As

Н*

ia

ies

pti

4-

и
aaa
— He

чл

ЧЕТВЕРГ, 6 ЯНВАРЯ 1944 г. № 5 (8307)

Бои за Бердичев

Уного дней продолжалась битва за Бер-  мецкие танки на близкое расстояние и
ХДичев, крупный железнодорожный узел, расстреливавших их чуть ли не в упор.
мощный опорный пункт немцев на Юго- Отбивая немецкие контратаки, наши
Западном направлении. В%и за Берличев войска, наступавшие со стороны Базз-
проходили с исключительным — Упор- тина, перерезали железную дорогу. Эте’
ством и напряжением. Германское   привело Е тому, что немцы, оборонявшие
командование отдавало себе отчет в том,   непосредственно город, оказались под уг-
какое значение имеет для него удержание розой флангового удара. Враг, почуяв опас-.
Берличева, пункта, где сходится ПУЧОК, ность с фланга, ослабил ряд своих рубежей
важнейпгих железнодорожных путей Юго- у самого Бердичева. Этим воспользовались

` ва и полетупов к городу. Салёрные вой-

` дажи, разбитые снарядами,

`менный бой исключительно сложен,

‘воображением,
„научных знаниях,

‚зовать самые различные

- ника, который

_ В тем числе

° ность боя, тяжёлые

Западной Украины. Сокрупительный удар’
наших частей, взломавигих вражескую 0б3-
рону на больигую глубину, лишгил отдельные
немецкие части управления. В нанги руки в
последние дня попали приказы командиров,
нескольких германских частей, свидетель-
ствующие о том, что размах и сила насту-
пления советских войск явились лля нем-
цев полной неожиданностью. Из захвачен-
ных приказов явствовало, что на некоторых
участках наступления Красной Армии гер-
манские войска потеряли взаимосвязь. В од-
ном месте германский батальон по оптибке
обстрелял другое германское подразделение.

Битва за Бердичев представляет собой!
яркий образец смело залуманной, реши-
тельно осуществлённой маневренной оне-
рации. Вее детали предстоящих боёв бы-
ли заранее продуманы, все звенья тща-
тельно выверены. Именно эти продуман-
ность и тщательность в сочетании с ис-
пытанным мужеством солдат и

зойск генералов Леселидзе, Перхорович,
КБарнофилли. Красовского обеспечили ко-
нечный результат.

Bee дотижения, весь опыт германской
зоенно-инженерной техники были исполь-
зованы для’ укрепления рзйона Бердиче-

ска и тысячи насильно согнанных укрз-
инских колхозников м горожан сооружа-
ли укрепления. На промежуточных py-
бежах, особенно северо-восточнее  Бер-
хичева, были сосрелоточены  значитель-
ные пехотные и такковые силы про-
тивника. Германские войска,  сражав-
шиеся против наших частей, были пере-
брошены сюда не так давно, некоторые
полки — в бамое последнее время. Хоро-
лю укомплектованные, ещё не  растрё-
панные в предыдущих боях, они оказы-
вали упорнейшее сопротивление.

Бердичевская операция началась артил-
теряйским налётом очень болыной силы. Б
нём принимали ‘участие многочисленные
батареи всех калибров. Сотни тонн рас-
плавленного ‘металла были обрушены на
теруанские позиции, и германские блин-
становились
хлалбишами вражеских солдат и офипе-
ров. Артиллерия сыграла свою грозную и
зеличественную увертюру, — и наступил
черёл танков, двинувшихея вы атаку.
Тятлеровцы бросилн в контратаку свои
танки. Завязались встречные бои, неиз-
менно заканчивавшиеся побвлой  совет-
ких танкистов. Даже: на тех участках,
тле немпам ‘удавалось сосредоточить тан-
ховые силы, численно  превосходившие
наши силы, инициатива всюду  оетава-
лать в руках танкистов Врасной Армии.
‘Результатом танковых боёв было то, что
немпы понесли большие. потери и выну-
ждены были уклониться от дальнейших
встреч с советскими машинами. Не удались
п попытки немцев протаранить при помо-
ши танков наши боевые порядки на 60=

‘седних участках. Перед позициями наших

частей осталось немало ‘подбитых и уничто-
женных противотанковыми орудияхи н
мепких тяжёлых и средних танков. Сле-
пует сказать о замечательной  меткости
наших бронебойщиков, подпускавших не-

сплошную

e-\¢ советской земли.

ЗАИААИНАОНИ

наши части, наступавшие с севера и северо-
востока. Их атаки стали ещё решитель-
нее. Немцы ставили перед наступающими

огневую завесу. стремились
выиграть время, чтоды перегруппировать-
ся. Они предприняли cepaw. контратав
сравнительно незначительнымн силами в
различных направлениях с целью нащу-
пать, где предстоит наш главный Удар.
Все эти контратаки были отражены. На-
тиск Врасной Армии шёл с юга, северз
и северо-запада. Рушилась оборона HeM-
цев в населённых пунктах, расположен-
ных в радиусе 10—15 километров от
Бердичева. В одном из этих пунктов нем-.
цы броеили на поддержку своей пехоты
танковый полк — и потерпели пораже-
ние. Пехота была отрезана от танков,
большая часть машин осталась на снегу
в виде груд исковерканного металла. Ёро-
вопролитный уличный бой произошёл в
селе на птоссе Бердичев—Винница. Нем-

ждом доме валяются их трупы.

Район Бердичева насышен He только
железнодорожными, HO и  шоссейнымя
путями. Задачей нашего командования
было лишить немцев дорог. заставить нх
отступать по неудобным трунтовым до-
рогам. Пришёл момент, когда у гятле-
ровнев оставался всего лишь один желез-
нолорожный участок — на Шепетовку.
Однако и этот участок He мог считаться
для гитлеровцев достаточно надежным, —
советские разведчики появились вблизи:
дороги. :

Огонь советской артиллерии, атаки с9-
ветской пехоты принуждали немчев веб
ближе, всё теснее прижиматься в Бер-
дичеву, к реке Гнилопяти.  Послелняя
фаза боёв за город особенно богата нри-
мерами героизма и  самоотверженвсти
наших воинов. Штурм Бердичева был на-
чат почти одновременно с тэёх сторон.
Немпы сопротивлялись изо всех сил.
Татлеровское команлование не счяталось
с потерями. Даже тотда. когда две трети
города уже были заняты частями Красной
Армии, германские подразделения шли в
контратаку, стремясь хоть на некоторое
время задержать наступающих и тем поед-
отвратить угрозу окружения.

Напи бойпы не давали немцам выяг-
рать время. Шаг за шагом очищали они
тород от гитлеровцев, устилая вражески-
ми трупами свой победоносный путь.

Бердичев был до войны цветущим,

культурным городом с рядом промьшилен-
ных предприятий и учебных заведений.
Зажиточно и счастливо жило  колхозное
крестьянство района. Немцы уничтожи-
ли, разорили, разграбили город и колхэ-
зы. Десятки тысяч советских граждан
убиты фашистскими  извергами. Сурова
расплата наших воинов с гитлеровекими
людоедами. Пехотинпы, артиллеристы, тан-

кисты, лётчики Красной Армии разят вра-   птица, сливочное масло, рыба, махорка.

Ta без поттады, днём и ночью тонят ето

А. АЛИНИН,
спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 5 января.

Творец артиллерийских систем

‚нашей стране до войны, поставленные
на вооружение Красной Армии,  полно-
стью себя оправдали. Это — свидетель-
ство высокой плодотворности той боль-
шой работы по оснащению Красной Ap-
мии современным артиллерийским воору-
жением, которая велась пол личным ру-
ководством товарища Сталина. Конструк-
тора орудий смело заглядывали в завт-
рашний день, предугадали условия И
требования, которые будут  пред’явлены
х артиллерии в большой войне. Совре-
и
надо обладать незаурядным творческим
основанным на прочных
чтобы заранее  пре-
дусмотреть все обстоятельства, при ко-
торых орудию придётся вести свою раз-
руптительную «работу» на поле битвы.
Война обнаружила и универсальность
нашей артиллерии, возможность исполь-
системы для
борьбы с тем видом вооружёния против-
й представляет в данный
момент наибольшую опасность. Для отра-
жения, например, танковых атак и
контратак противника успешно  исполь-
зовались и используются не только спе-
пиальные противотанковые орудия, HO и
орудия других систем и калибров.
_ Артиллеристам хорошо известна так
называемая 152-миллиметровая гаубица
образца 1937 года. Работа этой пушки
удачно показана в документальных
фильмах Великой Отечественной войны,
в фильме «Сталинград».
на живёт уже семь лет. Большая даль-
снаряды. хорошая
кучность огня. простота в обращении, —
в6ё это делает её вполне надежным ору-
gue современного боя.
Конструкция этой гаубицы разработана

`Ф. ®. Петровым в 1936 году. С тех пер,

собственно, и началась творческая  дея-
тельность этого талантливого конструкто-
ра, которому сегодня Указом Президиума
Верховного Совета Союза ССР присвоено
высокое звание Героя Социалистического
Труда-

Непрерывные творческие искания, боль-
moe ‘внутреннее горение — вот черты,
рисующие обв Ф. Ф. Петрова. До-
бившись успеха в создании гаубицы, он
проводит 1938 и 1939 голы в напряжён-
ных поисках наиболее удачных конетрук-
ций новых образцов оружия. Розглавляя
конструкторскую грушту на одном из за-
водов, тов. Петров деятельно работает над
внетрением в серийное производство  но-
вых артиллерийских систем.

Артиллерийские системы, созданные B)

Мысль конструктора обращается
танку. Он разрабатывает различные вари-
анты танкового вооружения. Танк, воору-
жённый тремя пушками разных калибров.
Танк, вооружённый двумя пушками оди-
накового калибра. Идут упорные поиски
новых, более мошных образцов артилле-
рийского вооружения. Некоторые из них
сейчас в широких масштабах поставлены
на вооружение Красной Армии.

Так постепенно подходил конструктор к
созданию одного из самых совершенных
своих образцов. Нал ним работали два
конструкторских бюро. И образец, пред-
ставленный бюро, руководимым Ф. Ф. Пет-
розым, оказался лучшим. Вновь создан-
ная артиллерийская система является как
бы синтезом всего того, что до сих пор
создавал конструктор. Она вобрала, впи-
тала в себя все лучшее из предыдущих
его работ. Максимально простое конструк-
тивное оформление деталей и узлов. 0т-
личные боевые качества. Чрезвычайно
улачное «распределение металла» в час-
тях конструкции. Высокая меткость
стрельбы. Всё это делает новую конструк-
пию грозным оружием борьбы против
немецко-фапистских захватчиков. Это
была крупная победа мысли COBETCRHX KOH-
структоров-артиллеристов. Коллектив заво-
да в рекордно короткий срок сумел вопло-
тить чертежи в металл. Артиллерия Ерас-
ной Армии стала ещё более могучей.

Ф. Ф. Петров находится в расцвете
своих творчезких ‘сил,

— Мы росли, — говорит он, — в хоро-
пую пору создания современной  артилле-
рии. Мы уверенно смотрим вперед. То, че-
го мы уже добились, — этого уже у нас
никто не отнимет. Надо упорно разрабаты-
вать новыю иден, новые конструкции. То-
вариш Сталин говорил в своем довладе
6 ноября 1943 года о крупных успехах,
достигнутых в увеличении производства и
дальнейшем совершенствовании  вооруже-
ния, особенно танков, самолётов, орудий
самоходной артиллерии. Эта высокая оцен-
ка пред’являет к нам новые, более высокие
требования. Нам нужны подвижные, деше-
вые и вместе с тем мошные орудия. Шуть
к этому лежит через так называемые «ера-
щивание» или «наложение», то-есть ис-
пользование уже сушествующих атрегалов
для создания новых, более мощных орудий.
Тут опирываются очень большие  перспек-
тивы для получения высокого служебно-
боевого и экономического эффекта. Мы этя
возможности используем. Наше бюро гото-
вит ряд новых образцов, и мы уверены, что

он оправдают себя на, поле боя.

В. САФОНОВ,
соб. корр. «Известий».
ГОРОД Н.

Комсомольцы
„Харьковщины —

шефы ХТЗ

ХАРЬКОВ, 5 января. (По телеф. от соб.
корр.). С каждым днём ширится всенарол-

ная помощь Харьковскому тракторному за-

воду, варварскя разрушенному врагом. Ком-

сомольская оргакизация Харьхова и обла-

сти, прославившаяся на стройке тракторного
гиганта, возрождает героические будни то-

го времени. Претворяя в жизнь предложе-

ния комсомольсЕх и молодёжных собраний,
бюро Харьковского обкома ЛКСМУ приня-
ло постеновление о шефстве областной ком-

сомольской оргакизации над ХТЗ. Отныше .

каждый комсомолец и комсомолка Харъков-
щины обязаны внести срою лепту в возрож-
дение славного завода,

В янзаре из районов области должны пре?-
быть в помошь рабочим ХТЗ 1.000 юношей
ий левушек, из них не менее 500 членов
ЛКСМУ. Для обучегия новичков специаль-
ностям крозельщиков, арматурщиков; бетон-
щиков, каменшижков, токарей,  слесафрей,
плотников при заводе будут созданы крат-
косрочные курсы без атрыва от производ:
ства. Организуется также технический ка-
бинет молодого рабочего.

Харькоеская городская комсомольская ор-
ганизация должна до конца месяца OT-
строить и оборудовать всем необходамым
большое молодёжное общежитие с мастер-
ской по ремонту одежды, прачечной, баней
и несколькими красными уголками.

Комсомольцы Харькова, кроме того, при-

‘цы защищали каждый дом — и в ка- няли на себя обязательства досрочно вос-

станозить два цеха завода. Для этого про-
водится ряд воскресников молодежи.

Машиностроители
соревнуются
с горняками

ВОРОШИЛОВГРАД, 5 января. (По те-
леф. от соб. корр.). В Ворошиловградской
области каждый сельский район, шефствуя
над одной из восстанавливаемых шахт Дон-
басса, всячески помогает ей людьми, ма-
шинами и продуктами. Эта. форма помощи
вполне себя оправдала. Сейчас над шахта-
ми принимают шефство некоторые промыш-
ленные предприятия города. :

Коллектив завода угольного машино-
строения имени Пархоменко взял шефство
над шахтой № 2-бис «Сорокино» и № 18
треста «Краснодонуголь». В порядке по-
мощи он изготовляет для горняков 12 па-
ровых  лебёдок, 16 вентиляторов, 10 тран-
сформаторов. Кроме того, машиностроители
восстанавливают для этих же шахт 6 под:-
ёмных машин и 3 компрессора. С

Машиностроители обратились к своим
подшефным с предложением вступить с
ними в соревнование Главное условие со-
ревнования: досрочно восстановить свои
предприятия, на 10 проц повысить произ-
водительность труда и на столько же про-
центов снизить себестоимость выпускаемой
продукции. \

Сбор подарков фронтовикам
к 26-й годовщине
Краеной Армии

НОВОСИБИРСК, 5 января. (ТАСС). В
городах и сёлах области развернулся сбор
подарков фронтовикам к 926-й годовщине
Красной Армии. На фронт будут отправ-
лены пельмени, копчёное мясо, битая

По инициативе комсомола девушки-кол-
хозницы вяжут для бойцов шерстяные
носки и варежки, молодые работницы
шьют воротнички, кисеты, носовые платки.

Новый отряд
инженеров

ТУЛА. 5 января. (По телеф. от соб.

к корр.). Перед наступлением на Тулу немец-

ких оккупантов Тульский механический ин-
ститут эвакуировался на Восток. Многие
студенты ушли на фабрики и заводы и в ря-
ды Красной Армии. Сейчас институт” пол-
ностью восстановил

нились студентами.

проекты. Работы студентов,
специальный и механико-технологический
факультеты, показали их высокую техниче-
скую и общую подготовку...

Отлично защитили дипломные проекты 29
проц. выпускников, хорошо — 34 проц.

В 1944 году Тульский механический ин-
ститут предполагает произвести еше не-
сколько выпусков молодых специалистов.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ. ТРУДЯЩИХСЯ CCCP

.

На Челябинской теплоэлектроцентрали закончен монтаж мощного, самого крупного в СССР турбогенератора в 100 тысяч
киловатт. На снимке — процесе монтажа стотысячной турбины,

В ногу с ростом военного хозяйства страны

Приветственная телеграмма
Сталина коллективу строителей и монтаж-
ников Челябинской теплоэлектроцентра-
ли — это высокая награда советским энер-
гетикам. Они счастливы сознанием, что
вождь народов высоко оценил труд работ-
ников энергетического строительства.

Отлядываясь на пройденный за годы

Отечественной войны путь, можно с уве-
ренностью сказать, что строители и мон-
 тажники электростанций немало потруди-
‘лись для удовлетворения потребностей прэ-
мышленноети. Только в 1942 г. на Урале
  введено новых мощностей в семь раз боль-
ше, чем в довоенный 1940 г. На Урале и

на Востоке выросли гиганты индустрии,
созданы новые заводы и цехи, увеличена

добыча угля, и мы можем заявить, что
энергетики шли в ногу с развивающейся
промышленностью и-сделали всё для того,
чтобы заказы фронта выполнялись полно-
стью и в срок.

Новое энергетическое строительство ве-
лось подлинно военными темпами.

200 тн/час. монтировались в ение
5—6 месяцев. Находилиеь даже” такие
«теоретики», которые доказывали, что эти
сроки технически никак невозможно сокра-
тить. Но коллективы монтажников доказа-
ли обратное.
76 дней, а котёл № 5 — уже
ции турбина смонтирована в рекордный
срок — за 35 дней.

За время войны разработана и внедрена
совершенно новая техника монтажа турбин
и котлов. Это выразилось прежде всего в
скоростном монтаже крупными блоками ко-
тельных агрегатов, вспомогательного 0бэ-
рулования и механизмов. Сейчае котлы со-
бираются блоками свыше 50 тонн, что даёт

возможность свести монтаж всего котло-

агрегата к 90, пол’бмам вместо прежних
250—300 под ёмов. j

Впервые стал применяться одновремен-
ный монтаж нескольких агрегатов. На Че-
лябинской ТЭЦ параллельно с монтажем
  мощного турбогенератора в 100 тысяч ки-
ловатт был одновременно начат монтаж
трёх котлов. Два котла уже пущены, и ря-
дом с ними ведётся работа по установке
третьего котла.
успехов в сокращении
агрегатов на электрических станциях ста-
  новится . особенно убедительной,

учесть, что монтажникам приходилось и

свою деятельность. приходится изготовлять на месте большое
Аудоторин и научные кабинеты снова запол-   количество металлоконструкций и вспомо-!
При монтаже!

На-днях первые после восстановления ин-  котлов на Урале в ряде случаев изготовля-
ститута выпускники защищали дипломные! лось на месте до 600’ тонн разных важней-
ОКОНЧИВИИ?Х   птих деталей при общем весе котла около

гательного оборудоважия.

800 тонн.

1943 тод был годом большого пюд’ёма
в строительстве тепловых электростанций.
Достаточно сказать, что в 1943 тоду вве-
лено на’20 процентов болыше мощностей,
чем в 1940 и 1941 годах, вместе взятых.

товаритта

До звой-
ны котлы napmnpororarersxocts® 4B0—

На Челябинской ТЭЦ котёл
№ 3 монтировался 82 дня, котёл № 4 —
только
65 дней. На одной уральской электростан-

Значимость достигнутых
сроков монтажа

если

= =)
И. ДМИТРИЕВ

Заместитель Народного комиссара
электростанций СССР

38.8

я „монтажа электрических станций никог-
да не работала Tak интеноизно, как в го-
ды Отечественной войны.

На Челябинежой ТЭЦ переловыю инже-
неры спроектиротали и на стройке изгото-
Били портальный кран, позволяющий зна-
чительно сократить сроки монтажа. Кол-

по своей собственной инициативе в корот-
KEG CPOK провёл проектирование, изготов-
ление и монтаж прямоточного котла Рам-
зина производительностью 200 тонн пара
в час. Успешная эксплюалация котла уже
одтРертила пелесосбразность и шалёж-
ность применения этой конструкции, вы-
сокое качество изготовления котла и er
монтажа. Коллектив этого строительства
не удовлетворилея только лем, что изго-
товил и смонтировал котёл для Красно-
торской ТЭЦ. Он принял на себя ис у<-
пехом выполнил досрочно важнейшее за-
дание по изтотовлению двух таких кот-
лов для других строительств Урала.

На строительстве тепловых электроюстан-
ций проведена большая работа и по внед-
рению скоростных методов. Сборка лесов
на земле и .нол’ём их целыми секциями,
предварительная заготовка арматуры клуп-
„пыхи блоками,  электропоогрев мерзлого
грунта стали применяться всё шире. Ha

одной уральской электростанции строи-
тели  ортанизовали сборку и перелвижку

строительного блока весом в 413 тонн для
фунламента мошнюго турбогенератора, не
имеющего равных в Союзе.

Характерной для 1943 гола явилась
определенная ритмичноеть в работе строи-
телей и монтажников. Квартальные пла-
ны строительно-монтажных тпабот начина-
ют выполняться с первюго месяца. Про?
грамма четвёртого квалтала по строитель-
ству тепловых электростанций в октябое
была выполнена на 32 проценте, такими
же ровными темпами прололжали  pado-
тать в остальные месяцы квартала.

Растёт и произвюлительность трула та-
бочих на строительстве и монтаже элек-
трических станций.

На строящихся электрических станциях
выросли сотни энтузиастов, показывающих
примеры самоотверженного отношения к
труду. Бригады такелажников Зинурова и
Паца, турбиниетов Шербака, арматурщи-
ков Фелоринова широко известны на энет-
гетических стройках Союза. Десятки ини-
циативных, любящих свое дело командиров
производства двигают сейчас технику со-
ветских энергетических строек. Правитель-
ство высоко оценило труд строителей и
монтажников электрических станций, на-
градив недавно большую группу работни-
ков орденами и медалями Советского Союза.
‘Эта высокая награда вызвала новую волну
соревнования на стройках. Строительства

Техническая мысль в деле строительства Главураланергостроя и Главэнергостроя хо-

ро. справились с годовым планом строп-
тельно-монтажных работ.
Однако достигнутые успехи не могут
нас успокойть. Былое бы непростительной
ошибкой думать, что в деле строительства
новых электрических станций уже. все
обстоит благополучно. Наркомат электро-
станций ло сих пор не сумел окончательно
изжить разрыв между мощностью турбин
и паропроизводительностью котлов. Ввод в
эксплоатацию некоторых новых агрегатов
иногда затягивается. Неплохо задуманное
в начале войны строительство временных

‚ i Л = ` rx 1.5 I
лектив строительства Брасногорской ТЭЦ 3 ектростанции скоростными метолами не

было как следует организовано. В. резуль-
тате этого в Модотовской области и в
Чувашской АССР такие «временные» элек-
тростанции строятся уже свыше полутора
лет и никак не могут быть пущены.

Советская энергетика развивалась бы
значительно быстрее, если бы промышлен-
ные наркоматы больше заботились не
только о строительстве новых заводов, но
И 0 создании заводских электростанций.

1944 тод должен быть годом даль-
нейшего под’ёма советской энергетики.
Планируемый на 1944 год 0б`6м калиталь-
ных вложений примерно равен об`ёму работ
в последний довоенный год, когда капитало-
вложения в энергетику были максимальны-
ми за весь прошлый период.

Особенностью плана 1944 года является
волоссальный рост ввода котлов. Славя
перед собой Kak обязательную ‘задачу
быстрейшее устранение разрыва между
мощностью турбин и котлов, Наркомат
электростанций намечает ввести в 1944
году котлы паропроизводительностью вдвое
большей, чем в 1943 году.

Второй особенностью планз 1944 тода
является установка значительного коли-
чества прямоточных котлов Рамзина, что
потребует большой технической подготов-
ки к их освоению и обеспечению беспере-
бойной их работы на электростанциях.

Особенно большие задачи стоят в 1944
тоду перед энергетиками в деле вооста-
новления электрических станпий и сетей
в огвобождённых от немецких захватчи-
ков районах. Из общего плана ввода мош-
ности по Наркомату электростанций око-
ло 70 процентов относится к восстанав-
ливаемым электрическим станциям.

Фашистекие бандиты, ставляя пол
натиском Красной Армии наши города
на Украине и в Белоруссии, стремятся в
первую очередь вывести из строя элек-
трические станции, чтобы задержать вос-
становление промышленности в 0с80б0ж-
даемых районах. Но советские энергетики
в ответ на призыв товарища Сталина
напрягают все свои силы, всю свою энергию
для того, чтобы как можно быстрее вво-
дить одну электростанцию за другой. За
выполнение программы 1944 года строите-
ли и монтажники электрических станций
будут бороться с неослабевающей силой, как
этого требуют интересы фронта, интересы
окончательного разгрома озверелого врата.
Это булет лучшим нашим ответом на
приветствие товарища Сталина!

[]овый завод

ферросплавов

Беседа с управляющим треста «Сталинскпромстрой»
тов. Г. А. Г. `АРБУЗОВЫМ

В свобм новогоднем ралюрте товарищу   изводетву стратегического сырья для оте-
чественной военной индустрии. Кузнецкий
завод ферросплавов обеспечивает дальней-
шее развитие советской металлургии каче-

Сталину трудящиеся Кузбасса среди общих
достижений с гордостью отмечали достиже-
ния, завоеванные кузбассовцами в

году на строительном фронте в деле на-
ращивания производственных мощностей
военной индустрии. В 1943 году у нас
был пущен ряд новых цехов, давших
стране дополнительно сотни тонн оборонной
химической продукции. Созданы дополни-
тельные мопности электростанций, кото-
рые бесперебойно обслуживают промыш-
ленные предприятия Кузбасса. Закончена
строительство заводов цветных металлов,
ряда военных предприятий. Только в W945
тоду строители Кузбасса сдали в экеплоа-
тацию 365 различных промышленных об`-
ектов. Индустрия Советского Востока про-
должает стремительно развиваться. —

Среди новых строек Кузбасса, введенных
в строй действующих предприятий в усло-
виях военного времени, весьма значитель-
ное место принадлежит новому заводу фер-
росплавов, = сооруженному коллективом
«Сталинскиромстроя». Окончание  строи-
тельства завода ферроснлавов является гор-
достью кузнецких строителей и метал-
лургов.

‚Е новому, 1944 `тоду, поставив под
напряжение последнюю, пятую, ферросплав-
ную электрическую печь, мы тем самым
завершили строительство завода на его про-
ектную мошность. На Советском Востоке
выросле новое прелприятие, целиком обес-
печиваемое на месте всеми необходимыми
материалами.   -

ственных сталей.

Двадцать месяцев назад строители приш-
Tie теперь
возвышаются цехи нового завода. Не успе-
ли мы развернуть первые земляные фаботы,
зима. В
тяжёлых зимних условиях, при естествен-

ли на пустынную площадку,

как началась суровая сибирская
ной в военное время нехватке материалов и
квалифицированных рабочих кадров строи-
тели завода ферросплавов решали
сложную задачу создания новых сооруже-
ний. С самого начала пришлось столкнуть-

ся с очень тяжелыми грунтами. Под. фунда-

менты заводских сооружений забито огром-
ное количество свай.

Для нового завода, пришлось
линию электропередачи через сильно пере-
сечённую местность. Ранней весной строи-
тели ставили опоры для этой линии через
двухкилометровую пойму реки Томи. Эпо-

надобилось много самоотверженного труда,
хизобретательноети, чтобы быстро преодо-
леть эти препятствия.

А водоснабжение нового завода? Поль-

экономично.
же, на строительной нлощадке. Но, когда

оказалось, что местная. вода слишком
жестка и не подхолит для производства.
Наши инженеры и рабочие быстро соору-

Родина получает мощную базу по про- диля водоочистные устройства, полностью

весьма

соорудить

ры затоплялись весенними водами, рабо-
чим приходилось бороться с ледоходом. По-

зоваться речной водой из Томи было не
Надо было найти воду здесь

мы построили соответствующие скважины,

‘разрешивигие проблему водоснабжения но-
вого предприятия.

Таких примеров смелого преодоления
трудностей строительства можно было бы
привести очень много. Но теперь, когда
оглядываешься на пройденный путь, ви-
дишь, что основные налии трудности были
не в об’ёмах сооружений и не в особен-
HOCTAX этих сооружений. Культура строи-
тельной техники советских инженеров и
рабочих достаточно высока, чтобы осилить
любые 00’ёмы стройки и справиться с лю-
быми её особенностями. Но ведь нам-то
пришлось сооружать новый завод ферро-
сплавов с совершенно неопытными кадрами,
по ходу стройки обучать их, прививать им
производственные навыки. В этом великая
заслуга старых кадровых мастеров, техни-
ков, инженеров. Вместе с новым заводом
вырос новый коллектив опытных строи-
телей.

Halo отметить наших монтажников,
производивших монтаж оборудования нового
завода. И им пришлось решать сложные
задачи. Например, мы не смогли получить
во-время новые мощные трансформаторы,
предусмотренные проектом. Тотда были
переделаны и приспособлены трансформа-
торы совершенно другой конструкции. Было
использовано и другое оборудование, кото-
рое не предназначалось для нашего завода.
Это ни на мгновение не останавливало
развёртывания стройки. И, несмотря на
это, — ни малейшего отступления от мак-
симальных технических требований, ни
малейшей попытки пойти по линии
наименьшего сопротивления.

В проекте нового завода ферросплавов
было учтено все лучшее, чем располагает
современная отечественная и иностранная
ферросплавная промышленность. Тип печи
вый выбран наиболее оптимальный и наи-
более простой в обслуживании. 0 мощности
печей для нового завода было немало стю-
ров. В результате была выбрана именно

такая мощность печей, которая, ках потом
оказалось, устанавливается на новейших
заграничных заводах, в частности амери-
канских. Большое внимание было уделено
вопросам подготовки шихты и созданию со-
ответетвующих условий для плавильциков,
горновых и злеклродчиков, работающих при
весьма высоких температурах. .

В изготовлении недостающего оборутова-
ния огромную роль сыграли металлурги
Кузнецкого комбината. Ло войны получав-
шиеся из-за границы сложные лебелки для
маневрирования электродами печей были
теперь изготовлены металлуртами Кузнецка
й уральского завола имени Серова. На Куз-
нецком комбинате созланы были шлаковни-
цы, изложницы и другое оменное оборудо-
вание для нового завода.

Начиная с 1942 тода, когда мы посте-
пенно вводили в строй одну. за другой мош-
ные электрические печи нового завода, на
помощь пришли южные ферросплавщики. Их
организующая роль, их роль в обучения
новых кадров производственников очень
значительна. Приехав в далёкую Сибирь,
группа рабочих и инженеров Юга включи-
лась в работу с высоким патриотическим
горением, с подлинной самоотверженностью
советоких людей, отдающих все силы для
победы над врагом.

Южные мастера, инженеры, начальники
цехов обучили для нового завода плавиль-
щиков, горновых, электродчиков и других
рабочих основных квалификаций. Благода-
ря коллективу южан освоение производ<
ственных мощностей нового завода шло
очень быстро. Можно смелю сказать, что
металлурги ферросплавного завода успептно
освоили выплавку высококачественного ме-
талла из местного сырья. Досрочно они
выполнили и свой производственный план
1943 года. Новый завод поступает в нз-
дежные, золотые руки советского рабочего

класса.
г. СТАЛИНСК, 5 января. (По телефону},