ЕОСИРЕСЕНЬЕ, 12 СЕНТЯБРЯ 1943 г.

„Т» снова будешь жить,
ой город!

Несказанно счастливые дни переживаю
я нынче. Наша Красная Армия освободила

от немецких злодеев мой родной город Ена- шезно мирная. Но нет
науки, которая не нашла бы своего круп-

хиево. С побелой и славой прошли крас-

ные полки по многострадальной донецкой‘
титлеровскую свору,

земле, изгнав чёрную

из наших городов и посёлков. Братское!
спасибо вам, славные богатыри,
Донбасса!

Сердцу русското человека бесконечно до-
рого всё, что завоёвано, построено нашими!
руками. И потому так несказанно благо-
дарны мы доблестным фронтовякам, воз-
вратившим в свою семью наши донецкие
города.

Освобождённый советскими войсками го-’
род Енакиево является крупным промыш-
ленным центром Донбасса. Енакиевский!
металлургический завод быстро рос, росли
и мужали его люди. Я прошёл здесь путь
от чернорабочего до обер-мастера доменно-
то цеха.

После реконструкции енакиевские дом-
ны, мартены я прокатные станы намного
увеличили выпуск металла. Налии 6 хомен-
ных печей давали 3.500 тонн чугуна в
сутки. На территории завода выросла агло-
мерационная фабрика. Обновились цехи,
рабочие жили в хоропто благоустроенных
домах. На наших глазах всё  преобража-
лось вокруг, расцветал город... :

Фанистекие полчища вторглись в Дон-
басс, они приближались к Енакиеву. Гор-
ком партин поручил мне вывести из строя
доменный пех. Тяжело было у меня на ху-
ше. Лучние годы жизни отдал я заводу.
Но внутренний голос говорил мне: недолго
врагу властвовать в нашем ролном городе,
мы вернёмся! Ни олного дня, ни одного
часа не юлжны работать домны на врага.

Никогда не забуду то ветренное октябрь-
ское утро. Старые доменшики собрались У
печей. Я отдал последнее приказание:
«Включить воду». Через фурмы ледяная
вода устремилась в печи. Чугун застыл...
«Этого «козла» Гитлеру вовек не до-
етать?, — подумал я. Взрывы нз заводе
сливались с приближающимися к городу
орухийными раохкатами.
обошли мы весь завод, мысленно прощаясь
$ НИМ...

Наш путь лежал wa Урал. Енажиевны
везли с собой пушки Брозиуса, всё обору-
хование, чтобы на новом месте © тем же
упорством и сноровкой плавать чугун. Мы
разгрузились в Чусовом. В городе метал-
лургов нас встретили радушно и тали при-
БычнуюЮ работу. Злесь мне выпала честь
строить и пускать новую мощную домну
№ 2-бие, она возникла в рекордно корот-
кий срок. Я многому научился у ураль-
пев, ла и они охотно позаичетвовали епыт
южан. Работая здесь, на Урале, я часто
мысленно переносился в своей родной го-
тол; скоро ли падут © него оковы вемец-
RES THDAHNB...

Й вот Енакиево — наше! Израненное,
истерзанное врагом, но — наше! Немпы
He смогли пустить Енакневский металлур-
тическнй завод, а мы пустям его, обяза-
тельно пустим. Пройлёт немного времени,
и снова в оживших цехах забушует огонь
в печах, загромыхают тяжёлые краны, за-
тево плавок осветит навеки освобожден-
ные горолА и посёлки.

fl miy Tore дня, ‘когда. снова увижу
очертания родных печей. Они снова будут
жить, мои славные енакиевские ломны!

Я хочу сказать несколько слов своим
зеулякам-избиралелям. Краеная Армия
принесла вам, всему Лонбасеу избавление
от немецкого ига. Я вижу радость на ва-
ших лицах, слышу  шумное ликование
освобожлённого  торола. Родина салютует
освободителям. Оживут наити родные гнбз-
да, обниесии силами восстановим завот, воз-

розим город. За работу,  трузья! Comme

евоболы светит нам, мы возродим тебя,
ii од!

АЕ И. ЗУБАРЕВ,

бывший обер-мастер доменного цеха

Енакиевского металлургического заво-
да, депутат Верховного Совета СССР.

г. ЧУСОВОЙ.

В последний р33!

№ 216 (3208)

Перед выборами в А

Советские

Ботаника — наука как будте совер

ного места в общем нашем великом натод-
ном деле — леле защиты нашей сопизли-
стичеёской родины от немелко-фашистских

герои разбойников. Ботаника вместе с растение-

BOXCTBOM помогает новому размещению
вельскохозяйственных культур и увеличе-
нию продукции сельского хозяйства. У нах,
в нашей страяю —

От Москвы до самых до окрапн,
С южных гор до северных морей...

есть большюе разнообразие растительности
с огромными запасами. различных видов
сырья. Ботаника содействует более полно-
MY освоанию этого сырья и находит в нем

‘всё новые источники для помощи совет-

скому фронту и тылу.

В системе Академии наук СОСР спе
циалисты по ботанике во главе с первым
ботаником нашей страны акад. В. Л. Ко-
матовым проводили и проводят большую
работу в указанном налтравлении. Но oc-
HOBHOH наш советский принципи, тем более
сейчас, в условиях войны, — не останав-
ливаться Ha достигнутом. i, конечно,
предетоящие выборы новых де b
ных членов и  членов-корреспонлентов
Академии наук СССР дают в этому в 05-
ласти ботаники новую большую возмож-
ность. На этих выборах предстоит избрать
по ботанике одного действительного члена
и двух членов-корреспюндентов. На эти три
вакансии научная общественность нашей
страны выдвинула 30 кандидатов по раз-
личным отраслям  боталикн. Просматривая
этот список, видишь, как богата Hailla
страна большими творческими научными
силами, при чём богаты такими силами
не только старые научные нентры-—Ленин-
град и Москва, но и бралекие республики.
Предстоит выбирать лучших из лучших.

Из канлилатев в действительные чле-
ны Академии наук CCCP хсобенное вни-
Manne обращают на себя круннейший
наш биолог-лесовох В. Н. Сукачёв и выда-
ющийся специалист в области физиоло-
гии растений Н. А. Максимов. 06» они яв-
ляются членами-корреслюндентами Ажаде-
мии наук СССР. Особенно иногостераниний
и крупный новаторский вклад в нашу
науку внёс В. Н. Сукачёв. Он являетея
одним из основоположников той отрасли
ботаники, которая носит название фито-
ненолотии. Это — учение 9 растительных
группировках, оживляющих разнообразные
ланииафты Halle страны, — Учение 0
лесах, лугах, пастбищах, болотах, степях
и. т, д.

ссТчае ни одной, пель. Сапропель образуется из отложиз-

кадемию наук СССР

ботаники

ценных болотных отложений — сапро-
пгихея Ha дне остатков мелких и мель-
чайших кивотных, которые  плаважи В
воде, и состоит из органической массы. В
сапропеле столько пенных питательных
веществ, и в том числе азотистых, что
его можно использовать для питания до-
машних животных.

В. Н. Сукачёв дал ценные научные
работы также по почвоведению — науке,
которая, как известно, создана русскими
учёными.

Наконец, В. Н. Сукачёв-— наиболее круп-
ный специалист по вопросам биологии леса
и лесных древесных пород. По своим лес-
ным богатетвам занимает первое
место в мире. Эти богатства представляют
чрезвычайно болыпую наролнохозяйствен-
ную и ультурную ценность Hamel
страны. И нало, чтобы наука © лее и
его использовании заняла в Академии
наук подобающее положение.

В. Н. Сукачёв разработал  типелегию
лесов, которой широко пользуются Jeco-
воды-практики.

Очень богат также яркими научными
силами списек кандидатов в члены-кер-
респонденты Академии. Здесь мы имеем
такою выдающегося учёното, ках ленин-
градекий ботаник М. М. Ильин и многие
другие.

М. М. Ильин — один из наиболее заелу-
женных перед страной научных работни-
ков Ботанического института имени ажад.
В. Л. Комарова в Ленинграде, да и во-
обие советеких ботаников. М. М. Ильин
дал поннейпие работы в области изучения
флоры и растительности СССР и полезных
растений нашей страны, особенню каучу-
коносных, алкалондных и друтих. Oto-
Sermo важно, что эти работы М. М.
Ильина оенованы ва широком  праБ-
тическом знакомстве ею © флорой я
растительностью в различных природных
бластях CCCP.

Несмотря на трудные условия, в кото-
рых оказалась во время войны ботаника
в Ленинграде, М. М. Ильин со своими co-
трулниками дал ряд новых важных источ-

‘ников растительного сырья для лечебных

й других целей.

Советские, ботаники горячо, всеми свои-
ми силами и знаниями служат нашей со-
циалистической родине. $

Последние два года я работал в Турк-
мении. здесь есть свой значительный от-
ряд деятельных, растущих ботаников, Ru-

торые сейчас энергично работают на по-

мощь советскому фронту и тылу. От М-
сквы до столицы Туркмении —— Азихабала

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

©

Кузнецкий ордена Ленина металлургиче-
ский завод имени Оталнна. На снимке:
разливка стали. На нереднем плане мастер
разливочгоге пролётз- М. В. Bolike н раз-
ливщик С. Н. Красильников, вышолняю-
щие систематически свьшпе двух норм.

Фото А. Фатеева. (ТАСС).

Славные победы
COCEHCKOLO оружия

Мариуполь, Волноваха, Чаплино, Bap-
венково... Ещё олна славная победа совет-
ского зружия. Наступление доблестной
Браоной Армии  продолжаетея. Солнце
победы озаряет сталь наших штыков, хула
орудий, броню ‘наших танков и крылья
самолётов. Пройден больышюй и славный

путь, но борьба только разгораетея. Ha
всём огромном фронте Красная Армия

твёрдо держит инициативу в своих руках.

Раетёт число освобождённых советеких
городов. Красная Армия закалилаеь в ог-
не сражений, приобрела большой опыт,
стала грозой для немецко-фалиистоких раз-

‘бойников. Товарищ Сталин благодарит в

своих приказах войска за проявленные
смелость и умение. Благодарность вождя
ещё большие укрепляет  наступательный
порыв советеких войск, вливая новые
силы в сердца участников  победоноеных
битв. Названия занятых горотов, запечат-
ленные на, знамёнах артиллерийских аригат,
стрелковых дивизий, танковых бригад,
кавалерийских соединений, останутся веч-
ным свилетельством высокой доблести вер-
ных сынов отчизны, еражавшихея © нена-
вистным врагом. ‘

С жаждой святой мести, с волей к побе-
ле в серлне илут на запад воины еовет-
ского нарола. Каждый день  героичелкой
борьбы приближает чар грозного  в0змез-

В. Н. Сукачёв принадлежит к лучитим эна- по железной дороге около 5.000 километ- дия, суровой расплаты © немпами за неие-
токам растительности СССР, дал очень цен- ров. В Ашхабаде я еще сильнее почув-  числимые бествия и слёзы советских жен-
ные работы по истории её развития в п0с- створал великое единство всего советского! щин и детей.

третичный период. Многочисленные науч-!
ные работники, которые иселедуют наши’
леса, луга, настбища, степи, пуетыни для
разанчных теоретических и
ных целей, широко пользуются теоретиче-
скими установками и методическими ука-
заниями В. Н. Сукачёва. В. Н. Сукачев.
являежся  учёным-фитоценолотом © миро-
вым именем.

В Н. Сукачёв положил в нашей
стране основу науки  болотоведения. H
сейчас, в условиях Отечественной войны,
В. Н. Сукачёв показал, как широко и
разнообразно можно нслюльзовать одно из

—_и

На Людиновском локомобильном заводе

ГОРОД Н., Ш сентября: (ТАСС). С pa-
достью встретили рабочие и служащие
локомобильного завода весть O B3ATHH
города Людиново. Два года назад коллек-
тив Людиновского завода вынужден был
оставить свой родной город и перевести
всё оборудование в глубокий тыл. Увели-
чивая выпуск продукции, завод 7 месяцев
под ряд держит переходящее Красное

М. СТЕПИН

тлазный инженер главка Наркомата

дети. Ноноторые вопросы
поточного метода в производстве

Советская авиационная  промышлен-
ность непрерывно увеличивает  выпусв
боевых машин для фронта. Раюптиряются
заволы, изготовляющие сердпе самолёта —
мотор, улучшается оснащение этих заво-
дов оборудованием, растёт количество ра-
бочих, занятых производотвом авиамото-
рев. Тем актуальнее становится палача
аилучшего использования оборудования,
устранения потерь. путем вовершенство-
вания организации произволства. Совет-
ские инженеры и передовые рабочие дви-
тают вперёд технику авиационного ра
построения, всё шире применяя и YAya-
ая поточно-массовый метод производетва.

Этот прогресвивный метод не является

имущественное крепежные. и арматурные
мелкие детали. Создание и применение
специальных станков позволило улучшить
построение технологического процесса,
ликвидировалиеь перебои и залержки на
отдельных рабочих местах. На воех заво-
дах действуют конвейеры по окончалель-
ной сборке и частично по ‘сборке отдель-
ных узлов мотора. Вынуек продукции ве-
дётся по жесткому суточному графику.
Поиски продолжаются. За последнее
время организуются пехи по агрегатвому
признаку. Ликвидируются остатки старого
принципа организации производства, ког-
ла в одном цехе, папример, изготавли-
вается головка цилиндра, а в другом —
гильза его. И та, и другая деталь oopa-

новинкой для советокой авизпиовной о батываются на поточных линиях, мо темп
мышиленности. Дхалцать лет назад — eM) OUR OS отоденных цеховыми гра-
в [923 г. на заводе «Икар» была осу- нипами, часто не. совпадает, и в результа.

у , a ‘ ? ji 7 Bid
тоствлена первая потытка перевода Ha) пероболии. В этих усло-

поток производства авиапионных моторов,
Для пяти несложных деталей оборудовз-
ние было расставлено п» порядку опера-
пий в соответствии © технологическим
процессом ‘их обработки. Пе отдельным де-
тзлям уже тогда было достигнуто сокра-
щение пивла производства и межепера-
циозных заделов.

Через некоторое время нынешний ди”
ректор завода имени Сталича тов. Сюлта-
тов, инженеры Нокровский и Панков вы-
ступили инипяаторами и основными орга-
низаторами сборки мотора на конвейере,
Олнако уже первый месяц действия кон-

виях терялея основной смысл массово-по-
точного производства. Теперь организуется
один цех цилиндров, в котором изготов-
ляется весь агрегат в целом. Такая ра-
бота ведётся на заволах, гле хиректорами
тт. Казаков, Комарэв и Жезлов.

Ло сих пор на некоторых заводах мож-
но наблюдать такую картину, особенно
на сборке мотора: глаз ралуют ритмичный
ход конвейера, четкие движения рабочих
в белых халатах. Но вот мотор сошоя ©
конвейера, и уже перевозка его на испы-
тательную станнию ужасает  примитив-
ноетью. небрежностью в обрашении. To!

вейерл показал, что дяя обеспечения 19 .» происходит и с переброской подсобных
нормальной работы’ недостаточно пере-  материалов, полуфабрикатов, деталей.

стройки олних механических пехов. Взе- этом деле необходимо очень тщательно
ление сборочного конвейера явилось от-  продумать систему и способы транспортя
правной точкой борьбы за перевод всего ровкя, подобрать нагболее эффективные
производства авиамоторов на поток. для того или иного участка виды транс-

Путем длительных, упорных  исказий! портёров.

советские строители авиационных моторов! На однох заводе могут применяться са-
хобитись сайчас того, что на всех заводах мые различные транспортеры. Завод; rye
оборулование лля изготовления деталей дироктором тов. Комаров, недавно устано-!
расставлено по потоку. Исключением яв- вил на производстве головок блока роль-

р  кой органазащии конвейер с принудитель-

и ‘показвым.

народа в его защите против подлого nd

падения гитлеровской Германии. Это SRE

ство воБруг главы нашего правитель-

ХОЗЯИСТВеН- ства и налтего Верховного Главнокоманду- Го завода,

юшего Маршала Советского Союза това-
puma Сталина  волёт и приведёт нас Е
окончательной победе над немепко-фаши-
стекими разбойниками,  злейшими врага-!

ми всего человечества.
Мы, советекию ботаники, счастливы

тем, что можем увеличить свой вклад
эту величайшую историческую победу.
Академик Б. КЕЛЛЕР.

НИНЕ

\

Знамя Государственного Комитета Обо-
роны.

В честь освободителей Людиново рабо-
чие, инженеры и служащие завода реши-
ли выполнить план сентября на 125 про-
центов и изготовить‘ сверх задания

и чёрной металлургии. if

час и на производстве рубашек блока. На
производстве картеряв смонтированы мо-
ворельсы ес электротельферами. В группе
клапанев устанавливается  ленточный
транепортёр. А в группе коленчатых ва-
лов монтируются специальные поворотные
краны, тележки и т. д. Такое разнообра-!
зие в способах транспортировки  опреде-
ляется характером пооизводства. Завод,
Tie директором тов. Ёомаров, является в
этом отношении пионером, на нём прове-
ряются новые методы, его опыт раепро-
страняется сейчае на другие заводы.
Эти пенные искания наиболее закон-
ченной и наиболее эффективной формы
организации мМассово-поточного  производ-
ства ещё далеко не достаточны перел ли-
OM тех требований, которые прел’являет
авиационной промышленности обстановка
военного времени. На заводах ешё много
недостатков в организации потока, много
допущено опибок, которые надо BCKDBITb
до конца, чтобы быстрее их устрачить.
Речь идёт о широте распространения на
заводе масеово-поточных метолов и самом
характере использования этих методов.
Мы уже указывали, чт0 на завотах
имеются производственные участки, не
включенные в поток. В ряде случаев де-
тали изготовляются по-старинке —
партиями. Как правило, автоматно-револь-
верные и арматурные цехи остаются не-
включенными в поток. Ремонт оборуло-
вания и снабжение инструментом также
не налажены © необходимой четкостью.
Такой перехел на массово-поточное про-
изволство не может считаться в какой бы
то ни было степени законченным. Какой
же это законченный поток, если сборка
мотора, то-есть заключительные операция,
организована по конвейеру, а нодеобные
цехи работают в другом ритме?! При та-

ным движением становится иногда линь

Наши передовые заводы интенсивно!
разрабатывают сейчас вопросы примене-
ния потозных методов комплексно по’
всем цехам — сборочным, механическим,
литейным и лаже в экспелиции. Частич-
но переведены на поток литейные  цехи
на заводе, где директором тов. Солдатов.

те. Без

Введение здесь только непрерывных Кон-

ляются отдельные производственные ‘уча- ганг. Нововведение оказалось очень эф-
СТЕИ, на Которых изготовляются  пре-

вейерных сушил для земляных стержней 1

февктивным. Рольганги монтируются сей-  конвейеров для сборки форм под заливку ‚лей навстречу потоку и длругие нелепости.

Славные победы Rpacnoit Армии умно-
жают наши силы. С каждым днём  веё
больие орулий сходит с конвейеров наше-
Труловые успехи нашего кол-
лектива перекликаются с боевыми полви-
тами славных советских воинов на фрон-
отлыха, без-устали мы будем
ковать г кажлым THEM Bee больше артил-
лерийского вооружения для фронта, что-
бы приблизить светлый чае окончательной
победы нал ненавистным вратом.

1 А. ЕЛЯН,
Герой Социалистического Труда,
директор завода имени Сталина.

Подарки воинам
Харьковских дивизий

МАХАЧ-КАЛА, 11 сентября. (ТАСС).
Сбор подарков бойцам и офицерам славных
Харьковских дивизий развернули горцы
Дагестана. Колхозники Левашинского рай-
она отправляют 3 тонны хлеба, 3 тонны
овошей и 2 тонны яблок и груш. 1 тонну

р Н@- фруктов посылают члены артелей Ботлих-
сколько локомобилей для шахт Донбасса, ского района. Трудящиеся

Дербента гото-
вят к отправке свежий виноград.

увеличило производительность до 30 про-
центов, улучшило качеетво литья, при-
дало произволственному процессу ритуич-
ность. На этом же заводе провелен ин-
тересный опыт перевода на конвейер упа-
ковки готовых моторов, что устранило не-
обхолимость в тяжёлом физическом труде
такелажников и других экспедиционных
работников.

Ho вот болышая или меньшая часть
произволетва завода организовала по по-
току. Можно ли на этом услокоиться?
Нет. Мы знаем такие случаи, когла необ-
холимые изменения в технологическом

пропессе не были достаточно ® продуманы.

В результате направление потока не при-
обретает должной чёткости. На одной оне-
рации производительность, к примеру,
увеличилась в три раза, а на другой оста-
лась прежняя. Ритм утерян. Технологи и
пеховые работники такого нредприятия не
осознали чрезвычайной важности сокраще-
вия цикла обработки и опасности накоп-
ления излишних заделов.
эти заделы разлатают производство, и по-
строенные по принципу потока произвох-
ственные группы теряюг свое ортаниза-
пионнов оформление. Получается искаже-
ние поточного принципа,

Массово-поточный метод производства
требует тегнейшей связи технологии со
всем производственным циклом, е темпа-
ми произволетва. Перел заводекими тах-
нологами возникают особые задачи, кото-
рые надо обязательно решать, —пренебре-
жение ими приводит к весьма плачевяыу
последствиям.

Такого рода последствия сейчас прихо-
длится преодолевать коллективу завода, где
дирестором тов. Жезлов. Здесь давно при-
меняется поточная система произволствл.
Между тем технология по отдельным опа-
рациям прогрессировала и соответственно
менялаюь, а Поток всё иёл по-старинке,
Модернизацию его технологи веё отклады-
вали. И новая технология вступила в не-
примиримый конфликт с устаревшей орга-
низацией поточных линий. Веледствие
ряда изменений технологического процесса
нормальный путь прохождения детали на-
рушнлея на таких ответственных участ-
ках, как труппы картера, подигипников
коленчатого вала, вала редуктора. Поэ-
явились петли, возвратное движение дета-

В результате

Гомель, Нежин, Крас

В ночь на 11 сентября наша авнация бомбарлировала

3.

SS
mor

Налеты нашей авиации на железнодорожные узлы

ноград, Верхнетокмак

скопления немецкий

воинских эшелонов и военные склады противника на железнодорожных узлах To

мель, Нежин, Мраснограл, Верхнетокмак.

В результате бомбардировки разбито не-

столько железнодорожных эшелонов. Возникли многочисленные пожары, 601ро30$-

давииеся сильными взрывами.

Олин наш самолёт не вернулся на свою базу.

Вечер русского и украинского
искусства

На протяжении столетий росла и ee
 ла дружба между русским и украинским
народами. Любовь, спаявшая их братский
 С0оз, нашла яркое воплощение в художе-
‚ственных образах и традициях искусствз.
 С поэтическим вдохновением  воспевали
‚ Пушкин и Гоголь украинский народ и прн-
Роду. Великие мастера русской музыки —
  Чайковский, Римский-Корсаков, Mycopr-
ие Танеев и другие в своём творчестве
часто обращались к мелодическим богат-
 ствам украинской народной песни. Шев-
  ченко, связанный узами тесной дружбы с
передовой русской интеллигенцией, с лю-
бовью переводил на украинский язык

1 <Слово о полку Игореве»; основоположник

учился у Римского-Корсакова, заповедав
ледующим поколениям украинских ком-

не музыкальной классики Лысенко
‘с русской музы-

позиторов тесную связь
кальной культурой.

Эта связь ошущается и в древнейших
истоках песенного творчества русского и
украинского народов, свидетельствуя о ду-
ховной близости их культур, о единстве
стремлений и чувств. Вот почему, напри-
мер; соединение в одном произведении рус-
ских и украинских народных мелодий так
естественно и — органично, — достаточно
вспомнить недавно исполнявшуюся в Мо-
скве симфоническую поэму Р. М. Глиэра,
посвящённую памяти Шевченко, и «Сла-
вянский квартет» В. Я. Шебалина.

Вечер русского и украинского искусства,
состоявшийся 10 сентября в концертном за-
ле имени П. И. Чайковского, был посвящён
дружбе этих великих народов. Выдающиеся
мастера украинского оперного искусства

И. Литвиненко-Вольгемут и И. С. Па-
торжинский спели чудесные украинские
песни и произведения Мусоргского и Чай-
ikoBcKoro. Молодые украинские певцы
Ирнна Масленникова и Лариса Руден-
ко блеснули своими чистыми, свежи-
ми голосами в романсах и песнях русских
и украинских композиторов. И. С. Козлов-
ский мастерски исполнил несколько произ-
ведений Лысенко и Стеценко (особенно за-
душевно прозвучала его знаменитая «Вз-
черняя песня») и ряд украинских народных
песен.

В программу концерта вошли также про-
изведения русских композиторов, связан-
ные по содержанию с Украиной, — думка
Параси из оперы Мусоргского «Сорочия-
ская ярмарка» в исполненин И. И. Маслен-
никовой и симфоническая картина: Р. М.
Глиэра «Запорожцы», отлично сыгранная
Государственным симфоническим оркестром
СССР под управлением Натана Рахлина.

Большой интерес представили произведе.
ния украинских композиторов, включён-
[eee в программу концерта. Кроме испол-
 нявшейся уже в Москве второй части
 увенчанной Сталинской премией симфония
 Ревуцкого и популярной песни Козицкога
  «Про батька народного, про Сталма ря-
 ного», остальные произведения исполнялись
впервые. .

Хочется отметить замечательные хоры
А. Я. Штогаренко из кантаты «Моя Ук-
раина» на текст Максима Рыльского. Нани-
санные с большим темпераментом, они от-
личаются подлинно народным характером,
свойственным украинской песне с её ши-
рокой напевностью и гибкой выразитель-
ностью. Оба хора Штогаренко, так же, как
и хор партизан из сюиты «Народные мсти-
тели» Кабалевского и впервые исполнен-
ную в этот вечер песню Данькевича
«Клятва» (на текст Миколы Бажана) ис-
полнили хор Всесоюзного раднокомитета и
Государственный симфонический оркестр
СССР, которыми мастерски дирижировал
профессор А. И. Климов.

Государственный ансамбль народнога
танца СССР прекрасно исполнил русские

и украинские пляски. Народный артист
УССР Ю. Шумский читал отрывок из поз-
мы Т. Шевченко «Послание» и стиха
Павло Тычины «Ветер с `Украины>. Заслу-
 женный артист РСФСР Д. Орлов с боль-
шим успехом прочитал отрывок из второй
части романа М. Шолохова «Тихий Дон».
Русскую народную песню «Не брани меня,
родная» с большим чувством исполнила
лауреат Сталинской премии Н. Обухова.

Концерт закончился исполненной М. И.
Литвиненко-Вольгемут и И. С. Паторжин-
ским песней «Вечер на рейде» Соловьева-

Седого.
Игорь БЭЛЗА.

Концерт польской музыки

Концерт польской
пийся 9 сентября,
нившим Большой зал Московской кон-
серватории слушателям .He только вы-
сокое эстетическое наслаждение. Он сим-
волизировал великую дружбу двух славян-
ских народов, он напомнил о боевом содру-
жестве польских патриотов, вступивших в
ряды первой дивизии имени Тадеуша Ко-
стюшко, со славной победоносной Красной

музыкя, состояв-
доставил перепол-

Армией.

Задушевные народные польские mec-
HH, а также богатая и  разнообраз-
ная камерная и симфоническая музы-

ка Польши ХТГХ—ХХ века свидетельствуют
о плодотворном взаимодействии русскойи
польской музыки. Польские композиторы
так же широко использовали свою народ-
ную песню, как и русские композиторы,

Генрих Венявский, умерший в доме дру-
га Чайковского Н. Ф. Мекк, создал скри-

пичные фантазии на русские песни, Музы-.

ка Шопена вдохновляла многих русских
композиторов, особенно Лядова и Скряби-

на. Родственные черты со Скрябиным ми
находим в произведениях зэмечательного
польского мастера Шимановского.

Концерт открыл директор армейского
театра капитан Первой польской дивизии
имени Костюшко Владислав Красно»
вицкий. В ‘горячем приветствии от имени
Союза польских натриотов он ярко и вы-
‘разительно говорил о нерушимости боево-
 го и культурного содружества русского и
польского народа.

С болышой торжественностью и под’ё-
мом прозвучали советский и польский
гимны,

Продуманно составленная программа кон»
церта была исполнена крупнейшими масте-
рами—скрипачем профессором Цыгановым,
пианистами Михновским, Калецким, темпе-
раментной певицей Кульчицкой, облала.
тельницей красивого голоса Станиславовой,
певцом Кусевицким. Отлично играл Госу-
дарственный симфонический оркестр СССР
под управлением Рахлина.

С. БУГОСЛАВСКИЙ.

Лекция академика Е. С. Варга

Проведённая лекционным бюро при Ко-
митете по делам высшей школы в конце
августа лекция академика Е. С. Варга «О
возмещении ушерба, причинённого гитле-
ровской Германией Советскому Союзу»,
вызвала большой интерес. По просьбе ряда

[onrenesan ie и отдельных лин лекционно@
paippo решило повторить лекцию тов. Варга.

Лекция состоится завтра, 13 сентября, в
7 часов 30 минут вечера, в Большом зале
Консерватории (Москва).

Производственный пикл  удлинился, рит-  требованиями фронта. Поточные ‘операция

мичность процесса оказалась нарушенной. должны быть точно увязаны ш темпу.
Такие ошибки возникают в отрасли! Раныйе 0б этом не заботились, но масео-
промыитленности, которая  располагзет в0-поточный метод производства вызвзл

длительным опытом работы по поточному! Необходимость в созлалии единого ритиа
методу и многочисленными непрерывны- для всего произволства. С этим связана и

MH усовершечствованиями этого метода.
Тем большая тщательность при подтотов-
ке перехода на поток требуется в отрас-
лях, начинающих это дело,
Стремительное  совершенствоваяие на-
ших авиамоторов также вносит свои по-
правки в организацию потока: ждать из-
тотовления  трудобмкого и сложного обо-
рудования для организации потока за-
частую нерационально. В таких усло-

& применению специализированного 0б0-
рудования He на всех опералиях потока,
& на группе их. Скажем, вместо одной
райтовской машины применяем пять. Так,
на производстве сложной головки м9-
тора для «Ильюшин-2» станки расстав-

виях искания наших инженеров приводят! контроля. Он должен быть

необходимость жесткоге планирования за-
пуска в производство. Поток нарушается
там, тле нет точного, равномерного запу-
ска 0 всему пиялу, по всем участкам. И
сейчас мы велём учёт не только количе-
ства выпущенных моторов, но п обеспе
чения всего запуска соответствующими
средствами и материалами.

Наконен, одной из основных залач яв-
ляется перестройка  межоперапионноге
построен в
полном соответствии с требованиями по+
точно-массового производства.  Современ»
ный контроль ряда деталей авизционного
мотора является весьма сложным лелом,
Провотятся и рентпеновское  просвечива-

лены по потоку, но оборудование приме- Ние деталей, и магнофлокс для обнаруже-
няется не полностью конвейеризованное,   ния мельчайших трещин, и контроль раз-
з по укрупнённым операциям. Это сокра-   меров и т. д. Эти сложные операции оста-
щает время обработки с 2—2,5 часа 19  ются отлеленными от общего потока, не-

30—20 минут, — эффект достаточно 3Н2- связанными с ег темпом, и поатому коя-

чительный!

Массово-поточиое производство требует,
чтобы конструктор считалея с произвол-
ственными возможностями, точно знал
технологию, учитывал налячие спетиали-
зированного оборудования, которым pac-

работа

вал свой мотор. И,
микулинские моторы

несмотря на тю,

троль качества запазлывает. Теперь’ на
этот недостаток на многих заволах обра-
THIN внимание, и положение будет вы-
правлено.

Перед директорами наших заволов по-

полатаэт поточная линия. Примерной для ставлена задача в ближайшее время раз-
конструкторов является в этом отношении Работать широкий план мероприятий я
Героя Сопизлистического Трула, Календарный график работ по органи-
крупнейшего советского конструклора по зации потова на всех участках пройзвол-
авиамоторостроению А. А. Микулина. Он СТва и по обеспечению поточных групп
3a последнее время три раза молифициро- необходихыми
что   ствами. Нз выполнение этих важнейших
изготовляютея по Заланий должны быть мобилизованы все

транспортными  устрой-

потоку, при всех конструктивных  из-  Заводские коллективы.
менениях не требовалось  существенных  Нет никакого сомнения в том, что ог-
переделок в наличном спепиализированчом ромная задача ввеления на всех заволах
оборудовании для обработки. законченного  поточно-массового метода
Поточные линии должны соответство- произволства, являющегося наиболее про-
вать новой техвологии, которая на совет- грессизной формой оргавизапин тёхнолэ-
ских заводах непрерывно
вуется. Самый  техпологичеий процесс шена. Произволительность совегских 34-
требует правильной  диференциации. „Не-  волов неизуеримо возрастет путем чоби-
одходича проверка загрузки каждого ра- лизации тех колоссальных резервов, кото-
бочего места, соответствия этой загрузки рые скрыты в неличном оборудовании п,

тем повышенным темпам заданного выпу-, главное, в творческой энергий патриотов
ска боевых машин, которые определяются   нашей великой родины.

совершенст-  гического пропесса, будет с честью разпе»`