i

ПЯТНИЦА, 8 ОКТЯБРЯ

После

1943 г. № 238 (8231)

71404.18 KUAOME

(от СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»

Горы Северного Кавказа, кубанские сте- Олин раз
пи, река Кубань, берущая начало в этих стоит, на палочку онирается,

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

трами

В ту ночь немцы хватали и раестрели-
трясется вея вали в Анапе каждого, кто молод.

они пришли в хату, бабушка

торах и питающая эти степи, — всё   о

а позади. Наши войска НЫ [И твердит: «Это палочка моя, моя палоч-  Но пришло время, и за молодых патрю-
‚ били ка...» Старший ‘semen, мордастый такой, [тов отилаили немцам старики

= морю, 5 песчаным косам, отделяю- веселый, очень вежливо козырнул бабуш- ‘

ЩИМ лиманы от моря, к камышевым зарос-

лям плавней кубанской дельты, тесня й рас- (ка, интересно».

ке. «Хо, говорит,—это сеть ваша палоч-  На Улицы Анапы ворвались танкисты
Да как ударит бабушку  СТАРШего лейтенанта Дмитриева. Одному

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Навстречу
25-й годовщине
комсомола

ГОРЬКИЙ, 7 октября. (По телеф. от
соб. корр.). Комсомольцы города Горько-
го подвели первые итоги социалистиче-
ского соревнования в честь 25-й годовши-
ны ВЛКСМ. Выполняя принятые на себя
обязательства, комсомольцы завода имени

стрелнвая арьергархы немцев и румын на ногой, & потом вырвал палочку и ещё раза Танку преградил дорогу дед. В руке он Сталина выпустили сверх плана 40 бое-

узких участках суши, топя их в трясинах

плавней. Сослужившие свою службу ослики
пившие

наших  горнострелковых частей,
воду из истоков Кубани у Эльбруса, при-
падают к могучим потокам реки в её устье.
И верблюхы, проттедигие тысячекилометрь-
вый путь от бурунов Калмыкии, глядят,
торло вскинув головы, на синеву и буруны
морской нустыни, простёршейся у их ног,
подобно миражу.

Мы едем тослелними километрами дорог
кубанской земли. Не нало никого спраши-
вать, где, ‹ какого именно места начина-
ются эти километры конца немецкого хо-
зяйничанья н% Кубани. Здесь немцы были
13 месяцев, и этим всё сказано. Злееь нет
жизни. Эдесь веб разрушено. Не надо и неко-
то ни о чём расепраливать. Дорога, сама. раз-
вернёт перед путником свиток вражеских
злодеяний, з неостывигие трупы гитчеров-
пев и сгоревшие немециие танки, и подби-
тые немецкие пушки лежат вдоль неё, по-
добно вехам, отмечаютщим места, в которых
враг особенно упорно гнездилея и был про-
учен особенно крепко.

Гудок паровоза, доносящийся сюда из
Ерымской, звучит над этим  опалённым,
вепаханным снарядами, усеянным осколка-
ми клочком земли, как голос из другого ми-
ра. Там уже наступила пора созиланил. Тут
только-что отекрежетала грузная машина
войны. Отромное селение широко размета-
лось по склонам холма. Стальной емерч.
пронеешийся над ним, сорвал кровли < его
хат и оголил и изувечил осенявшие их де-
ревья. Пустынные улицы ‹еления вздыб-
лены разрывами и завалены обрушившими-
ся стенами жилых домов. Над <амой доро-
той нависла широкая крестьянская печь.
На ней сохранился наивный и милый рису-
нок деревенекого художника: неправдоно-
лобно большие и яркие розы на синем фоне
такой густоты, что перед ним меркнет Ca-
м0 кубанекое небо. Соберётея ли когда-ни-
будь семья у этой печи, радуясь её теплу,
вдыхая аромат извлекаемых из неё хозяй-
Ko свежих хлебов? Ито знает! Немцы
угнали из села всех жителей от мала до
велика.

*

Проезжая назавтра местами, которые
накануне выглядели совершению  обезлю-
левшими; мы встречали женпеин, Олиноч-
рами, точно тени, они бродили по зарос-

ших бурьяном полям. Onn натибалиеь  довелось полакомиться

низко к земле; не упал ли на землю жит-
ный колос? Где они были при немцах?
Чех питались до сих пор, если сейчае,
впервые осмеливитиеь выйти на поверх-

ность своей земли, рады каждому найден-

ному зерну?

Старуха-казачка Мария Иванова из ху-

тора Прохладного, которой я задал эти,
вопросы, сказала:
жили. как полевые мышги. Дня
не знати, сошнца не видели. Нрятались в
бункерах (окопах. — П. Б.) да в бурья-
нах. Прошлой осенью посеяли бригадой 23
тектара пшеницы, а пользоваться не при-
maces. Урожай был средний, убирать
немцы не мешали, смолотили всё, как на-
0, а они приехали на ток и забрали всё
под метёлюу. И в планах тоже так: куву-
рузу ещё зеленую взяли для лошадей. ка-
баки — для лошадей, картошку солдаты
поли, луку у меня было три сотки — ии
одной луковицы не оставили. Корову, тел-

—

ку, кабаша, кур 25 штук, хлеба пудов.

65, — всё чисто сожрали...

Crapyxa тяжко вздохнула, плечи её
пох бременем «воспоминаний о пережитом
опустились ещё ниже. Видимо, она хотела,
продолжить перечень натрабленного немпа-
ми добра, но только махнула устало ру-
кой и повторила:

— Всё чисто!..

Подошли ещё женщины. Й одна изних,;
самая молодая, выслушав рассказ, стару-
хи, сказала:

— Приде, в роде вин сам хозяин:
ховыряе, ковыряе! весь пол расковыряе,
чм найдет, то и возьмет. Все чисто.
ли жменю, и ту возьмёт.. То не люди, я
уж не знаю, как назвать таких...

Третья женщина сказала:

— Wx дети боялись. Как кто пох окном
пройлет или проедет, или стукнет где что,
так и залрожат, и задрожат, и ничем не
унять. У меня жила девочка лет пяти —
Валя, лочь нашей прохладненской учитель-
ницы Ирины Михайловны Тищенко. Мать
ве немпы в лагерь посадили. Она болела
малярией, а они ее навоз заставляли вы-

_ гребать из конюшни. Валя оставалась у

меня с бабушкой, моей матерью, бабушка
старая-престарая, сама, как ребенок, ей
возле печки сделали лежачок, покрыли
его всякой старой одежей, чтобы мягко
было, она на нем и сидит весь день. Как

стук, Валя кричит не своим голосом: рука ето,
румыны заберут!» !та, дрожала...

«Бабушка, ложитесь,

‘надо освободить?

три ударил... Нет, это не люди!
Дочь Марии Ивановой, девятнадцатилет- Перед с000й, словно его  одолевали осы.
няя Лиза, девушка с угасшими глазами п Вругом свистели пули. Дмитриев затормо-
землистым цветом лица, сказала: зил танк. Нетерпение, вызванное незавер-
— Когда я училась в школе, я читала   ПеННЫм 00ем, распирало его.
книжки про страшное. Но про такое, что  — TH кого тут пугаешь, дед?! — раз-
< нами было, не расскажешь, потому что  драженно крикнул он старику.
рассказывать можно о жизни, а у нас тут  — Штаешь, путаешь! — обидчиво
жизни не было. Дома нельзя было жить   передразнил офицера дел. — На танк я
и из дому нельзя. былю выходить. Как хочу сесть, гнёзда показывать буду, пони-
поидешь с хутора, поймает часовой, пота-  маешь, немецкие гнёзда,  пулемётные.
щут в комендатуру, дадут плетей двадцать   Берёшь, что ли?
десять в холодную без хлеба. без вице   © ЗАВАДЕОЙ быстротой старик вокарай-
пы ince Ва i калсея на броню танка. Он, хействительно,
я оказался замечательным проводником, и

ехватят: «A 4 :
х, партизанов кормить!» Вот таз Дмитриева вдавил в землю пять ука-
MBE и прятались: ночью в степи, днём В занных им пушек и пулемётов © расчё-
старых окопах. Мы видели, как немцы ани
гнали женщин с детьми, стариков и ста-   АМИ.

— Как тебя  звать-то,

‘рух по нашей дороге шеренгахи, будто дедушка? —
й спросил Дмитриев,

каторжных... котла танк вышел
— Погибли те люди! — вехлипнула  Е берегу моря и дело было сделано.
Мария Иванова. — Нас всего восемь се-  — Онуфрием, — отозвался старик, на-

мей спаслось от гибели. Спасибо, прилили девая картуз. Он уже слез с танка и те-
наши соколики! Снова мы солнышко уви- перь шагал в гору к дому, брезгливо об-
  дели, снова жителями стали... ходя немецкие труны.
* *
Чем ближе под’езжаешь к Тамани, tem! В крестьянской хате одного из немно-
мрачнее и сгушеннее краски, которыми! гих уцелевших в виду поспешного отетуп-
0безобразили прозрачный ланлшафт полу- ления немцев. хуторов Тамани лежит ра-
острова гитлеровские банды. Вровь мирных неный лейтенант Соркин. Он сапёр. У из-
жителей и пламя пожаров разлиты веюду,  головья его постели сидит сержант его ро-
куда ни кинь взгляд. Колючей проволокой ты Самых Абдулаев и отгоняет от ранено-
ограждены целые кварталы станиц Варе- го мух. Абдулаев только-что вернулея из
ииковской,  Гостагаевской, Старо-Титаров- госпиталя и торопится нагнать свою часть.
ской. Здебь были огромные, каждый на Сделать это не так-то легко: сапёры сели
несколько тысяч человек, концентрацион- на танки, кооперировались с танкистами,
ные лагеря. Немцы стоняли в них с чтобы прокладывать им путь вперёд через
весны этого года всех, кто не сумел   минные поля, через бесчисленные реки и
скрыться, сойти с нути их отступления. протоки. Быстрота работы сапёров должна
Зимой 1943—44 года они собирались   тут сравняться со скоростью движения тан-
построить руками  кубанцев бетонные   ков. Абтулаева обещал взять © собой на ма-
оборонительные рубежи, которые сделали! ине заместитель командира части майор
бы неприступных их «кубанское пред- Помыткин. Вот он поест на скорую руку
мостное укрепление». Отсюда, накопив!борща и возьмёт Абдулаева. Абтулаев
силы, они мечтали вновь вторгнуться На   счастлив. Соркин расстроен. Он. умоляюще
Кубань, с потерей которой немецкое коман- глядит на майора. :
дование никак He могло примириться. Ц це при, — серию говорит
Немцы так были уверены B ТОМ, Что Помыткин. — He возьму. demu, поправ-
им удастся зазимовать на Кубани, что ляйся отдыхай. Чегыре переправы на-’
даже румынам не позволяли заходить   вёл, мост у немцев ЖиИвВЬбМ зырвал, —
на превосходные анашские виноградни- хватит с тебя. Остальное без тебя стела-
ки: они сберегали . Сдамокие  Паль- ‘су, А то ишь какой: в автоматчика нре-
чики» для себя. Но им так И Не вратилея!  Гранатомётчикоя  заделалея!
знаменитым аап-  Дежи...
CKEM виноградом. Их сбросили в море в <а- Моет, © котором упомянул майор, был
мый разгар «бархатного сезона». И не- минирован немцами, и. когда наши тан-
мецкий комендант порта в Анапе Maliop) полекочили к нему, по шнурам к
Маттель должен был с грустью признать, взрывчатке уже бежали” OTOHBER. Соркин
что наш штурм города и порта был столь  ». ооо nepicuarin: Husson . Canneiae-
стремителен, внезапен и неудержим, что, рискуя жизнью. сорвали горящие
немецкий гарнизон не успел  воспользо- ИЕ i ane прош по мосту: и Hel
ваться для бегства шестнадцатью судами,  7, немцам уйти. Но пехота от танков
предусмотрительно  подтянутыми К Порту тала, и сапёрам пришлось поработать
на сей предмет. «не по специальности» — автоматами.
Е былой таманской славе, воесиявигей   Тут-то Соркин и был ранен. В тоспи-
над полуостровом со времен первых запо-  таль. итти он не пожелал,
рожских поселений и суворовских крепо-
стей, к славе, скрепленной доблестью и
кровью легендарных казаков Таманской
армии в годы гражданской войны, добави-
лись новые немеркнущие лучи. Потомки
оказались достойными своих дедов.

В подвале одного разрушенного немцами
 1ома в Анапе комсомольцы установили
радиостанцию и по ней принимали вы-
 ступления товарища Сталина, сводки Сов-
информбюро и несли их народу. Правда
о жизни и борьбе родной земли вселяла в
людей веру в скорую победу, вливала в
них силы, и они подымалиеь прожив захват-
YHKCB.

После долгих поисков немцам удалось

: крестов нз неглубоких, наспех вырытых
схватить ‘комсомолку Бондаренко, связан Laeeater GARY GARE damberees nee

ную с кружком подпольщиков, PYROBOXUB~  1 Женщины с детьми и без детей.
ших работой радиостанции. Донросы и Одни дети. Простоволосые,

истязания не вырвали Из УСТ Девушки истлевнем платье. Колючая
тайны. Тогда следователь гестапо сказал с
Бондаренко:

— Хорошо. Вы мужественная девушка.
Я уважаю вас и оставляю жить. Вы мо-
жете никого не называть. Скажите, где
‘имеет быть радиостанция, и получайте
свободу.

— Свободу? — спросила девушка. —
Олной мне? Это малю за такую большую
услугу.

Лысый пожилой  гестаповец задумчиво
вышятил губы. Он подумал, что девушка
сдаётся и что надо, пожалуй, накинуть еб
немного, чтобы она сдалась совсем, и он
сказал:

— Ну, вот, теперь мы имеем деловой
разговор. Хорошо, мы дадим свободу не
вам одиночной. Скажите теперь, кого ещё

томится:

— Операция идёт к концу, Тамань
очищается от немчуры, уже до хутора
не доноситея и артиллерийская стрельба,
& он лежит. и его ребята действуют там
без него, — как же так?!.

— Ничего, Лев Наумович, — товорит

Ничего! Мы ещб с тобой повеюем: впе-
реди ещё мнымо рек и много дорог...
*

Пол их ногами свободная ролная земля
Кубани.

И, налерекор этому движению, дорогой
на Керчь идёт одинокая женщина. Вуда
ена держит путь?

— Я из колхова «Заветы Ильича», —
охотно ответетвует . мне  смутница.
Слыхали, небось. про Ham колхоз? Зна-
менитый колхоз. ину я из него уго-
няла от немца в прошлом тоду. Ну, до-
ставила, куда надо, нашим братьям едала
и всё ждала, когда ето, проклятущего, из
налиего района выгонят, всё двигалаеь за
Красной Армией. Теперь, думаю, можно по-
ближе подвинуться. Mena там, в районе,
все знают. Я ео ювоими обязательно звер-
— воскликнула нусь!.. i

Она илёт последними километрами, от-
деляющими её от родных мест.

П. БЕЛЯВСКИИ.

ТАМАНЬ, 7 октября.

— Bew нашу землю!
левушка. Глаза её сверкали пневом и не-
навиетью. Следователь попятилея в стене,
расстегивавшая кобуру пистоле-

боеоногие, В   занятий,

проволока   мединститута приняли участие 13 медицин-
лагерей. не держит их больше. Нлеть за- ских институтов страны. Они прислали обо-
хватчика не свистит над их головами.   Рудование,

держал картуз и яростно гфазмахивал иИм вых машин. Комсомольцы и молодые ра-

бочие этого предприятия довели среднее
выполнение норм выработки до 158 нпро-
центов против 120 процентов по обяза-
тельству. За время соревнования они вы-
растили 266 двухсотников, 101 многоста-
ночника, организовали 45 фронтовых
бригад и 4 фронтовых участка, Комсо-
мольцы внесли 283 рационализаторских
предложения.

Комсомольцы завода имени Орджони-
кидзе организовали 79 новых молодёжно-
комсомольских фронтовых бригад и BHe-
сли 217  рацщионализаторских предложе-
ний,

Комсомольцы и молодые рабочие авто-
мобильного завода имени Молотова на
рялу с выполнением производственных
обязательств проявили большую заботу
о семьях фронтовиков. Но инициативе
молодёжи в районе проводится двухме-
сячник подготовки жилищ семей фронто-
виков к зиме. Комсомольцы и молодёжь
отремонтировали 63 квартиры и ремонти-
руют 21.

По предложению комсомольцев «Крас-
ного Сормова» на заводе были проведены
два дня производственных рекордов. За-
работанные в эти дни «редства—157 тысяч
рублей отчислены на оказание помощи
освобождённым районам.

*

АЛМА-АТА, 7 октября. (ТАСС). Подве-
дены итоги республиканского соревнования

комсомольско-молодёжных транспортных
бригад в честь 25-летия ВЛКСМ. 3.500
брагад  отгрузили Ha  заготовительные

пункты более 6.000.000 пудов хлеба.

Переходящее красное знамя ПК ЛКСМ
Казахстана и первую премию
молодёжная бригада колхоза «Победа»
Вишневского района Акмолинской обла-
сти. На 20 подзодах бригада вывезла, на
ссыпной пункт 3.957 центнеров хлеба, из-
бежав потерь и сохранив колхозный ин-
вентарь.

Вторые и третьи премии присуждены
7 комсомольско-молодёжным транспортным
бригадам.

\

Подарки фронтовикам

СТАЛИНАБАД, 7 октября. (По телегр.
от соб. корр.). Трудящиеся Таджикистана
готовят праздничные октябрьские подар-
ки фронтовикам—бойцам и офицерам Крас-
ной Армии. За несколько дней колхозы
ий колхозники передали для этой цели
33 тонны сушёных фруктов и кишмиша,
13 тонн винограда и арбузов, 20 тонн
овощей, 14 тонн мяса и 43 тонны зерна.
На винных заводах для подарков гото-
вятся лучшие сорта вин. Трудящиеся го-
родов и районных центров республики со-
брали на подарки фронтовикам 380 тысяч
рублей, а также много тёплой одежды.

*

ИВАНОВО, 7 октября. (По телеф. от
с0б. корр.). Колхозники Кадыйского райо-
на собрали для подарков фронтовикам
1.000 килограммов мяса, 5.000 яиц, 300

килограммов ягод, а также варенье, ма-
сло и другие продукты. Приготовлена
также 1,000 индивидуальных посылок:

а к работе   Много подарков шлют воинам текстиль-
командир не допускает. Вог лейтенант и щики Иванова, Шуи, Вязников.

В Сталинградском мединституте
начались занятия

СТАЛИНГРАД, 7 октября. (ТАСС). 1 ox-
тября возобновились занятия в Сталинград-
ском медицинском институте. К учёбе’ при-

майор и гладит Соркину раненую руку.— ступили 576 студентов.

Медицинский институт в Сталинграде был
одним из крупнейших учебных заведений
юго-востока страны. Немецко-фашистские
варвары разрушили великолепное здание

Со стороны ЕКерченекого пролива на-  Института, его клиники, аудитории, библио-
встречу нам. обочь дороги, мимо верениц Теки. Общественность города принимала го-

рячее участие в восстановлении института.
Областные организации выделили одно из
наиболее сохранившихся зданий. Помеще-

отремонтировано и приспособлено для
В воссоздании Сталинградского

литературу, учебники. Сейчас
студенческая библиотека насчит 10
тысяч томов. Ещё 10 тысяч томов будут
вскоре получены из Центральной медицин-

ской   библиотеки.

В Музее
_Алековя Максимовича Горького

ГОРЬКИЙ, 7 октября. (По телеф. от соб.
корр.). Бытовой музей детства Алексея Ma-
ксимовича Горького («Дом Каширина») с
1 сентября работает в обновленной и попол-
ненной экспозиции. Число посетителей до-
мика значительно возросло. Вчера домик по-
сетили артисты Московского Художествен-
ного академического театра, специально
прибывшие для ознакомления с бытовыми
ценностями музея. В Художественном теа-
тре намечаются постановки пьес по пове-
стям Горького «Детство» и «В людях». На-
днях открывается для публики литератур-
ный Горьковский музей в бывшем Рукавиш-
HHKOBCKOM доме,

получила

_Налёты нашей авиации на’ железнодорожные узлы
Минск, Гомель, Джанкой, станции Мелитополь и Быхов

Днём 6 и в ночь на 7 октября налиа авиация бомбарлировала скопления ‘немецких
воинских эшелонов и военные склады противника на железнодорожных узлах Минск,

Томель, Джанкой, станциях Мелитополь и
падания 60мб в железнодорожные составы

Быхов. Наблюдением отмечены прямые по-
. Возникло большое число пожаров, горети

BATHE, платформы, цистерны, & также склады противника. Пожары сопровождались

сильными взрывами. На многих участках в. результале бомбалдировки разрушены же-

Зезнодорожные пути. {

Три наших самюлбта не вернулись на свои аэродромы.

Осень в Сталинтаде

Чудесная погода стоит сейчас в Ста-   Христова, Ивана Селезнева, штукатура

линграде. По утрам город утопает в го-
лубоватой дымке, а днём — в обильных
солнечных лучах. Сталинградекое небо
нынче до того чистое, что, кажется, ни-
когда He было Ha нём ни единого об-,
тачка.

— Сама природа идёт нам на помощь!-—
восклицают сталингралцы и спешат ис-
пользовать хоропие дни.

Шоезжайте по городу, посмотрите, что

„Марии Борискиной, бригадира паотничьей
бригады
терои Сталинграда после битвы.

нооктябрьеком районе. Здесь на месте
развалин раетёт новый рабочий поселок.
Во вновь выстроенных одноэтажных ка-
менных домах носелились семьи работях

от этого HOBOTO поеблка заканчивается
строительство ещё 12 больших деревян-
дтых бараков. То там, то еям среди раз-

делаются!

Вот посёлок траклрорного завода. Ло
войны это был замечательный городок ¢
цветушими садами и высокими много-

Pan вырастают индивидуальные ломЕ-

‘ки. Идёт горячая подготовка к эм.

этажными зданиями, ровными асфальти-! Строят Be сами коллективы цехов

рованными улицами...

Немцы разрушили ето, превратили в
«зону пустыни». Им казалось, что ero
не восстановить больше. Но на’ помощь
пришла всея страна. Сюда ©’ехались :но-
сланны всех народов налией необ`ятнойяро-
дины. Вместе с коренными сталинградцами
взялиюь они за трудную работу mo вое-
  становлению. Несмолкалощий шум тране-
портёров, гул моторов, звон топоров и
пил, стук лопат и кирок сливаются нын-
  Че в одну могучую строительную симфо-
НИЮ. j

Взглядом куда ни кинь — лозунги:
«Строитель! Наступай в труде так же
героически, как наступают бойцы нашей
доблестной Красной Армии!», «Восстано-
BUM этот дом к 26-й годовщине  Вехикой
Октябрьской революции»...

Замечательно то, что посёлок Тратор-
ного восстанавливают не только рабочие,
HO H их жёны, матери и дети. Здесь все
нашли себе место в рядах строителей.
Сотни людей живут пока ещё в брезен-
товых и Парусивювых палатках, разби-
тых тут же, возле возрождающихея ло-
мов. Ho с каждым днём все меньше па-
латок, и люди переселяются в восстанов-
ленные дома. Вчера, например, справля-
ли новоселье

девушки-каменщицы — из
бригады Алы Вайнштейн. Они  свовми
собственными руками подготовили — себе

на зиму жильё. Было это’ так. Началь-
ник участка Вадим Леонтьевич Ивалкен-
Ko собрал всех бригадиров и сказал:
«Придётся жилища строить самим после
нашей основной работы».

Условились, что каждый должен от-
работать не менее 100 ‘часов. Развернули
соревнование за Право первым получить
уютную и тбилую квартиру. И вот
бригада Aas Вайнштейн первой на yua-
стке справила новоселье. На-днях и весе
остальные бригады Иващенко
из палаток в большой
ленный собственными
уже подходит к концу.

Травторозаводцы строят новые и в06-
станавливают старые дома коллективно и
индивидуально. Но и в индивидуальном
жилищном строительстве они  пвироко
применяют взаимопомощь. Соседи аклив-
Ho помогают друг другу. Даже работники
милиции BO главе с начальником отде-
ления Аросентьевьм организовати добро-
вольческую бригаду и уже восстановили
одну школу. Сейчас они помогают в
строительстве. семьям военнослужащих.

Траклюрозаводны свято хранят овен
славные трудовые традиции. Среди них
рождаются BCE новыю и новые герои
труда. Сегодня столяр Борис Нечунаев
выполнил задание на 2.000 процелятов.
А вчера знатный каменщик Иван Смоля-
нинов закончил кладку етен нового дома,
уложив за пять дней 58.000 кирничей.
За такой же рекордный срок закончила
каменную кладку дома бригада учеников
стахановна  Белялова, уложив 78.000
киритичей.

Трудовой доблестью овеяны имена ка-
менщиков Изана Смолянинова, Григория

дом, восстанов-
силами. Работа

и отдельные рабочие,

перейдут]

служащее и ин:
кенерно-техиническию работники.

деревянные = обломкм.
Всё это подбирают и унотребляют в хело.
Уцелел фундамент, — они кладут на нём
новые стены. Уцелела одна стена, — ени

лесоматериалов, — оня используют старые
шпалы. Нехватает гвоздей, —ю©ни разыски-

тот, кто никотда в жизни не держал в
‚руках топора, теперь орудует им навер-
“Haka. Знаменитьй  сталевар
освоил новую профессию и в свободное
от основной работы время  плотничает,
Прокатчик Ивченко стал не только плот-
ником, но и каментиком. Он мастерски
кладёт стены домов.

Строитель! Эта. профессия  являетел
одной из самых почётных в Сталинграде,
и люди в гордостью говорят. е свом

циальностями. В этом отнонюния y era-
линградцев накопился уже немалый еныт.

катуров, плотников,  кровельшиков;: Hd
квалифицированные кадры растут вместе
с тородом прямо на стройках.

Котда mena
Александра

ителям, оНа не имела никакой специаль-
записавиеиеея в эту бригаду, имели весь-
кладке и штукатурных работах. Теперь

вся бригада Черкасовой научилась и
класть, и штукатурить стены.

зумеется, не мечтал стать печником, д-
нако, вступив в трудовую добровольче-
кую бригаду по восстановлению родного
города, он быстро освоил это хело, к
сейчас лучшего
вряд. ли можно сыскать.

Овладение новыми специальностями
давалось нелегко. Бригадир фельлтерица
Санвелова рассказывает, как её бригада,

несколько раз складывала и снова 2аз-
бирала первую печь, пока, наконец, не
достигла успеха. Преодолевая. немалые
трудности, ‹талинградцы упорно овладе-
вают строительной техникой.
вланные историческим
Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о помо-
Щи освобождённым районам, они стремят-

уже многое сделали. Восстановлены и
вновь построены тысячи домов, десятки
школ. Не щадя сил, трудятся  сталин-

традцы. Их работа сейчае обычаи закан-

Самоотверженный труд кипит ив Крас-

На улицах валяются камня, железо..
Краснесктябвьцы

Антонины Кудиновой. Это —

завода «Красный Октябрь». А невдалеке

пристраивают к ней ешё три. Нехватаат о

зают их на пепелищах, делают из про-_
чволоки. Все сделались строятелями. Дао.

Соколков _

успехах в овладении строительными спе- -

Они не создавали специальных школ я.
курсов по подготовке каменщиков, игту--

фронтовика Черкасова, ^
создавала первую труловую’
Добровольческую бригаду в помощь cTpo-
ности. Да и все остальные женщины, ..

Ма смутное представление о киринчной .-

Главный бухгалтер т. Севастьянов, ра-.

печника в Сталинграле *

ремонтируя и восстанавливая квартиры, }

Воодуще- ~
постановлением ^

ся сделать веё для своего города. И они.

чивается поздно вечером. И только тогда.

смолкает шум. транепортёров, звон топо- ^^

Тов и пил, стук лопат и кирок...
П. УЛЬЕВ,
соб. корреспондент «Известий».

СТАЛИНГРАД.

Новочеркасск снова стал городом
вузов

НОВОЧЕРКАССК (Ростовская область),
7 октября. (ТАСС). Один за другим возоб-
новляют работу многочисленные вузы и
техникумы, восстановленные после разгро-
ма их немецкими оккупантами.

Начали работу Зооветеринарный, Гидро-
мелиоративный институты и 5 техникумов.
Особенно болыной ушерб фашистские гро-
милы нанесли Индустриальному институ-
ту, разграбив и уничтожив оборудование
его научных кабинетов. Сейчас полностью

восстановлены горный, энергетический и’

частично химический факультеты. В нас-
тулившем учебном году на них будет за-
ниматься свыше тысячи студентов. При
Индустриальном институте внервые в этом
году открываются годичные курсы техни-

ков угольной промышленности на 600 слу-`

шателей,

Всего вузы и техникумы Новочеркасска
приняли свыше 5.000 студентов,

НА ТАМАНСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ, 1. На наблюдательном

\

пункте артиллеристов. 2, Офицеры и рядовые

=

Красной Армии беседуют с жителями, освобождёнными из фашистского плена. 3. Гитлеровцы, захваченные в плен нашими войсками.
i Фото специального военного корреспондента «Известий» Л. Бернттейна,