№

СУББОТА, 11 СЕНТЯБРЯ 1843 г. №

Peub TOR

ЛОНДОН, 9 сентября,
Шверник , выступил

(ТАСС).
8 сентября на 75-м

конгрессе британских тред-юнионов со cae лены под Ростовом-на-Дону, под Тихвином,

дующей речью:

«Товарищи! Передаю вам. а в вашем
лице всему рабочему классу Великобрн-
тании пламенный братский привет от ра-
бочих, работниц, инженеров, техников и
служащих Советского Союза. (Бурные ап-
подисменты). Делегаты советских  проф-
союзов приехали в Bally страну, чтобы
принять участие в работе конгресез бри-
таноких тред-юнионов, чтобы раесказать
вам и британским рабочим о героичезкой
борьбе советского народа, которую oil
третий год ведёт против гитлеровекой
Германии и её сообщников, поделитьея ©

вами сведениями и соображениями о
работе советских профсоюзов, которую
они проводили во время войны, и по-!

знакомиться с производетвенными уси-
лиями британских рабочих и британечого

народа. Такая взаимная информация и
общение принесут только пользу делу
дальнейшего укрепления ‘связей межлу

профсоюзами и рабочим классом наших
стран, делу дальнейшего об единения уеи-

IN для достижения скорейшего разгрома

п безоговорочной капитуляции  фашиет-
ского агрессора. (Продолжительные апло-
дисменты).

Прошжю 4 тода © тех пор, как гят-
леровская Германия ввергла народы зеего
уира в пучину кровавой войны. Целый
эяд тосударетв перестал. существовать,
целые народы Европы порабощены
леровской тиранией, лишены свободы и
независимости и живут на положения
рабов, тысячами умирая от нечеловече-
ских страданий. 22 июня 1941 г. гит-
леровская Германия злодейски напала на
(Советский Союз. Этот день является пе-
реломным во второй мировой войне. (Воз-
гласы: Правильно!). Именно с момента
нападения на Coserenmi Союз раекры-
вается со всей остротой навиешая фашист-
ская опасность над  свободолюбивыми
народами. Гитлер бросил на СССР воору-
жённые до зубов многочисленные разбой-
ничьи орды, рассчитывая в кратчайший
срок раздавить его и превратить его в
колонию германских империалистических
разбойников. Это были дни серьёзных
испытаний для всего советского народа.
Это были дни, когда от борьбы советеко-
то народа и его доблестной Красной Ар-
мии зависела судьба всех народов. (Воз-
гласы: Правильно!). Не подлежит сомне-
нию тот факт, что если бы ‚гитлеровекой
Термании удалось одержать победу нал
СССР, то это означало бы торжество гер-
уанокого фашизма во всей Европе, конец
свободе и независимости европейских
стран, завоевание плацдарма для мирово-
ro господства гитлеровской тирании. (Воз-
главы: Правильно!). Можно смело утвер-
ждать, что если бы Гитлер одержал побе-
Ty над советским народом, мы не засе-
тали бы сеголня на Конгрессе британских
тред-юнконов. (Возгласы: Правильно!).

Однако того, о чём мечтали гитлеров-
ские, империалистьт, не случилось. Гитлер’
п его сообщники переоценили свои cod-
ственные силы и недооценили мотуше-
ственные силы (СССР, величайший дух
советского народа (продолжительные аплз-
дисменты) в борьбе против иноземных за-
хвалчиков, ето стойкость и мужество, его
непоколебимую решимость защищать свою
землю, свою советскую родину, её честь,
свободу и независимость. (Апледисменты).
Гитлер соверигил своё злодейекое нападе-
ние при наличии огромных преимуществ
в военном отношении. № моменту нападе-
ния на СССР, который был занят мирной
созидательной работой, фашистская Герма-
ния бросила всю евою полностью отмобили-
зованную армию, вооружённую тысячами
танков и самолётов. Тысячи танков, тыся-
чи самолётов, околю 200 отборных немец-
ко-фаптистских дивизий преступно вторг-
лись на советекую землю, подвергая ©
земли и с воздуха уничтожению города,
вела, фабрики и заводь, беспощадно уби-
вая беззащитное мирное население — Де-
тей, женщин ‘и стариков. Наша страна,
весь советский нарол и Красная Армия
уужественню встретили злодейское нападе-
ние врага и вступили в жестокую схватку
с них и с беспримерным героизмом H OT-
ватой стали защищать каждую пядь CO;
ветской земли. (Аплодисменты). Олнако Со-
ветский Союз в первый период He MOT
полностью использовать для отпора врагу
Bee свои могущественные силы. Нужно
было известное время, чтобы мобилизовать
силы и лвинуть их против немецко-фа-
шистоких захвалчиков. Наши союзники—
Англия и США —в этот момент могли и
оказали нам лишь моральную поддержку.
Заявление на весь мир премьера Белико-
британии г-на Черчилля 0 том, что авг-
лийский народ и его правительство будут
вместе с русским народом и Советским
правительством  боротьея против .оотщего
врата — гитлеровской Германии, имеет
историческое значение и будет всегда вы
соко нениться советским народом. (Апло-
висменты)„ Выступление тшрезидента США
Рузвельтя, © полной ясностью определив-
шего позицию этой великой страны в раз-
зорнувшейся борьбе, показывало, что с90-
ветский народ в борьбе против фашистеко-
1) агрессора ие одинок. (Аплодисменты).
Но оказать быстро и в значительных раз-
уерах материальную помощь в тот момент
наши союзники не могли, WOO они сами
только что приступили в массовому по-
изводству вооружения. Такова была обета-
новка в первые дни войны Советского
(зюза против гитлеровской Германии и ев
сообщников. В первую летнюю кампанию
1941 г. Красная Армия потерпела серьез-
ные неудачи. Но эти неудачи отнюдь не
были поражением Красной Армии (продол-
жительные аплодисменты) и победой не-
чецко-фаптистевих войск, о чём вещал ми-
ру Геббельс и вёе ето министерство лжг.
Красная Армия, выполняя планы верхов-
ного главнокомандования, выдержала 0:
томный натиск врага и в упорных 9005%-
нительных боях измютала и уничтожила
крупные вражеские силы. К зиме 1941—
42 г., когда немецко-фаитистекие войска
значительно продвинулись вперёх на Вос-
ток, когда они угрожали нашей столице
Москве: к этому времени Ерасная Армия,
отмобилизовав свои основные <илы и имея
уже необходимый опыт ведения современ-
Ной войны, взяла инишизтиву в бвои ру-

Pier-

скме армии,

215 (8208)

Fa

И. Ки и нанесла врагу жестокие поражения. !

Немецко-фашнетекие войска были разгром-

в Врыму и, наконец, под Москвой. Разгром
немецко-фатистеких
явился ремающим военным событием пер-
вого года войны и первым крупным пора-
  жением немцев во второй мировой войне.
  (Аплодисменты). Поражение немцев под
‚ Москвой развелло в прах самими же гитле-
ровцами созданную легенду о непобедимости
гитлеровской армия. (Аплодисменты). Это
поражение показывало, что гитлеровскую
армию не ‘только можно громить, но и
разгромить окончательне. (Возгласы: Пра-
‘вильно). Оно целнком и полностью  под-
 твердило слова вождя
Сталина (бурные продолжительные апло-

0 том, что «гитлеровская фашистекая ap-
мия также может быть разбита и будет
разбита, как были разбиты армии Наполео-
на и Вильтельма». (Аплодисменты). В
зимнюю кампанию 1941—42 г. Красная
Армия отбросила немцев на запад, местами
более чем на 400 клм. (Аплодисменты).
Однако советский народ ни в какой мере
не делал из этих успехов такого вывода,
  что се гитлеровекой армией
что победа будет завоевана легко. Совет-
ский Hapoy реально оценивал силы врага
и знал, что враг ещё силен и что, ведя
войну только на Востоке, не беспокоясь за
‘свою судьбу на Западе, враг может ещё
собрать достаточно сил для того, чтобы
пуститься в новые авантюры. Это м слу-
чилось летом 1942 г. Немцы, воспользо-
  вавшись отсутетвием второго фронта в Ев-
 ропе, перебросили десятки отборных дивч-
зий с Запада на советско-германский фронт
и создали таким путем большой перевес
CHA Ha юго-западном направлении. Благо-
даря этому немцам удалось летом 1942 г.
достигнуть значительных тактических ус-
пехов. Немецко-фашистекие войска достиг-
ли предгорья Кавказа и находились на
подступах к Сталинграду. Германские фа-
шисты как и летом 1941 г. вновь стали на-
полнять мир победными реляциями, BHOBb
врали о полном разгроме Красной Армии
и создали легенду о том, что советские
войска могут добиваться некоторых усие-
хов лишь зимой, а лето является Bpe-
менем для  победоносного наступления
немцев, временем для отступлений и по-
ражений Красной Армии. Красная Армия
в силу создавшегося большого перевеса
сил в пользу немцев вынуждена была от-
ступать. Но, как и летом 1941 г., Врас-
ная Армия, выполняя мудрые планы вер-
ховного  главнокомандования, в оборони-
тельных боях перемалывала живую силу
и технику противника, в нужный момент
остановила его и сама перешла в наступ-
ление. Весь мир © напряжением следилза
величайшим в истории войны сражением
под Сталинградом. (Продолжительные ап-
лодисменты). Вблизи берегов великой рус-
ской реки Волги, на подступах к волжокон
твердыне городу Сталинграду Красная Ар-
мия нанесла неменко-фашистским войскам
поражение, какого немецкая армия не ис-
пытала за всю свою историю. (Проделжи-
тельные аплодисменты). Под Сталингралом
были уничтожены две отборные фашиет-
разбиты и пленены румын-
ская, итальянская и венгерская армии.
Сталинградская эпопея будет вечно бли-
стать на страницах истории, как беспри-
 уерный образец героизма и стойкости со-
ветекого народа, как торжество гениальной
стратегии Верховного Главнскомандующего
Маршала Советского Союза тов. Сталина.
(Бурные продолжительные аплодисменты,
крики «ура»).

Зимой 1942—43 г. Красная Армия
своими мощными ударами свела на нет
летние тактические уснехи немцев и ог
бросила немецко-фашистекие войска от
Волги и Терека на 600—700 клм. на
запад. Путь, по которому немцы прошли
летом с запада на восток и по которому
советские войска гнали их на запад, усеян
сотнями тысяч трупов  немецюих  COT-
дат и офицеров, тысячами разбитых тая-
ков, самолётов и орудий. Таким образом,
второй год войны принес гитлеровской
Германии новые огромные потери в лю-
дях и технике и не дал никакого выиг-
рымша территории. Кроме поражения, на-
несенного немпам Ha юге, советские BOu-
ска злусй 1942—43 г. выбили врата из
очень важных в военном отношении рам-
онов Курска; Ржева, Вязьмы, Гжатска,
Великих Лук и Демянска. В ходе зимней
кампании в результале ударов Красной
Армии гитлеровская военная Mallia за-
трешата и заапатачтаюъ. Гитлеру иривлось
предпринять отчаянные Усилия, чтобы
предотвратить катастрофу своей армии.
Пользуясь отсутствием второго фронта на
  континенте Европы, Гитлер перебросил. из
Западной Европы свыше 30 дивизии в
район Харькова Ha поддержку своим по-
трёпанным войскам и тем самым спас
себя от катастрофы. Гитлер хотел силами
свежих дивизий окружить и уничтожить
советские войска под Харьковом, ВЗЯТЬ

реванш за Сталинград и повернуть разви-,

тие событий в свою пользу. Эти попытки
германекого командования были сорваны
прозорливостью Верховного Главнокоманяо-
вания и героизмом бойцов и офицеров
Красной Армии. (Аплодисменты). Зимняя
кампания 1942—43. г. блатодаря блестя-
щим успехам Красной Армии явилась п9-
воротным пунктом во всем ходе войны.
Она наглядно показала изменение соотно-
иения сил на советско-германеком фрон-
те. И что бы ни делал Гитлер, какие бы
«тотальные» мобилизащии Of WH прово-
хил, он не восполнит потерь, понесенных
его разбойничьей армией на советеко-
германекюм фронте. (Аплодисменты). 3
два года войны гитлеровская Термания и
её сообщники потеряли на советско-гер>
манеком фронте убитыми и пленными
6.400 тыс. солдат и офицерэв, 56.500
орудий веех калибров, 42.400` танков п
43 тыс. самолётов.  (Продолжительные
аплодисменты). Провалилось и летнее на-
ступление немпев в ЭТом году, на кото-
рое они возлагали так много надежд.
Накануне этого наступления Гитлер в
своём приказе писал, что «германекая ар-
мия переходит к генеральному наступле-
нию на Восточном фронте», что удар, ко-
  торый нанесут немецкие войска, «должен

войск под Москвой!

советского народз

дисменты), сказанные им 3 июля 1941 г.

покончено и

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Пверника на 75-м конгоессе британеких трел-юнионов в баутпорте

иметь решающее значение и послужить
поворотным пунктом в ходе войны» и что
«это последнее сражение за победу Герма-
нии». 5 июля немецко-фашистекие войска
крупными силами танков и пехоты при
поддержке многочисленной авиации пере-
шли в наступление на орловеко-куреком и
белгородеко-куреком направлениях. Немцы
бросили в наступление против советских
войск 38 дивизий отборных войек, из них
17 танковых, 8 моторизованных и 18
пехотных. Эти силы были сосредоточены
на узких  учаетках ` фронта. — Немецков
командование рассчитывало  концентриче-
скими ударами прервать намку оборону и
окружить и уничтожить наши войска, с9с-
релоточенные в районе Курска: Новое не-
мецкае наступление не застало советские
войска врасплох. (Возгласы одобрения). Они
были готовы не только к отражению на-
ступления немцев, но и к нанесению мощ-
ных контрударов. Немцы за время этого
наступления не добились каких-либо серь-
 ёзных успехов. Ценой огромных потерь им
удалось лишь вклиниться в нашу оборону:
Советские войска, измотав и  обеекровив
отборные дивизии немцев, своими поеле-
дующими решительными ‘контрударами от-
  бросили врага и 10 23 июля окончательно
ликвитировали июльское наступление нем-
цев. Советские войска ведут сейчас
наступление, очищая от фашистской не-
чиети говетекие города и сбла, освобож-
Jaq of фашистской тирании изможден-
ных голодом и каторжным трудом 0606-
ранных до последней нитки советских
граждан. 5 автуста, т. е. через месяц
поеле наступления  неомпев, советские
войска очистили от немецко-фапгистеких
оккупантев Орел и Белгород. 23 августа,
т. е. через месяц  поеле ликвидации
немецкого летнего наступления, доблеет-
ные советские войска освободили вторую
столицу Украины г. Харьков. 0евобож-
дены от немецких оккупантов Таганрог,
Сумы, Мерефа, Горловка, = Артемовск и
pal лругих городов. Красная Армия ye-
пепно дерётся сегодня на улицах города
Сталино, в столице нашего родного, Дон-
баеса. (Продолжительные аплодисменты).
Недалёк тот день, когда могучая коче-
тарка — Донбасс, очищенная от фаши-
стских разбойников, вновь станет совет-
ской и будет питать наши фабрики и
заводы ‘углём. Гром канонады советской
артиллерии уже слышат берега  седого
Днепра, этот гром слышат стены изра-
ненного, но непокорённого древнего Кие-
ва. Этот гром — радостный вестник 06-
вобождения миллионов советских людей,
два гола страдающих под гнетом гитле-
ровской тирании. День за днём Совет-
ская Украина очищается от  немецко-

труда поднялась до 50 проц. Наряду с за-

промышленности вооружения—на 15 проц.;
по заводам тяжёлого машиностроения —
на 11 проц.; по заводам танковой  про-
мышленности — на 38 проц.; по заводам
электропромьтиленности — на 27 проц.;
по предприятиям, производящим одежду,
бельё, обувь и т. д., производительность

ботой о том, чтобы промышленность рабо-
тала лучше и давала болыше вооружения
и боеприпасов, нам припглось, главным 00-
разем, в первый гот войны проделать ко-
лоссальную работу по эвакуации пред-
приятий из прифронтовых районов в глубь
страны. Надо было обеспечить, чтобы
врагу не досталось ни одного станка, ни
одной машины, ни одного килограмма ме-
талла, поскольку Краюная Армия оказалась
вынужденной находиться в обороне и ус-
тупать врагу территорию. Чтобы полностью
предетавить и по достоинству оценить всею
тигантекую работу по эвакуации прел-
приятий и организации их работ на новом
месте, надо быть самому участником это:
го дела. Товарищи Ситрин, Гаррисон
и Конли видели немножко, что такое эва-
куация, когда они были в Советском С0ю-
зе в 1941 г. При последнем посещении
Советекого Союза они же видели и то,
как работают эвакуированные заводы
Этому большому и крайне важному делу
советские профсоюзы отдали также нема-
ло сил.

Перед нашей страной стояла и такая
трудная продлема, как обеспечение про-
мышленности рабочей силой, обучение
вновь пришелитих на предприятия рабочих
и работниц. На смену рабочим, ушелиим
на фронт, на заводы и фабрики пришли
миллионы их жён, сестёр, дочерей и сы-
новей. дни были полны чуветв советского

патриотизма, преисполнены готовности от-
дать вею CHEY для фронта на помощь
своим отцам, мужьям, братьям и сы-

новьям. Но это были неквалифицирован-
ные люди, многие из них впервые ви-
девшие малину, станок. Надо было в
кратчайший срок обучить этих людей той
или иной производственной профессии и
добиться того, чтобы они давали высокую
произволительность труда. Профсоюзные
организации приняли активное участие в
разрешении этой проблемы, организуя
товаришескую помощь вновь пришедшим
на производство ©0 стороны квалифици-
рованных рабочих и работниц. Благодаря
этой помоши новые рабочие и работницы
за непродолжительное время не только
осваивали профессии, но и стали давать
высокую производительность труда. На-
пример, на одном из авиационных заво-
дов часть новых рабочих несколько меся-
цев не выполняла норм выработки. Зазод-

фашистских оккупантов и возвращается
к свободной человеческой жизни.

За лва месяца летнего наступления,
те. с 5 июля по 5 сентября, советские
войска во всех секторах фронта уничто-
жили 5.729 самолётов, 8.400 танков,
5.192 орулия и более 28 тыю. автомашин.
Свыше 420 тыс. солдат и офицеров на-
шли <6ебе могилу на советской земле, на

полях Советской Украины. (Апледисмен-
ты). Общие потери немцев 3a время с

5 июля по 5 сентября убитыми и ране-
ными составляют по меньшей мере 1.500
тыс. солдат и офицеров. 38.600 немецких
солдат и офицеров взяты в плен. Провал
летнего наступления в текущем году ра-
зоблачил легенду о том, что немцы летом
в наступлении всегда одерживают успехи,
а советские войска вынуждены, будто бы,
нахолиться в отступлении. (Продолжитель-
ные аплодисменты). Успехи Красной Ар-
мии и провал наступления немцев имеют
значение не только для советеко-герман-
ского фронта, они имеют огромное влия-
ние на весь ход войны. (Возгласы: Пра-
вильно). Они ещё pas показывают, в
чью пользу произошло изменение соотно-
шения сил в ходе войны. Таковы итоги
26 месяцев борьбы и побед советского
народа и его доблестной Красной Армии
над гитлеровской разбойничьей армией.
(Продолжительные аплодисменты).

Ню успехи советского народа на 00-
 тирном  советско-германеком фронте —
это только лишь одна часть его беспри-
мерной героической борьбы. Броме фрон-
та есть тыл, крепость которого решает
успехи фронта. Тыл кубт победу для
фронта. Только опираясь на самоотвер-
женную работу и всемерную поддержку
тыла, Красная Армия смогла добиться
успехов, известных всему миру. Пере
тылом в первые же дни войны тов. Сталин
поставил задачу отрешиться от мирных
настроений и перестроить свою работу на
военный лад. Он раскрыл всю глубину
смертельной опасности, нависшей над на-
  пей советской родиной, над её свободой
 и независимостью. Тов. Сталин раскрыл
перед всем миром грабительский характер
войны со стороны гитлеровской Германии,
показав, что советский народ ведёт вели-
кую отечественную справедливую войну,
заптищая честь, свободу и независимость
своей родины. Таким образом, задача co-
стояла в том, чтобы вся промышленность
и весь народ перестроили работу на воен-
ный лад ий подчинили бы все интересы
защите родины, делу разгрома ненавист-
ного врага. Выполнению этой задачи под-
чинили свою деятельность и советские
  профооюзы.
  Советские профсоюзы перестроили всю
свою работу на военный лад с тем, чтобы
советский тыл всемерно помогал фронту
всем, что необходимо ему для победы над
гитлеровской Германией. Советские’ проф-
союзы, прежде всего, взялиеь за организа-
цию рабочих, работниц, инженеров и тех-
ников на борьбу за непрерывный
производительности труда, как основы
увеличения выпуска танков, самюлётов,
пушек, пулемётов, минометов, автоматов,
снарядов и т. д. Они подхватили инициа-
тиву рабочих, инженеров, и техников 0б
‘организации всесоюзного социалистическо-
 `о соревнования и возглавили это веена-
родное движение. В области роста произ-

роет! лях.

ской комитет, узнав 06 этом, организовал
квалифицированных рабочих для оказания
им помоши. В результате рабочие, He
выполнявшие нормы, через короткое вре-
мя начали выполнять норму выработки
на 110-140 проц. Ha станкостройтель-
нам Заводе имени Ортжениюилзе профеоюз-
ный организатор группы — квалифици-
рованный токарь Зайцев помог 8-ми но-
вым рабочим повыюить их квалификадию.
Его ученики полировщица Никитина, стро-
гальщица Юдина и другие теперь eucre-
матически выполняют нормы выработки
на 150—160 проц. Работница московеко-
го хлебозавода № 5 Звездина не вышол-
няла норм выработки. В ноябре 1942 г.
завком прикрепил вк ней для помощи ра-
ботницу-етахановку. Вот как роела произ-
водительность труда У Звездиной: в нояб-
ре 1942 г. Звездина выполняла норму
на 98 проц., в декабре 1942 г. — вы-
полнила на 99 проц., в январе 1943 г.—
на 125 проп., в феврале—на 230 проц.
(Аплодисменты).

Фактов товарищеской помощи рабочим
и работницам, которую оказывают проф-
сотзные организации, можно было бы
привести очень много по заводам и фаб-
рикам самых различных отраслей про-
мышленности. Но все они свидетельство-
вали бы 060 олном и том же, что органи-
зуемая профсоюзами товарищеская помощь
со стороны квалифицированных рабочих. и
работниц менее квалифицированным рабю-
чим ‘и работницам имеет большое значение
для повышения производительности труда,
а, слеловалельно, и для повышения 38-
работной платы.

В 1942 г. и в особенности в текущем
1943 г. советекие профсоюзы пролелали

цифрой: 86 проц. бойцов и офицеров пос-
ле лечения в госпиталях возвралцаются об-
ратво в строй в качестве полноценных
воинов. (Возгласы одобрения).

Профсоюзы осуществляют шефетво над
отдельными частями  Враеной Армин и
Военно-Морским  Флотом. Путём выезда
представителей профсоюзных организаций.
в подшефные части и представителей под-
шефных воинских частей на предприятия’
поддерживается постоянная связь между
теми, кто куёт грозное оружие в тылу, и
теми, кто этим оружием беспощадно гро-
мнт и истребляет врага на фронтах Оте-.
чественной войны. Советские профеоюзы
построили Ha свои средства целые азиа-
ционные соединения и танковые колонны.

Только в этом году они внесли на стро-
ительство самолётов и танков 125 млн.
руб. Болышое значение имеет работа проф-
союзов по физической подготовке буду-
ших бойцов Красной Армии. Кроме повее-
дневной работы по физическому воепита-
нию рабочих и служащих на предприяти-
ях и в учреждениях профеоюзы проводят
также массовые спортивные соревнования,
в которых участвуют миллионы молодёжи.
Так, например, в летнем кроссе этого го-
да участвовало около 9 млн. чел. Нро-
грамма соревнования включала элементы
военной подготовки, как бег по переее-
чённой местности, переползание и метание
транаты. Только за зиму 1942—43 г.
спортивные общества профеоюзов подгото-
вили по специальной программе 1 млн.
лыжников. Будущие советекие воины не
только хорошо овладели лехникой лыж-
ного спорта, но также и приёмами боевых
действий на лыжах.

Я не буду подробно останавливаться Ha
такой работе советских профсоюзов, как
развитие среди рабочих изобретательства
и рационализации в области производства,
на деятельности производственных coBe-
щаний, на управлении профеоюзами де-
лом государственного социального страхо-
вания, об охране труда рабочих и злу-
жащих, о детской оздоровительной раб)-
те, Tie профсоюзы  обелуживают corm
тысяч детей, направляя их в загородные
лагери, на детокие площадки и т. д., на
большой  культурно-воспитательной рабо-.
те, проводимой профсоюзами через клубы,
красные уголки, радиовещание, печать.
итд

Работа профсоюзов в этой области, как
и вся их работа в пелом, направлена к
основной единой пели — скорейшему
разгрому гитлеровской Германии и её с0-
общников. Богла мы  отаядываемея на
пройиленный путь борьбы, котда мы под-
волим итоги достигнутых успехов, мы
обязаны отметить, что замечательная ра-
бота советекого тыла, который обеепечи-
вает фронт BO Bee возрастающих разме-
рах первокласеной военной техникой,
стала возможна благодаря высокой г03-
нательноети советских рабочих, благода-
ря HX самоотверженности и  тероизму.
Безграничная любовь к своей советской
рохине, к своему родному советскому
строю, K своему вождю и учителю тов.
Сталину и глубокая вера в правоту сво-
ей борьбы с врагом — вот неиссякаемый
источник героизма и  самоотверженности

стают верить гитлеровским
оккупированных немнами странах Евро=

Внутри самой Германии немцы пере
басня, а Е

пы © каждым днём всё ярче разгорается
пламя всенародной борьбы против фа-
пгистских поработителей. За время борь-
бы возросла изоляция фашистской Герма-
нии на международной арене, провали-
лись расчёты немцев на разлад внутри
антигитлеровской коалиции, a союз фа-
шистских государств стоит на грани раз-
вала.

В ходе войны росли и крепли сила и
мощь Советского Союза, боевая мошь до-
блестной Красной Армии. Советский тыл
сейчас прочен и непоколебим, как ни-
Korda.

В xe1. войны сложилась мотучая ан-
тигитлерорская коалиция трёх великих
государств мира—СССР, Англии и США.
В результате того, что Советский Cows
болез лвух лет отвлекает на себя глазные
силы гитлеровской Германии, сковывая
на Востоке свыше 200 немецких дивизий
и 30 дивизий её союзников, Великобри-
тания и США имели возможность раз»
вернуть производство вооружения, моби-
лизовать миллионы людей и создать мощ
ные армии. Таким образом, за истекпие
два с лишним года войны произоили ко-
ренные изменения в совремённой  воен-
ной, политической и международной об-
становке.

Соотношение сил в ходе войны изме-
НиИлось в ПОЛЬЗУ англо-советеко-американ-
ской коалиции. `Немецко-фашиетекая а0-
мия переживает сейчае серьёзный кризис,
и от нае, от народов и правительств антло-
советеко-американской коалиции зависит,
чтобы превратить этот кризисе в ката-
строфу. (Аплодисменты).

Успешные боевые действия Красной
Армии, проводимые ею сейчас, приковали
к советеко-германскому фронту все основ-
ные силы гитлеровской армии. Тем самым
создались ещё более благоприятные усло-
вия для развертывания активных наступа-
тельных военных действий для наших

союзников на континенте Европы в срав-

нении даже с вееной текущего года. (Ап-
ледисменты).

Теперь вопрос стоит так: от того, когда
будут развернуты наступательные дейст-
вия союзников на континенте Европы, бу-
дет зависеть победа над Гитлером и сроки
окончания войны. (Аплодисменты). Иначе
говоря, чем скорее будет открыт второй
фронт на континенте Европы, тем скорее
булет закончена война и тем больше со-
кратится число жертв на стороне анти-
гитлеровской коалиции. (Аплодисменты).
Ведь никто не может доказать обратного,
только отсутствие второго фронта в Евро-
пе спасло гитлеровскую Германию от па-
ражения в 1942 г. Только благодаря от-
сутствию второго фронта на Западе Гитлер
весной 1942 г. получил возможноеть не-
ребросить десятки дивизий © Запала и со-
здать большой перевес сил на юго-запал-
ном направлении — советско-германского
фронта. Только благодаря тому. что Гитлер
был спокоен за свой тыл на Западе, он
смог перебросить зимой, в начале 1943 г.,
30 отборных ливизий под Харьков на по-
мощь своим потрепанным войскам и тэм
самым спасти себя от катастрофы.

советских рабочих, работниц, инженеров
и техников, веего советского народа, ко-
торые они проявляли и проявляют в
повседневном труде, на фабриках, заво-
дах, шахтах, рудниках и полях совхозов
и колхозов И котла тов. Ситрин говорит,

венные люди, они могут выдержать ye-
ловия, которые были бы — невыносимы
для рядового человека западного мира»,
то он говорит правду. 1

Советские люли действительно стойки
й мужественны. Эта стойкость и муже-
ственность проявляетея советскими люль-
ми как на фронте, так и в тылу, еже-
невно и ежечасно. Она в одинаковой мере
проявляется как мужчинами, так и жен-
щинами, как стариками, так и юношами.

Советские люди выдержали и выдержат
любые трудности, любые испытания и
‘будут лратьея в любых уеловиях, по-
скольку этого требуют интересы родины,
поскольку это необходимо для победы над
врагом. (Продолжительные аплодисменты).
Советские люди, находящиеся в  рялах
доблестной Красной Армии и в Военно-
Морском Флоте, с оружием в руках вы-
держали такой натиск врага, который не

значительную работу по развитию иниивя-
хуального и коллективного огородничества
рабочих и служащих. В 1943 г. в named
стране занималотся огоролничеством 010.10
10 млн. рабочих и служащих. При ВЦСИС
создан комитет солейетвяя развитию ич-
дивилуатьного и коллективного огородни-.
чества, который оказывает помощь в вы-
делении земельной площади, в приобрет®-
нии семян и сельскохозяйственнюго инвен-
таря, организует лекции и доклалы по аг-
рономии и т. xX. Советекое правительство,
всемерно поошряет развитие огородничест-
ва рабочих и служащих. В частности, от\у-
родники освобождаются 9т каких бы то ня
былю налогов за пользование землей, от’
налога на полученный от огородничества,
доход. Огорюд У рабочего и служащег,
элю — дополнительный источник  проло-
вольственного снабжения к тому, что от-
пускает государетво.

Советокие профсоюзы проводят также.
большую непосредственную работу mo yeu-
лению боевой моши Красной Армии. На-
пример, в принадлежащих им санаториях
и домах отлыха профсооюзы организовали
широкую сеть госпиталей для тысяч 0ой-
mop и офицеров Красной Армии, которые
лечились после ранений в этих госпига-
В одном из таких госпиталей под
Москвой были товарищи Гаррисон и Фе-
лер. В связи с этим я хочу воспользовать-
ся трибуной конгресса и принести иекрен-
нюю блатодарность британскому рабочему
классу и британеким трел-юнионам за ме-
дикаменты, медитинежие и хирургическле
инструменты и другие предметы, которые
посылалотсея в Советский Союз в arpec
Воесоюзного Центрального Совета  ПШрю%-

водительности труда и увеличения выпу-
ска продукции наша промышленность до-,
билась замечательных успехов. Достаточно
указать хотя бы на то, что советские за-
воды выпускают сейчас самолётов, танков,
орудий, пулеметов, минометов и боеприпа-
ов на много ‘больше, чем когда-либо рань-
ше. Производительность труда только 3a
последний год выросла по авиационной
промышленности на 30 проц.; по заводам

сотозов. (Продолжительные аплодисменты).
Тов. Гаррисон и Федер при поеещении
гослиталя вихели, как используются поем-
лаемые предметы. Им была прелоставлена
полная возможность осмотреть всё, что.
они хотели, и побеселовать как ¢ меди-
пиноким персоналом. так и с ранеными,
бойцами. Работа госпиталей и профсоюзов,
лучше всего характеризуется следующей

‘зимой 1941—42 г., а также 1942—43 гг.,

смогли выдержать целые народы запад-
ного мира. Вот почему героизму совет-
ских людей, их стойкости и  мужеетву
рукоплешщут все честные люди мира.
Вот почему мы с гордостью заявляем:
Слава советеким людям. Слава Советской
республике, воспитавшей таких людей.
Слава Сталину, силотившему советских
люлей в единый боевой лагерь (продол-
жительные аплодисменты), который он
велёт от победы к победе на разгром не-
мецко-фашиетеких оккупантов. (Бурные
продолжительные аплодисменты).
Вакие же выводы следуют из итогов
26-месячной борьбы Советского Союза
против гитлеровекой Термании и её co-
общников? В результате боёв на совет-
‘ко-германеком фронте полностью прова-
лились авантюристические планы герман-
ских империалистов, рассчитанные на
порабощение народов Советекого Союза.
Насколько серьёзно ослаблены вооружён-
ные силы гитлеровокой Германии, видно
Из TOTO, что за последний год немецко-
фалистокая армия не достигла кажих-
либо военных успехов, а, наоборот, пере-
жила крупные военные неудачи и тер-
пела одно поражение за другим как на
советско-германоком фронте, Tak и в
Егиюте, Ливии, Триполитании, Тунисе,
Сипилии, а теперь и в Италии. Больше
того, провал летнего наступления немцев
на советеко-германоком фронте в теку-
щем году является прямым  следетвием
поражений  немецко-фаптистеких войск

свидетельством того, что военная мощь
гитлеровской Германии основательно по-
дорвана, а немецко-фалиистокая армия
переживает серьёзный кризис. о Резко
ухудшилось политическое положение фа-.
шиетской Германии, значительно ослаб и’
опазалея подорванным гитлеровекий тыл.
Уже не те песни поют ныне в Германии,

что «русские очень стойкие и мужест-

значение ещё и потому,
фронта на континенте Европы невозиожна
побела над гитлеровской Германией. (Воз-
главы: Правильно). Советский народ вы-
соко ценит наступательные операции союз-
ников, которые они проводили в Северной
Африке и Сицилии, и проводимые сейчае
операции на юге Италии.
вниманием следит за действиями доблест-
ной авиации союзников,
бомбёжками
мышленным

Еели второй фронт на континенте Ев-
ропы не будет создан в 1943 г., этр будет
затяжкой войны и отерочкой гибели гит-
леровекой Германии.  (Возгласы: [lpa-
‘вильно).
  Может быть, есть люди, которые недо-
умевают, почему столь настоятельны тре-
бования в советском народе открытия вто-
рого фронта. на континенте Европы в
 текущем тоду? Требования вполне об`яс-
нимы и 000енованы. Советский народ
горячо приветствовал образование англо-
советеко-американской коалиции. Он рас-
сматривал и рассматривает создание могу-
чей антигитлеровской коалиции трёх вели-
ких государств мира — СССР, Англии п
США, как создание боевого союза, под сов-
местными ударами которого с Востока и
Запада сломается хребет фашистского зверя.

Советский народ, который более двух
лет выносит на своих плечах всю тяжесть
борьбы против главных сил фаптистекой
Германии, который принёс на алтарь’ борь-
бы с врагом во имя победы  англо-совет-
ско-американской коалиции и освобожде-
ния угнетённых народов Европы не один
миллион жизней своих лучших сынов, не
может к вопросу создания второго фронта
на континенте Европы относиться равно-
душно. Надо иметь в виду и другое.

Десятки миллионов советских людей
в оккупированных областях уже два гола
находятся под невыносимым гнётом немец=
ких захватчиков, высасывающих все соки
из Украины и других оккупированных
территорий для продолжения войны про-
тив всей англо - советско - американской
коалиции. Вот почему, между прочим,
когда товарищи Ситрин, Гаррисон и Конан
были в Советском Союзе, то с вопросом
0 втором фронте к ним обрашались бук-
вально повсюду. Вопрос об открытии вто-
рого фронта в текушем году обсуждался и
на третьей сессии Англо-советского проф-
союзного комитета, которая недавно состо-
ялась в Москве.

Когда советская делегация поставила
этот вопрос на рассмотрение третьей сес-
сени Англо-советекого профсоюзного коми-
тета как неотложный вопрос. она исхоли-
ла из того, что для созлания второго
фронта на континенте Европы в текушем.
году имеются самые благоприятные уело-
вия и что создание второго фронта отве-
чает не только интересам советекого наро-
да, но также и интересам миллионов лю-

дей Европы, стонущих под игом гитлеров-

ской тирании в оккупированных немпами

странах. (Апледисменты).

Второй фронт имеет первостепенное

что без второго

Он с большим

которая своими
немалый вред про-
Германии. Оне

наносит
районам

какие пели в 1941 г., не на той ноте!
говорит и обер-лгун Геббельс. (Смех, ап-
лодисменты):

(Окончание на 4-й стр.).