ВТОРНИК, 14 СЕНТЯБРЯ 1943 г. №

На Брянском направлении

Наступление наших войск на Брянском берегу реки, многострадальный русский

направлении успешно развивается. Сравни-
тельное затишье, парившее в последние
дни в районе восточнее Брянска, смени-
Joch активными боевыми действиями. Пре-
одолевая сотютивление противника, отби-
вая его контратаки, искусно обходя узлы
во сопротивления, наши войска продви-
нуяись втерёх на 10—15 километров и
заняли евыше 30 населённых пунктов.

Бои кипят в лесистой и болотистой мест-
ности, где крайне затруднено передвиже-
ние. Немцы создали здесь сильные оборо-
нительные рубежи и упорно цепляютея за
них, стремясь как можно дольше’ задер-
жать наш натиск. Однако всё их попытки
не приводят к желательным для них ре-
зультатам. Они вынуждены отходить, неся
большие потери. Наши войска все плотнее
прижимают их & Jlecne,‘ mar 3a marow
очищая OF противника восточный берег
реки. .

Заняв железнодорожные узлы Брянек-
и Брянек-П, части Красной Армии вилот-
ную woxoman к городу. Перед глазами
наших воинов открылся раскинувшийся
по другую сторону, на высоком западном

На западном

Десна, пкирокая привольная река, бы-
ла свидетельницей тяжёлых боёв осенью

~ = i
1941 гоха. Берега её стали могилой мно-

тих тысяч немецких захватчиков. В лесах,
окайуляющих восточный берег Десны,
действовалй народные метители — пар-
тизаны. Так и не удалось  гитлеровцам
покорить эти леса. Олеюда наносились
могучне удары в спину врагу.

И вот советские войека снова на Дее-
не. Прорвав мошную немецкую оборону в
районе Севека, наши части погнали нём-
цев на запад и северо-запад, овладели их
сильными опорными пунктами Локоть, Су-
земка, Середина-Була, Хутор  Михайлов-
ский, освободили сотни населённых пун-
ков и отбросили немцев за реку.

Немцы, видимо, предполагали, что до
того, как советские войска начнут форси-
ровать реку, они получат передышку. 00-
щеизвестно, какие трудности представляет
форсирование широкой водной преграды.
Десна к тому же имеет много ответвлений
от основного русла. Восточный берег её
болотист, Западный же берег Ha веём
протяжении крутой, что даёт обороняюще-
ууся огромные преимущества. Aint

Немпы долго и усиленно работали над
укреплением запалного берега. Сразу же
после поражения под Орлом немецкое
командование все силы бросило на созда-
ние инженерных сооружений на вы-
сотах западного берега Десны. С помощью
нагаек и автоматов на рытьё окопов
были согнаны тысячи советеких жителеи.
Вдоль реки немцы создали несколько
крупных узлов сопрогивления и укреп-
авнных › районов.

(знако ожидаемой передышки немцы
не получили. Воинское мастерство наших
офицеров и бойцов настолько выросло,
их наступательный дух настолько высок,

217 (8210)

город. Два года находится Брянек под
немецкой оккупацией. Два года немцы
грабили, ‘разрушали город, варварски уни-
чтожали лучшие его здания, лютовали
над жителями, не успевигими эвакуировать-
ся. Гневом горят сердца наступающих 50-
ветеких воинов. Они рвутся вперёд, чтобы
отомстить врагу за все ето неслыханные
злодеяния.

Немцы ведут активный артиллерийский
и миномётный огонь; чтобы прикрыть нод-
ступы к Десне и предотвратить форсиро-
вание реки нашими частями. Copercen
артиллеристы отвечают меткими, концент-
рированными залпами, выводящими из
строя фапгистекие орудия, одну за другой
тасящими немецкие огневые точки. Так, в
течение одного дня батареи под командо-
ванием капитана Турова вывели из строя
и уничтожили четыре немецких артиляе-
рийских и пять миномётных батарей, взор-
вали два немецких еклада с боеприпасами,
подняли на воздух три дзота.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 сентября.
(От спец. корр. «Известий»).

Биологический институт Kupruscroro
лнала Академии наук CCCP
большую работу но изысканию

фи-
проводит

HOBOFO
лекарственного сырья и заменителей остро-
дефицитных лекарственных растений. На

берегу Десны

пушкя к самому берегу и прямой навод-
кой били по гитлеровцам, пыталянимея
воспрепятствовать переправе.

На западном берегу завязалея крово-
пролитный рукопашный бой. Бойцы он-
рокинули немцев и штыками очистили
часть берега. !

Не успели они закрепиться, как пр9-\ Фашисты причинили немалый ушерб ря-
тивник  бробился в контратаку. Снова ду советских обсерваторий. Несмотря на
‚ схватка грудь 6 трудью, и Снова немцы это, работа наших астрономов в гожы Оте-
были опрокинуты. Раненый командир Чественной войны ae очень ны

: > и плодотворной. Энергично жа:
Широков DRGRESAS, -:  DIRORERETS бойца- payuetne и: cohen. Sapatonc
ми. Немцы ещё три раза предтринимали  ланных наблюдения солнечного затмения
контратаки. Ешб три волны гитлеровцев   1941 года, атакже подготовка к солнечно-
пытались захлестнуть кусок берега, за- му сзатмению, которое произойдет в
нятый группой наших бойцов. Но все 1945 году и которое будет видимо в Со-

енимке: старший научный сотрудник ин+
ститута А. И. Ильина (справа) и аспирант
В. С. Инчина зз ебором образиов лекар-
ственных растений в урочище Чонкорчак.

Фото К. Вильчинской. (ТАСС).

Веесоюзное совещание
астрономов

эти контратаки разбились о стойкость ветском Союзе. =
красноармейцев. За последние два года сделан ряд круп-
. =  ных открытий. Известный советский уче-
OCTh Hal зделени С о ;
Эта стойк ма: СА и, ный профессор Г. Н. Неуймин, обнаружив-
улержавиних переправу «=X RAMMADM На аа no войны пять комет, открыл ещё

западном берегу Десны, Дала KOM@HIOB4-  ype кометы. Одна из них оказалась пе-

нию возможность подоросить  подкрепле- риодической. Молодой советский астроном

ния и расширить занятый участок. Г. А. Тевзаде открыл в период войны две
Немцы бросили сюда крупные силы   кометы.

пехоты и танков, самоходную артилле- Академия наук CCCP созывает сегодня,

рию, сотни бомбардировщиков. Одно наше 14 сентября, для обсуждения итогов дея-

тельности астрономов за последнее время
подразделение за первую ПОЛОВИНУ ДНЯ и программы восстановительных работ все-

было контратажевано восемь раз. Немеп-союзное совещание астрономов. На нем
кая авиация наносила массированные выступят с докладами академики В. Г. Фе-
улары. Но отбросить наших бойцов за ре- сенков и Г. А. Шайн, член-корреспондент
ку врагу не удалось. Они прочно взяли в С. И. Белявский, председатель астрономи-
свой руки этот кусок черниговекой земли.   Ческого совета Академии наук СССР проф.
Л 5 ttn ee А. А. Михайлов и другие.
олразделение, переправивтееся на Совещание продлится пять дней.
седнем участке, было  контратажовано
двумя полками вражеской пехоты и
танками. Однако оно тоже выстояло.
Немцы предприняли ещё рях попыток
вернуть утерянные позиции. Бои разгоре-
о if ii отражен ой
явь с новой силой. В м СВЕРДЛОВСК, 13 сентября. (По телеф.

Научные работники помогают
Донецкому бассейну

чт наши войска оказались в состоянии
сразу же после ожесточённых боёв на во-
сточном берегу реки совершить, несмотря
на яростное сопротивление гитлеровцев,
бросок через Десну.

(аперы, понтонёры, штурмовые отряды
под шквальных огнём противника наводи-
ли переправы, первыми перешли реку и
приняли на себя удар врага до подхода
ОСНОВНЫХ СИЛ.

Первыми вступили здесь на западный
берег реки бойцы подразделений, где ко-

пехоте артиллеристы. Они

На Рославльском направлении

Продвижению наших войск Ha Рос-   очередной удар. В первый же день наши
предшествовали, войска,

лавльском направлении a
ожесточённые контратаки вражеской пе-
хаты и танков. Потерпев поражение и п9-

неся большие потери в живой силе и тех-  пунктов.

нике в боях за Ельню, немцы бросили на
этот участок значительные резервы. Од-

нако задержать здесь наше наступление Несмотря на сложность природных уело-

им не улалось.
Несмотря на то, что ‘немецкие

атаки следовали одиз за другой,

подразделения упорно продвигались

рёд и с каждым днём улучшали свои по-   ПУНЕТОВ.

ЗиЦиИ.

Бои перемешались на юго-запах, в Ha-
правлении Рославля. Измотав и обескровив

противника, наши части нанесли немцам (От соб. корр.

Преодолевая сопротивление врага...

Юго-западнее Харькова,  @тходя пох
нажимом наших войск, враг создает про-
межуточные оборонительные
ЕоТторых старается задержаться.

Яростные контратаки противника усие-
ха не имеют. Наши войска отбивают эти
Бонтратаки и продвигаются вперёл. Cn-
стемз немецкой обороны в ходе боёв бес-
прерывно расстраивается.  Ионтратаки
немцев стоят им огромных жертв в лич-
ном составе и болыпих потерь в боевой
технике.

В последние дни на различных участках
нашего фронта всё чаще стали появлять-
CH танковые группы, празла» немногочис-,
ленные, но одноврехенно в. разных ме-
бтах. Эти танковые группы; в составе’
которых имеются и «Тигры», и тяжёлые
самоходные пушки действуют To само-
стоятельно, то совместно с пехотон. Уха-.
Da танков предшествуют налёты ‘авиа-
ЦИИ.

Наши артиллеристы и бронебойщики’
Успешно выводят из строя бронированные
машины врага. В олной из атак участ-
вовало 12 танков. Пять из них, в TOM
числе три «тигра», были  подбиты
сожжены.

Блестяще действует наша
В одном месте штурмовики;
дя к противнику Ha
1.000 метров, резко.
em пехоту и артиллерию.
было внезапным, и немецкие  зенитчики
не ‘успели открыть огонь. Штурмевики
залили огнём из пушек и пулёметов тран-

авиация.
полой-

спикировали на
Нападение

мандирами тт: Тугашвили и ИТироков. Под; продолжается.

свпидовым лизнем преодолевали они вод-
ную преграду. Огромную помощь оказали,
выкатывали!

рубежи, на   наши артиллеристы и бронебойщики. Сте-  койно занимались своими делами, а о том,

лось заклинить башню, но танк продол-

Hina ей больного вреда. Ещё нескол

высоте около

из наиболее сильных контратак. ПРОТИВ- от соб. корр.). Как сообщил корреспонден-
ника отличились  орудииные Расчеты, т, «Известий» директор Свердловского гор-
Манькевичз и Еременко. Пять раз 06Р0- ного института профессор Д. Оглоблин, на-
салась немецкая пехота, поддержанная! учные работники принимают большое уча-
танками и самоходными орудиями, На стие в подготовке к восстановлению уголь-
подразделение, которым командует т. Ма-  ных шахт Донецкого бассейна:

Kees, но не добилась успеха. Выстояли  — Эта работа ведётся нами уже давно.
артиллеристы во главо ¢ сержантом Кня- Располагая данными о структуре угольных
зевым выстояли. и миномётчики старше: месторожлений бассейна, наш институт
nee сержанта Чемизова. и пулёмётчики Разработал ряд проблем восстановления

шахт. Как, например, быстрее и рацио-
сталого Cob eeh Авсаллинова. нальнее организовать откачку воды из за-
итва на западном берегу

Десны топленных шахт? — Над этим вопросом
много поработал профессор А. Веселов-
ский, имеющий богатый опыт  восстанов-
ления уральских шахт после окончания
гражданской войны.

Научные работники института разработа-
ли также вопросы восстановления ком-
прессорных установок, подземного электро-
снабжения при восстановлении шахт, под’-
ёма угля по наклонным шахтам и другие.

М. РУЗОВ,
спец. корреспондент «Известий».

преотолев- сопротивление против-

ника, продвинулись вперёд от 6 до 8 ки- oe

лометров и заняли свыше 60 населённых Русский
Бои перенеслись в лесистую местность

с иногочисленными водными инрегралами.

Всеволод

В центре Города — кладбвще немецких

вий, наши части теснят противника. За офицеров и унтер-офицеров. 1.200 ожина-

контр- 13 сентября они продвинулись вперёд на ковых черных крестов с белой кземкой Вход в Here разделан   березой.
наши 4—6 километров. От немецких захватчи- нз краю и со свастикой посредине, с фа-  вообще нравится берёза, хотя по сути
впе-‘вов освобождено свыше‘ 40 населённых! милней убитого, с датой смерти возвы-

шаю1ея посрели площади. Дорожки усы-

Продвижение наших частей  пфодол- паны чёрным шлажом. Кладбище раепо-
жается. ложено по скату, вверх ведут чёрные
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 сентября.   ступени, наверху  притотовлены глыбы

«Известий»). камней. Наверное, здесь немцы хотели
возвести нечто в роде памятника. Внизу
ската —= свежие могилы и черные кре-
сты, которые немцы не успели вкопать
в землю. На крестах этих даты смерти—

Bo время танковых контратак против- 3 и 5 сентября 1943 года. Даты, этих
пика замечательную храбрость проявили   крестов говорят не о TOM, что немцы епю-

пан Тимофеев и Иван Косоглазов ВЫЛВИ- что они не ожидали стремительного уда-
нулись с противотанковыми ружьями ха- ра налших частей по Люлинову. Этот чёр-
леко вперёл и ждали, пока танки похй-  ный брех посреди русского города, эти
тут поближе. бпытные бойцы, не граз  чёрные кресты должны были, по немеп-
6006 мволизировать <0-

с в открытом бою,   КИМ ражениям, сим o>

a ene aes самое главное — это   б0й мощь фалтистокой Германии. Еще бы!
выдержка, что надо уметь выбрать нуж- он 6 налево ee горят чины учи-
ную минуту и стрелять тогда, когда есть лища, больницы. Нотлядите прямо pass
полная уверенность в успехе. рушенная церковь. Вэгляните направо —
т на этот раз оба бойца проявили за- Зароошие бурьяном,  заржавленные, 0ез

3 крыш, тые цехи некогда огромного
мечательное хладнокровие. Один тавк вы- и м м = Saas и
рвался и пошёл на Косоглазова, угрожая у ‘

nae человек.
о оне a В большом, светлож здании ^заводо
ли; и в другой раз. Ему уда- ee, anon
eer ieee = управления,  выстроенного перед вой-

ной, при немцах были  налюлне -
жал лезть вперёд. Тогда Косоглазов вы- а aA ge nee ye
стрелил ещё раз, и танк завертелея На немецких офицеров. Гробы и чёрные кре-
одной гусенице. Другая оказалась пПохои- сты. Чёрная немецкая могила, а  B0-
той. круг неё разрузелия и смерть. Сюда, по
Тем временем Тимофеев вступил В по.   тропинке, холжны были итти пышные
елинок co вторым танком. Бронебойщик   немецкие дамы и, прижимая в глазам
попал в машину, но, вилимо, не причи- тонкие платки, подниматься среди co-
ко  Жженных русских ‹ёл и городов, среди

сгоревших и взорванных зданий. Итти на’
поклонепие праху тех, кто воздвиг «все-

мгновений, и Тимофеев мог бы оказаться
под гуевиплми. Ho on Hampar Bee CRON) Терманию».  Свистяще упылый.
силы; всё внимание и произвел еще ОДИН сыт yeuraina палача,  дряблая поэзия
выстрел. Танк загорелея. Повалил дым,   убийцы. Правда, говоритея, что не все
потом показалиеь языки пламени. те повара, у ком ножи долгие, Разбой-

0ба немецких танка были выведены ники с долгими ножами  трепетали от
из строя. страха и предчувствия возмездия. Bras-

A. KOPHEB.  читесь; в центре

ЮГО-ЗАПАДНЕЕ ХАРЬКОВА, 13 сен-  площади, где расположено  офицерское

Шеи немцев. Бомбы. снаряды, пули сеяли
смерть в радах гитлеровиев.

тября. Бладбище, лзот © тяжёлыми накатами ид

города, неподалеку от прятавшиеся в лесах и болотах местные жи-

о ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Перед выборами в Академию наук СССР
Выдающийся грузинский историк

В дни напряженных боёв лета 1942
года, когда бронированные полчища гит-
леровских мерзавцев рвались к Кавказу,
на книжном рынке Тбилиси появилась
скромно и изящно изданная брошюра —
«Старые и новые страницы Картлис-Цхов-
peda». В книге‘ рассказывалось © том,
как, грузинский народ создал в древности
©в0ё государство, ‘выдвинул на протяжении
веков плеяду мужественных деятелей,
умеющих вести свою страну к вершинам
славы и побед, противостоять врагам и
захватчикам; в тяжелых испытаниях не
падать духом и черпать в народе волю и
силу, чтобы отстоять достояние народа от
посягательств врагов.

Воскрешая страницы славного прошлого

Ттгрузинекого народа, автор сопоставлял их

С героическими делами нашего времени,
котла стойкость народа в борьбе прояви-
лась, как вековая традиция его истории.
ь !
Брошюра принадлежала перу грузин-

ского учёного, историка. Симона Николае-.

вича Джанашиа, действительного члена и
випе-президента Академии наук Грузин-
ской ССР, лауреата Сталинской премии.

Автор более сорока научных трудов
глубоко и всесторонне изучил прошлое
своего народа. Иселедуя исторические
судьбы Грузии, он сумел обрисовать и
определить самобытное место Грузии на
историческом поприше.

Грузинская историческая наука выдви-
нула крупных учёных ещё в глубокой
древности, когла были написаны шроиз-
ведения, освещающие крупнейшие собы-
тия в истории народа. В ХИ-—ХУ вв. мы
встречаем уже первую успешную попытку
представить историю Грузии в пельном, си-
 стематическом изложении; памятником этой
‚эпохи являетея сборник «Картлие-Цховреба»
(«Жизнь Грузии»). Позднее феодальная
эпоха рождает ряд блестящих историков,
 среди которых наиболее вылающимея был
 Вахушти Батратиони, стоявший на уровне
передовой исторической науки своего вре-
мени. В ХХ веке, несмотря на неблаго-
приятные условия, грузинские историки
ne без успеха стремились не отстать от
уровня, достигнутого к тому времени ко-
рифеями исторической мысли.

В плеяде блестящих грузинских учё-
ных нашего времени выдающееся место
занимал маститый историк  ажалемик
H. А. Джавахишвили,  талантливейшим
учеником которого является 0. Н. Джа-
нашиа. Двадцать лет он ведёт свою науч-
Е работу. В многочис-

ленных исторических памятниках Грузии,
в свитетельствах античных учёных чер-
пал Джанашиа материал для построения
своей оригинальной научной теории 06 0б-
Щественном укладе и государственном
строе грузинских племён в древнее время.
Эта теория, основанная на тщательном
анализе многочисленных источников, позд-
нее нашла блестящее подтверждение в
археологических материалах при раскоп-
ках Михета-Армази.

Каждый новый раскрытый могильник
в районе, гле находилея политический и
культурный центр древней Грузии Михе-
та-Армази и извлечённый во время раско-
OK огромный вещественный материал
исключительной пенности, подтверждали
правильность смелых утверждений Джана-
шиа о развитом
зревней Грузии.

Материалы раскоюк и их научный
анализ решили спор между Джанашиа и
вульгаризаторами, которые — пытались,
прикрываясь лженаучными схемами, от-
рищать наличие классового общества и
государственноети в древней Грузии.

Утвердив это положение, Джаналииа ис-
следовал дальнейшее развитие этой госу-
дарственности в последующие века, про-
следил, как крепла культура народа, как

государственном строе

‚ород Людиново

ИВАНОВ
тоястых сосновых бревен. Ещё подаль-
ше, возле здания полиции — другой.

Немпам

дела они должны были предпочитать оси-
ну. Вы увидите скомейки, сколоченные
из берёзовых жердей, заборы, даже вы-
вески из березовых веток, кора которых
суховато блестит под осенним солнцем.

Смотришь на эти берёзовые украшения,
и кажется тебе, что немец выбирал для се-
бя цвет бледности. Да, да, кора старой
берёзы с желтоватым оттенком, се чернью,
похожей на морщины, заполненные чер-
нозёмом нашей земли, вполне подходит
под тот цвет, который теперь так необ-
ходим немцам. Это-—бледность поражений,
желтоватая бледность © чёрными морщи-
нами, с залеклгимися от страха губами.

Пленные говорят, ч\№ Гитлер издал
приказ, который строго преследует тех
командиров, что не сумели при отходе
разрушить ‘города и деревни, покидаемые
немцами, Удравшие из Людинева уже ©0-
глаено этому приказу должны понести
наказание. Офицеры от всей души хотели
разрушить город до основания, как раз-
рушили Карачев, Жиздру, Мпенск. Ho
Красной Армии удалось унредить ‘немцев,
и город разрушен только налюловину, а
то и менее того. Бросок напгих войск к
Дюхинову был так стремителен, что нем-
цы не смогли взорвать и разрушить
некоторые улицы.

Внезатность на войне — залог ‘успеха.
Вот благодаря-то этой внезапности удара
и удалось спасти не только многие жи-
лища, но и жителей города. Умелое ве-
дение войны, внезалный Выход к Люди-
нову показывают, что напи офицеры и
солдаты вполне овладели. искусством боя.

Перед пами людиновекое озеро. Далеко,
далеко плавают дикие утки, TO H дело
перелетая с места на место. Готовятся к
длинному перелёту. Вода грубого синего

цвета, свойственно осени. Небо  чиегое.
Пахнет дымом: рядом горит злание, ге
находилась комендатура... Возвращаютея

тели, Везут они св0ё добро в Тачках, в

формировалось единство Грузии, как
испытавшая все превратности судьбы ма-
ленькая страна сумела выстоять и ©0-
хранить себя.

Изучив собранный им большой факти-
ческий материал, Джанашиа выдвинул
также и научно обосновал положение о
более раннем возникновении феодализма в
Грузии. Совершенно по-новому он оеве-
тил и исключительно важное для истории
Грузии событие — проникновение хри-
стианства в страну и превращение его в
официальную государственную религию. В
‘специальных исследованиях, посвященных
вопросам арабокого влалычества в Грузаи,
Джаналтиа на основе изучения  грузин-
ских, армянских и других источников
установил 0 всей строгой научной точчо-
стью время, характер и значение этого
исторического явления в жизни Грузии.

Таким образом, труды проф. С. Н. Джа-
нашиа легли в основу новой концепции
06 узловых вопросах истории Грузии.
Кроме них, перу Джанашиа принадлежат
работы обобщающего характера: «История
Грузии с древнейших времен до кониа де-
сятого века» и ряд страниц в коллектив-
Hom труде «История Грузии ¢ дрезчей-
ших времен mo XIX век» — капиталь-
ной работе, в которой впервые представ-
лена в систематическом виде история Гру-
зии, основанная на современных достиже-
ниях науки, .

Будучи не только историком, но 4H
AWATBHCTOM, в совершенетве владеющим
несколькими кавказскими языками, Джа-
нашиа опубликовал рял лингвистических
исследований о связях между  картвель-
ским и другими кавказскими языками. На
основе анализа лингвистических данных
учёный удачно освещает вопросы этноге-
неза грузинских племен.

Область исследовательской работы проф.
Джанашиа выходит далеко за пределы
истории Грузии в собственном смыело. Он
прослеживает древнейшие связи  грузин-
ских племен © другими кавказскими наро-
дами, культурные взаимоотношения чеж-
ду картвельскими народами и древними
обитателямн Ближнего Востока.

Чувство максимальной требовательнозти
[и осторожности в научно-исследователь-
 ской работе, глубокую научную принци-
  тиальность, “которыми отличаются труды
проф. Джанашиа, он воспитывает и в
своир) учениках.

Пламенный патриот социалистической
родины, Джанашиа является не только
учёным, но и одним из виднейших 06-
шественных деятелей Советокой Грузии.

Принимая во внимание выхающиеся за-
слуги Симона Николаевича’ Джаналтиа, ве-
дущие научные учреждения Грузии вы-
ставили его кандилатуру в действительные
члены Академии наук СССР

История Грузии, начиная от 30-х го-
дов прошлого столетия, со времени Бросье
(известного издателя и комментатора гру-
 зиноких исторических намятников) всегда
  имела своих представителей в российской
Академии наук. Деятельность акад. Н. Я.
Марра и И. А. Джавахишвили блестяще
  поддерживала эту глубокую и значитель-
ную связь. Думается, что смерть извест-
ного грузинского историка академика
И. А. Джавахишвили не оборвёт её. С. Н.
Джанашиа явится достойным продолжале-
лем дела этих учёных в Академии наук
CCCP.

Академик Н.И. МУСХЕЛИШВИЛИ,
президент Академии наук Грузин-
ской ССР. .
Действительные члены Академии
наук Грузинской ССР, члены-кор-
респонденты Академии наук СССР
А. Г. ШАНИДЗЕ, Г. С. АХВЛЕ-
ДИАНИ, профессор Н. А. БЕРДЗЕ-
НИШВИЛИ.

коровы. Опешат к плотине, чтобы пере-
браться на ту сторону  гофода. Они He
знают, целы ли их дома, осталось. ли что-
либу из оставленного имущества.

Совещание работников
здравоохранения о подготовке
госпиталей к зиме

Вчера в Наркомздраве РСФСР состоя»
лось совешание работников  здравоохране-
ния ряда областей, посвященное работе
госпиталей. (С докладом выступил замести-
тель начальника Управления эвакогоспита-
лей Наркомздрава РСФСР полковник медиз
цинской службы С. М. Резников.

Особое внимание докладчик уделил
дальнейшему повышению Качества лечеб-
ной работы и подготовке к зиме. В неко-
торых областях большую помощь в этом
деле госпиталям оказывают  предприятия-
шефы и общественные организации. В од-
ном из городов Н-ский завод помог под»
шефному госпиталю отеплить помещение,
выстроил дезкамеру, сконструировал эле-
ктроплиту, провел ряд других работ. В Во-
логодской области общественные организа»
ции обеспечили госпитали топливом на
весь зимний сезон, В Горьковской области
закончили ремонт ночти ‘все госпитали. В
подсобных хозяйствах начался сбор богато-
го урожая овощей.

В работе совещания приняли участие за-
меститель председателя Совнаркома РСФСР
тов. Перов, ответственный секретарь Все-
союзного комитета\ помощи раненым тов.
hee, зам. наркома здравоохранения

ССР тов. Миловидов, начальник лечебно-
эвакуационного управления Главного воен-
но-санитарного управления Красной Армии
генерал-майор медицинской службы Ходор-
ков и другие.

Государственное дело
семьи Ширшиковых

ГОРЬКИЙ, 13 сентября. (По телеф. от
соб. корр.). На паровозе № 315-38 Горь-
KOBCKOH железной дороги старшим маши
нистом работает Илья Илларионович Шир-
шиков и машинистом — его сын Геннадий
Ильич. Усердно ухаживая за своим паро-
BO30M, держа его в образцовом порядке,
Ширшиковы вместе со своими жёнами ре-
шили подготовить паровоз к зиме соб-
ственными силами без затраты государствен-
ных средств, Применяя лунинский метод,
машинисты отремонтировали инжекторы,
пресс-маслёнки, произвели смену буксовых
подшипников и т. п., а их жёны Зоя Ива-

новна и Августа Васильевна провели оте-
пление паровоза.

Забота о состоянии паровоза стала ce
мейным делом Ширшиковых.

Узнав о благородном поступке патрио-
тов, народный комиссар путей сообще-
ния тов. Л. М. Кагановиф прислал
в адрес  Ширшикова-старшего благодар-
ность за то, что его семья по-хозяйски го-
говит паровоз к зиме.

Почин Ширшиковых подхвачен на Kes
лезной дороге. „Их примеру последовали
семьи машинистов отца и сына Деминых,
братьев Головченко и других.

прославленных дивизий

Главвоенторг отправляет в адрес диви-
зий, боевые заслуги которых отмечены в
приказах Верховного Главнокомандующего,
большое количество посылок с предметами
личного обихода.

В каждую посылку для офицерского со-
става вложены воротнички, одеколон, но-
совые платки, вино, папиросы и т. д. Стои-
мость офицерского набора — 250 рублей.
Кроме того, офицерам отправляются по-
сылки с конвертами, почтовой бумагой.

Отправляются посылки для сержантскога
и рядового состава.

Болышие партии таких посылок уже до-
ставлены Белгородским, Орловским, Кара-
чевским, Харьковским и другим дивизиям,

Юбиляры Академического
Малого театра `

14 сентября Академический Малый театр
спектаклем «Правда хорошо, а счастье
лучше» отмечает 50-летие работы в театре
народной артистки СССР В. Н. Рыжовой,
народных артистов республики Е. Д. Турча-
ниновой и Н. К. Яковлева и рабочего сце-

Посылки для бойцов И офицеров
ны А. И. Апархова.

феля и пять фунтов ржи. Идём обратно.
Патруль. К партизанам ходили? В подвал!
Резиновыми палками по спине...

А я — инвалидка, — рассказывает

Седая женщина в коротком  мужеком   другая. — Он, полипай, мне кричит: эва-
пиджаке и клетчатой юбке, худощавая, с! куируйся! А я ему: перепишите на другую

остановившимися мбёртвыми глазами, ша-
гая прямо, словно во сне, подходит к нам
и спрашивает, где здесь райком.

— А зачем вам?.

— Почти два года мучилась. Муж
ушёл в партизаны. До 1943 года имела
от него сведения, а дальше нет. Хочу
узнать, веех спрашиваю.

Она ходиг по плотине, вглядываяеь В
осеннюю воду. Там, чуть подальше, за
горящей комендатурой, ведёт к озеру
тропинка. По этой тропинке немцы води-
ли приговорённых. Их расстреливали вот
на этом песчаном мысике, а затем броса-
ли в воду. «Не брошен ли в волу труп
мужа?» думает в тоске седая женщина.

С узелочками подхолят двое детей,
чернотлазых, бойких. Это—лети железно-
дорожного машиниста Козлова. 10-летняя
Лиза и 15-летний Евгений. Они потеряли
в лесу отпа.

— Наверно. немцы батьку угнали, а

мы в канаву упали, лежим посредине
боя. Наши стреляют оттуда. немпы —
отеюла. А потом мы слышим: «ура!» Ну,

ветали и пошли под пулями, — говорит
мальчик, смело гляля нам в глаза.
Встретили женщину, она и говорит: «Рус-
ские в Людинове». Мы и пошли ломой.

Этот чудесный темноглазый мальчик,
услышав русекое «ура!», пойдёт веюду,
куда нужно, куда зовуг его наши. Так
как мальчик не торопится, мы начинаем
расспрашивать.

— Вы при немпах учились? Вот ты,
например, %еня, ходил в школу?

—щ Ну, какая там, школа... Я Boe на-
ших ждал. Ох, как ждали, как ждали ..

Вступает в разговор женщина в рваном
пальто и шали: E

— Cracnio Красной Армии. Так изму-
чились, что, думаем, всех нищих . пере-
шеголяли.

Й она торопливо добавляет:

— Умерла с голоду сестра, двое детей
голодают В городе кушать нечего. Меняли
на то, что накопили за советекое время.
Надо итгн в деревню. Пошли без пропуска.

рузвых тележках, в Которые запряжены,

25 километров. Выменяли две меры карто-

улицу. Это, чтобы, значит, итти завтра в
другой улицей. А завтра, подозреваю, Ha-
ши придут, русские.

Вах вкусно и любовно они говорят это
слово — русские!

Человек в промасленной одежде, черно-
глазый, с впавшим ртом, катит тяжёлую
тележку. Ему помогают уже знакомые нам
Женя и Лиза.

— Нашли, нашли! — говорит маши-
нист Козлов. — Да вот бела, Васю Мар-
тышенкова, сказывают, немцы расстреля-
ли. Винтовку у него и гранату налили.
Мой помошник по паровозу. Сам я его
учил:

Козлов спрашивает у нас:

— Товарищи, центральной газеты нет
ли?

Газет у нас нет. Мы передаём ему све-
жие новости об успехах Красной армии,
06 освобождении Донбасса. Усталый, боль-
‘HOH машинист, весь в пыли с дороги, вы-
прямляется и словно вырастает. Он тор--
жественно подносит руку к замасленной
фуражке и растроганно говорит, вытянув-
пгись во фронт:

— Чувствительно благодарен.

Седая женщина подбегает в нам. Глаза
у нее в слезах. Она жмет всем руки. Она
готова пожать руки всему городу, воей
стране. Капитан, к которому она только-
что обратилась за справкой, сказал, что
её муж, партизан, будет в Людинове через
два лня. «Дважды орденоносец»,—говорит
она, вся сияя от радости.

Сильно теперь изменится Людинаво.
Начинается жизнь. По дорогам и полям,
мимо разрушенных немецких узлов оопро-
тивления идут наши войска. Сквозь осен-
нюю, лёгкую, как дым, пыль сверкают

автоматы, стволы пулемётов, туловища
миномётов. Проходят орудия,  проносятея

танки, и все это стремительной, великой
лавиной катится на запад.

Слава тебе, великая налиа отчизна; сла-.
ва твоим сынам, „твоей  неустрашимой
Красной Армии!

СЕВЕРНЕЕ БРЯНСКА.