На подступах к Воронежу

Крутлые сутки кипят на берегах Дона
ожесточенные бои. В воздухе стоит гул
артиллерийской канонады, гудят сотни
моторов — это танки, броневики, самоле-
ты сталкиваются в смертельных схватках.
Советские воины ни на минуту не забы-
вают о своем долге, сражаются самоотвер-
женно, до последнего вздоха, противопо-
ставляют вражеским атакам стойкость и
мужество.

Донские воды густо окрашены кровью.
Трудно составить даже приблизительное
представление о потерях немцев, нонесен-
ных ими при попытках форсировать вод-
ный рубеж. Они применяют для перепра-
вы через Дон самые различные средства.
Вот и сегодня утром они попытались на-
вести еше одну переправу. Ураганным ог-
нем наших артиллеристов эта попытка
была пресечена. Танки и мотопехота, под-
тянутые к переправе, так и остались на
западном берегу реки.

На одном из рубежей возникло боль-
шое сражение между немецкими войсками
и нашей пехотой, поддержанной танками.
Этот рубеж очень нужен немцам, они
обруппились на него с большой  стреми-
тельностью, крупными силами. Бой шел
почти весь день.. Наши мужественные

сами перешли в контратаку. Трудно было
теснить врага, накопившего много техни-
ки и живой силы. Но наши все-таки
теснили, метр за метром, шаг за шагом
продвигаясь на запад. Е концу боя про-
тивник Ha этом участке вовсе потерял
инициативу, и наши закрепились на но-
вом рубеже. Попытка немцев оттеснить
Hac с этого рубежа не увенчалась уеше-
XOM.

Сегодня на весь участок фронта про-
славилось артиллерийское подразделение,
которым командует тов. Хорошилов. Оно
обрушило огонь своих пушек на пере-
праву, которую немцы наводили через
важный водный рубеж. Советские артил-
леристы били е большой точностью. Пе-
реправа разлетелась Ha куски, многие
немецкие солдаты и офицеры нашли мо-
гилу на дне реки и на берегу, с кото-

poro они пытались выбросить средства.
переправы.

Бои на подступах к Воронежу продол-
жаются с прежней custo. Hamu части ©
предельной стойкостью отражают атаки
противника и на некоторых участках
сами переходят в контратаки.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 июля,

воины не только удержали рубеж, но и (От спец. корреспондента «Известий»).

Враг несет большие’ потери

За последние дни
предприняли на некоторых участках -Ва-
лининекого фронта ряд яростных атак,

Враг в одном месте захватил было
несколько населенных пунктов, но вскоре
с большими потерями был выбит.

На другом участке он продвинулся на
несколько километров, но  контратакой
наши части отбросили его в исходное по-
ложение. За 4—5 дней толькю н& двух
учаетках фронта немпы потеряли несколь-
ко тысяч солдат и офицеров, больше
100 танков, десятки орудий, 5 самолетов.

Вчера, демонстрируя наступление на
один из наших пунктов. немцы в то же
время начали ожесточенную атаку про-
тив потразделения, гле командиром т. 38-
харов. Внезапным ударом они хотели про-
рваться в глубь нашей обороны. Враг не
застал врасплох советских бойцов и был
отброшен. Через 40 минут фашисты по-
вторили атаку, которая также окончи-
лась для них неудачно.

Сегодня утром бои возобновились. 0со-
бенно жестокий характер они приняли

немецкие войска!

на одном участке. Не считаясь ни с какими
потерями, бросая в бой свои резервы,
врат упорно наседаял на наши позиции.
Пункт П. дважды переходил из рук в
руки и, наконец, был занят нашими бой-
amu. Подразделение, Tae командиром
т. Иванов, ночью выбило немцев из пунк-
та В., а лнем, продолжая громить врата,
повело бои за населенный пункт Н.

Наши бойцы показывают изумительные
примеры мужества и геройства. Вогда не-
мецкий танк  прорвалея к командному
пункту, навстречу ему выбежал старший
лейтенант Волков и гранатой уничтожил
вражескую машину. Врасноармеец Гладко-
бородов, получив тяжелое ранение, не
вышел из боя. Он подполз к вражескому
дзвоту, мешавшему нашим бойцам, и своим
телом закрыл амбразуру. Дзот замолчал.
Товарищи  Гладкобородова ‹ отометили за
смерть друга и взорвали дзот.

‚ Ал. КУЗНЕЦОВ,
спец. корреспондент «Известий».

КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ, И июля.

\

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ i ott el a

Латвийский народ ненавидит
гитлеровских
‚ оккупантов

СТОЕТОЛЬМ, 11 июля. (ТАСС). 7 В по-
следнее время гитлеровские газеты поме-
стили ряд статей о положении в оккупи-
рованной Латвии, тон и содержание кото-
рых свидетельствуют о том, что фашист-
ские захватчики всерьез встревожены ро-
стом ненависти народа Советской Латвии к
немецко-фаистским поработителям. Газета
«Дейче цейтунг ин Остланд» разражаетея
угрозами по адресу «неисправимых инди-
видуалистов, безудержно поносящих  гер-
манский порядок». Намекая на сопротив-
ление, которое оказывает латвийский на-
род ограблению немпами его страны и ее
насильственному  онемечиванию; газета
предупреждает, что Германия «не может
считаться с интересами частных лиц или
мелких народов; кто этого He понимает,
тот будет лишен права на существова-
ние».

Недавно по Латвии совершил большое
«турнэ» гитлеровский сатран Jose. OH
выступал всюду с речами, «смыел кото-
рых, — как пишет газета «Дейче цейтунг
ин Остланд», — сводился к одному: «за»
нли «против». Дозе совершенно откровен-
но и открыто предупреждал, что всякий
латыш, который откажется  «сотрудни-
чать с немцами», будет рассматриваться
как враг.

Гитлеровекий «новый порядок»
несет народам
смерть

ОТОКТОЛЬМ, 11 аюля. (ТАСС). Швед-
сжая газета «Датене нюхетер» в пере-
довой от 8 июля пишет:

«Если сопоставить поведение немцев в
захваченных ими странах с их разговора-
ми 0 «новом порядке», то вырисуется
картина злобного издевательства над теми
народами, чьи ценности сейчас расталты-
ваются. Эти народы уже ознакомились со
своими немецкими «блатодетелями» и их
метолами, а это повлекло за собой сокру-
пительное моральное поражение немцев.
Вее это шведы видят у себя пох боком,
и они начинают понимать смысл собы-
тай. Северный человек сделан не из гли-
ны. Его нельзя мять и лепить, как гли-
ну, по иноземному образцу. От такого
обращения. он становится лишь тверже.
Сегодня норвежцы гораздо  решительнее

агентства,

ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Законопроект о

ВОСКРЕСЕНЬЕ

военно-морском

строительстве США

НЬЮ-ИОРЕ, 11 пюля. (ТАСС). ПШ во-

корреспондента   вспомогательных
Рузвельт! флота общим водоизмещением в
ассигновании   тонн.

общению вашингтонского
Ассошиэйтед пресс,
подписал законопроект 06
8.500 млн. долларов

лось, эти средства

стройку авианосцев

водоизмещением в 900
строительство

эсминцев общим
тыс. тонн. Новое

флота.

ЛОНЛОН, 11 июля. (ТАСС). Еак пере-
дает английское министерство информации,
по сообщениям из Егинта, наступил конец
временному затишью в боях вдоль линии

пряженные бои на северном участке этой
ЛИНИИ.

В результате бомбардировки английской
звизпией Тобрука возник огромный пожар
на территории мастерских, ремонтирую-
щих танки. 10 июля антлийская авиация
подвергла сильной бомбардировке скопле-
ния войск противника и ето коммуника-
ЦИИ.

ЛОНДОН, 11 июля. (ТАСС). В коммю-
нике английского командования на Ближ-
нем Востоке сообщается, что 10 июля на
рассвете английские войска атаковали
противника на северном участке’ фронта
и в. течение дня продвинулись примерно
на 8 км Ha запад, вдоль железной хоро-
ги от Эль-Аламейна. Противнику нанесен
ущерб, взяты пленные.

На южном участке фронта противник,
продвинувшийся на восток, вступил в бой
с английскими колоннами, которые уни-
чтожили несколько вражеских танков.
Английские истребители атаковали батареи

ЛОНДОН, 11 июля. (ТАСС). Англий-
ское министерство информации передает,
что оккупация английскими войсками
острова Майотта, находящегося в север-

на новое военно-
морское строительство. Как уже сообща-

предусматривают по-  морским делам па
общим водоизмеше- сон указал, что
нием в 500 тыс. тонн, крейсеров водоиз- сигнований конгресс утвердит различны
мещением в 500 тысяч тонн и различных   законопроекты, и
  стройку военно-морских судов общим во-
должно   доизмещением в 3.749 тыс. TOHH, H3 KOMX  тностью мобилизованная, готовая сра-
удвоить наличный тоннаж американского уже построено 1.009 тыс. тонн и В ИР0- „аться армия.

iB

обороны Эль-Аламейна и завязались на-!

К оккупации англичанами острова Майотта

> =.
предусматривающии постройку
судов военно-морского

нопроект,

‚ 12 ИЮЛЯ 1942 г. № 162 (7848)

Беседа бельгийского
премьера Пьерло
_ в Рузвельтом
НЬЮ-ЙОРК, 11 июля. (ТАСС). Как пе-

1.200 тыс. редает агентство Юнайтед пресс из Ва-

бельгийский ‘премьер-министр

шингтона,

Как передает агентство Ассошиэйтед  Пьерло посетил Рузвельта.

пресс, председатель комиссии по военно-
до самых последних ac-

предусматривающие = 110-

цессе строительства находятся суда вюдо-

Одновременно Рузвельт подписал зако- измещением в 2.647 тыс. тонн.

Бои на египетском фронте

противника в районе Эль-Аламейна. Кро-
ме того, истребительная авиация, вступив

бой с крупным соединением вражеских
бомбардировщиков, сопровождаемых истре-
бителями, сбила 8 истребителей ипротив-
ника и повредила много других.

При атаке посадочных площадок В
районе Эд-Дабы английские самолеты уни-
чтожили не менее 2 вражеских самолетов
на земле. В ночь на 10: июля английские
средние бомбардировщики и морская авиа-
ция атаковали суда противника, при чем
были отмечены два прямых попадания в.)
итальянский эсминец, а также два попа-
дания в торговое судно водоизмещением
в 5.000 тонн.

9 и 10 июля противник совершил ин-
тененвные налеты на остров Мальта.
10 июля английские истребители сбили
над островом 19 вражеских самолетов.

Во всех указанных операциях англий-
ская авиация потеряла 13 самолетов. _

Агентство Рейтер передает, что, по мне-
нию лондонских авторитетных кругов,
Окинлек предпринял нервую атаку в по-
следних боях в Египте. Повидимому, ата-
ка противника на южном участке фронта
была предпринята позднее.

союзников морского пути вокруг Южной
Африки. Остров Майотта, имеющий хо-
рошую гавань и аэродром, является ере-
ди островов Кюоморской группы единствен-

латы представителей Вин-  общил представителям

е  сражаться в

стить ПУНЕТЫ, занятые ими месяц назад,

После беселы < президентом Пьерло с9-
печати, 440 он
заявил Рузвельту 0 надежде бельгийцев
скором времени бок-0-бок с
американскими войсками за независимость
и свободу. Пьерло указал, что в Бельгий-
ском Конго в настоящее время имеется

Война на Тихом океане

МЕЛЬБУРН, 11 июля. (ТАСС). Вак co-
общает об’единенное командование с093-
ников в юго-западной части Тихого океа-

на, 21 японский бомбардировщик в г1-
провождении 8 ‘истребителей атаковали
порт Мореби (Новая Гвинея).  Йпонокие

самолеты были рассеяны. Сбито 2 бомбар-
хировщикз.

Японо-китайская война

По китайским данным, военные дейст-
вия в горном районе Тайханьшань (на
транице провинций Шанси — Хэнань,
Северный Китай) развертываютея блато-

приятно для китайцев. Китайские войска
ведут наступление на японцев в районе

Линьчуань. Японцы вынуждены были очи-

По японоким данным, японские войска

ведут наступление к югу от Лишуй в
провинции Чжэцзян. (ТАСС).

Успех советского фильма
в Иране

ТЕГЕРАН, 11 июля. (ТАСС). В кино-

театре «Тегеран» с огромным успехом де-
монстрируется советский кинофильм «069-
рона Царицына».
товарищей Сталина и Ворошилова сопро-
вождается бурными аплодисментами  зри-
телей. За два дня фильм посмотрели около
3.000 человек.

Появление на экране

*
ТЕГЕРАН, 11 июля. (ТАСС). В одном

из крупнейших кинотеатров Тегерана со-

стоялея концерт лауреата Сталинской пое-
мии дважды орденоноеца Л. Орловой, испол-
нившей новые песни о великой отечествен-
ной войне советского народа против фалтиз
стов. Концерт прошел с большим успехом;

ной части Мозамбикского пролива, рас-
сматривается как мера, предпринятая ©
целью охраны чрезвычайно важного для

сопротивляютея оккупантам, чем при
нападения на Норвегию два года тому
назад. Это является результатом того, что
норвежцы на практике увидели, что та-
кое гитлеровский «новый порядок». Нем-

ным, где в течение круглого года, имеется
вадежная стоянка для судов.

Уничтожение немецких транспортов
в Балтийсном море

С тходом нашего флота в районы
Кронштадта и Аенинграда осенью 1941
тода, котда Финский залив и Балтийское
море начали замерзать, немцы решили, что
отныне они смогут свободно плавать на
Балтийском море и в Финском заливе.

Для того, чтобы сделать блокаду до-
статочно прочной, фапгиеты еще до ледо-
става набросали множество мин на всем
протяжении Финского залива. Всю зиму
они наносили бомбовые и артиллерийские
удары по стоянкам наших кораблей в
Кронштадте и Ленинграде. Шри этом
гитлеровцы потеряли не один десяток са-
молетов.

С началом весны противник принялся
разбрасывать матнитные мины на Фар-
ватерах вокруг Кронштадта. 0 масштабах
этой работы можно судить по потерям
немецкой авиации: наши зенитчики и
летчики сбили около 50 немецких само-
летов, разбрасывавших мины.

Й все-таки плавать на Балтике нем-
пам очень и очень трудно.

Только за последние два лня Советекое
Информбюро сообщило об уничтожении в

щением примерно в 70 тысяч тонн яв-
ляется для противника больной потерей.
Это означает, что, помимо самих кораблей,
на морское дно ушло около двух с поло-
виной тысяч вагонов вооружения, продо-
вольствия, боеприпасов.

Столь ощутительные удары балтийцев
заставили противника организовать целую
систему охраны своих баз на путях еле-
дования наших кораблей и ввести систему
конвоев — свои торговые корабли они вы-
нуждены охранять боевыми.

Флот противника оказался также вы-
нужденным привлечь к службе конвоев
большое количество специальных охран-
ных кораблей, содержание которых стоит
очень дорого. Немцам пришлось усилить
свои морские дозоры и на подходах к по-
бережью, тралить эти районы, вести
авиационную разведку в море и держать
на аэродромах бомбардировщики.

‚В таких трудных условиях приходится
действовать балтийским морякам. Если
еше учесть, что на Балтике только сей-
час кончаются белые ночи и почти вее
время светло, то станет понятным, что
советские моряки, действующие на комму-
никациях противника, — истинные герои.

Валтийском море 8 транепортов. Гибель
одних только транспортов общим водоизме-

Капитан 2-го ранга Е. ФЕДОРОВ.

цы окружены злобой и ненавиетью и
стали на путь, который никогда не при-
ведет их к пели. Гитлеровский «новый
порядок» означает для народов смерть.
Народы никогда не сдадутся, так как
даже побежденные продолжают борьбу».

*

ЛОНДОН, 11 июля. (ТАСС). Как пере-
дает Бельгийское телеграфное  атентство,
в угольных шахтах Отража (Бельгия) заба-
стовали шахтеры. Забастовка и волнения,
носившие антигерманокий характер, рас-
пространились и Ha угольные шахты
Тертра и Кареньона. ^ Германская полевая
жандармерия попыталась запугать рабо-
чих, начав поиски организаторов забастоз-
ки. Эти поиски, однако, закончились про-

валом.
*

CTORTOABM, 11 июля. (ТАСС). Швед-
ская газета «Афтонтиднинген» сообщает,
что гитлеровцы учинили зверскую распра-
ву над населением небольшого островка у
норвежского побережья, вблизи Бергена.
Все постройки на острове уничтожены, вое

мужчины заключены в концентрационный
лагерь, а женщины и дети увезены.

ЛОНДОН, 11 июля. (ТАСС). По соб-
щению малрасского корреспондента злент-
ства ‘ Рейтер, бывший премьер-министр
Мадраса Раджагопалачария решил выйти
из Индийского национального конгресса и’
из мадрасского законодательного собрания.
Это решение вызваню его намерением про-
должать в более свободных условиях кам-

_ Испанские суда помогают германским
подводным лодкам

НЬЮ-ЙОРК, 12 июля. (ТАСС).
передает корреспондент газеты «Чикаго
дейли ньюс» из Рио-де-Жанейро, бразиль-
ские власти перехватили ° радиограммы,
которые подтверждают недавние сообще-
ния 0 том, что испанские суда передают
важную информацию подводным — лодкам
держав оси, оперирующим в Атлантиче-
ском океане.

Корреспондент заявляет, что; вопреки
официальному  опровержению Испании,
`иснанский грузовой пароход «Монтес пар-

тель» 5 июля вызвая по радио испан-

Выход Раджагопалачария из Индийского
национального конгресса

Как  ский пароход «Буэна эсперанса»,

панию за достижение сотлашения между
Индийской мусульманской лигой и кон-
грессом, что обеспечило бы создание на-

Сегодня в театрах
и концертных залах
Москвы

12 июля Московский  храматический

ционального правительства. Корреспондент  тезтр им. Ленсовета в помещении филиала

добавляет, что Раджагопалачария и ет МХАТ вечером дает премьеру
‘ люди»
дисциплинарные ,
нашего города».
тра утренний спектакль посвящен воин-
ским частям — «Конек-горбунок»;
ром «Травиата». В ‘театре имени Стани-

сторонникам угрожают
меры воздействия со стороны конгресса.

т кото-
рый

«Русские
«Парень из
В филиале Большого теа-

утром — спектакль

вече-

славского и Немировича-Данченко днем
«Прекрасная Елена», вечером «Евгений
Онегин».

В «Эрмитаже» в эстрадном театре но-

2 дня тому назад вышел с острова   зая постановка «Поговорим 0 песне»; в

Тринидад. «Буэна эсперанса» не ответил. Зеркальном театре днем —— «Роз-Мари»,
Вместо него ответил испанский грузовой вечером — «На нашем берегу». В парке
пароход «Монт эсперанто» и передал ра-  ПЛА — большая эстрадная программа и

диограмму, полученную от

«Монтес партель» неизвестной  радио-

парохода   выступление Кето Джапаридзе.

В Большом зале Консерватории высту-

станции, позывные которой ЕАМ 2. В пает пианист Вл. Софроницкий: в Малом

радиограмме говорилось:
известий, привет.  Радист». Несколько
позднее. другая радиостанция © позывны-
ми ответила  пароходу «Монтес
партель».

«Мы не имеем  зале — квартет Бетховена. В Концертном

зале им. Чайковского — сцены из пьес
Шекспира и сцены и арии из опер. В
Колонном зале Дома Союзов — вечер
оперетты и эстрады.

Полосатая смерть

(Рассказ)

Бой был недолгий, но злобный. Немен-
кие автоматчики угнездились ^ на черла-
ках, в подпольях 136, в погребах. Не-
умолчный треск автоматов напоминал
грохот нескольких десятков клепальных
молотков, чеканящих заклепки на верфи.

В этот треск врывались разрывы Ha-
ших гранат, которыми мы забрасывали
немецкие берлоги. И, чем чаще грохали
транаты, тем слабее становился назой-
ливый, отвратительно щекочущий нервы
автоматный стрекот. Скоро он умолк Co-
всем. Рыжий, кислото-терпкий дым от гра-
нат плавал между избами,  выползая
струями из окон, из отдушин погребов.
С сухим порохом и скрипом разгоралась
тесовая крыша избы, подожженной гра-
натой, влетевшей на чердак.

Я в moi друг Вася Безенчук ползли
рядом по огородной ботве. Из чердачного
оконпа показалось черное от копоти и
крови, искаженное липо. Немец, одичало
выпучив глаза, корчилея в оконце, ста-
раясь протиснуться из пылающей мглы
чердака, которая становилась для него
могилой. Безенчук припал на колено и
вжал винтовку в плечо. Немец, уже про-
лезший в оконце по бедра, сразу сло-
мался пополам и повие вниз головой. Вы-
тянутые руки ето судорожно вздрогнули
и застыли.

— Нехай упокоиться, — хмуро провор-
yaa Безенчук на мой вопросительный
взгляд, — никто его не кликав по Ha-
шим горишам лазать.

Я промолчал. Возражать было нечего.
Немец полностью заработал кусочек свин-
ца, раскаленного, как ненависть Безенчука.

Краснофлотцы, подтащив к избе лест-
ницу, уже карабкались наверх с добы-
тыми где-то топорами, чтобы расташить,
тес и сбить отонь. В деревне стало тихо.
Пулеметы рокотали уже дальше к 3a-
палу, поливая отходящих немцев. Из-за
изб выскочил лейтенант Гаврилов. Юное
лицо его было опалено румянцем боевого
возбуждения. В руках он держал тро-
фейный автомат. Он КБрикнул:

— Взвод, ко мне!

Сбетаясь CO всех сторон, мы окружили

лейтенанта. Но собрался не весь третий
взвод. Девятерых мы оставили на под-
ступах к этой деревушке.

— Положение такое, — сказал лейте-
нант: — первый и второй взводы ведут
бой на западной окраине деревни и ока-
пываются. Ham взвод — в боевом резерве.
Приказано прочесать всю деревню из из-
бы в избу. Не исключено, что где-нибудь
зарылись немцы. Разбиться по-двое! Про-
смотреть каждый дом и двор. Ясно?

— Ясно, товарищ лейтенант, — от-
ветили мы.

Мы вернулись
прочесывание. Но
нашлось,

Окончив работу, мы вышли на проти-

к околице и начали

живых немцев He

вололожный край деревни, приставили наше
оружие к замшелой бревенчатой стене и
расселись на траве, задымив папиросками.

Я прислонилея спиной к закрытой
двери амбара и, закинув голову, смотрел
в синее сентябрьское небо, по которому
ползли перистые облачка, уходя на за-
пад, к морю. Я ни 0 чем не думал. Не-
обыкновенно тихий покой расплывалея в
теле, утомленном напряжением боя.

Й вдруг я вскочил, ощутив толчок в
спину. Вероятно, мое движение было та-
ким нервным и порывистым, что велел
за мной поднялись все, торопливо хватая
оружие. Защелкали затворы. Дверь вздра-
гивала от мелких толчков. Кто-то явно
пыталея открыть ее изнутри.

Отстранив меня, Безенчук решительно
взялея за деревянную ручку и рванул
дверь на себя. Десяток наших - штыков
сразу ощетинилея в распахнутый проем.

Там стояла женщина. Она смотрела на
нае странным взглядом синих распгирен-
ных глаз. Была молода, невелика ростом.
Ситцевая кофта в желтых фозочках бол-
талась клочьями на ее плотно  сбитом
корпусе деревенской молодухи. Крупные
загорелые руки были крепко притиснуты
к груди, придерживая полотняный  свер-

`белело.

дыиный, медленно блуждал по нашим фи- И внезапно она подняла труп девочки

гурам. Безенчук
стрый живчик дернул веко левого глаза
женщины. Сна шатнула на Безенчука и
рывком выбросила вперед прижатые к
телу руки. От этого резкого жеста полот-
но взметнулось и свисло к земле. Мы
увидели на руках тело девочки лет трех.
Линялая голубенькая распашонка  задра-
лась к подбородку. На голом  втянутом
животе налин кровяной сгусток.

Мы молча переглянулись. Острый х0-
лодок пошевелил наши волосы. Paccupa-
шивать было не нужно. Безенчук прибли-
зился к женщине и, осторожно касаясь
е плеча, очень приглушенно и ласково
сказал: P

— A де ж ваша хата, мамо? Ходимге.
Треба ж обмыты та поховаты дите.

Женщина уперлась взглядом в Безен-
чука и медленно отрицательно повела го-
ловой. Безенчук растерялся. Я видел, как
у него задрожали губы. —

— Она сошла © ума,
шепнул я.

Мы стояли растерянные, не зная, что
делать, что сказать этой окаменелой ма-
тери. Нужны были особенные слова, а У
нас их не находилось. И, пока мы их
искали, она заговорила сама. И голое ее
был похож на смутное бормотание воды,
льющейся ночью по камням оврага.

— Что вы стоите? Что смотрите? Они
убили ее, мою дочку... Убили! Что ж вы
смотрите? Догоните их! Выбейте из них
черные их души. Чего ж вы ждете? Чего?
Боитесь? Трусы!.. Трусы!

Голос ее был страшен тем, что в нем
не было ни боли, ни ярости, ни гнева.
Он был ровен и тускл. Он был мертв,
как ребенок на ее руках.

Челюсти Безенчука сжались, лицо по-
Он шатнулея, как от удара в
лицо. Отстунпив на Mar, оп выкрикнул,
будто ‘стараясь заглушить этот ‘неживой

понимаешь,

голос:

— Мам! Мамо, не треба так!.. Глянь-
те, скрозь лежать ваши злодий. Мы ж их
не щалилы, ни. Мы платимо, мамо, за

повторил вопрос. Бы-

на вытянутых руках кв прозрачному вы-
сокому небу.

— Пойдем!.. Я пойду с вами... Я по-
веду вас... я покажу, где они... дочка моя
увидит их. Мы убьем их... всех до од-
ного.

Мне стало холодно. Женщина явво ли-
шилась рассудка. Но Безенчука эти слова,
этот неживой, тоскливый голос бил в
серлце. Он весь дрожал и, ухватив. жен-
щину за поднятые руки, умолял:

— Шо х вы робите з нами, мамю? Не
кажить так, 60 неможно слухать. Волы
вы ще попрекнете мене, то я могу диеци-
плину нарушить... Я пойду бить тех зло-
диив без приказу... Заспокойтеся, мамо!

Я посмотрел на товарищей. Они етоя-
ли потупясь, в страшном напряжении, и
я думаю, что, бросься Безенчук в эту ми-
HYTY вперед, мы все помчались бы за
ним, не рассуждая, зачем и куда.

Но как-раз во-время появилея лейте-
нант Гаврилов. Его молодой ясный голос
вернул нам равновесие. Выполняя коман-
ху лейтенанта, мы двинулись к рубежу,
на котором вели бой наши взводы. В пе-
ребежках мы отлялывались назад. Жен-
щина продолжала недвижню стоять у aM-
бара © поднятым вверх трупом дочери,
как бы напоминая нам © мести и благо-
словляя на нее.

Мы во-время заполнили стык между
взводами. Из дальней рощи вырвались
два приземистых черных танка и, брызжа
огнем, помчались к дренажной канаве, за
валиком которой мы заняли огневую по-
зицию. За танками густым строем пова-
лила по болоту немецкая пехота.

— Чсихуют, — © кривой усмешкой
кинул мне сосед слева, ’ШЩепов, загоняя
обойму в винтовку.

Заливались наши пулеметы. Нал голо-
вами с ревом пронесся снаряд из нашего
тыла, и на пути головного немецкого тан-
ка встал черный столб дыма. Это ударила
по танкам наша батарея. Второй залп
накрыл танк. Ярков желтое пламя рвану-

‚ В эту минуту по линии пронеслась пе-
редача приказа:

— В контратаку!

И тогда рядом со мной приподнялся Бе-
зенчук. Он крикнул:

— Взвод! Слухай мою команду!.. Бра-
тики, покажемо галам, шо таке моряки с
Кронштадта... Прочь хворменки, шоб ду-
ше легше.

Й на наших глазах старшина Безенчук,
закинув руки назад, одним махом стянул
с себя форменку. Нас словно поднял нпо-
рыв ветра. Безмолвно мы сделали то же.
Вдоль канавы запестрели тельняшки. Бе-
зенчук с перекошенным лицом вспрыгнул
На валик.

— В атаку, братики! За матерей на-
ших, за жинок, за усе! Вперед!

Мы перемахнули валик одной волной,
без крика. у

Впереди меня широким волчьим махом
бежал Безенчук, с силой выбрасывая но-
ги. Громадным прыжком он догнал вис-
лозадого немпа и на бегу воткнул штык
в его спину. Я промчалея мимо него, ко-
гда он выпрастывал штык. Я догонял на-
меченного мной немца. И когда уже под-
нял винтовку для удара, меня ошело-
мляюще хлестнуло по левой стороне голо-
вы и кочки болота стремглав бросились
мне в лицо.

Я очнулся на перевязочном пункте. Го.
лова была плотно затянута бинтом, не-
ресекигим левый глаз. Я повернул голову
и, морщась от боли, увидел рядом с со-
бой Безенчука. Возле него на коленях
стояла сестра и бинтовала его вытянутую
ногу.

Встретив мой Взгляд, Безенчук Ухмыль-
нулся.

— Очкнувея? От-то добре!
— Как атака? — спросил я.
— Всяко було, — ответил он, отводя

глаза. — Пометилы мы им и за дите, и за
маты. Лежить ихнее падло, аж от самого

села до дибровы. Хай их жинки зараз

нольють сльозы, хай помучаться!
Сестра завязала кончик бинта и встала.

Цила! Так який же.тыл, колы вийна не
скинчена? Гайда, Витька, до роты! .

Мы пошли, один-—-качаясь от слабости,
другой—припалая на ногу, к боевой линии;
Навстречу нам из-за изб четверо наших
ребят конвоировали десятка полтора плен-
ных. Впереди, опустив голову, шел высо-
кий обер-лейтенант, без шапки. Ветер ше-
велил его белокурые волосы.

Безенчук остановился и полными нена-
висти глазами посмотрел на немца. Тот,
почувствовав упорный взгляд, вскинул го-
лову. Увидев Безенчука, он сразу сбился
¢ Mara и попятился. Все тело его выра-
зило испуг.

войные приветствовали нас друже-
скими усмешками,

— Здорово, инвалидная дивизия! —
крикнул второвзводник Сивцов. -— Ве-
вать идете?

— А т? — ответил Безенчук и, при-

щурясь на пленного, спросил: — Буды вы
гоните це падло?

— Куда надо, —— ответил Сивцов.—а-
гнали мы на них страху. Вот этот ca-
MBIH, —— он ткнул штыком на офицера, —
как мы его брали, забилея в воронку
баликой. Олна корма кверху торчала. Как
кролик трясся. Капитан ero допрашивать
стал, а он только челюстью клацает. A
потом бормочет чего-то. Капитан нам рас-
сказал, что он все нас полосатой смертью
обзывал. Тельняшки наши, значит, ему
не пришлиеь.

Безенчук разглядывал немца и медлен-
но выжал сквозь зубы:

— Нолосата?.. Эх, лихо, що вин по-
нашему не тямить, а то казав бы я ему,
що воны ще всяку смерть у нас поба-
чуть... Й полосату, и в крапочках, и саму
ию ни есть собачую... Геть ты, катюга!

По голосу Безенчука немен, хоть и He
понимая слов, почувствовал смертельное
презрение старшины. Он еще больше по-
нурилея и отвернулея. Группа залматала
дальше. Безенчук долго смотрел на суту-
TY спину немца, пока она не скрылась
за изоами, и с обтервенением

ток с пятнами побурелой крови.
— Хто такая, гражданка? = сурово
спросил Безенчук. но отвел назад штык.
Женщина молчала. Взгляд ее, пустой и

ваше дите ихней смертью... Мы

2 наших
жизней не жалкуемо, мамо, шоб не було

бильш народу муки от калюг... за що ж
вы лаете нае, мамо?

Женщина слушала Безенчука, не шеве-
Gach, HO сводя с него угрюмых глаз.

лось из всех его шелей. Он завертелея на
месте и осел на бок.

Но второй несся вперед, и за ним, воя
 и стреляя, бежали немцы.
Вдоль валика полз

цев сочилаеь кровь.

— НУ, и вее! Сейчас отправим вас, то- ыы
варищи, в тыл.

Безенчук иронически окосилея на нее

траву.
Борис ЛАВРЕНЕВ,

лейтенант Tap-
рилов. Он`зажимал рукой рот. Между паль-

и поднялся.
— У тыл?

— сиросил он насмешли-
во. — От-то поважилы, сестриця. Тылько

ит ит есче NE TS
РЕДАНЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Издатель: ПРЕЗИДИУМ

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6, Пушкинская площадь, 5. Телефоны отделов редакции: Секретариат — К 4-22-44; Тыла — K 1-42-86; @pouta — К 4-12-37; Иност
Художественного — К 5-36-53; Издательство — К 4-74-54; Прием об’явлений в Москве — К 5-14-38; в Ленинграде — 36-78.

—

527521.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова-Степа

Br НО at Од И
нова, Пушкинская площадь, 5. № о ==

нас там и не було... Костка у мене цила? ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР,

ранного — К 4-81-54, Сельского хозяйства-К 5-16-17; Писем — К 4-78-67;