PS

ША

a
q
»

aS

SS et В

=— =

a en a Рина

: бойцов, перевиданих на

СУББОТА, 9 ОКТЯБРЯ 1943 г. № 239 (8232)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Рота капитана Медникова
Днепру на рассвете. Над водою
дой, тяжелый туман. Правый, гориетый
берег был еле заметен. Бойцы шли по вы-
сохшей отмели. Нод ногами хрустел крупно-
зернистый белый песок. Вдоль отмели poc-
ли невысокие кусты
слышно, как впереди плескалась река.

Встреча с Днепром волновала, лейтенан-
та Кравчука. Два, года прошло с тех пор,
как паши оставили Днепр. Кравчук был
тогда рядовым двадцать седьмого полка,
что держал оборону Триполья. Они. стояли
здесь холго, отбивая бешеные атаки про-
тивника. Нотом пришлось отступать. Го-
рек был этот путь отетуиления...

В прошлом году ему приснилось, будто
пошел он в разведку и очутнлея у пвиро-
кой реки. Кравчук сразу узнал ту песча-
ную отмель, окаймленную сосновым лес-

лежал се-

‚ жом, где переправлялиеь они, отетунив из

Тоиполья.. «Диишро!» — крикнул он ра-
достно и проснулся... Беспокойно плеска-
лась осенняя Волга. Внереди стояло зарево
над Сталинградом. Гудела артиллерия.
Справа вспыхивали багровые отсветы. ноч-
ной бомбартирювки,

— Дубовку бомбит, -—— сказал сосед по
окопу, низенький костромич Евдокимов.—
Третий заход делает.

Й так тяжело стало тогда на сердце у
Кравчука, словно легло на него все горе
родной земли.

И вот, наконец, он опять у Днепра. Это

‚ не сон. Три дня без отдыха шло сраженье

под Прохоровкой. Клокотало тяжелое пла-
мя, и десятюи танков лылали в одном
огромном костре. Потом, уже под Пиряти-
HOM, он почувствовал влажное дыхание
Днепра. Теперь река была фядом, и роте,
в которой Кравчук служил командиром

‚ взвода, предстоялю одной из первых пере-
браться на правый берег; чтобы обеспе-

чить переправу дивизии.

От реки, навстречу взводным цепочкам,
поднялась небольшая труппа солдат. Крав-
чук узнал разведчиков, ушедших вперёт.
Среди них был особенно приметный стар-
шина Байбенко, высокий, как каланча,
человек необычайной силы. Этот Байбенко
был известен на весь полк тем, что одна-

ды, когда пара быков не могла вытянуть

застрявшую в вязкой грязи тяжелую ар-
мейскую фуру, сказал: «A, och a до
можу волам». И один выволок B03 из
ухаба...

Разведчики доложили Медникову, чте

на реке всё в порядке. В кустах приготов-
лены шесть лодок и плот. По туману не-
реправиться в самый раз бы. Байбенко

подошел к Кравчуку и, протянув ему же-
стяной ‘котелок, чёрный от копоти, ска-
зал:

— Товарищ лейтенант, выпейте.

— Что это? — спросил Кравчук.

.— Днипро, — ответил Байбенко.

Кравчук с какой-то 060бой  торжеетвен-
ностью взял у него котелок и етал пить
холодную днепровскую воду. ;

отдал приказ Начинать переправу.

Первой отчалила ‘лодка старшего cep-
жанта Гафарова. 3a ней ешё одна, со
станковым пулемётом. Кравчук был на
третьей лодке... :

Тихо плескались вёсла. За кормой жур-
чала вода. Лодку сносило течение, и греб-
цы старались держать её несколько наи-
скось. На обоих берегах было Тихо. Толь-
ко где-то вверх по течению ‘тромыхала тя-
жблая артиллерия.

Так плыли они минут тридцать. Туман
густой, почти непроницаемой массой ле-
жал вокруг. Вравчук не увидел, но по за-
паху мокрой глины почуял приближение
берега. Потом на первой лотке заскрипели
уключины. Послышались возня и тот

На земле

вероолоза. Была пгихся, лодки отчалили за другими.

час откуда-то сверху прострочила резкая
автоматная очередь. Гребцы ещё сильнее
ударили вёслами, и Кравчук

прыгнул на
берег.
Высадив первую партию переправив-

Бойцы поспешно стали карабкаться
наверх, на кручу правого берега,

Берег В этом месте был“ глиниетый,
скользкий. Но люди карабкались, цепля-
ясъ за пучки пожухлой травы, за ред-
кие куеты и коренья. Им надо было еко-
рее подняться наверх и занять этот вы-
сокий участок Правобережья, чтобы обес-
печить переправу, сделать её недосягаемой
для прямого огня противника.

Немцы, видимо, не ожидали здесь пере
правы. Берег е их стороны охраняли лишь
часовые на круче. Одного срезал из авто-
мата Гафаров, другой бросился бежать к
хуторку, лежазшему километрах в двух от
реках.

Стрельба на реке подняла тревогу в ху-
торе. Оттуда навстречу маленькому деван-
ту уже бежали солдаты противника. За-
щёлкали винтовочные выстрелы. Раска-
Тиесто. загремела дробь пулемёта.

Люди Кравчука приняли боевой по-
рядок, при котором линия их выгнулась,
как дуга, упираясь своими концами в бе-
рег. Отаршина Байбенко, выскочивиеий co
своим пулемётом вперед,  находилея в
центре этой дупи и короткими отрывистыми
очередями отзечал на огонь противника.

Немцы залегли. А от Днепра на помощь
равчуку уже спешили переправивитийся
второй вэвод и сам командир роты Мед-
НИКОВ:

Дуга стала медленно подвигаться впе-
рёл, все распеиряясь и выпрямляясь, слов-
но тугая пружина. Казалось, вот-вот дол-

равобережья

подошла к] высаживавитихея на, берег бойцов. И тот-

Рассвело. Над лесом, на левом берегу,

высоко поднялось скупое осеннее солнце.   корр.).
Тонкая лёгкая паутинка плыла в воздухе,   На

как носледний остаток утреннего тумана.

Бой разгоралея. Правчуку надо было
вырваться к’хутору и захватить ет, чт-
бы ещё больше расширить участок, на ко-
тором должны сосредоточиваться пефенрав-
ляющиеея роты. Олнако продвижение шло
медленно. Хотя с левого берега рогу под-
держивала артиллерия, но немцы coirpo-
тивлялиеь упорно.

К полудню они бросили в контратаку
несколько танков, пытаясь опрокинуть ро-
  ту в реку. От танков Фравчую отбился.
  Тогда, уже совсем перед вечером, над ним
появились немецкие самолёты. Они шли,
раснластав ппирюкие крылья. Их бымю 14.
Оначала Кравчук подумал, что самолёты
пройлут стороной. Но вот один отделилея
и, сделав крутой вираж, пошёл вниз, на
TOT небольшой учакток правото берега, где
стояла рота, которой команловал он. Взрыв
раздалея совсем близко от . командного
пункта. В лицо ударила резкая волна го-
рячего воздуха. Потом moméa второй ва-
молёт. И началаеь та чортова карусель,
которую могут выдержать линть железные
нервы.

У Кравчука и у всех, кто был с ним на
этом пятачке изрытой, израненнюй, изби-
той земли, нервы были обыкновенными,
человеческими. Но и сам Вравчук, и его
люди знали, для чего они эт, и это с0-
знание прибавляло им силы. Кравчук при-
казывал  зарываться от бомб, маневрирю-
вал огнём, не подпуская накатывающиеся
немепкие цепи, направляя стрельбу мино-

метчиков. Он смертельно устал от нешре-
рывного грохота и от нервного напряже-
ния. Потерял немало людей, Но ни-

какая сила не могла его сдвинуть отсюда.
Разве что пою трупам прорвались бы здесь

жна наступить та ренгительная секунда,  немцы к Днепру. Живые стояли крепко и

когда земля отпустит прижимающихеся к

даже продвигались вое ближе и ближе к

ней бойцов, они поднимутся и © криком XYTOpY...

неудержимо пойдут в атаку, разбивая и
растаптывая  залёгшие у хуторка

‘противника.
Но и к немцам подошло подкрепление.   плохая. Он вилел

ЦЕПИ   ве. Кравчук не знал,

Немецкие самолёты били и по перепра-
что там творится.
Связь с левым берегом ‘была ещё очень
лишь и слышал, как

Вдоль берега стали густо ложиться мины.   оттуда, кустов верболоза, по самолётам
Две упали как-раз на том месте, где на-  били зенитки и как один бомбардировщик
ходилея командный пункт капитана Мед-  ВИруг заторелея и косо пошёл вниз, пылая
никова, на пригорке, у трёх кустов дико- И Разламываяеь на куски...

го терна. Осколками убило связного Гла-
дьнпева и ранило капитана. Его отнесли
за пригофок и тотчас оттуда по цепи пе-

редали: «Лейтенанта Кравчука к каши-
тану».
Вравчук пополз. Потом ему ‘показалось,

А на переправе готовились понтоны,
плоты. Випела работа. Через Днепр ано-
вали чёрные лодки, связисты тянули ка-
бель телефоннюй линии. К берегу подвози-
ли орудия. Подошли tamu, оночала, не-
большие, лёгкие «оемидесятки», потом тя-
жёлые. Подходили вереницы малгин, гру-

что ползёт он слишком медленно, & наложенных снарядами, катушками телефонного

торошитьея. Он поднялся и побежал, при-  провода,

гибаясь. В него стреляли, а он всё бежал...

бочками с бензином. И все eto
на плотах, на понтонах потянулось Е пра-

Медников лежал на подостланной пеине- вому берегу.‘

ли. Ему слелали перевязку, но из-под бин-

Возвращавитихея перевозчиков спраши-

тов, окутавших грудь, проступали красные   вали: «Ну, как, там?»

‘пятна. Лицо капитана осунулось и поее-

рело.
— Вот, ранило, — тихо проговорил

OH, — я уж того... `Принимай команду,
Потом они подошли к. реке, и Медников

Андрей, Главное-——продержаться. А там —
полойдут. :
‘Кравчук понимающе кивнул головой...

— А чет, —там наши. С утра nom
и, говорят, уже какой-то. хуторок заняли...
Эти «наши» и были солдаты Еравчука.
Вылержав семь контратак, отбив их, они

действительно к вечеру выбили немцев из!

хутора. Копа к ним на помощь пришли
свежие части, они, уставитие, не отдох-

И вот ен осталея командовать ротой.  нувшиие за весь день ни минутки, не от-

То, что ему, два гола
уходивиему от Днепра,
первому вести бой на Нравобережье, на-

назад последним  ставали от них и шли. попрежнему крутой
теперь пришлось   дугой, похожей на стальную пружину.

И никому из них не приходила в голо-

полняло всё существо его чувством особой   ву мыель о том, что они соверптили что-
ответственности. В этом видел он смысл то особенное. И сам лейтенант Кравчук

огромных событий. Это было

вершиной   тумал, что он сделал лишь то, что обязан

ожесточённых сражений и трудных похо- был сделать, — ках нодсказывала ему ero
дов, в которых пришлось побывать ему. солдатская совесть. Он отступал отсюда п
И уже с этой вершины ‘виделея ему по- вернулея опять, чтобы победить...

бедный конец. Он, лейтенант Кравчук,
должен был любой пеной, — ценой кро-
ви или даже. ценой самой жизни, —00ес-
печить переправу той силы, которая сом-
нёт и погонит немцев.

Так началась перетрава.

‹ В. ПОЛТОРАЦКИИ,
спец. корреспондент «Известий».

ЮЖНЕЕ ПЕРЕЯСЛАВА.

-  „Стерилизованный гренадер”

Немец 25& тот же. Школливый тупи-
ца, сентиментальный вор, маньяк емер-
ти. Немепкие мерзости  производятея ©
монотонностью автомата. Фриц отлнообра-
зен. Beé же время от времени немцу
удаётся ‘удивлять даже наших бывалых
ев0бм веку
фрицев всех мастей и моделей.

На-днях стрелки наши, продвигаясь в
Томельском направлении, взяли птурмом
деревню Веребек. На околице ‘её они
остановились в изумлении. Перед ними
прелетал не совсем обыкновенный pHi.
Новый вариант выпуска 1943 года.

Представьте 6ебе росло немецкого
солдата, который какими-то обезьяньими
прыжками бессмыеленно скачет взад и
`вперёл. В руке у него был автомат. Не
прекращая своего странного танца, немец
T пел, тв вдруг разражалея припадками
Дикого смеха. г

Увилев красноармейцев. немец птвыр-
нул в них автомат. И бойцы увидели,

к ;
этом бесноватом фрице, показали, что

перед нами психопат е крупным стажем.   ния. Только двадцати лет от роду он на-

Вог что значится в «Истории болезни
Тенриха Майерхорера, гренадера 1 роты
462 пехотного полка, выданной пеихиат-
рическим отделением полевого  лазарета
№ 615»: Е i

«Согласно. пометке в солдатекой книж-
ке Генрих Майерхорер уволен ¢ военной
службы в августе 191 года no exato-
умию». 5

Ваким же образом этот
гренажер оказался на фронте?

«Иетория болезни»  об’яеняег это
дальнейших своих строках:

«По состоянию своего здоровья Генрих
Майерхорер толжен быть стерилизован, но
допущен к призыву в армию в 1943 го-
Ду».

Й вот стерилизоваинюго кретина выта-
шили из желтого дома, воучили ему авто-
мат и отправили на Восточный фронт за-
шищать Гитлера. Оходить © Ума — рос-

слабоумный

Kak на губах у немца показалась пена, кошь не по кафману для Германии 1943

Он упал Ha землю и забилея в конвуль-  года.

сиях. Корчась, он хватал зубами землю

При Генрихе Майерхорере найдено так-

и с аппетитом грыз её. Ясно: сумаспед--же отношение ero батальенного врача к

mut. Должно быть, свихнулея в бою.
Однако документы, найденные

при! нитнет:

начальнику полевого . госпиталя. раз

«Тенрих Майерхорер не имеет образова-

Азербайджан
Ставропольщине

БАКУ, 8 октября. (По телеграфу от’ соб.
Трудящиеся Азербайджана взяли
себя обязательство помочь  жите-
лям. высвобожденного из фашистской не-
воли Ставропольского края в кратчайший
срок полностью восстановить разрушенное
хозяйство. Делегация во главе с замести-
телем председателя Совнаркома Азербайд-
жана т. Аллахвердиевым и секретарём Ба-
кинского комитета партии т. .Воробьевым
посетила города и сбла подшефного края,
затем бакинцы горячо“ приняли у себя
представителей Ставропольщины во главе
с секретарём крайкома ВКП(б) т. Орло-
вым, заместителем председателя крайис-
полкома т. Майоровым.

С тех пор миновало лишь несколько не-
дель, но уже сейчас трудно перечислить
всё, что сделало население Азербайджа-
на в помощь Ставрополью. 35 вагонов с
ценнейшим грузом уже готовы к отправ-
ке. В них на сотни тысяч рублей одежды,
обуви, постельных принадлежностей, посу-
ды, вещей домашнего обихода. Республика
выделила из своих ’ фондов тысячу тонн

бригад. Текстильные предприятия отправ-
[ляют на Ставрополыцину ‚ различной про-
‘дукции на, 240 тысяч рублей, в том числе
сукно, шёлковые ткани, бязь, нитки, мар-
лю; вату. Артели промкооперации изгото-
вили товаров ширпотреба на сто с лиш-
ним тысяч рублей. :

Сделан уже первый вклад в фонд вос-
становления. сельского хозяйства. Колхоз-
ники республики выделили из своих лич-
ных хозяйств 4.200 голов крупного и мел-
кого скота, подготовлены к` отправке сель-
скохозяйственные машины, запасные части
к ним.

Работники здравоохранения отправляют в
Ставропольский край оборудование боль-
ниц, амбулаторий, инструменты. Просве-
щенцы Азербайджана обязались полностью
обеспечить две школы, 50 педагогов вы-
‚разили желание поехать на’ работу в под-
шефный край. Е

По инициативе трудящихся городов и
районов Азербайджана ими принято шеф-
ство над отдельными городами и районами
Ставропольщины. Бакинцы шефствуют над
‘городом Ставрополь, колхозники Нахиче-
ванской АССР—над Черкесской автономной
областью, шефство над карачаевцами при-
няла Нагорно-Карабахская автономная 0б-
ласть, Кировабад связался непосредственно
с Пятигорском, Нуха—с `Георгиевском
ил.

Прощаясь с бакинцами, руководитель
ставропольской делегации т. Орлов сказал:
- Мы уверены, что с братской помошью
трудящихся Азербайджана и всей нашей
родины Ставропольский край в короткий
срок станет таким же богатым и приволь-
ным, каким он был до немецкой оккупации.

Трудящиеся Азербайджана считают де-
 лом своей чести приблизить это желанное
‘время, з

Железнодорожникам
освобождённых дорог

АРХАНГЕЛЬСК, 8 октября. (По телеф.
от co6. корр.). Коллехтив ‘работников
1 отделения Северной железной дороги
арганязует ` помощь (: железнодорожникам
освобождённых районов. В свободное от
основной работы время для освобождённых
дорог изготовляются аппаратура, инстру-
менты, ремонтируются машины и станки.
Связисты первой дистанции оборудовали и.
уже отправили в город Ржев специальный
вагон связи. Приготовлены к отправке ком-
плект секторной связи и телефоны для
двух стрелочных постов.

Работники   отделения паровозной служ-
бы решили передать железнодорожникам
освобождённого района паровую ма и
генератор. Сейчас быстрыми ‘темпами ве-
дется ремонт маншины.

*

ГОРЬКИЙ, 8 октября. (По телеф. от
соб. xopp.). Коллехтив первой дистанции
пути Горьковской железной дороги подго-
товил для освобождённых дорог большое
количество путевого инструмента — xo-
тельных ламп, ключей, остроконечных ‘ло-
мов, путевых фонарей и др. Кроме того,
коллехтив дистанционной мастерской из-
готовляет полный комплект путевого ин-
струмента для пяти. дорожных охолотков.

Скот для освобождённых районов

‚училея подписывать свое имя. Никаких! АРХАНГЕЛЬСК, 8 октября. (По телеф.
специальных знаков и слов запомнить не 0Т с06. корр.). Колхозники Архангельской

может, неомотря Ha все прилатаемые к
этому старания. В 1940 толу из-за сла-
боумия нахолилея на излечении в ла-
зарете. За последнее время
Майерхорера участилиеь
рые делавт ето баластом в части и да-
же опасным».

Ha этой выразительной характеристаке

начертана резолюция старшего врача:
«Приказываю во изменение стальи

Майерхорера в воинекую часть».

Итак в 1943 тоду, после поражения
под Сталинградом, после поражения на
Орловском плапларме, после поражений на

Укралне и в Белоруссии германские воен-

ные врачи, чтобы пополнить обескровлен-
ную терманекую армию, перестали усмат-
ривать разницу между фрипами здоровыми
и фрицами-нтиотавен... :

я Л. СЛАВИН,

спец. военный корреспондент «Известий».

ГОМЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 8 ок-
тября. Я

у Генриха
припалки, кото-

области, взяв нефство над животноводче-
скими фермами районов Ленинградской об-
ласти, освобождённых от немецко-фаигист-
ских захватчиков, заботливо’ готовят к от-
правке крупный рогатый скот. За коровами
и телятами, ‘предназначенными к вывозу в
Ленинградскую область, ухаживают лучшие
колхозные животноводы. Скот хороню ‘упи-
тан. В освобождённые оайоны Ленинград-
ской области уже отправлена 1.000 голов
крупного рогатого скота. В ближайшее вре-

9\мя будет вывезено ещё 600 коров и телят.
голности направить  гренадера Генриха

2 @
Соревнование городов

Исполнительный ‚комитет Московского
областного Совета подвёл итоги соревнова-
ния городов в сентябре на лучшую органи-
зацию коммунально-жилищного хозяйства.

Отличных показателей’ добился город
Егорьевск, наладивший бесперебойную ра-
боту всех коммунальных предприятий. Пе-
ревыполняют производственные планы во-
допровод; бани, прачечные,

Исполком областного Совета решил вру-
чить переходящее красное знамя Егорьев-
ску, Лучшие коммунальные работники пре-
мированы. #

цемента, десять вагонов кира-асфальта,
двадцать тонн гвоздей, оконное стекло,
всякие иные материалы, одновременно
укомплектовав несколько строительных

Налёты нашей авиации на жел

>

—

езнодорожные узлы Житомир,

Коростень, Джанкой, Городок, станции Мелитополь, Шилов,
Речица =.

В ночь на 8 октября наша авиация произвела’ налёты на желеэнолорожные узлы

Титомир, Коростень, Джанкой, Городок (севернее Витебска),

станции Мелитополь,

Шклов, Речица (замалнее Гомеля). Бомбардировке были подвергнуты эшелоны с воел-
ной техникой, горючим, боеприпасами и военным имуществом противника: В резуль-
тате бомбардировки разбито несколько железнодорожных составов и большое число
валунов. Возникли пожары, сопровеждавшиеся взрывами большой силы. На станциях
и узлах разрушены железнодорожные пути.

Bee наши самолёты вернулиеь- на свои

базы.

Возвращённ

Входить Сальниковым в хату немецкий
офищер запретил. Он сам поселился в ней.
Потолок велел обить чёрным, стенье вы-
`красить тёмносерой краской. Дениик залез,
на печку, возилея на ней, жёг горел-
 Ку, похожую на паяльник. И ‘сверчок там!
замолчал.

Хата стояла чужая, тёмная. Сальниковы
проходили мимо неё, не глядя, крадучивь.
А`жили они в хлеву с коровой. Дед укла-
дывалея в углу на соломе, и его длинным
ногам никак нехватало места. Девочки’
 Валя и Ниночка не отпускали мать и.
спали, держась за неё.

Так жили. Разговаривать привыкли
вполголоса. А. о Василия, Настенькином
муже, и брате его Николае, ушедших в
Красную Армию с первых дней войны, да-
же между собой не говорили. Ждали их,
думали о них, молились за них, но велух
не называли.

Тишина была тягостная, а веякое на-
рушение её было страшно. Ко всему при-
слушивались — в стуку шагов, шороху.
Хотя знали, если придут —— застучат, за-
гремят, kak тогда, когда пнереловили кур,
взяли овцу, или когда ночью сбили за-
мов с Настенькиного сундука и всё из нб-
го унесли. ь

Больше к Сальниковым не прихожили.
Не тронули Сальниковых и тогда, когда
угоняли народ в Германию. У них никого’
не угнали, никого не убили. ®

А жизни ‘не выходило. Не было жизни.
Даже у деда-мастера, ни к чему руки не
лежали.

Прошла вторая ‘зима. Был уже июль,
шли дожди, а лето всё не наступало.

Настенька проснулась от топота, мыча-
ния и криков. Бабы причитали, как по
нокойнику. Она выскочила. Посреди улицы
гнали коров и девушек. Немцы били пал-
ками коров. Воровы мычали, сбивалнсь
одна к другой, и в этом же стаде мета-
лись девушки, забегали влерёд, хоронясь
от ударов.

Настенька увидела, что’их корову тоже
вгоняли в стадо. Корова упиралась, а не-
мец бил и бил еб палкой.

Настенька кинулась к девочкам. Села,
прижалась к ним. Не помнила, сколько
прошло времени, ещё в ушах стоял крик
женщин, как вдруг совсем низко пронёсея
самолёт, ещё один. Раздался визг, будто
заливается, захлёбывается хриплый еви-
сток. Стало тихо, и нотом ‘что-то ухнуло и
земля” сдвинулась, заходила под ногами,
стало горячо, вздохнуть трулно. Настенька
как прижала к себе девочек, так и побе-

рассказывают каждому пришедшему в де-

жала е ними, не разгибаясь, втянув голову
в плечи. 4

Немцы упьли, но там, откуда они ухо-
дили, они хотели уничтожить все. Над ма-
ленькой деревней сутки висели немецкие
самолёты. i

Грохог смолк, и люли ночью пошли в
деревню. Поднялся ветер, тучи плыли, от-
крывая небо. Было тихо, пахло торелым.
Светало и становиловь вилно: крайней
хаты не было, она упгла, в землю, а свер-
Ху, закрыв все, лежала, соломенная крыша.
Хата рядом  догорала. Дальше на месте
домов над кучами кирпича торчали трубы.

Издали Настенька увилела, что их хата
стоит, но без крыши и одна стена у неё
упала. 3

Люди молча сходились к пепелищам.

И теперь, когда вспоминают то утро, —а
вспоминать о нем не устают, и наперебой

ревню, сохраняя в памяти мельчайшие
подробности, — рассказывают, что все

сразу увидели, как шел по улице
старик Валенов, а рядом с ним двое
руеских — бойцы-танкисты. — Рассказы-

вают, какие они были замазанные, уста-
лые и красивые, и как Николая Анл-
`реевича, Каленова признать было нельзя.
Он будто стал выше, моложе. Как все
бросились к танкистам. Они попросили
пить. Женшины и ребята кинулись, при-
несли воды. все говорили сразу и
все громче и громче. А деда Сальникова
оторвать было нельзя от того танкиста,
который нониже и почерней. Обхватил он
его, прижал, закрыл ему лицо бородой,
гладил, и целовал шапку, и только гово-
рил: сынок, сынок...

Тучи ушли, день наступил ясный, и не
могли вместить Te деревенские сутки неиз-
меримого человеческого счастья и волне-
ний, и принимаемых решений, и зачинае-
мых дел..

За дела принялись сразу же. Только
проволили танкистов и еще хлоносялся
грохот боя, а в деревне уже собрались на
первое после двух ‘лет собрание.

Сходились без зова, пришли все.

И сразу решили подымать колхоз, род-

в деревне ни одной лонтади,

ые к жизни

ной колхоз и звать его, как звался, име-
нем Ворошнлова. Председательство в кол-
х03е доверили старику Тимофею Гаврило-
вичу Ваплину. И котда’ секретарь район-
ного комитета партии кончил товоритБ о
Каплине и он стоял серьезный и взволно-
ванный, лед Сальников сказал:

— Теперь, Тимофей, будем работать, =
ий добавил, — на благо народа.

Сообща решили обмерить и обобщестеять
уцелевшие от немцев посевы. Скот счи-
тать не пришлось, — немцы не оставили

коровы, овны
й даже курицы. ni

— Разживемея — на своей земле, в
своём колхозе всё налалим, да и подмога
нам идет, — говорил Василий Потапов,
предлагая перво-наперво зосстановить 0б-
щеколхозный двор. В тот же вечер раз-
бились на бригалы,

Жать пошли все. СОжали, связали, скоп-
нили, а потом на себе переносили к току
и молотили вручную. И когда в колхозе
имени Воропгилова кончили уборку, от
всего сердна отмерили. хлеб, чтобы отдать
его в pont Красной Армии.  Жен-
щины подняли на плечи мешки © 3ep-
ном и понесли хлеб, чтобы послать его
тем, кто вернул их к жизни.

Деда Василия  Герасимовича  избратя
бригациром етроителей. И дет ночью же,
когда это было решено, пошел к разру-
шенному  амбару. Вместе с ним пошли
старики Илья Полунин, Тимофей. Головаш-
кин и Тимофей Агеев. Запели пилы, вею
ночь не смолкал стук молотков. Утрэм
плотники попгли поесть. Дед не уходил.
Бабка принесла ему картошки. Когта, был
закончен ремонт амбара, дед перешел на
мельницу. Мельнипу немцы, уходя, подо-
жгли. Сгореть ей помешал equa в ту
ночь дождь. Но ковиги м цевья были раз-
биты, и мельница молчала, раскинув па-
рализованные крылья.

Трое суток возился дед; И ‘застучала,
заработала мельница. Мельник Данила (е-
мёмович принял на помол первый мепюк
колхозной ржи. о

Хата деда всё еще не была починена, а ов
опять уходил е рассветом на общий. двор.
Но ни бабка, ши Настенька ничего не-го-
ворили ему, жиали. А на общем дворе, кул»
уходил работать дед, уже поднялись два
сруба, сверкая каплями смольт, :

Овчарник был готов. Просторный, теп-
лый, он не пустовал и дня. В него впу-
стили овец, пригнанных еюда тамбовски-
ми колхозниками. Они вошли в своё новое
жильё и сразу Me попали пот наблюление
и опеку Марии Нетровны Головалкиной.

В отин день с овцами прибыли‘ в Вол-
X03 куры, и нежный пушок леггорчов. за-
белет на пустовавнеих два года. насестах.

Старая доярка колхоза, Марина Алексеев-
на Митанина, никому не доверяя, сама
отправилась в Задонек принять коров,
предназначенных для колхозной фермы.
Знали, что она идёт уже < ними, торопились
и, помня по прошлым временам требова-
тельность Марины Алексеевны, конопатили
коровник на совесть.

Деду там оставалось только консульти-
ровать, и он с помошником Семеном Mo-
розовым пошёл по деревне. И куда прихо-
дил дед, веселели мюди. С его помошью
ставили они новый дом, чинили хаты,
возвращались нод кров, в тепло. :

Первым справили хату Белевеким и Го-
ловаликиным, — у них по многу ребят.
Переселили из шалашей в дома красноар-
мейку Марию Григорьевну Кулрявцеву да
раненую во время бомбёжки Марию Атезву.
И только тогда дед пошёя налаживать
свою ‘хату. И встала ‘она обновлённая,
светлая, родная ‘хата. `Повесили в ней
портреты Василия и Коли. Бабка Поля
внесла пучок душницы. И откуда взялся
сверчок — запел! «Как поёт», —= улы-
балея дед. Девочки повеселели, больше уже
не держались за Настеньку.

В колхоз припила . учительница. Почхо-
дила она к деревне по Орловекому боль-
шаку, и тут ей сразу же показали -Tpe-
TH налево свеже оштукатуренный дом.
Внутри были расставлены светлые. но-
венькие столы и такие же скамейки. Это
тоже была работа деда Сальникова. В кол-
хозной школе началось учение.

А сам Василий Герасимович работал в
тот день в хате Ефросиньи Каплиной. Окно
было ешё не застеклено, новенькие налич-
ники, отетруганные дедом, блестели, как
полированные. Пропел тонкий голос пи-
лы, и дел, оперев на край подоконника
доску, строгал её. Стружки вились, клуби-
лись, искрились на солнце, шурша поты-
мались и золотой душистой пеной падали
за оно.

Елена БРАГАНЦЕВА.
Колхоз имени Ворошилова
области.

Орловской

$

;

НА ДНЕПРЕ. Сапёры засти, которой командует гвардии майор Федорчук, при активном участни населения приднепровских районов строят переправу через Днепр.

*

Фото специального военного корреспондента «Известий»

Tl, Tpomenna,