пита Еее еее ран тан ee

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ

В ВЦСПС и Наркомцветмете

ВЦСПС и Наркомпветмет, pacemorpes
гтоги Всесоюзном социалиетического со-
ревнования преднриятий цветной метал-
лургии за январь 1943 ола, признали
победителями в социалистическом соревно-
Бенни следующие предприятия и решили: ,

Вручить переходящее Нрасное Знамя
Государственного Комитета Обороны и`вы`
дать первую премию прииску «Шныкчан»
треста «Джутлжурзолото» (директор т. Ша-
раборов, секретарь парторганизации т. Ва-!
бленев, предприискома т. Тындин), передав
знамя с Пышминекого рудника.

Оставить переходящее Нрасное Знамя
Государственного Намитата Обероны и вы-
дать первую премию Пышминскому меле-
электролитному заводу (директор т. Хре-
нов, парторг ЦК ВКП(б) т. Шахмин, пред-
завкома т. Усов).

Оставить переходящее Нрасное Знамя,
Государственного Номитета Обороны и вы-
дать первую премию Ордена Трудового
Красного Знамени заводу обработки цвет-
ных металлов, где директором т. Петров,
парторг ЦЕ ВКП(б) т. Степанков, предзав-!
кома т. Гришин.

Оставить переходящее Ирасное Знамя
ВИСНС и Наркомцветмета и выдать пеар“
вую премию обогатительной фобрике рудо-
управления «Туимредмет» (директор рудо-

управления т. Рыбаков. начальник фабри-’

ки т. Какукин, секретарь парторганизации
т. Тарасов, предрудкома т. Смирнов).

Отобрать Знамя ВЦСПС и Наркомцвет-
мета у строительства завода, где директо-
ром т. Габрусик, как невыцолнившего ус-
ловий Всесоюзного сопиалистического со-
ревнования.

Выдать вторые премии следующим пред-

приятиям:

Новолевинскому руднику треста «Кра-

В ВЦСПС и Наркомхимпроме

ВИСИС и Наркомхимпром, рассмотрев
итоги Всесоюзного социалистического со-
ревнования работников химической про-
мышленности за‘ январь 1943 г., признали
нобетителями в социалистическом соревно-
вании следующие предприятия и решили:

Вручить переходящее Красное Знамя
Государственного Комитета Обороны и вы-
дать И.рвую премию Чирчикокому элект-
рохимическому комбинату (директор кочм-
бината т. Садовекий, uapropr IK BRII(6)
т. Бухов, предзавкома т. Альмезов), передав
знамя с Кемеровского азотно-туковото завода.

Оставить переходящие Красные Энамёна

ВИОИС и Наркомхимпрома и выдать пер-
вую пр.омию заводам:

Кемеровекому заводу пластмасе  (тирек-
тор т. Олейник, парторг Ц BRIM(6) r. Ps-
занекий, предзавкома т. Бутвиловский).

Заводу, rie директором т. Николаев,
секретарём партбюро т. Киселёв, предзав-
кома т. Орлова.

Краснопресненокому заводу ‚ лаков и
красок (директор т. Ботоев, секретарь нарт-
бюро т. Маловицкая, прелзавкома т. Хомяков).

Вышать вторые премии:

Заводу «Победа рабочих» (лиректор т.
Васильев, секретарь партбюро т. Калаш-
никова, прелзавкома т. Андриянова).

Заводу, rie директором т. Гусенков,
секретарём партбюрэо т. Акеёнов, предзав-
кома т. Бекасов.

Заводу, где и. о. директора т. Начия-,

кин, секретарём партбюро т. Колесников,
прелзавкома т. Земекий.
Подольскому заводу аюкбаков (директор

Новые мартеновские пени

СТАЛИНСК, 10 февраля. (ТАСС). В ли-
тейном цехе Кузнецкого металлургическо-
To завола построены две мартеновекие
печи для стального литья. Олна из них
уже выпала первые плавки.

ото»,

сноуралмедьруда» (управляющий рудником
т. Елисеев, секретарь парторганизации
т, Кулышев, предрудкома т. Лычагин).

Заводу обработки цвётных металлов,
где директором т. Шаров,’ парторг ЦИ
BRII(6) rt. Exeees, ‘прелзавкома т. Пантелеев.

Завоху обработки” пветных ‘металлов, где
директором т. Киселёв, парторг ЦЕ ВКИ(5)
т. Кузнецов; предзавкома: т. Наумов.

Заволу им. Молотова (директор т. Вят-
кин, секретарь парторганизации т. Зайцев,
предзавкома т. Русаков).

Кировградскому меденлавильному заво-
ду пм. С. М. Кирова (и. ©. директора
т. Шербак, секретарь  парторганизации
т. Гурин, предзавкома т. Селедков).

Дегтярскому медному руднику (управ-
ляющий т. Малкин, парторг ЦК ВАЛ(б)
т.. Зольников, предрудкома т. Нициевская).

Лынвхинекому мелному рулнику (лиректор
т. Каграманян, секретарь парторганизации
т. Дементьева, препрулкома т. Старостин).

Синанчинскому оловокомбинату (дирек-
тор т. Артеменков, секретарь парторгани-
зации т. Баранов).

Выдать третьи премии следующим пред-
приятиям: ‚

Тресту «Кировградмедьруда»,

Ачисайскому свинповому руднику,

Коунрадекому медному руднику,

Успенскому медному руднику,

Заводу  Главредмета, rae директором
т. Друтман,

Кировскому руднику треста. «Березовзо-
лото», —

Прииску «Юдома» треста «Джугджурз9-

и Иртышскому медеплавильному заводу.

т. Трубников, секретарь партбюро т. В®-
сов, предзавкома т. Смирнова).

1-му калийному комбинату  блиректор
комбината т. Флетонтов, парторг ЦЕ ВЕП(5)!
т. Кошкин, предзавкома т. Миронова).

Заводу художественных красок (лирек-,
тор т. Левин, секретарь партбюро т. Ген-
дриксон).

Молотовекому  строительно-монтажному
управлению № 1 (начальник т. Вовту-

нов, секретарь партбюро т. Григорьев,
предпостройкома т. Решетников).

Выйать третьи премии:

Воскресенекому химическому  комбина-

ту (директор т. Малвеев);
Заволу, гле директором“ т. Дмитриев;
Заводу, где директором т. Гангрекий;

альный корреспондент атентетва Рейтер,

: Франции в Северную Африку, заявил
за- i 2 :
aoe ЕН что для этого «необходимо восстановить
° A С
республиканские законы и в первую
«А» - т
Заводу «А» Главредмета, очередь свободу убеждений и печати.

Заводу, где директором т. Ползик;.

Дербеневекому химическому заводу (ди-
ректор т. Никаноров);

Заволу ГИШХ (директор т. Трофимов); .

Егорьевскому  фосфоритному  руднику
(директор т. Цветков);

Антгарскому металлургическому заводу
(директор т. Леванов).

Отобрать переходящее Красное Знамя
Тосударственного Комитета
Красноуральского химического завода. (ли-
ректор т. Мараховекий) и переходящие
краюные знамена ВЦСПС и Наркомхимпро-
ма у завода «Карболит» (лиректор т. Хен-
кин) и У Кировогралекого химического!
завода (директор т. Мишин), как невы-
полнивших условий Всесоюзного социали-
стичесокого соревнования.

С пуском этих  мартеновеких печей
полностью освобождаются электропечи, их
используют для выплавки специальных
сталей.

Обороны У ”

Военные действия
в Северной Африке

ЛОНДОН, 10 февраля. (ТАСС). В ком-
MIOHUKe штаба французеких сил в Север-
ной Африке говорится, что на всём ту-
нисском фронте происходили  тействия
патрулей. Разведывательная атака танков
противника на позиции союзников к в0-
стоку от Гафсы была отражена ¢ поте-
рями для противника.

ЛОНДОН, 10 февраля. (ТАСС). Специ-
сопровождающий 8-ю армию, передаёт,
что в настоящее время войска Роммеля
полностью вытеснены из Триполитании и
ваходятся за тунисскюй границей.

Де Голль о политическом строе
Французской Северной’ Африки

ЛОНДОН, 10 февраля. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер сообщает, что генерал
де Голль, отвечая на заданный ему в9-
прос 0 том, как, по ето мнению, лучше
всего перенести движение Сражающейся

После толо, как это будет сделано, — ска-
зал он,— недолго ждать 0об’единения фран-
цузов». Де Голль выразил недоумение по
поводу того, что «на четвёртом месяце
после’ высадки союзников в Северной
Африке 15.000 французов, которые ста-
рались служить делу союзников и своей
собственной стране, всё ешА находятея
в тюрьме».

Де Голль заявил далеее, что ос точки
зрения _сражающихея французов, кото-
рая, по его мнению, является также убеж-
дением всего французского народа, _ вея-
кий франпузокий государственный строй,
установленный в Северной Африке или
где бы то ни было в другом месте, дол-
жен преследовать единственную цель
об’елинения всех французских сил лля
освобождения Фтанции и восстановления
её свободных учреждений. Этого возмож-
пи достигнуть только в том случае, если
государственный строй будет  покоитьея
на республиканских законах, а не на
власти, присвоенной себе отдельными ли-
пами. Республиканекие законы всё еше
не применяются режимом,  установлен-
ным генералом Жиро, сказал де Голль,
хотя его последние декретьь уже явля-
ются первым шагом в этом направлении.

Де Голль заявил, что его беседы с те-
нералом Жиро не выяснили положения.

Де Голль отметил, что, по мнению
Сражающейся Франции, в последних за-
явлениях генерала Жиро имёетея не-
сколько пунктов, которые дают удовлет
ворение Сражающейся Франции.

В заключение ле Голль заявил, что в
Северной Африке следовало бы создать
на основании республиканских законов.
национальный совет из выборных пред-
ставителей.

Англо-германская
воздушная война

мюнике команлования английских BOOpy-
жбнных сил на Ближнем Востоке cooi-
шается, что в ночь на 9 февраля англий-
ские самолёты подвергли бомбардировке
Палермо, где возникли пожары. Один ан-
тлийский самолёт не вернулея на св0ю
базу.

ЛОНДОН, 10 февраля. (ТАСС). Атентст-
во Рейтер сообщает, что сегодня после по-
лудня в Лондоне была об`явлена ненродол-

.  командования. «Совелокая стратегия, —пи-

ЧЕТВЕРГ,

Английская печать о наступлении
Красной Армии

ЛОНДОН. 10 февраля. (ТАСС). Англий-
ская печать и ратио пгироко освещают на-
ступалельные операщии Красной Армии.
Лондонское радио сеголня заявляет, что
«военные обозреватели ие поспевают за
темпами русского наступления. 8 февраля
Москва сообщила 9 взятии Курока, а 9
февраля уже поступило сообщение 00 оово-
бождении Белгорода. Эти факты харажтери-
зуют стремительность русского наступле-
ния».

Военный  обозрег“тель газеты «Дейли
экспресс» подчёркивает успешное осущеет-
вление стратегического плана советокого

шет обозреватель, — поставила германекое.
командование в исключительно затрудви-
тельное положение. Гитлер и его генералы.
биты превосходным планированием Сталина
и блестящим осуществлением его планов
советскими генералами. История нео знает!
таких потерь, которые несёт сейчае геф-
манская армия».

вится с каждым лнём сильнее и сильнее.
Это открывает большие возможности. Олна-
ко для того, чтобы эти возможности ис-
пользовать в полной мере. необходимо В,
самое ближайшее время открыть Второ
фронт в Европе. Мудрая стратегия требует
того, чтобы наносимые русскими тяжелые,
удары были подкреплены ударами морских.
держав».

Английское министерство информации B
своём сообщении по поводу занятия Врас-
ной Армией Курска заявляет, что эта
победа открывает новую фазу борьбы на
совегоко-германеком фронте. «Враеная Ар-
мия, — говорится в сообщении, —не только
фактически уничтожила вее ‘германекие за-.
воевания прошлого года, но и осуществила
широкий прорыв в тех укреплениях, © по-
мощью которых немцы до настоящего вре-
мени держали захваченный ими большой
район Южной России. Занятие Курска —
важуого центра коммуникаций, . 0еу-
шествлённое с внезатностью, которая 19-

Газета «Ньюс кроникл» пишет: «Вурек
уже занят. Советокое наступление стано-

ЛОНДОН. 8 февраля. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, выступивший по
радио антлийокий посол в СССР Арчибальт
Керр, в ближайшее время возвращающий-
ся в Москву, заявил: «Нацисты вновь
прибегают к своей старой уловке. болтая
о так называемом призраке большевизма в’
надежде вселить страх в наши  серлна..
Англичане имеют в ответ. крепкое слово,
но оно не входит в дипломатический сло-,
варь». Попытка немцев, продолжал Ветр,
вбить клин между англичанами и русски-.
ми обречена на провал, ибо «нарол Анг”
лии испытывает гораздо больше чем ува-
жение и вэсхишение уливительными до-
стижениями Красной Армии. Английский

слелние дни турецкие газеты выступили со
статьями о переговорах Черчилля в Адане.
Газета «Улус» заявляет, что переговоры в’!
Алане были значительными, «Ответствен-
ный руководитель Англии, — нишет газе-
та — несомненно, раз’яснил турецкой деле-
гации точку зрения союзников на межлу-
народные события и в ответ получил от
турецкой делегации ясное и откровенное
изложение позиции Турции. С этой точки
зрения встреча в Адане останется прекрас-

Выступление английского посла в СССР
сэра Арчибальда Керра

разила многих наблюдателей, имеет огром-
  ное значение».

народ проявляет глубочайшее желание, ла-
же будет правильнее сказать--ренгимость,
сотрудничать ‚ вместе с русскими как в
мирное, так и в военное время. Договор,

подписанный в прошлом. тоду. является
не только торжественным. . обязательством
двух правительств; но и человеческим
договором между двумя народами. Мы co,
своей стороны стремимся воплотить его в
действие. В свою очередь - B Советском
Союзе я обнаружил равное стремление!
придать этому договору полную’ силу. Мы
кренко стоим друг ‘подле друга. Мы не,
намерены допускать, чтобы нас кто-либо
разделил». oy

Pe

Турецкая печать о переговорах в Адане
СТАМБУЛ, 10 февраля. (ТАСС). В ш-”

реговоров детально рассмотрели положение
в Европе и в особенности в районах, ко-
торые представляют неносрелетвенный ин-
терее лля Турции, и констатировали общ-
ность взглядов в основных вопросах. По
словам газеты, во время аданских перего-
веров рассматривалея вопрос о защите бе-
зопасности Турции.

По мнению редактора газеты «Икдам»
Давера, переговоры в Алане, происходив-
шие непосредственно после встречи Черчил-
ля и Рузвельта в Касабланке, укрепят не

ным продуктом турецко-английского союза,   только англо-турецкую дружбу, но и друж-
показывающего, как развивается и креп- бу между Турцией и США. «Искренние
нет взаимное доверие между обеими етра- связи и дружба между Турцией и этим ©9-

вами»,

© По сюобщению arenrcrpa Рейтер,
военный трибунал в Тулоне вынес смерт-
ный приговор. ряду франнузоких морских
офицеров. Несколько офицеров приговорено
К 20 годам тюрьмы.

© Атентство Рейтер сообщает о казни
в Прате 10 чехов в возрасте от 26 до
54 лет.

@ Анкарский корреспондент агентства
Ассонкизйтед прессе сообщает, что в на-
стоящее время шесть отрядов греческих
партизан оперируют в районах Пелопо-
нега, Олимпа, ПШинд, Парнаса, во Фракии
и на Врите. В настоящее время партиза-
ны насчитывают 40 тысяч человек.

жительная воздушная тревога. ©

> Как перодаёт  атентетво Рейтер,
утрем 9 февраля в течение получаса
продолжалась артиллерийская дуэль ан-

Газета отмечает, что турецкие и британ- та,
ские государственные деятели во время пе- ! ствуют союзу».

Краткие сообщения

юзником нашего союзника, —— пишет газе-
настолько прочны, что cooTBeT-

тлийских и терманских тяжёлых орудий
через Ла-Манш. 06`‘ектом обстрела гер-
манской артиллерии явились окрестноети
Дувра.

< Как сообщаст газета
мецкие власти потребовали от Лаваля,
помимо увеличения суммы оккупацион-
ных платежей, новых поставок в Герма-
нию французского железнодорожного . по-
Движного состава, хотя треть этого -под-
вижного состава была уже реквизирова-
на немцами при заключении перемирия
в 1940 году. По данным газеты, Лаваль
обязался поставлять 300 км железноло-
рожных рельсов ежемесячно. Немцы тре-

«Франс», не-

буют также новых ‘поставок хлеба из
Франции.

11 ФЕВРАЛЯ 1943 г. № 34 (8027)

ТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ ССС

Война на Тихом
океане

$

Японцы эвакуировали Гвадалканар

JOHIGH, 10 февраля. (ТАСС). В кож
июнике об’единённого штаба комантовавия
вооружёнными силами союзников в ют

й западной части Тихого океана еообщается,

что авиация союзников совершила круп-
ный налёт на район Лае (Новая Гвинея),
а также на аэродром и гавань в Кендара
(остров Целебес). В секторе Вау-Мубо
(Новая Гвинея) союзные войска продол-
Rawr усиливать свой нажим на японцев,
TORHO, 10 февраля: (ТАСС). Как пе-
редаёт атентетво Домей Цусин, ялонекое
военное командование официально сообщу-
10 00 эвакуации японскими вооруженны-
ми силами Буны (Новая Гвинея) и остро-
ва Гвадалканар (Соломоновы оетрова).
НЬЮ-ЙОРЕ, 10 февраля. ` (ТАСС). Мер
ское министерство США опубликовало дан-
ные о японских потерях за время кампа-
вии на острове Гвадалканар (Соломоновы
острова). Согласно этим данным, японцы
потеряли 797 самолётов и 57 кораблей.
Кроме лого, 7 кораблей, вероятно, потопг”-
ны и 102 кораблям нанесены поврежнения,
Вовремя морского сражения. у острова в
середине ноября прошлого года яшонцы по-
теряли, по меньшей мере, 30.000 человек.

1 роме того. они потеряли 9.000 человек в

результате боёв во время высадки десан-
тов. Шо данным морокого министеретва
США. около 12.000 японцев утонуло во
время морских боёв.

ТОКИО. 10 февраля. (ТАСС). В офище
альном сообщении 06 эвакуации японскими

войсками Буны (Новая Гвинея) и острова

Гвалалканар (Соломоновы острова) указы-
вается, что за время боёв в этих районах
японцы потеряли 16.743 человека убиты-
ми или умершими от болезней. Японская
авиация потеряла 139 самолётов. В с00-
щении указывается, что потери противйя-
ка составили 25 тые. убитыми, 230 сбл-
THX HIM уничтоженных на земле самолё-
тов, более 30 орузий и более 25 танков.

Антигерманские демонстрации
в Ноовегии

ЛОНДОН, ^10 февраля. (ТАСС). Cror-
тольмекий корреспонлент ахентетва Рейтер,
ссылаясь на сообщение шведекой газеты
«Свенска латблалет», перелаёт, что трёх-
дневный траур, введённый по приказу Hey-
пев Квислингом по всей Норвегии в связи

с разгромом немпев под Сталинградом, пре-.

вратился. в. «демонстрацию ликования»,
Квиелинговские головорезы получили при-
каз от гермамеких властей безжалостно раз-
гонять митинги, стихийно возникавшие в
стране в честь успехов Красной Аруии. Bo
время разгона олного из таких митингов т
германского военного лагеря вблизи Берге-
‘на произошло столкновение между квислин-
говской полицией и демонстрантами.

Шведские шахматисты порвали
в гитлеровцами

СТОЕГОЛЬМ, 10 февраля. (ТАСС). Еак
сообщает газета «Нюа даглигт аллехана»,
шведский союз шахматистов принял реше-
ние о выходе из созданного немцами так
называемого «европейского союза шахмати-
стов». Решение о выходе из гитлеровекого
об’единения было принято по требованию
подавляющего большинства клубов шахма-
тистов Швеции, которые высказалиеь про
тив 0б’елинения с фашистеким союзом. №
словам газеты, окружное правление cows
шведоких шахматистов провинции Beere-
ретланл прямо ззявило, что «пребывания
В рядах гитлеровского об’елинения привело
вы к полному распаду шведокото cons
шахматистов».

МАГНИИ

Грузовики с обтекаемыми радиаторами
и губчатыми шинами проносятея мимо’
нае. Плотно, белро к белоу, на скамьях
трузовиков сит рабочие в вален-
ках, меловых унтах, в ватных курт-
ках, выпачканные глиной и мергелем.
Машины мчатея по северно-уральекому’
тракту. выложенному булыжником и под-
правленному шлаком старинных медепла-’
вилок. Светлые усы фар вырывают из тем-
ноты то искристые сугробы, ‘то дымные
проталины речки, то стволы елей и пихт
с лапами ветвей, набитых снегом.

По шоссе шагают люли. больнтинство

женщины. Чтобы было спорее движение. бЫ, трассирующие пули и снаряяы и
они построились в колонны. Женшины  МНогое другое, необходимое тля разгрома
идут от лесных  бараков-зимников туда ВВата. —— пооизволное от матния. Под
me, кула мчатся машины, тоставляющие нашими ногами Ha 100 километров в

людей из городка и посёлков.  Прибли-
жается час ночной смены. Райочая пехо-
та течёт туда, где над тёмными контура-
ми тайги полуокружением повисло зарево
магниевой стройки.

Жёсткие сроки пуска магниевого завоха
поставлены страной. Сюда на помошь
слетелись знаменитые «магниевые ор-
лы» = с‹троители заволов Юга, монтаж-
ные мастера. инженеры, проектанты и
экеплоатационники. Они неразговорчивы,
упорны в достижении конечной цели,
тверхы в руке.

Когла смотришь с гребня вала на
электрическое зарево стройки, видишь го-
тубые огни автогенов, слышишь стук то-
пора и шум падающей ели, — невольно
вспоминаешь шутливые слова — «MaTHHe-
вые орлы»... Кажется, что сюда прилете-
ли они. чтобы свить новое орлиное гнёз-
20, lola лотянули они из  приднепров-
ских стопей грохот сражений. Взрыв по-
тряс воздух, лымный  отненный столб
метнулся ‘к тёмному небу. Нах нами про-
неслась какая-то птила. Глушь разбуже-
на. Отеюла ухолят на восток филины,
сапеаны, соратники беркутов. привыкшие
бить на-лету пернатую добычу.

Магний! Ом сейчас нужен промышлен-
ности, как тороду хлеб. Магний так же,
как алюминий, «молодой» металл. Про-
мышленное применение ero в широких
мзстабах начато сравнительно недавно,

за — 7,8. В сплаве с другим металлом.

Появилась возуожность вывезти эти Tmpeot-

его удельный весе — 1,74, в то время
как удельный вес алюминия 2,7, а желе-

магний приобретает прочность легирован-
ной стали. Магниевые сплавы в самолё-
тостроении дали возможность Снизить
мёртвый вес конструкции с увеличением
грузопол`ёмности и скорости без повыше-
ния мощностей моторов. Магниевые спла-
вы тали люралюминий. магналий, элект-
рон. Магний— важный компонент в произ-
волетве специальных бронз. ’алюминиево-
магниевая ныль — самая сильная взрыв-
чатка для авиабомб. Зажигательные бом-

окружности лежат миллиарлы тонн исход-
ного сырья для производства металличе-
ского магния. Варналлиты!

Карналжит здесь рзут аммоналом, рубят
отбойными молотками и выбрасывают на-
верх с глубичы 100—120 метров. Сюла,
к этим сказочным нелрам. пришли люди и
машины. Тяжек был путь, тяжело ста-
невление...

Электролитический процессе получения
магния требует постоянного тока. Мотор-
генератор преобразует переменный ток в
постоянный. Мотор-генераторы называют
ещё прездразователями. Преобразователь—
мощная  мапиина весом в 13.000 пудов
каждая. Они привезены `сюла из Зало-
рожья. Их ‹лелали на ХЭМЗ в Харькове.
Наши рабочие пол руковолетвом инжене-
ра Зайцева их привезли и установили НЗ)
магниевом заводе у [Henna при помошя
инженера  Усенко. — мастера-монтажника
Неручева и многих пругих. Когла немцы
прорвались К Днепру и внезапно появи-
лись напротив Запорожья. ‘мотор-генера-
торы решено было уничмжить. Их облили
бензином и подожгли. Но подошли свежие
пехотные Части и артиллерийские пол-
ки Красной Армии. залержавшие немцев.

разователи: “Это было сложное хозяйство,
общим весом больше чем в сотню тысяч
пудов. Немцы били из тяжёлых и лёгких
‘орудий ло заводу. Под артиллерийским 09-

но сразу же круто  взметнулось кверху.
Магний самый легкий военный о металл:

стрелоя инженер `Усенко, скромный ‘и не-

бе на подмогу мастера-монтажника Неру-  Инженер Елисеев, строитель преобра-
чева, который эти машины устанавливал, зовательной станции, мололой — человек,
и мастеров Чурсина и Гончаренко. шрювел любящий быстрые темпы и произвохст-
демонтаж этих колоссальных мапин. Их венный риск, решительно фореировал по-
части погрузили на 60-тонные «гондолы» стройку корпуса станции. Он вилел, чта
и отправили в глубь страны.   бессонная работа его коллег должна увен-

Tl por машины разобрали по ново- чаться успехом. Начались дожди и то-
стройкам. Олни из них пришли сюда. ка 1014, а корпус станции должен быть по-
Северный Урал. На помошь бригале Усен- строен на безупречном бетоне. Бетон тре-

ко прибыл инженер с ХЭМЗ Зайцев. Он п
‘он замёрзнет и развалится. Фундаменты

был назначен начальником по восстанов- оН 3 i
лению машин. Он их строил и знал их Презоразозателеи приходилось ставить Ha
летально. Не было механических мастер- «молодой» бетон. Обычный срок созрева-
ских лля ремонта, не было помещения. НИЯ бетона — 21 день — здесь никого не
Была плошадь < невыкорчеванными ешё Устраивал. Елисеев применил электропрэ-
пнями и открытым небом. Они сделали са- Грев, чтобы бетон искусственно созрел в
раи и под их крышами своими силами при-  два-три дня, при чём созрел ‘равномерно.
нялись за восстановление машин. Какая это Наконец, можно было соединить рельсо-
была огромная и, казалось бы, невыпол- выми путями сараи и станцию и начать
нимая работа! Сараи с мотор-генераторами перевозку  установоБ преобразователей.
слелались на стройке самым почётным и На фанерке Неручева снова появились
тревожным местом. кругя, разбитые тригонометрическими ли-
Инженер-путеец Максимов зимой почти няями и испешрённые цифрами. Ha его.
без применения взрывчатых работ прокла- исхулавшее лицо с провалившимися ще-
дывал железную дорогу. Насыпи вышиной ками уцали первые тучн радости: так
в Т-этажный дом  протягивались через же, как у родного Днепра!
овраги. Выброшенный экскаваторами пе-] А в это время шумела стройка. Пи-
сок из. котлованов, фундаментов,  Подво-  рокий фронт всех работ совпал е осенью.
зилея вручную на’ тачках. Но, нужен ли Падал крупный. как грал, дождь. Холод-
был этот адский труд? Что. если не будут ные, налитые влагой, плыли тучи. Вепух-
вылечены мотор-генераторы? ли болота А линию высоковольтной пе-
На площадке появились грунтовые во- редачи пришлось прокладывать через бо-
ды. Студёная густая вода заливала кот-  лото. Шесть километров! Люди инженера
лованы, траншеи хля прокладки кабеля.  Марголина ставили опоры для мачт пе-
Люди принялись рыть дренажные кана-  редачи в гиблой северо-уральекой трясл-
лы, но пол верхним слоем шли изрест- не — по колено, по нояс, по горло... Ho
няки. так называемый скальный грунт. Стпэгими линиями желтели cBemecpyd-
Рабочие. болышинство женщины, жёны и ленные мачты, похожие на мачты лин-
сестры бойцов, сражающихея на фронтах, кора, блестели медные провода, прощу-
работали по колено в воде. Они долбили папные ладонями героев-злектриков.

вую стойку. Шла большая вода. С север-
тд» будут установлены ванны. Но нужно ВЫ Л’соразрадоток по реке сплавляли
(an 970? Женшивы выхолили из штоль-  166. Его нужно было задержать. Прямо
ни и смотрели туда, где работала брита- @ Н®Здов людя входили в холодную ре-
да Зайцова-Усенко: «Вьсстановят ли?> KY, выкатывали лес, нилили его.
Постепенно все машины снова были На берегах загорелись многочисленные

штольни, чтобы не допустить воду В цех,

опутаны сложной системой проводки, костры, дававшие свет, тепло, горячую
рваные снарядами раны залечили виело- пищу. 0 землю, о волны бил тяжёлый,
родной сваркой. Ha фанерках, находив- крупный лождь. Грузовики, скользя ха-

всё точ- пами, пелминая фашивы, сбрасывали лю-
деи, привезенных из циркз,, Женщины
из цирка бросались за каждым бревном

шихея в руках монтажников,
нее и яенее вырисовывалась схема Зай-

CKOIBRO медлительный украинец, взяв ‹е-

цева. схема тех матин, которые он ae

лал на взорванном ХЭМЗ’е. е  самопржертвованием и злостью. Они

бовал положительной температуры, иначе

подземные скалы  кирками, пробивали   Пребывали и прибывали эшелоны ot
глубокие водосливные колодцы и MCAY людьми, иселанные родиной на магние-
ними на глубине 5 метров проходили

зналя, что магний Поможет принести им
победу и вернуть их в ролные места. Эти
женщины бежали от немцев, прорвавших-
ся на Дон, Кубань, Карачай  Адытею.
Их привезли в количестве 2.000 чело.
век и поместили в цирке. Поэтому и—
женщины из цирка! Город не мог уже
впатать всё, что полвозилось сюча. Цирк
протекал, пахло звериным (навозом. Фпял-
ки арены размесили ногами, спали на
скамьях амфитеатра. Но когда приходило
время. женщины садились на грузовики
и Gpotanies к реке. Ни одного бревна в
Bore!

В логах в окружности стройки по-
‚строили временные землянки, баракя.
Нровели электросвет, привезли матрацы,
подушки, постельное белье, кубы для

кипячения воды. Построили столовые
бана, над лесом поднялся IBM

Итак, земляной город возник.
  большом труде, когда мускулы всех на-
пряжены до предела, когда от‘ человече-
CKEX сил взято всё, вдвойне показатель-
HO вылвижение знаменитых имён, при-
знанных всеми.

Таким именем была татарка Васильева
co своей бригадой в 12 человек. Rpyn-
ная, ширококостная, с сильными, чисто
мужскими руками, Васильева привела свою
оригаду к славе по тяжлому пути. Жен-
щины её бригады были  выплотчикамн
леса, землекопами, плотниками, каменщи-
ками, бетонщиками. Бригада приходила
на отстающий участок-^и работа горела.
Она увлекала других. Это ‘напоминало
эскадрон запевал, когда по команле «пе-
сенники, вперёд» они выскакивали в го-
лову колонны, и несня, подняв обессилен-

ый дух, бросала эскайрон на новые бран-
ные Подвиги.

и
ЖИЛЬЯ.

Вот цех № 4. Номер, конечно, ничего
  He говорящий, но интересна история ero
рождения. Цех длиной в 160 метров, е

О > А i
‚десятками лектролитических ванн
  CORHH, RK&kK 7 Ka :
  вянными перекрытиями. сшитыми
‘ными скобами. Железо-бетонные
‘струкции корпуса и п
  раны ‘и поставлены за восемь дней.
  час идёт футеровка печей.

выведены колена  дымящихея

В этом

e c BBI-
фехральный собор, с дере-
сталь-
i KOH-
ерекрытий были го-
О Сей-
  a HH накрыты
палатками. Из зелёного военного брезента

жестяных

тельной температуре, не дожидаясь, поз
будет закончено здание цеха. Швы доля:
ны быть тонки и доброкачественны, чт-
бы не разрушаться, когла в ванны ринет-
ся карналлит, расплавленный MTTepa-
туры 700°. ее.
Главный инженер завода Стрелец —
молодой человек, только в 1937 тоду окон.
чивший ленинградский Политехнический
институт. Он на ряду со многими IDI
  числен к магниевым орлам. Начав © xat-
Tepa матниевого завода, он стал глав
ным инженером ещё до войны. Война 34
хватила ето 3a защитой диссертация в
аспирантуру. Стрелец был снова пос
на магний. Он был главным инженер
проекта этого завола. Он был назначе
на стройку, кбгла. казалось другим, нев
можно было претворить проект в жизнь
Его заместитель Александр Алексавиу-
вич Моисеев участвовал в строительстве
Запорожского мабниевого завода. Это п
жилой уже человек, влюблённый в CBN
дело. Когла он смотрит, как на его глаз
растет завод, в выражении его лица
метна какая-то  блатоговейная  радеть
Кажетея, что он не верит ещё в TO, т
выходит Т&Кое ‘из-под ето рук. Он ост
жен в выражениях восторга, точен в <р-
ках. Он как бы хочет сказать вам: «№
расспрашивайте, рано, ешё рано. Вот #-
гла всё зашумит вокруг, тома №8
  снять шапку и поклониться всем — 13
Boxy, и строителям». И когда коменая
пронес  Подмышкой сверток картона, Of
оетановиля ‘и, улыбнувшись xopomel
улыбкой, сказал ‘тихо: «Понёс картон #8
‘первые пропуска». Сейчас мы ещё хо
на завод 6e3 пропусков, но вот-вот #
будет опоясано забором и на проходны
станут вахтерых».

Этот срок уже приближается. Ещё №
  Урал щехро прихолит на помощь ст.
  DOT-BOT на отрогах предгорий, у крут
великой тайги. откула улетают поте
женные птицы и уходят оседлые cel
CRRA лосей, загорятся огни магния.

Аркадий ПЕРВЕНЦЕВ.
УРАЛ, февраль.

НН

РЕДАНЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

труб. Фу

теровщики кладут тенкие
Ино огнеу

прному кирпичу

А ДР ЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬ СТВА: Москва, 6, Пушкинская площадь, 5.
Литературы и искусства — К 0-57-27; Иностранного — К 4-81-54; Писем — К 3-15-11;

Телефонь! отделов редакции: Секретариата — К 5-25-11: Фронта — К 4-72-37; Экономического — К 1-42-05:
= “= ха.” - > ЗА
Художественяого — К 5-56-53. Издательство — К 4-14-34. Прием об явлений в Москве — К 5-74

Сельского хозяйства —
-38;

к
в Ленинграде — 56-7

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова-Степанова, Пушкинская площадь, 5.

>

Швы
при положи-

Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА С6(Р.

5-76-11; Пронаганды — К 1.42.86;

8.

\

о. ЗА Зы ФА а ый За ра бе Сы. №

Bom emo

Tal

lag
и

\ OTD:
) Ep
  Hey
May
May
ЦИЯ
(
ВЯ,
Вх
to

oro,

\

CAM
lee
dary
[
Ty
NOH)
Teer
у
Про
Bay
vf
о

Ка
Moy

Ty
В

Я
a
tm
fog,
ee

ИЛЬ
toe