\
\

ыы,

\

y

\

ВОСНРЕСЕНЬЕ, 9 ЯНВАРЯ 1944 г. №

8 (8310)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ. ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Боевая
выпуска

Беседа с директором завода № 9

тов. Л. Р.

3а выдающиеся заслуги в деле создания
новых видов артиллерийского вооружения
и образцовое выполнение заланий  Госу-
Зарственного Комитета Обороны по обелие-
чению Врасной Армии артиллерийским
вооружением завюл № 9 Нарозного Комис-
сариата’ Вюоружения награждён орденом!
Ленина. Лучигие работники завожа натраж-
лены орденами и медалями Советокого Сою-
за, а главнюму кынетруктору завода Tos.
ф. ®. Петрову присвоено  званио Героя
Социалистического Труда.
Трудовой коллектив вооруженцев само-
отверженно работает нах непрерывным!
совершенствованием и увеличением BLI-
‘пуска артиллеряйского вооружения Врас-
яюй Армии. Произволетво воофужения в93-
росло на. заводе за 1943 гол в полтора
раза. Завод дал сверх пласкь много боевых
машин. Благодаря снижению  хебестон-
мости было сэкономлено за тол 40 мял-
ионов рублей. Оовоены новые вилы про-
хукция, значительно повышающие боевую
мощь Красной Армин.
Встунив в 1944 год, коллектив завола
принял повые обязательства по увеличе-
нию выпуска продукции и созданию но-
вых образцов вооружения.
В бееле с корреспондентом «Известий»
директор завода Герой Социалиелического
Трула тов. Jd. Р. Гонор рассказал:
-() — Мы раюечитываем резко увеличить
‘ВЫПУСЕ ПРОДУКЦИИ ПРИ Том же  количе-
\стве рабочих путём дальнейшего copep-
{^ шенствовалкия технологии, прярокого при-
ченения современных методов обработки

хоталей.

Завох велёг большую работу по перево-
у ра производственных участков из
поточный метод, по организации новых по-
точных линий. За последнее время, напри-
нер, в цехе тов. Победимова изготовление
отного атрегата полностью переведено на
поток, два участка цеха тов. Можарова
также переведены на поточный метод поо-
извохства.

Завод переходит на производство новых,
бодее мощных  маптин. В связи © этим
язменяютмя типы оборудования,  инстру-
менты, приспособления и т. х. Полным
холом развёрнуто создание поточной линии

У

Первые шаги

В селе Маразы впервые зазвонил те-
лефон. Эта заливчатая трель, которая в

выразится в результате осуществления это-

техника

1944 года

Героем Социалистического Труда
ГОНОР

по изготовлению этих малин. Мы полу-
чили здесь эначительное сокращение про-
изводственного цикла и экономию труло-
вых затрат.

Завод переконструировал одну боевую ма-
шину таким образом, что одна крупная хе-
таль заменяет две прежних. Это меротрия-
тив дает огромную экономию жидкого метал-
Ja, позволяет резко снизить трудовые за-
траты и высвобохить большое количества
станков. За год должны быть сбережены
буквально лесятки тысяч станко-чаеов.

Болыиую экономию сулиг петехол на
сварные станины вместо клепаных. Лишь
по олному нашему заводу годовая экономия

го мероприятия почти в 76 тысяч став

сч чдеов.

Работу над сварной  станиной п рядом

хрупих деталей завод будет вести с помощью
скоростной автоматической  электросваркп
0 методу академика Патона. Заводской кол-

mo-
часов на ручных работах, главным образом
На клепке, и на слесарных — околе 75 ты-

В ДОНБАССЕ. Забойщик шахты Гладковка
(г. Сталино) комбината «Оталинуголь» Е. К.
ПТнробоков систематически выполняет по
2—5 нормы на добыче коксующегося угля.

Фото Г. Угриновича. (TACO).

лектив собственными силами  изготовляет
устапозки для автоматической электреевар-
ки. Применение скоростной сварки в конце
1943 года показало, что производственный
цикл сокращается в 2—3 раза, улучшается
качество и увеличивается скорость сварки,
высвобождаются десятки высококвалифици-
рованных  электросваршиков. При этом
достигается экономия электроэнергии и
электродных материалов в два-три раза.
Воохдушевленные высокой оценкой пра-
вительства, наши стахановцы, инженеры,
техники, конструкторы отдают все силы на

шины з большем количестве и тем самым
помочь Красной Армии в 1944 году окон-
чательно разгромить неменких захватчи-
коз. Истеклгие восемь дней января показы-
вают, что внутризаводекой график  выдер-
живается полностью. Ерасназя Армия уже

год». Многие лучшие стахановцы завода —
расточник Мухамедзянов, токарь Бакиров Е
кругие поклялиев товарищу Сталину вы-
полнить годовую норму за 6 месяцев. С
первых дней января стахановцы  перевы-
полняют свои обязательства.

нового района

Село Маразы раньше владело школой-
девятилеткой, лечебным пунктом, клубом.

тругох несте казалась бы столь же обыч-  Однако теперь всего этот мало. Теперь в

HOH, kak  постукивание

Boe село, в котором менее тысячи дворов

хотиков, здесь  школе открывается десятый класе, меди-
зиаменовала собой немалое событие. Ряло-  цинский пункт преобразуется в больницу,

‚\ создаётся библиотека. Новые руководители ва

отныне является пентром нового Маразин-  всех этих начинаниях ‘опираются на боль-
ского района Азербайджанской ССР. Мы ‘щую актизность сельской интеллигенции.

присутствуем при начальных шагах рай-

Руководители района большое внимание

онных организаций, избранных около ме- уделяют благоустройству, тем более, что
esta tomy назад. Не так легко отыскать] наследство они получили незавидное. Ни
звенья, за которые следовало ухватиться в одном селе не было водопровода. Разык-

спервоначалу, чтобы` в дальнейшем плав-
`Ео и бесперебойно работал молодой opxa
„/ ниям. И к чести новых `руковолителей
надо сказать, что они не дали себя погло-
тить организационной суетне. Работники
райсовета отнюдь не ©еылаютея на’ «0р-
танизационный нериод». уже изучи-
ли характерные особенности, нужды и
требования 35 сёл новото Маразинсвого
района. <
Начали, разумеется, с сельскохозяйст-
венных дел. Хотя план озимого сева был
уже закончен, маразинские колхозники
обязались засеять дополнительно 560 гек-
. таров. Еще не укомплектован апнарат
райзо, но небольшой коллектив агроно-
мов обеспечил наблюдение за севом, пред-
седатели колхозов собственной инициативой
возместили отсутствие единого твёрдого
плана. :

Районные организации своевременно
ВЗЯЛИСЬ 3а ПОДГОТОВКУ к весеннему севу.
Директор Маразинской МТС т. Игнатьев
уже имеет твердый план ремонта тракто-
ров, освободившиеся от полевых работ
ROIX03HERH занялись починкой и приве-
деннех в порядок мелкого инвентаря.

кав трубы, не получнв на это дело ника-
EHX Денег, колхозники тянут линию от
источника Халтава к Маразам. Это бу-
дет не особенно мощным сооружением. но
село получит достаточное количество от-
личной волы. Строится и второй водопро-
вод протяжением в шесть километров до
села Хильмили.
Также в порядке местной инициативы в
селе Даракенд построена мельница, в не-
скольвих сблах заканчиваются стройкой бз-
ни, укладывается поссейная лорога, которая
соединит Маразы © основной магистралью.
Ono из неотложных задач’ является
озеленение района, отличавиегося до сих
пор чрезвычайно скудной растительностью.
Лицо района должны преобразить тах-
же виноградники. Каждый колхоз полу-
чил задание и в нынешнем: году будут
заложены первые десятки гектаров вино-
градников. }
— Пряезжайте через год, вы не узнае-
те этих мест, — так заявляют  руково-
HOBOTO района.
ee ee Я. ГИК,

соб. корреспондент «Известий».
БАКУ. (По телефону).

то, чтобы дать на вооружение мощные ма-

получает наши машины с клеймом «1944

Кузнецкие ферросплавшщики.
выдают еверхплановую
продукцию

СТАЛИНСК, 8 января. (По телеф. от
соб. корр.). Высоким трудовым пол’ёмом от-
вечают строители треста «Сталинскпром-
строй» и металлурги Кузнецкого deppo-
сплавного завода на приветственную теле-
грамму товариша Сталина, пожелавшего им
дальнейших успехов в работе.

На митинге строителей выступил прораб
т. Беспалый. Он начинал стройку завода,
он её и закончил. Тов. Беспалый заявил:
Отвечая на приветствие товарища
Сталина новым напряжением сил, мы обя-
зуемся ещё выше поднять производитель-
ность труда, досрочно Завершить все строн-
тельные работы.

Выступавшие тт. Блохин, Хромченко, Ми-
ее и другие горячо поддержали это пред-
ложение.

С таким же под’ёмом прошёл митинг и у
металлургов. Передовая бригада Пищенюк
приняла на себя обязательство в соревнова-
нии с бригадой Нарытнева годовой план
выполнить к   декабря и сэкономить‘ 100
тысяч киловатт - часов электроэнергии.
Бригады, принязшие новую, 5-ю печь завода,
дали слово к 11 января по производитель-
ности догнать прежде пущенные в ход агре-
гаты и дать сверх плана 180 тонн ферро-
сплавов. Все эти дни отмечены на заводе
  повышенной  производительностью труда.

Улучшение связи в Сибири

НОВОСИБИРСК, 8 января. (ТАСС). В
истекшем году управление связи Новоси-
бирской области сверх задания построило
5 телефонных станций, 5 радиоузлов, те-
лефонизировало 18 сельсоветов, 9 МТС я
3 совхоза. Вместо 3 тысяч новых радиото-
  чек в течение года установлено 4.443.
Необходимые средства, материалы, аппара-
тура были изысканы внутри области. Во
второй половине года в отдаленных рай-
онах Нарымского округа — Васюган, Верх-
Кеть, Нудино; Парбиг, Напасс было раз-
вернуто строительство телефонных стан-
ций, сейчас они уже работают. В области
нет больше нетелефояизированных рай-
OHOB.

Конкуре молодых мастеров
искусства

СВЕРДЛОВСК, 8 января. (По телеф. от
соб. корр.).. Здесь закончился продолжав-
шийся три недели республиканский конкурс
концертных исполнителей—молодых масте-
ров советского искусства. Первый тур кон-
курса проходил на местах в 25 городах и
областях РСФСР. Для второго тура, состо-
явшегося в Свердловске, было отобрано 165
человек из Москвы, Ленинграда, Новосибир-
ска, Саратова, Тобольска, Тулы, Кирова,
Иркутска, Ижевска и других мест. В тре-
тьем туре приняло. участие 46 человек. Луч-
шие исполнители была премированы. Первые
премии получили вокалисты Алексеев (Ле-
нинград}, Вутирас (Свердловск), Глазунова
(Свердловск). ;

Вчера состоялся концерт. премированных
участников конкурса, прошелитий с болын
успехом. Ъ

области немцы ограбили до нитки. А отету-
пая под ударами Красной Армии, захват-
чики решили сорвать полевые работы. На-
селение пахало, сеяло, уничтожало сорняки
и убирало хлеб под непрерывными бомбёж-
ками < воздуха, артиллерийским и даже ми-
номётным обетрелом.,

Фашистские разбойники угнали и уни-
чтожиля 46 тыс. лошадей, 36 тыс. ко-
ров, отобрали всё, зерно. Колхозники ра-
ботали без лошадей, наскоро. ‘отремонти-
рованными и собранными мапгинами; сеяли
семенами, которые государство перебраеы-
вало из других областей. Часть семян
(172 тык. центнеров) собрали сами кол-
хозники, при чём собирали они эти семена
буквально по горетям.

Мастерские мапгинно-тракторных ста:
ций были тоже разрушены ло основа-
ния. Из 2.555 тракторов в области оета-
лось лишь 980, да и те требовали боль-
шого ремонта. Его проводили под откры-
тым небом в поле, зачастую без нужных
инструментов. До войны все колхозы сея-
ли яровые культуры по зяби. Ежегодно
нодымалоеь под зябь 420 тые. гектаров
зеили. В прошлом году пришлось сеять
по бурьянам, по целине. f

Такова краткая характеристика уело-
вий, создавитихея в результате немецкой
оккупации. Но, несмотря на всё это, тру-
дящиеся Ворошиловградежой области не
плохо справились со своими задачами.

Волхоэники Боково-Антрацитовского рай-
она, например, днём выйти смз села He
имели никажой возможности. Если кто-либо
появлялся днём в поле, немцы забрасывали
омельчака минами. Сеяжи только глубокой
ночью.

Волхозное крестьянство преодолело ог-
ремные трудности. Героизм и самоотвер-

женность людей были так велики, что
рял районов выполнил план весенних
работ в неимоверно сжатые сроки — за

7—8 дней, намного превысив госудау-
ственный план сева. По’области в целом
было посеяно яровых более 300 тыс.
гектаров — 121,2 проц. к плану. Тем
самым был заложен прочный фундамент
для восстановления разрушенного  кол-
хозного хозяйства и возрождения МТО.

Необходимо отметить, что даже в усло-
виях непосредственной’ близости к фронту
решающее значение в посевных работах
7$ же имели тракторы. Ими мы вопаха-
ли около 195 тые. гектаров земли. Часто
трактористы подвергались обстрелу, вок-
руг них рвались снаряды и мины. Води-
тели машин прижимались к земле, не не
бросали машин, снова под свист пуль
пахали.

В уборочную кампанию былю не легче.
Враг старался всеми силами оставить
Донбасс без хлеба. Над полями непрерыв-
но выли фашистские самолёты, они ебра-
сывали фугасные и зажигательные бом-
бы. Но колхозники тут же на полях вы-
рывали щели и другие укрытия, переси-
живали в них вражеские налёты, 8 затем
снова приступали к Таботе. Так, рискуя
жизнью, убирали хлеб колхозники сель-
скохозяйственных  артелей  Славяносерб-
ского, Боково-Антрацитовекото. Ровеньков-
ского и некоторых других районов.

Как и посев яровых, уборка была з8-
кончена так же быстро — за 5—8 дней.
Убирали большей частью вручную косами
и живым тяглом. Дружно провели и 06мо-
лот. В сентябре он был полностью за-
кончен.

1943 тод был засушливым. В период
уолочной и восковой зрелости хлебов по
области прошли суховеи. Это снизило уро-
жайность. Однако ряд районов добился
хороших результатов. Бригадир = полевой
бригады Лозно-Алексанлровского района
Яков Бойченко” собрал 60 евоего участка
в 62 гектара свыше 6.000 пудов ячменя, —
без малото по 100 пудов. Председатель
колхоза «Волна революции» Ново-Псков-
ского района тов. Андрющенко обеспечил

Военный год
ворошиловградских колхозов

И. ОРЕШКО
Председатель исполкома ВБорошиловградского областного Совета.

Сетьское хозяйство Воропиловгралекой! сбор с каждого гектара по 11,4 центнера

яровой пшеницы, по 9,4 центнера ячме-
ня, по 10 центнеров подсолнуха.

С большими трудностями проводили
осенний сев. Во время немецкой оккупации
осенью 1942 г. крестьяне сеяли вразброс
по стерне. Заделывали семена плохо. Ни-
каких агротехнических правил не придер-
живались. В результате посевы ушли -в
землю слабыми, часть их погибла, весен-
ние всходы были хилыми. С озимого клина
не собрали даже семян. Поэтому осенний
сев в 1943 г. выполнен исключительно
благодаря помощи государетва, отпустив-
шего колхозам 9.400 тонн семенной ссуды.
Зато на нынешний год заложена прочная
основа хорошего урожая. Во-первых, мы
подняли под зябь 214.377 гектаров земли.
Это составляет 107 проц. государственного
плана. Во-вторых, в большинстве колхозов
восстановлены севообороты и поля очи-
щены от сорных трав. В-третьих, в обла-
CTH возрождено` сортовое семеноводетво,
работает много райснных семеноводческих
хозяйств и семенных лабораторий.

Так закончился 1943 год, военный год
в колхозах Ворошиловградекой области.
Новый год характеризуется большим тру-
довым под’ёмом. В каждом колхозе. в каж-
Лой МТС развертывается борьба за полное
восстановление хозяйства. В этом деле
государство оказывает нашей области
огромную помошь. Для возрождения ма-
шинно-тракторных станций мы получили
на 1.196 тыс. руб. сельскохозяйственных
машин и запасных частей к ним. °С по-
мощью государства восстановлены и обору-
дованы 48 машинно-тракторных мастер-
ских. Количество  сельскохозяйственных
мапгин и инвентаря в МТС уже подходит
к довоенному уровню.

Успешно идет ремонт тракторов. Многие
МТС план ремонта выполнили на 80—90
проц. По области в 4-м квартале план ре-
монта машин выполнен на 110 проц.
Правда, есть еще часть отстающих стан-
ций, но в последнее время и они начинают
подтягиваться.

Огромный ушерб нанесен оккупантами
животноводству. Ho и на этом участке
колхозники добились известных успехов.
Когда немцев изгнали из области, на кол-
хозных фермах не было ни одной коровы.
ни одной свиньи, птицы, все было с’едено
прожорливой фашистской саранчей. За

минувшее лето мы восстановили свыше
  2.800 колхозных ферм, комплектование их

У колхозника-стахановца М. Н. Сгаростина
(колхоз «Третий год пятилетки» Кемеровско-
го района Кемеровской области) два сына
сражатотся с немецкими захватчиками. Его
семья выработала за год свыше тысячи тру-
додней. Из своих личных запасов семья
Старостиных продала государству 238 кг хле-
ба. На снимке: Михаил Никифорович и Анна
Ивановна Старостины вывозят на ссыпной
пУНЕТ хлеб, проданный ими государству.

Фото А. Фатеева. (ТАСС).

\

Запасные части.

машинно-тракторным
станциям

НОВОСИБИРСК, 8 января. (По телеф. от
соб. корр.). Многие предприятия Новоси-
бирской области успешно справились & де-
кабрьским заданием по изготовлению запас-
ных частей к тракторам и оказали большую
помощь подшефным МТС. Исполком област-
ного Совета депутатов трудящихся и бю-
ро обкома ВКП(б) признали победителем в
соревновании по изготовлению запасных ча-
стей к тракторам и шефству над МТС завод,
где заместителем директора т. Ершов. Это-
му заводу вручается переходящее Красное
знамя, учрежденное областными организа-
циями. Завод перевыполнил месячное зада-
ние по всей номенклатуре и направил в
МТС 18 квалифицированных рабочих с раз-
личными запасными частями, инструментом.
Все 8 МТС и МТМ, подшефные этому за-
воду, перевыполнили квартальный план ре-
монта тракторов.

ЧКАЛОВ, 8 января. (По телеф. от соб.
корр.). Ремесленные училища города Чка-
лова горячо соревнуются за оказание все-
мерной помощи сельскому хозяйству в под-
готовке к весеннему севу. В училищах на-
чат фронтовой декадник по изготовлению

производилось в основном путем контрак-  запасных частей к тракторам. В дни декад-
тации молодняка у колхозников и закупки   ника мастерские работают круглые сутки, в

скота.

Сейчас на фермах насчитывается три смены. Ежедневно

растёт количество

свыше 63 тыс. коров, 29 тыс. коз и овец,   ПРоИзведенных деталей.

15 тыс. свиней и 161 тыс. голов разной
птицы. Мы уверены, что в нынешнем году
наше животноводство будет восстановлено
в довоенных пределах.

Олной из основных наптих забот является
подготовка кадров. В сёлах нехватает
опытных бригадиров, умелых прелседате-
лей колхозов, знающих счетоводов, тракто-
ристов, санитарных и ветеринарных тех-
ников. Для тото, чтобы восполнить этот
пробел, мы организовали широкую
курсов производственното обучения и уже
выпустили 2.426 трактористов, 328 ком-
байнеров, 180 колхозных счетоводов. За-
дача состоит в том, чтобы за зиму пой-
готовить emé 3.200 тракториетов. 500
животноводов-ветеринаров, 730  счетово-
дов. Через курсы и семинары пройдут ты-

сетъ  С0б. корр.).

За короткий срок ремесленные училища
подготовили к отправке в МТС около 3.000
деталей. В новом году уже отправлено для
нужд сельского хозяйства различных ин-
струментов на 61.000 рублей.

Копхозники помогают
железнодорожникам

КУРСК, 8 января. (По телеф. от
Крепкая дружба существует
между железнодорожнаками и колхозня-
ками Курской области. Нет ни одной ди-
станции’ пути, которой не помогали бы

колхозы. рабочей силой, тяглом, материа-
лами,
Колхозники ого. района в те-

чение 10—12 дней пранимали участие в
реманте казарм и путевых будок 14.й

сячи председателей колхозов, бригадиров,   дистанции пути. Они подвозили кирпич,

животноводов, звеньевых, огородников.
Сельское хозяйство Ворошиловгралекой
области прочно становится на ноги. Если
в прошлом тяжёлом году колхозы  пол-
ностью справились с поставками в фонд
Ерасной Армии и сумели, кроме обяза-
тельных поставок, продать
около 150 тыс. пулов хлеба,

>  ДЛЯ

клали печи, приводили в порядок жильё
путейцев. Колхозники Верхне-Ано-
ченского сельсовета Советского района
передали работникам станции Мармыжи
большой дом, доставили его на расстояние
45 километров и поставили на место.

Из Воловского, Касторенского и Гор-

государству   шеченского районов приехало около 400
То нет ни- человек на постоянную работу на транс-

какото сомнения в том, что в нынешнем   порт плотниками, каменщиками и штука-
году они дадут Красной Армии и промы-   турами.

шленности сырья, хлеба и др. сельскохо-

Ценную инициативу проявили колхозни-

зяйственных продуктов в ‘чесхолько раз ки артели «Победа» Томаровского райо-

больше.
ВОРОШИЛОВГРАД.

Moc
:

Дмитрий Павлович Лебель стоял на ле-
вом берегу реки, откуда хорошо был ви-
ден завод. Дул холодный ветер. Но mupo-
кой и быстрой реке сердито катили волны,
в серой мгле наступающей ночи суетились

^эхоренастые фигуры в серых шинелях. На
‘плоты осторожно устанавливались тяжё-
лые боевые машины, пушки разных ка-
тибров, ящики со снарядами. Илоты пере-

товики

клепальшиков, конструкторов, электриков,
машинистов. Многих из них он знал как
маститых специалистов, любящих тяжёлый
трух на сборке железных конструкций. Лю-
ди останавливались подле обугленных це-
хов и незаметно вытирали слёзы. Но это
скорбное молчание продолжалось ‘недолго.
В типгине. осеннего утра прозвучал внунги-
тельный голос Лебедя — главного инжене-
ра, временно исполняющего обязанности ди-

секали реку, где плясали вопьшки ракет и   ректора завода:

трещали выетрелы.

— Uyio свершается, — сказал Лебедь
рядом стоящему генералу. — Я строил мо-
CTH, строил их через широкле и быстрые

— Времени, товариши, терять не сле-
дует. Надо действовать.

Й все четыреста человек, которые толь-
ко-что стояли, понурив головы, поверну-

реки, строил-их в пургу и в зной. Я знаю, лись лицом к нему. А он стоял перед ни-
Что такое человеческий труд, что означает ми таким же, каким все заводские люди
риск. Но то, что я видел за эти несколько   знали его много лет по совместной работе.

‚ Дней здесь, у вас, я запомню на вю жизнь.
Это предел человеческих возможностей.
ыкновенный солдатский труд, —
‚ ответил генерал. — Надеюсь, скоро ветре-
`Зтимся на вашем заводе, тогда поговорим о

—

Подтянутый, евеже выбритый, в своём ак-
куратно выглаженном костюме.

Ш.
“Это было на третий день. Генерал, как

=

”’неловеческих возможностях. Большие дела и обещал, приехал на завод. Беседа Дли-
предстоят. Не плотами же двигать через   лась недолго. Уточняли сроки сдачи про-
реку всю эту технику. Мост надо переки-   летных строений моста.

яуть. И учтите, что на это нам с вами да-
хт не месяцы, а лни..:

I.

“

— Государственный Комитет Обороны, —
сказал тенерал, — дал на сооружение мо-
ста жесткие сроки. Вам на изготовление
железных конструкций можем дать 10

То, что Лебедь увидел на заводе, нелБ-  дней и не больше.

зя было считать просто разрушением.

— Постараемся уложиться в сроки, —

дикой злобе немцы взорвали все цехи, ответил Дмитрий Павлович.

уничтожили станки, сожгли моторы, выко-

Пали из-под земли и на мелкие куски ?аз-   ный инженер,
МОСТОВИКУ- можностей? — и

резали кабель. Ему, как

— А это как, думаете, товарищ глав-

тенерал широко улыб-

инженеру, не трудно было догадаться, н0-   нулся.

Чему так неистово немпы превращали в
металлический лом технику мостового за-
вода. т

Диитрий Павлович зашёл в кабинет,

Главный инженер ответил не сразу.
— Пожалуй, не предел.
Вдвоём они отправились осматривать

BHHYI ИЗ дорожного чемодана костюм. Пря- цехи завода. На всех участках кипела ра-
Нарядилея и сел за стол составлять схему бота. Восстанавливался . цех и на ряду с

восстановления заводского хозяйства. Всю
НОЧЬ при свете керосиновой лампы проси-
дет он в четырёх холодных стенах.
Занималась утренняя заря. Главный ин-
женер Лебедь отправился в цехи. По до-
  ге он встречал первых мастеровых,

этим изготовлялись фермы для моста.
За олну ночь Opuraje из пятналиати
человек удалось поднять и Смонтировать
до двухсот тонн железных конструкций.
Люди работали без особых механических
приспособлений, при помощи веревок и не-

предел человеческих воз-

больших блочков. Тяжёлыми молотами вы-
равнивали балки, затем ставили их на
своё место. Люди не епали третью ночь.

Несгибаемая сила жила в них. Шаг
за шагом, удар за ударом ‘возводили они
нехи, участки, возрождали завод. Для ус-
тановления трансформаторной стантии был
установлен срок в пять дней. В десяти
километрах от завода нашли кабель. За
одну ночь перетащили его на место, до-
стали лопаты, и работа закипела. Сорок
восемь часов без отдыха и без сна вска-
пывали штыковыми лопатзии землю, ук-
ладывали кабель и восстанавливали транс-
форматор. Люди работали нечью под про-
ливным дождём, утром при сильном ветре,
но, как воины, не покидали своих участков.

За жизнь завода шла героическая борь-
ба. Не жалея сил, трудились сероглазый
юноша Василюк и почтенный мастер
Мартын Петрович Медведовский.

Ко многим станкам нехватало самых не-
обходимых деталей. Одни были разброса-
ны, другие глубоко зарыты в землю.
третьи вывезены немцами. Самую ‚ тру-
доёмкую работу предетояло выполнить
электрикам. Чтобы обеспечить бесперебой-
ную подачу всего комплекса металла со
склада и на сборку, надо было восстано-
вить до тридцати под’ёмных кранов. Вею
работу по установлению сложной электри-
ческой части главный инженер возложил
на мастера электрического цеха Георгия
Куликова.

—- На вас надеюсь, — сказал главный
инженер. — Не выдержите сроков, прова-
дим задание, не дадим пролётов в срок.

Куликов созвал своих людей, и вот они

уже вскрывают моторы, просматривают,
ремонтируют. Мастер Антипов, электрик
Штефан и слесарь Лакапшидае в течение
пяти дней выполняли работу за пятьдесят
 аеловек. В одном только первом корпусе
они полностью восстановили девятнадцать
моторов, пятьдесят четыре мотора привели
 в порядок на кранах.
Параллельно с восстановлением цехов
 искуснейшний  мастер-мостовик Карлов го-
товил чертежи мостовых феом и так подби-
рал ‘металл, что на сборке не забраковали
ни олной детали.

Восстановление цехов и подготовка ме-

талла к обработке опережали установлен-
ный график. ]

Мост уже строился. Его строили тысячи
людей. Его готовили на заводе `освобож-
дённые от немецкого рабства советские
люди-—мастер Карлов, сверловщик Руденко,
клепальщик Чмона, ‘сборщик Ващенко.
Четыреста человек продвигали металл на
сборку. Ещё стояли на временных фунда-
ментах маломощные листовые и листоза-
готовительные ножи. Кто-то говорил: «Не
сумеем ими сделать заготовки». Резчики
подтягивали металл. Пристраивались, при-
спосабливались и резали... Когда металл
не поддавалея, люди брали в руки тяжб-
лые кувалды, но заготовки на соседние
участки шли беспрерывным нотоком.

Генерал часто бывал на заводе. Он 05-
ходил раскрытые цехи, где свистел ветер
п падал снег. И, когда он наблюдал, как
работают люди, как худощавый клепаль-
щик Чмона расшатанным молотком клена-
ет по двести заклёпок, он лукаво говорил
главному инженеру: «Чудо!».

TY

Разтон для строительства пролётных же-
лезных строений моста был взят блестяще.
Но разгон — это не победа, а победу на-
до было ещё завоевать. Главный инженер
каждый день обходил цехи, беседовал с
людьми, выслушивал советы от инженеров,
конструкторов, рабочих. Шевченко roso-
рил:

— Я просверливаю сто дыр. Это пять-
сот процентов нормы. Я могу сделать
больше. Надо достать трёхфазные свёрла.

Когда-то эти свёрла делали на заводе.
Теперь не было ни быстрорежущей стали,
ни станков. Главный инженер создал удар-
ную группу, куда вошли лучшие снецпиа-
листы. На их обязанности. было подби-
рать и подправлять трёхфазные
Думал и Шевченко, как этими
дать
бился упорством, настойчивостью.

свёрлами

Чмона злился, нервничал.

— Мне бы вдоволь сжатого воздуха,
тогда пусть попробует меня кто догнать...

Но’ уже отдан приказ. Из хлама соби-
рается компрессор, подводятся шланги. Уже
отремонтированы пневматические молотки.
Один молоток передаётся Чмоне, другой
молоток получает Коновец.

на. Они изготовили для ближайшего око-
лотка пути 150 щитов, Вслед за ними
колхозы Дубининского сельсовета того
же района сделали 300 щитов.

Лыжный сезон в Калинине
и Туле

КАЛИНИН, 8 января. (По телеф. от
соб. корр.). Соревнованием лыжных команд
добровольных спортивных обществ «Ди-
намо», «Большевик», «Дзержинец» и дру-
гих открылся в Калинине лыжный сезон

Он даёт четыреста двадпать нять завлб-  1944 года. Январь будет месяцем ожив-

пок. Это — довоенная норма.

ленных лыжных соревнований. Помимо со-

Главный инженер проходит по участку. стязаний между спортивными обществами,
тде работает Чмона. Вихрастый юноша, с  Состоятся соревнования студентов педин-

расстёгнутым воротом/ заканчивает триста
девяносто, пятую заклёику.
— Воздуха побольше. Воздуха...

Главный инженер отправляется В ЕоМ-  команд на призы газеты

ститута и техникумов, учащихся, об’еди-
ненных в общества «Трудовые резервы» и
«Смена», военизированная лыжная эстафе-
та, соревнования мужских и женских
«Пролетарская

прессорную: «Довести давление воздуха до  правда» и областного комитета по делам

пяти атмосфер. И так держать».

Трешит пневматический молоток. Конец
смены. Гудок. Чмона не уходит.

— Надо пятьсот заклёпок сделать, —
говорит он своим помощникам.

Над головами грохочут под ёмные кЗаны.
Бак драгоценную ношу, несут они тяжел -
весные балки, фермы. Всё двигается на
сборку. где скрепляются и воссоединяются
пролётные строения. Уже отправлено две-
надцать пролётов.
дней. Нало слать ещё три. Их уже легче

физкультуры и спорта.

В феврале лучшие калининские команлы
будут оспаривать лично-командное пер-
венство города, состоятся смешанная лыж-
ная эстафета, областные соревнования
команд колхозной молодёжи.

*

ТУЛА, 8 января. (По телеф. от соб. корр.). ~

Стоит отличная морозная погода. В Туле,
Калуге, Ефремове, Щекино, Болохово и во
многих районных центрах области разверну-

Прошло только семь лись лыжные соревновання.

В первый день открытия зимнего сезона в

сделать. В цехах стоят блестящие, словно   Туле была проведена лыжная эстафета. В
внювь рождённые, мощные станки. Больше  ней приняли участие лыжнаки спортивных
становится инструмента, больше пневмати-  обществ «Динамо», «Спартак», «Смена» и

ческих молотков. Многое было закопано,
подальше от немецких глаз. Теперь всё это
достают, обновляют, очищают и пускают
В ХОД.

*

Над городом спускается ночь. В пехах

«Трудрезервы». 37 команд оспаривали пер-

венство. Победила сборная команда «Дина-
мо». В 13 районах в этот день участвовало
в эстафете около 1.000 лыжников.

Во многих горолах и районных центрах
областе началось массовое обучение лыж-

ников по 30- и 20-часовой программе началь- .

шумят станки, стучат молотки, звенит ме- ной и военно-лыжной подготовки: Всего по

Tama. В обработке находится последний
пролёт моста. Это сделали мостовики пох
руководством главного инженера Лебедя —

свёрла.!за девять дней.

...Мост через широкую реку давно пере-

сроки. Через мост нескончаемым потоком

Чуюна на’ клёпке установил новый ре-] идут эшелоны с войсками и вооружением.

корл — лвести пятьдесят заклёток. ,
— Чмона, как это, каким с1060б0м?
— Приспособился, принсровился.
— Этим-то молотком?

— Да, этим.

Завод выполняет
невых двух мостов.

заказы на сооружение

А. СЛАВУТСКИИ,
спец. корреспондент «Известий».

город н.

области учится около 10 тыс. Человек.
Областной комитет по делам физкульту-
‚ры и спорта’ подготовил на специальных се-
минарах 164 общественных инструкторов
лыжного спорта.
Идёт подготовка к массовым соревнова-

довоенную норму. Вскоре он её до- Кинут. Он сооружён в сказочно короткие   ниям по лыжам колхозной молодёжи. В За-

окском районе уже прошли соревнования в
десяти колхозах.

Внутриколхозные соревнования пролол-
жатся до 1 февраля. Затем начнутся район: ^
ные соревнования колхозных команд, а в
двадцатых числах февраля состоятся o6-
ластные соревнования колхозных команд —

победительниц ® районных соревнованиях,