a ee a

ae

Se ee ee

ra

ПЯТНИЦА, 14 ЯНВАРЯ 1944 г. № 12

(5314)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ. Подразделение младшего лейтенанта П. И. Агрофенива идёт в атаку. Во рву — трупы немецких
Фото спец. военного корреспондента «Известий» П. Трошкина.

солдат.

Па Мозырьском направлении

0борюна немцев в Полесье опирает-

тород Мозырь, расположенный на южном
берегу Припяти, и крупный узел шоссей- р
ных и железных дорог Калинковичи   о
на северном берегу этой реки.

06а эти узла, отстоящие один от дру-
то всего на тринадцать километров,
связаны между собой разветвлённой сетью
усовершенотвованных дорог, а также же-
лезной дорогой. Используя удобное для
обороны. географическое положение этих
спорных пунктов, немцы укрепили под-
ступы к ним инженерными сооружениями и
похтянули сюда крупные силы.

Однако и в этой долю и тщательно
подготовлявшейся обороне противника на
выгодных рубежах налиа разведка нащу-
пала уязвимые звенья..

После мощной артиллерийской похготовки
и авиационной обработки переднего края
немцев пехота с трёх сторон ринулась
на вражеские позиции.

Несмотря на исключительно упорное
сопротивление немцев, их оборона под
натиском нашей пехоты, поддержанной
артиллерией и авиацией, дала трещину в
первый же лень наступления. В прорыв
Сразу же были ввелены тачки, которые,
взаимодействуя г нехотой, расширили его
я углубили. 3

Жемцы подтянули новые пехотные и
танковые части и предприняли несколько
ожесточённых контратак,
зервы ещё на подходе подверглись силь-
ным ударам нашей авиации. Завязалигь
упорные бон в. возлухе, из. которых Ha-
пи летчики вышли победителями.
очистили н6бо от «Фокке-Вульфов» и
«Мессерпиииттов» и продолжали наносить
бомбовые удары по немецким резервам.

В районе прорыва контратакующие ди-
визии гитлеровнев не смогли восстановить
положение. Они были остановлены #з-
шей пехотой и исключительно эффектив-

ным артиллерийским огнём, обескровлены,
ся на два мощных узла сопротивления—   смяты и отброшены.

кой пехоты с танками, при чём было уни-
чтожено более сотни гитлеровцев я нодби-
то семь танков. Особенно отличились в этих
боях бронебойщики и гранатомётчики во
главе с лейтенантом Тимашовым. В ответ-
ственную минуту боя. лейтенант сказал
бойцам:

Днепре,
Смерть врагу!

вплютнНуюЮ К нашим

Из него выскочили четыре гитлеровца, но
они были тут же скошены меткими пуля-

Вражеские ре- силы метнуть
цы танка. Немецкая машина  юокуталась
клубами чёрного дыма и завертелаюсь
месте, загоролив дорогу остальным. Враже-
Они  ские танки поспешили уйти.

Подразделение под командованием Te-
оя Советекого Союза т. Кулешова за
дин день отразило три контратажи немец-

— Мы с вами били немцев на Десне и
мы будем бить их и впредь.

Когда немецкие танки подошли почти
котам, — затоворити
бронебойтики. Запьлали два танка, `под-
битые крааноюармейцами Марковым и 0вча-
ровым. Старший сержант Юрченко и ря-
довюй Кукин остановили етиё два талка,
Нал самым окопом заторелея танк, пюдби-
тый младшим лейтенантом Михалевым.

ми напгих автоматчикюв.

Олнако немецкие танки продолжали
ползти. Из окопа выюкочили старитий cep-
жант Тулешев и красноармеен  Сабазов.
С гранатами бросились юни навстречу Bpa-
жеским маптшнам. Ню добежав нескольких
шагов до головного танка, замеркво упал
Тулешев. Раненый Сабазов натиёл в себе
связку гранат под гусени-

Bs

Лыжники пох командованием т. Егорова
зорвалиеъ в глубину нюмецкой обороны и
обрушилиюь Ha гарнизон одного ceria.
В оукопалиной схватке  галнизон On
уничтожен. Захваченные лыжниками в
плен два немца показали, между прочим,
что их чають, недавно прибъывиая на этот

участок из резерва, за два лня боёв поте-
ряла 60 процентов своего состава.

Линия немецкой обороны по всей дуге
вокруг Мозыря и Калинковичей поталась.
В ней зияли пообчтыю напими частями
крупные бреши, и гитлеровцы по обоим
feperam Припяти стали откатываться на
запад. Здесь их ожидал новый сильный
удар. Нани конники совершили блестя-
щий рейд и неожиданно появились в да-
лёком тылу противника.

Врасплох был захвачен гарнизон одного
населённого пункта. Немцы чувствовали

стрела. — рассказывает Василий Сергее-
вич Сидляюв. — И я, и моя разбитая
  параличом жена, и 19-летняя дочь На-

В Кировограде

Ехать из Кирювоград не легко: JODOTH
эумружены встречным потоком людей, бре-
дущях к своим очагам. Коровы или быки
тянут саяки с мешками, велрами, ящика-
хи, корзинами. Люли утомлены, истощены,
30 в глазах у всех радость освобождения.

Й женнина с0 слезами нимает бойцов.

В дымке рассеивающегося тумана ви-
ден на холмах Кировоград. Немцы не ус-
пели разрушить этот город. Только на ©®-
верной его окозяне, смыкающейся © де-
ревней Лелековка, гле шёл бой на уннчто-
жение окружённой неомощкюй  групнанжюв-
ки, ещё вина полюса дыма.

Почти у каждого дома — группы дю-
дей — население беселует с бойцами и
офинерами. Мнюго трагического усльштали
цари воины.

В ломе № 39 по Преображенской улице
живут со своими семьями братья Сидал-
ревы — Василий Сергеевич, бывигий бух-
галтер, и Григорий Сергеввич, - работник
водоканала. 0бе семьи в полном сборе. Нет
лишь дочеми Григория  Сертеевича —
Татьяны. Её в декабре проплото года pac-
стреляли немцы.

— Не знаю, как мы все избежали рас-

южла, и 11-летний сын Павел, и жена
брата целый мееяц провели в тюрьме.
Муж моей племянницы Татьяны Ушёл к
партизанам. Немцы за это и Татьяну, и всю
семью её мужа расстреляли, дом разорили,
а нас бросили в тюрьму. Били, требозали
признания, что мы связаны © партизана-

ми. Мы, можно сказать, еп счастливцы,
остались в живых. А ведь только за лва
лня — 7 и 8 лекабря — немецкие иавер-
ги расстреляли 2.000 жителей города,
нахоливмнихся в тюрьме.

Немцы вывели всех на тюремный двор.
Переводчик 9б’явил:

— Кто хочет ехать в Германию, пусть
выйдет на середину лвора. Он будет по-
милован.

Не вышел ви один человек. Лучше

себя здесь совершенно спокойно и располо-
жились на ночлег. Конники ворвались в

населённый пункт и начали рубить
гитлеровцев.
Под угрозой окончательно — окру-

жения немпы сташи откатываться к Мозы-
рю. Продолжая теснить противняка, наши
часли вплотную подошли сегодня к этому
городу, областному центру Белоруеекой CCP.
‘Hamm ‘части вплотную приблизились
также к городу и крупному железнодорож-
ному узлу Калинковичи. Немцы бросаются
в ожесточённые, но ‘бесполезные  контр-
атаки. Налти воины показывают веё новые
и новые образцы смелости и стойкости.
Группе бойцов пюл командованием  лейте-
нанта Савиных принвлось выдержать на, ох-
HOM Участке семь сильных контратак.
Горстка русских бойцов отразила бешеную
контратаку роты немцев. Русский офицер
лейтенант Савиных погиб смертью xpad-
рых, защищая родину.

Старший сержант Бацко © десятью бой-
дами отразил контратаку немцев. Командир,
Ковалев co своими бойцами удерживал
плацларм и успептно отражал все попытки
немцев сбросить храбрепов в реку.

Войска Белорусского фронта проюлжают
развивать наступление на Мозырьском на-
правлении.
  М. РУЗОВ,

спец. к ондент «Известий».
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 января.

Первый бой

Александр Иванович Стрючков Хорошо примут это первое испытание огнём. — мецкую пехоту к
знал, каково новичку перед нервым боем.   вот о чём думал Стрючков. Но помесбм-  отползали назад. Теперь

Знал он из личного опыта, что бойцы бу-
дут жаться к нему, подражать его движе-
ниям, жадно прислупеиваться к его голосу.
Разве не так же вел себя и он, впервые
попав в бой? Это было давно, еще под
Ельней. Его, молодого тогда солдата, в ту
памятную ночь отлушило  трохотом паль-
бы, ослэнило вепьшками разрывов и 6ес-
численных ракет. . Он почему-то подумал
тогда, что либо отстанет, либо заблудится.
Взвод короткими перебежками накапливал-
ся в лощинке для атаки. Стрючков ста-
рался не терять из вида командира взво-
ла. Командир, обкуренный порохом воин,
был непререказмым авторитетом. Как хо-
рошо стало на сердце, когда он крикнул:
«Молодец, Стрючков! Смело действуенть!»
Как ободрила эта скупая похвала, как лег-
ко было бежать за командирем вперёд и
кричать «ура», а затем прыгнуть в тран-
шею, по которой метались перепуганные
немпы.

Это было’ очень давно. Под Ельней
Слрючкова контузило, под Сталинградом
два осколка от мины угодили Отрючкову в.
T1340 H B OOK.

— Немеп отметки сделал для пущей
злости на свою же ‘голову, — говорит!
Стрючков. i

Torom Muyc, Ton6ace, Momounas... Ht sor
сейчас гвардии старший сержант Алек-
сандр Стрючков пойдет в бой со своим
взводом, в который влилось несколько
молодых бойпов. День У почкомвзвола был
хлопотливый. Людей волили в баню, 103-
дали чистое бельз и теплое обмундирова-
ние. Нужно было проверить: вычищено ли

оружие, все ли получили патроны, гранл-

ты, запалы, как намотаны портянки, 9то-
бы иной боец не натер ноги. Взвод пост-
роен и ждет приказа. Пора.

— Кончай курить!-—кричит Отрючков.
- Бойцы затягиваются последний раз и не
без. сожаления расстаются’ © цытаркой..
Там, на переднем крае, He очень раску-
ришься. Полмерзло. Земля глухо стучала,
под каблуками. Непроницаемая тьма на-,
висла над опаленной болми степью.

Приблизившись к перзднему краю, рота
развернулась, и взвод Стрючкова круто’
взял влево. Вдруг тёмное небо прочерти-
ла ракета и повисла яркой зеленой звез-
ой. °

— Ложись! — раздалась команда.

Не успела потаснуть первая ракета, ав
небе зажглись уже вторая, третья. Теперь.
продвигаться можно было только ползком.
Немцы, почуяв что-то неладное, открыли
огонь. Завыли, затрохотали мины. Раз-
дался сдавленный крик, и кто-то тревож-
ным шопотом произнес: «Командира отде-
ления Голубева ранило». Раноного вынес-
ли из зоны огня, но взвод продвигался
вперёд. Враг усилил обстрел. Как новички

взвода волновался напрасно. № заданному

рубежу взвод прибыл 0ез  отставших.
«Окопаться», — приказал команхжир.
Отрючков, пригнувигись, неребегал по

окопчикам, поторапливая и предостерегая
бойнов.

— Смотри, oper, курить не вздумай,
немец рядом.

Взвод закопалея. Когда  забрезжия ту-
манный рассвет, замолчавшие было немцы
опять открыли огонь. Но стреляли они вя-
ло, очевилно, не заметили подобравшихея
к ним ночью бойнов. Связной доложил,
что привезли завтрак. Стрючков с бла-
тодарностью подумал о ротном старшине.
«Молодец Ситников, теперь ребятам ве-
селее будет». Ротный повар Тонин, ноль-
зуяеь туманом, подобрался к самому пе-
реднему краю. Шока бойцы из котелков
хлебали горячий жирный борш, Точин
забралея в окопчик к СОтрючкову.

сказал повар.—Пусть бойцы кушают плот-
нее. :

Потом в окопы переднего края про-
брался заместитель по политчасти коман-
`дира батальона лейтенант Платонов. Он
  передал бойцам принятую по радио опе-
ративную сводку Информбюро. И опять
СОтрючков подумал, что это тоже очень
хорошо. Ещё веселее. станет на душе у
его ребят. р

Таял туман. Из белесоватой дымки вы-
 рисовывались очертания хат, Там были
немпы. Оттуда их нужно было выбить.
Взвод усилил наблюдэние за противником.
Бой начали немцы. Из селения вдруг вы-
скочило четыре танка. Они остановились,
с места открыли огонь, a потом снова дви-
нулись вперёд. Вот_он, час экзамена.
Стрючков видел, что взоры бойцов обра-
шены к нему.

— Готовиться Е

громко и спокойно крикнул Стрючков, от-

стегнул противотанковые гранаты, вставил

B HBX запалы. _ 3
Бутылки с горючей жид-

—- Белов!
костью готовы?

— Готовы, товари гвардии старший
сержант, — отозвалел Белов.

Товарищи, сейчас на нас смотрит
родина. Мы не пропустим немцев!-—крик-
нул Стрючков.

Немецкие танки подполвали
Вет головной танк резко
Остальные двинулись за ним. Танки шля
на позицию соседей,
трёхстах метрах от взвода Стрючкова. Сле-
дом за танками цепью бэгут немецкие сол-
даты» Взвод залпами ударил по врагу.
Из крайнего окопчика уверенно заговорил
пулемет Спицына. Его огонь прижал не-

все ближ?.

— Тэперь, гвардии старший сержант, я
‘Kk вам уже вечером приеду, по темноте. —

встрече танков! —

свернул влево.

расположенную B PEA.

земле. Немцы, падая,
их можно было
бить на выбор. Бойцы стреляли дружно и
мэтко, успевая взглянуть и налево, в сто-
рону вражеских танков. Головной танк,
вырвавшийся вперед, перескочил через ли-
нию наших окопов, и вдруг по его броне
полыхнул огонь. Танк окутался черным
дымом и замер.

— Зажгли! — торжествующе
THIOCh по оконам.

Остальные Танки начали развертывать-
ся. Одному в бортовую броню впился ©на-
ряд. Люк открылея, из него высунулея
немец. Коротко стукнул пулемот Спицына.
Немец замер. К Стрючкову подполз связ-
ной командира роты Вандрашев.

— П ракете в атаку, — передал он
приказ.

Немцы, прикрывая отход своих солдат
после неудачной контратаки, вели ураган-
ный огонь. Помкомвзвода приказал бой-
цам готовиться к атаке. «Главное—дорвать-
ся до противника, как можно скорее, од-
ним рывком проскочить опасную полосу,
разделяющую наши и немецкие окопы», —
учил Стрючков своих бойцов. Он говорил
о твардейской чести и славе русского сол-
лата. Бойцы слушали и верили. И когда
взвилась ракета, когда помкомвзвода за-
кричал: «За мной!» и первым выскочил
из окопа, весь взвод поднялся в атаку.

Бой уже кипел в транше?. Зверинымя
голосами вопили немцы. На Стрючкова
бросился офинер. Он выстрелил из пара-
  беллума. Стрючков пригнулся, и пуля
  звякнула но каске, Стрючков вскинул ка-
рабин и выстрелил. Офицер свалился.
  Стрючков прыпнул за поворот траншеи.
Там, сбившиеь в угол, полняв руки, что-то
испуганно лопотали восемь немцев.

— Карауль их! — приказал Стрючков
  подоспевшему бойцу.
  (Сам он бросилея дальше, перепрыгивая
  чэрез трупы немцев. Недолго продолжался
бой. После жаркой схватки траншея была

нрока-

` очищена.

Наступила пауза. Бойцы окружиля
Стрючкова, наперебой делясь своими впе-
чатлениями этого первого боевого дня.
Помкомвзвода слушал их, смеялся вместе
с ними и думал: «Золотой народ эти ребя-
та. Возвать будут крепко».
  Взвод закрепилея на отбитом рубеже. В
  сумерках приехал с обедом Тонин и, раз-
давая борщ и кашу, приветствовал бойцов:
  — С новосельем вас.

Ночью пришёл приказ двигаться впе-,
Бойцы быстро построились, и в,
  темноте прозвучал голос Стрючкова:
_ — Взвод, за мной!
К. ТАРАДАНКИН,
спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

смерть, чем неволя! Torga немцы приету-
пили к расправе. Они увозили арестован-
ных Е Сухаревокому мосту и там расстре-
ливали, а трупы бросали в кололет. Рак-
стреливали и на тюремном дворе.

Немпы оставили на Ярмарочной площади
три виселицы. Эти виселицы, ках стразши-
ный призрак, должны были затугать жи-
телей города, сделать их покорными, по-
слушными. Но ни виселицы, ни расстрелы
не сломили у кировоградцев воли к сопро-
тивлению. Но ночам на улицах города раз-
тавались выстрелы. Это партизаны метили
презренным немецким палачам. Взрывались
склады, взлетали на’возлух немецкие авто-
мангины.

За последнее время среди жителей города
были созданы специальные группы охраны.
В их затачу входило любой ценой сохранить
электростанцию и другие коммунальные
предириятия, ве дать отступающему врагу
взорвать их.

Советские патриоты всячески тормозили
лействия немецкого командования. С этими
людьми, если удавалось их обнаружить,
немцы  расправлялись беспошадно. Они
расстреляли учительницу Елену Бурьянову.
Расетреляли директора театра Юрия Езв-
геньевича Рослина. Бургомистр  Шейфель
остался в памяти жителей города, как Еро-
  вавый палач и вешатель.

Не успев разрупгить горох при отетупле-
нии, немпы прелириняли бомбёжку жилых
его кварталов. На освобождённый Кирово-
град посыпались немецкие фугаски. Я ви-.
тел убитого 4-летнего мальчика. видел труп
22-летней Ввгении Стольник. Дом, в кото-
ром мы только-что беседовали с жильцами,
превратился в груду развалин. Жители
остались без крова.

Озлобленные своими неудачами, прова-
лом всех своих планов, немцы мстили жи-
телям города. Но кировоградцы восеталю-
BAT евои дома, разобьют в городе цветпики,
воздвигнут памятники жертвам неменкого
варварства. Немпев же впереди ждет же-
стокая кара. Она настигает их к западу и
северо-заладу от Кировограха, куха катится
вал налпего наступления.

Л. КУДРЕВАТЫХ,
crest. ент «Известий».
‚ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 яжзваря.

Разгром вражеской
разведывательной роты

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ’ ФРОНТ, 13 янва-
ря. (Спец. корр. ТАСС). Под прикрытием
дымовой завесы разведывательная грота
немцев пыталась прощупать позиции со-
ветских войск. Обрушив огонь пяти артил-
лерийских батарей на один из участков на-
шего переднего края, гитлеровцы начали
приближаться к сторожевым постам,

Рядовой Григорьев первым заметил фа-
ивистов, волочивших за й пулемёты.
  Сригорьев немедленно поставил в извест-
ee своего командира и открыл по врагу
винтовочный огонь. На помощь Григорьеву
пришла группа наших бойцов. Цепь первой
неприятельской группы залегла.

В это время ешё олна группа немцев
  устремилась на наши позиции справа. По-
зади солдат находился офицер. Бойцы от-
целения, которым командует сержант Шшюо-
рин, спокойно выжидали в своих ячейках.
Когда гитлеровцы совсем близко подошли
к их позициям, красноармейцы открыли
огонь. Старшина Мятинников автоматной
очередью сразил офицера. Вражеские сол-
даты залегли. Пулемётчик Ярышев отрезал
немцам пути отхода. По прижатым к земле
фанистам ударили миномётчики. Пехотин-
цы бросились в контратаку.

Вражеская разведывательная рота была
разгромлена. Оставив на поле боя не-
сколько десятков трупов, винтовки, авто-
маты и другое вооружение, противник от-

KATHIICS
——Q-—

Подготовка и приём
в аспирантуру вузов

® }
Комитет по делам высшей школы при
‚СНК СССР принял решение об улучшении
подготовки и прибма в аспирантуру высших
учебных заведений.

Комитет установил, что основной формой
подготовки аспиранта. является его самостоя-
тельная работа. Кроме экзамена по специ-
альности, поступающие представляют свои
научные работы, рефераты, описания изоб-
ретений, выполыенные проекты и другие ма-
териалы,

Отбор в аспирантуру будет производиться
по конкурсу.

ПО СТРАНИЦАМ
ОБЛАСТНЫХ ГАЗЕТ

Четыре месяца назад коллектив 3aB0-
да им. Колющенко обратился с призы-.
вом к трудящимся Челябинской области
оказать братскую помощь в оон
нии разрушеннюго немцами хозяйства
районов Курской области. Колющенковцы,
нашли возможным за счёт мобилизации
внутризаводских резервов и сверхилано-’
вого производетва послать курянам 3 ва-.
тона металлопроката, 13 станков, раз-
личную аппаратуру, 2 тонны печного
литья, 20 четырёхкорпуеных  плугов и
ap. Почин завода нашёл горячий отклик
на предприятиях и в колхозах Южного
Урала. Газета «Челябинский рабочий»
напечатала проведённую по телефону бе-
седу с секретарём Курского обкома
BRIS) т. Лорониным.

«Самую эффективную помощь трудя-
щиеся индустриальной Челябинской об-
ласти могли бы оказать нашим машин-`
н9-тракторным станциям, говорил
т. Доронин. — Если бы каждый Ball)
завод выделил один-два станка, ин-
струмент, другое оборудование, — это бы-
ло бы неоценимой помощью. Мы испы-
тываем недостаток в лесе, цементе,
алебастре и других строительных мате-
риалах, особенно в стекле. Очень боль-
июе значение имела бы для нас помошь

в этих материалах»,

В Челябинске, Махнитогороке и других
городах и сельских районах области раз-
вернулась энергичная работа. Она при-
няла характер всенародного движения по-
мощи освобождённым районам. Не было

такого предприятия, колхоза, совхоза,
MTC, которые бы He внесли свою
лету в ont помощи  ВБурской  o6-

ласти. Трудящиеся Магнитоторска вокере
отнравили в Курек эшелон подарков —
31 вагон сортового железа, литейного чу-
туна и другого металла, 3 вагона гвоздей,
вагон огнеупорного кирпича, 4 вагона
столярного, слесарного, плотничьего ин-
струмента и много других вещей. Эшелон
за этелонюм
ской дороги в Курскую область, увозя
туда оборудование и материалы, необхо-
димые для возрождения промышеленно-

сти, колхозов. городокого хозяйства. С
одним из эшелонов выехала делегация
трудящихся Челябинской области. Её

приезд в Курек вылился в яркую де-
монстрацию единения и дружбы трудя-
щихся лвух областей. Горячо благодаря
уральцев за их братскую помощь, куряне
обещали челябинцам не пожалеть сил
для быстрейнюго восстановления  разру-
шенного немцами хозяйства.

«Вы прислали нам 200 станков, — го-
ворилось в письме к челябинцам, при-
нятом на общегородском митинге трудя-
щихся Курска. — Трудно передать, каж
кстати пришлись эти станки. Уже в са-
мые ближайшие дни они окажут нам

помощь в ремонте тракторов. Вы при-
слали нам вагон стекла, это поможет нам
застеклить школы, больницы, детские
дома. Каждый ключ, каждый. напиль-

seta «Нурсная правда» публикует

следовали с Южно-Ураль-

АИНИНННИНИАМННЯ

Челябинск —Курск

ник, присланный вами, поможет возрб»

ждению области.

Мы клянёмся, товарищи, как можно
лучше и полнее использовать вашу по-
мощь, На каждом вашем станке будут
работать стахановцы и давать по две
три нормы. Можете не сомневаться, что
трудящиеся Курской области не посра-
мят перед вами своего имени и сдер-
жат своё слово».

Ирюньлю немного ‘времени, и теперь уже
в освобождённых курских районах видны
плоды братской помощи челябинцев. Га-
200б-
щения руководителей учреждений и
предприятий, показывающие, как исполь-
з?ются присланные шефами из Челябин-
ской области оборудование и материалы.

«Для возрождения машинно-трактор-
ных мастерских, — сообщает начальник
курского облземотдела тов. Горшелев, —
мы получили в порядке братской помощи
из Челябинской области 20 тонн цемента,
два вагона пиломатериалов, вагон кругло-
го леса, около 100 названий различного
инструмента, 106 токарных, болторезных,
`строгальных, фрезерных станков, Суд-
жанская, Н(игровская, Рыльская, Старо-
Оскольская, Льговская и Белгородская
МТС установили челябинские станки и
приступают к ремонту тракторов. Обоян-
ская, Набережанская и Волоконовская
МТМ, получившие дополнительное обо-
рудование от челябинцев, уже работают.
Без этой помощи мы бы не сумели так
быстро возродить наши машинно-трак-
торные мастерские»,

Восстановление курского водопровода
тормозилось нехваткой цемента, кровель-
ного железа, леса. После того, как эти ма-
териалы были получены от челябинцев, ра-
ботники водопровода отремонтировали 17
смотровых колодцев. Для силовой станции
кожевенного завода им. Серегина нужен
был мотор. Он был получен из Челябинска,
и теперь станция уже пущена в ход.

«Перед коллективом фармзавода была
поставлена большая задача — пустить
стекольный цех, разрушенный немецкими
оккупантами, — рассказывает — замести-
тель директора завода тов. Руш. — Была
проделана большая работа по восстанов-
лению цеха, но, когда нужно было начать
кладку нлавильной печи, дело затормози-
лось из-за отсутствия шамотного кирпича.
Выручили трудящиеся Челябинской об-
ласти. Они прислали 1.000 штук шамотно-
го кирпича, Стекольный пех скоро всту-
пит в строй, и город получит стекло соб-
ственного производства. Челябинцы вы-
делили нам также токарный, сверлильный
и строгальный станки, которые смонти-
рованы, работают и дают нам возмож-
ность самим делать необходимые детали
к машинам».

Так начинание рабочих завода им. Колю-
щенко выросто в болыиое государственное
дело. Трудящиеся Южного Урала в ощнох
етрою 6 трулянтимися Курской области ре-
шают общенародную задачу ликвидации по-
следствий разбойничьего хозяйничанья нем-
HOB в районах, освобожденных от немецкой
оккупация.

В потоке речей и резолюций

За годы войны нап областной центр раз-
росся, население ето резко увеличилось,
чрезвычайно выросла промышленность го-
рода.

На очередной сесеии тородокоге Со-

вета. депутатов трудящихся  председа-
тель исполкома тов.  Кушневский В
своей вступительной речи, говоря 0б эко-
номическом и культурном значении горо-
да, горячо доказывал, сколь большая ответ-
ственность ложится на каждого городского
советского работника. 9 новых задачах и
больших обязанностях людей, призванных
руководить торолом, любит порассуждать
и секретарь исполкома тов. Русаков.

Но как далека повседневная  деятель-
ность исполкома ют всего, что говорится
в выступлениях его руководителей! Основ-
ные время и силы здесь убиваются Ha
бесчисленные совещания, заседания, сотла-
сования,  хокладные записки и проекты
постановлений. Резолюциями 6 благэ-
устройстве, о помощи семьям фронтовиков,
в топливе, о банях можно было бы замю-
стить, казалось, во Улицы. Но никто в
исполкоме решений не проверяет-—и тор-
жественню утвержденное сегодня решение
уже завтра навсегда выпадает из поля
внимания его авторов.

25 ноября 1943 тода исполком вынес
рентение о помощи семьям военнослужащих.
Отуетив крупные недостатки в этом деле,
испюлком дал каждому заведующему oTI¢-
лом олтределённые поручения. Заместителю
председателя горисполкома т. Воронину,
ведающему этим участком работы, за сла-

60% руководство об’явили выговор и пред-

ложили проследить за выполнением реше-
ния. 6 января, через полтора месяца, мы
снова присутствуем на заседании испол-
кома, где вторично рассматривается тот же
Bompoc. Выясняется, что буквально ни-
кто — ни жилишный отдел, ни торговый,
ни топливный, ни народного образования—
ничего не сделал. Нужно было, напри-
мер, предоставить нескольким семьям
фронтовиков новые квартиры. заведующий
жилуправлениехм т. Панкевич на прошлом
заселании исполкома клялся, что пересе-

фону).

лит эти семьи буквально в несколько
дней. Прошло полтора месяца, а оемьи
фронтовиков попрежнему живут в небла-
гоустроенных квартирах.

В результате обсуждения исполком
вынес ещё пять выговоров. Но, судя по
всему, взыскание никого нев  оторчило.
Здесь так часто выносят вытовора, что,
кажется, не осталось ни одного завотую-
шего отделюм, которого бы обошла эта ме-
pa воздействия. Заведующий банно ла-
чечным управлением т. Ильиных за не-
сколько месяцев работы получил уже
пять взысканий. Редкое заседание иопал-
кома обходится без того. чтобы на кото-
нибудь не наложили выговора. На от это-
го уважение работников к решениям ис-
полкома не выросло...

Городу в 1943 тоду был отпущено
2,5 миллиона рублей на жилишно-комму-
нальнюе строительство. А построили всего
лишь один деревянный дом. Трамвай до-
Belén до аварийного состояния. На станции
скорой помощи из пяти автомашин дей-
ствует одна: остальные всё собираются
отремонтировать. В лесу лежат тысячи ку-
беметров разделанных дров, а исполком не
сумел во-время доставить топливо. И тав —
почти во всём. Вместо энергичного преодо-
ления трудностей вечные жалобы и сетова-
ния. Люди за этими сетованиями прячут
свою безрукость, полное отсутствие ини-
циативы.

Несколько слов о том, как принимают
посетителей в аппарале исполкома. С утра
никого из руководителей отделов на месте
не застанешь и невозможно узнать, когда
они появятся. Установлены часы приёма,
но работники отделов не считают для сэ-
бя обязательным быть в это время в ис-
полкоме. В результате люди, приглашён-
нью на определенный час в исполком, це-
лыми лнями ожилают приёма.

Ф. МАЛЬЦ,
соб. корреспондент «Известий».

ГОРОД МОЛОТОВ, 13 января. (По теле-

Совещание учителей языка и литературы школ Азербайджана

БАКУ, 13 января. (По телегр. от соб.
корр.). Закончилось совещание учителей
языка и литературы городских и сельских
школ Азербайджана. Совешание было по-
священо вопросам преподавания азербайд-
‘жанской литературы и русского языка в
национальных школах республики. Педагоги
рассказывали о значительных успехах в
преподавании этих предметов. Созданы
стабильные программы, учебники, хрестома-
тии из произведений классиков азербайд-
жанской лнтературы. Величайшие сокро-
виша мировой и русской литературы — про-
изведения Шекспира, Байрона, Пушкина,
Лермонтова переведены на азербайджан-
ский язык. Учительство получило ряд мето-

дических пособий. Особое внимание в шко-

Один миллион книг в

ХАРЬКОВ, 13 января. (По телеф. от соб.
корр.), На прилавки книжных магазинов
Киева, Харькова, Полтавы и других горо-
дов Украины поступило больше миллиона
книг. Среди них много художественной ли-
тературы — избранные произведения рус-
ских и украинских классиков, юниги совет-
ских и иностранных пикателей. Магазины

лах уделено чистоте языка, культуре речи
учащихся.

Совещание подвергло глубокому изуче-
нию задачи преполавания русского языка
в национальных школах. Учащиеся азербай-
джанских и армянских школ имеют теперь
достаточное количество учебников и на-
глядных пособий, выпушены русско-азер-
байджанский и  азербайджанско-русский
словари. Все выступавшиё единогласно
отмечали, что русский язык является одним
из любимых предметов, тяга к овладению
им среди школьников очень велика. Это
обязывает совершенствовать в дальнейшем
подготовку специальных педагогических
кадров, шире внедрять знание русской ли-
тературы в массы учащихся.

На совешании выступил секретарь ЦК
КП(б) Азербайджана т. Багиров.

магазинах Украины

«Укркнигокультторга» получили в продажу
325.000 . учебников на русском и украин-
ском языках для`средних и начальных школ.

Книготоргующая сеть Украины беспре-
рывно получает в’ большом количестве но-
винки политической и технической литера-
туры.