ПЯТНИЦА, 3 СЕНТЯБРЯ 1943 г. № 208 (8201)

СУМЫ

2 сентября войска Воровежского фрон-
та в результате унерного боя, преодоле-
вая сопротивление немцев, овладели важ-
ным областным центром Северной Украи-
ны — городом Сумы. Немцы придавали
этому городу важное значение и всеми
мерами пытались задержать пролвижение
Брасной Армин. Гитлеровское командова-
ние требовало от своих войск во что бы
то ни стало удержать Сумы. Вокруг го-
роха была. создана система оборонительных
укреплений, состоявшая из разветвленней
сети дзотов, противотанковых рвов, прово-
лочных. заграждений. Немпы  неолно-
кратно переходили в контратаки,
В дело не только сильно потрёнатные
предыдущих
только-что доставленные на машинах
на транспортных самолётах

дня

шими потерями для врага.

Перед нашими воинами лежал некогда
зелёный, цветущий украинский город. 0
том, что там происходит, рассказали вы-
рвавшиеся из города незадолго до прихода
Красной Армии жители:

— С начала оккупации из города бы-
ли вывезены на каторжные работы в Гер-
манию много тысяч человек. Олнако за-
хватчики не `Уудовлетворилиеь этим. 4 мар-
та 1942 года немецкий комендант выве-

сил нриказ: веё мужекое население oT)

пятналцати лет обязано явиться в комен-
датуру. За неявку виновные расстрели-
вались. Ещё несколько тысяч жителей
торода были насильно увезены в’ фапкист-
ский тыл.

Население было разбито на группы по
признакам  «благонадежности». Неблалу-
тадёвным ставили особые отметки на
паспортах. Сотни жителей города, в том
числе много интеллигенции, были афесто-
заны и казнены. В бараках Краснозвез-
JHHCKOTO сахарного завода немцы устреи-
ли лалерь для интернированных граждан.
В этих лагерях умерло и было раестре-
ляно несколько тысяч человек. Ежеднев-
Ho на телегах из латеря вывозилиеь де-
сятки замученных, избитых до смерти и
погибших мучительной голодной емертью
советских граждан. В грязных, сырых,
тесных помещениях лагеря нз полу ва-
лялись сотни людей. По утрам немецкий
комендант вхолил в баражи в сопрово-
ждении полицейских, и начинались звер-
ские избиения.

Немцы уничтожили предприятия,  вы-
везли и сожгли массу культурных цен-

бросая! местные

ностей. Мантиностроятельный зазод имени
Фрунзе был предан огню. Не найдя здесь
оборудования, которо было  заблаговре-
менно эвакуировано, немцы набросились
на остатки металла. В цехах выламыва-
лись чугунные плиты фундаментав, же-
лезные перекрытия. Вырублен  прекрас-
ный парк в центре города, вравнены с
землёй находившиеся в парке летний
кинотеатр, ресторан, цирк. Разрушены
областная библиотека, областной краезед-
ческий музей. Commeno живописное
прелместье города — Барановка.
Мёртвый город, — Tak
жители о Сумах.

говорили

На улицах

р Bi Jame днём редко можно было встретить
воях части, но\и свежие, прохожего. Большой пятиэтажный дом в
и MW) центре города, выстроенный незадолго де
войска. На начала Отечественной войны, занят
одном участке они пять раз в течение немцами пох гестаю. Улицу.
контратаковали наши наступающие! находится этот дом, жители
части. Все атаки были отбиты с боль-  улицей пыток. Зимой кровавые

был
на которой

называаи
следы
вели OT этого дома по снегу за город,
куда всуждённые отвозились IIA pac-
стрелов.

Рассказы жителей горола Сумы вселя-
ли ярость, жажду мщенья в сердца на-
ших воинов. Не отрываясь oT немцев,
часто на плечах противника, они проби-
вались к городу, обтекая и блокируя
узлы сопротивления врага. Произошло не-
сколько ожесточённых схваток в непое-
релственной близости от торода. Наши ча-

сти форсировали реку Леел и, сосредото-

чившись на западном берегу, ударили нем-
цам во фланг.

Вейека генерал-лейтенанта ‘Чибисова,
похавив оборону немцев на дальних под-

ступах к гору Сумы, подошли Е горолу

и олновременно начали атаху ec  трёх
сторон — с севера, востока и юга.
Немцы открыли жестокий — артилле-

рийекий огонь, HO He смогли  лолго
противостоять нашим батареям. Одна за
другой поташались их огневые точки. В
критический момент боя наметилось 00-
ходное движение нашей пехоты. Немцы
предприняли яростную контратаку, стре-
мясь ликвидировать этот маневр. Вепых-
нул бой, закончившийся поражением про-
тивника. Это ренгило судьбу гарода.

К утру 2 сентября многострадальный
город был освобождён от гитлеровцев.
Оставшееся в городе население с энтузи-
a3MOM встретило своих освободителей. Co-
стоялея большюй` митинг, посвящённый
вступлению в город родной Красной Аоуии.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 2 сентября.
(От спец. корр. «Известий»>).

В Донбассе

Наступление Красной Армин в Дон-
бассе успешно развивается. Наши части
ломают оборону врага, обхолят узлы его
сопротивления и шат за шагом отвоёвы-
вают у немцев родную донецкую землю.

санлричин, ловко уклоняясь от огня, по-
дымались всё выше и выше. 3a ними
устремились ‘и остальные.

Когда казалось, что первая линия око-
пов пройдена, заработали немецкие  пу-

Бойцы видят повсюду сожжённые носёл- лемётчики. Савенко ответил огнём из ав-
EE и деревни, взорванные предприятия,

руины домов, разорённыех,

замученных нахадилось пять бойцов. С ними он

томата. Под его комантованием теперь

И

людей. Отступая под ударами наших войск, начал штурм блинлажей. В един блин-

немцы вымешают

=

чём неповинных жителях. Город Красный.

свою злобу на ни в даж старшина пустил сразу две гранаты,

разбил. ег и сейчае же захватил. He

Луч окутан дымом и пеплом. Немцы вз0- мешкая, бросились бойцы на второй блин-

рвали предприятия, уничтожили
здания. Стралшные опустомения в городе
Снежное. Стиснув зубы, сжав кулаки, идут
бойцы вперёд, громя живую силу и тех-
нику врата.

Сотодняшний день ознаменовался. но-

лучшие даж и тоже уничтожили его гранатами.

Савенко расстреливал бегущих немцев, и
люди продолжали карабкатьея на гору.

0е0бо упоретвовал один вражеский
язот. Он задерживал продвижение. Воман-
дир отделения сержант Угланов зарядил

выми успехами -—— взяты города Лиеи- две противотанковых гранаты и дВИНУл-

чанск и Воропенловск — крупные и важ-
ные промышленные центры, имеющие не-
малое значение в угольном балансе Дон-
басса. При занятии этих городов налие
командование прибегло к смелым и энер-
гичным обходным маневрам.

Нани механизированные и кавалерий-
ские части‘ оказываются у немцев в ты-
лу, перехватывают пути их отхода, бло-
кируют отдельные укреплённые нункты.

Битва 33 Донбассе каждый день и ка-
RIB час даёт яркие образцы вы-
COKOTO мужества и боевой выучки наших
воинов.

...Ночь на участке Н-ской части про-
шла сравнительно спокойно. Редкая пу-
лемётная перестрелка на переднем крае,
ракеты, короткие огневые налёты мино-
иётов He беепокойли ‘людей. Но ¢ mep-
выми лучами солнца завязался жестокий
огневой бой. За лесом — гора, её не
обойти ни справа, ни слева. Её нужно
взять UPTypMOM.

Но подступы в горе так пристреляны,
что подойти к подножью едва ли возмож-
но. К тому же гора крутая, трудно взо-
браться на неё да ешё под опнём. На
вершине и нз склонах —— бесчисленное
множество пулемётов. Вся ropa изрыта
траншеями, всюду пушки. Настоящая
крепость. z

Бойцы подошли к горе, прорвались
через опневые барьеры и стали взбирать-
ея. Старшина Алексей Савенко с \чеболь-
шой группой бойцов вырвался вперёд.
Немцы слинтком понадеялись на KDYTHS-
ну обрызов и Ha свой отонь, а Савенко
и красноармейцы Табунщиков и Алек-

ся с ними к дзоту. Его прикрывали
сильным огнем все бойцы. Упланов, нри-
падая к земле, полбиралея воё ближе и
ближе к немцам. Потом поднялся во весь
рост, швырнул гранаты и, выжпав He-
много после взрыва, бросилея прямо Е
AB0TY.

Когда к нему полбежали бойцы, Угла-
нов уже тащил немецкий пулемёт. Из
трофейного пулемёта старшина принялся
строчить по расположенным впереди
блннлажам. Он сумел сковать немецких
пулемётчиков и помог бойцам выйти на
новый рубеж.

Наступал вечер, но борьба в0ё ещё
прололжалась. Более семи часов длилась
она. Бойцы не доечитывались нескольких
товарищей, но ешё находили в 0666
силы для новых прорывов. Когда выда-
валась полходящая минута, Савенко и его
боевые друзья бросались вперёд с такой
быстротой, как будто они  только-что
вступили в бой. Они бежали под огнём,
залегали и, выжиав немного, продолжа-
ли наступление.

Стемнело ‘и стало совсем тихо. Тоть
ко далеко впереди вспыхивали oTHH.
Это немецкая артиллерия начинала огне-
вой налёт. Наши ответили. Но артилле-
рийская дуэль не мешала  пехотинцам.
Они должны были отдохнуть хоть  Не-
околько часов. Они знали, что с расеве-
том бой загрохочет с прежней силой,
переносясь всё дальше в глубь Донбасса.

А. АЛИНИН,
спен. корреспондент «Известий».

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Смоленское

(От специального военного

На Смоленщине много березы. Немцы
любят березу. Они обивают ею блинтажи.
Они делают из неё мебель для своих офи-
церских казино. Но больше всего березу
они изводят на кресты для своих могил.
Дливные ровные аллеи белых березовых

крестов. Смоленщина —— кладбище нем-
res!
Елеть по армейским дорогам — одно-

временно тяжко и радостно. Тяжко от
картин разрушения. Радостно от того,
что они же — картины немецкого отету-
пления.

Вот на холме перепкибленный ветряк,
ещё вчера питавиеий энергией немецкие
землянки. Вот брошенный немцалги склад
соли. Вот поле одичавшей ржи, усеянное
‘серыми мунтирами, нерусеким оружием.
  Bor ллематное гнездо,  раздробленное
  страшным кулаком нашей артиллерии, и
  в нём` немецкие пулемётчики в тех по-
 зах, в каких застигла их  миновенная
смерть. Вот развороченный броневой кол-
  пак, немецкая новинка 1943 года.

Неузнаваемо возросло военное искусство
  Брасной Армии. «Понять противника это
  значит его победить»,—сказал один воен-
ный авторитет. Мы хоропю поняли, узна-
[зи немца.

На одном участке я наблюдал следующий
 боевой эпизох. Подразделение наше готови-
pecs броситься в атаку. Немцы открыли

был из строл. Tonga без всякого промед-
ления вперёд выбежал сержант Кудряшов
и увлёк бойцов за собой. Рота под коман-

дованием сержанта выбила немцев из
траншеи. Кудряшов, бежавший впереди

всех сквозь огонь, ше получил и цара-
пины. Скажете: счастье! Но Суворов го-

ворил: «Управляй счастьем:  миновение
тает победу». Мы научились управлять

военным счастьем. Мы научились побе-
  ждать.

Тот же Кудряшов, как, вирочем, и мно-
гие другие, находясь в бою, рассылает
по цепи записки с отисанием воинских
подвигов, совершённых тут же. Я видел
одну из таких записок — помятую, ис-
пачканную глинистой землёй Смолениии-
ны, захватанную чёрными от пороха
пальцами бойцов — драгоценный доку-
мент боевой доблести. В ней написано:
«Деревня Д., только-что освобождена от
немецких захватчиков. В бою отличились
старший сержант Руднев, красноармеец
Еремеев, пулемётчик Ромашенко, краено-
армеец Яковлев, красноармееп Леонтьев.
В бою за деревню Д. уничтожено 50 фа-
шистов. Захвачены трофеи. Прочти и пе-
редай по цепи».

И ходят по цепи от бойца к бойцу
эти боевые  рапортички,  набросанные
отрызком кафандална пой отнём против-
ника, — 0 ратных подвитах товарищей,
lo Фокине, о Дубове, 0’ сёстрах Окунезых.

Шура Окунева! Вто на Смоленском нап-
равлении не знает имени этой мужеет-
венной  девушки-лобровольца! На  гру-
ди её сияли два ордена, на плечах —
лейтенантекие потоны. Она была замести-
телем командира пулемётной роты, когда
немецкие танки и автоматчики, контрата-
куя, рвались к нашим позициям. Много
немцев екосила Шура, покуда не

Ася была тут же. Горе сжало её сердце.
Но глаза оставалиеь ясными, рука твёр-
Joh. Десять гитлеровцев сразила она из
винтовки, метя за сеетру.

‹Взвод автоматчиков под командой
младшего лейтенанта Даниила Коробочки
наступал на высотку близ деревни II.
Немцы засели в сильно  укрепаённых
траншеях. Взвод яроенным натиском вы-
бил немцев из первой линии. Интересен
состав этого взвода, который дрался, как
один человек. В этом маленьком моно-
лите, как в капле воды, отражён наш
великий Советский Союз. Bo взводе име-
ются и русские, и украинцы. В составе
его 2 татарина, 2 узбека, 3  кара-кал-
пака, один еврей. Храбрецы = выгнали
немцев и 43 второй линии окопов. Тотда
немцы сосредоточили на взводе  масси-
рованный  отонь. ФСотня  питлеровцев
пошла Ha взвод в контратаку. Ав-
томатчики ше отступили. Уже были
жертвы. Сам командир ранен в обе руки.
Но взвод продолжат биться, не пропуская
немцев вперёд. Так стоял этот маленыкий
отряд, пока не пришла помощь. Несколь-
ко бойцов пали смертью храбрых,
несколько были ранены. Но они обеспе-
чили своей части продвижение

*

Командный пункт врыт глубоко в зем-

лю. С одной стороны — широкое поле. ©

слишком большие, чтобы в них могли
жить люди. В них живут не люди, а са-

молёты. Чёрные,  торбатые штурмовики
«Ильюпгин -2». Знаменитые летающие
танки, покрытые  толетой броней.

сущности, это артиллерия,  полнявшая-
ся в воздух. Артиллерия, ‘стреляющая
прямой наводкой с неба що немецким
боевым порядкам. У штурмовиков низ-

кое небо. Иногда не выше 50 метров.

Отсюда они расстреливают противника в
часто бывает: через час после

упер.. И

ожесточённый огонь. Команлир роты вы-

направление...

корреспондента «Известий»)

работы штурмевиков наземные части за-

нниают населённые пункты, разбитые
этой небесной артиллерией.
Теми работы на командном  пунвте

очень живой. Особенно в эти дни продви-
жения по Смоленщине.

Капитан  Шаповаленко,
ртуть, кричит:

—- Кондрашов! Даю цель!

Заместитель  команлира  эскадральи,
лейтенант Кондрапюв, совершивший ce-
годня свой пятидесятый вылет, и капи-
тан Шаповаленко сюлоняютея над Rap-
той.

быстрый, как

— Сюда можно  лавать, — говорит
капитан, — а вот здесь уже нельзя.
Сейчас, когда линия фронта быстро

перемещается на запад, лётчики должны
быть очень точно ориентированы. 0бета-
новка меняется несколько раз в день.

— Обращаю ваше. внимание, — про-
должает капитан, — на этот лес. Здесь
скопление их пехоты. Ставьте задачу лёт-
ному составу.

Лейтенант переносит данные на свою
карту и выходит.

Скоро вылет, и на команеномг нункте
сейчас особенное оживление Слышны
реплики:

— Вылет по белой ракете.

— Проверь бомбы, чтоб все быши с за-
медленным действием.

— Время удара: 9.50 — 10.10

Через несколько минут «Ильюпгеных
взлетают и удаляются ча запад.

Михаил Кандратюв славится в части
точной наводкой ил цель и ме менее точ-
ной, как выражаются летчики, обработ-
кой пели. На его счету 10 уничтоженных
танков противника, 9 батарей, 39 авто-

пала.
смертью храбрых на поле боя. Сестра её)

внерёд. ,

машин, 40 дзотов.

Вернувшись и  отлохнув, лётчики
снова улетают. Обстановка уже успела
перемениться. ь i

Василий Королев, оттыхающий на топ-
чане, подымает голову и спраптивает:
Сколько пунктов занято? Три?

Шаповаленко, склонизшийся чад кар-
той, отвечает: :

— Нет, немного повеселей.

— Веселей? — говорит Королев. —
Тогла я встаю.

Он подходит к карте и следит за ка-
рандатшом капитана, передвигающимся на
sama.

Королев — москвич, бывший  метро-
строевеп. Роясь в глубинах московской
земли, он не переставал мечтать о пюдви-
гах в небе. Сейчас он совершает их. _

На-цнях Королев во глазе 12 штупмо-
BEKOB CO второго захода подавил четыре
немецких зенитных батареи. В последую-
щих трех заходах он подавил полевую ар-

наступающей пехоте и метала, ей продви-
таться вперед. Затем Королев обрупвилея
осколочными бомбами и пушечно-пуле-
метным огнем на пехоту противника и
положил здесь цесколько сот немпев. В
тот же лень вечером командующий пове-
сил на грудь Королева орден  Краснога
Знамени.
*

Поразителнна быстоота, с какой насе-
ление Смоленщины   возвращается в осво-
бождённые места. Вчера еще здесь шел
бой, а сегодня, глядишь, жители устраи-
ваютея среди развалин своих домов. От-
пуда они пришли? Из лесов, где хорони-
лись от немца. Когда налии части вошли
в Бывалки, они застали в этой некогда
многолюдной деревне семь старух. Стару-
хи обнимали бойцов, блатодаря сквозь
слёзы то Красную Армию, то... Николая
утозиика,.

В дороте я справлялся о маршруте в
одной из частей. Мне назвали деревню,
возле которой следовало свернуть. Поворот
я нашёл, деревню — нет. Но она там
была. А увидеть её можню было, только
раздвинув руками высокий бурьян. Й лю-
ди там оказались. Они жили в шалапги-
  ках, а пищу готовили себе в ямах с
угольями. Они даже землю пахали —
вручную, лопатами. Вее уничтожил не-
мец. В одном из захваченных вражеских
приказов немецкое командование предти-
сывает своим солдатам при отступлении
сравнивать сбла с землёй. Если иногда
они этого не делают, то просто потому,
что не усневают под могучим натиском
наших войск на Смоленщине.

Я разговаривал е Матрёной Кондажовой,
жительницей освобожденного села.

— Мы в лес убегли, — рассказывает
она, — потому немен грозился утнать нас
за Десну. Нынче лето грибное, тем и пи-
таликь. Потом сльышним-—бой. Поняли: чорт
рыжий отетупает. Решили выйти. Больше

другой — лес. На краю леса шалаши,   невмочь. Уж лучше от шальной пули

погибнуть, чем к чорту рыжему в рабство
попасть. Вышли мы из глубинки. Нули
так и овищут. Мы на землю и ползком к
Красной Армии. Сынишка мне кричит:
«Ой, мама, пуля возле моей руки упала!»
Отрасти! Но боязно не было. Перемогала
радость, что свои идут. Доползли. А дома

моего, видите, нет. Ничего!  Отстроимся.
Главное — вытнали его, чорта рыжего...
Л. СЛАВИН,

до —

Е о НЕ a ens   ты ЕВА Ч

Е ое р а ран ран

Налёты нашей авиации на железнодорожные узлы
Конотоп, Ворожба, Дебальцево, Енакиево, Асиноватая

В ночь на 2 ‹ентября наша авиация бомбардировала немецкие воинские эше-
лоны, скопления войск и техники противника на железнолорожных узлах Конотоп.
Ворожба, Дебальцево, Енакиево, Ясиноватая. В результате бомбардировки возникли
многочисленные пожары. Горели железнодорожные составы и военные склады про-
тивника. Пожары сопровождались сильными зэзрывами. 2

В ту же ночь наша авизция крупными силами бомбарировала немешкие войска
на Смоленском направлении, ‘а также западнее и юго-запалнее города ХарьЕова.

Олин наш самолёт не вернулся на вой аэродром,

На Северной Украине.

(От специального. военного корреспондента «Известий» )

Тяуховские и рыльские соединения
и части продолжают гнать немцев с
верной Украины.

Н-ская часть продвигалась к городу Вро-
левец. Часть эта прославилась в жестоких
боях по прорыву сильно укреплённой 060-
ронительной полосы немцев южнее Брян-
ска. Эту славу бойцы умножили умелым
маневрированием, стремительным пресле-
дованием отступающего противника. Те-
перь им предстояло нанести гитлеровцам
ещё один сильный удал.

Особенно сложная задача выпала
долю подразделения, которым командует
старнгий лейтенант Бегун. Оно должно
быле незаметно обойти боевое охранение
противника, подобраться в селу и вне-
запно атаковать его.

Шли молча, е величайшей  осторож-
ностью. У крайних хат села, на огоро-
дах, сосредоточились. Когда старший
лейтенант подал условленный сигнал К
атаке, первым поднялся красноармеец
Пестрецов. ‘

— 3a тодину! За Сталина!
крикнул он.

„На немцев этот удар обрушилея, как
пром © ясного неба. Они считали себя
здесь в безопасности.

Расчёт на внезашность полностью 9п-
равдалея. Находившиеся в окопах немцы
были почти полностью уничтожены.

Но осуществлена была только полови-
на задачи. Нужно было ещё выбить нем-
цев с высоты западнее села. У высоты
несколько оправивитиеся от удара немцы
оказали ожесточённое сопротивление.
Командир  Гондафук, рассчитывавший на
инициативу и уменье младших офицеров,
не ошибся.

Когда подразделение пох сильным
отнём противника залегло, командир взво-
да Ракитин обошел © бойцами высоту и
ударил по ней с фланга. Дружной атакой
взвод вырвалея к отневым точкам нем-
цев и потушил их. Остальное доверили
штыковым ударом подоспевшие подразде-
ления.

В тот же вечер дерзкий удар по врагу

Ура! —

в

тиллерию, которая вела огонь по нашей Нанесло подразделение под командованием

т. Амелина. Бойцы внезапной атакой на-
гнали панику на гитлеровцев и выбили их

Поклон тебе,

Город в руках немпев — самого окаян-
ного нашего врата — это действительно
болышое горе... Немеп-окюупант, немеп-за-
хватчик хозяйничает на священной укра-
инокой земле.

Город, освобождённый от фашистеких
супостатов, это— родное существо, которое
хочется обнять, приголубить, может, про-

лить слезу радости, послушать биение
его сердца...
` Сердце освобождбнных городов полно

тепла, благодарности, безудержной радо-
сти... Вчера долгожданная радость и ли-
кование пришли в прекрасный украинский
город Сумы, над которым взвилея крас-
‚ный стяг победы.

Да, этот горох был широко известен
на Украине... Улицы все в зелени, в
цветах. От домов веяло уютом и обжи-
тостью, крепким советеким бытом.

Люди, живущие в Сумах, были лаеко-
вы и гостеприимны к нам, в своим
братьям, друзьям — к советоким людям.

Пришёл враг, и советский город стал
лицом к дикой морде гитлеровекого зве-
ря. Мирные люди стали народными мсти-

телями,  бесстрашными воинами. Они
мстили за разбитую жизнь, за горе и
разрушения.

В Сумах за время статинских пятиле-
ток были построены новые заводы, пере-
оборудованы старые. Сумы стали одним из
индустриальных городов — левобережной
Украины. Город расцвёл, вырос...

И, когла пришли оккупанты, началась
смертельная схватка сумчан с врагами.
Немцы «действовали», как везде на на-
шей земле, 0, жестоко и беспощад-
но. Сотни мирных людей были повете-
ны, расстреляны, замучены ими. Но этим
они не запутали советеких патриотов...

Недавно мне пришлось беседовать с
партизанами и некоторыми командирами
партизанских отрядов Сумщины. Они рас-
сказывали про свой партизанский труд.
Каждый факт, о котором я слышал, —
это замечательная страница из истории
тероической борьбы простого советского
народа с вратом.

Не забыть двух комсомольцев, продол-
жавших борьбу c ненавистным врагом в
немецкой неволе. Они выпускали совет-
ские листовки под носом у немпев, и ге-

нии было уничтожено

‘за землю Украины.

Ha

из населённого пункта. Ири преследова-
немале солдат и
офицеров.

Немцы сопротивляютея, цепко держатся
Они всб время под-
брасывают свежие силы, лереходятв оже-
сточённые контратаки, стремятся вернуть
утраченные позиции. Нриходится не толь-
ко под сильным огнём выбивать гитлеров-
 цев из их укреплений, но и выерживать
потом контратаки свежих подкренлений
  врага.

Тяжелый бой пришлось вести подразде-
лению Н-ской части. Выбив штыковой ата-
 кой немцев из траншей и заняв их. попраз-
деление отразило беспрерывно следовавшие
  одна за другой шесть вражеских контратак.
На место погибших бойцов и командиров
становились другие. Так, командир отделе-
ния Шумаков, уничтоживиий при атаке
немецких позиций двадцать гитлеровцев,
заменил выбывшего командира взвода.

Никто ни на шаг не отошел от завое-
ванного рубежа.

Неожиданный бой пришлось принять
взводу саперов под команлованием статието
лейтенанта Шимберга. Саперы, двигаясь
по опушке леса, наткнулись на немепкую
засаду. Можно было вернуться за под-
креплением. Но это значило бы задержать
 темп наступления. :

Саперы, быстро’ развернувшись, обошли
со всех сторон немецкую группу и блоки-
ровали -её. Вскоре гитлеровцы убелились,
что они сами попали в мешок, который
всё туже завязывается, и предпочли
сдаться в плен.

Высоким боевым духом отличаются и
  действия танкистов. Они дробят. немецкие
части на отдельные группы, с хода вры-
ваются в опорные пункты врага, давят
\и расстреливают немцев.

Свыше 130 населённых пунктов заняли
наши войска, наступающие южнее Брян-
ска. В их числе Кролевец u Ямполь. Вею-
ду в освобождённых районах они: вилят
следы чудовищных преступлений немцев.
0 мести вопиет земля Украины.

м. РУЗОВ.

{

родная земля!

стапо два месяца He могло их поймать.
Потом эти комеомольцы пришли в парти-
  завский отряд.

‚ Партизаны рассказывали мне и о <т4-
рике-рабочем, которого фашисты  обви-
нили в связи © партизанами и решили
затравить собаками. Старика спасли пар-

тизаны, и он WTOM был командиром
взвода: i
Дь всего не перескажешь. Сумщина .

пылала в огне народной ненависти к
немцам, и недаром так часто читали мы ,
в газетах о блестящей деятельности. сум-
ских партизан... Теперь Сумы оевобожде-
ны от немецкой неволи. Богатством и
доблестным”^ трудом своим славился этот
прекраеный украинский город. Не счесть
было богатетв на благословенной сумской
земле.

Сумщина — область сахара. Там были
одни из самых болыпих сахарных, рафи-
надных заводов. Кроме сумских заводов,
Ha весь Союз известен Тростянещкий ca-
харный комбинат.

В Шоетке мы выделывали  киноплён-:
ку... Путивль... Конотоп... Эти города
Сумщины, — мы твёрдо верим, — будут.

скоро освобождены от оккупантов...

Вчера освобождён Еролевец. Этот  ма-
ленький городок Сумшины славилея cBo-
ими знаменитыми вышивками далеко з4
  границами СССР. Кролевецкие рушники,
скатерти с петухами и какими-то чудес-
ными, фантастическими птинами. Что де-
лают сейчае вышивальцицы своими 39-
лотыми руками?

Тлухов-—пентр украинской конопли...

Это — север Украины...

С какой радостью услыхали мы 05
освобождении южных утольных городов
Донбасса. О них, что скажешь, котла
это — сердце моей родины?..

Моя любимая, исестрадавшаяся Украл-
на! Сказочная,  неоценимых богатств
земля!

Прими поклон, земля,  освобождённая

от супостатов! Живи, славься в веках, со-
ветская моя, свободная Украина!

А. КОПЫЛЕНКО.
Перевод с украинского.

В ГОРОДЕ ЕЛЬНЯ. 1.

Генерал-майор Стученко и генерал-лейтенант Трубников на одной из разрушенных улиц освобож дённого города.

2. Развалины сожжённых и взорваиных немцами домов. 3. Разрушенное здание городской аптеки.

Фото специаль--.. воеп ного корреспондента «Известий» 0, Гурарий,