es

Pe Pr BR ELS ee ee ee —

ad

а го
сла!

Oren

Bay

песне
TCR 0!
НОВ.

y3a BO:
T KO
MBI,

her Та
py
олка
однк
хо?

и. М

2TCKO
ают

СУББОТА, 1 ЯНВАРЯ 1944 +. 3 1-8303)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ

Наступление войск
1-го Украинского фронта.

Войска 1-го Украинского фронта

‘успешно развивают наступление. Они ло-

мают сопротивление противника и. на-
нося ему тяжёлый урон. с боями пр-
двигаются вперёд. Сегодня в результате
смелого маневра освобождён от врага 06-
ластной центр Украины, важный желез-

-нодоровный узел Житомир. В боях 3a

SRETOMEP немецкие войска. понесли
серьёзное поражение.

Германское командование стремилось
. удержать Житомир любой ценой. Оно

подбросило сюдз резервные части, в точ
числе танковую дивизию. Непрерывными
контратаками немцы пытались  остано-
вить натиск Ерасной Армии. Когда вы-
яснилось, что полтянутых сюда резервов
недостатечно, немцы вновь значительно
усилили свою группировку. оборонявшую
Жнтомир. Охну за pyro гитлеровцы
предпринимали ожесточённые . контратаки
силами пехоты и танков. Эти контратаки

остались безуспешными.

Наступающие

сколько сильно
пунктов гитлеровцев.

Германское командование  отчает себе
отчёт в том, какие последствия несёт для

него прорыв войск 1-го Укражнекого
фронта. Шочуяв  упрозу своим важных
коммуникациям, неприятель прилагает

все усилия к тому, чтобы замедлить тем-
пы наступления Красной Армии. Немцы с0-
средоточили здесь значительное количество
танковых и пехотных частей, много ap
тиллерчи. Они цепляютея за каждую
складку местности, превращают кзждое
строение в опорный пункт. Соллатам пои-
хазано держаться до последнеге. Повеюлу
немцы
силе и технике. По дорогам нашего на-

ступления валяются сотни трупов немец- ”

EHX солдат и офицеров. Повсюду Brin
полбитые и сожженные ‘вражеские танки
В олной только деревне после боя былс
подечитано свыше 600 трупов немепких
солдат.

терпят жестокий урон в живой

укреплённых опорных у

„На Новий Рак!“

Узежний год будет велно вспоминать
краина, как год великих битв за её оев-

бождение. Первые дни его были днями не- -

чали и скорби: наглая нога чужезезмного за-
хвалчика попирала нашу святыню,
нашу землю, и плач матерей горыкой ре-
кою лилоя среди ныних зеленовурых рав-
вин. Но удар за ударом наносила нена-
вистному врагу Армия-Оевобозитеньяеитеь,
днём и ночью не хавали ему пюжея схавные
партизаны, THOM и ночью ковах оружные
для победы советский народ, — и в гроше.
славы встречает 1944-й гол светоносная
Москва, и свободными видят его зарю наш
hues uw нал Харькав, Полтава и Чернятов,
поля и леса, сёла и заводы оевобожяённых
земель Советской Украины.
Страшные следы разрушения оставиш по
себе проклятый фашистчнемеп. Много ы
боты, много испытаний вперехи, — BO ned
TOTO, чтобы снова всеми пветами радуни
засверкала жизнь нашей «траны, налет
народа. Восстановить  разручпенное, вю-

неумолимо теснили немцев. прижимая их. Наступление нантих войск продолжается
непосредственно к городу.   Под ударами Крагной Армии немцы вы-

Улар наших частей создал угрозу ты- нужаены отступать. Пз всему фронту про-
левым коммуникациям вражеской груп- РЫва движутся вперёд наши победонос-
тировки. Одновременно наши войска пред-  НЫе Войска. Характерное в наступлении

строить незывалое — вот какова задала,
  поставленная перех нами.  Исполинский
труд предстоит нам, но этот труд будет и
величайнгим праздником. ой

Разрушенные дома и заволы. людей с]

приняли смелый фланговый маневр. Они
обогнули Житомир, охватив его полуколь-
цом. Белед за тем началась решительная
атака, и в результате ожесточённых боёв
город был освобождён от немецких захват-
=
чиков. Враг отброшен за железную дорогу
Nee Штурмом взято не-
%

Великий канун

Ранний девабоьский вечер. В мгди-
стой дали сверкнул красный отонёк, не-

назпих войск
  танковых,

иэмученньыми лицами, с тлазами, в вото-
рых отразилась неизреченная печаль, ви-
дел я на ролной своей Укралане. Нет mpere-
Яа народному гневу, гнев жаждет утоления,
АЕ. и час утоления близок.
А. А , Двенадцать унаров на Кремлёвской jam

спец. корреспондент «Известий».   ne poszemawr наступление Нового Года,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 31 декабря.  Нового Счастья. Я вономинаю, как в на-
: тих милых сёлах, ласково покрытых бело-
яазурным бверкающим снегом, от хаты к
хате ходили пветуне юнонти и девушки,
осыпали хозяев крупным золотым зерном,
приговаривая: «На щастя, на здоров я, на
толосов врывается знакомый неназистный Новий Рик! Роди, боже, жито, итеницю
гул. Разрыв снаряда... Женщина в мехо- 1 всяку патнипю!» — Милые юноши ‘и де-

четкое взаимодействие
пехотных и apraaiepuiiox ns
частей, ~ исключительная

войск, широкое применение
щего маневра.

подвижность
охватываю-

CROIBRO автомобилей по сигналу остано-  вой шубке упала наземь... Тела, исковер- ВУки моей страны! Многих из вас .заму-
вились нз перекрестке. Среди них пяти-  канные осколкзми неменких снарядов... Чили презренные захватчики, многих утна-
тонка, заставленная ящиками. Большие   Снова пролилась кровь на улицах Ленин- ли в немецкую землю, в тяжкую неволю...
мохнатые ёлки лежат на ящиках. Это—   града... Но в сиянии побед идёт на врага неисчис-
подарки бойцов  ленинградским детям. Немцы и финны теперь уже начинают лимое наше воинство, юноши и девушки,
Гле-нибудь в детском саду, или в шко- понимать, что их положение под Ленингра- взявшие в руки светлое оружие освобож-
Ze, или просто в тихой ленинградской   дом безнадёжно. Тем большей становится   ления, и вступают они в родные пределы,
квартире будет стоять эта ёлка в ново-  их звериная неслыханная жестокость. и звонко говорят на отцовском пороге
тоднюю ночь, увешанная игрушками, Тот, вто видел изуродованные трупы хде-  «На macta, на злоров’я, на Новий Рик!»
освешённая мерцающим светом тонких   тей на улицах Ленинграда, тот, кто слы-  Праздник Нового Гола вбепла был празд-
свечей, и на самой верхушке ёлки, под  шах предсмертный крик женщин, сражён-  ником дружбы, праздником надежды. Напа
_врасной звездой, — портрет отца, при-  ных осколками снарядов. тот, кто видел! дружба, наше братство крепки ныне, как’!
сланный с фронта. слёзы искалеченных стариков, тот, кто слы-   никогда. Никому не разнять нааних епле-
Многое испытали за время войны ле-  шал свист снарядов над старинными двор- тённых в горячем пожатии рук. От азиат-
`нинградские дети... В бессонные ночи в  цами, — никогда не сможет спокойно слы- ских счепей до карпатских буковых лесов
землянках, окопах переднего края часто   шать самого имени «немец». Немен-душе-  перетивается вожна нашей дружбы, натего
говорят 06 этом бойцы. Делегаты, приез-  губ, немец-убийца, и нам, ленинтрайцам,   единства. Советский народ в тесном союзе

жзющие с фронта, встречаются с детьми,
посещают детские ‘дома. часто после Ta-

больше, чем кому бы то ни было, довелось с передовыми народами мира’ нееёт осво-
испытать, что значит бессильная ярость  бождение всему миру. Салюты, гремящие в

EOH встречи подают заявления воинской   врага.
`частй — называют имя, фамилию ре-

’ бёнка. круглого сироты, родители кото-

Москве, ликующим эхом отзываются всю-

Много свидетельств звериной жестокости лу, гле бьются честные человеческие серя-
немнев сохраняют ленинградцы. Среди MHO- ца. Дружба, етинство, лучезарная даль

Того погибли в хня Отечественной войны гих других коллекций найдёт своё место на  грядущего!

на бронте и в Ленинграде. Этого ребёнка   суде и та, котерую собрал врач Виноградов.
они отныне хотят усыновять, — воспи-  Четверть века тому назад на полях про-
тать, подготовить к будущей самостоя-  шлой войны с немцами Виноградов собрал
тельной жизни. Усыновлённым выдают! коллекцию осколков, извлечённых из тел
аттестат, о них заботятся, — такие де-  воинов. которым он оказывал медицинскую
ти подрастают. не зная горечи сиротства,   помощь. Он сохранил эту коллекцию. До-
они чувствуют —— будут чувствовать всю   ска с осколками висит на стене в. его рабо-
жизнь — тёплую направляющую, забот-  чем кабинете. Но за время осалы Ленингра-

лизую руку приёмного отца...

0 ленинтгражеких детях можно раеска-
еать много, — 6 их мужестве, которому
позазидуют иные взрослые люди. Их вы-

чового хафажтера,  складывающегося
ваши боевые, суровые ани.

Нелавно в Ленингралжское отделение Co-

да рядом с этой коллекцией появилась но-
зая, в несколько раз превосходящая старое
собрание хирурга. Это осколки, извлечён-
ные Виноградовым из тел ленинградских

ха кареты скорой помощи привозили в боль-

Юза советских писателей пришло письма! ржавеющего металла. За каждым таким 0б-
вт левочки-школьницы, отна которой уби-, ломком — кровь, неслыханное человече-  в русским и белоруссам, грузинам и евреям,

очевидно,

ское страдание... Вот маленький осколок,

Харькове, в изуротованном Киеве видел я
пробуждениедновой жизни: закипала рабо-
та, огнём забытой ратости зажиталиеь гла-
за, детишки снешили в Школу, газета и
книга на родном языке говорили всем о ве-
ликих лелах нантих братьев и сыновей, за-
водекой гулок в утренней тинитне призы-
вал к священному труду... А там, дальше,
гремели бои, выбивала Красная Рать лю-

того врага из наапих городов и деревень,

:
держа, их упорство, — все это черты  детей, женщии, стариков и подростков, ко-! ГНала его прочь с нашеи плохоносной

в торых после варварского артобстрела горо-  Земли.

`Бои продолжаются. Враг не сдаётся. On

ницу. Страшно смотреть на эти обломки будет уничтожен. В этой надежде, в этой

вере’ встречаем мы Новый Год. и ко всем—

армянам и азббайлжанцам, таджикам и

_ и зккурално звыведенными Ha странице,

< ростой, овеянной

-_ ветрзэчаем мы Новый год в непосредствен-

„вый год в городе, занесенном снегом, гэ-

‚ рах. Сколько пережито с тех пор! Сколько

- орудийного -выстрела. Дула вражеских ору-

. детельство дьявольской жестокости немец-
“EEX и финских злодеев, стоящих на под-

- НОГОлоСину молодых весёлых человеческих

`зательству горькозвчане дали

ли на фронте. Эта девочка,
знает немногих писателей, и,
случае не выделяя никого из литератур-

во всяком   извлечённый из черепа... Вот большой ку- узбекам, башкирам и татарам, ко всем на-
сок металла, разворотнвший грудную клет- родам Советской Семьи обращаем нате сер-

кой среды, она обращается с просьбой к ку. проходящего‘ но ленинградской ‘улице! дечное украинское: «На`щастя, на здоров’я,

олному из находящихся в Ленинграде по-   ребёнка...

этов. «Дорогой дяденька». — начинает   Her прощения немцам-душегубам, совер-
“oma письмо. У девочки на  франте   пеивигим эти преступные убийства.

убили отца. Ей хочется прославить ero! Но как ни зверствуют немцы и фивны,
подвиг, сложить стихотворение в его па- им не удается нарушить жизни Ленинграда.
мать, чтобы вечно жила слава о’ боевых Напряжённой и полной жизнью живёт
давшего ей жизнь и великий город. Сотни тысяч человеческих

делах человека, BR
‘теройеки погибшего в боях за счастье! воль, об единённых в едином порыве, про-
отечества. Сама писать стихи она не должают славное дело созидания и в эти

в ней мысль, грозные дни. Изо дня в день ведётся в му-
зее города дневник Ленинграда. Одна исто-
рия этото дневника могла бы составить со-
держание чудесной, волнующей повести.
Дневник Ленинграда вёлся в самые труд-

учеет, и вот рождается
выстраданная в часы, когда она узнала
© смерти отца. Она просит «дяденьку из
Союза писателей» нзлтисать стихи о погиб-

тем отце, послать их ей.

Как волнует каждая строчка этЭ-  ные дни осады. Люди, изо дня в день вно-
го простого, трогательного . нисьма. За сившие в него свои записи, запечатлевали
этими скупыми строками, старательно  мельчайнтие детали из жизни города, пре-

красно понимая, что потомство будет це-
вырванной из ученической тетради, BeTa- нить записи новых летописцев, что не раз
ат кусок нашей жизни, величественной,   обратятся к ним историки, романисты и
огненным дыханием поэты, воскрешая образы наших героиче-
ских дней.

Дневник Ленинтрада! Сколько былей на-
пгих дней сохранит он для будущего! de-
нинград — город культуры и технического
прогресса. Во всех областях науки, техни-
ки и искусства Ленинград сказал своё сло-
во. В самые трудные дни блокады ни на
минуту не прерывали ленинградцы свозго
созидательного труда.

Враг под городом! Немецкие и финские
злодеи всё ещё стоят у стен Ленинграда.
И нет у ленинграднев самоуспокоенности.

великой эпохи. ана

История не знает второго примера та-
кой длительной осады великого города,
какую испытал Ленинград. В третий раз

ной близости оф огневых позиций врага.
31 текабря 1941 года мы встречали Но-

лодные, в холодных, нетопленных кварти-

полвигов совершено простыми русскими
люльми, хранящими свой любимый город!

Третий год мы живём на. расстояния
в наши сердца. В мести, жестокой расправе
с врагом готовы защитники великого го-
рода.

Ленинград приступает уже сейчас к вос-
становлению того, что разрушили немепко-
финские злодеи. Город-богатырь,  город-
твардеец залечит свои раны, станет
более величественным и прекрасным, чем

лий, направленных на Лэнинград, — сви-

ступах к великому городу. С варвареки
холодной жестокостью ведут немцы и фин-
ны огонь по Ленинграду. Ho Ленинград
_ живёт своей обычной трудовой напряжен-
< Вой жизнью. Мчатся по проспзктам авто,
бегу? трамваи, шумно и весело на люд-
ных перекрёетках. Дети. играют в снежки.
- Радио передаёт симфонический концерт.
Вдруг в торжественное, плавное звучание
музыкальной мелодии, в городской шум,
звон трамвазв, гудки автомобилей, в раз-

ной победы. Близок час возмездия, час
полного разгрома людоедских неменко-фин-
ских орд. Великий канун наступил!

В. САЯНОВ.

ЛЕНИНГРАД, 31 декабря. (По
графу)-

теле-

Горьковчане встречают Новый год

ГОРЬКИЙ, 31 декабря. (По телеф. от соб.
корр.). На площадях горят ёлки. На ули-
цах, несмотря на затемнение, толпы народа.
Горьковчане встречают Новый год. Встре-
чают они его с неплохими успехами. Вся
промышленность города досрочно выполни-
ла годовой план. По социалистическому обя-
сверх плана

На конвейер уже подана 500-я автомашина,
которой заканчивается сверхплановый счёт
автозаводцев.

Сегодня, в новогоднюю ночь, стаханов-

ди завода—сталевар-рекордсмен Бронников,

стер-ремонтник Ибрагимов.

И Е Нери, Закончив досрочно декабрьский и головой

На автозаводе имени Молотова стаханозв-
цы заканчивают выпуск автомобилей, кото-
рые коллектив обязался выпустить сверх

_плана в ответ на доклад тозариша Сталина.  цехах уже создан необходимый задел.

Неотомщённая кровь ленинградцев стучит

ещё

был ло войны. Близится час нашей пол-

знатные кузнецы Куратов, Кардашин, мМа- ки. Они получат мандарины, конфеты, пе-

планы, автозаводцы стремятся с первого дня ков устраиваются новогодние
Нового года работать точно по графику. В  многодетных семей военнослужащих устраи-

В разрушенной Шозтаве, в a

на Новий Рик!»
Максим РЫЛЬСКИИ.

——O—-—
Повторим тост

Январь. Покрыта Волга льдом,

Снежок летит на землю плавно...

Давай, товарищ мой, пройдём

От Волги до Днепровских плавней...

На берегу у круч Днепра

Мы постоим с тобой в молчаньи;
Здесь бой гремел ещё вчера

И степь лежала пол лучами
Прожекторов, в дыму, в огне,
Вздымались к небу глыбы почвы...

Теперь ты ‘слышишь в стороне
Колёсный скрип районной почты,

Далёкий путь лежит письма
От Сталинграда к Радомышлю...
Опять снега. Опять зима, —
И стынут под ветрами вишни.

И этот путь, что в год прошли,
Письмо проходит в две недели;
Лежат под снегом рубежи
Жестокой огненной купели,

Прошёл, прошёл великий год, 4
И за Днепром в степи сегодня

Ты вспомни, друг, приволжский дзот

И вьюжный вечер новогодний.

Среди ветров и зимней тьмы,
Бойцы одной гвардейской части,
Лишь одного желали мы —
Военного друг другу счастья.

И это счастье к нам пришло,
Как свет, как высшая награда;
Свидетелем тому — село,

Что ждет письмо из Сталинграда.

И в этот год под блеском звёзд,
Повторим тост, прекрасный тост, —
Военного Отчизне счастья!

Анатолий СОФРОНОВ.
А: \

Новогодние подарки детям
фронтовиков

Исполкомы районных Советов о
выделили 25 тысяч новогодних подарков
‘детям фронтовиков. Комиссии содействия

скую вахту на автозаводе несут лучшие лю- семьям военнослужащих при домоуправле-   что

‘ниях начали выдавать ребятам эти подар-,
ченье, орехи и сухие фрукты.

В каждом районе для детей фронтови-
ёлки. Для

ваются ёлки на дому.

Fe ene an
TO

ТРУДЯЩИХСЯ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ ‚ АРМИЯ. Автоматчики продвигаются вперёд,

=

ee

вслед за наступающими танками.
Фото специального военного корреспондента «Известий» С. Гурарий.

Во имя жизни

Танки сделали своё дело. Поддерживая
продвижение пехоты огнём своих пушек и
пулемётов, пробивая бреши во вражеской
обороне, преследуя по пятам, давя и рас-
стреливая отступающих немцев, они шли
вперёд, не останавливаяеь.

Погода менялась несколько раз за день.
Ночью лил дождь, на рассвете он неожи-
данно перешёл в обильный снегопад.
Утром долго не рассеивался туман. Позже
сквозь низко нависшие облака. пробилось
солнце и поднялся сильный ветер-

Чумазые, перепачканные копотью тан-
кисты ‘с наслаждением разминали затёк-
шие от долгого сидения в машинах ноги,
жадно вдыхали свежий воздух, курили,
дивились калейдоскопической смене пого-
ды. Почти все они пришли в армию не-
давно, так что Даже самый старший из
них майор Андрей Спиридонович Сойчен-
ков, знакомя новичков ¢ боевыми дейет-
виями полка, начинал ‘беседу фразой:

— Мы не знали горести отступления.

Их полк только-что отметил годовщину
своего существования. Это был год. насту-
пления, бойцы и офицеры полка начали
его сокрупгительным ударом но немецким
войскам и`заканчивали в победоноеных
сражениях.

Пядь за пядью наслаивались за ними
километры боевого пути. Теперь они
исчисляли эти освобождённые ими кило-
метры советской земли сотнями. В пылу
боя они видели сквозь смотровые щели
танков отдельные предметы на местности
и эти предметы — деревья, домики 06-
ходчиков на железнодорожных путях, ку-
пола церквей, степные курганы у дорог—
служили им ориентирами, были об’ектами
борьбы, отмечали границы > - небольших
плацдармов действий на какой-то очень

короткий, определённый приказом коман-

дира ерок, в который им надлежало 00-
рунгить на врага сталь и свинец, вею тя-
жесть ‘и весь огонь своих громыхающих
крепостей.

В бою им некогда было думать о жиз-
ни, что цвела некогда на этих клочках
земли, с которых надо

изгнать захватчиков. Но бывало

часто

Так, что, выйдя из боя на отдых, они по-,

падали в эти же места, и тотда, склады-
ваясь, как в мозаике, из знакомых, приме-
ченных ещё в бою, отдельных предметов,
перед ними возникали станицы, города,
целые районы, широкие, полные красок и
движения картины жизни освобождённого
края. Возвратившись на родные пепелища,
жители смотрели на бойцов, как на сво-
их избавителей. Но бойцы мало расоказыва-
ли 0 себе, о трудах и жертвах войны, це-
ной которых были воскрешены к жизни
эти города и станицы,”а, рассказывая, го-
ворили, что действовали обыкновенно, как
велят солдатский долг и командирский
приказ. «Вот тут заняли исходную пози-
цию. Так вот двигались, на том вон месте
раздавили вражескую пушку с расчётом».
Для ясности приводили в рассказе услов-
ные наименования высот и рощи, все эти
«Сапожки», «Подковы»,  «Сахарные го-
ловки», и искренне удивлялиеь, когда
узнавали, что собеседники, местные люди,
и не слыхивали о ’существовании рощи и
высот с тавими именами. Танкисты охот-
но отдавали минуты отдыха, чтобы по-
мочь жителям по хозяйству. Они научи-
лись читать в сердцах людей, восстана-
вливавших эти разоренные врагом земли.
Они не знали горести отступления, но им
бышо ведомо и понятно народное горе н
скорбь людей, обездоленных врагом, ли-
пившихся крова, потерявших своях близ-
КИХ.

После таких встреч они вновь шли в
бой — спокойные, без робости, как люди,

стереть, выжечь, ‚

приобщившиеся к высшей правде и кра-
соте жизни, шли в бой против врагов’
жизни, предающих поруганию самое до-
‘рогое и святое в человеке. И подвиг их,
соверитаемый без рисовки, был величест-
венен в солдатекой, суровой простоте и за-
  конченности.

Они рвались вперёд, преисполненные
сознания почётности выпавшей на них до-
лю задачи. Ни один из них не родился и не
жил на этой земле, которую им предстояло
отвоевать, но с нею в их представлении

связывались яркие, ароматные, тбилые
образы. Бездорожье, вызванное  киелой’
здешней зимой, отчаянные контратаки

немцев — всё это не страшило их. Они co-
вершали ночные марши, обрупивалиеь на
врага там, где он меньпте веего этого ожи-
дал. 1

Однажды произошёл такой случай. У
танкистов перед атакой было в запасе ча-
са два времени. Старший лейтенант Бо-
  лотников, командир группы танков боевой
разведки полка, спустился с несколькими
бойцами в каменоломню возле населённого
пункта, занятого немцами. То, что он уви-
дел там,  взволновало даже его, привык-
  его к самым ужасным видениям войны.
  Пробравигиеь в подземелье через узкий, за-
‘валенный взрывом проход, он заметил при
свете электрического фонаря ржавые же-
  хезные койки и нагие, пелуистлевшие тру-
пы. Он пошёл Дальше, угадывая близкое
  присутствие живых существ. Луч фонаря
на какой-то холм грязно-бурюй
шерсти, сваленной в углу. Холм неровно
 подымалея, точно дышах. Болотников по-
дошёл ближе. Это была корова. Прижав-
  шись к еб тбилому ребристому боку, ле-
 жала на земле женщина. Ослеплённая
  светом, она поднялась, и Болотников по-
‘нял, что она голодна. Он приказал бойцу

упал

‘принести хлеба.
  —_ Хлеб. — произнесла женщина, гля-
‘дя на офицера во вое глаза. — А вы кто
  будете? у ь
i Болотников назвал себя. Тогда со. всех
‘сторон Е ним потянулись какие-то тени
  каменоломнях, чтобы избежать угона °5
‘с собой сюда всё, что могли, даже коров,
связывая им ноги, чтобы протащить через
невысокую входную дверь. Они расеказы-
вали, что в 1941 году сюда забились на-
ши раненые. Они заминировали входы в
свой подземный госпиталь, чтобы немцы
не могли пронивнуть в него, и предпочли
 умереть с голоду, чем даться врагу в
руки. `

Танкисты молча стояли, обнажив голо-
вы над прахом безымянных героев, но-
тряебнные несгибаемой волей и гордым
духом русских людей. Женщина, которой
Болотников предложил хлеб, тронула его
за руку. Болотников вышел из опепене-
ния. Он вспомнил, что сейчас утро. Он
поспепгил к танкам. Несколько обитателей
подземелья вышли следом за ним. На во-
стоке занималось солнце. Леса впереди
были подёрнуты розовой дымкой, \ воздух
был наполнен гудением моторов. В глазах
женщин, вышедших к танкам, стояли слё-
зы. Й столько в этих глазах было страла-
ния, немой мольбы и надежды, что Бо-
лотников не выдержал, обнял за плечи
стоявшую ближе к нему маленькую, сжав-
шуюся под своей чёрной шалью женщину,
повернул её лицом к её страшному  вре-
менному жилью и сказал:

— Ну, иди же, мамаша, иди, не стой!

Раздалась команда, и танкисты в мгно-
вение ока исчезли в отверстиях люков, и
три танка боевой разведки качнулись и
двинулись вперёд. А за ними, соблюдая
‘между собой положенные интервалы, дви-

людей. Это были жители, скрывавииеся в.

немецкое рабство и расправы. Они взяли!

нулась вся колонна. Пехота заполнила эти
интервалы. Артиллерия уже била по пе-
реднему краю немецкой обороны. Немцы
отвечали. Разгорался бой.

Майор Сойченков шёл во втором эшело-=
не танков на своём подвижном командном

пункте. Номер его Машины — 518— вид-
нелся то там, то здесь. с каждой сколько-
нибудь приметной высотки, с которой

можно было наблюдать за ходом боя. Но
танков - разведчиков Болотникова уже
не видно было. Они ушли далеко вперёх,
нарочито привлекая на себя огонь немец
ких пушек и пулемётов. Радиосвязь . дей=
ствовала отлично и в наушниках то и де
ло звучал энергичный и уверенный басок
«Белки», как именовался позывной Болот=
HAROBA. * i

— Жрорвали ‘первый рубеж. Немцы бе=
тут. Дави их!

— Прошёл второй рубеж, подбил само-
холную пушку слева от отдельного белого
  домика.

Сойченков удовлетворённо крякал, слу-=
шая эти короткие сообщения молодого офи-
цера. И вдруг Болотников перестал -отв-
  чать. Напрасно Андрей Спиридонович в...-
 зывал в эфир:

— «Белка»,
чить?

Где-то на пути от белого Домика к оче-
 редному ориентиру — группе деревьев —
 отдал Болотников свою жизнь. Водитель
вывел танк с телом Болотникова и долэ-
жил, что боевой приказ, данный разведке,
выполнен. Всюду, где она прошла, ужа
тействовали танки и тварлейцы полковника
Александрова.

Танки утюжили траншеи немцев, кося
их с флангов длинными пулемётными 0че-
  редями. Машину лейтенанта Рубана нем-
цы подбили. В разгар боя она загорелась.
Экипаж вышел из неё, спяв пулемёты и
личное оружие. Выбитые из.траншен нем-

«Белка», почему  мол-

пы перешли В контратаку, был убит
командир стрелковой роты. Создалось на-
пряжаниее положение. Рубан  об`единих

танкистов и пехотинцев под своих коман=
дованием. Немцы снова откатились. Их
настиг танк младигего лейтенанта Фбдора
\Шанникова и, не давая им залечь и опо-
мниться, ворвался в их рады. Разгорячён-
ный уснехом, Шанников выскочил из тан-
ка и заставил восьмерых. гитлеровезнх
солдат и офицеров сложить оружие. Пере-
дав пленных подоспевшим пехотинцам, он
продолжал свой путь. Он не имел права
поступать так, то-есть рисковать своей
жизнью ради какой-то ‘восьмёрки pues.
 И майор принялся было отчитывать. его,
котда танки сделали свое лело и вышли из
боя. Маленький, юный Шанников, всего
несколько дней назад окончивший военное
училище, стоял перед огромным птироко-
грудым майором и в десятый раз, конфу-
зяеь, принималея рассказывать, как дело
было.

— Иду я и смотрю-— немцы остались.

Разве, думаю, можно немцу оставаться
тут...
Крепкие слова, готовые было сорваться
с языка майора, застряли у него в горле.
Сойченков отвернулся и махнул в при-
творном отчаянии рукой.

— Ну, ладно, ладно, идите отдыхать,
лейтенант. Мы с вами позже погово-
рим на тему, что можно и что нельзя.

Говоря так, он знал, что не вернётся в
этой теме, ибо, действительно, разве мож-
но немцам оставаться на советской земае,
во имя ‘которой наши бойцы идут на
смертный бой и выносят на своих плечах
тяжкий труд войны... ;

П. БЕЛЯВСКИЙ,
спен. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Год Танкограда

Для коллектива трижды  орденоносного  нием. Новый об’ект был освоен за 56 дней, ревнования. Подлинно везнародное стаха-

1943 год был годом

Кировского завода

напряжённого творческого труда.

План Г квартала завод выполнил с
превышением. Не прекращая серийного
производства основных видов продукции,
кировцы за год освоили несколько типов
боевых изделий. По сравнанию с 1942. то-
дом 00 6м  производетва за год возрос в
полтора раза.

Главная черта, характеризующая работу
танкового гиганта в 1943 году, — это то,
мы научились подлинно военными
темпами осваивать и запускать в серий-
ное производство новые виды боевой тех-
ники, необходимой Красной Армии‘ для
полного разгрома врата.
`При освоэняи одного важного

нам были даны жёсткие сроки. Однако

в то время как по обычной мерке на та-
кую работу требуется 5—6 месяцев.
Смелое массовое внздрение  поточной
технологии, работа по суточному графику
BO всех основных, заготовительных и
вспомогательных цехах, применение ко-
килЬного литья и электрозакалки, много-
станочноге обслуживания повышают куль-
туру производетва, в значительной мере
решают проблему кадров. Например, пере-
вод на поток одного из участков в цехе
МХ-3  высвободил 30 цроц. рабочих.
Электрозакалка сэкономила за год 25 млн.
рублей, кокильная отливка дала экономию
11 млн. рублей, позволила увеличить вы-
пуск литья на 48упроцентов при меньшем

об’екта! На 25 проц. количестве рабочих.

1943 тод был для кировцев- годом не-

кировцы досрочно- справились с- этим .зада-   бЫвалого развития социалистического с9-

новское движение увлекло ‘за собой тыся-
чи людей. По сравнению с прошлым годом
количество многостаночников возросло на
заводе Ha 87 проц., стахановцев — на
25 проц. Предолжительное время кировпы
держат в своих руках два Знамения Тосудар-
ственного Комитета Обороны.

В новом, 1944 году кировпы отдают
626е ясный отчёт в том, что перед ними
стоят новые, ешё более важные задачи
огромного военного значения. Эти задачи
вполне по плечу кировпам, не раз пока-
зывавшим пример того, как надо выпол-
нять задания Государственного Комитета
Обороны и лично товарища Статина.

С. Н. МАХОНИН,
главный инженер Кировского завода.