Se

р

Р’одная
Макеевка

—

Брасная Армия победно наступает в
Донбассе. Она ` вышвыривает  немепких
захватчикав из угольных и металлурги-
ческих центров, из донецких городов я
посёлков. Героическая Красная Армия
вывуривает немцев ws Донбасса. Какая
радость для каждого донецкого горняка и
металлурга, для каждого советского че-
века!

Макеевка — олин из крупнейших ме-
талтурпических центров Советской страны.
Макеевка была подлинной жемчужиной
нашей южной металлургии. За годы co-
ветской власти ны оснастили Макеевку
лучиим оборудованием.

...Макеевевий металлургический завод

не достался немцам. Коша ненавистный  .

враг врывалея зв Донбасс. мы увезли всё
ботатейшее оборудование Макеевки на во0-
сток страны, уехали и‘ металлурги, и
немцам ничего не досталось.

С Макеевкой связано полвека моей
жизни. Свыше 45 лет я проработал на
макеевских домнах. Там я начал в маль-
чиков, & каталей. В Макеевке я стал ма-
стером и о©бер-мастером. Здесь я воспи-
Tad своих сыновей. Мою работу в Макеев-
ке наш. народ выеоке оценил.

Горьке было ине уходить из родного
гнезда, тяжело быме расставаться е заво-
дом, на котором прошла вся моя жизнь,
с доменным цехом, которому я отхавал
силы, свой многолетний опыт и знания.
Горечью были окрашены  сентябрьскяе
дни 1941 года. Но мы, доменщики и мар-
теновцы, прокатчики и угольщики, хими-

RH и железнодорожники, мы вее, донбас-

совпы, уходя из родного края, знали, что
наступит радостный лень возвращения
Донбаюса в родную советекую семью. Ни
на секунлу ни У кого из нае не было
сомнения B TOM, что мы вернёмея в Ма-
веевку. Эта вера в торжество нашего пра-
вого дела давала нам силы еще жарче, е
макоимальньм напряжением работать на
восточных заводах, плавить металл для
сокрушения врата, ковать оружие для на-
шей победы. E

Макеевка нана! Над Макеевкой вновь
развевается красный флаг, флаг Совет-
ского Союза. Я вижу день, котла мы
прилём в свою ролную Макеевку. С каким
азартом, е какой страстью возьмутея на-

_ ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

\
ЮЖНЕЕ БРЯНСКА. Автомат%ики Севской дивизии выбивают немцев из населённого пункта.

Фото С. Альперина

Победоносные бои в Донбассе

Дни великой битвы за Донбассе. Дни
побед и освобождения. Нали Донбасс! Без-
мерная радость волнует сердце. Безмерен
гнев против твоих мучителей, терзавших
землю, которую советские люди украшала
своим трудом.

Мы едем по линии фронта, а линия

ких захватчиков нашими войсками. С
выюокотго холма ещё издалека возникает
панорама города Красный Луч. Его белые
постройки залиты сентябрьским солнцем,
и город кажется сохранивиеимся. Ho на-
встречу уже ползёт удушливый запах
пожарища, и первые же дома при в’езде
открывают перед взором свои зияющие
раны. На белых каменных стенах языки
пламени оставили чёрные следы. `Окна
пусты, как глазнипы черепа. Нет, то не
дома, не здания, — то скелеты зданий.
Выжжены целые улицы, взорван ансамбль

ши люди за восстановление разрущенно-
го завода!
Я вопоминаю годы гражданской войны,

затихиеий и. омертвевигий завод. Бак тЯ-  лючей
жело тогда было видеть потухшие хомны!   ткола.

Я и много друтих металлургов старались

строений, обрамлявигих центральную пло-
щадь.
Искалеченное здание, обнесённое
проволокой. Здесь раныше была
Немцы устроили в ней тюрьму,
Боторую вывеска цинично называет «Тру-

сохранить 866 ценное, что было тогда На’довым лагерем». Здесь томились женщи-

заводе. И когда в те дни разрухи Alyy, старики, подростки.

упадка меня спрапивали, зачем я это
делаю, я отвечал: найдутся настоящие
хозяева, пойлут ешё наши печи, да ещё
как! За минувшие © тех пор 20 е лиш-
ним лет мы создали новый завод и но-
вый город.
„ Велики разрушения в Макеевке, нем-
всё заплатят
весь колоссальный урон, который потер-
пел советский народ.
Макеевка будет жить. Мы её восста-
новим полностью, мы её выходим, она
будет ешё краше, ещё могучей, чем была,
ибо неистощимы силы советского народа,
неистошим его творческий дух.
Здравствуй, родная Макеевка! Привет
тебе, освобождённой, привет от донецких

сынов!
; Иван КОРОБОВ.
Е ЕЕ
Первый поезд Ростов— Таганрог

ТАГАНРОГ, 7 сентября. (ТАСС). Сего-
дня в Таганрог прибыл первый поезд из
Ростова-на-Дону: Состоялся митинг желез-
нодорожников узла. ре

В принятой резолюции коллектив же-
лезнодорожников Таганрогского узла. горя-
чо благодарит Красную Армию, освобо-

“цы оставили в ней чёрный след. Они за городе. Люди калечили себя — только бы
сторицей, они возместят / не в Германию. Скитались в степи и пря-

[дуютея с

Они работали
птестнадцать часов в сутки, под плетьми
надемотрщиков, за полфунта хлеба, сме-
шанного. с картофельной пелухой. Душе-
раздирающая повесть о том, как гитлеров-
цы гнали в Германию молодёжь, детей,
женщин, пулей расправляясь с непокор-
ными, повторяется чуть ли не в каждом

фронта — это города, отбитые у немец

таливь в норы — только бы остаться на
родной. земле. Верили и ждали: «Наши
придут»... 5
` Шоссе Bexér мимо взорванных шахт,
бежит по спалённым  посёлкам, рядом с
железными мачтами высоковольтных пере-
дач, с которых свисают клубки оборван-
ных проволов. Нельзя свернуть © дороги—
по обе стороны минные поля. Они чере-
оборонительными рубежами.
Здесь немпы пытались сдержать натиск
наступающих. Возле развороченных дзо-
тов тускло блестят снаряды, сложенные з
петабеля. В осенней траве чернеют немец-
кие каски. Трупы немцев зарыты Ha-
спех, — чтобы не смердели, — тут же,
в траншеях, где несколько часов назад
окончилась штыковая схватка.

Рядом с шоссе мелкий кустарник. В нем
больше десятка разбитых повозок, убитые

Это немецкий 0боз, застигнутый на прива-
ле нашими штурмовиками. Горизонт. заля-
нут дымом. Земля содрогаетея от пушеч-
ных залпов. Там идёт Gof, o котором
страна завтра уэнает из очеративной
сводки.

По фронтовым дорогам калитея и ка-
титея людокой поток. В себе, на родину
возвращаются люди и на ручных тележ-
ках везут свой немудреный скарб, то, что
удалось сохранить от немца. Фашиетекие
изверги насильно разлучали семьи, отры-
вали людей от родного угла, загоняли в
страшные лагеря, за колючую проволоку.
А теперь можно вернуться к своим, и вот
идут люди, оборванные, измождённые, с
жёлтыми лицами, худые до того, что
больно смотреть на них. Но какими бла-
годатными глазами провожают они бойцов,
сколько любви в сердечных словах при-
вета, обращённых к освободителям.

Два года хозяйничали немпы в Енакие-
ве. Что они сделали здесь? Соорудили два
кладбища-—для своих и итальянских сол-
дат. Открыли дом терпимюсти. Расстреля-
ли несколько сот мирных жителей. Сотни
людей уморили голодной смертью.

Город был взят гвардейцами Н-екого
соединения. Совершив ночью  20-ки-
лометровый марш, гвардейцы © холу
врезалиек в немецкую оборону. Yaa-
ры с трёх направлений  деморализова-
ли противника. Орудия, прикрывавитие
подступы к городу, были захвачены. За-
хваченную У немцев тяжёлую баталею
гвардейцы разверчули в обратную сторону
и открыли огонь по отегупавигим фапгис-
там. Наши бойцы своевременно подоспели
к железной дороге и уничтожили немцев,
которые бросились было взрывать полотно
и мосты. Проникитие в город отряды так-
же расправились с фалистами, помешав
им творить их гнуеное дело.

В городе захвачено много продоволь-
cTBHA, горючего, боеприпасов. Ещё не-
околько часов — и гвардейцы отольинули
линию фронта на запад, заняв ряд важ-
ных пунктов.

Артиллерийские зарницы играют в 0б-
лаках. Зарево пожаров багровой полосой
легло на небо. Невидимые во тьме, про-
гудели наши самолёты, и вот в районе
немецких позиций гигантскими огненны-
ми фонтанами взметнулись разрывы. По
всей линии фронта, зажигая сердца, ле-!
тит гордый приказ — вперёл!

К. ТАРАДАНКИН,
спец. корреспондент «Известий».

дившую город от фятустокик захватчиков.   лошади, какие-то банки, куски одежды;  ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 сентября.

В Мерефе

За Мерефу шли тяжёлые  многоднев-
ные бои. На улицах города было обна-
фужено потом огромное количество тру

пов немецких солдат, разбитые машины
врага, брошенное имущество.

Фаптисты подорвали м сожгли в Ме-
pepe Bee предприятия — стекольный,
винокуренный и лесопильный заводы,
железнодорожные сооружения, школы,
больницы, все. лучшие дома. В этом ко-
тда-то красивом городе, утопавшем в зе-
лени садов, осталось немногим больше
трети населения. Немцы угоняли в Гер-
манию людей тысячами, ничего не раз-
решая им брать с собой.

В Мерефе гитлеровцы производили
массовые расстрелы мирных жителей.
Публичный расстрел бухгалтера Котляра,
советского активиста Вуйцика и многих
других памятен всем жителям города.

Председатель городекого Совета
Андреевич Бондарь до освобождения Мере-
фы командовал партизанским отрядом.
Сейчас он руководит восстановительными
работами. Население очищает улицы,
пути на железнодорожном узле. Boccta-
навливаются мосты, переезды, дороги.

Немцы взрывали мосты повсюду, на-

Tesch задержать продвижение советских
частей. Тотчас же после того, как части
Ирасной Армии вышибли противника 13
Мерефы, началось восстановление тород-
акого места через реку. Спустя. несколь-
ко часов уже были готовы временные
мостки Ha об’ездах.
В разорённых пригородных
учтено оставшееся имущество.
уже работают сельские’ Советы.
функционировать пчеловодная и шелко-
водная станции, разграбленные немцами.
Готовится возобновить работу
имени Первого Мая. °

К великой радости горожан открылась
местная больница, разместившаяся пока
в частных домах, так kak её главное
здание сожжено немцами. :

А. АЛИНИН,
спец. корреспондент «Извёстий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 сентября.
pee Se

В школах Харькова начались занятия

ХАРЬКОВ, 7 сентября. (ТАСС). Во вре-
мя своего хозяйничанья немецкие окку-
панты разгромили и сожгли почти все
школы города. С первого дня освобождения
Харькова учителя, родители и ученики сами
взялись за восстановление школ. Вчера на-
чались занятия в 26 школах города.

Феёлов

сёлах
В них

608х903

Начали В результате этих боёв чакти Красной

—
р

Бомбардировка нашей авиацией железнодорожных
узлов Гомель, Нежин, Нрасноармейское, Волноваха

В ночь на 7 сентября наша авиация

ления немещких воинских эшелонов на железнодорожных узлах Гомель,

Красноармейское, Волноваха. Наблюдением

прямые попадания б0мб в эшелоны противника. Возникли пожары,

шиеся взрывами.

произвела налёты и бомбердировала ©коп-

Нежин,
экипажей налших самолётов отмечены
сопровождав-

В ту же ночь наша авиация продолжала наносить удары по войскам и тех-
нике противника на Смоленском направлении и юго-западнее г. Сумы.
Bee наши самолёты вернулись на свои аэродромы.

На Бахмачском направлении

Упорные бои, хлившиеся несколько дней
на Северной Украине, завершились побе-
дой Красной Армии. Город и железнодо-
рожный узел Конотоп взяты советскими
войсками.

За день до овладения городом нашими
войсками мы наблюдали ночью © команл-
ной высоты на берегу Сейма длинную
линию отней. На горизонте огни были рас-
положены группами по дуге. Вдали вилне-
лось зарево большого пожара. Горели сёла,
за которые méx бой, горел Конотоп.

— Это немецкая манера — освещать
путь своего отхода горящими  еблами, —
сказал полковник, командир дивизии.

Отчаянная попытка немецких войск
Удержать горо, 0 большом  значе-
нии которого они много шумели, была за-
ведомо безнадёжной попыткой. Судьба Ко-
нотопа решалась боями на Сейме. После
прорыва Красной Армией мощной немеп-
кой обороны южнее Севека наши танки
и пехота устремились на юго-запад и,
неустанно преследуя отетупающего против-
ника, овладели сотнями населённых пунк-
тов. Наши части смело вколачивали
тлубокие клинья в немецкую оборону, не
давая немпам возможности закрепиться.

Немецкое командование все силы при-
ложило к тому, чтобы удержаться в Глу-
хове, Путивле и в городах, расположен-
ных вдоль железнодорожной линии Коно-
топ — Хутор Михайловекий. Этот план
был сорван решительными действиями на-
ших войск. Развивая успех, умело  соче-
Тая наземные операции пехоты и танков
с могучей поддержкой нашей  бомбарди-
ровочной и штурмовой авиации, наши
войска с боями овладели городами Ямполь,
Шостка, Воронеж-Глухов, Кролевец, Пу-
ТИВЛЬ.

К району прорыва гитлеровское команде-
вание спешно подбросило новые пехотные
и танковые дивизии, поставив им задачу
задержать наступление советских войск
Ha подотупах к реке, выиграть вре-
мя для  совершенствования обороны
no Сейму и во что бы то ни стало
удержаться на этом рубеже. Показаниями
пленных установлено, что выполнению

этой задачи придавалось большое значение.   <ЯТКов населённых пунктов.

На подступах к Сейму и за переправы
через реку завязались ожесточённые бои.

Армии зпрокинули недавно введённые в
бой свежие немецкие части, выбросили их
за реку и с хода форсировали Сейм север-
нее Конотопа и восточнее его, в районе
Путивля. Успешному форсированию реки
способствовали артиллерия и концентрирь-
ванные бомбовые удары с воздуха по от-
ступающим немцам. В быстром назелении
разрушенных гитлеровцами переправ ска-
зались смелость и мастерство наших сапё-

ров. На южном берегу был создан плац-.

дарм для удара непосредственно по Воно-
топу.

Н-сжая часть, сосредоточившись на юж-
Hom берегу Сейма, предприняла обходный
маневр: одним крылом она ударила на
станцию восточнее Конотопа, другим —
на: большое село западнее города. В тяжб-
лых условиях дрались наши бойпы. Они
прокладывали себе путь по вязким боло-
там, тащили на себе пушки, боеприпаез,
но наступалельный порыв их был на-
столько высок, что немецкая оборона на
ближних подступах к городу была смята
и прорвана.

Почувствовав реальную угрозу окру-
жения, немцы поставили под ружьё Bee
наличные силы, всех штабных работни-
ков, обозников. В бой были введены так-
же несколько тысяч отпускников, скопив-
шихся здесь ещё со
под Орлом.

В тяжёлых боях под Конотопом немпы
понесли отромные потери. Бой у самого
города длился целый день. Из посёлка
Загребельная на северной окраине Коно-
топа немцы бросались несколько раз в
контратаки, каждый раз захлебываяеь в
собственной крови. Не помогли и танки.
Е исходу дня осталки конотопекого гар-
низона были добиты или выброшены из
города. По уляцам Конотона, восторженно
встречаемыю освобождёнными из гитлеров-
ской кабалы жителями, прошли победи-
тели— офицеры и бойцы доблестной Крас-
ной Армии. Не задерживаясь, они ушли
вперёд, на запад. За сегодняшний лень
наши части, действующие на Бахмачеком
направлении, вновь освободили много де-

М. РУЗОВ,
спец. корреспондент «Известий»,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 сентября,

Подвиг колхозника

Николая

(Спецкор ТАСС). Совинформбюро сообщило
0 славном подвиге колхозника Николая
Гуренова. Bor по’зрлбности боя, в кото-
ром участвовал советекий патриот.

На окраине одного населённого пункта
наших бойцов встретил огонь немецкого
пулемёта. Подразделение залегло. В этот
момент Николай Гуренов находился в по-
гребе, в котором он скрывался от гитле-
ровпев. Выглянув на улицу,  колхозник
услышал на своём огороде треск пулемёта.
Это засевшие в кукурузе немцы стреляли
по нашим цепям. Гуренов вооружилея

Гуренова

железным прутом, подкрался в немецкому
пулемётчику и одним ударом убил его. -

В соседней балке Николай Никитич за-
метил скопление немецких автоматчиков,
несколько орудий и автомашин. Не мелля
ни секунды, он пробрался к нашему под-
разделению, сообщил бойцам о виленном и
повёл их за собой.

Обойдя балку, красноармейцы внезапно
ударили по неприятелю и уничтожили не-
мецких автоматчиков. Лично
рукопашной схватке истребил Б гитле-
ровцев. Наши бойцы захватили у немцев
3 самоходных орудия, 5 пулемётов и
6 автомашин.

Война идет

Т.
Ржавые пятна 0ени и  ч6рные
краски войны,  дозревающая кукуруза
и лымящиеся  скирды  подожженного

хлеба, аромат увядающей травы и труп-
ный запах, тишина степи и грохот взры-
вов, яркое, но уже He торячее солнце,
всплески пламени на броне танков и на
буграх, где наспех сделаны окопы.

В дыму взрывов то промелькнёт BBICO-
кая фигура казака-кубанца, TO пройдёт
пехотинен, несущий в своём. автомате
смерть врагу. Опираясь на плечо жен-
щины, тяжело шагает раненый боец.

Земля изрыта воронками.
звенят гильзы, путается проволока. Rpy-
гом валяются снаряды, ящики, каски, хо-
зяева которых никогда уже не вернутся
в Германию. Проходит труппа пленных.
Немцы идут мимо сожженных домов ху-
торка, где только вчера они ночевали, как
хозяева. Перед уходом они подожгли со-
оменные крыши ‘и теперь, боясь возмез-
дия, бредут, низко опустив головы. 3a
пленными следует подвода, на которой!
сложены вещи, отобранные у фрицев. Тут
п гребешки, и старые дамские туфли. и
ночные рубашки, детские игрушки. Все
это натраблено немцами при отступления.

Подразделение казаков под команхдова-
нием т. Минакова неожиданным налётом
окружило уходящего врага. Казаки пред-

Пол ногами!

жили немцам сдаться. Те сначала рас-
терялись, но, когда увидели, что кубан-
Wes мало, стали отстреливаться. Казаки
ринулись в атаку и упорствующих пору-
бати. Тех же. которые подняли Руки, взя-

ли в плен. И теперь вот ведут в Штаб,
  Wal,

соединения.
— 9%, станичники! — окликают HX
танниоты. —— Откуда? Е
Й они кивают на повурые фигуры
пленных. . Е
— Из балки Безымянной, сдались, —

отвечает кубанеп. Он строго’ оглядывает
пленных, приподнимается на стременах
и, приппорив лошаль, выносится вперёд.

Как только линия” фронта продвигается

по степи...
быка. Он уже наметил, гле будет колхоз-
ный сарай для скота. совхозе имени
Розы Люксембург тракторист Никулин с
группой товазришей. возятся У тракторов.
Они принесли спрятанные детали и вос-
останавливают машины.

— Завтра начнём пахать, — 00’scHa-
ют они проходящим бойцам.

И пусть еще слышны голоса боя, пусть
В ©0вх0з залетают еще шальные снаряды,
но освобождённые от немецкого рабства
люли стараются заботой о будущем уро-
mae отблагодарить Красную Армию.

Сизый дым стелется за линией фронта.
Это горят подожжённые врагом сёла. Нем-
цы сжигают и дома, и хлеб, и скот. Ожи-
гают и людей, не успевших спрятатьея в
степных балках. Бойцы Н-ской чз-
сти помогают колхозникам села Мить-
ково-Качкары составить акт. В^` ажте
записывают, что видят. Отстуная под
ударами  Ирасной Армии, немцы в
селе Митьково-Качкары сожгли 3 сентября
98 домов из 115. Сожжена  школа-ее-
милетка. Bee продовольственные запасы
укралены или приведены в негодность.

Немецкие бандиты разорили колхоз,
угнали с с0бой людей. Избиения, пыт-
ки — вот что принесли оккупанты Ha
эту богатую землю. Они грабили и уби-
вали. В степных колодцах находят тру-
пы замученных. Ими полны криницы,
старые колодцы.

Рассказы жителей, рубцы, раны на их
спинах рисуют страшную картину фа-
шиетекого произвола. Недавно через ли-
нию фронта пробралась 10-летняя Таня
Н. Она спряталась в кустах и ждала,
Korda бой передвинется дальше на 3за-
Страх застыл в глазах девочки.
Увнлев нангих бойцов, она He по-детеки
серьёзно сказала:

— Команлир нужен!
Её подвели к командиру эскадрона.
Офинер полнял ребёнка на колени. Де-

вочка ловерчиво прижалась к его гимна-
стёрке, заплакала. Потом сняла с себя
поясок, в котором шуршала заптитая бу-
мажка. На этой бумажке казаки прочли:

вперёд. степь оживает. На поля выходят «Спасите нае. eM, товарищи!» (06 этом
колхозники. Михаил Иванович  Смелов призыве быстро узнали бойцы, которые

следы усталости; раненые оставались в
строю.

Подразделение, где командиром т. Бо-
карев, наткнулось на минные поля, опу-
танные проволокой. Это задерживало на-
ступление, и враг мог ускользнуть из
населённого пункта. Но тут в камышах
показалея человек. Он был в грязи, худ
и бледен.

— Я——рабочий совхоза Иван
Идите за мной. .

Он показал, тяе находятся
проходы.

Жутанов по безопасным тропинкам
провёл всё подразделение к населённому
пункту. Не ожидавший атаки враг был
уничтожен. \

Над степью ‘пронеслись немецкие ca-
молёты. Они на боЛышой выкоте переле-
тели линию Фронта и сбросили бомбы на
село. В этом селе не было ни складов,
ни войсковых частей. Немцы стреми-
лись уничтожить село, сжечь, но не успе-
ли. Красная Армия выбила их из села.
Й теперь они бомбят его, хотят превра-
тить в груды развалин. На обратном
пути воздушных пиратов перехватили
яётчики части, где командиром дважды
Терой Советского Союза т. Покрышкин.
Короткий воздушный бой, и несколько
вражеских самолётов упало на землю.

Не спрятаться врагу от расплаты ни в
складках местности, ни в пушистых об-
лаках осеннего неба!

==

IL.

Казакам воинской отвати, лихости и
уменья не занимать стать. В эти лни из
уст этих бывалых воинов часто прихо-
дится слышать:

— Ну, и пехота! Мы раньше такого
не замечали. Чи люди лругие, чи харак-
тер нотвержел?

Не нахвалятся казаки пехотой, кото-
рая вместе в ними неутомимо гонит вра-
га на запал.

Люди те же, давнишние соседи каза-
ков, а характер у них в болях действи-
тельно окреп. Ненавиеть к врату  под-
креплена воинским умением,

“Часть, которой. командует

уганов.

мины и

Полковник

подкармливает пойманного им на поле боя  шли в атаку. С людей. как рукой, сняло

т. Сычёв, за успешные бои под Таган-
рогом ‘получила наименование  «Таган-
ропекой».

Командира Сычёва мы застаём
рации, которая приютилась у развалины
беленького домика. Командир  склонилея
над картой и медленно диктует рахисту:

.— Подтятивайте хозяйство,  энергич-
ней двигайтесь вперёд!..

Радист передаёт приказ.

В перерывах между докладами подчи-
нённых и вызовами к аппарату т. Сычёв
рассказывает о неутомимом, способном не
спать по трое суток начальнике опера-
тивного отдела. И тут же посылает прове-
рить: выполнил ли начальник его при-
каз — лёг ли спать. 4

Полковник характеризует своих коман-
диров и бойцов. Офицер Тутуев упорен,
а (Семеренко лих и отважен, мастер за-
ходить в тыл противнику. Офицер Ган-
жерли. горяч, но ярослен в атаке и стоек
в обороне,

Особой отвалой отличаются передовые
подвижные группы. Они орудуют в тылу
врага, рвут ето коммуникации, уничто-
жают отневые точки. Командир одной из
таких групп Царицын осторожню пробрал-
ся в немецкий. тыл. Он легко ориентиро-
Bares среди бугров и балок. С Царицы-
ным было 12 человек. Эта группа истре-
била прислугу двух батарей, уничтожила
несколько пулемётных гнезд. Немцы заме-
тили смельчакэв и стали окружать их.

—- Вперёд! — командует Царицын и
бросается на врага.

ЭЖаркая схватка, немпев много, они
транатами забрасывают бойпов. Враг 000-
злён: 12 человек нанесли ему большие
потери. Красноармейцы всё время контр-
атакуют. Командир Царицын ранен во
второй pas, on палает. Четыре немца,
склонившиеь над ним, кричат:

— Вставай, рус, вставай!

Онн хотят увести ето в плен.

Царицыя медленно открывает глаза и,
превозмогая боль, приподнимаетея. Ему
предлагают сдаться? Нет, этого не будет!
Царидын снизу вверх стреляет из авто-
хата. Немпы палают на землю. Падает и
Царицын, раненый в третий раз.

Рядом се ним тяжело раненый немеп.
Он скрипит зубами от ярости и боли и
руками тянется к горлу русского. У Па-,
рицына нет сил, крови ушло много. Он
не может даже шевелиться. Пальцы вра-

возле   стёрки. Комсомольский билет

упал Ha
землю.

Голова Царицына ясна. Мысль рабо-
тает чётко, а тело не повинуетея. Мед-
ленно, словно боясь раеплескать остатки
силы, комсомолец протягивает руку к
кинжалу. Где-то слышен топот бегущих
людей, грохочут взрывы. Это пошли в
атаку товарищи Царицына. Но он ни-
чего не слышит. У него одна мыель, од-
но стремление — не прозевать.

Немец подполз ближе. Он  навалилея
на тяжело раненого и вцепилея руками
ему в горло. В один взмах Царицын
вложил все свои силы, всю ненависть. Он
ударил врага кинжалом. Когда  полошла
медсестра, немец был мёртв. Царицына
клали на носилки. Он молча указал гла-

‘сомольский билет. Сестра — понимающе
кивнула головой, подняла ‘маленькую
книжку и положила на грудь раненого.

В полузабытье Царицын услышал то0-
кот. Это работал миномёт лейтенанта Куз-
нецова. Он пол артиллерийским обстрелом
уничтожил огневую точку противника, и
пехота вновь пошла в атаку.

Ш.

— Бывал я в этом городе. Хороший го-
рол. Дома чистенькие. Заводов много... К
сыну ездил. Там он, где-то.

Казак Агафон Передерий тяжело вздох-
нул. Ато-то утешил:

— Увидишь сына,
из города.

— Неправильно, — сказал казак.

И он пояснил свою мысль. Мало вы-
бить врага. Он где-нибудь опять встре-
тится. А сколько напакостит ло этого!

_ — По-моему, так, —©казая oH, —
встретил немца и, ежели тот не поднял
рук, тут ему и крышка!

Казаки одобрительно запгумели.

Кубанпы совершили немало лихих рей-
дов в тыл врага, окружая и истребляя тех,
кто не хочет сдаваться. Это они лавиной
ринулись в прорванную оборону на Миусе,
вышли к берегу Азовского моря и отреза-
ли Bee пути отетупления  таганрогской
групне противника.

Кубанцы вместе с танкистами появля-

выгоним немцев

зами на траву. Там лежал упавший ком-!

Синие околыши их фуражек мелькают нб
всей степи. Пройлёт много лет, раз’едутся
станичники по родным местам, и старые
воины в кругу друзей под высокой гру-
шей во дворе будут вспоминать эти бои.

Они расскажут о бронебойшике Балояз
не, который с противотанковым ружьём
шёл впереди наступавших. Вспомнят ка-
зака Харченко, что истребил 12 немцев;
встретившись с ними один-на-один. Шо
всем станциям пройдет слава о казаке
лейтенанте Титове, который заменил вы-
шедшего из строя командира и дерзко по-
вёл людей в атаку.

В балке у подножья кургана лежат те-
ла пяти казаков. Они изрешечены пуля-
ми. Кругом пустые гильзы от противо-
танкового ружья, винтовок и автоматов.
Магазины пусты. Гранаты израсхолованы.
Казачьи клинки в крови. Знать, поработз-
ли ими кубанцы перед смертью. Вто эти
герои — неизвестно. Лишь под телом
лейтенанта найлен измятый партбилет на
имя Ивана Степановича Полобела.

Дело было так. Пять казаков обошли

вых точек противника. На обратном пути
они увидели немпев, которые накаплива-
лись в балке, чтобы ударить во фланг
нашим бойцам. Лейтенант Подобед спро-
сил товарищей:

— Не пропуетим?

Те молча» кивнули головами и залегли
по обе стороны балки.

Бак 0б этом рассказали впоследствии
пленные, немцев было 64. Герои пропу-
стили врага в балку и открыли огонь.
Немцы бросились в контратаку. Казаки
стойко отбивались от врага. Был убит
ефрейтор, ранен Подобед. Немцев тоже
осталось мало. Но казачьи силы уже из-
сякали. Последние тесять гитлеровнев бро-
сились к кубанпам, чтобы взять HX в
плен. Казаки схватились за клинки и
кинжалы. Они умирают, но не слаются.
Немпев осталось пятеро. Надругавшись
над телами героев, они бежали влоль бал-
ки; но были пойманы нашими танкиста-
ми. Товарищи насчитали вокруг сражён-
ных пяти кубанцев 59 вражеских ‘трупов.
Никогда не померкнет слава этих русских
людей!

П. НИКИТИН,

времени битвы

Гуренов в:

высоту и ликвидировали несколько огне--

ются в самых неожиданных для врага ме- спен. корреспондент «Известий».

Ta царапают горло, рвут карман гимна-

стах. Казаки-гвардейцы не знают устали. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 сентября.