$

IX
х

\-
ДИ
И
6:

иу
го

i

и
ИЯ

3-
AD.
ура
tI
{at
{и
ай
цой
ih
poll
Tie
ras
ori
Will
ie

ЧЕТВЕРГ, 14 ОКТЯБРЯ 1943 г. № 243 (8236)

\

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

‚ на Трухановом острове,

Wy,
(

~

‚ дами штурма,

Передо Киевом, на Днепре

(ОТ СПЕЦИАЛЬНОГО BOEHHOTO КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИй»)

Белые пебчаные дюны. Черные, уже хо
лодные бревна пожарища. Синяя вода. И
за синей водой город на высоких холмах.
(тоит на минуту закрыть глаза и памятью,
мыслями, старой болью, не оставлявшей
нас вс6 эти два года, как прижившийся в
человеческом теле осколок, вспомнить Киев
таким далеким, каким он был для нас в
дни Сталинграда, на Волге, за Кубанью за
Доном, за Тереком, — и чудом кажется
га минута, когда снова открываешь глаза
и видишь © левого днепровского берега
хилый ваш Киев. В многолюдлюй семье
зоветских городов он был одним из самых
урасивых и самых  очастливых братьев.
fro оторвали от нас, и таким далеким он
(тал, что путь к нему измеряли, всей зем-
лей, разделившей нас, всей кровью этой
земли, друзьями, потибниими в. Иритне-
провье, ночными слезами о них, слезами,
которые над’про супгил ветер боя.

Й вот мы снова у Киева. Белый песок
7 Днепра, такой мягкий и легкий, что

зопоминаютея  детелвю и иты в Le-
ке. Громапа сражения  передвинулась
в 06 стопы по Днепру и 35

Днепр ушла, а тут странная тишина тя-
жело нависла над городом, над лаврой,
венчающей холм, над домами прибрежных
кварталов, над рекой, посиневшей от холо-
ja. Bee, Kak BO CHE, всё не верится встрече.

На том берегу, боясь выдать вебя рань-
ше времени, молчат немецкие батареи и
пулемётные гнезха. На виду У них вцепи-
дись в песок, окопалясь, зарылись и ни
34 что не отступят назад наши пехотинцы.
пе и зарыться-
то некуда, всё плоско и голо, песок и во-
да. Но перед Киевом даже песок для на-
шей пехоты стал крепче гранита. Ночью
обманчивая тишина взрывается немецкими
залиами. Стрельба с того берега сводит

реку, как судорога. Осколки с воем гаснут! Л

в холодной воде, и залпы внезанню захле-
бываются. И опять типгина, тяжелая, гроз-
ная, чреватая бурей.
Покинем на время эти места, оставим
предмостный посёлок у Киева, сожженную
Дарницу, мертвые Бровары, тлеющие дачи
на белом Hecke среди: сосен, гранитную до-
рогу на берегу/со взорванным мостом. Оки-
нем взглядом киевские холмы. зарево над
Подолом, безмолвие камня. Мы ещё вер-
лемся сюда и будем на самых холмах, в
хилых осенних садах над Днепром, будем в
Дневе. А теперь время быть на земле, ку-
34 передвинулся бой.
*

Переправыт.

How, a если наберетесь смелости, то
п лнём вас приведут к новым мостам,
обожженным немецкими ‘бомбами, проло-

немецких дивизий в районе мостов, узкое
горлышеко переправы. Из этого горлышка
немцам предстояло вновь растевалься по
правому берегу, занимать оборону. Самый
нужный, самый  очахтливый момент для
наших пигурмующих рот. Перебросить пер-
Вых бойцов через Днепр, пока воронки’ не-
мецкой переправы ещб бурлят отетупле-
нием, пока поток немецких дивизий ещё
не полнюстью разлилея по сторонам и не
застыл плотным фронтом на том берегу.

Таж начиналось это сражение. И были
ночи переправы, ночи героев. Вепомним о
них теперь, когда через Днепр перекину-
лись крепкие наши мосты, когда перенра-
вы охраняются батареями зенитных opy-
AMM, котда не отдельные бойцы, а целые
дивизии идут на ту сторону. А в первую
ночь успех переправы репюлея на многих
участках дерзостью  одинючек, упорством
мелких подразделений. Дул сильный
етер, Днепр беспокойно шумел и метался
во мгле. Давно не заломнят в тех местах

такой непогоды. Небо затянуло чёрными

тучами, мола стала стеной от земти до са-
мого неба, глухого, беззвёздного. И на том
берегу были немцы, их пулемёты, их ба-
тареи, и тот берег высокий... a

Benommu это сегодня на крепких на-
птих /мостах через Днепр.

В батальоне капитана Саввы, в роте
старшего лейтенанта Лещенко вызывались
охотники. Одной только смелости ‘мало,
нужны хвалка, цепкий хозяйственный ум,
умелые, хитрые руки. Легко умереть, а на-
до добраться живым. Мостов уже ве был,
мосты немцы взорвали. Бойцы искали 40-
док, и не было ни одной лодки, немцы ©0-
жгли их. Лве посудины бойцы притащили
волоком. Две других, дырявых, рассохших-
ca, обнаружили где-то в сарае. № Днепру
спепиили мощные инженерные части, но
первым бойцам He было времени ждать.
Лодки они отыскали, но весел не оказалюсь,
и вбела сделали сами. Можно ‘плыль? Пере-
права назначена на три часа ночи.

„— Могоди, — говорит кто-то, видхно, че-
ловек прочной и основательной мысли. —
Погоди, не всё ещё. Вёдра ищите.

Вот что порою годится для боя — обык-
новенные вёдра. Лодки были худые, ©кво-
зили шелями. Вёдра понадобились, чтобы
вычерпывать воду. А немцы били © того
берега миномётами и артиллерией, в грохо-
те канональ бойцы искали на пепелищах
вёдра.^Вёдра нашлись, и началась перетра-
ва, одна из многих в ту ночь.

Первые наши люди вышли на BOY, OT
толкнулись веслом и скрылись во мгле, в
неизвестности. Так мало их было на этом
участке, намеренно мало в первоначальном
этом броске через Днетр, что четырех утльгх
лодчонок хватило на них. На первой по-
судине сидел и грёб вместе с бойцами стар-

занным и вновь восстановленным. Дерзо-
(тью русских саперов срастаютея воедино
Знепровекие берега. Их не разорвать теперь
немцам. Бой перекинулся на, правобережье.
Днепровская вода стала опорой штурма на-
щих войск. Вода в местах переправы будет
твердью, гранитом; здесь трудится русский
‹сапёр. Назал пути нет, 0 нём никто и

1 мыслит. И напги войска рвутея вперёд,

расширяя захваченные плацдармы.

Огневой вал артиллерии пылает на пра-
вом берегу, и войска идут на него, как
на свет новой зари. Предутренний туман
вотаёт над землёй в районе Виева, но это ту-
\№н штурма, войны, это дымы артилле-
par. Перетравы питалот бой патронами и
снарядами, потоком штурмовых батальо-
нов, боезапасом, полковыми обозами. Те-
перь переправа’ — это моет, скрепленный
желеными  крючьями,  выдерживаютий
тяжесть танков. Первые переправы едва
неоли на себе человека. Ни дерева, ни же-
1еза, пи мостов, ши понтонов. Немцы ечи-
тали Днепр неодолимой преградой. Они
опиблись. Наши солдаты, пробившиеся к
Днепру, с хода перенесли бой на воду, юи-
нулись вплавь, сделали самую воду доро-
Wil, плыли не только на баркасах, лод-
ках, плотах, но и на дошатых воротах,
притащенных из сожжённых немцами кре-
етъянских усадеб, плыли на бочках, на-
битых соломой мешках, на всем, что дер-
жит вода, за что человек может ухва-
титья рукой, И немцы увидели, как
Дкепр рушится на них свинцовыми брыз-
тами из клокочущей MITYPMOM воды, взво-
переплеснуршего первых
бойцов на тот берег, первым залпом пехо-
ты с песчаных отмелей правобережья. Пе-
ив и воха. Песок, вода и огонь. Ночь.
Днепр. Переправа.

Первых наших бюйпов бросила в Воду
не только инерция боя на предмостных
укреплениях ‘немцев, не только знакомое
солдатам упоение штурмом. Их ‚орёл в
воду железный расчёт командиров. “Отвага
и разум соединились в этом бестримерном
бружже с хода, без отдыха, без перодыщ-
ки — за Днепр, на тот берег. Немецкие
войска отходили к Днепру, стекались Kk

‚. Номногочисленным днепровоким мостам. В

‹ местах переправы фронт немецкого от-
ступления принимал форму воронки: поток

Гитлеровцы, захваченные в плен на пра

ший сержант Нефедов, и ещё был на той
лодке станковый пулемёт. На второй лодоч-
ке командовал сержант Новосильцев, с ням
плыли другие бойцы этой гру и ещё
ручной пулемётчик. На послетних двух по-
сулинах разместились остальные охотники.

Лолочки сразу глотнули воды, Днепр бил
в них сильной волной. Вблра пошли в ход с
первых взмахов веслом. Не успели про-
плыть семьдесят метров, как лодки затяже-
лели, Днепр потянул их на дно. Волна ивы-
ряла лодчонки из стороны в сторону, в тем-
ноте не стало вилно, где левый берег, где

лая группа бойцов, избитых бурей/ делала
много дел сразу. Бойцы гребли, . чериали
ведрами воду, исжали и CHOBA теряли, и
опять находили курс на тот берет, и be-
регли оружие, чтоб не намокло и не. отка-
зало потом в самое нужное время. Ветром
лодочки раетаскивало далеко одну от дру-
той, а нельзя было допустить,  ч0-
бы и без того малую группу людей разме-
тало и чтоб потом немцы расправились ©
каждой лодкой в отдельности. (И на это
ушло больше веето сил — держать лодки
по возможности. вместе. Путь через Днелр от-
нял у людей старшего сержанта Нефетова
полных два часа времени. У иных туки
были в крови, у других спины свело — у
тех, что два часа сряду качались с ведрами,
  как заведенные, вниз и вверх, вниз и
вверх, и ещё на коленях, иначе сдуло бы
ветром. А немцы били е холмов тю воде.

Так бойцы дотянули до правого берега.

Только тут и начиналось настоящее де-
ло, хотя других свалила бы е ног одна
только двухчаковая гребля в том ночном
пгквале. Был берег, тёмный; чужой, неиз-
зестный. От самой воды он тянулея пеоча-
ной отмелью до кустарника. Дальше берег
вздымалея крутыми холмами. В кустарнике
сидели первые немцы, а наверху нависли
над отмелью другие немцы, их настоящая
сила, в траншеях и дзотах.

И против них вышла из берег горстка
напгих бойпов. Тут же» в песке, в двух ша-
тах от воды стали они зарываться. В песке
они дралиеь ночь и ещё день, и ещб первые
часы второй ночи, котда перебралась к ним
вея рота Лещенко, и тогда стало легче.

Так было во многих местах на, Днепре.

правый, ветер рвал пену клочьями, а ма-

ААААААААААААААААААААААААААлЙ^Й^^^

вом берегу Диепра, переправлены на левый берег и направляются в тыл,
Фото спец, воен ного корреспондента «Известий» П. Трошкина.

*

В ночной темноте наших бойцам позога-
ли чьи-то невидимые, неизвестные руки.
Ситустя четырнадцать часов боя, когда Ho-
восильцев был ранен и нужно было его пе-
реправить, ето переправили, но кл —— неве-
домо дю сих пор никому. Он был без’ сзна-
ния и не знает, не видел. Бойцы тоже не
знают, бойцы держали переправу, у них
не стало времени выполнить вторую зада-
чу —ютиравить назад четыре своих лод-
чоныи для следующих бойцов. Котда лютом
поднолзли бойцы к берегу, лолчонки чьими-
то руками были доставлены в нужное место,
& с ними, в беспамятстве, раненый  Ново-
сильцев. 0 таком ночном деле сразу роди-
лись легенды. Говорили о какой-то старупе-
ке, у которой немцы утнали дочерей и сы-
HOB Ha н, и в ту ночь она, якобы,
пособляла бойцам. Работник армейской га-
зеты искал потом старушку на ‘вебм бе-
регу. Никого не налиёл он. Но чьи-то руки,
как бы там ни было, сделали нужное дело,
лодочки оказались на левом берегу, a ¢ HH-
ми спасён, хоставлен к врачам Новосильцев.

Это — первая ночь переправы. Отряд
Нефедова, двенадцать бойцов, зарывшись в
песок, отразил тогда три немецкие контр-
атаки. Когда через сутки началась   четвёр-
тая контратака, самая страпиная, её отбива-
ла уже во-время подоспевттая рота. Штурм
наш наращивалея, за ротами шли полки и
дивизии, и уже наводились большие мосты
сапёрами. Днепр BO многих местах
переходил в руки Врасвой Армии.
Бойцы майора Подеекайло `втянулиеь в
правобережье, бились вюю ночь и ещё один
день, и тогда ‘в бессилии отвалились от них
восемь волн немецкой контратаки. Бой-
цы Подсекайло с боями протискивались
сквозь толщу немецкого фронта. В глубине
они захватили пять вражеских пушек. Вее
пять были обложены минази. Мины убрали.
Три пушки оказались  исправныеви.
Их повернули в сторону немцев.
Комалдир батальона казтитан Чупай первым
повёл из тех пушек огонь.

А немцы всей силой, сопнанной из глуби-
ны, всеми дорогами, всеми резервами накз-
пливали ответный удар. Тем ударом они
собирались столкнуть напви роты обратно в
воду, в Днепр, на дно, на гибель, на, смерть.
Появились немецкие танки и бродячие, вы-
скакивающие из-за, холмов, стреляющие в
упор «фердинанлы». У наших бойцов не
ыло за спиной иной отюры, кроме Днепра,
ставшего в их сознании крепче гранитной
стены. То, чо слабому духом грозит
смертью и гибелью, становится для сильных
опорой. Днепр мог стать для иных гибелью.
Он стал их победой.

Руеская пехота выстояла. На восьмой
немецкой контратаке впереди роты ‘поя-
вилея комантир полка майор Грибовский.
Он позвал За с0бой автоматчиков. Не обо-
рачиваясь, майор побежал вперёд, увязая
в песке. по тому же вязкому песку
побежала за ним на выеоты вся наша пе-
хотная рота. И другие роты справа и еле-
ва шли от Днепра в такм же песке,
увязали, падали и опять поднимались, а
немцы били с холмов, но за русскими был
Днепр, и он был, как стена.

Первая ночь. Вто забудет её из бывигих
в bo? Keo забулет семерых солдат пере-
правы, семерых гребцов, награждённых
дважды в ту днепровскую ночь?  Оказав-
шись на берегу, когда не оставалось ни
минуты на передынтку, семеро солдат оты-
скали рыбацкие лодки и не встали от
вёсел, пока не сделали сорок восемь рей-
сов под ураганным огнём. Семеро солдат
переправили за ночь целое подразделение
Mune пехоты — в буре, во миле, в дожде,
слепивиеем глаза. На берегу все семеро по-
могали грузить ящики и мешки, патроны и
снаряды, потом опять садились на вёела:
сорок восемь рейсов через  вздыбленный
снарядами Днепр. ,

Летучая молва распространилась по бе-
репу, молва о семерых  «покорителях
Днепра», — так их прозвали. Медалями
«За отвагу» их наградил сперва командир
полка. В ту же ночь на одном из рейсов
им вручил ордена Грасной Звезхы коман-
дир дивизии. Вот имена шестерых —
Конак Дмитрий Семёнович,  Гросеман
Лев Евгеньевич, Сокольников Николай
Михайлович, Третьяков Иван Владимиро“
вич, Хроменков Алексей Егорович, Tpo-
фименко Пётр Кондратьевич. А седьмой
солдат переправы — Баряк, имя Евгений,
отчества бойцы не запомнили. В ту ночь
on погиб. Он был ранен, но вёсел не оста“
вил, продолжал грести, пригнал лодку к
берегу и умер там на руках у товари-
щей. Евгений Баряк, селымой солдат пе-
репразы, посмертно награждён орденом
боевого Красното Знамени.

Тажова эта ночь. Песок и вода. Песок,
вода и отонь. Днепр. Переправа. Штурм.

(Окончание следует).
Евгений КРИГЕР-.

НА ДНЕПРЕ, 13 октября.

Налёты нашей авиации на железнодорожные узлы Джанкой,
Могилёв, Орша, Городок и на аэродромы противника

В ночь на 13 октября наша авизлия никло много пожаров, горели платформы  вы бемб наблюдались в местах стоянки
бомбардировала скопления немецких воин- и вагоны с техникой и военным имуще-
ских ‚эшелонов на железнодорожных узлах ством противника, а также цистерны с го-
Джанкой, Мотилев, Орша, Городок (север- рючим, Пожары сопровождались сильными
нее Витебска). Прямыми попаданиями бомб взрывами.
взорвано несколько железнодорожных с0-  В ту же ночь наша авиация наносила
ставов. В результате бомбардировки в03-[удары по аэродромам противника. Разры-

немецких самолётов. Аэродромы противня
ка были обстреляны пулемётно-путечные
огнём. я

Два наших самолёта не вернулись Ba
свои базы.

Бои за Гомель

(ОТ СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»)

В тот лень, когда советокие войска,
очистив от немцев последний — Краеногор-
ский район Орловской области, вступили
Ha землю Белоруссии, припли запоздав-
шие осенние дожди. Двое суток лило, как
из ведра. Дороги и проеёлки стали непроез-
жими, грязь налипала пухлыми пудовыми
пластами на колеса. Каждый бугорок тре-

вал от шоферов героических усилий.
Увязали в глубоких колеях даже могучие
«Студебеккеры». Верный труженик фронта,

испытанный  «3ИЙС-5», и тот буксовал в
непролазной грязи трейдера. Черепашьим

шагом двигались колонны малнин. Време-
нами казалось, что вот-вот всё вокрут
застынет, спасуег перех осенней распути-
цей.

Но дивизии, бравшие Орёл и Брянск,
Карачев и Унечу, полки и бригады, сло-
мившие немцам хребет у Новозыйкова и
Клинцов, продолжали наступление, выби-
вая гитлеровцев из предмостных укрепле-
ний под Гомелем. ‘

Именно во трудные дни выполнен
был один маневр, сыгравший немалое зна-
чение в последующих боях. Действуя на 60-
лотистой местности, в сложных условиях
распутицы, наши войска отлично решили
оперативную задачу, поставленную перед
ними командованием. Вот в чем она CO-
стояла.

Линия фронта в тому времени почти
целиком совпала на этом участке с изви-
листым руслом реки Беседь. В центре, там,
We река образует дугу вершиной к восто-
ку, возник выступ, занятый немцами. 0т-
сюда они угрожали нашим флангам.

Надо было срезать этот выступ у корня.
Наши части начали ненастной ночью пре-
одоление водното рубежа. Атака начата была
бурно, с артиллерийской подготовкой и на-
летом авиации. Немцы открыли ураганный
ответный огонь. Всю ночь их внимание це-
ликом было приковано к этому участку.
Отневой бой длился почти до рассвета.
А на рассвете в десяти километрах правее
наши войска почти без всяких номех пере-
правились на западный берег и неожидан-
но ударили в основание выступа, расти-
ряя с каждой минутой плацдарм за Бе-
седью.

Эта операция проведена была мастерски.
Oita-To, TOBMTUMOMY, и вызвала следующее
признание пленного майора Вернера. Вихер-
та, командира батальона немецкого пехот-
Horo полка: «Красная Армия сильна сейчас
не только техникой, но и тактической вы-
Учкой команиного состава. Мобильность
русских очень возросла. Сейчае можно ска-
заль, что соотношение сил изменилось
не в пользу германской армии».

Враеная Армия вышла на белорусскую

пленные в один голос говорили, как 0 са-
мом сильном узле немецкой обороны.

И в самом деле, чем ближе подвигался
фронт к Гомелю, тем всё более возрастало
сопротивление немцев, оборонявших под-
ступы к реке Сож. /

]лхым пожара

Жак только советские войска вышли на
рубеж реки Сож, сразу севернее и «е-
веро-восточнее Гомеля завязались ожесто-

От плавней Днепра до пустынных бере-
гов залива Обиточного охвачена степь по-
жарами, плывут над ней облака дыма и
пыли. Противник не вылерживает ударов
Красной Армии. Огрызаясь, он отходит на
новые рубежи, чтобы попытаться остано-
вить наступающих. Но тщетно! Воинское
умение офицеров и бойцов, помноженное
На ненависть к врагу, ломает вее mperpa-
ды. Hamm войска наносят немцам удары
там, гле они меньше всего этого ожидалот:
Узлы сопротивления противника преодоле-
BATCH HAMM пехотинцами, танкистами,
артиллеристами. Залты советской артилле-
рии поднимают на воздух самые сильные,
самые хитроумные инженерные сооруже-

В районе реки Молочной немцы ‘контр-
атаковали наши боевые порядки 110
8 — 10 раз в день. После трёхднев-
ных ожесточённых боёв напги войска про-
рвали сильно укреплённую оборонительную
полосу противника севернее и южнее го-
рода Мелитополь, форсировали реку Молоч-
ную и, продвинувшиесь ес боями на 83—10
километров, заняли свыше 20 укрепябн-
ных пунктов противника.

#.

По улице села бежала женщина. Воло-
сы еб были растрепаны, глаза сухи и
красны. Женщина спотыкалась о дымящие-
ся брёвна взорванных строений.  Елдкий
OKYTHBal её фигуру. Но
Атрипина Рудая, колхозница сельхозартели
«Завет Ильича», всё бежала вдоль улицы.
Не плач, тихий стон вырывалея из мате-
ринокой груди. Она протягивала вперёл
руки, в которых держала обторелый чер-
ный шар. Это была голова ©ё сына То-
ли Рудого. Веё, что осталось от ребёнка.
Немпы схватили ем на улице, со смехом

`

потащили к горящей  скирде соломы и
бросили в огонь.
Страшные картины немецких зверств

открываются перед глазами наших бойцов,
которые с боями проходят по некогда 00-
гатой Мелитопольщине. Женщины и дети
вышолзают из погребов, из тайников, вы-
рытых в земле, и, протягивая руки к бой`
цам, кричат:
— Отометите за нас!
до тла многие сёла. Часть

землю. Впереди был Гомель, о котором!

чённые бой, в ходе которых Haim войска
овладели городом Ветка и подошли непо-
средственно к гомельскому оборонительно-
му узду.

Над городом уже несколько ночей, не
угасая, висит кровавое зарево пожаров.
Вырвавшиеся из Гомеля жители раюска-
зывали, что немцы квартал за кварталом
взрывают и поджигают дома. Немецкие
офицеры и солдаты ютарателыно выполня-
ли приказ немецкого командования, тот
самый  прикав 0 котором подробно
поведал на допросе пленный немецкий
солдаг Пауль Фишер. «Командование rep-
манюкой армии, — сказал он, — издало
приказ о том, чтобы при отходе герман-
ские войска уничтожали на cBoéM пути
все населённые пункты и утоняли в тыл
всё гражданское. население. В нашей ди-
визии имеются специальные команды
велосипедиетов, которые высылаются впе-
реди отходящих войск для уничтожения
и сожжения населённых пунктов. Такие
же команды идут и < аръергардными ча-
стями. Из стрелковых рот в эти команды
отобраны самые преданные и благонадёж-
ные солдаты. В составе этих команд поч-
ти половина ‘унтер-офицеров и фельлфебе-
лей».

Поджитатели двигались впереди и поза-
ди отходящих немецких войск, но темп
наступления и умелые маневры отдельных
наших частей спасли немало белорусских
местечек и деревень от факельщиков He-
мецкой армии.

В деревне Святовка старик-конюх Мак-
сим Межевич живописное изложил мне бо-
евую операцию, свидетелем которой он
был и в результате которой спасена была
деревня от поджигателей.

Стоит у доропи целёхонькая деревня жи
вым свидетелем воинского мастерства ‹0-
ветеких войск. Отарику довелось увидеть
небольшую, так называемую местную оп6-
рацию, но в этом боевом эпизоде проявилаюь
характерная черта наступательных боёв
нынешней осени — умелое маневрирование
наступающих, внезапность их ударов по
флантам и тылам противника.

Во многих боях на подетупах Е
Гомелю хоропю взаимодействовали тан-
кисты и пехотинцы. Командир  тан-
KOBOH фоты старший лейтенант  Кра-
совекий и командир стрелковой роты стар=
ший лейтенант Кузнецов получили общую
заплачу. Танкистам и пехотинцам надо было
сломать оборонительный рубеж немцев в
районе одного местечка и выйти на комму-
никации противника.

0ба, командира решили воспользоваться
для выполнения 9107 задачи иепытанным
оружием внезапности. Они разведали си
стему обороны немцев. Слабых меет не
обнаружили, но уУбедилиеь, чт внезап-
ный удар © обоих флангов позволит ye-
пепшно выполнить операщию без лишних
потерь.

временно на 0боих флангах. Им, очевихл-
но, показалось, что сюда брошена боль-
шая танковая часть. Они заметалиеь ме-
жду своими флангами. Пехота, следовав-
шая за танками, не отрывалась OF них
ни на шаг. Красовский ударил в упор
по дзотам и через несколько минут уже
ворвалея в глубину немецкой обороны.
Бойцы Кузнецова пустили в ход грана-
ты и штыки. С двух сторон ожали нем-
Цев танкисты и пехотинцы: Бой  про-
должалея на улицах местечка. Через два

— Шо дороге, — рассказывал он, — че-
рез деревню шли немецкие обозы. Дней пять
под ряд всё шли и веб на Гомель. Погова-
ривали, что наши совсем уже близко. Но-
чью над дорогой леролетала. «прялка», броса-
ла ракеты. Артиллерия била так, что стёк-
ла тряелись в хате. А утром под’ехало пять
прузовиков, выекочили солдаты, стали рыть
окопы на огороде, возле дороги. Поставили
миномёты, две пушки. Будет бой, думаю, в
самой деревне. Пожгут нас немцы. А обозы
веб илут на Гомель. Солдаты пропускают их,
& сами сидят в окопах. Офицер на мотоцик-
ле выехал на бугор, всё смотрел в бинокль,
& потом приказал что-то солдатам. Те побе-
жали к пушказг, залегли © пулеметами по
006 стороны дороги. Прошло так © полчака.
И вдрут, представьте себе, совсем с друтой

стороны, вон оттуда, точно ‘из самого Гоме-

ля, скачут кавалеристы. Й — наперерез
обозу. Немного их будто было, ну, эскадрон,
может, два. Но Такая поднялась паника!
Взлетели конники на бугор, вертят шалтка-

ми над головой. Картина! Ну, и посекли они

немцев на огороде, как капусту. Офицера до-
гнали, взяли в плен. Немецкое орудие
только два раза выстрелить успело. А 0603
Bech, Wak есть, на дороге остался. Тут пе-
хота нана подоспела с той стороны, где еб
немцы веб поджидали. Пошли наши спаеи-
тели дальше, только коней напоили у во-
TOT...

людей спряталась, часть немцы погнали ©
©0б0й на запад. Вотда враг увидел, что
ему не уйти от возмездия, он расстрелял
и сжёг угнанных. В селе Инзовка мы ви-
дели сгоревшие тела колхоэниц. В другом
селе за отказ ехаль в Германию сожжены
две девушки.
*

Этому немцу, как он CaM выражается,
«не повезло». Член фапистекой партии <
1933 года, Георг Хейниш отвертелся от по-
сылки на фронт и был назначен мелито-
польским «областным комиссаром». В Хей-
нишу приехал его друг по бандитским похо-
ждениям в Чехословакии. Выпили. Георг
Хейниш предложил выехать на передовую,
чтобы продемонстрировать там свою храб-
рость, Поехали. Но питлеровцы не учли, что
натпи автоматчики всё чаще м чалие появля-
OTC на коммуникациях врата в глубоком
тылу. Автоматчики из кукурузы обстреляли
автомашину с «областным  комиссзром».
Убили веех сопровождажмних. Друг Хейниша
удрал, а сам Хейниш был взят в плен и до-
ставлен в штаб.

Вот он сидит перед русским офицером и
дабт показания. Он взволнован, крупныю
капли пота застыли на его лбу.

— Нег, — говорит  Хейниш, —я 40
вояка, я мирный человек. Война — не моя
профессия. Я финансист, хозяйственник.
Для войны стар...

‹ Хейниш притворяется добряком. Но ме-
литопольцы хорошо знают его. Он отира-
влЯл на каторгу в Германию советеких лю-
дей. Он осторожен и говорит, что было от-
правлено восемь тысяч человек. Но это
неправда. Их значительно больше. Ето не
хотел ехать в Германию, тех по приказу
Хейниша пороли, пытали, вешали.

В Мелитополе у этого немца была соб-
ственная вилла. В крупных ©блах он
устроил для себя опепиальные «казино»,
куда насильно  затонялиюь русские де-
вушки.

И этот потлещ её пуекаюхя в pas-
говоры 0 своей нешричастноети ко звеем
эверетвам, которые творились Ha окку-
пированной территории.

— Вы грамотный человек, считаете

себя культурных, задают ому вопрос.—

часа немцы были выбиты отсюда, поте-
ряв более 400 соллат и офицеров.
Полукольно, в центре которого нахо-
дится (Томель, сжимается неумолимо. По-
сле взятия предместья Ново-Белицы c ce-
вера, в юга и с юго-востока советские
войска полошли вплотную к тороду. В
пламени и в дыму, среди развалин, остав-
пихея на месте крупнейших гомельских
зданий, идут напряженные бои на гомель-
ском плацталме.
` 13 октября наши войска в районе южнее
и севернее Гомеля прорвасти оборону немцев.
Река Сож, которая рассматривалась немца-
ми, как труднопреодолимая преграда, фор-
сирована нашими воинами. Сложная еиете-
ма немецких укреплений, в течение долгото
времени создававшаяся на правом берегу
реки, преодолена, сломана наступающими

частями. Бой кипит у самого города.

Их гонит на запад Врасная Армия.
Они устлали своими гниющими трупами
берега реки Сож. Расплата идёт за нами
по пятам. Возмезлию неведомы границы.
Оно настигнет убийц Орла и Брянска,
Чернигова и Гомеля всюду, ле бы они
ни старались спасти свою шкуру.

и. Осипов,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 октября.

На Мелитопольщшине

`Бои идут в центре города Мелитополь

А как вы об’яените зот это? — И до-
прапивающий . показывает рукой Ha
сожженную Улицу, где женщины и дети
раюселиеь группами у сторевших ломов.—
Как об’ясните убийства детей?

Хейнииг цинично отвечает:

— Знаете, война...

Георга Хёйниша повели мимо четырёх
пленных немпев. Те отвернулиеь от него
и плюнули на землю. Хейниш что-те рез-
ко крикнул. Один из пленных медленно
повернулея, тяжело посмотрел на Хейни-
ша и вырутался. .

Эти четверо немцев спрятались в куку-
рузе, 2 когда линия фронта продвинулась
на запад, явились в ближайшую красноар-
мейскую часть и сдалиеь.

В слепях Мелитопольщины появилось
новое выражение: «кукурузный  фрип».
Веё чаше и чаще немецкие солдаты пря-
чутея в кукурузу и сдаются в плен.

*

Наши войска наносят немцам удар 3a
Ударом. Немцы веячееки стараются задер-
жать продвижение: наших частей.

В районе Мелитополя враг укрепился очень
сильно. Видимо, он намеревалея на водном
рубеже реки Молочной остановить наше
пролвижение. Оборонительная полоса на
подступах к городу достигала двух-трёх
километров глубины. Наши части должны
были преодолеть густую <еть окопов, про-
тивотанковые рвы, минные поля и про-
волочные заграждения. И они сделали это.
Они. овладели основными узлами сопроти-
вления немцев и сейчас ведут бой в центре
Мелитополя. saat

Немцы сожгли все крупные здания в
Мелитополе и угнали трудослособное насе-
Ление на запад. Бойцы видят, что натво-
рил враг, и © ожесточением выбивают его

из города. Немцы несут огромные потери. .

На подетунах к Мелитополю и в самом
породе, на улицах, масса трупов убитых
немецких солдат и офицеров. Веюду валя-
ются подбитые и сожжённые немецкие
танки, самоходные пушки,
бропеннюе врагом оружие.
П. НИКИТИН,
спец. корреспондент «Известий»,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 октября,

Немцы увидели русекие танки одно-.

автомашины,