:

.

ЧЕТВЕРГ, 7 ОКТЯБРЯ 1943 г. № 237

Бессмертие

30 — севтября в газетах отубликован

Указ Президиума Верховного Совета  \
COOP о праевосния звания Героя Совет-
ского Союза сержанту Сергею Михайло-
вичу Овикнникеву.

... Заканчивая беседу, полковнитю, Орлов
посмотрел на часы и сказал:

— (Сейчас вы уелышите зал.
щальный салют братьям Овинниковым.

Действительно, через минуту грянул
троекратный пушечный зали. В блинтаже
все встали и, склонив головы. мысленно
проводили  братьев-героев в последний
путь.

В сержанте Сергее Михайловиче Овин-
никове и младшем сержанте Николае Ми-
хайловиче Овинникове воплотились. луч-
шие черты русских артиллеристов-—отва-
та, нахолчивоеть, стремление к подвигу.

t

_ CRAEBRO гуртов, в

в/ Нензу,

(8230)

ИН ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
ЫЪвпкытк т —д——————д——д——д—д—д—д—до00ц00к00к00—к0—к—к—к—к—т

Возрождение животноводства

‚Каждый день в курские областные ор-
ганизалтии поступают сообщения о новых,
и новых пуртах скота, направляющихся
из районов эвакуации домой. Из Тамбов-
ской области, например, возвреанаютея не-
которых 2.470 голов
скота. Курская область в порядке брат-
ской помощи получает из центральных
областей 100 тысяч голов разной птицы.
За получением птицы выехали 65 бригад

Иваново. NY
Немецкие оккупанты нанесли животно-
водетву Курской области страшный урон.

Область нелосчитывает сейчас 193 тысяч
лошалей, 250 тысяч толов крупного po-

Tater скота, 263 тыс. свиней, около по-
лумиллиона голов овец. Фашиетские гро-

В армию братья припьи в январе 1942  милы в каждом колхозе уничтожил обще-

года. Попали ени в артиллерию, в
часть, HO в разные батареи и расчёты.
Скоро оба стали отличными адулиллериега-)

ми. Сергей получил звание сержанта, сде-сотни тысяч голов

дался командиром орудия, вступил в
партию. Николай овладел спеиальноетью
наводчика, получил звание младшего cep-
жанта и ревностно выполнял комсомоль-
ские поручения.

Как-то оба брата написали своей мате-
ри, Любови Павловне. в село Черново Ря-

з Занской области:

«Дорогая мама! Мы евято выполняем
TRO материнское напутствие; верно елу-
жим родине. Сейчае учимея. чтобы, когта
наступиг время, емертельно разить врага».

Летом команлир афтиллерийекой части
получил от Любови Павловны тёплое пись-
мо. Она блатодарила еоветекого офицера
за. воспитание своих сыновей и прогила:

«Сведите их в один расчёт. Пусть
братья Овинниковы, Сергей — коман лир
орудия и Николай — наводчик, из одной,

пушки стреляют по ненавистным немцам».

По просьбе матери братьев Овиннико-
вых назначили в расчёт 76-миллиметро-
вой пушки.

Медленно тянулись недели весеннего
фронтового затишья. Хорошо  замаекиро-
ванная овинниковская пушка иногда по-
стреливала по логову врага, перехватывала,
огнём мчавлиеся к переднему краю немец-
кие грузовики. накрывала колонны враже-
ской пехоты. Ho это не  ущовлетверяло
братьев, рвавшихся в бой.

Желанный день пришёл только в aB-
густе 1943 года.
пошел на таран немецкого переднего края.
Пушка братьев Овинниковых снялась co
сваих позиций, выдвинулась виербх и
вместе с другими орулиями участвовала в,
прорыве обороны врага, расчищала путь
Hamel пехоте. Сергей и Николай штур-
мовали высоты, TDOMHAM огневые точки
врага. настигали своими снарядами убе-’
таюшщую немецкую пехоту.

Когда наши части оказались на под:
ступах к Дмитровску-Орловскому и пере-
хювые пехотные полразлеления уже ‘по-
лошли к южной ero окраине, немцы ипе-
рехватили широкую тавнину перед горэ-
дом сильным огнем. В высоком каменном

=
OMY ственные постройки — конюнЕни,

Kopos-
ники) овчарни, свинарники. птичники. Их
разрутиено около 15.000. Враг уничтожил
скота колхозников.
Если раныше беекорювность в области бы-
ла полностью ликвидирована и почти в
каждом хозяйстве имелись овцы, свиньи,
птица, то теперь у ‘большинства колхозни-
ков коров нет. Мало осталось овец, сви-
ней, итицы.

С первых же дней освобождения от не-
мепкой оккунации курокие колхозники ио-
няли необходимость восстановления обще-
ственного животноводства. Ещё летом пгу-
роко развернулась контрактация скота.
Колхозниюи охотно контрахтовали весь мо-
лодняк, весь новый приплод, какой имел-
ся в их хозяйствах. “План контрактации
‘удалось выполнить за два месяца. Но те-
лятам он был перевынолнен в два с лиш-
нии раза, по овцам — в четыре раза.

Сейчае в колхозах кипит горячая рабо-
та. Отроятся новые и воестанавливаютея
старые конюшни, овчарни,  свинарники,
птичники. Организуются различные фермы.
Восстановлено уже больше 2.800 хозяй-
ственных построек.

В каждом колхозе создано по олной-две
строительных бригады во главе © OTBIT-
ными стариками-плотниками. Бригады ис-
пользуют местные глины, хворост, бревна,
старый кирпич. Государство  отпуетило
36.540 кубических метров леса.

„Широко развернулось ‹троительство в

Чернянеком, Мелвенском, Уразовском,
Бесединеком и pale других районов

Артиллерийский полк области. Медвенские колхозники построили! Крывается 7 межрайонных школ по подго-
и приспособили 262 коровника, 151 ов-Товке колхозных животноводов на 1.080.

чарню, 122 конюшни, 10 свинарников,
69 птичников. В Бесединеком районе под-
готовлены к зиме 91 конюшня, 204 ко-
ровникё, 50 овчарен, 67 птичников. Boc-
становлены и работают инкубаторные пти-
певодческие станции в Уразове и Старом
Осколе. Началось восстановление инкуба-
торных станций во Льгове, Белгороде и
Грайворюне. В

Куйбышев —

КУЙБЫШЕВ, 6 октября. (По телеф. от
соб.  корр.). Коллективы промышленных

Саратов, в Тамбов, Ульяновск,

ферму. В общественную овчарню переведе-

злании они оборудовали пулемётные т9Ч-  предприятий города изготовили, собрали и

-ви и замаскировали наблюдательный нункт, уже отправили в’ освобожденные от немцев

откула корректировали огонь своих бата- районы Смоленской области оборудование.

„рячего дела. работали

’ немцев перестал существовать.

тей по нашей наступающей пехоте. Нух-
но ‘было быстро сбить наблюдательный
пунЕт, разнеели вражеские  пулемётные
тиёзла. Эту задачу возложили на расчет,
братьев Овинниюовьих.

Сертой и Николай, давно ждавтиие го-
с упоением. Они)
зыташили свою тяжелую пупку в центр.
равнины и, не обращая внимания на рву-
иеся: кругом немепкие снаряды и мины,
стали в упор бить по ‘наблюдательному
пункту. Их енаряты скоро пробуравили тол-
стую кирпичную стену. Было видно, ках

> вместе с глыбами кирнича на землю рухну-

ла стереотруба. Наблюдательный  нункт
Скоро за-
молчал и олин из пулемётов.

“Hem обрушили. на пушку Овиниико-
зых массированный отонь своих баталей.

В грохоте разрывов, в дыму и копоти

- расчёт продолжал долбить здание. Bypyr
- упал саженный осколками Николай

— Сетей, пить! — еле слышно про-
шептал он.

Сергей дал брату напиться и крикнул:

— 3a брата по немецким гадам огонь!

С величайшим мужеством продолжал
(Сергей  Озинников громить врагов из
пушки, обагренной кровью его мламинего
брата. Вот она умолкла. Немецкий снарях
сразил её раечёт. Ногиб и второй брат —
Соргей Овинников. Но больше не суше-
отвовало уже и немецкой кирпичной кре-
пости, Путь пехоте был открыт.

„.Ютгремел салют, и полковник Орлов
сказал: - }

— В таких людях, как братья Овия-
никовы, сила и слава нашей артиллерии.

Л. КУДРЕВАТЫХ,
спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

‘Гомельские партизаны помогают
частям Красной Армии

ГОМЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 6 ок-
тября. (Спец. корр. ТАСС). Частям Красной
Армии активно помогают партизаны Гомель-
шины, с тыла наносящие удары но врагу.
Советские патриоты срывают подброску Н@-
мецких резервов и техники к линии фронта,
разрушают коммуникации противника.

Один из партизанских отрядов пустил на-
днях под откос два`воинских эшелона, на-
правлявшихся к фронту. В одном из эшелонов,
груженном боеприпасами, разбиты 3
и 4 вагона, в другом, шедшем на большой
скорости с гитлеровскими солдатами, сва-
лились под откос паровоз и 5 вагонов. Дру-
гие отряды в эти же дни взорвали в общей
сложности 30 воинских эшелонов противни-
ка, парализовав на долгое время движение
по железным дорогам. :

Отряд имени Чкалова за последние дни
разрушил 8 мостов. Столько же мостов
партизаны взорвали на шоссейной дороге.

Народные мстители наносят удары по
гарнизонам, складам и азродромам противни-
ка. В олном бою за укреплённый вражескии
пункт партизаны уничтожили 10 дзотов, со-
жгли склады с боеприпасами и продоволь-
ствием, взорвали мост длиной в 100_ метров.
В рукопашной схватке истреблено 45 гитле-

вцев, взяты нленные.

Вы под командованием тов. Ф. проник
на вражеский аэродром и взорвал 2 двух-
моторных бомбардировщика.

ВЫ

Дела Овинниковых бессмертны.

паровоз

для 20 манпгинно-тракторных мастерских,
10 тыс. разных инструментов, 14 тыс.
штук скобяных изделий, более 20 тыс.
предметов домашней утвари, вагон кабеля,
вагон бумажнолитой посуды, 3.000 лопат,
6 тонн гвоздей и много других изделий.
_ Лечебные учреждения города укомилек-
тевали для Смоленщины одну больницу и
амбулаторию физических методов лечения.
Работники телеграфа готовят оборудование

в Курской области

Восстановлен и функционирует Пово-
Оскольский госплемрассахник тонкорунного
овцеволетва, имеющий 900 чистопородных
баранов. Восстанавливается  Шигровский
гоеплемрассадних орловских рысаков ®
еимментальекого ¢xoTa. Возвращалтея из
эвакуации находившиеся в Саратовской
области племенные фермы колхоза «Бо-
рец» Шигровского района и артели «Утрен-
няя заря» Малоархантельского района.
Старый наездник, заведующий конефер- .
мой колхоза «Борец» Гавриил Леонтьевич
Козловский во время эвакуации полностью
сохранил всю ферму, пользующуюея вее-
союзной известностью.

Загонтрактованный скот и птица пере-
водятся сейчас Ha новые и восстановлен-
пые колхозные фермы. Председатель кол-
хоза «Мировой Октябрь» СвободняЕског
района Алексей Лямин из законтрактовая-
ных 106 телят 80 уже поставил #8

ны и все законтозктованные овцы. Колхоз
отстроил также птичник, пло имеется сей-
час 600 голов птицы.

Хоропюо идёт перевод законтрактовучного
скота в колхозные фермы в Чернянеком
районе. Под руководством главного зоотех-
ника района Веры Мвановны Дерека по-
ставлено на фермы 1.835 телят, 1.057
ягнят и 1.650 птиц.

Необычайно активно развернулась зато-’
товка кормов. Комсомольцы. Курской обла-
сти по евоей инициативе взяли в свои
руки силосование кормов. В артели «Врас-!
ный ударник»  Старо-Оскольского района,
ови обязались засилосовать своими силами,
200 тонн кормов вместо 55 тонн но пла-
ну. Слово это сдержано. В целом Crapo-
Оскольский район выполнил план по еи-
лосованию на 114,8 поп. Волхозы Белов-
ского и Тербунского районев с помощью
молодежи перевыполнили планы по сило-.
сованию более чем вдвое. Неревыполнили.
планы ещё 10 районов области.

Полным ходом идёт в районах  восста-
новление зооветеринарной сети. Начали ра-
боту 83 зооветеринарных участка и боль-
ше 200 зооветпунктов. Все эти участки и
пункты укомплектованы специалистами. В.
Старом Оеколе и Судже работают межрай-
энные ветеринарно-бактериологические ла-
боратория, в Курске — областная ветеря-
нарная станция. В ближайшее время от-

:

человек.

В невиданно короткие сроки возрождает-
ся курская земля. Колхозники, corperne,
заботой партии и правительства, уверенно
ставят на ноги колхозы —— основу своего.
счастья и благополучия.

ОРЕЛ СЕГОДНЯ. Рабочие и инженеры 0э-
ловского трамвайного парка ведут работы
по восстановлению городского трамвая. На
снимке:  слесари-монтажиики производят
нод’ёмку и монтаж трамвайных вагонов.

Фото Н. Ситникова. (ТАСС.

Подарки фронтовикам

АЛМА-АТА, 6 октября. (По телегр. от
соб. корр.). Колхозники Джамбулской, Юж-
но-Казахстанской, Каратандинской и других

‘областей готовят подарки офицерам и бой-

nam Красной Армии к 26-й годовщине Ве-
ликого Октября. Колхозницы пекут для
фронтовиков печенье, жарят гусей и уток,
упаковывают посылки, банки с вареньем,
медом и другой снелью.

Члены сельхозартели «Осакаровка» Оса-
каровского района уже отправили на фронт
500 килограммов сливочного масла, 155 ки-
лограммов сала, много яиц и, кроме того, 276
пар валенок. В Таласском районе колхозни-
цы собрали 1,600 килограммев шерсти, из
которой связали и послали в подарок за-

щитникам родины много перчаток, шарфов,

носков.
Сбор подарков иирится с каждым днём.

КУЙБЫПГЕВ, 6 октября. (По телеф. от
соб. корр.). Трудящиеся области заботливо
собирают подарки бойцам и командирам
Красной Армии.

Рабочие и служащие паровозного депо
Сызрань отправили на фронт 255 различных
вещей — шапок, перчаток и т. д. Члены ар-
тели «Красный Восток» Сергиевского райо-
на посылают фронтовикам 30 килограммов
масла, 50 килограммов брынзы, 10 поросят,
много яиц, меда и домашнего печенья. ,

Колхозники артели «Завет Ильича» Ел-

37 пудов мяса, 160 кур, 60 килограммов

Г. КЛЕВАКИН,
соб. корр. «Известий».
КУРСК.

Смоленщине

ский радиоузел
радиоузла одного
НЫ.

Активную помощь трудящимся Смолен-
щины оказывают семьи служаигих и рабо-
чих гор. Куйбышева. Благодаря сборам,
проведенным по районам города, в Смо-
ленскую область уже отправлено более
2.009 пар обуви, несколько тысяч комнлек-
тов одежды и белья, много предметов до-
машнего ‘обихода.

Всего из города Куйбышева уже отправ-
лено в Смоленскую область 40 вагонов
с разлинным оборудованием, инструментами

собирает аппаратуру для
из районов Смоленщи-

для городского узла связи, а Куйбышев- и предметами домашнего обихода.

Забота в советской интеллигенции в севобонденных районах

СТАВРОПОЛЬ, 6 октября. (ТАСС). Ис-
полком Ставропольского краевого Совета и
бюро крайкома ВКП(б) обсудили и намети-
ли практические мероприятия по-улучшению
материально-бытовых условий учителей и
врачей. :

Всем учителям и врачам края нарезаются
огородные земельные участки, отпускаются
средства на ремонт и восстановление домов
и квартир, разрушенных оккупантами, и на

строительство новых домов. Для продажи
учителям и врачам в [У квартале выделяют-
ся фонды промышленных товаров — пальто,
обувь, костюмы, трикотаж, сахар, чай, хо-
зяйственное и туалетное мыло, спички,
соль, керосин.

В Ставрополе, Пятигорске,
Ессентуках и

Кисловодске,

Георгиевске открываются!урожая, приступили

масла, 250 килограммов меда.

Колхоз «Путь Сталина» Кутузовского
района выделил для этой цели пять баранов
и организовал среди колхозников сбор ин-
дивидуальных посылок. :

ИУзгётовлен второй котёл
Рамзина-

СВЕРДЛОВСК, 6 октября. (По телегр.
от с0б. корр.). Уральские энергостроители
с большим под’ёмом встретили Указ Пре-
зидиума Верховного Совёта Союза ССР о
награждении работников по строительству
тепловых и гидравлических
ций Наркомата электростанций орденами и
медалями. Они обязуются ещё более энер-
гично работать над увеличением энергети-
 ческих мощностей Урала. . ~

Вчера на энергостройке, где начальником
т. Роговин, закончено изготовление соб-
ственными силами второго
котла Рамзина. В ближайшее
котел будет
‘ской ГРЭС.

установлен на Среднеураль-

Сахароварение в Узбекистане

ТАШКЕНТ, 6 октября. (ТАСС). Велед
за Янги-Юльским и Кокандским сахарны-
ми заводами к переработке. свёклы нового
Красногвардейский и

промтоварные магазины и специальные сто- Зирабулакский заводы. Все четыре` пред-

ловые для интеллигенции.

приятия работают на полную мощность.

XOBCKOTO района подготовили для подарков

Нераливые руководители

гор

Сакмарские,  Фолтубановские,  Гаври-!
ловские лееа, угольные шахты Домбаров-
ки, Соль-Иленка... Богата меетным топля-
вом Чкаловская область. Но при воепо-
минании о проилогодней зиме чкаловпы,

сежились даже в знойные дни лета. В!
прешлом ‘тоду былое много  нотопленных.
пкол, квартир, бань. Городекие  органи-

зации не позаботились
паса топлива на зиму.

В нынешнем году все, казалось, обстоя-
ло как нельзя лучше. Ещё ранней весной
зазвенели топоры и пилы первых дрово-
соков. Около 4.000 человек выехало на
Затотовкх дров. Удалось затотовить нема-
лое количество тонлива. Впервые за пос-
лелние несколько лет произвели сплав
дров по реке`Сакмаре. Более 15.000 ку-
бометрев уже выгружено, несколько ты-
сяч кубометров находится в воде. Но
этим количеством дров можне удовлетво-
рить только потребность больниц и школ.

А когда же будет доставлено в город!
остальное топливо? Когда население по-
учит его? Дуют холодные осенние вет-
вы, предвештая близкие заморозки. И ра-
cTéT тревога чкаловцев: как бы не повто-
рилавь пропглогодняя история, когда де-
сяткн тысяч кубометров дров, заготозлен-
ных осенью, так и остались в лесу, вдали
от города, гле они лежат и по сию пору.

Вредно было бы искать успокоения в том,
чт0 в прошлом году в октябре Ha
топливных склалах не. было ни кубометра
дров, а’ нынче имеется уже 15.000 куб»-
метров дров и более 2.000 тонн угля.
Это очень мало для такого большого го-
рода.

В нынешнем году городекие организаятии
Чкалова рассчитывали получить тысячи
тонн угля из Соль-Илецпких шахт, pac-
положенных в 70—80 километрах от
города. Первые эшелоны е углём должны

9 создании за-

ола

стояние коммунального хозяйства Чкалова:

Давно не ремонтировались единственная в

городе гостиница, парикмахерские. Охна из
трёх бань < наибольшей пропускной спо-
собностью вот уже почти год не обслужи=
вает населения. Лве других бани работают
с перебоями. Ремонт‘бань к зиме не закон-
чен.

Недавно на заседании исполкома город
ского Совета предложили снять зав. отдез
лом Ирибылова с работы 33 плохое ие-
пользование ассигнований на улучиениа
коммунального хозяйства. Тогда из угла
зала послышался голос Прибылова:

— Я ведь сам ещё в мае, когда только
меня назначали заведующим, сказал. чте

не справлюсь. В июне обещали освободить,

просили потерцеть, пока подберут нового
заведующего. i

И терпел Нрибылов до середины сен»
тября, пока, наконец, поверили его исжа
реннему заявлению о неспособности воз-
главлять сложное коммунальное хозяйства
облаетного центра.

Но еше более потерпело от этого_и бе
того запущенное коммунальное хозяйстве
города, так как самое дорогое время —
весна и лето прошли для него бесследно.

Случай с Прибыловым показывает, как
мало внимания уделяют в Чкалове подбо-
ру кадров для работы в коммунальном
хозяйстве. 26 февраля 1943 года Чкалов-
ский горсовет вынес решение «06 уком-
плектовании кадрами системы коммуналь-
ноге хозяйства». В этом  решеняи быме
сказано: «Освободить от обязанностей ди-
ректора «Волоканала» тов. Разгильдяева
с 27 февраля с. г. как не обеспечившего
руководства». Снятие Разгильдяева © ра-
боты вызвано было, очевилно. частыми и
справедливыми жалобами предприятий и
трудящихся города на плохое водоснаб-
жение.

Но водоснабжение города и теперь He

были прибыть ещё в начале августа. Но
для этого нало было проложить узкоко-
лейную ветку протяжением в 7—8 кило-
метров. Исполком областного Совета ешё в
мае вынес решение о строительстве узко-
колейной ветки. Это открывало возмож-
ность получать ежемесячно для нужд го-

улучигилось. Ещё осенью прошлого гола
должна была вступить в строй лопелни-
тельная водопроводная насосная станция.
На coopymenue её ассигновали 700.000
‚рублей. изыскали для этого местные мз-
териалы. Трудяшщиеся города помотли вы-
рыть траншеи  протяжением более двух

рода 2—2,5 тысячи тонн вполне пригод-  километров. Скоро исполнится год е тех
ного дешевого угля. Городской Совет вна- пор, как станция должна была вступать

чале послал на строительство

50—70 в строй. Но сейчас тольке начата пробная

PAOOUHX. Th различным причинам, не зави- эксплоатапия её. Обнаружен рят нелоетат-

сящим от горсовета, узкоколейная ветка не
закончена ло сих пор. Больше sBeero m-
винны в этом руководители стройки
треста «Чкаловместуголь». Но сейчас, ко-
Tia уже насыпано полотно дороги, подве-
зены шпалы и рельсы и от города тре-
Фуется помочь строительству 100—150
рабочими, в гогсовете проявляют удиви-
тельвое равнодушие п решению столь
жизненного вопроса. ;

..B TOPOICKOM  отдоле коммунального
хозяйства за год сменилось три завелую-
щих. В кабинете заведующего горкомхо-

ков, которые исправляются крайне мед-
ленно.

Как же
26 февраля?

с решением  гороовета от
Его отменили 2 марта. Треез
«Водоканал» попрежнему возглавлязт тов.
Разгильдяев, и жалоб на работу „треста
попрежнему очень много.

Так ничего и не вышло из попытки
горсоРета укомплектовать кадрами систему
коммунальноге хозяйства. В невнимапии Е
подбору кадров, пожалуй, главная беда,
приведшая к плачевному состоянию ком-
муналыного хозяйства города Чкалова к

зом — грязные стены, обвалившаяся пгу-   зиме.

катурка, оконные стёкла выбить.

ь Б. ОЛЬХОВСКАЯ,
Затустение в кабинете завелующего rop- Е

` соб. корр. «Известий».

электростан-

прямоточного
время этот

KOMXO30M BO многом  хараклеризует co-

ЧКАЛОВ.

фильм „Нан заналялась сталь“ вновь выпущен на экраны

Главкинонрокат вновь выпустил на экра-
ны страны фильм по замечательной книге
Николая Островского «Как закалялась
сталь» — производства Киевской и Ашха-
бадской киностудий (автор ‘сценария и -ре-
жиссер — лауреат Сталинской премии Марк
Донской);

Патриотическая картина эта вышла в кон-
це прошлого года и обошла все города Со-
ветского Союза, демонстрировалась в кол-

хозах, на фабриках и заводах. Воспроизве-
денный на экране светлый мужественный
образ Павла Корчагина — молодого бес-
страшного борця против немецких оккупан-
тов на Украине принимается красноармей-
ской аудиторией на фронте с неослабеваю-
шим волнением. Десятки копий картины On
ли посланы в освобождённые районы.

Фильм «Как закалялась сталь» отправлен
также в зарубежные страны.

Конкуре молодых учёных

ФРУНЗЕ, 6 октября. (По телегр. от
соб. корр.). ЦК комсомола Киргизии и пре-
зидиум Киргизского филиала Академии
наук CCCP в ознаменование 25-летия
ленинского комсомола проводят конкурс
молодых учёных. В конкурсе принимают
участие молодые научные работники, аспи-

ранты, и студенты старптих курсов высших
учебных заведений. Все лучшие научные
работы, удостоенные почётных грамот и
денежных премий или получившие одобре-
ние жюри конкурса, будут изданы спе+
циальными сборниками.

Сначата вилишь только дороги.

Наш волитель подечитал, что за 27 ме-
сяцев его машина прошла по дорогам
войны болыше 100.000 километров. Это в
лва с половиной раза больше, чем окруж-
ность земного шара по экватору. Ееля ав-
томобиль ешё живет и, хоть. потренавный,
дребезжащий, всё же тернеливо тащит нас
дальше и дальше, от Волги и Сталинтраха
за Лесну и на Днеир, то этим ен обязан
сапёрам, инженерам войны.

дороги на налнем пути, к которой не при-
ложили бы руку ‹аперы. Начиная or ¢a-
мой Москвы, где автоматистрали  содер-
жалея на блистательном уровне 1940 ro-
да, до Можайска или до Юхнова, где тол-
ща гулрона вместе с каменной подкладко
была взрыта танками и аэвиабомбами в
первую осень войны, и дальше, на бес-
численных грейдерах, рокадах, проселках,
‘на лорогах переднего края, в лесах и в
болотах. в песках, в поймах норовнотых

русских речулвек, Ha левалах, в горах
илет с лотатой и се толом ^ неутомимый
сашер.

Последние метры дороти он проклалы-
вает сквозь минные поля только-что от-
битой У немцев земли, работает под or-
нем, пересекает немецкие траниюи с гру-
дами ещё ‘не остывиеих. дымящихея гильз,
приходит к искалеченным взрывами м0-
cram, спускается в воду, забивает тяже-
дые свам и не знает сна де тех пор, по-
ка не пройдут внерёл по новым aeéporam
тяжелые пушки, груженые снарядами
 ЗИС’ы и Должи, горячие походные кухни,
штабные машины и радностачтиии. Оеенью

{и весной наши армии с их титаническим,

трузом продвигаются впербд буквально на
плечах инженерных войск.

Мало кто в тылу знает по-настоящему,
что такое инженерия войлы.

Это не только мосты и лороти. Инже-
неры со своими саперамт — непременныю
участники всякого современного Gea.

С; немецкими ташками первым встречается

Наши сапёры

впереди Hero —— разведчик-сапер. На пе-
реправах санеры появляются задолго да
начала атаки, днем или ночью, вое paB-
HO, роют, ползут, как кроты. № немец-
кой колючей проволоке, к немецким мин-
ным полям, к заграждениям и к дотам,
стальным и бетонным, первыми крадутея
питурмовые группы салеров. Прежде чем
строить дорогу в простом значении этого
слова, саперы с боем открывают войскам
другую дорогу — сквозь яростно опети-

3% два с лишним года не было такой Нивитийся, стоеляющий, угрожающий ми-

‘нами  неприятельский ‘фронт, передний
край обороны. Сашер прежде всего —
солдат и потом лишь строитель. Нусть

помнит об этом каждый, кто движется по!

военной дороге велед за дымной лавиной
сражения. Там, в дыму, пронизантом рае-
каленнымх свинцом, прокладывает новую
дорогу солдат инженерных войск.

Возьмем сравнительно узкий участок
фронта в момент наступления — 30 ки-
лометров. Это реальное, обозначенное Ha
картах пространство, где взламывалея за-
ранее полготовленный немцами лояе 0б0-
рерительных сооружений. Подполковния
Петр Фелорович Дониеюк в спокойную мину-
ту развернёт перел вами аккуратно разграф-
ленные таблицы. В.них застыла и сохра-
нилась для изучения огнедыиталая
боя. обоспеченното, Kak это бывает воет-
да, работой саперов, незаметной и многи-
ми ‘забытой теперь.

Вот первая цифра. 70.500. Это немен-
кие мины — противопехотные, противо-
танковые, прыгающие ит. д. итп. Они
лежали под землей на полях и в лесах,
Гперед транитеями, между кольями колючей
проволоки, в кюветах, в стогах, в домах,

всюду, гле могла ступигь нога краеноар-
‚мейца, к чему могла прикоснуться его
рука. 70.500 немецких мин. В канун

пегурма й в холе сражения их нашли и
обезвредили наши минеры.

а Давайте считать, — скажет HeTO-

лава!

женерного штаба.
самым наши минеры? Теоретически одна
мина способна поразить до десяти человек,

если взорвется она в непосредетвенной от

am близости. Умножьте семьдесят с поло-

виной тысяя на десять. Разумеется, это
Не

отвлеченный, абстрактный  подечел.
каждая мина взорвалась бы и не такими
трандиозными массами
  брасная Армия на участке в тридцать ки-
лометров. Но все же почувствуйте в этом
подечете весомость работы минеров.

ни перевернет страницу и заговерит о
мостах на той же. земле наступления. 0т-
ступавшие дивизии немцев взорвали на
пути наших войек 70 мостов разной проч-
ности и разных размеров. Вее мосты были
восстановлены за, восемь суток. i знаю, что
это значит. Тол вальмают на. воздух вместе
с броёвнами и железными балками всю толщу
земли, полпирающей мост. Провал над
рекой с обоях берегов завален грудами
камня, развороченных глыб, и здесь тоже
залюжены мины, самые незамегные, самые
ноллые. За восемь дней этот хаос превра-
щается на семидесяти перенравах и пере-
ездах в новые прочные мосты, и колонны
машин в’езжают на них, а саперов He
видно, саперы давно уже впереди.

Армия веей массой войск, мапгин, служб,
06030в;, складов, мастерских вторгается на
отбитую у неприятеля землю, и нужно
знать, какой грандиозный труд ложитея в
atu дни на инженерные войска такой ар-
мии. В первых ценях’ пехоты прошли с
боем штурмовые групны саперов, уетра-
няющих вее заграждения и препятетвия.
Тут же прошли и минеры. За ними раесы-
палиеь во всех направлениях разведчики
дорог и колонных путей, строители, моето-
вики. Быстро и безопибочно они обязаны
избрать самыю удобные маршруты для
войск. обестечить об’езды‘ и тати в 32а00-
лоченных местностях, оборудовать пере-
правы, на перекрестках установить знаки
н указатели и пра этом учесть, чтобы
избранные маршруты не просматривалиеьъ,
не проетреливались со стороны неприятеля.

Отбитая у немцев местность должна
быть освоена мгновенио. С неба ей угро-
жают немецкие бомбарлировщикм, на зем-
ле — немецкие контратаки. Едва лишь

войск наступает

пов, холов сообщения, огневых точек,
блиндажей и подвалов и тут же рассчиты-
вают общую их вместимость. Это война с
арифмометром и © теодолитом в руках, но
нод бомбами, пулями и снарядами. Тут же
разыскиваются  волоисточники, ручьи и
колодцы, а если их нет, коледцы пробива-
ются вновь, армия He может существовать
без волы. :

А наступающие дивизии продвинулись
дальше, к новому поясу немецкой обороны.

Веё начнётся сначала. Громадный труд,
совершённый недавно сапёрами, остался у
них за епиной.

Пройдём к тому страшному во всякой
войне месту, PIO враг окопалея, изрыл
замлю траншеями, ощетинился проволокой,
начинил землю минами, а каждую яму —
пулемётными тнёзлами. Этот рубеж нужно
взломать. И сюда вместе с пехотой приходят
саперы. Ночью они проберутея к самому не-
менкому лотову и в нескольких шатах от
вражеских часовых, слыша их шаги, дыха-
тие, храп, станут искать и вытаскивать
мины. Злесь опасность двойная — при не-
чаянном шорохе весь немецкий окон,
вепыхнув ракетами, обрушит на минёра
ливень огня, при неосторожном движении
мина взорвётся у него под руками. Он у
колючей проволоки. Он режет её спепиаль-
ными ножницами. Он должен сделать про-
ход для пехоты и танков, для штурма, ко-
торый начнётся точно в назначенный чае.
Здесь на учёте каждая секунда, опоздать
нельзя, &@ бог весть, сколько мин окажет-
ся на этом участке земли. Й минёр нолза-
ет в темноте от мины к мине. Главное —
найти первую, остальные заложены по не-
которому шаблону, минёр сразу его распоз-
пает, найти бы только нервую мину. Это
работа точная, строгая, без скидок на
трудности и опасность. На-авоеь, на-гла-
305 сапёр не сделает шагу. В приказе,
точно указана ширина проходов, нужных
  танкам, пехоте, батальону ИЛИ ДИВИЗИИ.

— Что сделали тем неры намечают места для укрытий, око-!Каждый промах — это ненужные жертвы

в предстоящем бою.

Прохо&ы сделаны под носом у немцев,
‘под дулами их пулемётов. Не рано сапёру
думать об отдыхе. Он обозначит проходы
‚сигнальными вешками, он останется здесь
 до начала атаки и будет нести комендант
скую службу в проходах, на самой етрашч
ной земле войны. Проходы через проволоку
le минное поле охраняются нашими секре-
‚тами,  пулемётчиками, гранатомётчиками.
Они сидят в нескольких шагах от немец
кой траншеи. То, что сделано ночью, ниж
но сохранить в целости до начала атаки.
` Проходы в минных полях никому не
вилны, их знают только минёры.

Стрелки часов приближаются к назнам
ченному приказом времени. Немцы пяля®
тлаза в темноту, они ряхлом. Им ничего не
  известно, их обманули, перехитрили. ог
‘ненный вал наступления обруптится на них
неожиланно. В их заграждениях протела-
ны дыры, — слава, сапёрам! — во мраке, в
ночной тишине.

Й с первой сигнальной ракетой сапёр
выйдет на линию встречи © атакую-
шей нашей пехотой. Линия ветречи — в
200—300 метрах от немецкого минного
поля. В этот час немцы опомнятся, взвоет
воздух, распоротый свинцовыми пулями,
стальными осколками, озарённый неживым
тошиетворным светом немецких ракет,
canép укажет взводам и `ротам место
прохода, сапёры проведут пехотинцев 10
самого конца минного поля, и многие из
сапёров не выдержат, вынут гранату, ки-
нутся к немецким  траншеям. Штурм,
штурм! Ражеты! Атака! Сапёр — это сол-
дат нашей армии, он ишет боя и первую
мину заложит теперь уже за линией отби-
тых у немцев траншей.

И всё начнётся сначала — минное поз
ле, дороги, мосты, переправы, колодцы,
Слава сапёру на отбитой у немцев земле!
Изо дня в день с начала войны он строит
сотни и тысячи всяких Jopor, и вее они
сливаются в один общий, великий и трул-

Система, свойственная военной инженерии,
пред`являет здесь свои требования беепо-
щадно, безоговорочно: в чае штурма позд-

ный путь нашей армии — путь к победе,

у Евгений КРИГЕР,
спец. военный корреспондент «Известий».

не только пехотинец, но рядом с ним или ропливый и обстоятельный начальник ин-!ноявились здесь наши войска, как инже-\но вопоминать о неточности, об ошибке. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.