“ HOOMPEGEHLE, 3 ОКТЯБРЯ 1943 г. № 234 (8227)
и. Ре ОЕ.

Собра ние старых
производственииков
С ормовското за вода

ГОРЬКИЙ, 2 октября. (По телеф. от
6, корр.). В залах Сормовского Дворца
хлыуры имени Сталина собрались oor
дня 950 ветеранов завода, старейших рабо-
их, производственный стаж самого моло-
лого из которых определяется 20 годами.
Старые сормовские производственники со-
ались обсудить вопросы своего ‘участия
‚ускоренной подготовке новых квалифици-
ванных кадров,

Собрание открылось зачтением телеграм-
ин Председателя Президиума Верховного
(вета СССР тов. М. И. Калинина. М. И.
Калинин обращается к старейшим. сормови-
чам:
«т души приветствую участников сове-
/ пания, старых рабочих «Красное Сормово».

Дорогие товарищи, на вас ложат нравст-

винные обязанности и государственный

долг сохранить старые профессиональные
тидиции сормовских рабочих и научить
звичков так же искусно работать, как
рмботают старые кадровики-рабочие. М. Ка-

КИН».

На трибуну выходит директор завода,
№ (к говорит о том, какую огромную помощь

Предоктябрьско

в колхозной деревне

Вызов колхозников Подмосковья -
КОЛОМНА, 2 октября. (По телеф. от соб. (закупок 530.000 пудов картофетя и 099-

корр.). Колхозники и колхозницы передово-
го в Московской области Коломенского райо-
на обратились ко всём колхозникам, кол-
хозницам, работникам МТС, совхозов и сме-.
циалистам сельского хозяйства, Московской,
Архантельской, Вологодской, Гооьковокой.
Ивановской, Калининской, Кировской, Op-
ловской, Рязанской, Смоленской, Тульской
и Ярославской областей, & тавже Mapnii-
ской, Татарокой, Чувашекой и Коми АССР
с предложением развернуть предоктябрьское
социалистическое соревнование за новые
производственные успехи в сельском хо-
зяйстве.

_ Волхозы. Коломенского района успентно
проводят сейчас уборку картофеля и oBo-
щей, аккуратно и лоерочно рассчитываются
© государством, В своём обращении они за-
являют: «Пока идёт война, жить только
войной и выполнять наказ любимого вождя

ты убрать к 25 октября.

вытирание семенников клевера, a также
  заверитить обмолот всех культур.
5. Не позднее 25 октября выполйить!

везти к местам зимовки сжота до наступ-
ления зимы не менее одной трети грубых
Комов.

позднее 1 ноября, собрать и

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

е соревнование

щей.
_3. He позднее 10 октября закончить
уборку, вывозку и закладку в хоанилища
картофеля и овощей. Поздние сорта капус-

4. К 15 октября закончить обмелот 4)

план зяблевой вспашки, Организовать вне-\
сение пох зяблевую вепалнку местных удо-
брений.

6. Своевременно отремонтировать, утеп-
лить и полтотовить к началу зимовки ско-
Ta все животноводческие постройки. Под-.

7. Ло окончания полевых работ, но н8,
ввезти па

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Гвардии стар-

eee SEEPS алый абы iii pina sciatica алии вв отт доз ;

Налёты нашей авиации на железнодорожные узлы
Орша, Могилев, Джанкой, станцию Мелитополь
и на аэродромы противника

В ночь на 2 октября наша авиация произвела налёты на железнодорожные узхы
Орша, Могилев, Джанкой и станцию Мелитополь. Прямыми попаданиями бомб разбято
не менее б немецких воинских эшелонов. В результате бомбардировки возникло мото
очатов пожаров, сопровождавшихся онльными взрывами. Уничтожено и сгорело боль
ое чиело ватонов и платформ с боеприпасами и военным имуществом протавниия.

-Наша авиация бомбардировала также аэродромы противника. Разрывы sous
наблюдались в местах стоянки самолётов. Только на одном из аэродромов уничтожено
-на земле 12 немецких самолётов. /

< }
Bee namin самолёты вернулись на свои базы.

Гвардейцам-лётчикам вручено

Гвардейское знамя

Н-СКИЙ АЭРОДРОМ. (Спецкор ТАСС).   трудящиеся города и всё воины Jenu-
Состоялось вручение Гвардейского знамени градекого ponra © гордостью следят за
героическому Ленинградскому истребитель-  блестящими боевыми делали лётчиков
ному авиационному корпусу. Свыше 850 твартейцев. Товарищ Флданов подчёркива-
вражеских самолётов уничтожили лётчи- ет, что праздник защитников лентизтрая-
ки - истребители соединения, прикрывая   ского неба совпадает с победным настут-

и полководца товарища Сталина о вкемер-
ном усилении помощи Йрасной Армии».

Сейчас колхозы района ещё более уси-
ливают помошь фронту. На затотовитель-
ные пункты ими сдано в порядке голудар-
ственных закупок 152.500 пудов картофе-
тя и овошей. Большое внимание колхозники
Уделяют развитию общественного животно-
водетва и делу братекей помощи колхозам
освобождённых OT фашистеких захватчиков
Верейском и Можайского районов Москов-

азал завод фронту. Но было бы оши-
бчно думать, что мы ‘уже использовали
ке резервы; У’нас десять процентов рабо-
чих не выполняют нормы, значительны про-
он оборудования, немало ещё и брака. —

Это происходит прежде всего потому,
wo Ha заводе много необученных произ-
идственников. Организовать их обучение,
юднять их квалификацию — значит дать
фюнту добавочную продукцию. Директор
изывает блестящую плеяду старых сормо-
зичей, которые проработали на заводе 30—
8) лет и продолжают работать с самоот-

усадьбы MTC, совхозов и колхозов весь.
сельскохозяйственный инвентарь, очистить,
смазать его и развернуть осенне-зимний
ремонт тракторов и сельскохозяйственных
Mala»,

Обещая выполнить все эти обязатель-
ства. коломенцы зовуг всех колхозников и
колхозниц, всех фаботников сельского х0-
зяйства, к которым они обращают 0808
слово, встретить славную 26-ю годовщи-
ну Великой Октябрьской социалистической

воздушные подступы к городу Ленина. За
время Отечественной войны здесь выроело
20 Героев Советского Союза.

На лётном поле перед своими боевыми
машинами выстроились гвардейцы. Раз-
мается команда:

—- Смирно! Равнение направо!

Пересекая поле, к парадному строю под-
ходит секретарь Центрального Комитета
ВКАТ(б), член Военного Совета Ленинград-

шины медицинской службы ВБ. Петрова и
В. Дюмина, отличивытеся во время боёв с
немецкими захватчиками на Таманском по-
луострове.
Фото специального военного коррес-
пондента «Извествй» Л. Бернштейна.

Улучшение связи

в Сибири

ского фронта генерал-лейтенант А. А. Жда-

НОВОСИБИРСК, 2 октября. (По телеф.   В®В. Ето сопровождают член Военного Сове-
фронта генерал-лейтенант А. А. Вузне-

ленмом Красной Армии, которая  назжосяе
  врагу поражение за поражением.

0т имени Военного Совет» Денинтрал-
ского фронта товарищ Жданов выражает
уверенность в(том, что отважные иетреби-
тели, вооружённые богатым боевым оты-
том и сознанием своей выюокой задачи,
будут и впредь бесстралино переламывать
позвонок ‘за позвонком фалиистской галине
до полного её уничтожения. Заканчивая
свою течь, товарищ ФЯлданов  ттровозгла-
шает:

— Слава и честь мужественным ленин-

ирженностью подлинных патриотов. Ста-
рые производственники обучили за время
зйны больше двух тысяч новых рабочих.
\/ Первым получает слово убеленный седи-
нами мастер Кудрин. Рассказав о том, как
лк обучал молодые кадры, тов. Кудрин
заявляет:

\ — Время не ждёт, время не терпит. Мы
должны быстрее обучать молодежь.

съой области революции новыми . производственными
; : победами, усилением помощи porno Rpac- 5
«Приближается славная ХХУТ годовщина   ной и. а PAC от соб. корр.). Этой осенью ‚установлена   74
я дополнительная . телеграфная и телефонная   ПОВ,

Великой Октябрьской социалистической pe-
волюции, — пишут коломенцы в своём об-
ралцении. — Мы рентили от®етить её но-
выми произволственными успехами и при-
няли на себя следующие обязательства:

1. Досрочно, к 1 ноября, полностью

«Пусть наша скромная работа будет
выражением беспрелельной любви и благо-
JADHOCTH колхозного крестьянства героиче-
ской Красной Армии, любимюй Советской
Родине, большевистекой партии, отцу кол-
хозов родному Сталину, — заключают

связь между Новосибирском и Томском с
прилегающимй к ним районами. Начал ра-
ботать телефон между Новосибирском и
Кожевниковским районом. Усилена теле-
графная связь с крупным узлом Барабинск,
что облегчило продвижение телеграфной
корреспонденции в западные районы. В Ново-

председатель Исполкома городского Co-
вета депутатов «трудящихся П. С. Попков,
секретарь городского комитета ВЕТКб) Я. ©.
Капустин, тенерал-лейтенант авиации Ры-
бальченко и другие представители коман-
дования.

Товарищ Жданов оглатает приказ На-

градским лётчикам-гвардейцам! Слава Bep-
ховному Главнокомандующему Маршалу
Советского Союза великому Сталину! Ура!
Товарищ ИЯланов вручает Гвардейское
знамя командиру корпуса.
Преклонив ‘колено, команлир корпуса
произносит клятву гвардейцев:

сдать государству причитающийся хлеб,
картофель, овоши’ и другие сельскохозяй-
ственные продукты.

2. Продать государству в порядке гос-

Нормировщик тов. Сутягин здесь же
принимает. на себя обязательство ‹присту-
пить к обучению такого количества учени-
ков, какое сочтёт нужным поручить ему
здиинистрация цеха.

Мастер Муравьев, 57 лет проработавший
, одном цехе, заявляет собранию:

— На заводе найдется немного медни-
0, которых бы я не обучал. Я из’являю
хелание и дальше обучать новых рабочих,
Я это делаю потому, что так надо для
ираны, для победы над врагом. pe
Мастер Устинов в своей речи- выдвинул
предложение учесть в цехах всех тех лю-
дей, которые способны обучать, и наиболее
целесообразно расставить силы ‘для подго-
товки кадров.

Конструктор Ершов говорит: — Мы по-
ижем новичкам лучшие приёмы работы.
Пусть они пройдут трудный путь овладе-
ния квалификацией как можно быстрее.
Будем развивать у них любовь к труду, к
профессии. В этом наш государственный
qoar.

На собрании выступили. также тт. Тока-
ев и Петр Заломов. В заключение сове-
_щания выступил секретарь обкома ВКП(б)
‘тов, Родионов. ‘ :

Собрание старых производственников I10-)
слало приветственные телеграммы товарищу
Сталину, товарищу Калинину и. Героям: Со-
циалистического Труда товарищам Молото-
в, Маленкову, Берия и Микояну.
‚ В своем решении собрание приняло кон-
кретные обязательства по обучению новых
кадров. у

С большим под’ёмом прошло на-днях в
Россоши собрание председателей ‹ельсове-
тов и. колхозов, работников МТС и совхозов,
специалистов сельского хозяйства, лучиейх!
колхозников и колхознии, обсуждавшее
один вопрос: как лучше отметить наступа-
ющую 26-ю годовщину Октября — вели-
KOTO праздника, который россошанцы в
этом году, в отличие от прошлого, будут
встречать свободными советскими гражда-
нами.

датель передового в районе колхоза «Путь
Сталина» тов. Демченко. Он доложил, что
колхюз закончил уборку, завершает 00м0-
лот и осенний сев, сдал в фонд Брасной
Армин 3,5 тысячи пудов хлеба — Beé,
что причиталось по плачу. Он рассказал
дальше, что колхоз вдвое перевыполнил
план по крупному рогатому скоту и конт-.
рактации телят,  затотовил достаточное
количество кормов для скота. Демченко
перечиелил работу, которую им предетоит
проделать, чтобы с честью  заверигить
сельокохозяйственный год: закончить под’6м
зяби, подготовить помещения для зимовки
скота и многое другое.

— Колхозниюи поручили мне сказать,
что вое эти работы они завершат к 26-й
годовщине Октября. Колхозники вызывают
на социалистическое соревнование за луч-
шую встречу великой годовщины колхоз
имени ХУШ ‘парте’еэда, — закончил Дем-
ченко своё выступление.

Соревноватие! — нужное слово. было
нроизнесено. Привычное советское слово, —
здесь, в районе; жившем полгода в ярме
полневольного рабекого труда, это слово
засверкало новыми, яркими красками.
Елинодушно рентили роесошанцы соревно-
ваться за то, чтобы к празднику сдать

Научное заседание,
посвяшённое памяти
академика И. П. Павлова

Вчера в Москве открылось совместное
заседание Всесоюзного института  экспе-
риментальной медицины имени А. М. Горь-
кто и Московского общества  физиоло-
гов, созванное в связи с 94-й годовщиной
® дня рождения академика И. П. Пав-:
лова. у

С болышим докладом выступил акаде-
ик Л. А. Орбели. Своё выступление он
посвятил тому, как используются научные

Обязательства россошанских колхозников

Слово. на этом совещания взял предсе- Новской,

св0ё пиеьме коломенсквие колхозники. —
Своим самоотверженным колхозным трудом

ненавистного врата».

машинно-трактерных станций и машинно-
тракторных мастерских, к 1 ноября за-
кончить подготовку к зимовке скота. Ре-
шили OHM соревноваться за то, чтобы
лучше помочь Красной Армии в её герои-
ческой борьбе, чтобы прилти к 26-й го-
дловшине Октябрьской революции с новыми
трудовыми победами.

Обращение к колхозникам Воронеж-
ской, Курской, Куйбышевской, Пензен-
ской, Саратовекой. Оталинтралекой, Улья-
Тамбовской и Чкаловской обла-
стей, а также Мордовской АССР о развер-
тывании предоктябрьекого
ского соревнования подписали все участ-
ники совещания.

Свои подписи под обращением постави-’
ли директор Лизиновской МТС Красильни-
ков и старший механик Украинский. Это.
они зимой собрали с полей и отремонти-
ровали 89 тракторов, десятки других ма-
шин. Летом в короткий срок буквально на
голом месте организованный ими коллек-
тив построил машинно-тракторную мастер-
скую и установил в ней“оборудование.

Поставил свою подпись под обращением
ветеринаряый санитар колхоза «Думка
Ильича» Николай Иванович Савченко. Это
тот самый Савченко, который подобрал
брошенных немцами при отстунлении pa-
неных и больных лошадей и всех“их Mo-
ставил на ноги. Все 28’ лошадей сейчас
работоспособны, а зимой выглядели так
отчаянно, что даже у Савченко порой!
опускались руки.

Можно без конца перечислять имена
энтузиастов восстановления района. Знамя

сибирске
телеграфной связи. Намечена большая ра-
поможем приблизить чае полното разтрома бота по радиофикации города. =

будет закончена в октябре — ноябре.

для

ляться почта населению далеких северных

социалистиче-!

65-летний Антон Кузьмич

начата организация городской’

В области телефонизируются многие сель-
ские Советы, МТС и совхозы. Эта работа

Новосибирские областные
усиления почтовой связи в’ Нарыме
решили восстановить славу лихих сибир-
ских троек и нарымских ямщиков. Для это-
го отделениям связи выделены лошади и

слени, На оленьих упряжках будет достав-

районов. ;

организации нинградокого фронта, — товорит товарищ

родного Комиссара Обороны Маршала Со-
ветского Союза товарища Сталина о пре-
образовании корпуса в Гвардейский Ленин-
градский ‘истребительный авианионный
корпус. а

— По поручению Военного Совета Ae-)
Жданов, — я счастлив от имени родины
вручить вам боевое Гвардейское знамя. Это
знамя завобвано вами в ожесточённых боях
с фашистскими воздушными пиратами.

В своей речи товарин Жданов говорит
о заслугах ленинградоких лётчиков, уеи-

лиями которых ленинтрадокое небо в 0с-

В фонд здоровья бойцов
Красной Армии

КРАСНОДАР, 2 октября. (По телегр. от
спец. корр.). Колхозники Кубани решили
провести сбор фруктов, молока и птицы в
фонд здоровья бойцов Красной Армии и
отправить собранное раненым.

В Павловском районе колхозники вносят
по 35 литров молока от каждой коровы, по
одной птице и сушеные фрукты. Колхозник
сельскохозяйственной артели «Восток»
Алейшин выде-
лил в фонд здоровья овцу, курицу и деся-
ток яии. Заведующий пасекой колхоза име-
ни Ворошилова Иван Дмитриевич Гром, по-
лучивший в виде дополнительной оплаты
400 килограммов мёда, 200 из них внёс в
фонд здоровья бойцов Красной Армии.

Забота о школе

соб. корр.). Первичные партийные органи-
зации города Горького проводят собрания,
посвящённые вопросам всеобуча, раздель-
ного обучения в школах и правилам по-
ведения школьников. С докладами на этих
собраниях выступают научные работники,
директора школ и работники органов на-
родного образования.

предоктябрьского соревнования поднято

стремлением: ничего не пожалеть,

достижения физиологов, разрабатывающих
иден И. П. Павлова, при решении задач,
выдвинутых войной. В частности, он рас-
сказал о работе учёных, занятых восета-
новлением трудоспособности бойцов, по-
лучивших на фронте тяжёлое поражение
центральной и периферической нервной
системы.

Доклад профессора К. М. Быкова о ра-
}боте его лабораторий в Ленинграде и Ки-
00е за последние два года вызвал боль-
шюй интерес у присутствующих. Доклад-\
чик привёл новые данные об изучении ор-
танов чувств, находящихся внутри чёло-,
веческого тела. р
Профессор П. К. Анохин доложил ©,
физиологических исследованиях  парали-
чей, вызванных военной® травмой нервной
системы. Он установил, что ‘многие па-
раличи возникают без непосредственного
повреждения нерва, только в результате
Шокового состояния нервных Клеток спин-
Horo и головного мозга. На основании

‘причитающийся хлеб в фонд Красной Ap-
мии, к 20 октября завершить  обмолот
всех культур, Е ноября
план зяблевой вспашки, к 20 октября за-
кончить подготовку, ремонт и утепление

Ужин в одном из уцелевших домов Не-
жина, захваченного в тот день нашими
войсками, я не скоро забуду. Афтиллериет,
капитан Сергей Иванович Хомич, emé He
успевший вмыть с себя пыль и грязь штур-
ма, заявил, что я должен ужинать у него хо-
ма. Приглашая меня, он одновременно гру-
зил для батарей мины и провиант, — бой
впереди продолжался. Мне удивительным
исследования разработаны лечебные прибё- показалось приглашение в семейный дом
мы, позволяюшие снимать состояние Па- со стороны армейского человека, < первых
ралича и спазмы мыши. Докладчик 06069   нед войны не знавшего иного жилья, кроме
ити жи aids ican землянки с лягушками и мышами или на-
фомологов теснейшим образом связных вырытого OKO, TIE MOK HOGAN Ха
Павловым. Е пала вода и даже спички портились в мок-

рых карманах. Заметив мой недоверчивый
взгляд, капитан сказал запальчиво:

— Будет настоящий ужин и будет чи-
стая скатерть. Веб будет, как в хороших
домах. s

Ai }

И я пришёл Зечером к капитану. Его
ещё не было, он продолжал грузить свой
корр.). Много заявлений поступает еже- уины. Меня встретила женщина с худым»
днезно в Курское ‘Суворовское военное   птилённым лицом и с синевой под глаза-

училище. Сыновья погибших в периол & молодая и так оживлён-

хи, но очень еще
Отечественной войны офицеров, и’ руково- or . ]
дителей партизанских отрядов. сыновья   Ная чем-то, что вскоре не стали заметны

офинеров, бойцов и партизан. советских   НИ её худоба, ви ae под глазами. ay

и партийных работников. рабочих и кол-  ре пришёл капитан. Вместе с ним явил
хозников, погибших от рук немецких ©к`  прихрамывая и стуча когтями по крашено-
купантов, хотят получить военное образо-  зу полу, громадная остроухая овчарка Норд,
вание и стать офицерами Красной Армии.   аценая под Сталинградом в один день CO
Отец 12-летнего Влалимира ет своим хозяином, капитаном. В течение ми-
ПО ПИ i Ре a) ise. нуты Норд успел обнюхать в квартире BCE,
а рый аи ИТ в начиная с Ениг на этажерке и кончая ма-
 Медвенском районе.В прошлом голу Про-  ленькой, толетой и старенькой собачкой по
кофий Дюканов за активную  партизан-  прозвищу Пуська. Калитан гремел тарелка-
скую деятельность был растерзан вместе   хи, бегал на кухню, водрузил На стол
0 своей женой ‘немецким  карательным! петь бутылок трофейного пива с вежин-
ского завода, который немпы не успели

отрядом. Колхоз ходатайствует перел р
виной комиссией о зачислении в УЧИЛИ потечь, и, наконец, сел за стол.

Приток заявлений.
з Курское Суворовсекое
училище

КУРСК, 2 октября. (По телеф. от соб.

сына Дюканова Владимира. : Но з
Среди кандидатов в воспитанники Кур-  — Познакомились? — говорил * пром
ского Суворовского военного училища —    Ko, булто команцовал батареей. — Моя ©6-

Вера. Последний раз видел её в июне
сорок первого гола. Я тогда уходил на
фронт вместе © Hopiom. Ч
ушёл на фронт, он армейскяй  политработ-
ник. Гле он теперь, — нам неизвестно,

Вадим Окулович, отлич-
ник курской средней школы № 131, сын
гвардии майора Фёдора Колоколова Лёня,
отличник банинской неполной средней шко-
лы, и десятки других детей офицеров Крас-
ной Армии, сражающихся на фронте.

сын полковника

выполнить

Муж Веры тоже

во всей её красе освобождённую от немец-
ких разбойников землю.
В. ПЧЕЛИН,

соб. корр. «Известий»,
РОССОШЬ; 2 октября.

лем ‘искать. Сегодня вы гость в нашем доме.
Послушайте, как это получилось.

И он рассказал историю, поистине при-
мечательную.

С первого дня войны, в самое трудное
время, капитан Хомич уверял однополчан,
что рано или поздно именно он отобьёт у
немцев свой Нежин-и свой дом в эгом горо-
де. Над капитаном смеялись: полк дрался
на многих фронтах, военная судьба кихала
ето на тысячу километров от Нежина. Ка-
кое же чую могло вернуть капитана на
Украину именко в тот день, когда войска
Центральном фронта начнут бюй под Не-
жином? Но капитан стоял ва <воём и все
два года, под Сталинградом, в госпитале,
под Брянском, упрямо твердил: «Смейтесь,
ая всё-таки буду брать Нежин!»

— Пришло время, когла люди России и
Украины входят в свои города, — сказал
катитан, разливая по сгаканам трофейное
пиво. -— И, чорт возьми, нала полк повели
всё-таки к Нежину. И наш полк громил
тут немецкую оборону. Ешё была на ули-
цах кутерьма. лым стоял коромыюелом, когда
я вскочил в грузовик и рванул сюда.
Дымина, горят лучшие здания, меня за-
тошнило от злости. Новорачиваю в нашу
улицу, ничего не узнаю, и вдруг...

— Погоди, — перебила сестра капи-
тана смеющимея и плачущим голосом, —
погоди, дай теперь мне рассказать. Мы
с утра слышали за городом бой. Вышли
с соседками за ворота на улицу. Смот-
рии, какой-то бешеный грузовик  выле-
тает из дыма, и нрямо к нашему дому,
и ешё на холу открывается дверца, вы-
скакивает команлир Красной Аруни. Бо-
же мой, ведь два года мы видели только
немцев. Ок озирается, бежит, бежит, гла-
за открыты, а сам. как слепой, И вдруг
закричал: «Муська,. Пуська!»...

— Это наша собачка, мамашина, —
сконфузилея капитан. — Я её сразу
узнал.

— А меня Не увилел, —= сказала се-

бу-,стра капитана,

Участники собраний резко осуждают тех

людьми, живущими одной мыслью, одним   родителей, которые не борются вместе со
ЛИШЬ бы школами за высокую. посещаемость и ус-
победить врата, лишь бы скорее возродить   певаемость учащихся. Вместе с тем собра-

ния уделяют большое внимание созданию
лучших условий для работы школ. Е

Агитаторы приходят. на бывшие избира-
тельные участки для’ бесед с родителями
на темы, обсуждавшиеся на этих партий-

ных собраниях.

— (Сестру не узнал, —— сказал капи-
тан и ераэу стал трустным. — Так из-
менилась, что не узнал.

Он замолчал. Й тогла стала рассказы-
вать сестра капитана. Мы слушали её
целый вечер. y

Она служила в госпитале, когда фронт
сорок первого года прошёл через Нежин
к востоку. Вместе с госпиталем Вера
Крутько стала уходить вслед за армией.
На руках У неё была больная дочка. Не-
мецкие войска сомкнулиеь вокруг Ma-
ленькой группы’ советских людей, и Ce-
стре капитана пришлось вернуться В
свой Нежин. Пробиралась она к дому
полтора месяца. Лучше бы ей не воз-
вращаться в ‘т9т дом. С первото дня
началась охота за Верой Крутько. Её
арестовали, отправили в помещение
третьей нежинокой школы на улице Го-
голя, — там помещалось гестапо. Офицер
сказал через переводчика:

Нам нужна военная одежда. Брю-
ки, френч, сапоги, шинель. Форма Rpac-
ной Армии.

— Нет у меня ничего, — ответила
сестра капитана.

— Врешь, твой муж — комиссар! —
закричал какой-то холуй и ударил Веру
Крутько. \

Немен остановил его движением пальца.
‚ — Вы меня слышали? — повторил
он. — Нам необходимо  обмундировалие
командира” вашего мужа или ватюго бра-
та. безразлично. }

—? Нет всего этого, — сказала Вера
Крутько. и её ‘отправили домой, Ho BCKO-
ре явились к ней на квартиру, обтарили
все сундуки, вынули доски из пола, на-
шли полушубок, валенки мужа, его костю-
лы и всё унесли.

Вера знала в городе много людей, свя-
занных © партизанами, актёра, которого
звали Лимой, а фамилии никто не пом-
нил. фабричных работниц, молодых пар-
ней. подолгу исчезавигих из Нежина. Be-
ра помогала им, чем могаа.

Несколько pas её гоняли в геста-
па, называли имена партизан,  1опы-
тывались, знает ли она их и где они, Вера

—

HMOBHOM очищено от фашистов, о TOM, что

— Принимая боевое Гвадлейское знамя,
клянёмея < честью пронести его через в%
сражения к полной победе над врагом.

—- Влянёмея, — повторяет строй коле-
нопреклюненных гвардейцев.

Знаменосны Герой Советского Союза Ли
таврин, Герой Советского Союза Herpes и
трижды орденоносец Молтенинев провосят
алый стяг е изображением великого Лени-
на перел етробм гвардейцев.

Чёткии парадным шатом проходят ©7а-
линские соколы перед трибуной, на кото-
рой находятея товарин Жданов, предста-
вители командования, партийных и совет-
ских организаций города Ленина.

Бела

русь

Максим ТАНК

Я разгадать хотел не раз

Твой образ нежный и прекрасный,
Но чёрной тенью день ненастный
Мне заслонял его от глаз.

Когда я в милые черты

Глазами жадными впивался,

Как солнце, пламенела ты,

И вновь туманнее мечты

Твой образ для меня остался.

Я слышал в песнях голос твой.
Красот народных целый ворох
`Я видел в сказочных узорах,
В строках кириллицы святой.

‹ Живая летопись веков
Днепром и Неманом шумела.
Её с гранита городов
Читали мы и с тех холмов,
Что озарил огнём Гастелло.

В стихах и песнях ты порой
Являлась горькой сиротиной, -
Была горючею калиной, -
Что в поле расцвела с зарей.
Была слезой, где видел я
Встреч и разлуки пламень скорый.
Теплом и светом нас поя,
Была дорогой бытия,

Без края брошенной в просторы.

Но время шло, и ныне ты
Явилась нам в обличье новом.
Горели пламенем багровым
Осин пожухлые листы.

молчала, и её били и, наконец, отпускали:
ничего не добивииеь. Тех людей, чьи име-

на называли в гестатю, Вера предупредила,   увидела дочь. Вероятно,

чтоб они скрылись из города. Ночью ona
возвращалась к cede. Дом был окружён
полицейскими, Веру ждали. Два немца ©
автоматами и переводчик повели еб, дочка
заплакала, её оттолкнули, и долгое время
после той ночи Вера видела дочь только

Несло прохладой всё сильней,
Поязли вечерние туманы.

В лесах, среди кустов и пней,
Возле пылающих огней
Дремали чутко партизаны.

А тишина со всех сторон,

Й только слышен звон зарницы,
Упавшей в глубину криницы,
Да тихий раненого стон.

В такую ночь нам не до сна:
Видны знакомые дороги,

Синь Нарева, Березина,
Обугленная сторона, —

Й сердце каждого в тревоге,

Й вот тогда, в полночный час,
Тропою пешей на полянках

Ты к нам подходишь, партизанка,
И щедро одаряешь нас.
Бессонному ты дашь покой

И путь в грядущее укажешь,

А породнившихся с тоской
Коснешься ласковой рукой

И раны тихо перевяжешь.

Прославишь мужество живых,
А память тех, что пали ныне,
Как мать, скорбящая о сыне,
Почтишь наклоном головы.

Как имя матери, сестры.

Для нас нет имени чудесней!
Там, где походные костры

На зорях ярки и пестры,

Оно звенит в бессмертной песне.

Перевёл с белорусского
Вл. ВАСИЛЕНКО.

ee

После штурма

пропускала свет. Подтянувшиеь на 1019-
тенце, Вера заглянула на улину и сразу
много дней до
этого девочка стояла так часами на ули-
це и смотрела на глухое окно.

В последние дни немпы старательно
охраняли тюрьму. Прошёл слух, что пар-
тизаны готовят налёт, Фене  Мотылёвой
передали ©б этом залтиску. ЁВто-то выдал

через тюремную решётку. И опять был её, и Феню в кровь избили пюмполами. И,
допрос, и одиночка, и снова допрое, ста- Немцы поставили в тюрьме влвее больше
кан воды и сто сорок граммов хлеба на солдат. Но они нервничали. В тюрьме
трое суток, и снова лопрос. Ей сказали, было движение, заключённых  вуУда-то
что немпу в гестаю на всё нужно отве-  перевозили, на дворе стоял крик, шумели
чать «да». Если окажет «нет», тогда! автомобили,

бьют. — Hac повезут в Германию, — ck-

— Да? — спрашивал немеп,
— Нет, — отвечала женщина, тавая 2
упорная, как её брат, капитан, и её били

на кажлом допросе.
— Мы porta их под Сталинградом
били, — сквозь зубы сказал капитан.
Через семь дней Веру перевели в

общую камеру. На допровах стали меньше
спраптивалть, больше орудовали резиновой
палкой и помполом, и у неё лопнула ко-
жа на пояснице и на правой ноте. Воп-
росы ей задавали глупо и невпопад. Не
знает ли она человека по имени Скрипка,
не скажет ли, где у партизан радиостан-
ция. Вера назло им назвала известную
всему городу пемецкую радиостанцию, и
тогда 66 снова били. Допрое происходил в
маленькой комнатке, величиной с кровать.
Там похаживал, помахивал палкой чело-
век, которото в городе называли «палач».

В камере вместе се ней сидели левуп
ки Женя, Вера, Дуся, Феня Мотылёва. их
вовх потом немцы расстреляли. Сидела,
там левушка Люба, немцы палкой переби-
ли ей юзвоночник, она молча лежала на
холодном полу и не плакала. Внутри тюрь-
мы по ночам слышались выстрелы,  три-
четыре выстрела в ночь. После этого
старые женщины в камере палали в 00м9-
по девушки их успокаивали, но, забыв-
 шись. старухи долго кричали во сне. 01-
нажлы Вера увилела дочку. Девочка стоя-
ла на улице и, не отрываясь, смотрела на
ee eae железом окна Женской калерыт.

В забитх окне только верхняя створка’

зала Люба. — Мы с тобой попробуем
выпрыгнуть из машины. Слыптишь?

За городом били пушки. Дверь камеры
открылась. Женщин собирались
везти. Но куда? Немцы бегали, как о-
паренные, и вдруг их не стало. Не стае
сразу ни одного немца. А пушьи 3a repo-
дом били. Так сестра капитана вернулась
домой. И в тот вечер мы ужинали вместе
с нею и с её братом.

Понимаете, как во-время я подошёл
е батареями в Нежину? — сказал ка»
питан.

— Ko нногим городам теперь наши
люди приходят. и тоже, наверное, во-вре-
мя, — сказала Вера Крутько.

Было поздно. В пять утра калитан, от-
бивший у немпев свой лом и свой горой,
собиралея в дорогу, догонять батаюеи.

— Kyla хж ты теперь? — спросила
Вера Крутько.

—- Другие гороха буду брать, — cka-
Зал капитан и улыбнулея, помогая te
стре укладывать бельё в ето чемодан. —
Товарищам помогать, чтобы к дому п-
бились. Мне же помогали пробиться к
тебе. А у каждого тоже, может, есть т8=
кая сестра в тех других городах. Попи-
маешь меня?

— Понимаю, — ответила сестра Rad
тана. — В пять утра я тебя разбужу.
Евгений КРИГЕР,

спец. военный корреспондент
«Известий».
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

——

куда-то.