Всесоюзное соц

е щадя сил, работать для Фр

Высокая
награда
обязывает

ТОРЬКИЙ, 10 июля. (По телеф. от соб.
норр.). Весть о присуждении переходящего
Ерасного Знамени Государственного Коми-
тета Обороны Чернореченскому химическо-
му заводу имени Калинина вызвала боль-
пой подл’ем среди всего коллектива. 0(0-
циалистическое соревнование, которым
охвачены все цехи и бригады, разверты-
вается с новой силой.

— Bee ли ты сделал для фронта? —
пох таким лозунгом работают стахановцы,
закрепляя июньские успехи. (С каждым
днем завод набирает темпы, чтобы пере-
выполнить июльскую программу. График
по выпуску основных продуктов перекры-
вается ежедневно. Впереди всех идут це-
хи, гле начальниками тт. Николаев, Вол-
ков, Авилов, Лазуткин. Даже отстававший
до сих пор цех т. Ласечника подтянулея
и вошел в график.

Многие из этих цехов ежедневные зада-
’ ния перекрывают на 30—35 процентов.

Вчера смена мастера Вербина в цехе, где

начальник т. Авилов, выполнила дневное
задание на 240 проц. Токарь мастерской
т. Гржебовский за вчерашний день вы-
полнил четыре нормы.

— Наша июльская программа выше
июньской,— сказал на митинге начальник
отделения т. Ивашкевич, — но то, что мы
с первого дня работаем по графику, дает
нам уверенность, что мы перевыполним
программу июля. Я с полной уверенностью
могу сказать, что у нас есть возможность
закончить программу июля на 5—6 дней
раньше срока. За это мы лолжны драть-
ся. К этому нае обязывает наша честь,
обязывает знамя Государственного Воми-
тета Обороны.

За новые
уснехи

ГОРОД Н., 10 июля. (По телеф. от с0б.
норр.).

— Мы на первом месте. Знамя при-
суждено нам!

Радостная весть быстро облетела, все цехи
авиамоторного завода № 19 имени Сталина.
Тысячи рабочих, инженеров и техников за-
полнили заводской двор. Митинг, посвящен-
ный присуждению заводу знамени Tocy-
дарственного Комитета Обороны, открыл
председатель завкома т. Аникин. Слово
получает директор завода т. Солдатов.

— Мы полны решимости He только
закрепить хороншие показатели июня, HO H
приумножить их в июле и августе. Про-
грамма выпуска продукции для фронта
возросла. Мы ее выполним и перевышол-
ним. Фронт получит моторы в нужном ко-
личестве. Таков наш ответ на высокую
награду. —

Начальник передового цеха т. Юганов
заверил, что июль будет месяцем новых
производственных успехов, ибо никогда
еще коллектив завода не переживал тажо-
го под’ема.

Поздравив коллектив с успехом, глав-
ный конструктор завода Герой Социали-
стического Труда тов. Швецов сказал:

_— Мы не только выполним все заказы
фронта в срок, но будем непрерывно ©о-
вершенствовать качество авиационных м0-
торов, увеличивать их мощь:

Мастер-комсомолен т. Шилов, обучив- .

ший в дни соревнования 20 новых pado-
чих, испытатель моторов т. Обколков pac-
сказали о трудовом героизме своих това-
рищей и обещали умножить успехи, ‘до-
стигнутые на первом этапе соревнования.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

WON

S

Ордена Ленина завод «Красный пролетарий» по итогам работы в июне месяце занял

первое место в соревновании работников
НА СНИМКЕ: мастер первого механического

проверяет готовые детали станков у стахановца расточника В. М.

Мастера парашютов

Когда злобный врат ворвался в нашу
страну, энокое предприятие, вырабаты-
вающее паралиютно-десантное имущество,
было вывезено в глубь страны. Сотни ва-
TOHOB, загруженных оборудованием и ма-
териалами, отправились в далекий путь:

тель современного  лесантного парашюта,
лауреат Сталинской премии Н. А. Лоба-
нов вместе ¢ первым эшелоном оборудо-
вания прибыл на новое место.

Дни и ночи шла кипучая работа. Люди
во главе с тов. Лобановым не выходили
6 территории завода полтора месяца.

Сейчас предприятия комбината работают
полным ходом в просторных и светлых
залах. На длинных лакированных столах
электрические машины = резаки разре-
зают кипы шелка. Кругом стучат швей-
ные мапины. На друтих столах женщины
укладывают купола самых различных па-
ратпютов.

Дви и ночи трудится коллектив пад
выпуском парашютов для летчиков и гру-
зовых паралиютов фазличнотго рода. Над
многими рабочими местами  виднёютТея
красные флажки. У некоторых работниц
их по два-три. 9т0 — двухеотницы и
трехсотницы,

С момента приезда на новое место pa-
бочий Коллектив комбината увеличилея в
несколько раз. Создавать  парапиотно-
десантное имущество для Красной Армян
й для разгрома врага пришли тысячи
женщин. Многие из них стали подлинны-
ми стахановками военного времени. Ува-
жение и славу завоевали Нурматова, Де-
нисова, Раева, Хохлова, Юлдашева, Ума-
рова и друпие.
Ерюоме предприятий, входящих в ком-
бинат, над производством парашютов тру-
дитея десяток местных предприятий, п0-
ставляющих вамые разнообразные изделия
и материалы.

Из месяца в месяц комбинат повышает

Главный конструктор завода, Е

ного имущества. Модернизирован тип па-

НА

предприятий Наркомата станкостроения.
цеха орденонобсец И. 5. Шербаков (слева)
Вострякова.

Фото Н. Петрова.

темпы производства. В июле изделий вы-
пущено в 11 раз больше, чем в декабре,
и больше, чем выпускалось на старом ме-
сте до эвакуации.

Мното сделали для поднятия произво-
дительности труда и производства  заме-
нителей дефицитных деталей конструк-
торы и инженерно-технические  работ-
ники.  Выработана новая  конетрукция
параппотов специального — применения.
Производительность основных цехов
повысилась на 30 процентов. Упро-
щая серийную продукцию,  совершен-
ствуя технологический процесв, коллектив
конструкторов тольк за второй квартал
созлал 6 новых типов паралиютню-десант-

рашютов, и это дало годовую экономию в
500 миллионов рублей. Олин из цехов
(начальник т. Зимина) стал выдавать в
полтора раза больше продукции на тех
участках производства, пде, казалось, бы-
ли иочерпаны BOO технические возмож-
ности.

Вступая во Всесоюзное соревнование,
коллектив комбината обязался в июне
перевыполнить план. 910 свое обязатель-
ство коллектив перекрыл в 10 раз. Ma
стера парашютов решили снизить се66-
стоимоеть на 4 процента, — снизили на
4,2 проц. Они предполатали повысить
производительность труда на 8 проц., &
повысили на 30 прок,

В соревновании предприятий легкой
промышленности комбинат завоевал в
июне первое место. Не на словах, а Ha
деле создатели паралиютов стремятся за-
крепить успехи, не выпускать знамени пер-
венства из своих рук. В первые дни но-
вого месяца комбинат снова перевынол-
няет производственный план.

В. КРАЙНЕВ,

с0б. корр. «Известий»,
ГОРОД Н..

бината выросла на

иалистическое соревнование

онта!

Обувь
для Красной
Армии

Eme осколько месяцев назах фабрика
«Уралобувь» расширялась. Из прифронто-
вой полосы прибывало оборудование. Фаб-
рика росла, организованы были новые
производства, и теперь она превратилась
в мощный ко ат.

В июне на фабрике птироке газверну-
лось социалистическое соревнование.
рабочих местах закройшиц Бондаренко,
Гусевой и Табуркиной пеявижя листок с
обращением: «Все вы — опытные закрой-
шины. Вы можете и должны работать по-
стахановоки. Мы ждем от вас перевынол-
нения норм». Этот празыв  взбудоражил
закройщит м дал хорошие результаты.

Коллектив обязалея в вюнё превысить

‘план по выпуску обуви НА 8 процентов.

Обязательство перевыполнено.

В цехе, выпускающем тяжелые полуса-
поги, на малцинах всегда работали толь-
во мужчины. Теперь к станкам стали
женщины. На обтяжной машине рядом
с известным в обувной промышленности
Гутником работает стахановка Мария.
кольникова. Oma соревнуётся ес Гутником
и не отстает от него. На затяжных ма-
шинах работает  стахановка Смирнова.
Даже нз сложной винтовой машине заня-
ты комсомолка Аня Кондратова, Сабирова,
Фрося Журавлёва и Киселева. Все они хо-
рошю изучили технологический процесс и
овладели сложным оборудованием.

На фабрике созданы фронтовые брига-
ger. Во главе одной из них — знатный
закройщик коммунист Тарзнтул. Через
несколько дней` в закройном цехе была
создана другая бригада во главе со стаха-
новкой Анастасией Пышменцевой. Брига-
ды соревнуются между с060й и система-
тически выполняют задания на 170—200
процентов.

Во время сталинской вахты бригады
решили обратиться к начальнику цеха
Массарскому с просьбой установить для
них индивидуальные задания. После этого
производительность труда поднялась еще
выше. Й скоро в цехе не осталось ни од-
ного рабочего, не выполняющего нормы.

`ИГироко развернулось на фабрике тех-
ническое творчество. Начальник корпуса
Соколов и секретарь партгруппы Бреев
разработали новый стахановский почасо-
вой график. Этот график был вскоре вве-
ден в жизнь и позволил заметно увели-
чить выпуск продувции. В цехе № 3 при-
менили KACCBOH метод затяжки, вместо
обстрочки стелек тесьмой — грунтовку и
окраску их. Мощность потока поднялась
на 25 проц. Влвое повысилась мощность
четвертого конвейера после отмены повтор-
‚ной обтяжки.

Мастер-коммунист Негодин в дни сорев-
нования решил сложную проблему. Он
внес в действующее оборудование конст-
руктивное изменение, которое вдвое уве-
личило мощность оборудования цеха № 3.

Июнь прошел. :

Соревнование продолжается. Коллектив
снова Ha бтахановекой вахте. И снова на
фабрике алеют красные  транспаранты:
«Работать в июле лучше, чем в июне».

СВЕРДЛОВСК. (По телефону).

Растет производительность
труда

КАЗАНЬ, 10 июля. (По телеф. от 506.
нерр.). Казанский меховой комбинат д0-
срочно вынолнил полугодовой план. Хоро-
шо поработали стахановцны-изобретатели и
рационализаторы. Экономия от осущеетвле-
ния рационализаторских предложений за
год войны по комбинату достигла 4 мил-
лионов рублей.

По сравнению с предыдущим годом про-
изводительность трула на фабриках ком-
0 процентов. Выпуск
продукции. при меньшем количестве рабо-
чих увеличилея на 20 процентов.

СУББОТА, 41 ИЮЛЯ 1942 г. № 161 (7847)
 oro roo

Опрове

Tepmanckoe информационное
шведские = газеты

бюро и 6 июля
«Афтонтиднинген», вать караван шведских судов,

_____ ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ржение TACC

была сделана попытка торпедиро-
шедших

«Свенска Датбладет» и др. напечатали 60-  пед конвоем военных кораблей.

общения, что якобы советские подводные
лодки торпедировали в шведских террито-
риальных водах 22 июня шведский паро=
xox «Ала Гортон», июля направили
торпеху в пароход «Галеон». Ilo сообще-
нию  птведского телеграфного агентства,

ТАСС уполномочен заявить, что совет-
ские подводные лодки не имели никакого
отношения ко всем этим инцидентам, про-
исшедигим за последнее время в террито-
риальных водах Швеции.

о

Западнее

Положение на берегах Дона и 5 cord
от Воронежа продолжает оставаться слож-
ным и напряженным. Главные силы нем-
цев попрежнему прикованы к Дону. Борь-
ба за переправу нё ослабевает ни днем,

НИ НОЧЬЮ. Терманское командование BCE-

ми мерами стремится пробить бронетанко-
вым войскам дорогу на восточный берег,

Воронежа

роет окопы, зажапывает танки. Силами
авиации он стремится затруднить подход
наапих войск. бомбит населенные пункты
и железнодорожные станции, штурмует 9
воздуха Шоссейные и груктовые дороги.
Вчера подвергался массированным Haderay
город Н. Военные об’евты He постра-
дали, большим разрумениям подверглись

создать надежный плацдарм для даль- Foun ‘usiomean aed
нейшего наступления и выйти основными а oy Ot а >.
силами непосредственно к городу. Враже-   телей, риннь берегу

реки. Немцы поставили на карту все.
Они прибегают 5 самым жестоким меточ
дам ведения войны. Мирное население —
такото понятия для них более не Фуше
ствует: любой ценой, кровью вевинных,
убийством женщин и детей стремятся они
купить победу.

Каждый лень борьбы ознаменовываетея
новыми воздушными битвами. Совеловая
авиация множит счет истребленных вра-
жеских танков, автомапьин, сбитых 6©амо-
лотов. За один день боев она вывела из
строя 14 танков, 29 автомашин, сбила в
воздушных боях 9 вражеских самолетов.

Bursa Е западу от Воронежа продол-
жается.

ские группы, которым очень и очень до-
рогой пеной удается перейти через Дон,
понадают под Удары нашей артиллерии и
авиапии и истребляются.

Как бы ни сложилась обстановка в бли-
waive дни, ясно, что в одном немцы
просчитались — в темпах своего продви-
жения. Они намеревались добиться успе-
ха одним коротким рывком. Их надежды
не оправдались: острие клина наткнулось
на сталь нашего отпора, на броню наших
танков. Острие как бы сплющилось. Нем-
цы хотели вонзить его миновенно. Теперь
им приходится вколачивать клин все 00-
лее медленными, обременительно-тяжкими
для немецких войск ударами молота.

С начала операщии, одновременно 6
движением на Воронеж, немцы пытались
прорвальея на север, перерезать, Наши
коммуникации, изолировать часть наших
сил. Все немецкие атаки здесь отбиты.
Враг вынужден перейти к обороне —

Евг. КРИГЕР,
В. АНТОНОВ,
степ. корреспонденты «Известий»,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 июля.

На участнах Налининсного
фронта

хватив © 6000й несколько гранат. Rom
OH был уже на расстоянии броска грана-
ты, раздался первый выстрел вражеского
орудия. Второй снаряд, немцам послать нев

Сетолня на трёх участвах  Валинин-
ского фронтА продолжались упорные бои,
в ходе которых наши войска выбили
немцев из нескольких населенных пунк-

тов.
Ожкесточенный бой разгорелся на под-
ступах к одному  населенному  пунклу,
Tie противник репгил во что бы то ни
стало задержаться. После сильной огне-
вой подтотовки Halla ‘чають стремитель-

удалось. Бочкарев вскочил на ноги и 34

бросал орудийный расчет гранатами. Bea

транаты ‘угодили в пель, и только один
солдат побежал в лес, но пуля настигла
и ето. Сняв замок орудия, Бочкарев ис-
пользовал оставшиеся гранаты для унич-
тожения неменких снарядов и вернулся к

ной атакой вышибла отсюда немцев си   себе.

заняла нахеленный IYHRT.

На друтом участке наши танкисты от-
разили попытку немцев прорваться вие-
рех при поддержке тяжелых танков.
Груниа немецких машин пошла в атаку,
стремясь проложить путь пехоте. Совет-
ские танкисты в тесном взаимодействии
6 артиллеристами заставили немцев по-
вернуть назад. Атака немецких танков
и следовавнюй за ними пехоты была от-
ражена ¢ болышими потерями для про=
тТивНикКа.

Отважно сражались в этом бою наши
танкисты. В тяжелый танк т. Новарчу-
ка попало пять’ енарялов. Машина не вы-
шла из строя. Поварчук направал свою
жЖивучУЮ стальную громадину на немец-
кий танк и раздавил его. До конца боя
трэзный советокий танк нё прекращал

Замечательную отвагу проявляют наши
бойцы и командиры,  отбивающие атаки
врага,

Шел бой у одного наебленного пункта.
Командир отделения связи т. Бочкарев
увидел на лесной опушке притаивнийся
за дровами расчет немецкого противотан-
вового орудия. Немцы устанавливали ору-
дие, маскируя ето, и готовились открыть
огонь. Тов. Бочкарев нополз к ним, за-

Попрежнему замечательно действуют
летчики. Пятерка наших самолетов, при-
крывая боевые порядки наших войск,
встретилась Ha высоте 2.000 метров.
большой группой «Юнкерсов»
«Мессвршмиттами». Старший лейтенант
Шеховцев смело повел свою труппу на
врага. В кабинах самолетов сидели стар-
ший лейтенант Бахвалов, младшие лейте-
нанты Бугай, Савченко и Боровых. Ця-
тёрка советеких машин вступила в нерав-
ный бой с двадцатью «Юнкерсами» и дву-
мя «Мессершмиттами». Наши летчики в
первые же минуты боя разбили строй не=
мецких самолетов. Фашистские бомбарли-
ровщики отказались от выполнения своей
боевой задачи и поспешно удрали, не ис-
пользовав свой бомбовый груз.

Через десять. минут после этого боя
звено самолетов во главе с Шеховцевых
встретилось © другой группой вражеских
машин в составе 20 «Юнкерсов» и 16
«Мессершмиттов». Советские летчикя вы-
шли из этой встречи победителями. Груп-
па Шеховцева сбила в обоих боях шесть
самолетов противника и без потерь верну-
лась на свою базу.

И. ОСИПОВ,

спец. корреспондент «Известий».
КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ. 10 июля.

Бомбы были сброшены очень близко от
нас, и удаляющиеся фанфары отбоя еще
звучали в ушах, когда мы бежали к раз-
битому дому. Ветер усилился, поднялась

метель, и вдруг точно кто-то высыпал на

город огромную корзину мокрого, крупного
снега. Он падал на книги, ринувшиеся с
пятого этажа, где еше висел, накренясь,
американский шкаф, на кашу разбитой
мебели, из которой торчало черное мокрое
крыло рояля, на 0б0и в крупных синих
пветах, которыми была оклеена одна из
полусохранившихся комнат. Это было
очень странно —= Увидеть, как снег нпа-
дает прямо в комнаты и как ничем не
прикрытые лежат в такую погоду, прямо
на земле, одеяла, подушки, книги...

И вяруг — раз-два! Марпирующий шаг
послынталея где-то близко, потом коман-
да--етой! И, минуту спустя, много маль-
чиков в серых комбинезонах в атаку Opo-
сплись к разбитому дому. Это был отряд
комсомольского пожарного полка — школь-
ники, ремесленники, молодые рабочие, ету-
денты.

Юноша лет 17, худой,

высокий, B

белой кубанке, с большим KOMIACOM Ha PY- Kagazoch B мертвом, неподвижном лице.
ве, командовал. Они подбегали к нему и Веки дрогнули. Врач, ло сих пор понуро

вытягивалиеь по-военному, руку под-ко-
зырек, а он стал на труду разбитой ме-
бели, как на капитанский мостик, и отда-
вал приказания. Это было, как во сне. Ме-
тель, мигом  забросавшая разбитый дом
крутящимея снегом, и эти мальчики —
этот вихрь молодой энергии, вдруг вторг-
нувшейся в страшную картину беды и
разрушения. Уже отрывали бомбоубежище,
и юноша в кубанке соскочил co своего
вкапитанского мостика и нырнул куда-то
под землю. Минуту спустя он появилея се
маленьким, сухоньким старичком на ру-
ках, которого он нес легко, как ребенка.

Шум и гулкие голоса  доносилиеь из
бомбоубежища, и люди выходили бледные,
мокрые до пояса, — вода залила подвалы.
Bee были живы, и только старичок, ко-
торый лежал на земле, прямой, подняв
кверху сецю бородку, был, судя по
всему, мертв. Но юноша в белой ку-

носто

ложил руку к груди. Не знаю, уловил ли
он слабое биение сердца, но, выпрямив-
шись, он повелительно сказал кому-то —
«воды» и вдруг осторожно поднял старич-
ку руку. Еше раз — тоже осторожно. В
третий раз! Уже давно сказали в толне,
что этот старичок известный  профессор-
‘химик и что он отправил семью. а сам не
пожелал уехать, остался в Ленинграде.
Уже пришел замученный, усталый врач и
сказал, что профессор сейчас умрет, а по-
том сказал — «А ну, попробуем!» и сде-
лал укол, потом второй и третий; уже со-
седи увели к с6бе жителей из разбитого
дома, милиция выставила охрану, и толь-
ко одни комсомольцы еще носились среди
рухнувших перекрытий, — а юноша в Ge-
Лой кубанке все не оставлял старика. Он
давно сбросил кубанку, расстегнул ворот.
Пот градом катилея с него.

Оз работал со страстью, у него было
бледное, унпрямое, злое лицо. Казалось, он
боролся с самой смертью, и она то отету-
пала перед этим бешенством молодости, то
приближалась.

И варуг как будто легкое лвижение по-

——

сидевший на сломанном мокром
бросилея к старику...

Таким я впервые увидел Петю Буркова. !
Тогла я еще ничего не знал о нем. И
надолго остался в памяти образ юнонги, не
согласившегося со смертью и перемюрив-
шего ее со всем упрямством молодой енлы.

Прошел месяц, и мы ветретилиеь снова;

Это были дни, когда по всем матиетра-
лям страны тянулись на воеток гигант-
ские, разобранные на части цехи военных
заводов. Целый день мы простояли на
какой-то маленькой станции, мимо Hac
вее шли и шли станки. Казалось: чтобы
собрать и пустить их, нужны годы и годы,
В поисках воды я остановился возле од-
ной из теплушек. Дверь была отодвинута.
Светлый четырехутольник падал на шиа-
лы. В теплушке было шумно. Вто-то спо-
рил, потом засмеялся, и вдруг высокий!

диване,

«До свидания, девушки, напишите,

_ девушки,

Как вас вотретил Дальний Восток».

На станции было темно и тихо, Небо
беззвездное, и сама война, казалось, скры-
лась в этой темноте. И вместе с тем она
была во всем — и в этом чистом, моло-
дом голосе, и в слабом мерцании зеленых
и красных огней на пути. Песня умолкла.
то-то выпрыгнул из теплушки, белая ку-
банка мелькнула... Это был он. Мы разпо-
ворились. Через час я уже знал всю его
историю: необыкновенную и очень иро-
стую. р

13 лет он остался сиротой, Отек —
летчик погиб во время авиационной ката-
строфы. Не прошло и трех месяцев, Kak
мать вышла за другом, и этот другой
ужасно не понравился Пете. Смерть отца,
Которого он обожал, была для него тяже-
лым ударом, а тут еще «этот»! Он так и
называл его — «этот». Может быть,
«этот» был и He дурной человек, но, бух-
галтер сберкассы, он каждый день выда-
вал жене строго определенную сумму и
был, кажется, не очень доволен, что часть
этой суммы. тратилась на Петю; «Ну, я
тогда ушел из школы, — ожазал мне Пе-
тя, —- и поступил на завод. Тем более я
училея неважно». Сперва он работал
подручным слесаря, потом получил pas-
ряд. Он хотел стать летчиком, как отец,
и ыеред войной стал учиться по ночам,
чтобы поступить в авиашколу.

Так мы ходили и разговаривали, и уже
начинало светать, котда детекий голоб
сказал где-то очень близко от нас: «Ма-
мочка». Обойдя состав, мы увидели в сла-
бом свете утра маленькую девочку,
стоявшую на рельсах. 910 было в полу-
километре от станции.

Здесь было много снега. Вокруг пу-
стынно и чисто, и девочка ‘лет трех в
меховой шапочке, в шубке, е муфточкой
стояла на рельсах и не плакала, только
время от времени говорила негромко: «Ма-
мочка».

— А те твоя мама? — спросил, при-

сев подле нее на корточки, Нетя.
Девочка замолчала. Потом она сказала,

kak es зовут. Люся Воронцова. И адрес—
набережная Красного Флота, 23, кварти-

банке, казалось, не хотел согласиться с толос запел песню. Помню только две ра 4. Но далеко была набережная Крас-

этим. Он расстегнул на нем пиджак, при-

строчки, которыми кончался припев: :

вого Флота! Через несколько минут мы

были с ней у военного коменданта. При-
езжие командиры в грязных фронтовых
шинелях, © обветренными, грубыми от
усталости лицами окружили ее. Им она
тоже сказала, как ее зовут и адрес...

Нашпи поезда простояли на станции еше
часов шесть — мой ушел первый. И все
эти шесть часов мы искали люсину ма-
му. Вомендант предложил сдать девочку
в комиесию районо. Мы пошли в комис-
сию, но Люся так горько заплакала, уви-
дев силевшую там толстую тетю, а тетя
таким голобом сказала ей: «Не реветь!»,
что Нетя вдруг подхватил девочку и вы-
шел. Я вышел за ним. Потом мы накор-
мили Люсю. Она деловито бела шоколад
и вся перемазалась. Потом уснула у Пети
на руках, и стало уже совершенно яено,
что нельзя оставить ее одну, с ее муф-
точкой, в которой лежали кукла-голыш и
кусочек ленинградского хлеба. Что де-
лать? Мы с Петей ехали в разные сторо-
ны. Он со своим заводом на восток, я на
запад. «Взять ее, что ли, © 5060й?» —
серьезно спросил меня Петя. Я не успел
ответить. Вдруг движение началось Ha
станции. Знакомый санитар  промчался
мимо нае, размахивая буматами, и мой
ВОИ вдрут тронулся, как это всегда бы-
вает с ВСП. Я вскочил на подножку. Пе-
тя крикнул: «До свидания, еще ветретим-
ся!», хотел поднять руку, но руки были
заняты, и он только кивнул головой. Он
стоял высокий, перехваченный ремнями и
растерянно осмотрел на спящую девочку.
Таким он медленно проплыл мимо моего
валона.

Еще три месяца памятной на всю
жизнь зимы промчались, оглупгив весь
мир грохотом наяних танков под Моеквой,
звуком молотков в Сибири, где под откры-
тым небом в сорокагралусный мороз Hadi
люли собирали заводы.

Редакция поручила мне написать очерк
0 молодом стахановце. Я жил в одном из
больших промышленных центров Урала.
Нало было ехать за город на орудийный
завод.

— Вот кого мы вам дадим Мосашви-
ли, — сказал мне секретарь парткома, —
или Чапая. А что, дать ему Чалая? -—
‹ каким-то даже вдохновением спросил он
молодого мастера, пришедшего за лелом и

тернеливо ожидавиего, когда окончится

разговор.

— Yanai хороший, толковый, — ска-
зал мастер.

— Что толковый, он азартный! По-

смотришь — живой человек стоит. Это
очень важно!

Он позвонил, и через четверть часа
явилея Петя Курков.

Не помню, о чем мы говорили в пер-
вые минуты встречи, Я спросил у него—
почему «Чатай»? И он засмеялея и ска-
зал: «Да это ребята Tak прозвали меня
за кубанку». Но, слушая ето довольно

овый рассказ, я подумал, что он я
в самом деле похож на Чапаева, Только
усов нехватало, но та же лихость и пря-
мота в глазах, та же упрямая, энергич-
ная посадка головы и плеч. Он расска-
зывал о своей фаботе, Kak сперва бы

скамейки и деловито пеленала голыша, &
на скамейке сидела толстенькая, румя-
ная девушка © двумя короткими  емеш-
HEME косичками и читала,

— Люся?

`0бе подняли глаза, серьезные, удивлен-
ные.
Петя пришел через полчаса, и за эти
полчаса я получил полный отчет о
люсиной жизни. Эт был очень хороший
отчет, но только почему-то выходило,
что девушка ¢ косичками тут ни пр
чем, а о Люсе главным образом  забо-
mutes Петя. Но я посмотрел на Лену
Светач — так звали девушку — 4,
кажется, понял, почему Петя покраснел,
когда мы говорили в парткоме.

Потом она ушла. Лю па быю
спать, а мы е Петей’ до позлнето вечера

ю тгуляли по набережнюй и курили. Он рас-

тяжело, потому что всех людей пришлось сказал, что Лена тоже приезлюжя, киев-
переставить, и «старики», давно работав- лянка, и тоже одинокая, как он и Люся.

шие на заводе, были недовольны. Как. Потои он Вдруг 10

ивучая длинный путь, который проходил
кусок металла, прежде чем попасть B ero
бритаду, он  налолкнулея на простую
мысль = — перенести  прицелку одной
важной детали от станочников к елеса-
DAM. Эта новость дала сотни тысяч эко-
номии и почти влвое ускорила производ-
ственный процесс.

— A Люся, — помнишь? Что 6 нею
стало?

— Я потом wa peex станциях Bre
мать разыекивал, но He нашел. Должно
быть, погибла дорогой. В Ленинград писал
на набережную Красного Флота, — ни-
какого ответа.

— Так те же Люся?

— Со мной, — сказал Петя и немно-
го покраснел. — В ‘том же доме. Захо-
дите, а?

Я сказал, что непременно зайду, и мы
простиливь,

Он жил недалеко от завода в овом
доме на улице, для которой горсовет,
очевидно, еще не придумал названия. Я
долго огибал заваленные строительным
мусором дворы, когда за одним из чих
BIDYT открылея выеокнй просторный 5е-
рег Камы. Я вышел на берег и увялел
Тюсю. Тогда она была в шубе, з теперь
в легком платьице. А, может быть, это
была все-таки не Люся? Она стояла у

-детоки ксатрюсилт меня:
«Симпатичная? »

Большая баржа, а за нею плот мед
ленно прошли по Каме. Солнце садилось,
И закат предсказывал ветренный день:
  Поговорити 9 петиной бригаде, © зав
ской столовой, о том, что здовь почт
в июне лишь немного темнее, чем в Де
нинграде,

Время от времени, когда — нехватало

слов, он делал короткое, энергичное дви-
mene руками; Я смотрел на эти твер-
дые руки © полосками в’евшегося мабла,
на ‘эти руки, вернувшие жизнь re
рику профессору в осажденном Ленин-
граде, бережно  державтие маленькую
спящую девочку, потерявитую мать 18
дорогах военной России. Мь говорили
90 очень простых вещах, по за ниш
сквозили другие слова, другив мысли...
Жизнь юноши, почти мальчика,  прошиз
передю мной.
Они видели много, эти молоды 11438,
м быть Momer, еще многое придется mM
увидеть. Но это глаза поколения, Kote
 р0е ничем He уступило луху смерти и
раврушения без самоотверженной, oie
сточенной борьбы, поколения, которое ¢
честью отстаивает свою родину и многе
еще призвано сделать для ее расцвета —
и после победы над врагом.

В. КАВЕРИН,

и двумя >