er

ITO
Aes
ie,
у-
ой
УИ
“Tt -
)B-
me
yer
Ha
ут-
ofa,
AM
хся
У
Но
ac
Эно
В

у
#

деление заняло тт

СРЕДА, 1 СЕНТЯБРЯ 1943 г. № 206 (8199)

1 i
ЕЛЬ
Дождь. Пехотинцы накилывают на себя
платщи-палалки. Никто не спит. С, немец-
БОЙ стороны”— короткие, пулемётные оче-
реди, нушенные наутад, и ракеты, осле-

питечьно освещающие безжизненное поле
нейтральной полосы.

На нашей стороне — последние приго-  очастье!

товления к прорыву немецкого фронта.
С утра войска пойдут вперёд, на Ельню.

Ельня! Как много это короткое слово
говорит сердцу каждого русского! Имя
маленького  смоленского городка стало
символом наступления. Завоевание Ель-
HERCKOTO  плалдарма в 1941 году было
одной из первых побед советского оружия
в Отечественной войне. Впоследствии,
снова заняв Ельню, немцы превратили еб
в важнейший опорный пункт своей 009-
роны на Смоленском направлении.

Города нет. Нет домов — они comme-
вы и взорваны: Нет жителей — они уг-
наны в немецкое рабетво либо разбежа-
лись по лесам и болотам Смолентеины. А
стала на этом месте немецкая крепость.
83а два года своего хозяйничания в Ель-
Не немпы превратили эти мест’-в сплош-
ную сеть укреплений, наслоенных одно
на другое. Десятюи еёл и деревень, рас-
положенных на многочисленных путях к
Ельне, точно так же превращены были
титлеровцами в форты и бастионы, име-
ющие целью сделать недоступными ca-
мыю отдалённые подходы вк Ельне.

И вот эту разветвяённую систему ук-
ретлений, ‘защищаемую  многочисленнын
ми ин Технически хоро оснащенными
войсками противника, нашим частям
предетояло прорвать.

Утро припыо серое, но сухое. Гаини-
стые дороги Смоленщины, намокшие 3a
ночь, стали подсыхать.

Головные батальоны были выдвинуты
вперёд. В каждом из них выделены бы-
ли боевые авангардные группы. В них
- вошли опытнейшие,  храбрейшкие бойцы,
цвет полков. Тот, кто был среди бойцов
в эту ночь, не мог не восхититься 60е-
вым пол’ёмюм, боевым нетернением вра<-
`коармейцев и офицеров. Слово «Ельня»
торело у всех на устах. И в 10 же время
в боевых порядках наших царили тинеи-
на; высокий воинский порядок. Ни один
котелок не гремел, HURTO He говорил
иначе, как птопотом. Армия как бы при-
тажлась в темноте, чтобы сделать мощ-
ный прыжок вперед.

Когда в разведвзводах отбирали лЮдей  тругих направлениях одолевают.
для ночного поиска, остающиеся просити: искусным маневрированием и смертель-

— Й меня!
- © всех. сторон. слышался этот шюпот
во мраке: «И  меня!».

Развелчики вернулись с пленными.
Пленные подтвердили, что немцы пюдтя-
нули сюда ряд частей из других участков
фронта. Harm 2хотную  ДИВИЗиЮ,
фачтаг газлууЕ ельно южнее.

ет Пская подготовка.
Теми  продвиже-
яиючиательно быстрым.
UA DLA Babine
:лея в стремительном:

fh he.  .

iB похота
ry VATS RR BEST
эти дни, разом прор

рызке. Подразделенио,  наступавшее Ha
сильно укрепленную делевню, быютрю её
заняло. Рубежаз бралась  неотразимыми

штурмами. Не останозливаяеь, это подраз-

1 деревню.

а >
Немцы, зацестилнись з% линию дотов,
попытались обставить наи части.
Небе показалисв  о’соованные штурмо-
вики «Ильющин-2», радостно приветствуе-
мые пехотой. На земле загудели танки,
веломые гварлейцами генерал-майора Бур-
дейном. Грохот на поле боя усилился.
«Тигры» и «ферхинанды», спентне под-
брошенные немхами к’ широкому устью
прорыва, „че смогли заткнуть его. Часть
их сторела, часть была отопнана. Части
тенерал-майора Стученко, полковника Ба-
баяна, полковника Ласкина и другие ча-
сти прололжали итти вперёд, не умеряя
emma. Ha многих участках бой mepenéc-
ся в лее. Смоленские леса местами так
же густы, как и Брянские. Они спешно
покидались немцами, вообще избегающи-
ми лесното боя. В редкие минуты за-

тишья слышался свист, которым немцы
сзывают друг друга.
Местами происходили трогательные

встречи. Откуд8-то из лесных глубин
выходили советекие люди, бежавшие из

ЪФ т ——————ы—ы—ы ——— inten penennninh niprienianeAarpenpinemaenee penetra eer

деревень от немецкого гнёт». Мария
Топтытина, жительница одной из мест-
ных деревень, говорит:

— Весь народ наш в лес схоронился.
Мы питались здесь водой со мхом. Услы-
шали русскую *речь и _выпвыи. Какое

_ К ночи бой затих. А е утра следую-
щего дня разгорелся < новой силой. На-
ступательный дух, поддержанный преды-
дущими успехами, возрос ещё больше.
Он рос по мере приближения к Ельне.
Командир отделения четвертой роты
Н-ского полка Набиев был ранен в г9-
лову. Он отказалея выйти из боя, наско-

ро перевязал рану и, продолжая драться,
убил двух фашистов. Вражеская пуля
  ранила Набиева’ вторично в руку. Or-

правляясь в тыл, Набиев сказал:

— Я вернусь. Непременно вернусь.

Подобно многим другим, Набиев тут
же, на поле боя, написал отрызком  ка-
рандаша на клочке бумаги заявление о
вступлении в партию. Он сказал
этом:

— Теыюерь я завоевал право быть ком-
  мунистем. `

*

Впереди наступающих войск извива-
Tach по смоленеким болотам Угра с0 сво-
ими бесчисленными притоками. Ещё на-
кануне она была далекю за передним
краем немецкой обороны, a сейчас, котда
‘орудия загрохотали по всему фронту и
чёрный дым вептьм -над немецкими ру-
бежами. наша пехота, не отрываясь
танков, подошла к реке.

Немцы надеялись, что водная прегра-
да залержит нарастающий с каждым ча-
сом отненный вал нашего наступления.
Е берегам реки они подтянули
уцелевшие танки. Слешно  переброшен-
ные с других. участков, батальоны  не-
мецкой пехоты окопались в этих местах.

Но бой на Угре не затянулся. Позади
наших бойцов находилась уже ная
территория, отвобванная у немцев в пер-
вый день нахлупления, и ничо не в
состоянии было задержать войска, пог-
навшие на запах_ врага.»

Здесь, в сражении на Угре, отличил-
ся орулийный расчёт старшего сезжан-
та Симонова. Мы упоминаем имя этого
командира орудия, потому что в erm
поступке отразилась самая характерная
черта сражения за Ельню. Наши войска
в нынешних боях на Смоленском и на
немца

при

от

свои

ными ударами в самые  чувотвительные
места вражеской оборены. Старший сер-
жЖант Симонов на своём небольшом уча-
стке вблизи Угры одолел немецкого «тиг-
ра» именно такими воинскими прибмами.
‚ Правда, нужна была немалая личная
отвага для того, чтобы выкатить лёгкую
противотанковую пушку на открытую
позицию, на голое место — навстречу
танку, вооружённому 88-миллиметровым
орудием, выкатить её и спокойно дожи-
Заться,. пока. танк займёт позицию, наи-
олее выгодную для выстрела ° прямой
наволкой.

Бойцы, присевшие на корточки возле
своего ПТО, оказались под  уратанным
огнём немецких минометов. Но они дож-
дались той минуты, когда танк повер-
нулея к ним боком, преодолевая какое-
то препятствие на своём пути. Они под-
стерегли его и трижды выстрелили. Все
три снаряда врезались в уязвимые мес-
та «тигра». Пехота прошла вперёд. Веко-
ре она выбивала немцев гранатами 43
беветовых траншей на Угре.

— Мы ожидали, что нае атакуют с
флангов, — говорит  пленный  немепкий
лейтенант Вильгельм Райль. — Там мы
сосредоточили большую часть наптих ог-
невых средств. Ho русские, очевидно,
хорошо разведали Haury оборону и уда-
рили Moe слабое наше место — в
центр оборонительного рубежа.

Е началу боя во взводе Райля было
13 солдат. Когла наша пехота  ворва-
лась в траншеи немцев, Райль оказался
в полном одиночестве.

— Часть моих солдат была убита.
Часть разбежалась. Я стал их звать
обратно, но никто не возвращался.

Мы встретили покинутого, своими с0л-
датами немецкого лейтенанта как-раз в
тот момент, когда трое «юнкерсов»  BBI-

зд штурмовой авиации, кото-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ОТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВОЕННЫХ
КОРРЕСПОНДЕНТОВ «ИЗВЕСТИЙ»

нырнули из облака и притотовились Е
бомбёжже. Ведущий самолёт уже стал вхо-
дить в пике. Наперерез ему ринулись ни-
весть откуда взявшиеся двое стремитель-
ных «Лавочкиных». Их появление заста-
вило немцев тотчас отказаться от вы-
полнения своей задачи. Только ведущий
«Юнкерс» успел сброеить две бомбы,
остальные резко отвернули в сторону и
ушли в облака. Наши истребители потна-
лись з& ними.

На протяжении всего сражения за Ель-
ню наша авиация нензменно господетвова-
ла над полем боя. Могучие удары штур-
мевиков и бомбардировщиков настигали
врата всюду. 7

Нам удалось наблюдать боевую работу

рым командует майор Бабичев. Молодые
лётчики этого подразделения за четыре дня
совершили около двухсот вылетов, уничто-
жили и частично рассеяли до двух батальо-
нов противника, подбили пять орудий, взо-
рвали пять окладов с боеприпасами и горю-
чим, подавили лю 12 зенитных точек,
уничтожили 65 автомалин. К этому счёту
надо добавить ещё два немецких истреби-
теля — «Мессершиитт-109»>
Вульф-190».

Почти без интервалов — THe и ночью
висят над немцами наши истребительные,
птурмовые и бомбардировочные машины.
Трохог рвущихея бомб слышен за’ десятки
километров от линии фронта.

Под этот незатихающий аккомпанемент
вступает жизнь на землю, отвобванную у
врага. На попутных машинах, пешком, с
узелками в руках, подгоняя телят и ко-
ров, упрятанных от немца, спешат люди в
освобождённые деревни. Председатель кол-
хоза «Красное Павлиново» Дмитрий Семе-
нович Лебедев встречает женивин, стари-
7 детей, вышедпгих из леса. Они скры-

ались несколько суток на болотах. Их
было 47 семейств. Пока собралось, только
20. Многих угнал немец. У Лебедева в
семье было шесть человек. Осталось трое.

*

Все теснее сходились многочисленные
пути, ведущие в Ельню. Из разрушенных
немецких укреплений шёл резкий трупный
запах. Немцы стекались в Ельню. Город
горел. Можно было различить следы ста-
рых укреплений 1941 года.

Вчера наши части вступили, в Ельню.
В городе взрывались склады с боеприпаса-
ми. То, что было некогда зелёными улица-
ми живописного городка, представляло сей-
час из себя пылающие коридоры. Сквозь
них двигались бойцы славных частей, пол-
ков, бригад и дивизий, носящих отныне
ния Ельнинских.

По бокам высились остатки домов, ка-
менные скелеты с мертвыми глазницами
окон. Кое-где бурьян пророе до второго
этажа. Деревья, окаймлявшие ровными ли-
ниями улицы, засохли от пожаров, другие
перешиблены снарядами. В блинлажах ва-
ляются немецкие трупы, оружие, пустые
бутылки от рома.

Из деревень, окружающих Ельню, куда
вчера ещё не достиг бой, немпы поспешно
отходили. Берные себе, они торопливо
грабили все, что им попадалось под руки.
Даже оконные рамы они выламывали из
проёмов и грузили в малтины, уже залол-
ненные награбленными вещами, утварью,
платьем.

Вскоре отступающие немецкие колонны
потянулись по дорогам западнее Ельни.
Здесь их настигали лётчики маршала авиа-
ции Голованова и генерал-лейтенанта авиа-
ции Громова. Немцы открывали огонь из
зенитных автоматических пушек и пуле-
мётов. Установленные на автомобильных
площадках, они давали огонь хоть и <иль-
ный, но He прицельный и не при-
чиняли большого вреда ныпим штурмо-
викам. Так, из восьмёрки Н-ского подраз-
деления только один самолёт получил про-
боину в плоскости. «Ильюшины-2» пикиро-
вали на гитлеровцев с высоты 400 метров
до 50-ти и били их бомбами и огнём. Гит-
леровцы, бросая горящие автомашины, раз-

и «Фокке-

бегались в стороны от дороги. Злесь их
настигали снаряды и пули воздушных
стрелков.

Бой отодвигается всё дальше на запал

от Ельни.
Л. СЛАВИН,

И. ОСИПОВ.

СМОЛЕНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 31 ав-
густа.

ГЛУХОВ И

Действия  чаюлей Красной Армия,
успешно развивающих наступление южнее
`Брянека, наглядными примерами  иллю-
стрируют смелость, мужество, возросшее
уменье наших воинов.

Овладев городом Севском и господетвую-
щими высотами за ним, наши части про-
делжают теснить врата, на зайад. В то же
время наши танки и пехота южнее Сев-
ска, нанеся сокрунтительный удар по не-
мецкой обороне. прорвали её на широком
фронте и на большую глубину.

Гитлеровское командование вынуждено
было бросить к фронту новые крупные
силы и попытаться заткнуть брешь.

Положение хля немцев созлалось тяже-
лое., После исключительно успешного на-
лёта нашей артиллерии и концентрирован-
ной авиационной обработки, наша пехота’
стремительным рывком в нескольких местах
прорвала передний край обороны гитлеров-
пев, совершенствовавшейся в течение мно-
THX месяцев. Десяти населённых пунктов
освобождены, в плен захвачены сотни!
немцев и богатые трофеи.

Вечной славой покрыли себя наши хоб-
лестные пехотинцы в этих блестящих боях.
Из уст в уста передаются рассказы’ о под-
вигах бойцов, сержантов и офицеров под-
разлеления, raze команлиром т. Антипов,
уничтоживиих при прорыве много хгит-
леровнев; _0 батальоне, который под
командованием гварлии майора Сафронова!
сломил сопротивление численно превосхо-

РЫЛЬСК

Утром части Ерасной Армии с севера
вошли на многострадальную землю Украи-
ны. Подразделение т. Харланова, с боем
заняв одно село, первым прошло на этом
участке первые пять километров украин-
ской земли. Эта земля вечно будет пом-
нить’ имена красноармейцев  Тиханова,
Сараева, Дугина. Лебедева, разминировав-
ших поля и расчистивших путь пехоте; еа--
пёров Хоменко, Дзюба, Алтуина, под жесто-
чайшим огнём наводивших мост через реку;
старшего лейтенанта Жирова, пулемётчика
Суходольского, младшего сержанта Евдоки-
мова, красноармейца Волкова, уничтожив-
шего в рукопашной схватке 14 гитлеров-
цев, и многих других.

Прорвав немецкую оборону, пехотин-
цы пропустили танки через свои боевые
‘порядки. Танкисты рассекли немецкие силы
на множество мелких групп и окончатель-
но впутали карты врага. В одних местах

упорствовавшие немецкие гарнизоны были.

истреблены, в других они предпочли сдать-
ся в плен. Так сдался в полном составе в
количестве 42 человек взвод одного пе-
хотного полка во главе с фельдфебелем
Шуидтом. %

Немцы продолжали  полбраенщвать Из
глубоких резервов к району прорыва веб
новые силы. Они, с хола бросались в
яростные контратаки, стремясь сдержать
Hallie продвижение.

Отражая эти контратаки, нанося гитле-

ровпам огромные потери, наши танки и не

ОТ ОПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО
КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»>)

Положение немцев ещё более осложни-
лось. (С одной стороны они оказались
прижатыми к крутному лесному массиву.
Южнее нависла реальная угроза над дву-
мя городами — Глуховом и Рыльском. 0т-
чаянными усилиями хотели немцы cila-
сти здесь положение, но им не удалось
сдержать высокого наступалельного поры-
ва наших частей.

‚Е вечеру танкисты и пехотинцы подо-
шли вплотную к Глухову. Штурму города
предшествовал мошный налёт наших бом-
барлировщиков и штурмовиков на боевые
порядки немцев. За ним последовал ноч-
ной штурм танков и пехоты. Немцы ещё
оборонялись на улицах города, но силы их
были надломлены. Ночью Глухов был очи-
щен от оккупантов.
  B sro же время наши части
вели бои за другой город — Рыльск.
`Модходы к Рыльеку ¢ звобтока очень
‘затруднены. Дорогу  преграждает  ши-
юкая, < множеством разветвлений река.
Немцы возлагали на это большие надеж-
ды. Здесь задача была решена не. лобо-
вым штурмом, а двумя  охватывающими
ударами. Подразделение, где  команлиром
т. Гладков, обошло город и ударило на него
 с северо-западной стороны. В то же время
 Н-екая часть нанесла встречный   удар с
юго-востока. Немцы не выдержали могуче-
 го натиска и отступили.

За один день с боями прошли вперёд

дящих CHI противника, а потом умелым
маневром окружил и уничтожил их; о роте
старшего лейтенанта Тарасова и о пуле-
мётчике роты -Баклагине; о роте под коман-
дованием т. Будкина и старших сержантах
Мукашеве и Баранове. Вайска лействовали
слаженно и точно, направляемые опытной
и умелой рукой.

отстающая от них пехота продолжали быст-
ро итти вперёд. Вчера весь день шел упор-

ный бой за крупный населённый пункт.

К вечеру он был занят нашими войсками.
Вчера же танкисты смелым маневром вор-
вались в другой крупный населённый
пункт и важный узел шоссейных дорог.

‘наши части на этом участке 20 километ-
‘ров, освободили множество населённых
‘пунктов, взяли много пленных и богатые
трофеи. Над городами Глуховом и Рыль-
ском снова реют советские знамёна.

М. РУЗОВ.

ГОР. ТАГАНРОГ. Жители освобождённого города получают свежие центральные газеты.
€: Фото корреспондента «Красной звезды» капитана Ф. Левшина. ОТоставленс на самолёте лётчиком лейтёнантом А. Захаровым).

В Теанрое 31 авзуста

OT СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО’ КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»

Нам, русским людям, Татанрог особен-
но дорог и близок. В этом городе жил и
писал свои замечательные повести, pac-
сказы и пьесы Антон
Многие знают домик ‘на бывшей Поли-
цейской улице, в котором родился Чехов,
и дом, где он провёл свои юнонеские го-
ды, и столетний  городекой театр, куда
тайком от начальства бегал смотреть
спектакли заезжих трупп гимназиет Ан-
тоша Чехов. Нам дорого и здание шко-
лы, где училея этот выдающийся рус-
ский писатель. Мы любим прямые, с 6бе-
лыми домиками,  все.в зелени улицы и
переулки. Нам дорог каждый камень в
этом городе. ’

Близок нашему сердцу и более позд-
ний Таганрог — морской и портовый го-
род, промышленный центр, который сла-
BHICH своими * высококачественными  ста-
лями, сложными машинами, парком куль-
туры и отдыха — одним из лучших го-
родских садов юга. В Таганроге чувет-
вуетея близость моря, степных просторов.
И это придаёт всему городу какой-то
трудно передаваемый, но бесконечно пле-
нительный, мягкий, можно сказать, че-
ховекий облик.

А потом мы помним... Так же светило
солнце, было только, пожалуй, немножко
прохладнее. Над городом стоял чёрный
дым, носились тучи пепла. Окна зданий
были раскрыты, двери распахнуты. Ве-
тер врывалея в них, подхватывал обрыв-
ки обгоревшей бумаги, и она шуршала
но горячему асфальту. .

На окраине города ‘гремели взрывы,
трецали автоматы, захлебывались пуле-
мбёты. Это бойцы нафодного ополчения,
рабочие и портовые моряки, курсанты и
красноармейцы грудью  заслоняли путь
врагу, который рвался через Татанрог к
Ростову. С боями отходили советские во-
ины. С болью, после упорного сопротив-
ления отдавался каждый клочок земли.

В порту грузилиеь последние катера.
Раненый моряк ототранил товарищей,
которые вели ето на катер.

— Ни за чт не покину
не’ оставлю любимого города!
нул моряк.

И со связкой гранат он бросился Ев
спуску,” откуда уже слолзали немещкию
машины. Взрыв. Последний взрыв. В
этог осенний день захлопнулась для
не успевшего покинуть Татанротг населе-
ния дверь в человеческую жизнь. На Bo-
ротах города тяжёлым замком  повиста
немецко-фалнислюкая свастика.

Люди Таганрога оказались в тисках
толода, под постоянной угрозой смерти.
Почти два года жили они в тажом поло-
жении. Шо вот снова в Таганроге Kpac-
ная Армия. И бойцы, и вернувииеся к
родным очагам жители ясно видят: он
‘постарел, как будто согнулся, этот ве-
сёлый, приветливый южный город. Поре-
дел городской еад. Немцы рубили прек-
расные деревья на дрова. на кресты для
своих убитых. А убитых было очень
много! Уничтожена загородная роща
«Дубки», посаженная ещё в петровекие
времена.

Украдены и вывезены ценности из го-
родекого музея и библиотеки. Jamar
остатки здания техникума.  Безобразной
кучей громоздятся обломки мельницы.
Пустыми переплётами окон глядят  кор-
пуса заводов. В одном из них представи-
тели фирмы «Юнкерс» сняли все дверные
ручки, вынули все стёкла И т. д.

Немцы планомерно разбирали жилые

Таганрога,
-—— кр ИК-

Павлович Чехов.  А

Il. Чехова. Они разграбили  Чехов-
скую библиотеку. В помещении школы,
тде учился Антон Павлович, был засте-
нок гестапо. Тут пытали людей. Отеюда
их вывозили в Петрушанскую балку.‘

Население Таганрога голодалю. Утром
30 августа, когда первые KpacHoapMeli-
ские звёзды засверкали на окраине го-
рода. высокая женщина с трудом везла
по дороге тачку. Она медленно перестав-
ляла ноги. Влок седых волос прилип у
неё к мокрому лбу. Женшина была ху-
да. Платье висело на ней многочислен-
ными складками. Глаза женщины были
сухи и воспалены. Onn безумно остано-
вились Ha труне мальчика лет тринад-
цати, который лежал в тачке.

Яенщина, увидев красноармейцев, оста-
новилаеь в растерянности. Она не верила
тому, что видела. Закрыв лицо руками,
она постояла тах с минуту, потом отняла
руки от глаз и вновь посмотрела. Нет,
это были живые люди, это были краено-
армейцы, свои, родные, близкие. И вдруг
Антонина Сазонова громко  разрыйалась.
Ноги у неё подкосились, и она опустилась
на дорожную пыль.

— Спасители нани! Пришли! — гово-
рита женщина сквозь рыдания и крепко
обняла наклонившегося над ней красноар-
мейпа. — Мы ждали! Мы верили!

Потом она вдруг поднялась, вытерла
глаза, подошла’ к сыну и тихо сказала:

— Один он у меня бъыл. Умер от исто-
щения. Немцы силой загнали его рыть
окопы, били... А 0 мною что сделали!

Она сдёрнула платок. Голова женщины
оказалась селой. Резко обозначилиеь мор-
щины на высохшем лице. Это была ста-
руха.

тридцать пять лет! Она голодала, её изби-
вали. Дочь Сазоновой отправили насиль-
но в Германию, сына взяли на оборони-
  тельные работы, ион умер, не перенести
голода, издевательетв.

Всё. что немцы планомерно разрушали
в городе, можно восстановить. И разби-
тью заводы, и взорванные здания, и вож-
женный Дворец пионеров. Не никогда ты-
сячи замученных, растерзанных людей
Hallux не поднимутея из Петрушанской
балки.

Невыносимо тяжело жилось в Татанро-
ге. Город вымирал, уничтожалея. Каждую
ночь, каждый день десятки людей выво-
зились на расстрел. В полиции и гестало
арестованных били резиновыми палками,
плетьми, топтали самогами. Им затоняли
железные пиильки под ногти.

Артиета Розена при допросе шесть раз
отливали водой, чтобы мучить снова. Он
осталея на всю жизнь калекой с вывер-
нутыми пальцами. Врач Саморкеш сказал
как-то, что немцы мерят военнопленных
толодом. Его притащили в застенок геста-
по. Пять дней” допраптивали его там фа-
шгистские палачи, а нь шестой день врач
от ПЫТОЕ сошёл с ума. Старика Тихона
Лысогорского били до тех пор, пока из
ушей у него не пошла кровь. Замучена
семья токаря Афонова. Сам Афонов рае-
отрелян. Умерла под пытками старуха

вытравить из сознания жителей

здания на кирпич. Этим занималась   хотели т
фирма «Кишентофер». Таганрога всякую надежду на приход
Надругались враги и над памятью  Красной Армии. Но советские люди ждали

освобождения, ждали с упорством, которого
не могли @юмить пытки. Рая Калля, де-
вятнадиатилетняя девушка, ‘после ныток
крикнула палачам: «Наши придут!»

Усиливались аресты, и людей  боль-
ими группами вывозили в Петру-
шанскую балку. Было об’явлено об эвакуа-
ции под угрозой расстрела всех лиц муж-
ского пола, ‘начиная с 15-летних. Этот
план немцам не удалось осуществить. Крас-
ная Армия окружила и разгромила таган-
рогскую группировку врага настолько стре-
мительно, что даже полицейские не уснеля
удрать, как и их хозяева.

До оккупации в городе Таганроге было
около 190.000 жителей. Сейчас не оста-
лось и трети. Много тысяч людей либо рас-
стреляно, либо  разбрелось по деревням.
Много тысяч утнано в Германию, на ка-
торгу. «Биржа труда» помещалась на углу
Ленинской улицы и Исполкомовского пере-
улка. Отсюда советских людей отправляли
в Неметчину. Сюда прихолили ‘немногие
письма от насильственно угнанных. “

Люди научились сообщать правту околь-
ными путями, иносказательно. Восемнад-
цатилетняя Татьяна С., которая работает в
Дрездене, пишет: «Живу отлично. Кажлый
день плачу. Вее мне снится, что мы печем
пироги и едим их». Ясно, что Татьяна С.
голодают, что она изнурена непосильным
трудом.

Бургомистр Татанрога немец Дитр орга-
низовывал облавы на людей. Жители боя-
лись ходить по городу, прятались в по-
гребах. Дитр похвалялея, что он поставит
город на колени, добъётся своего. Ho co-
гнуть советских людей, сломить их волю
Е сопротивлению немцам не удалось.

Однажды советский самолёт сделал

— Мне тридцать пять лет, — произнес-  ВЫНУжденную посадку недалеко от Та-
ла женщина, м стало совсем тихо во-  ГА НРОТа. Командир самолёта  отстре-
ах ливалея OT окруживших ero врагов,

. б

Сколько же должна была перенести ich. Cane gd Ра ен

Антонина Сазонова, чтобы  поседеть в : т С

осталась неизвестной, также был убит в
схватке. Народ узнал об этом, и всю лю-
бовь свою Е родине вложил в ‘Чествова-
ние памяти этих представителей Красной
Армии. Груды цветов постоянно лежали
на могильном холмике. Полиция разбра-
сывала их, затаптывала. но пветы появ-
лялись вновь. На могилу приносились `за-
писки, писыма, стихотворения. Каждый
рассказывал о том, что у него на сердпе.
„Полиция устраивала засады, арестовыва-
ла, пытала и расстреливала приносивнтих
цветы и письма. Но поток их не оску-
девал.

Теперь город освобождён. Части Rpac-
ной Армии < боями прошли дальше впе-
рёд. Беспрерывным потоком движутся ма-
шины. Жители группами стоят на пере-
крёстках, у переезлов и приветствуют о-
ветских ‘воинов. Вот окружили красноар-
мейца, раеспрашивают его, обнимают.
Иван Закутнев только вчера был в
бою. Такая ласка и блатодарность незна-
комых, казалось бы, посторонних ‚людей
смущает бойца. Он поднимает глаза и
глухо, но явственно говорит:

— Спасибо, товарищи, что так цените
труд наш. За это и помереть не страшно!

Сказал и поднял заблестевиие влажные
глаза...

К вечеру 30 августа в Татанроте уже
начали работать городской комитет партии
и другие организации. Первые часы труда

Перцева, — она не хотела оказать, для
кого выпивала красные знамёна.
‚ Кровавым террором, провокацией немцы

по восстановлению горола!
НИКИТИН.

ТАГАНРОГ, 31 августа.

Истерзанный город

Мы в’езжаем’ в Елыню, ещё окутанную
дымом пожарищ и каменной пылью раз-
рушенных зданий. Из открытого люка
танка лейтенант с лицом, тёмным OT KO0-
поти, показывает рукой, как проехать к
центру. Голоса ето не слышно, потому что
зенитки бьют по «Юнкерсам», атакующим
многострадальный город © воздуха.

аши истребители сваливаются на них
сверху, и немецкие самолёты, сбрасывая
бомбы куда попало, спешат очистить не-
бо. Теперь можно двигаться дальше, и мы
едем по искалеченным улицам. Пустые
глазницы окон, шербатые стены, лишен-
ные перекрытий, крыши OT которых
остались одинокие железные листы, гре-
мящие на ветру.

Почти два года пробыли немцы в
Ельне. Это были самые мрачные месяцы
в истории города. На перекрестке, у
землянки, заменившей сгоревший лом,
женщины глухими голосами рассказывают
© страшной жизни пол игом чужеземцев.

Анна Яковлевна Костина не плачет,
Горе высушило её слезы. Её старика-отца
Якбва Николаевича Терехова немецкие из-
верги расстреляли, заподозрив, в сочув-

ные немецкие солдаты изнасиловали, во-
рвавшиеь в дом глухой ночью. Незадолго
перех отступлением Марию и вторую
сестру Татьяну немцы угнали на немеп-
кую каторгу. ‘

Русские „женщины сллят у разорённых
очагов, у пепелиша дома и просят у 6б0й-
цов только одного —— отомстить. 06 этом
же кричат братокие могилы за кир-
пичным заводом, где свалены трупы pac-
стрелянных ни в ч6м не повинных мир-
ных жителей города.

Русских людей немцы вешали и в
центре города на площади, и у кирпич-
ного завода, и у нефтебазы, и на Смюлен-
ском. большаке, и на Дорогобужской доро-
ге. Расетрелы производились главным
0бразом в городском саду.

Мы узнаём о мученической смерти Ма-
pun Ивановны Токаревой, Бориса Сидоро-
вича Новикова и многих других. Трагиче-
ски погибла от руки немепких палачей
вся семья старого педагога городской пгко-
лы-десятилетки тов. Капитанова. Долгие

ла в Ельне.
узнаем подробно имена всех жертв, пере-
чень всех злодеяний.

годы юн преподавал ельнинским ребятам
историю России. Немцы убили его за лю-
бовь к родине. Педагог уже не мог встре-
чаться - <0 своими учениками в стенах

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ, 31 августа.  ствии партизанам. Её сестру Марию пья- школы. Школы при немцах не работали.

Но он не уставал говорить своим воспи-
танникам о великом прошлом русского
народа, о его бессмертии, силе и славе.
Ночью немцы пришли арестовать ‘учи-
теля. Он не покорился им. Тогда немцы
застрелили его. Но этого извергам показа“
лось мало. Вся семья его была подвергну-
та мучительной смерти. Дом Капитанова
был сожжен, и в огне погибли двое его
детей. Жена и свояченица попытались
скрыться от преследования, но были на-
стигнуты и повешены.
Это лишь” небольшая часть преступле-
ний, которые германская армия соъерши-
Только впоследствии мы

*

Наши бойцы идут трулным и зюлгам
путём наступления. Глаза их горят сухим
жаром мщения. Танкисты, которые ‘стоят
вокруг обездоленных горожанок, были в
числе тех, кто первыми ворвался в город.
Рассказы о бедствиях и горе ельнинцев
они выслушивают молча. Разлаётся коман-
да: «По машинам!» Бойцы занимают свои
места, и танки уходят на запад, где: гре-
мит бой.

Б. ГОРИН.

(Доставлено ва. самолёте _ лётчиком

старшим лейтенантом Бочоришвили).

ЕЛЬНЯ, 31 августа.