Аркадий ПЕРВЕНЦЕВ

Её раны

Голубой мир и яоные приазовокие 30-
ри! В ним пришла Любаша потому, что
жили в мире этом Баклан и Лебедка.
А получилось так: с матери-Украины приле-
тел, точно на тяжёлых и быстрых крыльях,
Баклан, рыбак и непоседа, отустилея на
крутом обрыве Тамани, на виду Керчи и
Еникале. Эдесь он нашёл своё очастье—Ле-
белку, казачку с полуострова...

Бубны ударили над обрывом, три дня
и три ночи звенели каблуками казаки,
на лёгких линейках привозили анапекий
виноград — шашлу и светлое, но хмель-
ное вино. А на четвёртый день рано
поутру проверил Баклан вёела, стук-
нув ими о землю, взвалил на плечи
‘сети и по тропке спустился к баркасу.
Лебедка махнула на обрыве рукавом,
ушла по хозяйству. Зазимовал тут Ба-
клан...

Жиля они у тото места, пле когда-то. про-
езлом в недалёкий Геленджик, останавли-
вался Михаил Юрьевич Лермонтов...

Холодной весной принесла Лебедка
Любалту. Снова пили и гуляли над та-
манокими кручами казакм-рыбаки. А как
только немного расцвела земля и белым
кружевом  выткало черешню,  ФДебедка
привязала к ветке люльку на четырех
бечевках из манильского волокна и 3a-
пела песню, глядя туда, где в сияньи
солнца уходил серый парус Баклана...

..Выюокая, с варими глазами и ресница-
ми, как порханье бабочки. Волосы, как.
товорится, вороньего крыла; носит она их,
Kak кубанскую шапку, а поверх этой
шатки форменный тёмвю-синий берет мо-
рячки. Имя её Люба, или Любаша, как
привыкли называть её моряки-черноморцы.

Ей девятналцать сейчас, когда увидал
я её межлу  олеандрами и кипарисами
идуей своей прамой походкой к зелё-
новолному морю. Раскалилась, как ме-
талл, галька, над изломами берега струи-
лось маревцо-пар. Любаша сидела, охва-
тив коленки руками, и смотрела туда,
Tie Ha высоком горизонте пели корабли,
а пю0бок эсминцы 0 скопенными тру-
Gann,

— Taz борзые прижимают уши, когла
летят на волка, — сказала Любаша, не
поворачивая головы, — а за ними ты
на золотом коне. и Всё степь и степь, и
только далеко, далеко камыши и ли-
маны...

Она трямнула своими кудрями — ку-
банюкой шапкой и засмеялась. На верх-
ней губе пушок и мелкими слезинками
пот. Ей было жарко.

— Разленьтесь, искупайтесь.

— Нет...

Думал я, что это просто похвальная
девичья застенчивость; не всякая, даже
на пляже, разденется при посторонних,
но оказалось... изранена она’ вея и CTHI-
дится своих фан.

Отмечена она впервые германским ми-
номётным огнём при отходе сейнера, на-
битого ранеными, которых вывозила она
с тото берег» Азовского моря. Torta mo

сражение за сердце Донбасса — город
Сталино. «Ранение верхней трети плеча,
верхней левой конечности, осколочное,

слепое, с расщеплением кости. И ране-
ние лица, тоже осколочное».

Она вышла из госпиталя, но рука не

сгибалась вполне. Чуть повыше зюктя —
коричневая разрубина, и выше ещё—татуи-
рованные осколочные знаки вокруг про-
ботн. Второе ранение—касательное, пуле-

Boo B голову. На затылке прядка седых!

волос, которые почти незаметны. Заета-
вило это ранение отрезать чёрную косу,
её любил пересышать в пальцах Валька,
о нём придётся рассказать попозже. То-
ria же, под Шансутекой станицей пуля
зацепила колено, подрасщепила чазечку,
& оскелком снаряда был пробит мускул.

Третье — контузия общая. Не могла ви
товорить, ни двигаться, прощалась с
белым светом. Ничего не слышала, He
помнила и не могла даже плакать. В раз-
ведке  нарвалась на минное поле, когда
высадили ее с десантом у Южной Озерей-
ви, чуть подальше северных склонов горы
Колдун.

Начинала войну Любаша, котла не было
ей еще и семнадцати, а подошла к девят-
надцати годам се такими почетными отме-
тинами. Говорит 060 всём этом Л-
баша чистыми и нежным голосом,
короткая усмешка пробегает в уголках её
губ, а иногда бросит озорной взгляд и
засмеется. Тогда сияет все её лицо, тре-
пещут ресницы, а мальчишки, слушавшие
её, затаив дыхание, тоже хохочут, размахи-
вая соломенными шлянами...

<=

О детстве и Валентине

Жила нал обрывом, пела песни. Говорила
по-украински, как и большинотво на. Та-
мани, певуче и мягко. Ездила по праздни-
кам на пароходике в Керчь, на слоболку,
к подругам. Ходила в степь, собирала
тюльпаны и маки, пока их еще не сожгло
солнце. Пяавала, бросаясь в BOTY, Kak
мальчишка. Любила смотреть, как ныряют
звезды в Черное и Азовское моря. Жила
она на распутьи между двумя этими моря-
ми, на лермонтовской круче, читала кни-
ги, ценила стихи. !

В седьмом классе, перед войной, когда  в её сердце, она плясала, кружила девчат,
черепица на крыше считалась  тотовивиих

разбитая
происшествием в станице, Любаша пригля-!
нулась Валентину. Этот крепкий, плечис-
TH патенёк со светлыми вихрами и блуж-
дающей моряцкой походкой понравился Лю-
dame. On ObLI Ha TPH класса её старше.
Валентин был типичным примореким
казачьим сыном, лихим и на волне, и на
суше, грубоватым на людях, но ласковым
и застенчивым наедине. Рыбачья и степ-
ная жизнь евила его мускулы, закатила
душу. 900 е “вам Любаша мчалась по
бурьянам за волками, носилась на велоси-
педе вперегонку, выезжала в воскресные
дни ‘на Курчанекий лиман. Какая это была
чистая и простодушная любовь к Вальке,
чудному парню, который был близок ей по
духу, по рождению, понятен по возрасту.
Встречи у них последнее время проходи-
ли у черешни, у той самой, где котда-то

На пристани кричали сторожевые кораб-

висела её летская люлька.  Черешня
постарела, кора растрескалаюь, ветви по-
шершавели и потемнели, но милая весе же
была эта черешня...

Гитара, была у Валентина в руках, и пер-
вая песнь, запавшая в сердце её. Эта песнь
под гитару сменила трепетное увлечение
стихами поэтов. Она попрежнему образца-
лась к Пушкину, читала под песню ветра
Лермонтова, но что может сравниться с
песней, пропетой любимым. Она пронесла
песню Валентина по всей войне, по всем
своим страданиям и горю. Мне хочется
привести эту песню в таком виде, в каком
я услыхал потом её от Любали, на бе-
регу моря, под недалёкий гром штурма
укреплений германцев на нашей Кубани.

Вот эта песня:

И вечер погас, и лучи догорали

За дальней угрюмой тайлой.

(0 чём-то печально дубы прошептали,

Й шенчется ветер с травой.

Как скланю, как грустно,

Как манит к покою,

Пора нам расстаться, прощай!
Прошай! Навсегда, расстаёмея е тобою,
Меня не ищи, не ветречай.

Я знаю, запросит душа твоя ласки,

Но поздно, меня не вернёшь,

Й прошлого счастья волшебные сказки

Налраеню к себе позовёшь.

Й вторая:

Титара-лруг, чего звенишь несмело,

Вель её рано плакать надо мной...

Вторую песню Валентин наневал BBO:
éa с Петькоюй Балабаном, mpmesmapunnr
в нему мз Ростова. Петька Балабан, за-
кадычный друг Валентина, находился в пле-
HY цытанеких романсов и гитарных стонов.
Хороший был парень Петька Балабан, и
украдкой он присматривалея к Любаше, но
для неё Валька был всё... Петька Бала-
банунлыл в Ростов на пароходе, а потом...

Припгла, война. Золотые лучи прокалили
кусты бешенюки над обрывом, за мутной
волной угадывались Бердянск, Мариуполь,
Таганрог. Год был памятный всем —
одна тысяча девятьсот сорок первый.

Валька пришёл © гитарой полмышкой,
Любаша, опустив  тлаза,  повязала на
гриф, там, тле твёрдое сплетение струн, .
ленту свою. выкрутив её из косы. Ч8р-
ная коса упала на плечи, и последний
раз побежали кудри её в валюшкиных.
трепетных пальцах. Потом они крепко’
попеловалиеь над кручей, у черешни. !

ли, они после будут прозваны «морекихи
орлами», а тотда они должны были с9-
провождать тех, кто приходил во флот в!
первых дней большой и тяжёлой войны.

Валентин уходил на пополнение матро-
сов «Червоной Украины».

— Ухожу на <«Червонку», — сказал
Валюшка гордо.

Корабль иногда пересекал далёкий горй-
зонт, там, где азовские воды доститали
тлубоких пучин Черноморья. Любаша ви-
дела серую тень стального корабля, ажур-
ные мачты и на рфеях — махальных, похо-
жих издали на орлов в момент нриземле-
ния. —  «Червонка» прошла, — обычно,
говорили в Тамани. Теперь на неё позва-
ли Валентина. АН

Сторожевики шли пе морю, узкие и
быстрые. «Николай Островский» увозил
новых матросов в Севастополь. Сторожеви-
ки охраняли «Николая Островского», ком-

который сразу стал транспортом. В море
рыскали уже подводные лодки врага.

Феодосия проплыла справа. Гора Мит-
ридата осталась.
давно утонула в море. Валька присел Ha
баке, положив под ‹<ебя кепку. Вокруг
него собрались ребята. Они были, на п2-.
реломе своей судьбы. своей жизни. Их.
сердца просили песни. Валька силел на
кепке потому, что она уже слегняла ето.
Чёрные ленточки бескозырки были так
недалеки.

Титара, друг, чего звенишь несмело,

Ведь ещё рано плакать надо мной...

Зальку слушали; и когда он окончил,
то сказал:

ae Петька Балабан выучил. Ero
еня!..

пе-

Ушла Любаша на войну

— Уйду на войну, —— сказала Любаша
родителям.

Баклан сидел на лавке, опустив с колен
большие могучие киети рук. Лебедка стоя-
ла рядом и перебирала пальцами рушник.
Потом Баклан поднял глаза и тихо выда-
BHI:

— Молода...

— Her.

Баклан провёл по дочке новым взглядом,
точно рассматривал он её впервые. Стояла
перед ним высокая и стройная красавица-
дивчина.

— „Чи ты ли 970, Любашка? — старый
рыбак озарилея каким-то внутренним еве-
том и радостью: прюглядел... проглядел...
не заметил... — Ну как, Лебедка?

— Зовут её в Краснодар-город, в техни-
кум медицинский. Пусть туда едет..,

— Вак, Любаша?

— Поеду в Краснодат...

В Ераенодаре Любаша училаеь недолго.
Вместе с другими девушками ушла Люба-
ша добровольно на войну. Ралость билась

свои пожитки к великой
перемене в их жизни. Любаша знала одно.
Дороги войны приведут её к Вальке, она!
увихит его, а может, и пройдут они вместе’!
по полям нелалёких сражений. Не знала
она, что война такой большой дом, в ко-
тором не так-то легко встретить друг друга.

Любаша воевала невдалеке от своих
«границ». Она стала медицинской сестрой.

отпускал,

‚лась от усталости.

фортабельный теплоход курортных рейсов,

позади, а Тамань уже,

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

see

Девушка с Lamanu

PHIM она привыкла, они жтли соломенные
крыши рыбаков Приазовья, они убивали их.
Вратов нужно было скорее прогнать, они
могут затоптать не только землю, но также
И её любимого, её мечты...

Любаша быстро поправилакь и ушла из
гепиталя...

—- Я хочу на передовую, в разведку, —
сказала Любаша.

Её послали на передовую, тогда не шу-
тили со словами. Люли не придумывали
зряшных желаний.

Она ушла в разведку с группой моря-
ков в двенадцать человек. Боевая развед-
ка! Они надели маскировочные костюмы из
камуфлированной ткани, ° сапоги,  каек
Родные бескозырки.не бросали. Каска бы-

ла удобна для воды — текли ключи. Из
‘первой разведки Любаша вынесла на пле-

чах моряка с «Красного Кавказа». Моряк
схватил её своими крепкими руками и не
пока не разняли его пальцы в
передовом лазарете. Любаша тоже свали-

В следующую ночь моряк умирал на её
руках. 0н повторял только два слова: «Гады
неуцы». @н точно раздавливал эти два ©ло-
ва зубами и поминутно выплёвывал раз-
жезанную густую пену крови. Потом он за-
кусил бескозырку, евёл челюети от етраш-
ной боли и ужер.

— Краматорский я, — сказал моряк,
друг погибетего и... заплакал, ках ребёнок.

\Он шел, шалаясь и ломая кусты, сдирая

кожу ветвями. Его еле успоконли. «Вань-
ка... тоже наш... краматорекий», — долго
повторял он. :

И в ту же ночь матросы уползли за
языками. Прихватили двух живых и це-
лых совершенно, а третьего, раненого в
спину. подчиняяеь приказу, волокла Люба-
ma. Ребятам нужно было прикрывать от-
ход. Любаша ползла co своей ношей, и
Ваньза из. Краматорской всё время стоял
перед ней. Она помнила ето два слова, они
звучали, как заклинание, как проклятие.
Юни получили новый емысл. Немец, кото-
рого она волокла на спине, принялся её
душить на ходу. Любаша также на ходу
рсадила ему в бок кинжал по самую py-
коятку.
тов и сбросила в пропасть. Это был первый
убитый ею немен. Но’она помнила Ваньку
из Краматорки и могучую скорбь его дру-
та. Её не мучили кошмары. Ванька из Вра-

Тамани н ещё кое-кем... у нее значительно
расширилась любовь к своих людям, окон-
чательно созрела ненависть к вратам...

Война подошла к Тамани

Любаша сражалась в Крыму и вместе
со своей частью отходила через. Керчь к
Тамани. На пристани в Верчи взрывались
склалы. На горох бросало обломки вагонов,
скаты. До Тамани тянуло дымком, копотью
покрылась черешня. Любала  переплыла,
пролив на плоту, она умела ловко масте-
рить плоты и знала фарватер.

Морекая пехота потащила  миномёты
по улинам Тамани. Низко, почти над об-
рывами, прошли на Врым истребители.

юбаша продолжала итти по войне.

..Тенерь Любаша выводила в сторону
Керчи разведотояль. Скег и резкий ве-
тер. Свинцовые волны бились о берег.
Варкасы падали в волну и выпрытива-
ли на гребень, налюловину залитые во-
jou. Ваклан и его дочка Лобаша! Вто не
знал этих двух людей на Тамани? .

Korma Сипягин и его боевые друзья
атаковали керченские берега, впереди,
перейдя пролив, Ha рыбачьих  баркасах

группы и среди них опытный поводырь
и знаток берегов Любаша Баклан.

Морская пехота врезалась в Керчь. По
тросам ещё скользили стрелки наземньех
батальонов, а моряки, бросившииеь прямо
в море, как  ботатыри-черноморцы, вы-
плеснулиеь на берега:

— Полундра!

Ha слоболке Любаша и её друзья-мо-
ряки вломилиеь в запертый дом, обложен-
ный соломой, которую немцы не уепели
запалить. На полу лежали девушки: из-
резанные груди, руки, приколотые петы-

. ками, рубашки в крови.

— Натка! — закричал один из моря-
ков. — Натка моя...

Он упал, гремя оружием, на пол, 06-  об

HAI мертвую дивчину, © которой думал
найти в жизни 30 счастье. Ребята
раньше ходили гулять на слободку, тут
жили их девушки. ITO дало им лишние
силы выбить немцев отсюда, и вот... Лю-
бала, прислонившиеь к стене, видела,
как рыдали матросы, парни двадцати че-
тырёх— двадцати пяти лет.

А потом они молча пошли в атаку. Они
бросались на немцев тихо, с перекопен-

резали и кололи немцев. Немцы бежали от
их страшных, мертвенных лиц. Любаша
выносила раненых.

А в мае сорок второго снарядом тяже-
лого орудия c того берега расщепило че-
реншню. Любаша приплыла из Керчи вместе
со своими друзьями. Там были снова нем-
цы. Следом за дочкой к берегу приетал
баркае Баклана. По тропке поднялся отец,
У него оторвало шальным осколком два
пальца. Любаша перевязала эту пустяко-
вую рану. Мать подняла куски расщеплен-
ной черешни,  порезала их ножевкой-пи-
Лой, иепекла пироги. Любаша с’ела пиро-
га, ещё кусок завернула и засунула за
фланельку и ушла. По пути черешня. Она
обняла, её косые обломки и заплакала. Она
вепомнила Вальку.

Гремели орудия. Трассы снарядов ложи

Сейнер под диким обстрелом уходил в море.
подилывал к северным азовским берегам.
Горела Украина, оттуда перевозили раненых
на Кубань. Любаша искала своего Валь
ку, везде, тде возможно. На суше уже ‘по-.

лись над водой, невдалеке от пристани го-
рело. Под ногами скринела черепица. Раз-
битая черепица уже не была  происите-
ствием здесь. Сюда снова приблизились
немцы, они были совсем рядом. На том

Пронесла его ещё несколько ша-

работал разведотряд авангарда десантной,

ными лицами и коротким дыханием. Они

ВТОРНИК,

Американский журнал о причинах
успехов Красной Армии

НЬЮ-ЙОРК, 1 октября. (ТАСС).
сктябрьском номере журнала  «Форейн
афферс», издаваемого каждые три месяца
частным обществом «Совет по иностран-
ным делам», помещена статья на тему ©
развитии Красной Армии. Автор статьи

американский журналист Леланд Стоу пи-

wer:

«Подлинное величие Красной Армии те-
перь узнал весь мир. Что сделало её та-
кой великой? О технике я судить не ком-
‘цетентен. Ho разрешите корреспонденту,
побывавшему на семи театрах войны — от
Норвегии до Китая, указать на следую-
шие несколько важных факторов, которые,
как мне, наблюданшему Красную Армию в
обучении и в действии в файоне Ржева,
кажется, имеют громадное значение для её
успехов:

1. Напряжённая работа под разумным
руководством. Давно уже подготовка рус-
ской армии зиждется на физической вы-
носливости, сноровке, работеспособносли.

2. Высокое качество руководства, Ha-
чиная сверху и до самого низа, Оно обес-
печивается тем, что в армии
чрезвычайно болышое число офицеров с
двадцатилетним стажем службы и военным
опытом нескольких войн.

3. Мощная, метко стреляющая артилле-
рия. Только благодаря красным артилле-
ристам была прорвана линия Маннергейма,
что ускорило крушение Финляндии. Разру-
шительный огонь русской артиллерии
играл также решающую фоль в борьбе
против механизированных германсках ди-
визий как танковых, так и в неменьшей
мере и пехотных...

4. Концентрация внимания уже в ранний
период на строительстве танков, при чём с
удерением на их невоспламеняемость.

5. Строительство первоклассных самолё-
тов-истребителей, начиная от «ЯК’ов» и
«МИГ’ов», с постепенным усовершенство-
ванием моделей. Прогрессивность развитая
советской военной авиации была недавно
продемонстрирована новыми моделями, , вы-
пущенными весной 1943 года: «ЯК’и», но-
вые штурмовые бомбардировщики «Илью-
пин-4», новые тяжёлые  бомбардировщи-
ки — четырёхмоторные «ТБ-7», пикирую-

в течение долгого времени

ЛОНДОН, 3 октября. (ТАСС). Штаб со-
юзных войск в Северной Африке сообщает,
что английская 8-я армия продолжает про-
двигаться на запад от Сан - Северо. Части
американской 5-й армии заняли Фридженто

маторки одновременно был её Валькой < (К юго-востоку от Беневенто). Войска со-

юзников вступили в Беневенто и продол-
жают развивать операций.

ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСС). По сооб-
шению каирского радио, американская 5-я
армия заняла Валладу. 5-я армия достигла
города Гроттаминарда, расположенного в
15 км от Беневенто.

ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер передаёт сообщение алжирско-
го радио о том, что все аэродромы в окрест-
ностях Неаполя находятся теперь в руках
союзников.

ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСС). Штаб со-
юзных войск в Северной Африке передаёт,
что американская 5-я и английская 8-я ар-
мии продолжают развивать успех, находясь
в соприкосновении с арьергардамн против-
ника. Взято в плен некоторое число немцев.
Занят пункт Монтемилетто (к северо-восто-
ку от Авеллино). (В прошлую ночь ноч-
ные истребители атаковали сортировоч-
ную станцию в Чивитавеккиа. Из этих опё-
раций не возвратились на свои базы 3 са-
молёта.

щению штаба союзных войск в Северной
Африке, части 8-й армии совершили новую
высадку в Термоли на Адриатическом побе-
режье Италии.

ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСС). Штаб с®-
что войска союзников пересекли реку Ка-
лоре к северу от Беневенто.

ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСС). По со-
общению штаба союзных войск в Северной
  Африке, воздушной разведкой отмечено пе-

Французские войска вступили в Бастию

что сегодня французские войска вступили в

Действия авиации союзников

ОПЕРАЦИИ НАД ФРАНЦИЕЙ, БЕЛЬГИЕЙ И ГОЛЛАНДИЕЙ © НАЛЕТЫ

НА МЮНХЕН, КАОСЕЛЬ,

ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСС). Как со-
щает агентство Рейтер, американские
средние бомбардировщики днём 3 октября
совершали активные операции над Фран-
цией, Бельгией и Голландией. В операциях
участвовали также сотни английских бом-
бардировщиков и истребителей и самолё-
ты авиации доминионов и союзников.
Эскадрилья французских самолётов под-
 вергла бомбардировке электроцентраль в
окрестностях Парижа. Лётчики наблюдали

попадания бомб в цель. Английские само-.

лёты «Бостон» и «Москито» атаковали
электростанции на Брестском полуострове.
 Возникли пожары, которые были видны на
расстоянии 50 км. Подверглись бомбарди-
ровке доки в Флиссингене (Голландия).

Американские бомбардировщики в сопро-
вождении сотен «Спитфайров» в ночь на

октября совершили ожесточённый налёт
на аэродром в Бове-Тилле.

ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСС). Англий-
ское министерство авиации сообщает, что
3 октября самолёты «Москито» и «Бостон»
атаковали силовые станции и трансформа-
торные установки в районе между Парижем
и Брестом. Самолёты «Тайфун» в сопро-
вождении истребителей атаковали враже-
ские суда в Флиссингене. 4 средних бом-
 бардировщика и 11! истребителей авиации
союзников не вернулись на свои базы.
В результате всех этих операций уничто-
жено 24 германских самолёта.

ЛОНДОН, 3 октября. (ТАСС). Англий-
ское министерство авиации сообщает, что в

рецких газет («Танин», «Ени
«Тан»), анализируя положение на совет-
ско-германском фронте, высмеивает попыт-

явились моряки, и каждая чёрная ленточка месте, где останавливалея Лермонтов, рыли ки гитлеровской пропаганды оправдать от-

притягивала её, но Вальки не было. Было
первое ранение и госпиталь. Шролилась её’
первая кровь, и пришли в голову думы.

Враги пришли и тонтали те земли, к кото-

яму, устанавливали
стволом...

пушку 6 длинным

(Окончание следует).

имеется

i

которой

щие бомбардировшики «Петляков-2». Хотя и отваги Сталина было его решение удер-
красные воз- жать Сталинград».

В  душные силы были менее многочисленны,

чем германские, но они редко бывали ху“
же по качеству. . ®
6. Беспошадное отстранение неспособных

руководителей, не умеющих учиться Ha
своих прошлых ошибках. hes cl
7. Решимость выиграть время за счёт

отступления на неизмеримых пространствах
страны и сохранения жизни советских сол-

т. i

8: Необычайно эффективная система с0-
здания и поддержания боевого и мораль“
вого духа войск, вера Красной Армии в
то, что её ’усилия и жертвы не сводятся!
на-нет взяточничеством и некомпетент-
ностью в правительственных кругах и}
гражданском руководстве в тылу; как-раз
отсутствие этой веры действовало демора-
лизующе на солдат царской армии 1914—
1917. г.г. 2

9. Это — первая русская армия, во are
ком случае современная, каждый солдат.
хорошо одет, обут и вооружен!
отвечающими требованиям. винтовкой и.
личным стрелковым оружием.

10. Это — первая в истории русская
армия, в подавляющем большинстве со-
стоящая из грамотных солдат. Воины
Красной Армии дерутся за правительство,
которое научило их грамоте н которое
предоставляет каждому солдату возмож-
НОСТЬ стать офицером, кекого бы он ни’
был скромного происхождения.

11. Своевременная перебазировка боль-
шого процента советских промышленных
предприятий с запада России в более безо-
пасные районы Востока и расширение
«внутренней промышленной крепости» за
Уралом. }

12. Постепенное поступление eer
схих и британских военных материалов.
Помощью Красной Армии явилось также
отвлечение некоторого количества враже-
ских воздушных сил для отражения англо-
американского воздушного нападения в
Западной Европе и в Средиземноморсхом
районе.

13. Логическое разватие широко заду-
манного генерального плана обороны и
неступления под руководством маршала

Иосифа Сталина. Примером решительности

Военные действия в Amanu

редвижение войск противника, отступаюше-
го в северо-западном направлении к Риму
из центрального сектора Фронта.

юзных сил в Северной Африке передаёт, что
вчера самолёты союзников разрушили важ-!
ный железнодорожный мост на реке Воль-
турно у Капуа. Таким образом, частично па-
рализована одна из главных коммуникаций
на западном побережье, ведущих к Риму.

ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСС). Агентство
Рейтер передаёт сообщение своего спецн-
ального корреспондента, находящегося при
штабе 5-й армии, о том, что Неаполь разру-
щен. Уцелела единственная улица-_Виа Ро-
ма, В городе нет ни освещения, ни газа, ни
воды, ни продовольствия. Перед своим от-
ступлением из города гитлеровцы разруши-
и или сожгли большинство общественных
зданий, в том числе болышие отели.

ЗАБАСТОВНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ
В БОЛОНЬЕ, ВЕРОНЕ И ВЕНЕЦИИ

лондон, 4 октября. (ТАСС). Атентство
Рейтер передаёт сообщение алжирского ра-
дно о том, что в городах Болонья, Верона и
Венеция, являющихся центрами сопротивле-
ния итальянцев гитлеровским оккупантам,
вспыхнула всеобщая э2бастовка железнодо-
рожников.

ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСС). Цюрихский
корреспондент газеты «Дейли телеграф энд
Морнинг пост» сообшает, что население Се-
верной Италии ведёт активную борьбу про-
тив гитлеровских войск.

Поступают сообщения о многочисленных
диверсионных актах, имеющих целью соз-
дать затруднения для гитлеровских войск.

В Турине происходят нападения на немец-
ких солдат.

Бастию. В сообщении добавляется, что этот
факт означает, повидимому, что немецкое
сопротивление на Корсике сломлено.

ФРАНКФУРТ И ГАННОВЕР

j общественных местах

5 ОКТЯБРЯ 1943 г. № 235 (8228)

Назначение Гарримана
послом США в СССР

ГТОН, 2 октября. (ТАСС). Бе-
явил вчера о назначении Аве»
в СССР.

ВАШИН

лый Дом об’
релла Гарримана послом США

Антигитлеровские
демонстрации
во Франции

НЬЮ-ЙОРК, 4 октября. (ТАСС). Как пе-
редаёт мадридский корреспондент  атент-
ства АссошиЪйтед пресс, лица, приехавшие
из Франции в Мадрид, сообщили, что на
прошлой неделе в Тулузе и в других горо-
дах Франции происходили антигерманские
демонстрации. Вышедшие на улицы демон-
странты кричали: «Лолой Лаваля.

Свирепые расправы в Германии
6 „нытиками“ и недовольными

ЖЕНЕВА, 4 октября. (ТАСС). Швейцар-
ская газета «Националь цеийтунт», выходя-
шея в Базеле, опубликовала полученную
из Германия корреспонденцию, ЕН
свирепые расправы гиммлеровских палаче
со всеми проявляюншими . недовольство и
зыражающими пессимистические настрое-
ния.

В корреспонденции говорится, что с мо-
мента назначения Гаммлера министром
знутренних дел террор в Германии принял
невиданный размах. Сразу же после наз-

начения Гиммлера по всей Германии быля

созваны собрания гитлеровцев, на которых
последние получали инструкции гестапо о
мерах борьбы с пораженческими настрое“
ниями. Каждого гитлеровца обязали pat:
сматривать всех, позволяющих себе усом-
ниться в победе Германии, как изменни-
ков и немедленно доносить о таких лицах
в гестапо, чтобы последнее имело возмож-
ность немедленио отправлять их в концен.
трационные лагери или предавать военному
суду.

Казни лиц, подозреваемых в поражен-
ческих настроениях, ‘стали массовым явле-
нием. Гитлеровские газеты публикуют ‹о-
общения об этих казнях. Однако факти
yeckoe число казнённых значительно боль-
ше, чем 0б этом сообщают газеты. По
укаэхе Гиммлера все гитлеровекие газеты
выступают с яростными угрозами по адре-
су «нытиков» и  «маловеров». Газета
«Цвельфурблат» в одной из своих ‘статей
заявила, что «нытики не заслуживают ни
чего иного, как такой иощечины, чтобы
брызнула кровь».

В результате всех
гестапо. население

этих мероприятий
Германии хранит в

угрюмое молчание,
опасаясь вести в присутствим незнакомых
какие-либо разговоры на тему о войне, 0
положении в стране и т. д.

Война на Тихом океане

Австралийские войска
заняли гавань Финша

ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСС). Штаб об-
единённого командования вооружённымиси-
лами союзников в юго-западной части Ти-
хого океана сообщает, что 2 октября 9-я
австралийская дивизия ‘заняла гавань Фин-
ша (Нозая Гвинея).

Всякое организованное сопротивление
японцев в гавани Финша (Новая Гвинея) пре-
кратилось, и весь этот район находится в на-
стоящее время в руках союзников. Занятие
гавани Финша обеспечило союзникам пол-
  ный контроль над заливом Хуон. Продвиже-
  ние союзников на 200 миль от порта Мореби
вверх по долине Маркхэйм обеснечивает
вооружённым силам союзников контроль
над всем полуостровом Хуон.

Японо-китайская война

Штаб американской авиации в Китае с-
общает, что американская авиация про-
извела налёт Ha Хайфон (северный
Французский Индо-Китай). Японская авиа-
ция произвела налёты на два города в юж-
ной части провинции Цзянси.

По данным китайского. командования, в
Юго-Восточном Китае китайские войска под
давлением перешедших в наступление япон-
ских войск вынуждены были оставить не-
сколько городов, в том числе Суаньчэн.
Операции происходят в северной части про-
  винции Чжэцзяв, южной части провинции
  Цзянсу и южной части провинции Аньхуэй.

(ТАСС).

ночь на 3 октября самолёты бомбардировоч-
ной авиации совершили ожесточённый на-
лет на Мюнхен. Предварительные данные
свидетельствуют о том, что налёт был весь-
ма концентрированным. т

щает агентство Рейтер, самолёты англий-
ской бомбардировочной авиации в ночь на
4 октября совершили ожесточённый налёт
на Кассель. 24 английских бомбардировщи-
ка не вернулись на базы.

общает агентство Рейтер, в Лондоне офи-
циально об’явлено о том, что сегодня утром
американские самолёты «Летающая кре-
пость» совершили налёт на Франкфурт,

ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСС). Как сооб-
щает английское министерство авиации, 3

октября английские самолёты «Москито» со-
екты в

вершили налёт на Ганновер и об’
Рейнской области.

ГЕРМАНСКИЕ САМОЛЁТЫ
НАД АНГЛИЕЙ

щает агентство Рейтер, утром 4 октября
несколько германских

Англии. Жертв не было; нет никаких cRe-

дений о том, что ‘самолёты п HUH:
H 3 чинил -
кой-либо ушерб. р т

Турецкие газеты выеменвают жалкие увёртки

гитлеровекой пропаганды
СТАМБУЛ, 3 октября. (ТАСС). Ряд ту-  пропаганды
сабах»,   наблюдателя,

не могут обмануть трезвого
«ибо ещё ни одна победо-

носная никогда

армия

H самолётов  появля-
лись над отдельными пунктами Восточной

добровольно не
оставляла богатых территорий, за которые

—©_—
Хроника

Президиум Верховного Совета ССОР ва
значил тов. Богомолова Александра Ефремо-
вича Полномочным Представителем СОР
при Французском Комитете Национальном
Освобождения.

РЕДАНЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.
Sy SS

БОЛЬПЮЙ TEATP — 5/X on.

6/Х бал. «Леб
ой единое озеро».

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО TEAT :
SATPA — HX on
STPABHATAS; 6/Х оп. «Тоска». Нач. спект. вТ +
МАЛЫЙ ТЕАТР — 5/X
довольно простоты». Нач. с 7 ч. вез.
м > Е
Hee sp ee ГОРЬКОГО —5/Х «Трр сестры»

ФИЛИАЛ
B74. Bed

TOC. MOOK МУЗЫКАЛЬНЫЙ T

$ . 3 АЛЬНЫЙ ТВАТР им
Baek SIABMOTABCKOFO 1 Ba, 1. HEMMPO-
ra 1-42-50) ieee pilymnmcran yu. И, тел.
  го ae + «Бал-\ карал г
Анго». Нач. снект, в7 Чара 6X «Дочь

МООКОВОКИй ТЕАТЬ 1 :
У РАМЫ (Бол. Орды
ка, 69) — 5/х «Kan Peak Haw, B Уч. a

моск. новы +
rex, K 3-39-61) Le ae (Ty
ая. в Т ч. веч.

«Снегурочка»;
Нач. спект. вТч

«На всякого мудреца

МХАТ — 5/Х «Вишневый сад» Нач.

a

шкарев пер., №
«Коварство я любовь,

выпускается
НОВЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ
«ДВА БОЙЦА»

we tne —_ лауреата Сталинской премий
Пой (пс повести Л. Славина)
. вка — лауреата Сталинской премий

» г 3 ек

ступление германской армии и заявляет, она заплатила миллнонами жизней». Истин- АН 1Ь вы т оператор —
что весь «секрет» отступления гитлеров- вое положение на Восточном фронте за- м чавные роли 5 Onan исполняют:
ских войск заключается в том, что их Ключается в том, пишет газета, что «Крас- . Бернес, „ВБ. Андреев, В. Шершнева,
бьют. Газета «Ени бабах» Я. Жеймо, М. Шараух.

указывает, что  Н
фантастические утверждения гитлеровской  с

BOH территории от оккупантов».

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6. Пушкинская площадь,

Литературы и искусства — К 0-51-27; И
pn

52183.

a.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова-Стенагюва, Пушкинская площадь 5,

Телефоны отделов редакции: Секретариата — К 4-11-96; Фронта — К 4-12-31; Экономического —К 1-42-05: Gene
ностранного — В 4-81-54; Писем — К 3-75-11; Nyaomecrpesuoro — K 5-36-53. Haqateapetso — K 4-74-34. Tipuem o6’ssnennit a Москве — К 5-14-58:

кого хозяйства

ая Армия гонит немецкие войска, очищая

— W 5-76-17; Tiponara:
в Ленинграде — 36-78.

Производство Ташкентской киностудии.

1943 год.

нды и Советского строительства — К 1-42-88;

ан ба ‘

-—