СРЕДА, 8 ИЮЛЯ 1942 г. }@ 153 (7844)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Всесоюзное социалистическое соревнование

Бригада Львова на трижды орденоносном
Кировском заводе нервой в цехе закончила
сборку одного важного узла, вынолнив
свое обязательство нео Всеесоюзному сорев-
зованию на 350 проп. HA СНИМКЕ:
бригадир орденоносец П. И. Львов (справа)
и стартий мастер участка К. М. Михайлов.

Фото И. Мальского (ТАСС).

Растет выплавка
металла

Первые дни июля показывают, что звы-
плавка металла и выжиРг кокса ихут на
болеё высоком уровне, чем в июне. Изо
дня в день перевыполняют план домен-
пики. За 5 дней июля лано сверх плана
много сотен тонн чугуна.

Попрежнему хоропю работают матнито-
торсвие ломенщики. Хороших результатов
также достигли доменшики Ново-Тагиль-
ского, Серовекого, Bexopenxoro и Ала-
паевского заводов.

Отстали доменные цехи  Чусовекото,

заводов.

Узеличили выплавку тю сравнению с
июнем и перевыполнили план  сталепла-
вильшиви заводов: Магнитогорского, Ниж-
не-Тагильского им. Буйбышева, Белорен-
кого, Добрянского, ВыЕсунекоге,
CKOTO H завода, rae
Ильин.

Недостаточно кнтенсивно работали eTa-
зепланильные  пехи  Нове-Тагильского,
Златоустовского, Серовского, Чусовекого и
Алаиаевекого заводов.

С планом производства ‘проката епра-
вились металлурги Белорепкого, Лысьвен-

Гурьев-
директором тов.

exore, Добрянского, Уфалейского, Тирлян-1
ского, Гурьевского заводов и «Амурста-

Ши».

Не терять
ни минуты

Боллектив авиазавола, где

полнить июльскую программу, хобаться
того, чтобы в цехах не было ни одном
рабочего, не выполняющего задания. Цех
№ 5, отстававший в афеле и Mae, в
июне перевыполнил программу и в пер-
вые дни июля продолжает работать хоро-
пю. Смена мастера Баранцева выполняет
свое задание ежедневно не ниже чем на
150 проп. С нее старается. брать пример
весь цах.

— Не терять ни одной минуты зря, —
таков лозунг отахановцев цеха, где на-
чальником тов. Фадеев. Изо дня в лень
пех увеличивает выпуск деталей. Токарь

Громова — недавняя ученица, получившая   свой опыт. Белодедов выполняет система-  ВЫНолнено в июне молодежью.

Нижне-Саллинокого и Нижне-Сергинского ; сокращал отдельные операции. В

_ тдв директором!
т. Шленев, дал тверлое обетание перевы-!

Они делают танки

По обанч сторонам, насколько хватает

В технологии, в процессе обработки ках

глаз, стоят «полураздетые» танки. зна не произошло ничего новоге, & вы-
когда их монтав полностью закончится, пуск машин мы увеличили в иескохько
они уйдут в сдаточный цех, а оттуда на  раз.

а на залах...

Прохожу однажды ночью но цеху. На-

огромном, просторном сборочном цехе! рстречу идет рабочий Мешеряков.

формируется и получает право на жизнь

— Разговор У меня Е вам серьезный.

танк «КВ», собранный из многих тысяч! Вне партии больше быть не могу. Сегодня

сложных деталей и узлов.

на сборке танка, а завтра, если родина

Человек невыюкокого роста птироко рас-  прикажет, —в 60%. Хочу итти только

пахнул ворота. Провожземая радостными
возгласами, из цеха выходит новая боевая

иаттина.

коммунистом.
Принять в партию его мы в этот раз
не успели. Мещеряков, а с ним и сборщик

Секретазь партийной организации пеха  Демин выехали на фронт. Два месяца про-
т. Гончаров, молодой, крепко скроенный  вели в Действующей Армии, получили 60е-

человек, рассказывает:

вую ззкалку. Под ураганным огнем фа-

i Прошел год суровых и окесточенных шистской артиллерии. ремонтировали они

схваток © вратом. Год самоотверженного
труда за жизнь наших машин. Многое мы
пережили за это время.

— Такого цеха, — тнодолжает Гонча-

ов, —в начале войны у вах не было.
к требовал боевых малнин, а конвейер
работал неторопливо.
Первое моё знакомство co сборщиками
состоялось в прошлом году. Рабочий Лау-
нов на вопрос, почему задерживается мон-
так машин, прямо ответил: «Со скрипом
перестраиваемся на военный лад».

Так было в начале войны, когда мы в
своем цехе начали развертывать поизвод-
ство танков. Так продолжаться не могло.
Прнехали из Ленинграда кировцы, люди с
большой закалкой. Все изменилось в луч-
шему, работа сразу закипела.

Сборщики Кировского завола принесли с
собой замечательный боевой ‘опыт. Они
учили рабочих любить  опепиальность
сборщика, учили быстрее и лучше соби-
рать танки.

На установке транемисени стоял просла-
вленный сборщик, участник foes © бело-
финнамн Михаил Сазонов. Нало было ви-
хеть этого человека в работе. Он сутками
не покилал пеха. Машины монтировал бы-
стро, оноровисто, увлекая всех своим при-
мером. Но как быютро ни работал Сазонов,
монтаж одной машины все же занимал не-
CROIBEO дней. Тотла он стал постепенно
соверенствовать систему сборки, техноло-

конце-кониов ему удалось сократить сроки
монтажа одной машины сначала на 20, a
затем и нз.25 часов.

Партийная организатия бросила боевой
клич: коммунисты - сборщики
овлалеть техникой монтажа, стать душой
соревнования. В пропессе работы на сбор-
ке воспитывались,
люхи.

Ванлилат партии Соленов, меллитель-
ный, осторожный и вялый в работе, ни-
котла не выполнял своей нормы. «Радо-
таю, как умею», — говорил он. Минул год.
И не узнать человека. Он буквально пре-
@бразилея. Бойпы на фронте стали злее и
поэтому крепче бьют врата. Так и
  Соленов. Суровый и стремительный: Луч-
В сборщики не могут угнаться за ним.

формировались новые

Молодые самолетостроители‘

ГОРОД Н., 7 июля. Коллектив самоле-
тостроительного завода, где директором
тов. Шаройко, перевыполнил майский
план, успенно справился и с июньской
программой. В боевых машинах, выпу-
скаемых заводом, воплощен труд и кад-
ревых рабочих, и молодежи, недавно при-
шедшей на производство.

Опытный токарь Хонин нперевыполняет
дневное задание в 14 раз. Этот огромный
рост  производительности достигнут им
благодаря” тому,
вать холостой ход станка для обработки
деталей, внес в технологию и другие усо0-
вершенствования. Рядом в Хониным рабо-
  тают четыре его ученика. Стахановец за-
ботливо обучает молодежь, передает им

должны В

что он сумел использо-

танки «КВ», шли с ними в бой на врага.

Мещеряков вернулся с орденом Красной
  Звезды на груди. По приезде с фронта мы
  приняли его в партию.

У Мещерякова наши люхи учатся по-
  беждать. Выросла наша партийная орга-
  низация. Возмужали и ‚окрепли все иаши
  люди.
рее Они, — рассказывает Гончаров, —
  прошли за месяны войны суровую- школу.
  Слают и ремонтируют танки не хуже
\ старых, самых опытных сборщиков. С лю-
  бовью снаряжают боевые машины для
фронта.

Молодому комсомольцу Киселеву, кото-
рый пришел к нам семь месяцев тому
назад, никогда не доводилось видеть, как
собирают-танкя. Прикрепили его к старым
сборшикам. Киселев учился упорно, на-
стойчиво. Прошел небольшой срок, и он,
выполняя самые сложные операции, уже
научилея собирать танк от начала до кон-
ца. На установке трансмиссий он ускорил
pee процессы на несколько часов.

Когда брат комсомолки Луговой ушел на

зала:
— Научите меня собирать танки.
Ныне Луговая в совершенстве владеет
своим ремеслом и буквально творит чуде-
0 на сверлении и на установке башен.

Она не уходит со своего поста, пока не
выполнит двух норм: «Олну за брата, вто-
рую за себя», — говорит Лутовая. Это
никого не удивляет. Выполнять две, три,
четыре нормы на сборке становится не-
преложным законом для каждого.

— Можно е гордостью оглянуться на
  пройяенный путь, —- говорит Гончаров. —
ыросли замечательные люди, умеющие
преодолевать любые трудности. Выпуск
прекрасных грозных машин увеличился в
несколько раз.

... Полночь. Из ворот, как чае и два
назад, плавно и торжественно плывут но-
вые танки.

— Счастливого пути! —^ горячо про-
шаются танкостроители с танкистами, е
теми, кто завтра поведет эти грозные Ma-

шины на врага.
К. СЕРГЕЕВ,

соб. корреспондент «Известий»,
ГОРОД Н. (По телефону).

<

Участник Всесоюзного соревнования метал-
лургов В. Д. Ковалев — кузвец инструмен-
тального цеха Аланаевского металлургиче-
ского завода на Урале. Свою норму т. Ko-
валев выполняет на 356 —310 процентов.

Фото Ж. Берланда (ТАСС).

Цветная металлургия
в июле

С похемом первые пять дней июля ра-
ботали  торвяки медных рудников и
maxt Урала. Виерфели  софевнующихся
предприятий Дегтярекий медный рудник.
Перевыполнили залания первой пятилнев-

Фронт, она пришла в нам и Просто 06а- ки июля Карабашекий, Кировградекий и

Врасноуральский медеоплавильные заводы,
завод имени Молотова. Так же хороню ра-
ботает Киштымский  медеэлектролитный
завод. Перевыполнили задания первых
пяти Ine июля по добыче бокситов юж-
н0-уральекие бокситовые рудники,
Попрежному  мепенено работают метал-
лурти Уфалейского никелевого завода.
Также перевыполнили задания первой пя-
тицневки июля по выплавке металла олю-
вянные заводы Наркомцветмета. Успешно
закончил задание первой пятилневки ор-
деноносный комбинат тверлых сплавов.

Победа „Электроцинка“

ОРДЖОНИКИЛЗЕ, 7. июля. (По телегр.
от с05. корр.). Завод «Электроцинка», один
из гигантов цветной металлургии СССР,
гордость Северной Осетии, успешно вы-
полняет свои обязательства во Веесоюз-
HOM сопиалистическом соревновании. OH
выполнил программу июня и дал большой
прирост выпуска продукции по сравнению
с маем. Особенно хорошо работали в июне

цехи электролитный, свинцовый, цех оки-

‚ей пинка, прокатный, - контактный, мелно-

другие левушки-ученицы Хонина  — Ма- КУпоросный.

лышева и Белокурова. Вся бригада стала’

стахановской.

06 этом тов. Хонин рассказал на coBe-
  мании начальников цехов, мастеров и
стахановцев завода,
обсудить вопрос, как быетрее повысить
производительность труда новых рабочих.
Интересным опытом ноделилиеь и другие
мастера. Группа учеников-кузнепов вы-
полняет всю программу изготовления рез-
цов. У мастера Воронова один из важных
участков обслуживается исключительно
учениками и хорошо справляется е пла-
ном. В цехе, где начальником т. Фунда-
кий: 40 процентов всей программы
Участники

собравшемся, чтобы.

Фабрика работает
по-фронтовому

ОМСК, 7 июля. (По телеф, от coé.
корр.). Хорошо выполняет свои обязатель-
ства во Всесоюзном социалистическом 0-
ревновании предприятий текстильной про-
мышленности Омская суконная фабрика
имени Кирова (директор т. Лисовский).
Июньскую программу фабрика выполнила
на 118 проц., а программу второго квар-
тала — на 107 проц. В соревновании
участвует весь коллектив. Первым идет

цех, возглавляемый старым производетвен-

3-й разрях, дает ныне не менее 200 проц.   тически. две, а в иные лни четыре и ла- совещания выдвинули ценные предложе-

норчы. Молодой токарь Кочелыкова aa is пять норм. Не отстает от него Василье-  ния о методах увеличения производитель-

батывает норму на 220 проп.

ва. Намного превышают нормы и две

ности труда новых кадров.

ником тов. Балабашкиным. Многие брита-
ды этого и других цехов выполнили ме-
сячную программу на 125—130 проц.

Se    see
bree

Паказ. сына

На несколько сот километров тянет-
ся плодородная земля Южного Урала.
Машина легко и плавно мчится по
извилистой дороге, по обочинам которой
зеленым ковром покрылись колхозные `и
совхозные поля. В леревнях тихо. Ilo)
пыльной дороте не видать играющих, как
в былые времена, ребят. На берегу изум-

рили о прополке, об уходе за посевами, о
тучном военном 100—120-пудовом уро-
mae, >

Зашел 16-летний паренек Круглов Jeo-
вит. Ем вызвал к бе на серьезный
разговор председатель колхоза. зашел пар-
няга, насушился и сразу в слезы.

— Я. Семен Семенович, понимаю, чте

рудных озер, окруженных сосновыми 16- озорничал вчера на прополке. Прошу меня

сами, из живописных Top в вечерней
мглё нё несутся звонкие девичьи голоса.

Тишина строгая, торжественная. Сей-

946 горячая пора, и колхозники от а

не наказывать. Сам все понимаю, переду-

` мал. Честное лаю, трудом искуплю вину.

В дверях появился широкоплечий высо-
кий етарик, одетый в добротные сапоги: —

до велика, включая и 10—12-летних ре-
бят, пелыми семьями ушли на Поля.

Веюду, где мы ни побывали, нам рас-
сказывали 0 колхозе имени Кирава и его
хозяйстве, о предеедателе колхоза Семене
‚ Семеновиче Кочерге.

— Стоит побывать у Семена Семено-
‘ вича. Ладный он хозяин и человек ка-
Г кой! Землю ‘Уральскую знает, любит, по-
‘тому она у него урожайная.

Семена Семеновича в правлении колхо-
за не было, и нам говорили, что зря, мол,
его ждете, сиозаранкт он ‘уезжает на
поля и до пюзлней ночи его
нет.

— Ba хозяйством строго глядит, —
сказал, усмехаясь в курчавую бороду,
правленческий коневох.

Встретиться с председателем колхоза 0Ra-
заловь действительно нелегкой задачей. И
мы отправились в полеводческие. бригады,
Te сейчае колхозницы производили вторую
прополку картофеля. Не разгибая спины,
работала Новичкова Прасковья-—бригалир-
полевод. Она своим примером увлекала
всех девчат.

— Крепче работайте, пусть дождь вас
не смущает, — подбадривала она своих
подруг и затем добавила: — А Kak же
на фронте? Разве наши ребята не бьются
© немцами в ненастную погоду?

в деревне

— Бьются, да еще как, — ответила,
улыбаясь, молодая девчонка с карими
глазами, Мария Мельчагова.

Полеводческая бригада спешила — ей

предстояло переброситься на другой уча-
сток земли, где впервые посеяли кок-са-
тыз. Когда они закончили прополку кар-
тофеля, то, не теряя ни одной минуты,
колхозницы явились на помощь к отстаю-
шей бригаде Железновой.

В этот самый час появилея Семен Семе-
нович на своей линейке,

— Hy как, девчата? — заметил прел-
седатель и задумчиво пробасил: — Хоро-
шо идут дела? Знаю вас, вы страну, фронт,
друзей, сражающихся е немчурой, не под-
ведете. › г

Голос председателя колхоза звучал бой-
ко, громко, словно в большой барабан
бил. Он стунал по земле осторожно, ста-
рательно наблюдая, как ведут прополку,
как ухаживают 3a ‘’посевами. Строгий
и резкий в лентяям, нежный и 106-
рый с теми, кто множит богатство колхо-
за, — таким все знают своего прехсела-
теля колхоза.

Восемь лет Кочерга бессменно руково-
дит колхозом. Вот он сидит перед нами—
широкогрудый, крепко скроенный старик,
без шапки, из густых бровей его смотрят
на нас большие чуть пришуренные серые
глаза.

В дни весеннего сева дружно шла pa-
бота в колхозе.

За 9 лней выполнил колхоз посевной
план: посеял раньше рожь, пшенипу, кок-
carbs, посадил калутофель, лук. В фонд
обороны обработал несколько  тектаров
земли и не только засеял все поля, не и
хорошо прополол.

Мы попросили Семена Семеновича рас-
сказать о лучших колхозниках.

—- Все работают во всю силу, все, так
и запишите. Пусть односельчане налпей
деревни «Черная», которые ныне фрицев
колошматят, знают, что мы их не под
вели и никогда не подведем.

Комната правления постепенно преобра-
зилась. Собрались бригадиры, старые и
молодые колхозники и колхозницы. Г0во-

ААА eet

Мельчагов Даниил Иванович. В жестких
руках. он мял. какую-то бумажонку и
нервно зусал нижЕюю губу. Вее’ повер-
Гиулись ‘В 99 сторону, словно чуя что-то
` неладное. В взму полбежали две ето доче-
ри — Мария и Варвара.

— Случилось чт?

— Читайте, Семен
всем нароле читайте.

И старик умолк. Слезы заволовли его
глаза. Он сел на табурет, вынул кмеет и
забрутил козью НОЖЕУ.

В наступившей тишине звучал, време-
нами есрываясь, голос председателя кол-
хоза:

— С приветом
Анатолий Тупицын.

Дорогие родители! Сообщаю Baw 0 Ba-
шем сыне. Вместе мы с ним воевали,
немцев били. Ваш сын Иетр Мельчагов
пал в бою храбрым бойцом за освобожде-
ние нашей родной земли от черных He-
мецких зверей. Был жаркий бой. Здорово
мы. в Этот день громили немпев и фян-
нов. Петр был ранен в грудь и в го-
лову и геройски погиб. Немало panes
Петр. отправил на тот свет. Дорогие мои,
не плачьте, мы отометим за емерть ва-
шего сына. Когда Herp умирал, мы ©
HOM крепко  расцеловались, и перед
смертью он просил передать вам и веем
односельчанам: «С торхостью, — сказал
он, — умираю за свою родину. Шусть
ненавидят немепких бандитов, каЕ и я
их ненавидел. и пуеть помогают народу
нашему ололеть немцев...»

Мы видели, как покатиливь слезы у
председателя колхоза, как незаметно друг
для друга вытирали слезы старики и‘ стз-
рухи. Они знали бойкого Петра. Это был
переловой человек в колхозе. dya-
ше Петра и больше никто никогда не
убирал. Он всегда служил примером для
всех колхозников.

— Тяжко потерять друга, еще тяже-

Семенович. При

к вам пишет бое

ee потерять сына, — сказал Семен Ce-
менович.
—.Дюже тяжко, — ответил Данила

Иванович и вытянулся во весь роет. —
Слезами не поможешь, сына не вернешь.
Отцовокий мой наказ он выполнил, как
русский богатырь. На смерть твою, Петр.
‘мы ответим так, как ты перед смертью
наказал.

— Влянемея тебе, Петр, — ответили
Bee стоя, потнимая кверху MYKY.

День и ночь кипит боевая работа на
полях колхоза имени №ирова. Лень и
ночь в кузнише и мастерских готовят ин-
вентарь,  <енокосилки, жатки, жнейки,
косы, грабли. Лень и ночь колхозницы
точат серпы, косы, строят амбары, ре-
монтируют тока, навесы. Подготовка Е
уборке высокого 120-пудового урожая в
полном разгаре.

..Урал! Он богат железными ископае-
мыми. С Урала илут беопрерывным 1010-
KOM эшелоны © пюэным вооружением на,
фронт. Урал — это металл, мель, танки
и сзмолеты, пушки я пулеметы. Borat
Урал и хлебом.

Зеленым ковром покрылись поля Юж-
ного Урала. И нелалек тот день, когда
таким же потоком, каким идет на фронт
оружие с заводов и фабрик, с полей Ура-
qa потечет хлеб нового урожвя.

‚ А. СЛАВУТСКИЙ.

Деревня ЧЕРНАЯ Миасского района
Челябинской области, 7 июля. (По телеф.
от соб. корр.).

Уголь

Вот опять в тишине бежит она, ета-
рая, наша дорога’ Опять хозяйственно,
груженные ховерху, одолевают ее трудовые,

грузовички, опять в задумчивой прелести   жизнь, чтобы черные горы ras опять! Глядя мимо в окно и как бы обращаясь
питали топки заводов, опять давали mr OMYTCTBYWMeMy недоимщику. В его го-

летних полей тарахтит телега колесами,
и рожь высоко стоит по бокам, и пахарь!
ходит за лошалью, взрыхляя землю для
осенних посевов. Великая сила жизни за-
ралнивает раны страны. Широко выра-
стает трава на месте вчерашнего пожари-
ща. Упорна созидающая воля народа,
одухотворенная ясной целью борьбы. Нре-
красному рассказу о Хахжи-Мурате Лев
Толстой прелпослал поэтическое введение
06 уперстве полевого пветка. Вот, кажет-
ся, и мяли его, и рвали его, и колесо те-
леги пефеезжало его, но крепкими волок-
нами стебля сопротивляется он и продлол-
ждет извести, поражая упорством жизне-
утверждения. :

Все было BBSITOHTAHO врагом здесь, в
угольном Подмосковном бассейне. Уцелев-
шие копры одиноко стояли на пепелищах
H прахе. Шахты были затоплены, по-
стройки сожжены. Воронье вилось над’
местом недавнего труда человека. Ёаза-
лось, растоптана была сама жизнь, каза-
ZOCh, XOITHe годы нужны, чтобы оправи-
лась душа человека, чтобы снова‘ стал

лу,

Х
Смерзшуюся воду в стволах ‘шахт нахо Шахта могла давать больше,
было вырубать топорами. Казалось, голы!

нужны, чтобы снова началась здесь

веку тепло.

Полтора месяца спустя,
изгнаны немцы отсюда, он, ваш  трудо-
вой человек, выдал первый уголь на по-

верхность земли. Он жил в землянке, ел & МЫ тысячу даем со слезами.

суп, сваренный в вагонетке, но с силой
Пяростью врубал он кайло в угольный
пласт, и вот он горами вырастал на-
верху, благородный уголь, живоносное теп-
10, начало жизни заводов... Оеушены бы-
ли шахты, устранены завалы, поправле-
ны крепления, и первую доску показате-
лей труда человека вывесили в шахтном
дворе. Только полгола понадобилось для

того, чтобы снова о труде их, подмоеков-

ных шахтеров. заговорнла страна. Опять
на их угле дымят десятки заводов, и не
один раз подмосковных шахтеров вспомя-
нем мы в теплых жилищах зимой.
`Многих шахтеров  разбросала война.
Много новых людей пришло на Шахты
впервые. Не из поколения в поколение
передавалась для них любовь к этому де-
восхищение перед могучим угольным

выдавать на поверхность он уголь, Чтобы пластом, великолепная жадность взять из

лети стали бегать по этой земле и соби- недр земли все, что только

они могут

рать простодушные оукеты полевых цве- дать. Нало было на ходу, в жесткой He-

TOB.

Он пришел сюда, наш трудовой чело-
век, где недавно стояли чистые, отличные,
его дома, Tie были кино й клуб («Пяти-
горском» называли шахтеры этот шахтер-
CRHH поселок, гле было всё, вилоть до
танцовальной площалки), — он пришел!

‘обходимости войны, учиться шахтерскому
  искусству не одному из этих новых лю-
лей. Не все нравилось в их Труде потом-
ственным почетным
пришли сюла из Донбасса, из этой выс-
  шей школы шахтерского дела.

шахтерам, которые

сюда и увидел обвалившиеся печи на ме- Ha 4ocke, выставленной в махтном
сте своих нелавних домов и хабе и мрак   ДВОРе, среди имен шахтеров, идущих в
первом рялу, значилось имя Стрельнова.

разрушения. Сейчас, когда показатели ра-

боты шахты вывешены на доскё во дво- Нало было, конечно, увидеть этого лело-

ре. когда с полвыванием опускается клеть! РБА,
многое можно навыки, й оя пришел,
вепомнить об этой начальной борьбе здесь,   Рядом с нами в чисто
на угле. Шахтер, вернуриийея к своему Где уже висели на окнах
дому, нашел одни обгорелые кирпичи под трулились художники,
снегом и остовы железных кроватей. Зеи-  ную стенную газету. Он еше не знал, как
лянка стала служить ему домом. Не в чем не знали и мы, что в центральных газе-
было тотовить пищу -— вагонетка стала тах значитея его имя
вместо котла, — в ней варили суп; в ных шахтеров. Он был недоволен, Стрель-
бочках из-под бензина готовили пищу. цов. Не всё еще браля от угольного пла-

в глубокие недра земли,

принесшего из Донбасса шахтерекие
Стрельцов, и сел
побеленном домике,
занавесочки И
выпуская  очерел-

среди награжден-

„

когда были   Тельными было

стд шахты, на которой работал он, мож-
но было взять больше. Во дворе висел
плакат «Давать на-гора 1.200 тонн еже-
суточно», He ему было мало этих тонн,

— Четыре тонны дал сверх плана,
что это за работа’ — сказал он строго,

л0се с мягкими украинскими  придыха-
; раздражение. — Тут же
пласт — красота. Из такого пласта пал-
торы тысячи тонн можно играючи давать,

Он, конечно, преувеличивал, дело шло
и 063 слез, но его шахтерская ненасыт-
ность была превосходной.

— Вот Калганов, — сказал он вдруг и
окликнул в открытую дверь прохоливиего
мимо с шахтерской лампочкой в руке че-
ловека. Это был розовый веселый парниш-
ка в кургузом замасленном пиджачке, с

талстучком, похожий на бухгалтера
или  счетовода. Ничего шахтерского в
нем не был, и лампочку, kaga-
лось, он нес, чтобы занести ее в инвен-
тарный список. — Я, между прочим, это-
го Калганова на старого шахтера, может,
не променяю, —— сказал Стрельцов, как

бы обращаясь к себе самому.

Он и чказалея бывшим бухгалтером,
ныне навалоотбойщик Калганов. Он пря-
ио от бухгалтерских книг пришел ‘сюда
в шахту и полюбил непривычное дело и
стал срели первых — может быть, даже
сам чуточну уливленный code. Tax ym
это случилось. и сейчас опытный, при-

лирчивый  донбассовен отличает его на
труде, требующем  выучки и 070бой
любви. ; -

— Без любви угля ве вырубишь. Ч6-.
тыре тонны лал отефх плана, это что 34
работа? — сказал укоризненно он снова,
Стрельцов. — Сколько ты,  Валганов,
лаепть?

— Надо бы по правилу дать триста иро-
центов. Только трехоот я еще не даю.
Двести a0, меньто двухсот He бывает.

На ето розовом” лице He былю еще
угольных синих порпинок — oTMeTOR
шахтерокого трула. Он все еще по 06-
лику был счетов, этот новый чело-

век нашего времени, сменивший счеты
на гайло, котла этом потребовала необ-

XOTEMOCTR войны. Он торюлялея в шахту,

сейчас ему было некогла. И он ушел в
своем кургузом, аллуратно застегнутом на
три путовипы пилжачке, покачивая ша-
хтерской ламлючкой, чтобы надеть гру-
бую олежлу шахтера.

В: штреке шахты были  замурованы
переходящие знамена. Их было восемь.
Подпочвенные воды замочили их, но эти
знамена были хубыты в боях за свой
Tpyd, и самое ветхое боевое знамя обыч-
HO самое заслуженное. На новой боевой
перекличке восстановленная шахта от-
стала, и знамена перешли к другим шах-
там. Это было обидно и горько. Знамена
надо вернуть. Все-таки участок Пашке-
вича (его имя тоже уже эначилось срели
награжденных) дал за июнь CTO двал-
цать процентов, но это было только на-
Wao. ,

Парторг сердито набрал нужный но-
мер. — Сколько? — спросил он отры-
висто. Ему ответили. Он записал на ду-
маке.

— Мало, мало, — сказал опятв cTpo-
го Стрельцов.—Можно больше даваль. —
Он опять вопомнил могучую красоту пла-

ста. Он был почти влюблен в эти ла-
вы, — в нем текла горняцкая упрямая
кровь. — Скажи, Индионков, — сказал

он опять в открытую дверь.— Вот TH —
старый кренильщик, можем мы давать
больше?

Инхионков работал на
Hath лет и знал ее, как знают комнаты
своего дома. Он отложил топор и вопел
в комнату в бархатном картузе козырь-
ком назад, похожем от этого на берет
басков.

— A He можем? — ответил он вопре-
сом. — Я думаю, можем.

— Вт ия 1 же самое думаю,
сказал Стрельцов. — На таком пласте —
не давать? :

Конечно, лозунг о 1.200 тоннах был
недостаточен, и ‚все заговорили о возмож-
ностях шахты. Они товорили, как горня-
KH, на своем горняцком языке, а за окном
совеем неподалеку ‘стояли трубы печей,
похожих на снесенный артиллерией лес.
Олни трубы остались на месте ладных,
опрятных домов шахтеров, один битый
кирпич. Железные, поврежденные“ огнем
кровати торчали на месте недавнего
жилья ‘человека, и возле  обвалившейся
стены школы играли дети. Ho это было

шахте двенад-

все равно, сейчас шахта работала. Шахта
давала уголь, и никто не хотел возвра-
щаться к ее прошлому. Жизнь, восторже-
ствовавшая в этих местах смерти и уни-
чтожения, требовала, и нало было нести
ответ перед ней. Она  торжествовала,
жизнь. Уже ‘не в ватонетках и бочках
из-под бензина тотовили пишу, & новень-
кая, недавно только отстроенная столовая
розбвела срели руин, и` сейчас шел епор
между парторгом, председателем шахтнога
комитета и представителем отдела рабоче-
то снабжения о щавеле и перловом супе.
Сейчас ‘также шел разговор 0 питании
детей в яслях. Ясли были уже построе-
ны, был побтроен и клуб. В клубе пока-
зывали в этот день  «Бесприданницу».
Ясли были, конечно, не прежние. Преж-
ние ясли немцы сожгли. Ho сейчае уже
свыше триднати детей было в яелях, и
мы пошли оемотреть эти ясли.

Был чае ‘отдыха, и самые маленькие
отдыхали. Они лежали, прикрытые чи-
стыми простынками, и розовые, вымытые
до блеска пальчики их ног торчали из-
под простынок. Дети постарше лепили.
Больше всего было вылеплено танков и
пушек, потому что многие отцы были на
войне. В банках стояли букеты полевых
цветов. Эти ‘пветы выросли на тех же
полях, где только полгода назад шли бои
H BCH земля казалась начисто затоптан-
ной. Казалось, долго не воскреснут зали-
тые шахты, долго He затоет под’емная
клеть, долго не заблестит вороньим своим
блеском свежевыданный уголь. Но запе-
ла и пол’емная клеть, и полевые цветы
выросли на полях, и дети шахтеров ено-
ва лепят нехитрые свои игрушюя в зано-
BO построенных яслях. Великая созилаю-
щая сила народа побеждает всё разруше-
ния войны, и конечную цель в этом г0-
зидании вилит народ, сражаясь за свое
право на жизнь. Здесь, в этих шахтер-
ских яслях, с букетами пветов в вазоч-
ках. с детьми, которых мы спасли и ко-
торых растим, можно было особенно это
почувствовать. Летний жаркий лень ле-
жал за окном домика, и копер шахты да-
Hero был виден среди полей, на которых
колыхалась высовая рожь, и парторг
нервически набирал диском номер и спра-
шивал отрывието: «Сколько?».

В ночь на 14 декабря пролетел поелед-
ний немецкий снаряд нал Тулой, а в ян-
варе, через полтора месяца после изгна-

ния немцев. двадцать одна шахта была
уже пушена в ход. Мы шли из яслей,
мимо развалин сожженных домов. Свежие
груды угля  вываливали вагонетки, и
уголь блестел на соляще черными среза-
ми почти до блеска отполированной поро-
ды. Радио пело в уцелевшем домике, и
парторг, шедший с нами,  перечислял,
что успели восстановить и построить по-
сле дней разрумения. Злесь были и элек-
тростанция, и столовая, и центральный
вентилятор, й полемная машина, и меха-
нический цех, и стволы.

— Да, чуть было не забыл сказаль,—
добавил он. Заееяли еще 24 гектара.

Рожь шумела и клонилась. Это была
уже высокая рожь, и 6вэ большие колосья
начинали наливаться. :

— А уголь мы, конечно, дажим. Сколь-
ко понадобится, столько  лалих. — Они
влруг точно впервые увидели. шахтеры,
все тяжелые слелы разрушения и пепе-
лища на меств своих нелавних жилищ, и
землянки, в которых они еше жили. —
Конечно, выправимся и дадим, сколько
спросят.

Мы проходили мимо лоски со списками
имен’ шахтеров, выработавших больше
других, и на первом месте шел он, Стрель-
пов, за ним шли Аникин и Гринтин. Это
были отличные имена шахтеров, которые
про угольный плает говорили мечтатель-
но: — Краюота! — как говорят обычно о
  самом любимом.

Бывший бухгалтер Валганов был уже
в шахте. Со своей лампочкой на груди
вырубал в забое он утоле, лавая обычные
двести процентов, которых было ему не-
достаточно. ‘Теперь наступала  очерель
Стрельцова итти в шахту, и он простился
ий ушел широким, большим шагом донбас-
совского горняка. Утоль ждал ero. Это
был не тот обычный уголь, которому в
трудовых мирных буднях вели размерен-
ный счет. Война сделала его иным, и
иным стал ему ечет. Уголь сыпалея свер-
ху. черная блестящая гора вырастала.
Будущую пульсацию великих заводов с0-
хранял он в себе и будущее наше тепло
что в холодную зиму 1941 года мы так
оценили, Но самым замечательным была
жизнеутверждающая сила народа, кото
рый, отстаивая в борьбе свое право Ha
Жизнь, ее тут же, еще в борьбе, созидал.

Вл, ЛИДИН.