es

а. Se

a

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 5 СЕНТЯБРЯ 1943 г. № 210 (8203)

На Северной. Успехи наших войск в Донбассе

Украине

Заняты районные центры
Короп, Ульяновка и Штеповка

Над сотнями изоелённых пунктов, два
гола томивитихся в немецкой кабале, снова
реют красные знамёна. Советские люди,
исстрадавшиеся на фапвистской каторге,
опять дышат вольным советским воздухом.

Глядя на уверенную поступь доблестных

напгих войск, на’ бесконечный петок могу-

чей техники; они ‘убеждаются, что враг!

изтнан начисло, прочно, навсегда.

И люли не только восторженно, 6 бле-
стящими от счастья глазами встречают
бойцов, но и помогают Красной Армии всем,
чем только могут. В одном селе колхозни-
пы привели захваченного ими в плен He-
мепкого корректирювшика. В другом—во-
педшей части были сданы  атестованные

В течение последних суток наши войс-
Ba снова одержали ряд киупных побед в
Донбассе. Ещё ночью наступающим уда-
лось на ряде участков продвинуться впе-
рёд. захватить несколько важных оборони-
тельных рубежей противника и тем самым
подготовить атаки на крупные города.
рассветом наши части после авиационной
и артиллерийской подготовки атаковали’
основные позиции немцев в районе горо-
 хов Горловка, Иловайск, Никитовка. Не-
сколько пюзже возобновилось наступление
и на других участках Донбасса. Скоро все
эти атаки слились в один большой бой, охва-
тивитий почти весь центр Донбасса. Таким
образом. получился единый удар большой.
силы. Уже к полудню наши части хдоби-
лись значительного успеха и овладели
многими населёнными пунктами, заняли
ряд городов и железнодорожных станций.
Песмотря на упорное сопротивление и ча-
CTL контратаки, противнику не удалось
удержаться на основных оборонительных

и содержавшииеся под стражей полицейские.   рубежах. °

Подростки, женшины, старики вызываются
итти ‹ проводниками, указывают минные!
поля, обходные дороги, броды у разрушен-
ных мостов через речки.

По украинских полям идут наши танки,
проносится на маптинах мотопехота. В, не-
бе тудят советокие самолёты. Враг из ко-
жи вон лезет, чтобы задержать наше про-
движение. Он вводит в бой все новые ч4-
сти. Подтянуто е других фронтов большюе
количество авизции. «Юнкереы» шныря-
ют нал дорогами. Но советские истребите-
ли несут неусыпную  захту, и потери
немецкой авиации растут с каждым днём.

Нави часли искусно и омело маневри-
руют. Вбивая клинья в немецкую оборону,
они потом расширяют участки прорыва.

Врываясь во вражеские тылы, танки е

` десалгталги автюмалтчиков на них и мотопе-

хота путают карты гитлеровского коман-
дования, падализуют управление и при-
чиняют врагу крупный урон.

Олин наш тяжелый танк с хода ворвал-
ся в село, занятое немцами. Появление
советского танка было настолько неожи-
данным, что гитлерювпы не успели opra-

низовать оборону и, бросив вооружение,
пустились наутек. Экипаж танка расстре-

AGA свыше полусотни немпев, & сорок
пять солдат и офицеров захватил в плен
и слал подоспевшей пехотной части.
Немцы создают в глубине своей оборо-
ны ловушки для танков и пытаются от-
секать нашу пехоту от брони. Эти расчё-
ты врата терпят крах. Наша пехота не
отстаёт от танков. Она немедленно  за-

крепляется на захваченных рубежах и с.

боями двигается дальше, не давая врагу
опомниться.

В одном месте на подступах к железной
дероге немпы оказали’ ожесточенное со-
противлюние. Но удержаться им че уда-
лось. Они были смяты и отбющены ком-
бинирюванными действиями наших тан-
вов, пехоты и авиации.

Наступление наших частей на Северной
Украине успешно продолжается. На Коно-
топсвом направлении за 4 сентября наши
войска ‘продвинулись на отдельных участ-
ках вперёд на 15—17 километров. Осво-
бождено от немецких захватчиков свыше.

150 населённых пунктов. Занят город!

Бороп — один из районных центров Uep-
  Офицер отправил в шахтбрам гвархаи быча угля

ниговской области. Наптими частями заня-
ты также районные центры Сумской об-
ласти Ульяновка и Штеповка.

На одном участке фронта подразделе-
ния, занявшие с боем крупный населён-
ный пункт, были четыре раза контрата-
кованы противником. В первый раз немцы
бросили в контратаку роту пехоты и две
самоходных пушки «фердинанд». Бойцы
олхекли немецкую пехоту от самоходных
пушек и полностью её уничтожили. Тогда
гитлеровцы атаковали наши позиции -дву-
мя ротами пехоты при поддержке восьми
«фердинаниов». И эта контратака, а
также последовавлиие за нею ещё две за-
хлебнулиеь во вражеской крови.

М. РУЗОВ,
спеп. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 сентября.

Встреча в бою

ТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 сентября.
(Спецкор ТАСС). Бой шёл за населён-
ный пункт. Бойцы сблизились с против-
ником и пустили в ход «карманную ар-
тиллерию». Пулемётчик Кабир Абайдулин
с диставиции 30 метров расстреливал пе-

‘ребегающих от Дома к дому фашистов,

бил по подвалам, превращённым в ДоОТЫ.
Иссякли патроны. Нужны новые диски.
Кабир оглянулся назад и увидел красно-
армейца, бросавшего гранату.

— Кабир! — крикнул боен.

— Ис! — ответил Кабир.

На поле боя неожиданно встретились
два родных брата. Фашистская пуля не
дала возможности двум братьям долго
вести бой. Кабир получил ранение в го-
лову. Ис сделал перевязку и с яростью

`ринулся на врага мстить за кровь брата.

По дороге в санпункт Кабир встретил
командира.

— Где твой пулемёт? — спросил он.

— Меня сменил брат Ис, — гордо от-
ветил Кабир.

Сейчас братья Абайдулины — развед-
чики. Они вместе совершают рейды в

тыл врага, охотятся за «языками».

%

В городах, а особенно в районах Be

лезнодорожных узлов немцы
зналительные ° гарнизоны.
гарнизонов противник неоднократно наме-

немцев было оборудовано
лерийские

ких автоматчиков.
Чтобы быстрее

ного пункта. Противнику удалось обнару-

С торые

лезнолорожную етанцию и вскоре заняли

держали   ные города
Силами этих  вайек, Енакрево и другие:

ревалея остановить наступление налших ча-   немцы
стей. В районе одного крупного города У  наземные предприятия, сжигают культур-
значительное  ные учреждения, школы, больницы. Они
  количество блиндажей, подготовлены огне-  пытаются увезти из Донбасса  уцелевшее
вые точки, в которых находились ариил- оборудование шахт,
орудия и тяжелые пулемёты.  культурные ценности. Но чаще всего это
Злесь действовали большие группы яемед- им не удаётся. Наши части, прорывая

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР”

нием. Немны начали  перебрасывать свои
силы для отражения атак наших обходя-
щих частей. Но это не. обошлось у них
без ослабления других участков обороны.
Создавшимся положением воспользовались
наши войска, наютупающие © фронта, ко-
предприняли решительную атаку
вражеских позиций. Не выдержав удара,
немпы начали отступать. Преследуя про-
тивника, наши части ворвались на 2же-

её.

В ожесточённых боях противник всюду
несёт тяжёлые потери. Многие его части
оказались настолько потрепанными и 0бес-
кровленными, что из их остатков немцам
удаётся сформировать’ лишь небольшие
сводные отряды. Так, например, из двух
пехотных полков и разведывательного от-
ряда немцы сформировали один сводный
батальон численностью в 200 человек.
`В результате решительных атак на всех
основных направлениях нашим войскам
Удалось за последние сутки занять круп-
Дебальцево, Горловка, Ило-

Отступая под ударами наших частей,
взрывают шахты и уничтожают

имущество жителей,

неприятельскую оборону, выходят на пос-

преодолеть сопротивле- сейные дороги и перехватывают вражеские
ние противника и избежать излишних по- автоколонны, груженные имуществом. Ce-
терь, наше командование направило часть годня удалось перехватить несколько та-

. оголенные теле нные столбы новые изо-
своих сил в обход неприятельского опор-  ких колонн в

_ Майор Т. ЛИЛЬИН. .

жить этот маневр линть с большим опозда- ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 сентября.

Донецкие

(От специального военного

заняли

пы срывают эти попытки врата. Немцы
  несут очень большие потери.

речки был виден типичный  шахтёрекий
ными крышами.

узкие щели амбразур. Спускающиеся

укреплений. ;

\ния копонтились немцы.
  ражны городка била немецкая батарея.

правляемые в сторону нашей баталеи, по-
падают к горнякам.

сержанта Старожилова. Мы уже слышаля
 о героической  птахте,
пох артиллерийским

лиеь сопровождать оержанта.

вазший отневые позиции, мы попьли по
хорошо утоптанной тропинке.

— Чулеёный народ эти шахтеры! —
сказал Отарожилов. — Ran
немпы в Донбассе, как ни разрушают его,
а с такими горняками, как напги, донец-
кие, мы его поднимем очень скоро. Мы

тах. Как-никак фронт, передовые
ции, постоянный огонь. Не подействовало.
«Уголь нужен для войны,

ки преимущественно, и докладывают,
сколько чья бригада угля из-гора выдала.

Отневой народ, дафом что пожилые! НУ, И  отличный  наблюдалельный пункт для  ефрейтора, тот

Верошиловтрадокая область полностью ос- дей. т самодельного
вобождена от немецких захватчиков. Нем-  нам поднялся худощавый человек с седы-
цы, отступая под натиском напгих частей, ии усами. Из-под
  хелают попытки организовать оборону.   глядели живые, несколько настороженные
ыными, сильными ударами бой- глаза.

.ЛШяа алпиллерийская дуэль. Высокий, да немцев
статный офицер, командир злугиллерийской   освободились родные места Иосифа Таврилю-
батареи, не отрываясь от бинокля, наблю-  вича, он появился здесь и начал работать,
дал, как наши онаряды рвались в распо-  добывать уголь, вовлекая в это дело всё
ложении противника. На западном берегу больше старых своих товарищей.

— Надо бы $
ров, — сказал влруг с явным  бестокой-
ством офицер. — Немецкие снаряды, на- снарядов.

ни лютуют  временно

им запрещали рубить уголь в этих MeC- позор налши. ь
пози-   Из-под вог у наступающих наших бойцов   пы не могли воспользоваться ею для от-

шахтеры
корреспондента «Известий»)

Напги войска в Донбаюсе за 4 сентября   шие койками. В полутьме виднелись фи- oe

столика навстречу

нависших бровей его

Это был бригадир шахтёров Г.осиф Гав-
рилович Шевченко, старожил шатты. Ког-
стали теснить из Донбасса и

Немцы подобрали весь уголь, даже всю

городок с белыми домиками под черенич- угольную пыль, что лежали наверху. Они
Hat ними не вилиеь угнали насильно молодых доненпких шах-
дымки. Городок был мертв. В домах зияли   тёров
я К рурские рудники.
реке улицы горбились от дзотов и ХРУГИХ напором Красной Армии эти

к себе в Германию,
Теперь,

на каторгу в
оставляя под
песта, они в
бессильной злобе взрывают и разрушают

В траншеях, окопах и ходах сообте-   всё, что только могут.
С западной ок-  И здесь пришлось из кусков металла

клепать копер и котёл, по частям соби-

проведать наших шахтё- рать насосы, бурить новые пгурфы. И всё

это под шелест пролетающих над головой
Убило забойшщиков Асеева и Ха-
лимова. Погиб запальщик Савченко. Их
похоронили в лесу, возле шахты. Но до-
продолжалась.

Старые  забойтики Иосиф Шевченко,

добъываютхей уголь Ивая Зема, и Дука Оотамен создали три
обстрелом, я вызва-  бригады подземных рабочих. И не mpoxe-

дит дня, когда бы на-гора не поднимался

Миновав редкий сосновый лес, прикры-   УГоль. Немецкие пушки и самолёты ока-

зались бессильными перед самоотвержен-
ностью этих людей.

Не так давно шахтёрам предложили
свернуть работу. Предстояли
ожесточённые бои. Иосиф Шевченко по-
шёл к командиру и сказал:

— Товадитк командир, не давайте на
старые  шахтёрские головы!

будем добываль уголь! А насчёт немецких

эткладывать   снарядов и прочего... Что ж, обещаем ос-
добычу сейчас никак невозможно». Каж-   терегаться. Е тому же нас и земля уюры-
лхый день навещают нае шахтёры, старич-   вает.

И старый шахтёр убедил командира.
В знак дружбы  шахтёры оборудовали

мы, конечно, тоже стараемся, не ХОТИМ гомавдира артиллеристов. В свободные ми-

перех такими людьми липом B

удалить.

ЯЗЬ нуты командир приглашал старых шахтё-

ров к себе в блиндаж.

И сержант раюсказал нам затем, Fak И, всматриваясь в даль родной шахтёр-
радуются шахтёры при каждом новом из-  свой земли, старый горняЕ не раз говорил Всё-таки шальные пули повредили ефрей-
вестии 06 освобождении донецких городов,   командиру:

рабочих посёлков и шахт.

Скоро мы подошли в месту рабет. у Под коре
забора < рядами  колючей  ше шахтёр

разрушенного
проволоки нае встретил обросший седею-

шей щетиной шахтёр. 3a плечами у него   вать

висела винтовка. Это был часовой. Он
об`яснил нам, что, юроме него, здесь, на-
верху, нет никого. Все забойцики под
землёй, рубят уголь. Свободные от радо-
ты шахтёры по случаю обстрела
укрытии, под породой. Туда и повёл Hac
часовой.

Рялом с копрем  разервалея снаряд.
Часовой поправил винтовку и, ни к яму
не обращаясь, сказал:

— Да, истомилея Донбассе под немцем.

немцу конец. Не будет он больше пано-
на шахтёрской земле...

..Вчера над Maxton в последний раз

С боями на запад

(От специального военного корреспондента
«Известий»)

В эти дни наступательных боёв часто
приходится слышать слова: «Строго на
запад». Их произносят и на аэродроме
штурмового полка, и в блиндаже началь-
ника штаба батальона, и на перекрестке
фронтовых дорог. За артиллерийским валом;
за танками и самоходными орудиями идёт
на запад пехота. Строго на запад прокла-
дывают курс лётчики на своих картах.
Строго на запад передвигают красные по-
лукружия линии фронта штабные офицеры.

Машина наступления катится вперёд.
Немцы пытаются остановить ее на заранее

подготовленных рубежах. Но враг не в со-
стоянии задержать наши войска. Ещё
один бой. Еще один немецкий рубеж

остался позали. Еще в одну деревню воз-
вратилась жизнь. Еще один кусок  совет-

ской земли очищен от немцев.

*
Мы спросили регулировщика на пере-
крестке дорог:
— Далеко ли ещё до B.?

Боец вынул из кармана схему просёлков
и отыскал нужный нам пункт.

Руины сел

Перебравигиеь вброд через речку, мы
в’ехали в село Копише Житомирской об-
ласти. Кула ни посмотришь, везде следы
тюжаров. Часть хат немцы сожгли ещё в
прошлом году, и пустыри успели порасти
бурьяном.

Тщетно мы ищем глазалии человека. Ни-
тле никого. Перед нами  безжизненное,
опустевшее село. Ни криков петухов,
встречающих утро, ни поскрипыванья жу-
равлей у колодцев, ни лая собак. Mépr-
вая, гнетущая тишина.

Кольцем опоясывают село густые леса.
Хороню видно, как вдали над веритинами

деревьев въёея дымок. Кто-то из парти-

зан говорит:

— Там живут копищане. В куренях...

Добраться к нии нелегко, потому что
путь преграждают непроходимые  бюлота.
Чтобы попасть туда, надо знать лесные
тропинки, тайные стёжхи.

Копище — родное село партизана J.
В нам оставил он жену, мать и четве-
рых летей. Все они погибли. Всех их уби-
ли немцы. 1. стоит теперь на чёрной
земле, где была когда-то ето чистая, ве-
сблая хата. Он поднял: топор с обторев

— Только-что туда поехали бойцы на-
шего комендантского участка. Сегодня ут-
ром оттуда выбили немца.

Он ещё раз заглянул в схему и, взмах-
нув желтым флажком, добавил:

— Держите строго на запад. Сразу за
переправой увидите на высотке вашу де-
ревню.

Мы ехали вдоль дымящихся руин, но у
каждого поворота стоял уже столбик, и

на аккуратной дощечке выведено было на- г

звание деревни. ‘Связисты ввинчивали в

ляторы.

Сразу за переправой открылся нужный
нам населённый пункт. Деревня стояла на
неболыном холме, и по воронкам от снаря-
дов можно было догадаться, каких трудов
стоило отбить её у немцев.

Наблюдательный пункт противника нахо-
дился на самой верхушке холма, и оттуда
видно было на семь километров во все
ы. Немецкая артиллерия располага-
позади деревни в реденькой, выщерб-

свыше 90 населённых пунктов. гуры мирно отдыхавших и спавших лю- ленной снарядами роще. Три линии тран-

шей, изгибающихся по скатам холма, так и
остались в ограждении густых мотков
проволоки. Ниже тянулся на два километ-
ра в обе стороны глубокий противотанко-
вый ров.

Деревню4 наши войска взяли обходным
маневром, и немецкие противотанковые и
противопехотные сооружения не выпол-
нили своей роли. Сломив сопротивление
противника, наши части обеспечили себе
быстрое продвижение. Они пошли отсюда
строго на запад, преследуя отходящих
немцев.

..Ефрейтор Зайцев поддерживал огнём
из своего ручного пулемёта атаку подраз-
деления на левом фланге немецкого ук-
реплённого рубежа. Он продвигался впе-

рёд OT воронки к воронке и перед на-

ги, ведущей из ‘деревни на запад. Оскол-
ком мины Зайцева ‘ранило в голову. Он
потерял сознание. :

Ночью бой стих. Немцы отошли на
вторую линию траншей. Наши части со-
вершали под покровом темноты обходной
маневр. Ефрейтор Зайцев остался лежать
там, где его настигла немецкая мина. Он
долго не приходил в себя. Очнулся среди
ночи и понемногу вспомнил обстоятельства
боя, даже то, как за несколько секунд до
ранения сменил на пулемёте диск. Свет
ракеты позволил оглядеться и перевязать
рану. 4

Следя за разрывами бомб, Зайцев опре-
делил, что он находится на территории
противника. Просёлок, который в начале
боя был от него в двух километрах, те-
перь оказался совсем рядом. Как-никак,
а свою задачу он всё же выполнил. Он
достиг проселка и лежал, ожидая возоб-
новления боя.

Но, прежде чем заревела наша артилле-
рия, послышался рокот грузовика. С ие-
мецкой стороны шла по просёлку крытая
брезентом машина. Зайцев увидел её, ког-
да она взбежала на бугорок. Машина ка-

нь сек проклятый гитлеровец на- рийской подготовки потряс
ское племя. Но теперь приходит  дух. Послышались близкие очереди наших

тилась по дороге, которую должен был
перерезать пулемётчик Зайцев, чтобы нем-

хода.

Раненый пулемётчик решил про себя,
что дорога всё-таки в его руках, хотя
немпам и удалось ранить его в голову.
Он снял гранату с предохранителя, про-
полз два метра в сторону дороги.

Когда немецкий грузовик заурчал возле
приподнялся и швырнул
гранату. Машину  подбросило взрывом и
повалило набок. Из-под разорванного бре-
зента стали вылезать уцелевшие немцы.
Они ешё не заметили Зайцева и стреляли
из автоматов вдоль дороги и но обочинам.

тору. обе ноги. Он приник к земле.

Тут снова начался ‘бой. Гром артилле-
землю и во3-

пулемётов.

Вслед за немецким грузовиком, так и
не прорвавшимся на запад, помчались дру“
гие машины с боеприпасами и солдатами.

зловеше прошелестели немецкие снаряды. Зайцев бил по ним в упор очередями и

В разгар артиллерийского обстрела

Иосифом Гавриловичем

сидят в и пригласил его подняться Ha командный   во

пуакт. С гребня холма простым глазом
было видно, как наши снаряды ложатся
уже далеко за городком, д на окраине его
движутся наши танки.

Старый шахтёр сорвал © себя кепку и

За   слышал,
прибежал связной   друзья - пулемётчики, заходившие

как приближаются [к нему
немцам
фланг.

Потом по дороге пробежали, пригибаясь,
первые бойцы. Бой уходил строго на за-
пад по дороге, которую должен был пере-
резать врагу и перерезал ефрейтор Зай-

HEB...
*

— Только бы опять не повредил 0-  ropmecTBywme крикнул вниз, группе своих Красная Армия, тесня немцев, движется

тельной. На-днях так же вот упал cHa-
ряд, и припьыось хлебнуть воды.
Укрытие оказалось узким коридором,
пробитым в толще земли. По бокам в два
яруса шли деревянные настилы, служив-

товарищей:
— Ура! Наши погнали немца дальше!

А. СКЛЕЗНЕВ.

всё дальше влерёл, строго на запад...
И. ОСИПОВ.
СМОЛЕНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 4сея-

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 сентября. тября. ,

ступлением темноты, очутился возле доро-’

топоринем и сказал:
Мой топор.

В его глазах незбыло слёз, но в них
светились шемящая: тоска и боль.

а Копише

Там полне хюдей. Дети плачут, жениины
кричат. А немцы прикладами ux... Я ms
конопли побежала в жито. Там ‘убитые ле--
жали. Пятеро: соседка и маленькие дети.
Легла я возле соседки. её кровью измаза-
ла себе лоб и возле глаз... Потом набро-
сала пропитанной кровью земли у <вовй
головы и кругом... Г ;

До вечера лежала я в жите, а потом
похлзком, огородами да лугом пробралась Е
лесу, в зарослях пряталась, в болоте жила.
Дня три ничего не ела. Страшно было вы-
холить. Вдруг немец или полицай увидит!
Эви, как собаки, рыекали по лесам — 29-
вили людей и убивали. И взрослых, и де-
ток маленьких. А то и сжигали в халах,
человек по CTO сразу. Загонят, двери 32-
кроют, а. перед окнами поставят автомат-
чиков. И поджигают. Вто высунетея в
окно, убивают сразу. Те, что пох стенкой >
были, сгорели совсем, з другие залохну-
лись. Стоймя стояли мёртвые...

Из кустов на дорогу вышла Прасковья
Е. выкокая, худая. Она несмело прибли-
зилась к партизанам. В руке су неё была.
пустая бутылочка, заткнутая вмеето проб-
ки клочком сухого сена. ©

— Un, тётенька, к доктору?
& просил у неё молодой партизан, указы-
вая на бутыючку.

Побыв ещё немного в селе, мы двину-
тись дальше, к месту новой стоянки.

В обеденную пору в нашему лагерю
пришли из куреней: копищанские девчата.

— Bam кого. ная? — спросил их cro-
явший в карауле партизан.

— Хлопцы налки} в отряде. Повидалться
пришли с ними. ^

— Ау меня родич в палугизанах. Пет-
ро Л. Наш он, копищанекий...

— Садитесь. Сейчас вызовем хлотцев.

И они расселись  на траве.^

Из кустов вышли} девочки. У каждой
за плечами была \плетёная из молодой
ольховой коры копиблка.  Боязливо ози-
раясь, они уселись возле взрослых.

Я подошёл к девочке лет семи. Повя-
занная белым платочком, загорелая, чер-
ноглазая, она посмажривает на меня недо-
верчиво.

— Ran тебя spare?

Она посмотрела из взрослых, словно
иша У них подлержыйя и залиты.

— Uro ж ты молчишь? Мама твоя me?

И вдруг на длинных ресницах девочки
задрожали слезинки. Она отвернулась от
меня и закрыла глаза) руками.

— Чего же ты пламешь? Испугалаеъ?

Я обнял худенькие} плечики левочки и
почувствовал, как он» прожит.

— Вы лучше не ‚спралиивайте Ogzapny
о матери. Батько у неё; есть. сестра есть,
а мать убили немпы. ,

Я замечаю на её юмуглой ножке рану,
возле которой надоедливо ползают мухи.

— Это. тебя немцы подстрелили, Ода-
рочка? :

— Мет, на пожаре обожтла. Больнюй
пожар был.

Я достаю индивидмальный пакет и де
лаю перевязку. Одаваза смотрит на меня
более доверчиво, но попрежнему остается
молчаливой. sae Waa

Рядом с ней сидит с такой же котиёл-
кой девочка постатапе, в ломотканном
платьице, повязанная коричневым ста-
реньким платком. У неё бледное личико,
хуленькие руки.. оные, умные глаза
пытливо рассматривают партизан.

говорит она. — Вовок we забудем того
дня. Коровы ещё Были не лоены, ках
немцы оцепили село. Стрельба поднялась.
Брат мй Петро ввекочил из хаты во
двор, скомандовал женщинам: «Берите. де-
тей и убегайте!» А мемцы уже. по дворам
людей бьют из автоматов. Остались в хате
братова дочка, лет восьми, Ульяна, и вы-
нок четырёх лет, Гаврютща.

— Убили их немпы? — спросил кто-
то из партизан.

— Нет, не убили: Взяла Уля брата за
руку да житами. и незаметно в ле-
су. Забрались в болозо, в заросли густые
и сидели там пять дней под дождём в
олних рубашонках. Холодно, есть нечето.
Отец потом их налиёл под сосной. Мальчик
был ещё жив, а девочка умерла с голоду...
Сейчас Гаврюша с матерью в курене жи-
вёт. Спросишть его: «Гле ты был, когда
немцы пришли?» А он отвечает: «В хате
был. Уля разбудила. Мы видели в коноиле
людей в крови, и село сильно горело».

— А вот она, Елизавета, тоже смерть
перед собой видела. :

Девушка, о которой залила речь, сидел
с краю, в платочке, ° в сером, очевидно,
OTIOBCKOM пиджаке.

— Расскажи, как ты от немцев ciaca-
wach?

Елизавета посмотрела на всех, поправи-
ла. платок.

— Что же рассказывать? — начала
она. — Когда немцы пришли в наше се-
ло, люди поразбегались. Полицейские нам
говорили: «Будете в селе жить, немцы вас
не тронут. А кто станет прятаться по кх-
реням, тех будут убивать». Поверили мы,
пришли в сежю. Правда, не все. Пожили
день. Прошла ночь. Утречком, только
рассвело, видим: немепкие автоматчики
село опешили и стреляют. Спряталась я в
конопле, недалеко

— И детей напували, и взрослых, —

от соседского хлева. Конец августа.

Женщина сраву начала плакать.
— Сына ранили, — сказала она.—Сын
У меня лежит в курене. В нлечо ранили
и в руку. Рука распухла. Может, при-
мочки какой разлобуду... Асдочь мою уби-
ли. И зачем только я осталась жить из -
белом свете! -
Пракжовья К. села возле девушек. Еруп- ^
ные елёзы текли по 06 морщинистому
„лицу, и она вытирзала их концом ` старого
платка.
_ — Затнали людей в хлев. Немец, ры-.-
‘mull 30 пьяный, снял автомат. Жинки е -
`деточками так и положились на TORY OT
страха. Потом ‘ешё один немец подошёл.
Поговорили они между собою, начали _
мужчин отбирать. Пятерых взяли, отвели.
на соседний ток я там побили. Один муж- -
чина вырыл под сафаем яму. Только вы-
  сунулся, а его. тут же в голову пулей.
«Спасайтесь!» — закричала я людям и
сама легла нод стенку. Вижу, земля рых-
лая. Яму кто-то копал, да зарыл потом.
Начала я землю. руками  вытребать.
А зверху настил, тоже люди прятались.
Убили там немцы молодицу ¢ дитятком.
Лолго оттуда всё кровь лилась. Потом нача-
ли чемцы слрелять. Я в яму зарылахь.
Чувствую: упала Ha меня женщина. Не-
Me подошёл к ней, толкает нотой: «Вета-
вай!» А как же ей встать, когда она
мёртвая? . sys Wet deny
Выстрелил он в неё ещё раз, пуля мне
ногу и протюнула. Хоропю, что кости не -
задела. Терплю я, молчу. Начали немцы
одёжу сдирать с неживых. А потом ке
мне подполела вот его, Филиппова, дочка,
Ганка, раненая. И ешё одна женщина
подползла, Матрёна. Собралось Hac уже
трое. Двери закрыты, люди . побитые ле-
mat. Зажгли немцы хату. Ну, думаем,
сторим мы тут! Но потом нашла большая
туча, поднялась буря. А мы все ‘ямку ко-.
пали.. Выбрались с тока и поползли. Ви-
дим: немец CTOHT Ha дороте, кашляет.
Шахах в пятидесяти от нас. Переползли
мы эту дорогу. Корова чья-то прицепилась
к нам © телбночком. Не отгоним еб никак.
Куда мы, туда и она. Версты две ходила
за нами, a потом отстала... :
Подошёл старик Филипи С. Он, выслу-
шав рассказ Праековьи, с грустью сказал:
— Осталась теперь у меня одна дочка,
Мария, старшая. А Ганку убили!- ;
— Кровью изошл&а она, раненая, —
подхватила Прасковья К. ——Так в ямке
той и осталась. Сколько людей погубил
немец! Дворов ‘четыреста было в селе, а
теперь ни одной хаты. Больше двух ты-
еяч погублено. А началось это в полдень.
Прискакал немец на коне, без шапки. .
Дочка мне: «Ох, мамочка, это же наша
смерть пришла!» Я говорю дочке: «Беги
EB лесу, ая в хату наведаюсь». А немеп
схватил уже старика Савву  Зубкового,
повёл на луг и убил его там. Й дочку
мою, Анку, убил. Двадцать лет моей
Анке было. Корову забрали, — корову на-
жить можно. А души не нажиеёшь  н\-
когда! Радость у меня была — дочка, a
теперь я доченьки своей уже не увижу!..
Й снова крупные слёзы потекли’ пэ
морщинистым щекам женщины. é
Полошёл командир. Женщина поспешно
вытерла, глаза. р
— Вот пришла, товарищ начальник; 34
примочкой. Сын у меня раненый, в Ку-
рене.

Холить может?

Нет, лежит. Встать ему трудно.
Потлём доктора. В
Не пройдёт доктор-то сам,
тротючками провожу.

Женщину и старика командир пригда-
сил в cBOW палалку,  утостил чаем. _
И Праековья, откусывая крохотные ку-
сочки сахара, продолжала рассказывать 9.
злодеяниях немцев, 0 копищанской тра-
гелии. ;

=—>

я ег

—

Анатолий ШИЯН,
спец. корреспондент «Известий».

ТЫЛ ВРАГА, Житомирская область.

В ОСВОБОЖДЕННОМ ГОРОДЕ СУМЫ. 1,

Офицер Красной Армии рассказывает

тельный завод им. Фрунзе (снято с самолёта). 4. Жители Сум беседуют с лётчик

жителям города о победоносном наступлении советских войск. 2. Взорванный немцами мост через реку (снято с самолёта). 3. Разрушенный гитлеровцами машинострои-

ом лейтенантом П. Колесниковым, первым

приземлившимся в освобождённом городе,

Фото-С, Бафафьяна.