—

Немцы страшатся
советской артиллерии

СТОКГОЛЬМ, 25 иая. (ТАСС). Военный,

Рорреспондент гитлеровокой газеты «Бзр-
ликер берзенцейтунг» в номере от 20 мая
признает, что советская зенитная артил-
лерия наносит больнюй урон немецкой
авиации. «В районах действия советской
зетитной артиллерии, — пишет газета —
нужно быть настороже. Наши многочис-
ленные потери свидетельствуют 0 TOM,
что она стреляет очень метко. Опасность
грозит нам и сверху, так как нае посто-
янно подварауливают совеотекие истреби-
тели. Наш аэрелром завален уничтожен-
ными ‘самолетами. свилетельетвующими 0
трудностях нашей борьбы».

Стотысячная антифашистская
демонстрация в Мексико

НЬЮ-ЙОРЕ, 25 изя. (ТАСС). В связи
е потоплением двух мексиканских танке-
ров в Мекенко 24 мая состоялась большая
демонстрация против держав оси, ортани-
зованная «партией мексиканской револю-
ции» и Конфедерацией рабочих Мексики.
В демонстрации участвовало 100 тыс.
чел. Лемонетрантов приветствовали прези-
дент Авила Камачо, члены правительства
и парламента, руководители рабочих и
крестьянских организаций Мексики.

От имеви «партии мекслканской рево-
людни» выступил сёнатор Флорес Муньос,
который заявил: «Мексика не намерена
стать добычей держав оеи или об’ектем
порабощения».  омбардо Толедано, при-
вететвуя демонстрантов от имени Вонфеде-
рации рабочих Мексики, заявил, 4TO в
виду агрессивных действий держав ~ och
Мексике ничеге не остается, как только
об’явить им войну.

Бурными аплодисментами были ветрече-
ны участники демонстрации, одетые
форму американской английской, совет-
ской и китайской армий, шедшие с на-
циснальными флагами ОША, Англии, СССР
и Китая. Демонстранты в присутствии
Авнла Камачо сожгли флаг фашистской
Германии.

Корреспондент агентства Юнайтед пресс
отмечает, что антифапгистская демочетоз-
ция в Мексико явилась выражением сим-
патий мексиканского рабочего клзеса Е
Советскому Союзу.

Специальная сессия мексиканского пар-
ламента, на которой будет  обсуждатьея
вопрос 0б об’явлении войны державам
оси, созывается 28 мая.

Катастрофический
недостаток меди
в Германии

СТАМБУЛ, 25 мая. (ТАСС). Ислытывая
огромный недостаток меди, Германия вы-
качивает из оккупированных ею п
вассальных стран все их запасы этого
металла. В Хорватии немцы He ограни-
чились Тем, что забрали в ©вон руки вев
рудники и собрали медную монету. Недав-
wo, как сообщает газета «Дейче пейтунт
ин Кроатиен», марионеточные хорватекие
власти об’явили о регистрации абсолютно
всех изделий из меди, бронзы и латуни,
вплоть до кухонной посуды и предметов
украшения, принадлежащих частным TH-
цам. «Регистрации подлежат также, —
пишет газета, — и перковные колокола,
при чем по каждой церкви должно быть
учтено количество колоколов и их вес».
Газета указывает, что «все зарегиетриго-
ванные предметы не должны ни прода-
ваться, ни обмениваться».

Ухудшение проловольственного
положения Болгарии

АНКАРА, 25 мая. (ТАСС). По coodme-
нию Анатолийского ‘ агентства из Софии,
положение с проловольственным снабже-
нием населения является основным источ-
ником беспокойства для болгарскоте пра-
вительства. Министерство торговли запре-
тизю выпечку белого хлеба даже для хе-
тей и больных. В постановлении мини-
етерства также указывается, что все ли-
ца, имеющие мелкий екот, должны пред-
етавить министерству торговли сведения
© ero количестве.

Большие бои идут теперь на Украине.
Нет в эти дни в человеческих думах и
чувствах ни своего. ни чужого, — все
стало общим, любовь, ненависть и месть.

К концу дня мы были на линии боя.
На всем пути навстречу нам летела мол-
Ва о гварлейпах части Родимпева. Мы услы-
шали имя гвардейца-сапера лейтенанта
Солодкого. Имя это свято теперь для на-
ших танкистов. В предутренний час, на-
кануне атаки, когда гварлейцы  готови-
лись Е штурму, как в празднику, при-
шивали кв гимнастеркам свежие воротнич-
ки, брились и чистились, и оенова про-
веряли оружие, — в предутренний час
лейтенант Солодкий co взводом саперов
вышел вперед — разминировать поле
для выхода танков. Это было на той по-
л0се земли, которую никто еще не мо-
жет назвать своей, ни немпы, ни мы.
Она под огнем с той и с другой cropo-
ны. Ползком, не вылавая себя, саперы
Солодкого уепели найти и обезвредить
80 мин. Но солнце уже вставало вместе
с первыми залпами пушек. Ситнальная
ракета взвилась. Танки показалиеь из
леса и двинулись к полю, на котором
трудился весь в поту и в грязи коман-
дир взвода саперов  Солодкий. Hamm
танки шли на участок, еще не свобод-
ный от вражеских мин. Солодкий встал,
чтобы предупредить 06 опасности. He-
мецкие автоматчики сразу взяли его под
обетрел.  Солодкий кричал навстречу
атакуюнтим танкам. Вто услыштит чело-
веческий голос на поле, ревущем вой-
‚ ной, на равшине, где господствуют сталь
ия свинец? Лейтенант бежал под обетре-

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬОТВА: Москва, 6, Пушкинская площадь, 5. Телефоны отделов редакции: Оекретарпат — К 4-22-44; Тыла — К 1-42-86:
Художественного — К 5-36-53; Издательство — К 4-74-54; Прием об явлений в Москве — К.5-14-38;

526995.

В

iB

НА ХАРЬКОВСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

Сила нашей

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Провокации гитлеровских пиратов Налет английской авиации

ЛОНДОН, 24 мая. (ТАСС). Елк передает
стамбульский корреспондент  атентетва
Рейтер, в болтареких волах в Черном мо-
ре, у мыса Василикюе,  торпедирован и
потоплен турецкий пароход «ПЮфак» во-
доизмещением в 550 тонн. Капитан и
9 человек команды судна спаслись. Паро-
‘ход «Шефак» возвращалея в Стамбул из
болгарского порта Бургае. За послелние
5 дней это второй случай торнедированкя
турецкого судна.

В связи с умянутым в сообщении
агентства Рейтер потоплением турецкого
судна гитлеровские радиостанции посте-
шили распространить очередную ложь 0
том. чт якобы это сулно потоплено со-
ветской подводной лодкой.

34 последнее время снова ‚участились
случаи  потопления турецких судов, в
частности курсирующих между турецкими
и болгарскими портами. После каждого

СТОАТОЛЬМ, 25 мая. (ТАСС). Гитле-
ровекие власти в оккупированных Литов-
ской, Латвийской и Эстонской советеких
республиках усиливают  насильственную
вербовку рабочих для посылки в Гериа-
нию. Ilo сообщению газеты «Дейче цей-
тунг ин Остланд» от 3 мая, только из
одной `Вильнюсской области в последнее
время насильственно отправлено в Герма-
ино свыше 4.800 человек. Гитлеровекие
тазеты не скрывают, что население при-
балтийских советских республик относит-

к отправке на каторгу. Газета «Дейче
цейтунг ин Остланд». признает, что на-
селение считает подобные поездки «без-
умием» и что на вокзалах родители от-
правяяемых «проливают горькие слезы».

Эта же газета в номере от 12 мая вы-
ступила с резкими нападками и угрозами
по адресу тех латышей, которые роншут
и выражают возмущение принудительной
отправкой членов их семей на работу в
Гермавяю. Газета называет этих людей
«болтунами», обвиняет их в том, что они
«собирают и распространяют различные
слухи = делают из мухи слона». «Если
им нехватает, — пишет газета, — пи-
щи для разговоров, они принимаютея за
Терманию, сеют недоверие к ней,  стре-
мясь подорвать сотрудничество с немца-
ми». Газета пишет далее, что латыши
выражают возмущение по поводу того,
что «латышекие студенты в Берлине под-
метают улицы и что латышские девушки,
посланные в Любек, Киль и Гамбург, на-
правляютея не на предприятия, а в пуб-

ся к посылже на работу в Германию, как!

такого потопления из грязных источников
титлеровской пропаганды с подозрительной
поспетностью распространяются клеветни-
ческие сообщения о том. что то или иное
турецкое судно потоплено якобы советской
подводной лодкой.

Bee эти заведомо лживые сообщения
являются не чем иным, как попыткой гит-
леровеких пиратов замести следы своих
преступлений. We подлежит никакому Co-
мнению, что торпедирование турецких еу-
дов систематически совершается  герман-
ip ea подводными лодками, оперируютни-
ми в Черном море. Провокационная цель
как этих преступлений гитлеровеких бан-
литов по отношению к‘ судоходству ней-
тральной страны, так и немедленно рас-
пространяемых вслед за каждым новым
пиратским действием клеветнических вы-
мыслов гитлеровской пропаганды  оче-

видна для всех.
(ТАСС).

Гитлеровцы гонят латышей, литовцев и эстонцев
на каторжную работу в Германию

личные дома». Газета  ветревожена тем
обстоятельством, что среди латышекого
населения «распространяются слухи 0
том, что в Германии тяжелое продоволь-
ственное положение и что настроение не-
мецкого населения является бурным». Га-
зета призывает «пригвоздить к нозорному
столбу» этих латышей.

0. том, какими методами пользуются
гитлеровские  «вербовшики»,  свидетель-
ствует сообщение немецкой тазеты «Рева-
лер пейтунг». «После освидетельствова-
ния, — пишет газета, —— эетонцам через

на сборный пункт. Каждый должен при-
быть точно в срок, иначе он рискует
быть доставленным полицией в принуди-
тельном порядке. Вто не выполнит при-
каза, тот подвергается наказанию». Эта
же газета сообщает, что «завербованные»
такни нутем рабочие направляются в Гер-
манию пол охраной воинских команд.
Газеты публикуют изредка письма, ко-
торые пишут литовские, латвийские и
эстонские рабочие из Германии своим
родным. Даже судя по этим пиеьмам, про-
шедшим жесточайшую цензуру и «нод-
правленным» в гестано, можно видеть,
ч10 для иностранных рабочих в Германии
установлен каторжный режим  концлате-
рей. Так, в одном тисьме, помещеннам в
«Дейче цейтунг ин Остланл», сообщается,
что «рабочее время длится целый день»,
что в латерях установлен  «етрогий ре-

жим», отклонение от которого  караетея
арестом и лишением  продовольственного
пайка.

Население
терпит. стра

СТОЕТОЛЬМ, 25 мая. (ТАСС). Хель-
сингский корреспондент газеты «Вест
манламя лене тилднинген», указывая на
исключительные  прюловольственные труд-
ности в Финляндии, пишет:

«За последний год многие в Хельсинки
так похудели, что их невозможно узнать.
Финляндии вет пшеничного хлеба. Хлеб
  цекут из трубой ржаной муки © большим

количеством непригодных для употребле-

ния примесей. Когда спрашиваешь жите-
`’лей Финляндии: «Если у вас нет хлеба,

‹ картофеля, рыбы, что же вы едите?», то

Г следует ответ: «Мы всегда голодны».

Население Финляндии, продолжает га-
зета, вепоминает страшную зиму 1918 то-
да, во тогда нужда миновала скорее. Сей-

‚час на это нет надежды. Особенно тяжело

праходится финским детям. 20.000 детей,

которым угрожала голодная смерть, были
вывезены в Швению. Большюе количество

етей` натравленю в Данию. Шведская га-

ЛОНДОН, 25 мая. (ТАОС). Вак перела-
ют из Сиднея, выступивитий в связи 6
прелетоящим выпуском нового военного
займа  аветралийский — премъер-миниетр

весны

лом, подавая знаки рукой. Его не заме-
тили. Он заметалея в поисках выхода и
вдруг выхватил из сумки инливидуаль-
ный пакет.

— Ранили лейтенанта! — крикнул один
из саперов.

Но Солодкий все бежал и бежал вдоль
поля, разматывая белый марлевый бинт.
Как хорошо, что весна пробилась пер-
вой травой. Кто бы увидел бинт на бе-
лом снегу? Птицы поют и щебечут в
лучах весеннего солнца или то пули
свистят над головой лейтенанта? Он про-
должает‘ бежать вдоль линни вражеских
дзотов, и` стелется за ним белая лента
бинта, и птицы вдруг замолкают вокруг
лейтенанта, и пули больше ему не
страшны: он ранен смертельно. Но бинт
был замечен танкистами. Они поняли
послежний сигнал лейтенанта, обогнули
опасную зону и пошли стороной по участ-
ку, уже обезвреженному. Память лей-
тенанта Солодкого они берегут, как что-то
великое и родное.

Гвардейцы части Родимцева идут на
штурм. Они прорвали немецкую линию 0б0-
роны, прошли сквозь огонь из фашист-
ских дзотов, смяли вражескую пехоту,
отбили все орудия немецкого артиллерий-
CKOTO полка и приняли на себя шквал
танковой контратаки. Бой разыгралея да-
леко впереди от налих исходных пози-
ций. Ни блиндажей, ни надежных укры-
тий. Открытое поле, холмы и лощины.
Больше 100 танков бросили немцы на за-
нимаемый  гварлейцами узкий участок:
Танками они затыкают теперь прорванные
участки своей обороны.

Финляндии
шную нужду

зета «Хувтлетадеблалег» сообщает, что
Швеция с 15 вюня уже не будет больше
принимать финских детей. Шо словам га-
зеты, состояние здоровья прибывших в
Швецию финских детей крайне плохое. У
всех — явные признаки недоедания.

Финские власти продолжают грабить
крестьян, отбирая у них последние крохи.
Газеты угрожают крестьянам репрессиями
за неслачу продовольствия, обвиняя их в
«недостатке патриотизма».

Недавно прибывишй в Стокгольм дирек-
тор финского союза’ оптовиков Корписаари
заявил в беседе с сотрудником газеты
«Нюз  дагангт  аллеханда»: «Финляндия
испытывает большой недостаток товаров.
Продукты и различные товары исчезают
один за другим. Нет продовольствия, нет
текстильных изделий, та как текстиль-
ная“ промышленность не имеег сырья. Не-
хватает также металлоизлелий.  Олновре-
менно наблюдается рост цен. Налоги уве-
личились невероятно».

Военные расходы Австралии

Кэртен заявил, что военные расхолы Ав-
стралии в предстоящем финансовом году,
и. 1 июля, достигнут 1 млн.

Уже девятый день наши гвардейпы   немецкие

отбивают  свирепые
стов и сами

контрудары  фаши-
продолжают продвигаться

полицию были разосланы приказы о явке’

австралийских фунтов стерлингов в день.

на район Кале

ЛОНДОН, 25 мая. (ТАСС). Английское
министерство информации передзет, что
pesepom 24 мая английские истребители
«Спитфайр» совершили налег ва район

мыса Гри-Нэ близ Кале. После короткого

румынские

вперед. В майских боях на Харьковшине

отчетливо видно новое. Раныше  гитле-
ровекий танк держал в страхе половину
Евроны. Теперь противотанковое ружье в
руках красноармейца страшно немецкому
танку. Но есть еще советская артиллерия.
Есть маленькая сердитая пушка ПТО,
веть бутылки с зажигательной смесью,
есть противотанковые гранаты, есть лю-
ди, владеющие этим оружием. Это значит,
что они владеют прежде всего собой, нер-
вами, волей, рассудком. Стреляют в упор,

гранатой — с 15 метров. Суровая шко-
ла — школа победы. Училиеь под утюж-
кой — через окоп переваливает стальная

громада. Молодой боец лежит на дне,
встает, с непривычки почти оглушенный,
и учебной гранатой — в тыл пропедше-
му танку. Учились верить в силу оружия.
Ставили трофейный танк: бей из ружья
с 200 метров. Он бил, немецкая броня
пробита насквозь!

Это — школа. Потом приходит  по-
ра настоящего боя. Месть и гнев под-
крепляют здесь выучку. Происходит то,
что произошлю в эти дни на Харьковском
направлении. Бывалью командиры не залто-
мнят таких боев за все 11 месяцев вой-
ны. Стремясь предотвратить полный pas-
гром своих войск, немцы ввели в дейст-
вие все, что было в их силах, прежде
всего танки и авиацию. С утра до ве-
черней зари земля и небо ревут мотора-
ми. На участке Ролимцева ринулась про-
тив нас переброшенная из `Франции rep-
манская танковая дивизия. Ей поставили
задачу — сохранить для немцев три важ-
ных опорных пункта, освободить блокиро-
ванное нами село’и отбросить наши вой-
ска на восточный берег реки. Вею ночь
концентрировалиеь на исходных позициях

MAHCRAM

столкновения с истребителями противника
OHH вернулись на свои базы без потерь,
уничтожив два вражеских истребителя и
повредив несколько друтих.

Экономическое закабаление
Румынии немцами

СТАМБУЛ, 25 мая. (ТАСС). Излающий-
ex в Загребе немецкий журнал «Нейе
орлнунг» опубликовал статью, посвящен-
ную германо-румынскому экономическому
«сотрудничеству». С циничной откоовен-
ностью журнал рассказывает о полном
экономическом закабалении Румынии нем-
amu. Румынская  поомытиленноеть, но
словам журнала, служит теперь интере-
сам терманских акпионеров. Крупнейшие
промьниленные ‘предприятия
находятся под контролем немецких
промышленников и банкиров. Так. на-
пример, предприятия Малакса перешли в
оуки германского общества «Эйзенинду-
CTDH YH ханлель». Половина капиталов
этого обществь принадлежит  конперну
«Герман Геринг». В других крупнейших
металлургических прелириятиях Румынии
также значительно возросла доля герман-
ского капитала. В предприятиях Копи
Мика хозяйничают германские акционеры.
Как сообщает этот же журнал, между гер-
обществом «Континентале Эль-
гезельшафт» и румынским обществом
«Астра Ромына» заключен договор 0б экс-
плоатация нефтетрюмыелов. Германия до-
билась прекращения вывоза румынской
нефти в лругие страны и забирает ее всю
себе, оставляя Румынии лишь нёзначи-
тельнуто часть. Журнал указывает, что
нефтяная промышленность Румынии 3a
послелние годы развиваются неудовлетво-
рительно.

Ло ззявленню журнала, берлинский
«Лейче банк» принимает широко участие
в операщилх румынского «Банка коммер-
циала Ромына». Германское кредитное
общество «Рейхскредит-гезельшафт» уча-
ствует в операциях «Банка Хрисольве-
лони». Ran отмечает журнал, «процесс
внедрения германского камитала в румьен-
скую экономику ва этом не закончитея».

=

Война на Тихом океане.

Сообщения об’единенного
командования союзников

МЕЛЬБУРН, 25 мая. (ТАСС). В коммю-
нике об’единенного командования сотозни-
ков сообщается, что авиация союзников
совершила налет на аэродром в Рабзуле
(Новая Британия), на котором находилось
свыше 20 япснских самолелов.

Английские сообщения

ЛОНДОН, 25 мая. (ТАСС). В комиюнике
английского командования B Bupxe с00б-
щаетея, ч10, помимо обычной воздушной
разведки над Бирмой, английские самолеты’
обстреляли из пулеметов японские баржи,
направлявшиеся вверх по реке Салвин.
Bee английские самолеты благополучно
вернулись на свои базы.

Упоно-китайская война

_В овинции Чжедзян продолжаются
ожесточенные бои. Японцы усилили свой
натиск, стремясь захватить Цзиньхуа. Еи-
тайские войска эвакуировали города Иу и
Луньян (северо-восточнее Цзиньхуа). Ви-
тайские войска оказывают упорное сопро-
тивление, переходя в контратаки и причи-
няя японцам тяжелые потери.

В провинции Юньнань небольшие соеди-
нения японских войск попрежнему удер-
живаются на запалном берегу реки Сал-
вин, однако китайские войска ведут иро-
тив них наступление с нескольких направ-

ской авиационной группы совершили ряд
налетов Ha позиции японских войск за-
палнее реки Салвин, Вее самолеты блато-
получно вернулись на свои базы.

(ТАСС).

танки. С наступлением утра
50 танков обрушилось на позиции гвар-
дейцев. Другая группа в 40 танков ри-
нулась громить — так немцам казалюсь—
тылы наших боевых порядков. Оетальные
танки немецкой дивизии были в резерве.
БВ приказах немецкого команловажия все
выгляделю так же, как в лето прошлого
года, — тупая уверенность в превоеход-
стве своето оружия и своей тактики, рас-
чет на дробящую снлу немецкой военной
техники. Гварлейпы сумели как следует
вправить фрицам мозги. И, пытаяеь
вгрызаться в Halll наступающий фронт,
трешат и ломаются, и падают наземь
зубья фашистской военной маптины.

Гвардейская часть Елина первой при- У

Hila на себя удар и, сражаясь против
танков и авиации, под непрестанной бом-
бежкой, сожгла и подбила 10 фаптистских
танков. Здесь же били прямой наводкой
артиллеристы Клягина, и немцы недоечи-
тались еще 20 танков. Гвардейцы-авто-
матчики в момент внезапного появления
танков сидели в шели. Рыча, стальные
чудовища утюжили землю. Bee дрожало
вокруг. Вомья тлины обваливались на
людей. Гранатометчики выдержали шквал
до конца, пропустили его над с0б0й и
ударами сзади остановили. Смерть пропгла
над их головами, гранатами они застави-
ли ee отступить. Защищенные броней,
немцы птарахнулиеь в сторону. Тогда гра-
натометчики, защищенные тольк  е06-
ственной доблестью, вышли из щели и ‹а-
ми начали штурм. Человек против стали!
To, что они задумали в схватке, им уда-
лось — взяли в плен экипаж немепкого
танка.

Был момент, когда бой с танками шел
внутри наших боевых порядков. Около
100 фашистских самолетов тогда же вол-
нами бомбили гвардейцев. Il немецкая
сталь затрещала в наших тисках. Это

лений. Самолеты американской 2

; Фронта — К 4-12-37;
в Ленинграде — 36-78.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Снворцова-Степанова, Пушкинская площадь

BTOPHHH,

мая открылся реставрированный
Слева — комната со сводами в доме писателя после разгрома, i
скими варварами; снрава — комната со сводами, восстановленная в ее прежне

26 МАЯ 1942 г. № 121 (7807)

„усадьба Л. Н. Толстого в Ясной Поляне.
ме устроенного здесь hammer
виде.

Празлник в Ясной Поляне

ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ МУЗЕЯ-УСАДЬБЫ Л. Н. ТОЛСТОГО

ТУЛА, 25 mas. (flo телеф. от спец.
корр.). Уже © раннего утра по дорогам,
ведущим в Ясную Поляну, двигалиеь авто-
машины, шли пешеходы и колонны б9й-
цов. У известного всему миру белого двух-
этажного дома заканчивались последние
приготовления. На столах, расставленных
на террасе, появились букеты весенних
цветов. Радисты установили свои микро-
фоны.

В полудню под сенью вековых лип со-
брались многие сотни трудящихся. Здесь
были бойцы и генералы, колхозники и
академики, рабочие и руководители пар-
тийных и советских оргакизаций, пЕколь-
ники и учителя.

Вак святыню, берег советский народ
свою Ясную Поляну. Но вот сюда пришли
виивые и вероломные гитлеровские «за-
воеватели». Один из них -— офипер гер-
манской армии Шварц — откровенно. за-
явил: «Мы сожжем все, что связано с
именем валего Толстого».

_C первой же минуты вступления в Яс-
ную Поляну фашисты начали заранее
обдуманный, организованный разгром му-
зея-усальбы. 45 дней хозяйничали здесь
немцы. Для Ясной Поляны это были чер-
ные дни. a?

Когда под натиском Красной Армии нем-
цы бежали, весь культурный мир узнал о
чудовищных преступлениях гитлеровеких
нерзавцев, совершенных здесь.

— Фашистские громилы в своем диком’
невежестве и фельлфебельской  надменно-
сти грабили и громили Ясную Поляну. В

русский народ, народы СоветекоРо Союз,

русская культура и культура Советекою
Союза, Толстой, его произведения жи
вы, будут жить, они бессмертны, а 6:
шистская нечисть будет уничтожена.

Тов. Митин сообщает далее о решениях
президиума Академии наук по восстановле-
нию. Ясной Поляны и о выполнении 9TH
решений. Презилиум Акалемян наук 9.
явил  блатодарность хранителю музея
С. Шеголеву, тт. Шотголевой, Малкиной
ученице 10-го класса Яснополянокой шко-
лы Клавдий Литвиновой и другим, EN
стойко защищал музейное имущество on
разграбления и сожжения.

Выступает академик тов. Е. `Ярослав-
ский. Он говорит:

— Толстой с непревзойденной силой
разоблачил претендента на мно0в0е гог-
подство—_ Наполеона Бонапарта. Он показал,
что скрывается за легендой о непобеди-
мости его- армии. Толстой лучше, чем вто-
либо другой, показал всю тупую отравн-
ченность, всю жалкую самоуверенность
немцев, которые теперь мечтают 00 уст1-
новлении мирового господства, забыв ур-
ки истории.

Народ, который дал миру таких писз-
телей, как Л. Н. Толстой и А. М. Top

ra i   па
тазу же началась большая работа ПО  пит подкородиев, величайших умны
восстановлению Ясной Поляны. Правда ы ie ype ы   ,

РаВЛА,   величайших деятелей искусства, пари,

еще видны следы фашистехого варварства.
Печально возвышаются над косогором сте-
ны прекрасного здания школы-десятилетки,
сожженной немцами. В доме-музее теперь
нет многих драгоценных рукописей, кар-
тин, вещей, принахлежавитих Тодетому. Но
сделано уже большое дело.

Теперь дом Толстого вновь бветел и
чист. пожара не осталось и следа.
Только рамы

который дал миру Денина и Сталина, —
этот народ не победить никому.

Затем выступают лауреат Сталинский
премии, автор книги «Дмитрий Лонской»
писатель Бородин и писатель-орденонов
Вячеслав Шишков. ,

Софья Андреевна Толстая рассказала и
исключительной заботе, которая была Ш»:

без картин, разодранный явлена центральными организациями, 5}

фрицами замечательный портрет писателя, ганизаниями Тулы и всей советской 9

фотопрафировавшегося в день

своего! щественностью, приложивиеими много уси.

80-летия, порвавный диван, на котором лий, чтобы в кратчайнтий срок воестан-
родился, а потом часто отдыхал писатель, вить Яеную Поляну.

наконец, целый спепиальный отдел Bee

еше напомннают посетителю чуловишные! на Трудового Врасного Знамени завода тов,
совершенные гитлеровцами! Шербачев передал собравинемся привет и

преступления,
в Ясной Поляне.

Секретарь Тульского о обкома
Т. Жаворонков открывает торжественны
митинт с участием представителей Акад
мии наук СССР, Союза советских пивате-
лей, партийных, советских,  обществен-
ных офтанизаций и Ёрасной Армии. Он
напоминает собравшимся о том, как фа-
пеистские вандалы громили, обворовывали
и жгли Ясную Поляну.

Член президиума Академии наук акахе-
мик Митин говорит в своей речи:

BRI(6)) ииссар

Стахановец Тульского оружейного Opie

имени заводского коллектива.
В заключение митинга выступил к
Н-ското артиллерийского дивизие

И на тов. Сизов.

Учаетникя митинга приняли  привег
ственное письмо вожлю народов товарищ
Сталину.

Гости направляются к вхоху в дом, 1
котором жил великий писатель. Тов. №:
воронков перерезает красную ленту
входа.

Музей-усальба Toxcroro вновь открыт

В освобожденных районах восстанавливаетея торговая CET

ХАРЬКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. 25
(ТАСС). Значительно распкиряется торго-
вая сеть в освобожденных от немецких
оккупантов районах. Харьковекой области.
По одной лишь системе потребительской

кооперации восстановлено 158 торговых
точек. В села, освобожденные от немеп-
ких захватчиков, направлена большая

партия товаров.

гвардейцам далось нелегко — нолным пре-
небрежением к смерти они победили.
Вомандир орудия ПТО еержант Иван Ру-
мянцев подбил первый из танков, но весь
его расчет вышел ‘из строя.
остался у пушки один, когда повернули

на него пять других танков. Он дрался,

отбивался, стрелял. Раненые бойны полз-
ком, обливаяеь кровью, минутами теряя
сознание, подтаскивали ему снаряды. Оди-
нокая пушка сделала свое дело. Немцы
не выдержали и отошли. Вот что странено
для немцев — такой человек. У нас их
сотни и тысячи. Они познали общую для
всех советских народов ненависть к не-
мецким ворам и убийцам. Они дерутся за
краину, за BCH страну, за покой своей
родины. Шленный немецкий танкист Валь-
тер Скриба призналея: «Выдержка вапгих
людей выше моего понимания. Я видел.
как вали солдат, окруженный со веех сто-
DOH, продолжал драться. On стрелял из
винтовки по танкам, пока не был убит».
Ona гварлейская рота выетояла под
00 единенным ударом вражеских танков,
артиллерии и  парашютном  лесанта.
Вонтрудар немецкой стали рассыпалея на
поле невиданного сражения неподвижны-
ми глыбами сожженных, подбитых, иска-
леченных ‘танков. «Да, здесь они по-
скользнулись,— говорит Родимцев, — те-
перь вперед!»

Упорные бои продолжаются. Немцы
собирались вытеснить наши войска на
восточный берег реки. Вчера они получи-
ли настоящий ответ — их выбиля BB
опорного пункта Ha выеоте, за которую
они готовы были грызть нас зубами. Они
еще узнают силу нашей веены.

Евгений КРИГЕР,
спец. корреспондент «Известий».
25 мая. (По телеграфу).

Иностранного — К 4-81-54,

5.

мая.

Сержант К: 0. СТАНИСЛАВСКОГО

Восстанавливаетея торговая сеть п?
освобожденных городах Харьковской и.
ласти. Во вновь открытых магазинах}
четырех горолах продано за 20 дней ми
товаров на 1.370 тысяч рублей.

EE FT SP IE ATER ATR ST

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,
Издатель: ПРЕЗИДИУМ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР,

CTT A ЕЕК КЕ RTP NE RESET STE OED

ФИЛИАЛ Большого ТЕАТРА — 26/У №
«Демон»; 27/V бал. «Лебединое озеро». Нач
спектаклей в 5 ч. дня.

ГОС. МОСК. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР им

и Вл. И. НЕМ
(Пушкинская. ул. !
5 ч. дня «Bb

РОВИЧА-ДАНЧЕНКО
тел. К 1-42-50) — 26/У в 5
рад»; 29/У в 5 ч. дня «Прекраеная Е;

МОСК. ДРАМ. ТЕАТР им. ЛЕПСОВ
«ЭРМИТАЖ», помещ. т-ра им.
ретный ряд, 8) — 26/У «Давным-давно», №
в 6 ч. веч.; (помен. Филиала МХАТ, Пе f
ский пер., (3, тел. K 1-85-26) — 26/У «Дар
свое гиездо». Начало в 5.30 веч.

КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ им. П. И. ЧАЙКОВОК
ТО — 27/У и 28/У в 6 ч. веч. Концерты желе
водорожного джаз-оркестра п/у и при участия
Д. Покрасс.

моск. гос. ФИЛАРМОНИЯ—Концертный 3
им. ИП. И. ЧАЙКОВОКОГО — 30/V в бч Bee
Вечер балета солистов Гос. Академич, Больш»
то театра ОССР; ЗИ\УМ в 1 ч, дня — 1-й коней
ев цикла «Артисты  иткольникам Москвы»
Участв. лауреаты всес. и междунар. KOK
сов, засл. арт. Республики. и артисты C
театров; 5И/\У в 6 ч. веч. — Ковцерт засл. а
Республики Е. Д. Кругликовой. Партию 6.
neu. А. Д. Макаров. В прогр. Чайковский
Рахманинов.

al

‚МОСК. ГОС. ФИЛАРМОНИЯ БОЛЬНОЙ 8
КОНСЕРВАТОРИИ — Воскресенье. ак, нач
ло в 5 ч. веч. пианист Владимир Софроннике»
В программе Скрябин.

САД «ЭРМИТАЖ» — ЭОГРАЛНЫЙ ТЕАТР-
Сегодня и ежедневно большие астрадные 50

Сельского хозяйства — К 5-76-17;

церты. Начало в Тм.
MOCK, TOC. ОРДЕНА ЛЕНИНА ЦИРК
  Сегодня и ежедневно  «ТРОК НАШИХ»-

цирковця пантомима. Нач. в $3 nu 6 4. Beh
SS Е ———
РЕПЕРТУАР. КИНОТЕАТРОВ
на 26 моя 1942 года.
Художественный фильм «ДОЧЬ, МОРЯКА»
Первый, Ударник, Колизей, Метрополь
Художественный фильм «МАШЕНЬКА» —№
трополь,
«ТА ИНОТВЕНН Ый ОСТРОВ» — Москва,
«ГИБЕЛЬ ОРЛА» (днем) — Уран.
«посл КДНИйЙ ТАБОР» — Уран.
COlOSRHHORY PHAIL № 40 — Уран.
СОТОЗВИНОЖУРНАЛ № 41 — Первый, -
СОЮЗКИНОЖУРНАЛ № 42 — Метрополь, й
совки
} ЗКИНОЖУРНАЛ № 43—У
СОЮЗКИНОЖУРНАЛ №
«ПРОТИВОХИМИЧЕСКАУ
поль.

дарник,
44 — Москва.

I ЗАЩИТА» — М

Писем — К 4-16-87; }

а

Е

yy

So

i

К
т

ла Е ый р oni о и В was Teale ПЕ Л бы плена ео Зы Se Of So bt key fe Oo fd oe