ВТОРНИК, 5 ОКТЯБРЯ 1943 г. № 235

Oo ———K—_—xx_— EE _—__

\

(8228)

Впереди полка

Сегодня в этой деревне ночевали 0603-
Нивки однотю полка, утром, чуть свет они
снялись, и на их месте уже располатается
второй эшелон дивизии. Проходит день,
другой, и иеревня, стоявшая в пределах
тыюювых подразделений дивизии, остается
уже вне зоны действующих частей и ми-
лиционер сменяет на перекрестке бойца с
винтовкой и флажками. :

Впереди наступающего полка движется
развелка. И в дни обороны, и зв наступ-
лении разведчикам постоянно хватает
работы. Глаза и Уши полка должны быть
всегда зоркими и чуткими. Враг отсту-
mer. Ho он сопротивляется , изо всех
сил, и каждый шаг наших частей вперёд
достается с 6010.

В наступлении разведчикам всё чаще
приходится не только разведываль огне-
зые точки и расположение противника,
но и вести бой впереди своего полка.

Вот как иной раз могуг выручить
свою часть смелые, решительно дейетву-
ющие разведчики.

Рота разведчиков старшего лейтенанта
Озмойленко получила задание обойти с
тыла две немецкие батареи шестистволь-
вых миномётов, помешавших нашей ча-
сти продвинуться вперёд.

— Проберимсь к ним е юго-западной
опушки леса, — приказал  разведчикам
командир части, — ликвихируйте 06е ба-
тареи и продержитееь, пока не подойдёт
вам стрелковая рота.

Ночью разведчики отправились в тыл
в противнику. В этой операции участво-
Bal ефрейтер Александр Васильевич Bo-
робьёв. Я дословно привожу его рассказ
0 действиях отряда разведчиков,

— Мы зышли после полуночи. в ca-
мую темную пору. Обогнули” лесок, где
стояли шестиствольные миномёгы, взяли
ещё немного влево по большаку и пошли
гуськом к немецким  траншеям. Немцы
успели за полдня окопаться, и теперь
0бе миномётные батареи прикрыты были
траншеями, тде засели автоматчики.

Camoe главное для нас было подо-
браться незаметно поближе к траншеям,
9т0б автоматчики не успели приготовить-
ся к отражению нашей атаки. Поэтому
командир отряда строго приказал не от-
вечать на ютонь противника до той по-
ры, пока не будет подан сигнал.

Мы приучены не привлекать к cede
внималия противника, если надо поло-
браться к нему поближе. Идём  след-в-
след, затаив дыхание. Впереди — дозор.
За ним — все мы, совеем бесшумно, в
двух шагах не услышишь.

Зажглась одна зелёная ракета. Ещё
одна — белая. Что это означало, мы не
знали. На всякий случай присели. 3За-
строчил их пулемёт. Лвое из дозора ра-
нены. Командир передаёт mo цепи: не
стрелять! Мы подчиняемея- хотя кажет-
вя нам, что немцы нас уже открыли и
всех перестреляют.

Только две-три очереди послал в Hay
сторону немецкий пулемётчик, потом 00-
стрелял кусты справа, потом перенес
отонь совсем в сторону. Нет, немцы нас
не обнаружили. Командир был прав.

Е TINIE

пренулись дальше. Теперь

шен.

под’ехала к ним кухня.
из землянки, загремели котелками. Нока-
залогь на гребне траншеи несколько фи-

é
Погасли ракеты, притих пулемёт. Мы

уже Tomé:
совсем близко их батареи, разговор слы-

Полежали мы немного возле немец-
ких миномбтчиков, осмотрелись. Выбира-
ем, куда лучше ударить. В aro время
Немцы вылезли

гур. Идут прямо на нас.

А старший лейтенант все не подает
сигнала. Я уже терпение теряю. Ну, ду-

маю, опоздаем, как есть опоздаем. Узви-

дят они нас, откроют пальбу.

— Виерёл! — крикнул тут во весь го-
тос командир, и мы бросили в немцев
транаты. Открыли отонь из всех автома-
тов. Грохот поднялся, как будто целый
полк пошёл в атаку.

Немцы уступили нам и свои батареи,
и блинлаж миномётчиков. Отбежали они
метров на пятьдесят, засели в окопчиках
и только тотла опомнились, стали поли-
вать нас из автоматов и ручных пуче-
мётов.

Ну, первую часть задачи мы выполни-
ли. Остаётся теперь продержаться сколь-
ко нужно. А держаться, надо вам ска-
зать прямо, было не легко. Немцы ведут
такой отонь, — головы не полнимешь.

с фланта по их сигналу зелёной раке-
TOW стали им помогать миномётом. Рани-
лю нашего командира взвода, ешё трое
бойцов выбыло из строя.

Отонь немцев на минуту притих..

— Сейчас пойдут в контратаку, —
передал п цепи старший. лейтенант. —
Бейте их, гадов, в 106! Держитесь, раз-
велчики! я

Пошли они в контратаку. Ещё не
развиднелюсь, ночь тёмная, и мы только
по вспышкам выстрелов да по крику
ихнему заметили, что они вылезли из
укрытий и ползут к нам. Отсекли мы их,
не подпустили к батареям. Через полча-
са ещё раз рванулиеь они к нам. Так че-
тыре раза, поя ряд шли они в контратаку.

Стали  кончатьея У нас боеприпасы.
Осталось тю олной гранале и совсем нем-
ного патронов. Послал командир связного
в штаб полка. «Пусть пришлют поско-
рее патронов и гранат, скажешь, a то
придётя гадов одними итыками отбра-
сывать».

Не лошёл связной ло штаба. Послали
второго. А он ветретил уже подкрепление.
Двадцать автоматчиков и четыре броне-
бойпика пришлись нам как-раз  кетати.
Й боепринасы подоспели к пятой контр-
атаке. Теперь мы их отбросили очень
быстро. Только метров десять и успели
они пробежаль.

Продержалиеь мы вою ночь впереди
полка. Не могли немцы сбить нае, не
вернули они свои шестиствольные мину-
мёты. А утром полк продолжал выпол-
‘HATS свою задачу и продвинулея вперёд
на плечах отетупающего противника.

И. ОСИПОВ,
спец. корреспондент «Известий».

ГОМЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 4 ок-
тября.

Суворовское военное училище в Майкопе

МАЙКОП, 4 октября. (По телегр. от
соб. корр.). В Майкопе создаётся Суворов-
ское военное училище. Здесь, на берегу
реки Белой, в красивом парке раньше был
военный городок. От него сохранились два
больших корпуса, в которых будет за-
крытый пансион воспитанников училища.
Сейчае в этих корпусах белятся потолки,
красятся стены, перестилаются полы, пе-
рекладываются печи. Комсомольцы Май-
копа взяли на себя обязательство сделать
пансион Суворовского училища уютным,
украсить его цветами, картинами. На не-
скольких фабриках края для училища изго-
товляется мебель, получены кровати.

На ряду со зданиями пансиона отделыва-
ются столовая и два жилых дома для офи-
перского и преподавательского состава.

Учебный корпус находится поодаль от
пансиона. При училище есть хоропю обо-

рудованный клуб, хрытый манеж для вер-
ховой езды, большой плаи.

Будущие воспитанники Суворовского учи-
лища буквально осаждают приемную ко:
миссию. На 400 мест уже подано свыше
1.500 заявлений. Из части, которой коман-
дует т. Демиденко, приехал 13-летний Ва-
дим Бычков. Отец ‘и мать его погибли в
Ленинграде. Мальчак был эвакуирован Ha
Кубань и помещен в детский дом. Немцы
уничтожили этот дом, и мальчика приютила
часть, освободившая хутор, где он нахо-
дился. Таких, как Вадим Бычков, приез-
жает много. Они уже в военной форме, в
пилотках и держатся увереннее, чем дру-
гие ребята, которые с волнением ждут ре-
шения приёмной комиссии.

1 декабря в Суворовском военном учили-
ше начнутся занятия.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

В ОСВОБОЖДЕННОМ ДОНБАСОЕ. На снимке:
навливаемых шахт треста «Енакиевуголь».

Научно-пропагандистская работа учёных

На заседания совета научно-технической пропаганды Академии наук СССР

Вчера в московском Доме учёных со-
стоялось заседание совета научно-техниче-
ской пропаганды Академии наук СССР. С
докладом о пропагандистской деятельности
совета в дни Отечественной войны выету-
пил академик В. Н. Образцов. :

— До войны, — сказал академик O6pas-
цов, — совет научно-технической пропаган-
ды обслуживал лекциями и докладами на-
селение Москвы и Ленинграда. В послед-
ние два года большая работа проводится
в Казани, Свердловске, Фрунзе, Алма-Ата
и других городах. С ноября 1942 года по
октябрь нынешнего в воинских частях, гос-
питалях, на заводах и фабриках, в вузах
и городских лехкториях было прочитано
около 1.500 лекций: 1.050— на об-
щественно-политические темы, 177 — науч-
но-технических и другие. Значительную
часть лекций и докладов читали академики
и члены-корреспонденты Академии наук
СССР. Помимо лекций, совет пропаганды
организовал выступления ученых по радио,

проводил открытые научные сессии и тео

ретические конференции. Недавно прошед-
ние Горьковская сессия в Казани и агро-
 номическая сессия вю Фрунзе привлекли
большое количество участников и слушате-
лей.

Митинги в орденоносных ремесленных училищах Москвы

Вчера в Московском ремесленном учи-
лище № 28 состоялся митинг в связи ¢
награждением училища орденом Трудового
Красного ‘Знамени. Поздравляя коллектив
с высокой наградой, начальник Главного
Управления Трудовых Резервов тов. Мос-
катов сказал:

— Вы внесли свой вклад в дело оборо-
ны страны. В Указе Президиума Верховного
Совета СССР говорится, что вы успешно вы-
полнили задания правительства по подго-
товке квалифицированных рабочих-энерге-
тиков и отлично выполнили своими сила-

`Шхкольные интернаты

СТАЛИНАБАД, 4 октября. (По телеф.
от соб. корр.) В Таджикистане организует-
ся 8 интернатов при средних школах с
полным государственным паноионом для.
1.000 учашихея старших классов. Интерна-
ты предназначены для учащихся таджиков
и узбеков, проживающих в отдалённых гор-
ных районах, где ‘нет полных  средчих
школ, f=

Первые такие интернаты уже созданы в
Горно-Бадахшанской автономной области на
Памире ‘(кишлак Дебостар), в Кокташском
районе Сталинабадской области. `Намечено
открытие интернатов в Ленинабаде; в Ку-
лябской и Гармской областях.

Помимо этого, Наркомпрос Таджикской
ССР предполагает организовать свыше 40
интернатов при неполных средних школах

на средства местных Советов и родителей
учащихся.

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР.

заготовка леса для ствола одной из восста-
Фото Д. Фавиловича. (Фотохроника ТАСС).

С сообщением о работе  Азербайджанско-
го филиала Академии наук. СССР по
научно-технической пропаганде выступил
профессор Гусейнов. За время Отечествен-
ной войны в институтах, на предприятиях,
в колхозах Азербайджана было проведено
1.277 лекций и докладов. Особенно боль-
шой интерес вызывают лекции о героичес-
ком прошлом нашей родины, о дружбе на-
родов СССР, о новейших достижениях
науки и техники. В 1942 году филиалом
была организована сессия на тему «Ленин-
ско-сталинская дружба народов Закавказья».
Большую научно-пропагандистскую работу
проводит Азербайджанский филиал Акаде-
мии наук в колхозах и совхозах респуб-
лики. В городе Куба состоялась научно-
техническая сессия, посвященная повыше-
нию урожайности и использованию MeCT-
ных природных богатств. Докладчики и
лекторы Академии ‘оказывают большую
научно-техническую помошь молодым неф-
тяникам, недавно пришедшим на промысла.
—С отчётом о работе журнала «Наука и
жизнь» выступил ответственный редактор
журнала профессор Петров.

Совещание наметило ряд мероприятий по’
дальнейшему расширению агитащионно-про-
Пагандистекой научно-технической работы.

ми специальные задания для нужд оборо-
ны страны. Пусть правительственная на-
града воодушевляет вас на новые трудо-
вые подвиги во славу родины.

Отвечая на приветствия, директор ре-
месленного училища № 28 тов. Агальцов
заверил, что учащиеся и преподаватели бу-
дут работать ещё лучше, отдадут все
свои силы делу окончательного разгрома
врага.

В тот же день состоялся митинг в реме-
сленном училище № 12, награждённом ор-
деном «Знак Почета».

Подарки защитникам родины

ГУРЬЕВ, 4 октября. (ТАСС). Богатые по-.
дарки посылают денгизские рабочие и рыба-
ки защитникам родины к 26-й годовщине Ве-

ликой Октябрьской социалистической рево-

Верховного
‘открывает митинг трудящихся Смоленска

‘от гитлеровцев

pew
—

Налёты нашей звиации на зкелезнолорожные узлы
Орша, Могилев, Джанкой и станцию Мелитополь

В ночь на 3 октября наша авиация

подвергла бомбардировке скопления немец-

ких воинских эшелонов на железнодорожных узлах Орша, Могилёв, Джанкой я

станции Мелитополь.

На железнодорожных узлах Орша, Могилёв и станции Мелитополь в результате.

бомбардировки разбито не менее 3 воинских эшелонов противника.
На железнодорожном узле Джанкой возникли многочисленные пожары, сопрово-

ждавшиеся взрывами. К концу бомбардир

овки пожаром была охвачена вся террито-

рия железнодорожного узла. Горели вагоны и платформы с техникой и военным иму-.

ществом противника. Наблюдением наших

экипажей отмечено до 25 сильных взрывов.

Два наших самолёта. не вернулись с боевого задания.

Митинг трудящихся Смоленска

После долгих месяцев тюремной жизни.

‚улицы Смоленска вчера вновь ожили, ста-

ли праздничными. Веюду красные флаги,
портреты товарища Сталина, украшенные
цветами.

Колонны железнодорожников, рабочих и
работниц текстильного комбината, пколь-
ников пвижутся к центру Смоленска на
первый митинг освобождённого города.

Колонны трудящихся Смоленска собра-
лись у исторического памятника  Отече-
ственной войны 1812 гола. Председатель
Смоленского областного исполкома, депутат
Совета ССЮР Р. Е. Мельников

совместно с представителями Красной Ap-
мии и партизанских  отралов, посвящён-
ный освобождению города от немецко-фа-
пгистеких оккупантов.

Первое слово предоставляется секретарю
Смоленского областного и Городского ко-
митетов ВКП(б) депутату Верховного Со-
вета СССР Д. М. Попову. Тов.
  имени партийных, советских, профсоюз-
ных и комсомольских организаций поздра-
вляет собравшихся с
фапгистекого ига.

— За 23 года советской власти древний
русский город Смоленск вырос в крупный
центр промышленности, железных дорог я
магистралей, идущих от Москвы на запад,
в город учебных заведений.

сожгли наш красавец Смоленск, уничтожи-
ли здания государственных учреждений,

НИЯ,
ники. Зверствами, террором
палачи стремились покорить смолян, но-
ставить их на колени, лишить свободы и
чести, сделать рабами.

ли нашего города посылают первые слова
любви и сердечной благодарности велико-
му полководцу товарищу Сталину и вело-
мой им родной Красной. Армии.

Дорогие воины Красной Армии, заверя-
ем вас, что мы упорным трудом будем вос-

рождать жизнь на родной Смоленщине, по-
могать Красной Армии громить фашистских
мерзавцев, изгонять их из пределов нашей
Родины.

От имени бойцов, сержантов, офицеров и
тенералов Западного фронта, освободивших
древний Смоленск и Смо-
ленскую область, выступает телерал-майор
Русских.

— Ежедневно многие сотни населённых
пунктов, — товорит генерал, — очищаются
оружием Красной Армии от гитлеровской

люции. Из сверхплановых уловов они от-
грузили 350 центнеров копчёной рыбы, кро-.
ме того, собрали много. мяса, 225 килограм-,
мов сливочного масла, табака, вина, одеко-
дона. Много подарков в Действующую Ар-
мию посылают нефтяники Эмбы.

Новый белорусский театр

Комитет по делам искусств при СНК СССР
решил организовать‘ Белорусский  Государ-
ственный театр музыкальной комедии.
Театр будет обслуживать части Красной
Армии и население освобождённых районов
Белоруссии.

Пять минут

Высокий широкоплечий генерал круп-
ными шагами ходил но комнате. Лицо его,
бронзовое от ветра, было добродушно. Но
узкие, пристально глядевшие карие глаза, и
властный голос выдавали в нем волевого,
сильного человека. Генерал проделал с
своими частями славный боевой путь.

Сейчас мимо штабного домика проходи-
ти войска. Было что-то гордое и красивое
в их движении. Пехотинцы двигались по-
чти бесшумно. Обращала на себя внима-
ние великолепная пригонка амуниции. На
‘людях не было ничего лишнего.

Армия, овеянная славой боев за Вязьму,
у Дорогобужа, за Смоленск, двигалась вие-
рёд. Шатая рядом, сопровождали свои
подразделения командиры. В большинстве
это была молодежь, но грудь многих из
них украшали ордена. Офицеры внима-
тельно следили за движением колонн.

‘Генерал закурил тонкую длинную папи-
pocy и продолжал начатый разговор.

— Немпы всё время совершенствуют
оборону, — говорил ‘он. — Вот, например,
в этих местах противник отказался от дзо-
тов. Это не случайность. Дзот, как пока-
зал опыт, при современной мощи отня —
мало действенное средство обороны. Как
ни маскируйся, а рано или поздно артил-
лерия нащупает его и разрушит. Поэтому
в последнее время немцы вместо дзотов
строят в большом количестве открытые ог-
невые площадки. Это позволяет врагу ве-
сти огонь из кочующих орудий или мино-
уётов. Отстрелявшись с одной площадки,
он переходит на другую. Мы захватили
немецкую инструкцию, где даже солдатам
строго предлагается каждые несколько ми-
нут менять опневые позиции. Всё это —
попытки“затруднить продвижение наших.
частей, дезориентировать наших миномет-
чиков и артиллеристов...   #

Тенерал развернул карту сю схемой .ог-
невых точек врата. На вбех возвышен-
ностях были обозначены пулеметы, уе0-
вершенствованные траншеи, минные
поля. Е

— Могу подтвердить, — Улыбнулся
тенерал, — что оборона немцев здесь
вполне оправдывала название непроходи-
мой. Наши бойцы её и не проходили.
Куда тут проходить, если на каждый
квадратный сантиметр площади — деся-
ток пуль! Нет, наши бойцы это  прост-

ранетво мигом промчали, пронеслись че-
рез него < предельной скоростью. Этот
штурм занял пять минут.  Всето пять
минут потребовалось. нашим бойцам, что-
бы пробежать 100—150 метров, преодо-
леть проволоку, снова пробежать неболь-

шое пространство и ворватьея во враже-

ские траншеи. На быстроте и строился
план атаки... -

—- Известны природная смелость, на-
ходчивость, лихость руюского солдата, —
добавил, помюлчав, генерал. — Ho 3a
всем этим поверхностный наблюдатель не
видит кропотливого труда нашего бойца,
долгой, упорной учёбы.

..Учаюток атаки был- заранее опреде-
лён. За ним скрытно следили день и ночь
наши наблюдатели. Каждая огневая точка
тщательно засекалась, а вскоре и вся
разветвленная сеть вражеских укрепле-
ний с большой точностью была нанесена
на карты. a

Для штурма отобрали три роты бойцов.

Выбор пал на роты, почти целиком г9-

стоявигие из добровольцев — уроженцев
недавно освобожденных ог немцев райо-
нов. У каждого из этих бойцов свои 060-
бые счеты © врагом. У одного немцы убили
родителей, у другого — угнали сына или
дочь в Германию, у третьего — разорили
дом, сожгли двор. И бойцы рвались вперёд.

Гремели бои, а здесь, в тылу, екрытно от
постороннего глаза, шла учёба.

Точно были воспроизведены немецкие
укрепления, которые  намечались для
петурма.

Ночь. Темь. Вдруг вспыхивает электри-

ческий фонарик. Он шарит по траве, по’

кочкам, прилирчиво  прощупывает каж-
дый куст. Взвивается яркая ракета, и
тогла слышится резкий голос команлира:

— Отетавигь!
вались ‘как следует?!

Рота откатываетея назад, и снова в
темноте начинаетея учение. Бойцы при-
учались ползти «по-кошачьи», то-есть
бегтумно, абеолютно незамеченными.

Потом изучалась дневная  маекировка.
На поле лежали так, что даже с рассто-
яния в полеотни метров никто не Jora-

далея бы, что здесь две-три роты бойцов.

В ямках под каждым бойцом находилея
специально приготовленный

щиток. По сигналу люди вскакивали,

ниям, набрасывали на колючий
Щитки и в одно мтновение

Шчему He замаекиро-

штурмовой   очищавиие путь от мин. Немецкие патру-
  ли имели полное право доложить,

по щитку переваливалиеь на ту сторону.
Затем мчались к траншеям.

— Шесть с половиной минут, — до-
кладывали командиры рот своим началь-
никам. /

Приехал генерал и, выетроив бойцов,
сказал: ;

— Надо добиться лучших результатов.
Ремни сбросить. Гимнастёрки заправить
в брюки. С с0б0ю взять только по два
подсумка. Beé остальное —, котелки,
мешки — оставить...

Koma начать атаку? От решения это-
го вопроса зависело многое. Часть коман-
Хиров была склонна начать штурм
ночью или Ha рассвете. Генерял отверг
это предложение. Известно, что ночью
немцы значительно усиливают наблюде-
ние и выставляют боевое охранение к
самой проволоке. .

Было избрано время, когда враг менее
всего мог бы ждать нападения —4 ча-
са дня, время обеда у немцев.

При артиллерийской подготовке нем-
цы, убежав из передовых траншей, мо-
гли без 060бых потерь. отоидетьея в
траншеях второй линии. Шеэтому на у3-
ком участке прорыва было сосредоточено
такое количество артиллерии, что она в
состоянии была накрыть огнём и первую,
и вторую линии траншей,

Наступила ночь. До штурма остава-
лось еще 9—10 часов, а по существу

он уже начался. Началось то, что pe-
шало ующех атаки, — скрытное сближе-
ние нашей нехоты с противником. В.

темноте один за другим выползали бой-
цы из траншей и бесшумно напразля-
лись вперёд. Это ползли штурмовые ро-
ты, которые в долгие лни и ночи тре-
нировок выработали в cebe и ловкоеть,
и напористость. Гимнастёрки их были
туто заправлены в брюки. рукава засу-
чены. Кроме винтовок или автоматов, в’
руках у них ничего не было.
Лонадобилоеь  несколько часов, чтобы
проползти 200—300 метров, которые
отлеляли налии части от немецких уквре-
плений. Не было произнесено ни слова.
Переговаривалиеь ‘условными  движения-
ми рук. Впереди ползли сапёры, бесшумно“

‘пауза, во время которой немцы могли бы!

что за

вихрем неслись к проволочным загражде-! прошедшую ночь они ничего не слышали,

металл и противник вёл себя абсолютно спокойно.
всем телом  Но в этом прозном спокойствии скрытно под-

готовлялаеь стремительная русская атака.

Наступило ‘утро. Ничто не выдавало
наших штурмовых рот, лежавших в
метрах от проволочных заграждений
врага. Шли часы. Веё поле перед про-
волокой было мертво. Только кое-где ви-
днелись кустики, возвышались кочки. То
были налци бойцы, замаскировавииеся в
соответствии с особенностями поля. Так’
OHH лежали без движения до 4 yacoB
ДНЯ.

Ровно в 4, когда ничего не: подозре-
вавшие немцы направились 3a своими
порциями супа, грянули залпы наших
батарей. Короткий, но могучий, сосредо-
точенный налёт артиллерии загнал нем-
цев в землю. Он продолжался несколько
минут. Цотом должна была  наютупить

притли в себя, подбежать к своим пуле-
мётам и миномётам и открыть огонь по
наступающим.

Но этого ве произошло. Штурмовые
роты, подведенные к самой проволоке,
нарушили се расчёты немцев. Ещё не
смолкли орудкя, а бойцы, точно подбро-
пенные стальной пружиной, по сигналу
вскочили и мпновенно очутились у про-
волоки. С замечательной ловкостью 6ро-
сали они на проволоку щитки, вскакива-
ли на них, перемахивали через  затра-
ждения И стремительно мчались. к тран-
шеям. Поле наполнилось могучим KDH-
Ком: «ура!»

Немцы были ошеломлены. Они не ye-
пели ещё опомниться, как наши пехотинцы
уже повисли над их головами.

В трачшеях завязался жестокий pyKo-
пашный oof. А в это время в образовав-
MHC прорыв, раеширяя его, хлынуля
за штурмовыми подразделениями наши
части. Далеко на горизонте  ноказалиеь’
немецкие самолёты. Немцы пытались
исправить делю нападением с возлуха.
Но удар немецких бомбарлировииков был
парирован нашей истребительной авиа-
цией. i

Ещё один Узел немецкой обороны был
захвачен Hallam войеками, Штурм ук-
реплённой полосы  подготовлялея толгое
время, а продолжался всего пять минут.

: А. БУЛГАКОВ,

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

ноармейца

нечисти. Советские войска идут на выруч-
ку нашим людям, терпящим  несказанные
муки под гитлеровским ярмом. Штык крас-
рвёт
фашист хотел приковать к своей каторж-
ной колодке советских людей.

Войска Западного фронта идут на запад,
изгоняя врага с белорусских земель. А вы,

койно пристуцать к восстановлению Смо-
ленека и залечивать раны, нацесённые ему
гитлеровцалеи.

Or имени партизан и партизанюк Смо-
ленщины получает слово
тарь Смоленского горкома ВЁП(б), пришед-
щий на-днях из партизанекото тыла.
Петрович Мазин. Собравшиеся хорошо зна-
ют его и сейчас с особым вниманием слу-
шают рассказ тов. Мозина.

— В первые же дни нападения врага на

0 советскую Родину, — говорит он, — наш

вождь и учитель великий Сталин призвал
народ к священной отечественной войне.
По призыву Сталина советские патриоты и
патриотки ушли в партизанские отряды.
Смоленские партизаны наводили ужас на
немецко-фашистских захватчиков. Смолен-

Попов от.

освобождением от

Гитлеровские разбойники разрушили и.

жилые дома, предириятия, учебные заведе-
театры, клубы, исторические памят-
титлеровские

Освобождённые от позора и неволи, жите-

станавливать разрушенное хозяйство, воз-

подлые путы, которыми

жители освобождённого города, можете спо-

бывигий секре-

Иван

‘ские дороги стали непроезжими, а леса
Смоленщины —— непроходимыми. Гитлеров-
пы бросали против нас войска и танки. Но
‘ни карательные экспедиции, ни полицей-
ские сыски, ни расстрелы и виселицы, ни
преследования наших семей и близких не
сломили партизанской воли к борьбе.

За два года партизаны Смоленпеины ист-
ребили десятки тысяч гитлеровских солдат
и офицеров, пустили под откос сотни воин-
ских эшелонов, уничтожили и повредили
большое количество паровозов, тысячи ва-
тонов, платформ и’пистерн с вооружением,
боепринасами, продовольствием и горючим,
уничтожили тысячи автомашин.

Партия и правительство высоко оценили
боевую деятельность и политическую рабо-
ту смоленских партизан в тылу врага: в
нашей семье народных мстителей — два
Героя Советского Союза, 5.300 орденонос-
цев и медаленосцев.

На трибуне — старый 63-летний рабо-
чий Смоленского авиационного завода, эва-
куированного в начале войны на восток,
Александр Алексеевич Волков. Взволно-
ванно рассказывает он о тяжёлой жизни
при немцах, о ненависти, которую питали
 к ним жители города, ждавшие со жня на
день своего освобождения, о своих сыновь-
 ях, сражающихся в рядах Красной Армии.
Каждая фраза старика понятна и близка
собравшимся, и его краткая речь неохно-
кратно прерывается аплодисментами.

От имени интеллигенции города, кото-
‘ рую фашисты преследовали особеняю же-
\стоко, пытаясь низвести до уровня рабов,
выступает учительница Належда Ивановна
 Чернавсная.

— Сегодня мы впервые собрались здесь
после долгого кошмарного сна, как свобол-
ные, полноправные граждане Советского
Союза, — говорит она. — Мы были уве-
 рены, что близок день нашего освобожде-
ния, и он настал. Это они — наши дети
и мужья, бойцы и офицеры Красной Ар-
мии — освободили нас. Это он — великий
Сталин — освободил нас. ‘

Продолжительными аплодисментами
встречают участники митинга появление на
трибуне комсомолки Лизы Агельяровой, вы-
ступающей от имени смоленской молодё-
жи. Смоляне хорошо знали эту смелую,
мужественную девушку не только по дово-
енной работе: они встречали её в городе и
 в месяцы немецкой оккупации, куда Лиза
неоднократно и надолго приходила для ве-
‘дения подпольной антифашистской  дея-
тельности.
  В заключение на митинге выступил ге-
нерал-майор П. Ф. Иванов, передавший
 смолянам горячий красноармейский привет
‚от имени бойцов, сержантов, офицеров и
‘тенералов Смоленских дивизий, бригад и
‘полков. Тов. Иванов заверил собравнтихся,
‘что пехотинцы и артиллеристы, сашёры и
кавалеристы, танкисты и зенитчики смо-
 ленских частей будут высоко держать гор-
дое наименование Смоленских, наполнен-
ное славой древнего русского оружия, и
будут жестоко метить фашистам за зло и
горе, причинённое ими натией Родине.

Предложение послать  приветственное
письмо Верховному Главнокомандующему
товарищу Сталину встречается бурными
аплодисментами и привететвенными воз-
тласами. Слово для оглашения текста
письма получает земляк горожан, собрав-
шихся на митинге, прибывший в родной
тород с частями Красной Армии, ноэт
Александр Твардовский.  Прочувствован-
ным, взволнованным голосом читает он
простые, идущие от сердца слова обраще-
ния смолян к вождю, чьё имя у всех на
устах, у всех в сердце.

Бурными  приветственными возгласами
встречается также предложение послать
приветствие воинам Красной Армии, осво-
бодившим Смоленск, частям, получившим
ныне названия Смоленских. (ТАСС).

АННИНО

Театр имени Вахтангова
начинает спектакли в Москве

На-днях в помещении филиала МХАТ
театр им. Вахтангова начинает свои спек-
такли в Москве. у

Художественный руководитель театра,
народный артист РСФСР Р. Симонов в бе-
седе с корреспондентом «Известий» сооб-
WAIT:

— 22 месяца мы провели в Омске. Это
был период напряженной ‘творческой рабо-
ты всего коллектива театра.

За это время театром поставлено пять но-
вых спектаклей: «Олеко Дундич» А. Рже-
шевского и М. Каца, «Русские люди» К. Си-
монова в постановке А. Дикого, «Фронт»
А. Корнейчука — постановщик Р. Симонов,
«Сирано де Бержерак» Э. Ростана—поста-
новка Н. Охлопкова, «Слуга двух господ»
К. Гольдони—режиссёр А. Тутышкин. Этот
репертуар дал возможность режиссуре и
актёрам раскрыть свои творческие возможно-
сти. Многие актёры создали образы, которые
являются серьёзным достижением сцениче-
ского искусства. Мне хочется назвать таких
актёров, как Ц. Мансурова (Роксана в «Си-
рано де Бержерак»), Е. Алексеева и А. Го-
рюнов (Харитонова и Глоба—«Русские лю-
ди»), А. Дикий, И. Толчанов, А. Абрико-
сов и Н. Плотников. Творчески вы-
росли и окрепли молодые артисты театра
Е. Коровина, Г. Пашкова, А. Казанская,
Л. Занковская, Н. Емельянов и др. Печатью
большой талантливости отмечены работы
художника В. Рындина и заведующего му-
зыкальной частью театра А. Голубенцева.
На долю Рындина выпало оформление всего
основного репертуара театра,

Кроме премьер и возобновления основно-

«Много шуму из ничего», «Егор Булычеви
другие»), в Омске мы начали работу над.
музыкальной комедией Эрве «М-ль Нитуш»
в моей постановке, режиссёр А. Голубенцев,
художник В. Рындин. Этот спектакль яв-
ляется продолжением и развитием линии ко-
медийно-музыкальных работ театра — «Лев
Гурыч Синичкин» и «Соломенная шляпка».
Над ролью Денизы в этом спектакле ра-
ботает Г. Пашкова.

Режиссёр Б. Е. Захава осуществляет по-
становку одного из великих произведений
русской драматургии пьесы «Гроза» А. Н.
Островского. Роль Катерины поручена
Е. Алексеевой. А. Дикий приступил к рабо-
те над пьесой Аверкиева «Фрол Скабеев»,
главная роль в которой поручена Б. Бабоч-
кину. Театр готовит также пьесу К. Симо-
нова «Жди меня», которую в процессе по-
становки перерабатывает вместе с автором.

Нами ведётся также большая работа над
созданием новых пьес с несколькими авто-
рами, близкими театру.

В Омске нашим театром был организован
фронтовой филиал во главе с художествен-
ным руководителем А. Орочко. Около двух
лет наш филиал играет свои спектакли в
Действующей Армии. Нам доставляет боль-
шую радость сознание того, что во многих
городах и сёлах нашей родины, в том чи-
сле — в Харькове, освобождённых Красной
Армией из-под фашистского гнёта, первые
спектакли, которые увидело измученное на-
селение, были спектаклн нашего филиала.

Мы снова в Москве. И сейчас в Москве мы
будем работать с ещё большей энергией, от-
давая все свои силы для общего дела—фаз-

го репертуара («Фельдмаршал Кутузов»,

грома и полного уничтожения фашистских:
захватчиков. yest