В Севастополе

{От спец. корреспондента «Известий»)

Город славы. Город-герой. Взятый в
вольно, разбитый бомбами и снарядами,
он продолжают отбивалься от  раз’яренно-
го врага.

Много дней пох ряд гремят здееь выет-
релы орудий, минометов и  пучеметов.

Всюду — красноармейцы, моряки и
тюграничники. На склоне сопки раеполо-
жились минометчики. В мастерских и нод
открытым небом шоферы ремонтируют тя-
тачи. За невысоким холмистым
артиллерийская батарея. Гранатометчики
испытывают противотанковые гранаты.
Мчатея автоманины © боезапаеами, ена-
ряжением и продовольствием,

Большинство зданий пострадал от 9б-
стрела. Черепичные крыши пробиты мина-
ми. Стены многих домов прострелены cHa-
рядами. Вершины тополей, точно бритвой,
срезаны. артиллерийским огнем.

Зее это 06тро напоминает 9 буровое
испытании, выпаютщем на долю  севасто-
польцев.

Взбешенные упорством и отвагой совет-
ских людей, гитлеровцы часами бьют по
тороду без пели и ориентиров. Почти все
население города болыную часть суток
проводит B ITOABHAX.

Пол минометным обстрелом комсомольцы
Rosa Корк и Тамара Воютович обходили
дома, посещали старые складские помеще-
ния, собирая олово, свинец, мель, необхо-
димые для дела защиты горола. В течение
нескольких дней они добыли две тонны
остродефицитных цветных металлов.

Подвергаяеь постоянным опасностям,
мужественные севастопольцы показывают
примеры бесстраптия, безграничной любви
к ролине и Красной Армии. Во время боя
вражеская мина упала ва берег речки,
где в этот момент находились два бойца.
Раненые сожолками, они взрывной
волной следующей мины были сброшены
в воду. Анна Фейнина, на усальбе вото-
рой произошел этот случай, видела, как
бойцы начали тонуть. Отважная женщина
бросилакь в воду и вытащила раненого
на берег. Соседка ве, Кефанова, тоже по-
спеттила на помошь. Вместе оши выташти-
ли лрутого бойца. Привели обоих в чув-
ство, оказали первую помошь, отнесли в
гоститаль.

Коммуниетки Анна Дерябкина и Люб
Харитонекая вместе ¢ бойцами в тече-
ние нескольких суток отражали натиск
озверелых фапистоких полчищ. Люба вы-
несла с поля б0я 22 раненых бойцов. Ее
ранило осколком мины. После перевязки
она снова пришла в блиндаз.

— Идите в госпиталь, — гредложил
ей команлир.

— Разрешите остаться. Я еще моту
оказывать помощь бойцам.—И Люба снова
° вышла на передовые. ‘Вынесла еще
13 бойцов е оружием. После вторичного
тяжелого ранения силы изменили отваж-
ной девушке. Ее отвезли в госпиталь.

Все севастопольцы горят желанием ю-
мочь своим защитникам. Старик-пенеио-
нер Чаплыгин  офтанизовал несколько
бригад по стирке и ремонту красноармей-
ского белья. Часовой мастер Хитрин гото-
Bur бойцам подарки.

Фжелневно в штольнях и Убежищах
атитаторы проводят беседы. Чтецы чита-
ют газеты. Агиталора Мустафу Сейдаме-
това всегда можно встретить среди жите-
лей осажленного города. Этот скромный
партийный работник как будто и не от-
дыхает — ночью беседует на передовой
с бойцами, утром вотречается © колхоз-
никами, Днем его можно зсегда встретить
в штольнях среди рабочих и работнин,

Город в осаде. Город держится. Ни ар-
тиллерийский, ни минометный оботрел, ни
пули фашистов — ничто не может поко-
лебать мужества севастопольцев. Какие
бы испытания ни ожидали город в даль-
нейшем, слава о его делах не изтладится

в веках.
С. ГАЛЫШЕВ.

СЕВАСТОПОЛЬ.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ. Доставка патронов на передний край.

Фото специального военного

Ночные

Противник  зарылея в землю очень
близко от напшх передовых линий. Ме-
стами вражеские траншеи находятся в
60—80 метрах. Полхохы к позициям про-
стреливаютея из автоматов и минометным
отнем. Гремит аютиллерийская камонада.

Днем позиционная война проходит в
ослабленном темпе, ночью она вепыживает
е особенной силой. Гитлеровцы нервнича-
ют и успоканвают себя  беспорядочной
стрельбой. Наши артиллеристы и миномет-
QUEM ведут прицельный огонь  @покойно,
методически. _

На одном участке наши бойцы coopy-
дили большой  плакат-карикатуру на
Гитлера с крупной надписью на немецком
языке: «СОтреляйте в него, он вовлек вас
в бессмысленную войну!» Некоторое вре-
мя немцы плаката не трогали. Фаптиет-
своё командование, видимо, было озада-
чено: ну, как же стрелять В 080670
«фюрера»! Потом начался обстрел. Нотра-
тив немало боеприпасов, фашисты, нако-
еп, сожгли плакат термитными сваря-
дами.

Несколько дней назад ночью разгоре-
лись жаркие схватки. На олном участке
наши разведчики метр за метром ползли к
вражеским позициям. Достигнув цели, груп-
па бойнов нод командованием лейтенанта
Семенова атаковала три немецких дзота-
Грянули взрывы противотанковых гранат.
«Pye, рус», — закричали в страхе фаши-
сты, полураздетыми выскакивая из укры-
 тий, и начали беспорядочную стрельбу.
Уничтожив ло 40 гитлеровцев, группа В
полном порядке отошла и унесла своих
раненых. . Е

В это время на другом участке разве-
чики под командованием старшего лейте-
нанта будрявченко быстро преодолели
700 метров расстояния по открытой мест-
ности и приготовилиеь в атаке. Сержант
Петриченко обнаружил ночной секрет
противника из двух солдат, поддерживав-
гих по телефону связь с командным пунк-
том фашистской части. Разведчики быстро
неререзали телефонный провод и Opocu-
лись Ga солдат, чтобы захватить их В
качестве «языков».

Олин из фашистов выпустил двух т9-
лубей. Второй хотел выстрелить, но крас-
ноармеец Туров свалил ео пулей. Вы-
стрел был сигналом к общей атаке. Через

корреспондента «Известий» Л. Бериштейна.

поиски
проходы, проделанные сатерами Леоновым
и Рефман, советские воины бросилиеь к
блиндажам и окопам врага. Сержант Пет-
риченко с разведчиками схватил в 910
время уцелевшего немецкого связиста и
доставил ето в штаб подразделения.

На поле боя остались 15 убитых вра-
жеских соллат и офицеров.

На одном из участков противник,
заминироваз подступы к своим позициям
и создав крепкую систему обороны, рас-
считывал на безопасный отдых ночью. Но
труппа бойцов под командованием старше-
те лейтенанта Селиванова проделала в ми-
нированных полях и проволочных загра-
ждениях проходы и атаковала передний
окоп и блиндажи врага. Фапгистский офя-
Hep и несколько солдат, оказавшиеся в
окопе, пытались сопротивляться. Селива-
нов, командир взвода Курушин, сержант
Раков и красноармеец Селезнев быстро
справились © этой группой. Офицер был
уничтожен гранатой.

Очистив первую линию окопов, Селива-
‘нов м Селезнев бросились к блиндажам.

Ночное напаленив вызвало перешолах в
стане врага. Из блиндажей выскакивали
новые вражеские группы. Ослепленные
светом ракет, фашисты плохо видели на-
падающих. Зато налии, приемотревигиеся к
местности, били метко. Сержант Раков
одной транатой уничтожил офицера и
четырех солдат, Селиванов и Селезнев
уничтожили три пулеметных расчета.
_ На помощь немцам бежали их солдаты.
(Со всех сторон начали строчить пулеметы,
открылся беспорядочный минометный
огонь. Пора был отходить, тем более, что
у бойцов вышли все гранаты. 2

— Вот славная находка! — восклиюнуя
вдрут Селиванов, увидев вучу немецких
гранат.

Ночной бой продолжажя более чаем
Были ранены Раков и Селезнев. У Сели-
ванова оказалась во мнотих местах про-
стреленной одежда. Отважные советские
воины истребили 20 фаптистов, захватили
«языка», три ручных пулемета и ценные
документы.

Раков и Селезнев натраждены
Красного знамени. :

орденом

Дм. ПОПЕЛЬ,
спец. корреспондент «Известий».
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

СРЕДА

Зрелость

На-днях я побывал в части, первое
знажомветво с Которой состоялось в июле
прошлого года под Смоленском. Немцы в
ту, начальную, пору войны не помышая-
ли о зимней кампании, $ «сюриризах»,
которые готовит им Красная Афмия. Они
не успели еще изноеить сапог, в которых
прошли по странам Западной Европы,
й самонаяеянно утлублялись в просторы
России. Им казалось, что они прошли
достаточно много, чтобы не сомневаться В
скорой победе. И когда их остановили,
они были озадачены. )

Олной из первых частей Враеной Ар-
мии, нанесших  Злесь  ЧУвствительный
удар немпам, была часть, которой коман-
довал Навел Васильевич Миронов.

Немецкая дивизия «Сб» шла на До-
рогобуж. По пути гитлеровцы расстре-
ляли двести школьников, мальчиков и де-
вочек, пришедших помочь колхозам в
уборке урожая. Наша артиллерия на-
крыла вражескую колонну на марше.
Немпы окопались в Касьыкове. Часть по-
вела на них наступление. Немпы броси-
лись в контратаку. Батальон старшего
лейтенанта Люманова дал им подойти на
ве сотни иетров и открыл  пиквальный
пулеметный и ружейный отонь. Немцы
принли в замешательство. Тогда батальон
капитана Козина уларил им во фланг.
Бойцы ворвались в деревню и выбили из
нее фашистов.

Немпы потеряли в этом бою только
убитыми свыше 200 соллат и офицеров.
И все же Иван Михайлович Некрасов был
ие совсем доволен боем. - :

— Для начала — ничего,  обетрел
бойпам. Ho все же мало интересво-
го, — говорил он за кружкой чая в тени

Лил KacbKoBCKOTO Шкюлыного сада, и В
тоне ето речи не было никакой рисов-
ки. — Откровенно говоря, мне хотелось
вызвать их на рукопашную схватку.

У полковника было несколько старо-
модное, рыцарекое представление о вой-
не. В прошлом волжекий грузчик, Ipo-
фессионал-боксер, участник мировой вой-
ны 1914—1918 1т., он был воспитан в
суровых традициях прямой и честной
драки. И в этом бою он все время шел
впереди атакующих бойцов. Ему указы-
вали на опасность. Он отшучивался:

— Чтобы меня убить, надо пять пу-
хов свинца. В тому же мне еще в лет
стве одна бабушка нагахала: «Прожи-
вешь 73 гола, & потом утопнешь...»

Й лобавлял серьезно:

— Когда боец в первый бой идет, —
надо ему пример дать!

Й вот, смустя почти год, я онова в
этой части среди старых своих друзей.

— Вы нас теперь не знаете! —

смеясь, говорили они.
Узнать их было действительно трудно.
Тод = небольшой срок. Но война ведет

свой счет времени. Одинналцать месяцев
часть провела в непрерывных боях &
гитлеровцами. Многих командиров, полит-
работников, бойцов не было уже в ее
рядах. Олни, нолобно Ивану Михайловичу
Некрасову, ныне Герою Советекого Союза,
начальниеу его штаба Метте и капитану
Козину, получили более высокие назна-
зения, друтие, подобно Люманову, пали
смертью храбрых. Но основой части, ве
боевым костяком оставались те самые
люли, которых мы ветретили  котда-то
под Омоленоком. Только & ним пришла
зрелость воинов, не раз глядевтих смер-
TH B IMHO.

— У нас были потери, но поражений
мы не знали, — сказал Навел Василье-
вич Миронов. — Вы наблюдали ветупле-
ние нашей части в войну и вы слышали
из уст участников рассказ © последнем
нашем бое пол Красной Горхой. Таких
Брасных Горок было у нас немало.

А под Красной Горкой совсем недавно
разытраловь следующее. Отброшенные зи-
MOH за реку, немцы заняли высоту, гос-
подствуюшую над окрестностями и при-
крытую волной препралой. В весне они
построили на этой высоте целую систему

4 укреплений и держали пол перекрествым

обелрелом и переправу, и наши позиции.

В ожно прекрасное утро по Boxe Ha TOT
берег переправился батальон етаритего
лейтенанта Харчук-Мельника. Противник
не заметил, как в кустарниках У TOA
пожья высоты накапливались наши OA”
разделения, He выдержал их стремитель-
ной атаки, и высота была занята штур-
MOM. _

Спустя сутки, вечером немцы бросили
на высоту и ближайшие тылы авиацию.
Десятки пикирующих  бомбарлировииков
кружили в воэдухе, и чудовищные етол-
бы земли подымались к небу и рушилиеь
наземь несколько часов кряду. Затем
по этой взлыбленной земле немцы отЕры-
ли Ураганный артиллерийский и мино-
метный огонь.

Высогу зашишало не более 60 наших
бойцов и командиров. И вот на эту горст-
ву храбренов немцы бросили полторы

тыюячи солдат. Тишина, наступившая
внезапно после урагана, разразившего-
ся нод высотой  отнем, ‘ свинцом и

осколками стали, ободрила немцев. Они
перестали бежать, припадая к земле, и
пыли теперь во весь рост. С нашей ето-
 роны не раздалось ни одного выстрела.
  Тогда они закричали по-русски «ура» я
бросились Ha выюоту, преодолевая - П0-
вленюю сотню метров. Высота прололжа-
ла безмолвствовать. Но, когда ло окопов,
в которых засели наши автэматчики,
осталось 50—60 метров, на выюоте загв-
ворили пулеметы, автоматы,  вантовня.
Их отонь косил наступавших немцев, они
налали с нерекошенными болью; н8ло-
умением, ужасом лицами. Некоторые п
инерции продолжали ее бежать вперед,
но вбя масса уже лрогнула, остановилась
 и повернула назад, скатываясь к подош-
ве высоты, куда в этот момент обрушили
весь свой отонь артиллерия и тяжелые
минометы части.

Немпы в этот день трижль возобно-
вляли атаки выюсоты. И кажлый раз но-
вторялось одно и 10 же. Пулеметчики
подразлеления Харчука как бы соревну-
вались между с0бой в выдержке и хлад-
нокровии. Красноармеец Волков выводил
из себя самых нетерпеливых. Его «Мак-
сим» продолжал еще бездействовать, Ео-
тиа немпь были от него в 30—40 yer
рах и вилны были и нашивки на рука-
вах  испачканных  глиноя, потрепанных
серо-зеленых курток этого скопиша еф-

рейторов, и их давно небритые, земли-
стые щеки. N
— Em пулемет не работаег! — де-

хлалывали нетерпеливые командиру пу=
леметной роты Рудякову, но тот только
подымал уесповоительно ладонь руки: «Не
торопитесь-де с выводами!»

Запалные склоны Выюоты были усея-
ны сотнями трупов немпев. Они оставили
здесь, по окромному подочету, около 900
солдат и офицеров. они оставили п9-
пытки взять высоту обратно. А через не-
околько дней TORO наши свежие ча-
сти. Й бойцы стали продвигаться дальше.

1 ИЮЛЯ 1942 г. № 152 (7838)

Русская песня

Величавым руслом прямо в Волгу
ила другая русская река,
над ее просторами подолгу
северные стыли облака.
Путь многовековый совершая,
на`ладонях синих сильных вод
бережно несла река большая
белый пассажирский пароход.
А на пароходе плыли люди,
что оставили жену и Мать
для того, чтоб выйти в бой и грудью
за родную. Реку  ПОСТОЯТЬ.
Тихим вечером они запели
в лад неторопящейся реке,
не спеша,
что знали,

как умели,
на спокойном русском языке. 1
И о чем таком в той песне пелось,
рассказать, пожалуй, И нельзя.
Понимать ту песню не хотелось.
Слушали ее, закрыв глаза.
Как в реке, навеки отражалась
сторона родная, дом и дым,
так и эта песня. начиналась
и кончалась близким и родным.
Было в ней великое значенье:
дерный враг вовек не повернет
русских рек могучее теченъе,
русских песен соколиный взлет.
Наступила трудная година,
только наших сил врагам не счесть.
И соединившись воедино,
наша гордость,

благородство,
честь,
музыка, поэзия, природа,
все, чем нам отчизна дорога,
в доброй воле русского народа
двигалось
рекою

на врага.
м.

—®
Клятва гвардейцев-
артиллеристов

АЛИГЕР:

На огневых позициях, в боевой. обста-
новке состоялось торжественное вручение
твардейского знамени 16-му гвардейскому

артиллерийскому полку.

Полк покрыл себя неувядаемой славой,
уничтожив за время боев много враже-
ской живой силы и техники и сумев при
этом полностью сохранить всю свою бое-
вую технику, материальную часть артил-
лерии, средства механической тяги.

И сейчас славные артиллеристы про-

После боев часть была награждена пра-
вительством орденом Красного Знамени.
Задолго ло этого, еще зимой, ей было вру-
чено гварлейское знамя. С этим знаменем
тварлейцы прошли ‘много десятков кило-
метров, ведя наступательные бои, отбра-
сывая немецких захватчиков на залтал.

Олин из «старюжилов» чаети, баталь-
онный комиссар Григорий Иванович Ду-
долалов, вопоминая и бфавнивая настрое-
ния бойцов первого этапа войны и ны-
непнего, говорил: :

— Ехали на войну —= верили, 91%
враг будет разбит, а сейчас эта вера пе-
решла в оуверенноеть, твердую и 610-
койную. Нё так ли, товарищи? -

Вотюе был обращен в окруживигии
Hac минометчикам. H они дружным хором
отозвались:

—= Обыкновенное хело!

— Мы теперь omsrranie!

П. БЕЛЯВСКИЙ,
спеп. корреспондент «Известий».
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

должают наносить ‚мощные удары врагу.
В COMEHYTOM строю стоят люди мужест-
венного сердца, пронесшие гордую славу
советских артиллеристов через огонь оже-_
сточенных сражений с гитлеровцами. —‚

`Твардёйское знамя нолку вручает член
Военного Сбвета армии. Он призывает ар-
тиллеристов с честью оправдать высокое
звание гвардейцев и под гварлейским зна-
менем наносить врагу еше более жестокие
Удары — до полного разпрома и уничто-
жения немецких захватчиков.

Сурово и торжественно звучат слова
БЛЯТтВЫ гвардейцев. Знамя принимает ко-
мандир полка т. Жилин. Раздается гром-
кое «ура» в честь великого вождя и пол-
ководца товарища Сталина.

Затем состоялось вручение’ орденов и
медалей  награжденным —— заместителю
командира полка майору Подобед, комис-
сафу батареи политруку Новикову, ко-
миссару дивизиона старшему  политруку
Васину, командиру батарен старшему лей-
тенанту Танакову и другим.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.   (От спец.

1 корр. <«Известий»).

BPA

Старшие братья ушли на войну. Млад-
шие прошли сложный. путь созревания.
Война вторглась в семьи,  разлучила
не одну из них, перекинула многие на
новые, иные места. Вчерашние подростки
задолго до срока поняли мужское свое на-
значение. Морщинка раздумья легла меж-
ду мальчишескими бровями, старые склон-
ности были забыты, новые обязанности
вставали перед юным сознанием.

Старшему брату было 22 года. Он при-
слал с фронта фотографию — в ето пет-
лицах было уже два кубика лейтенанта.
Он возмужал и загрубел на войне. На мо-
лолом лице появилась жесткая  склалка
решимости. Младший был еще дома. Он
только перешел в самом начале войны в
десятый клаес школы. Он еще собирал
марки в альбом, у него был детекий бе-
лесый пух на щеках, он любил сладкое:
С куском сахара во рту, со связкой учеб-
ников подмышкой сдавал он переходные
экзамены, когда в солнечное  июнъекое
утро началась война.

ТЬЯ

место старшего брата. Ему сразу приба-
вился тот остающийся год, который отде-
лял от совершеннолетия. Он вернулся до-
мой с потребностью действовать. Нельзя
сидеть, сложа руки, когда началась вой-
на. Он накрепко запер в ящик стола аль-
GoM с почтовыми марками, хотя ему очень
хотелось достать . последние авиапионные
маркл Чили. Ему нужно было применить
свои силы. Ему было семнадпать лет, он
любил кино, и в этот день как-раз впер-
вые показывали в городе фильм «Боль-
шой вальс», На плакате в танце кружи-
лась женщина. Он прошел мимо, только
мельком поглядев на плакат.

Вечером, вернувшись домой, он 6006-
штил матери, что залтисалея в доброволь-
ную пожарную дружину. В ‘комнате вме-
сто открыток: и проектов брата с великю-
лепными зданиями появились плакаты,
как бороться с зажитгательными бомбами,
как действуют футаеные бомбы, и прави-
ла противохимической обороны. Эн yxo-
дил теперь по утрам и возвращался ве-
‘Зером; через ночь он дежурил. Немецкие

С детских лет он завидовал старшему слеты налетели Ha TOPO, Ha шестой

брату. Сначала он завидовал отличным
отметкам того.-——сам он был в длительной
вражде с математикой. Потом он завило-
вал его комсомольскому билету; архитек-
турному училищу, в которое тот посту-
пил; его чертежам на слоновой бумаге;
его будущему, которое рисовалось ему в

день войны. Две зажигательные бомбы
упали на крышу соседнего здания. Он
дежурил на крыше в каске пожарного,
которая была ему велика. Он сбросил од-
ну бомбу во двор, а другую щипцами
успел сунуть в боченок е водой. Паром и
брызгами ему ошпарило руки. Счастливый,

виде проекта великолепного многоколонно- @ ожогами, он вернулся на расовете хо-

го здания. Сам он пока довольствовался мой. Он был

общественной школьной работой, был ©е-

кретарем школьной комсомольской орга-

низации, был помощником пибнервожатого
в лагере летом. Склонность к стихам сде-

полезен, он действовал.

Месяц спустя Botha придвинулаюь Е
тороду. Город был на юге — теплый, мяг-
кий город, в зелени, в парках, со знако-
мой новой школой, успевшей стать ча-

тала ето редактором ие стью жизни, с прудом, на котором зимой
ла под стремительным названием «Виеред:» был каток... Всё вдруг перемешала, вобпа-

В июньский день, когда Ha даче лила война. Тяжелые

уже давно отивела поздняя в
тоду сирень, старший брат

фронт. Мать, отец и он сам,

этом   заводское оборудование и семьи рабочих;
уехал на окна и двери домов раскрылись, во дво-
младитий   рах

эшелоны увозили

трузились грузовики — началась

брат, провожали его. В первый раз они  эвакуация.

расетавалиеь надолте. До сих пор были

Семья прошла тяжкий путь, как мно-

мальчишеские разлуки —— старший брат  гие тыкячи семей. Вместо любимого эна-

уезжал летом на туристоние базы, в гор- вомото города
ные лагери, он-—младитий-—жил с матерью горох

на даче под городом. Поезд co старшим
братом ушел, и он, младший, впервые’
почувствовал, что новая  ответственность:
легла на него. Он заступал теперь

теперь был незнакомый
на востоке. Настуцала осень.
Надо было начинать занятия в ово
школе — не среди старых знакомых учи-
телей и товаришей. Отец уехал раньше е
заводом. Он один, младший сын, осталея

опорой матери, . проделал в нёй весь путь му. Это письмо шло из Действующей Афр- тикой он справился, и теперь она ему не

на восток, был мужчиной в доме. На по-
лях вокруг города нехватало рук, мог Ti0-
тибнуть картофель. На поля были напра-
влены школьники. Он стал руководите-
лем целого отряда подростков. Они выка-
пывали из подмерэшей земли картофель,
набивали мешки, грузили Ha грузовики.
Он вернулся с полей, пропахиий осенью
й землей, с затрубевшими руками, как

после долгого боя. Битва была выиграма,

вартофель спасен. д\ители горола получи-
ли однажды утром. «школьный» картофель:
Ем собирали школьники, и женщины
бережжю несли в кошелках этот карто-
фель, — может быть, самый драгоценный,
который только приходилось им есть...

Потом школьники — и среди них и
он, бригадир, — ушли строить укрепле-
ния. Когда-то в детстве (теперь это каза-
лось страшно далеким) он строил после
дождя земляные насыпи и отволил воду
в ручьи. Теперь нало было копать проти-
вотанковый ров против страшных желез-
ных чудловиш в настоящей войне. Он был
перепачкан в глине, на руках появились
мозоли, но ров вырастал — огромный, на-
сколько хватал глаз, е земляным Ba-
лом, могила для неприятельских танков,
если они только посмеют  сунутьея. Он
узнал запах земли, вязкий грунт, ен BH-
дел белые срезы древесных корней — все
живоноеное начало жизни, природу землю,
за которую сражается ето народ. Он впер-
вые понял цену этой земле, ее великое
материнство, — это было чувство родины.

В самом начале зимы возобновились заня-
тия в школе. Школьники вернулись с по-
лей. Укрепления были возлвигнуты. Про-
тивотанковые рвы белели первым снеж-
вом. Нало было кончать десятый класс
школы. За это взялись с новым чувством,
как если бы отвечали перед. всей страной.
В клакее не было отстающих — это было
странно. Обычно кто-нибудь отставал и
ленился. Сейчае все шли вровень — ле-
вочки, которые работали уже в отрядах
сазитарной обороны, и мальчики. кото-
рые за один год стали взрослыми. Особен-
mo любимыми были уроки русекой сло-
весности. От напевной речи былин до
стихов Пушкина, обращенных кв отчизне,
все звучало новых призывом. Страна бы-
ла уже покрыта снегом. и снеговые поля
лежали ло самого горизонта.

мии, на нем была печать полевой почты,
адресам — по имени и отчеству — был
назван он, младший брат. До сих пор все
его звали сокращенно: Котик.

«Дорогой братик, — было написано в
этом серьезном мужском письме, как пи-

твой успехи от мамы. Очень радуюсь, что
ты хорошо учишься и проявил себя хоро-
шим общественником. Сейчас на твое по-
коление возложена большая задача, и вы!
с честью должны ве выполнить. Нашей!
молодежи после того, как мы победим,
надо будет. восстанавливать многое в на-

Недавно я видел одного, нашего млалшего
лейтенанта, который бежал из плена. Он,
говорит, 4YTO центр весь разрушен, нет!
ни одного целого здания. В твоей школе
помещалось полицейское управление, где
пытали жителей. Впрочем, мало кто из
этих жителей уцелел. Немпы угнали всех,
и большинство погибло зимой в степи.
Как у тебя дело с математикой? Имей в
виду: захочешь поступить в артилле-
рию или в авиацию, — математика там
необходима. Ну, я думаю, что ты это хо-
рошо сам понимаешь. Нишу тебе в блин-
даже при свете трофейной свечки. С ров-
ными промежутками бьет немецкая артил-
лерия, и, когда летит тяжелый снаряд,
все-таки немного пригибаешь голову.
сейчас заговорила наша артиллерия, и,
сразу стало радостно на душе. Наши ар-.
тиллеристы здорово вмазывают немцам...»

Он читал это письмо, чувствуя, как!
кровь приливает к его лицу, когда слова’
брата становились мужской речью, obpa-/
щенной к нему, мужчине. Он за один год!
вырос и вытянулся, как если бы прошло
три года. Брюки брата, которые лавала
иногда ему мать носить, были ему уже!
впору. Вечером он писал брату ответ. Он,
представлял себе, как тот будет читать’
его письмо в блиндаже при свете трофей-
ной свечки, как бухают пушки, как е

снаряд. Он писал о том, как ребята учат-
ся в школе и что в классе нет отстающих.
Потом он написал, что тот может не бес-
нокоиться о матери, что они получили
много картофеля за его работу осенью Bi
поле и что ребята, по его почину, две!
недели пилили в лесу дрова и напилили‘
и для отопления дома, и для их школы.
Конечно, замечательно было пилить дро-!

В зиме пришло первое письмо от стар-
шего брата, обрашенное к нему, младие-)

ва лая школы, потому что в атом году
надо ее непременно окончить. С матема-

шет мужчина мужчине. — Я узнал про!

шей стране. Наш городок нёмпы сожгли.

странтна. Помог товарищ, который его под-
тянул, а он в свою очередь подтянул его
по словесности... «У вас это называетея—

ночти то же самое».

сверстниками прошел всю программу
сятого класса и повторил часть програ
мы девятого класеа,

выло окончание школы, и для юношей—
Красная Армия. Из газет, прежде чем
пришло письмо от брата, он Узнал, что
тот награжден медалью за отвагу. Он
вместе с матерью отпраздновал эту семей-
ную радость. Они приготовили брату по-
сылку. Он положил в нее вместе е пись-
мом самопишущую ручку — лучшее, что
у него было. «Посылаю тебе ручку, по-
тому что в боевой обстановке ты. может
быть, захочешь что-нибудь записать, —
написал он. — Что касается твоего на-
граждения, то очень порадовался за тебя.
Истребляй фапгистов, сколько можешь, я,
наверное, скоро приду тебе на помощь».

Они кончали школу. подростки, став-
шие за один год взрослыми. Они узнали
правду жизни, горькую и твердую, рань-
ше срока, какой им был положен по воз-

Но тасту. Война стала испытанием, она опре-

деляла характеры. Молодое поколение за-
калилось на этих первых испытаниях.
У юношей была уже мужская поступь
мужское отношение к жизни. Дрова, па-
пиленные своей рукой в лосу, озпачали
живое, горячее топливо. Хлеб приобрел
другой вкус. Бартофель подавался на стол
не как обычное блюдо, картофель нужно
OBLIO выкопать и сберечь, чтобы он не
замерз/ Все веши приобрели новый смысл
все стало по-иному цениться. Трудный
десятый класс был закончен на «отлично»
вееми, — иначе было невозможно, это

был бы позор. Война прел’
Е л являла жест-
гулом проносится над блиндажом тяжелый   КИе требования, и отстать в школе  было

так же немыслимо, как отстать на войне

В июньский день. такой же, как и год
воина, они вышли,

назад, когда началась

выручка в”’бою,— написал он —У нас это  Это вопрос

в
проконспектировал.
потому что многое   вался: ys

перезабыли за время эвакуации, Впереди  Так =

a я аситкЕс ет пинок Ев

рошую характеристику. Напишу сейчас о
том, о чем не хотел до сих пор писать. Дело
В ТОМ, Что я © момента окончания школы
занят одной мыслью: я вступаю в партию.
решенный. Paiixom BARCM

дал мне рекомендацию,

Зимой учились в три смены — школа aie a
‘be ee члена партии преподаватели — т9-
з ше двухсот человек   же. В ближайшее время оформлюсь. Сей

эвакуированных детей. Он вместе Sees

=. час учу «Враткий курс». Твои: конспек-
Ле- ты играют огромную роль. Ты прекрасно

Признаюсь,  посомне-
смог ли бы я сделать это лучше.
о большое тебе спасибо за твой
труд. Ты, конечно, мне скажешь: хорошо
ли я подумал, знаю ли я. какой это серь-
езный шаг? Да, знаю. Работать должны
сеичас все — и пятидесятилетние, и во-
семнадцатилетние, и я рад, что буду BMe-
сте < тобой на том же посту».
Он дописал это письмо. За окном лежал
HIOHBCKEH вечер. Солние было розовое. Pa-
 зовая тень лежала на далеких полях, вид-
 НЫХ из окошка их комнаты. Весь нарох
защищал эту страну. Вее лучшее, вею pa-
дость жизни, все надежды на будущее да-
ла ему эта страна. На лолю его поколения
выпало ее зашищать, оно будет ее восста-
навливать, оно пустит енова Дненоогэс, и
восстановит марганцевые рулники в Нико-
поле, и зарастит пшеницей бескрайние
поля Украины... Старый географический
атлас — спутник школьной жизни — ле-
жал перед ним, раскрытый на Советском
Союзе. Это была новая геотрафия, часть
его жизни. Он вступал в эту жизнь и шел
теперь в ногу со старшим братом, догнав
его, наконец. Они оба были мужчинами,
они шли теперь рялом.
Потом он перебрал pee свои учебники,
которые были уже не нужны. Срели них
лежал je ee знакомый альбом для Ma-
р eee и залумчиво перелистывал
Е с аккуратно наклееннымя
- ABHGUMOHHEIX марок Чили таки
нелоставало в нем. Учебники он омал
ученику девятого класса. Альбом он гбе-
рег. В нем была частипа того города, где
  Прошло ero детство, где была построена
  Новая школа и где на площади немпы по-

бывшие : his весили люби: ‘
была mame Tae из итолы. “Школа  теографив и EPS ae On
: ди. Бперели требовательно жла-   за все Е ыы 28
Е : должен

ла страна трудовых их дел
Для призыва в Красну
еше молод.

«Я устроился на работу на авиапциоч-

{ I OH брату неделю
мы. — В школе дирекция дала мне хо-

HOM заводе, — нанциса

и их полвига.
ю Армию он был

отомстить своими м№-
ры руками, за свою страну и народ,
то выроспий сын. «А в твердости мей

р os ene, — дописал он в
2 рату. — Надеюсь, ч WYO
soem ым». Le See

Вл. ЛИДИИ.