёркнуто).

Вторая строчка: «Твоя открытка очень
нас обрадовала. Мы (отец, мать, жена,
дети, родственники) ‘злоровы». — Слова
«отец», «мать», «здоровы»   подчёркнуты.

Третья строчка: «Живем на ‘старом
месте. Желаем тебе Beero лучшего и
ждём новых вестей».

Вот всё, что разрешается родителям co-
общить своему сыну, томящемуся в фа-
пкистокой Германии.

Во мгле разбойничьей Германии слыш-
ны стоны невольников, наших братьев
и сестёр, обречённых на голод, на тяж-
кий, каторжный труд, на излеватель-
ства. ]

В эти дни, когда на полях Украины
разгораются жаркие бои против немецких
захватчиков, когла началось великое осво-
бождение родной украинской земли, эти
письуа из немецкой каторги ещё раз под-
скажут сердцу советского воина слова,
звучащие, как клятва:

— Украина родная, мы идём, мы спе-
прим вызволить из проклятой фашистской
неволи твоих сынов и дочерей! 5

С. ЖУРАХОВИЧ.
Н. ДОБРИН.

рноморцев

Они вели усиленный зенитный огонь, пот-
HASH в воздух группу своих истребителей.
Но преимущество осталось за черноморцами.

Столь же успешно действовали наши
лётчики и на другой день. Они уничтожи-
ли 3 немецких миномётных батареи, 3 зе-
нитных ий 2 противотанковых орудия, 6

м
ПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР и
Ст он во мгле   Фронт наступает,
ae наступает тыл
ПИСЬМА С ФАШИСТСКОЙ КАТОРГИ
партизаны захватили на! «Пишу и плачу. Может быть, никогда ГОРОД Н., 10 февраля. (По телеф.

от 506. корр.). 2 февраля в кузнечнох
цехе Кировского завела появился отром-
ный плакат: «Арасная Армия успешно
наступает, освобождая нашу родину в
немецко-фашистеких мерзавцев. Будем в
мы наступать в трудовом бою. Кузнецы!
Куйте больню коленчатых валов. Сегодня
бригада Гридина отштамповала 63 вала.
Нужно не меньше 100. Тов. Завьялов, мы
ждём и от вас не меньше 100 валов!
Будут коленчатые валы, булут в боль-
шом количестве и моторы».

Бригады Гриаина и Завьялова на бло-
ке коленчатых валов попели в босвое на-
ступление. Ни пл секунлу не умолкаст
грохот молотов. Вто победит? Весь кол-
лектив завода следит за этим соревнова-
нием. В цехах моторного производства по-
явилось больше коленчатых валов, HU Bee
знают — ‘это результат самоотвержениого
труда бригад Завьялова и Гридина.

7 февраля. Бригада Завьялова отштам-
повала 100 коленчатых валов. Побела! В
этот лень бритада Гридина отштамповала
только 65.

8 февраля. Брагала Грилдина решила во
что бы то ни стало обогнать Завьялова.
ТГрилин наступает. Пошли в наступление
его подручные. Они не знают отхыха. И
вот новая: радостная весть облетает весъ
завол. Победил Гридян. За смену он от
штамповал 110 валов, установив тем са--
мым новый всесоюзный рекорл.

Важдый день успешного наступления
Красной Армии танкостроители  Киров-
ского завода отмечают новымя пронавол-
ственнымги победами, новыми рекорлами в
труле. На 15-тонном  молоте самоотвер-
женно трулятея штамповшщик Завирухян
и ето подручный Бородин. Вместо 100
барабалов они ежесменно штампуют по
180—200 барабанов. Раньше больше
70 барабанов не штамповали. ;

..Поздно вечером Bee Term  облетела
новая весть. За хорошую работу в ян-
Bape коллективу присужлено переходящее
знамя Государственного Комитета 060р9-
ны. Знамя Государственного Комитета
Обороны вновь реет нат прославленным
трижды ордепоносным Кировеким заводом.

——

Подарки фронтовикам
к 25-летию Красной Армии

АШХАБАД, 10 февраля. (По телегр, от
co6. Kopp.). Из Апгхабала отправился эпе-
лон с поларками фронтовикам к 25-й го-
довшине Красной Армии. Трулящиеея Аш-
хабащекой, ‘Красноволской и Талнаузекой
областей собрали для защитников ролины
15 вагонов подарков — мяса, копчёно-
стей, рыбы, риса, сушёных фруктов, 4
также тёплых вешей, табака и мыла. По-
слани, ‹ кроме того: около 5 тысяч инли-
вилуальных посылок.

В городах Мары и Чарджоу к этелозу
будет прицеплено ешё по лесяти ватонов
$ подарками — от трудящихся Марый-
ской и Чарлжоуской областей.

Немецкие варвары
разрушили музей
Носта Жетагурова

АЛАГИР (Соверная 0сетия), 10 tespa-
ля. (ТАСС). Тяжёлую потерю понёс oce-
тинский народ: хозяйничавшие злесь не-
мецкие оккупанты разгромили и положглн
музей ето любимого поэта Коста Хетагу-
popa. Погибла замечательная панорама
родины Воста — селения Hap, cropens
свыше 30 картия работы поэта-живопис-
па, похишены рукописи «Кубады», «Изор-
газ», написанные тушью на пергаменте,
оружие и другие вещи.

В музее были единственные в ©воём ро-
де экспонаты, показывавшие жизнь и OBIT
осетин в далёком прошлом. От них ни-
чего не осталось. Гитлеровцы нахрутались
нал святыней осетинского народа, устроив
возле музея кладбише для своих бандитов.

®

Археологические раскопки

автомашин, разрушили 4 дзота, взорвали 2,
оклада боеприпасов, рассеяли и частично
уничтожили болыпую групиу вражеской
пехоты. ;

в разгар уборки. Колхозниюи прекратили
уборку. Немцам удалось вывезти в Tep-
манию только тот хлеб, что лежал на
токах, большая часть пшеницы стояла
нескошенной. Сахарная свёкла была в
земле, Комбайны и тракторы были эва-
куированы заблаговременно. Немцы за-
ставляли колхозников жать серпами. Дю-
ди жали, HO He обмолачивали сжатое,
и сложенная в окирды пшеница дожда-
лась своего времени. По свидетельству
жителей и районных руководителей, в
  Тулькевичеком и Кропоткинском — рай-
онах, например, уцелела значительная
часть великолепного прошлогоднего уро-
жая пшеницы, подсолнуха и корне-
плодов, и сейчае, с приходом Красной
Армии, в станицах началась радостная
для колхозного мира страда — обмолот
и подготовка к весеннему севу. Заря
новой колхозной весны занимается нал
полями, над которыми отгремели грозы
сражений. \

Бандитов гонят с Кубани,  Сельско-
хозяйственные их эксперименты  кончи-
  лись дая них так же плачевно, как и
  «курортный сезон» на Минеральных Во-
fax, Kak и «освоение» кавказских 60-
гатств. Те. их паровозы, что успели
уйти отеюда, ушли на германском,
а не Ha донбассоком угле, их авто-
машины и танки стояли без горючего,
хотя они и занимали Майкоп и Maaro-
бек и рвались к Грозному. °

Немцы оказывают яростное сопротив-
ление. Но напрасны все их попытки за-
держать наш натиск. Части Красной
Армии ведут бои на уничтожение врага.
 Мы приближаемся к фронт», и навстречу
 нам всё чаще попадаются группы плен-
ных Ффрицев. Они возврашаются на Ку-
бань. На этот раз под надёжным конвоем
автоматчиков -Красноалмейцев.

П. БЕЛЯВСКИЙ,

в Таджикистане

СТАЛИНАБАД, 10 февраля. (По телеф.
от соб, норр.). В прошлом году Талжик-
ский филиал Академии наук ССОР совме-
стно ‘© редакцией «История таджиков и
Таджикистана» начал археологические ра-
скопки древних городиш. В организация
этих работ участвовали кандидат истори-
ческих наук Б. Гафуров, археолог В. Чей-
лытко, научный сотрудник Е. Мончар-
ская и другие. Обнаружено местополеже-
ние древних городов Мунк, Хулбук, Шо-
мон и ЧЛаваканд, представлявших собой в
Х веке крупные поселения и провянии-
зльные злминистративные пентры юзжн-
го Таджикиетана.

На территории горола Шомона обнару-
жены остатки больших строений. Они
свидетельствуют 0 строительном искус-
стве древних зодчих Таджикистана. Зла-
ния сложены из глиняньх блоков пазме-
ром в кубический метр кажлый. Межлу
блоками имеются швы, предохраняющие
стены от дефоруашии при резких коледа-
ниях температуты.

Древние сооружения поражают своей
прочностью, хотя возвотились они  глазв-
ным образом из глины, без железа, гвоз-
дей и дерева. Особенно оригинальны и
прочны куполообразные крыши co свот-
чатыми перекрытиями. Остатки этих зла-
ний выстояли пелые века, несмотря на
большую  сейсмичность южного Талжики-
стана и разрушения, которым подверга-
лись города во время ожесточённых войн.
Шомон, например, как установлено гесле-
дованиями, дважлы был разрушен отиём.

Теперь в Таджикистане намёчаетея в

виде опыта использовать искусство лрав-
них зодчих Для постройки жельых OMB
й колхозных амбарюв па Территории” не-
которых МТС.
В Хулбуке найдено большое количе-
ство массивных осколков глиняных васу-
дов,  Повидимому, военного назначения.
Археологи предполагают, что это были
своего рода метательные зажигательные
бомбы.

Научное изучение обнаруженных лраз-

них городов намечено продолжить в этом
тоду. К работам будут привлечены силы
Академии нзук ОССР.