Ee. а

ИЕР ТРИ, те

СРЕДА, 5 АВГУСТА 194% г. 1: 18% (786%)

ИЗВЕСТИЯ

СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

условия

Всесоюзного социалистического соревнования

предприятий Наркомата промышленности
строительных материалов Союза ССР

Всесоюзное социалистическое соревнование
pe sete leh he etn ork sch a hl dah bahar aes

ФРОНТОВАЯ БРИГАДА

Задача окончательного разгрома немец-
во-фапгистских захватчиков в 1942 го-
ду, поставленная Народным  Комисеаром
Оборены товарищем Сталиным, требует,
чтобы все отрасли народного хозяйства
нашей родины работали ¢ непрерывно
возрастающей произвохительностью.

Воллективы рабочих, инженерно-техни-
ческих работников и служащих Вюскре-
сенского цементного завода, стеклозавола
им. Горького, завода № 1 железобетон-
ных конструкций и Карачаровского
деревообрабатывающего комбината в от-
вет на первомайский приказ товарища
Сталина обратилиеь ке всем работникам
предприятий Народного ЕВомисеариата
премьишленности строительных  материа-
лев с призывом организовать Всесоюзное
социалистическое соревнование на  дос-
речное выполнение планов производства,
дать стране и фронту больше боеприна-
сов, инженерном имущества, цемента,
железобетонных изхелий. стекла, асбеста.
слюды, графита и нестных строительных
материалов для строительства новых за-
волов и фабрик.

L

Педхерживая инициативу коллективов
вышеуказанных предприятий, Всесоюзный
Центральный Совет Профессиональных
Союзов и Народный  Комиссариат  про-
мыиихенности строительных материалов
Союз» ССР устанавливают следующие ус-
левяя соревнования:

ПО ЦЕМЕНТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Победителями в соревновании  бутут
считаться те заводы, которые дадут сверх
установленного месячного плана наиболь-
шее количество продукции с  обязатель-
ным соблюдением плалювоге ассортимента
и одновременно достигнут наибольшей
экономии топлива и электроэнергии.

ПО СТЕКОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Победителями в соревновании будут
шее количество стекольных ‘изделий для
танков, самолетов, автомобилей, инженер-
ных войск и для строительства в уста-
новленном ассортименте, а также достиг-
нут экономии соды, сульфата и топлива
Ha единицу продукции.

ПО МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩИМ
И ЧУГУНОЛИТЕЙНЫМ ЗАВОДАМ

Победителями в соревновании  бущут
считаться те зазеды, которые дадут
сверх установленноге месячного плана
иаибольшее количество продукции © с0б-
люлением установленного асеортимента и
уменьшением норм расхода металла и
топлива на единицу протуклщии.

ПО ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ
И ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ
ПРОМЬНШЛЕННОСТИ

Нобедителями в соревновании  букут
считаться те предприятия, которые добь-
ются наибольшего перевьышолнения иесяч-
ноге плана © соблюдением планового
ассортимента и дадут при этом экономию
сырья и материалов при лучшем истюль-
зовании транспорта и ‘уменынении рас-
хода горючего и добьются — наибольшего
количества рабочих, выполняющих и
перевытолняющих уетановленные нормы
выработки.

ПО НЕМЕТАЛЛОРУДНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ

считаться те предприятия, которые дадут
сверх установленного месячного плана
наибольшее количество продукции © соб-
людением планового ассортимента, достиг-

HYT EPH этом окономки эхектрознергии и
обеспечат выпюхнение плана гернопох-
готовительных работ.

ПО ЗАВОДАМ КИРПИЧНОЙ, ИЗВЕСТКОВОЙ
И АЛЕБАСТРОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

считаться те заведы, которые далут сверх
установленноге месячноге плана наиболь-
шее количестве кирпича. известия и але-
бастра, а также хобъются большего вы-
хода высших сортов продукции и сокра-
щения норм расхода топлива.

ПО ПРЕДПРИЯТИЯМ КРОВЕЛЬНОЙ,
КЕРАМИЧЕСНОЙ, ТЕРМОИЗОЛЯЦИОННОЙ
И ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВА

СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Побехителями в соревновании будут

считаться те предприятия, которые i

сверх плана наибольшее количество про-
дукции и эконемии материалов, сырья и
топлива иа единицу готовых изделий.

ie

Лучшему  премтиятию-победителю в
социалистическом ‘соревновании  присух-
дался переходящее Красное Знамя
Государственного Комитета Обороны.

Одновременно с вручением переходяше-
ге Красного Знамени выдается ленежная
премия для премирования отличившихея
рабочих, инженерно-техничееких  работ-
ников и служащих, а также для прове-
дения мероприятий пе улучпюнию куль-
турно-бытовых условий  келлектива ра-
ботников завода.

Для кажлой из перечисленных выше
отраслей промышленности и групп отраз-
лей промышленности учреждается перехо-
дящее Красное Знамя ВЦСПС и Нарком-

стройматериалов OOCP, которое присуж-

хаелея предприятию, занявиему
место в соревновании.
Охновременне устанавливаются для них
и денежные премии: одна первая премия
и одна вторая премия для премирования
отличившихея работников. а также про-
ведения мероприятий тю улучшению
культурно-бытевых условий.

первое

Первая премия вымается предприятию-

победителю при вручении  переходящего
Красного Знамени ВЦОИС и Наркомстрой-
материалов CCCP.

Установление размеров сумм в преле-
лах присуждаемой премии на премирова-
ние отличившихся рабочих, инженерно-
технических работников и служащих и
на проведение соответствующих — меро-
приятий по улучшению культурно-быто-
вых условий коллектива производится

ВЦСПС и Наркомстройматериалов СССР.

Результаты соревнования нодводятея
BUCHC и Наркохстройматериалов 20-го
чиела следующего месяца.

Ш.

Всесоюзный Центральный Совет - Про-
фессиональных Союзов. и Народный Ko-
миссариат промышленностя строительных
материалов СССР призывают всех рабо-
чих, работнип, инженеров, техников и
служащих промышленности строительных
материалов принять активное участие во
Всесоюзном социалистическом  соревнова-
нии, & хозяйственных руковолителей,
профессиональные и общественные оргз-
низации возглавить социалистическое
соревнование и общими усилиями добить-
ся лучшего выполнения государственных
планов и тем самым пюмочь налей геро-
ической Красной Армии — окончательно
разгромить в 1942 году немецко-фанеиет-
  ких захватчиков и изгнать их с совет-
  ской земли.

Ззять от оборудования
максимум возможного!

Н-<кий завод. Слесарь-сборщик А. А. Шат-
ровский за сборкой моторов для поворота
бани танка. Свою норму  стахановец
Шатровский выполняет на 309 процентов.

Фото Н. Петрова.

Патриоты-

рационализаторы
ТОРЬКИЙ, 4 августа. (По телеф. от
с0б. корр.}. Советские патриоты муже-

ственно защищают свою родную землю
не только на фронте, но и в тылу. Каж-
‘TBI натиск немецко-фашистсвих разбой-
ников родит в сердцах советеких людей
новую решимость бороться 30 победы,
отдать все. свои силы, свою жизнь за
свободу и стастье родины.

Рационализаторы Н-екого завода, но-
‚казавшие изумительные образцы инициа-
 тивы и энергии, продолжают самоотвер-
женно трудиться над ускорением вы-
  пуска боевой продукции, над упрощением
и узешевлением ее производетва. За пос-
леднее время заметна тяга к коллектив-
‚ному творчеству. На заводе организованы
уже 6 рационализаторских коллективов,
в которые входят мастера, технологи,
 стахановцы.

Бюллектив, состоящий из мастера Ха-
ритонова, технолога Волкова и стахановна
 Жихарева, за последнее время внес три
ценных предложения, которые уже внед-
рены в производство. По нескольку пред-
ложений внесли и другие творческие кол-
лективы.

Замечательно работает инженер Куп-
риянов, награжденный двумя орденами.
Он внес предложение по усовершенетво-
ванию одного ответственном прибора.
Это предложение дает заводу свыше трех
миллионов рублей экономик. Премию от
своих предложений в размере, превышаю-
meu 100.000 рублей, т. Куприянов пере-
дал в фонд обороны родины.

Металлурги в августе
новышают темпы

‚ ГОРОД Н., 4 автуста. (Па телем. от
ссб.  корр.). Металлургический — завох
№ 700, досрочное выполнивший  июль-
скую программу, в первые лни августа
работает нарастающими темпами. Еже-
диевно цехи дают на 5—6 проц. пре-
дукции выше плана. Знатный сталевар
орхеноносец Труханов систематически пе-
ревыполняет задания на 15—20 проц.
Поравнялся с Трухановым и сталевар
Кайсин. Не ослабляют четкого ритма це-
хи, Xe начальниками тт. Турбаков,
0борин и Тимохов.

Сталевары и прокатчики завода всту-
пили в третий месяц Всесоюзного социа-
листического соревнования с твердым на-
мерением увеличить выпуск ‘металла, не-
обхолимого фронту, и они прилагают все

ществить.

Еще быстрее, в 8 суток, при хорошем
качестве работ отремонтирован уникаль-
ный зуборезный станок: раньше на это
требовалось 30—35 лней.

Скоростным же методом проводится ка-

> р Ч, По ЧЕ де Ач ae ЧР

В условиях военного времени исклю-
чительно важно, чтобы промышленное
оборудование работало бесперебойно в
безаварийно. Фронт требует, чтобы ни
один станок, ни одна машина не имели
вынужденного простоя. Оборудование
должно давать максимум возможного. Чет-
вая система планово-предупредительного
ремонта в условиях войны приобретает
поэтому исключительное значение.

Миновал год войны. Еели проанализи-
ровать состояние оборудования такого
промышленного гиганта, как Уралмашза-
вод, 10 можно смело сказать, что ремонт-
ники 60 своими задачами справились,
ботатейший парк станков и машин Урал-
маша находится в, хорошем, работоспособ-
ном состоянии. А ведь натрузка легла за
этот год на оборудование немалая...

Жак этого удалось достигнуть? Прежде
всего сохранением системы планово-пре-
дупредительного ремонта. Ёак и до войны,
главное место в этой системе занимает
систематический профилактический теку-
ший ремонт © заменой отдельных дета-
лей и регулировкой оборудования через
каждые 3—4 месяца.

Пол’ем планшайб карусельных станков,
столов строгальных станков, колонн рас-
точных станков, суппортов крупно-токар-
ных станков етал обязательным при
текущем ремонте.

Неемотря на исключительную загрузку
оборудования, сроки осуществления ре-
монтных работ точно соблюдалиеь за все
месяцы войны. Отменить ремонт по утвер-
жленному месячному графику в исключи-
тельных случаях может только директор
или главный инженер завелз.

Правда, не весе начальники цехов сразу
поняли важность вохранения системы
планово-предунрелительного ремонта и В
военное время. В олном из цехов (H3-
чальник тов. Лившиц) в первые месяцы
войны передача станков в ремонт ветре-

Чала противодействие со стороны произ-
водственного персонала. При этом ссыла-
лись обычно на то, что остановка стан-
ка на ремонт несет угрозу выполнению
производственной программы. Когла не
удавалось своевременно сломить такое
сопротивлегие, часть оборудования через
короткий срок неизбежно требовала уже
более сложного и более длительного ре-
монта, и это действительно тормозило на
определенных участках выполнение про-
граммы. Однако такие случаи сопроти-
вления систематическому проведению про-
филактического ремонта были  изжиты,
люли поняли свою ошибку, и через корот-
кий срок выход оборулования из строя в
этом цехе резко сократилея. В январе,
например, отмечено было 43 случая вне-
планового ремонта, а в июне — лишь
Строго соблюдая график ремонта, цех не-
сколько месяцев удерживал первенство.

Другая картина наблюдалась в цехе
тов. Кулакова. Оборудование здесь было
более изношено, чем в нехе, которым ру-
ковохит тов. Лившиц. Но график ремонта
злееь вее время точно соблюдался. Шо-
этому производетвенную программу цех
перевыполнял из месяна в месяц.

При нроведении профилактического те-
кущего ремонта, как правило, мы поль-
зуемся периодами простоев оборудования,
связанными © настройкой станка и пере-
становкой обрабатываемых изделий; поль-
зуемся обеденными перерывами и другими
благоприятными для ремонта условиями.

Таким путем удалось резко сократить
простои оборудования на текущем ремон-
те тю сравнению с довоенным временем.

Часть ереднего и капитального ремонта
мы проводим скороетными методами. До
войны ремонт уникального  строгального
станка занимал 35—40 дней. В дни
войны бригады слесарей Тяжеломова и

ревнования отремонтировали егов 15 дней.

питальный ремонт кранового оборудования
в литейных нехах. Бригада Ермакова В
36 часов отремонтировала мостовой 5-ToH-
ный кран, а 50-тонный разливочный — в
3,5 суток. Чтобы не тормозить работу
соседних разливочных кранов и веего
прохета, этот ремонт после смены бегунков
крана производился при передвижении
крана в места на место, в зависимости
от работы других кранов. Такой ремонт
кранового оборудования
быть исключением.

Успеху скоростного ремонта способетво-
вали заблаговременная подготовка сменяе-
мых деталей, четкий график работ и Cco-
циалистическое соревнование между брига-
дами слесарей.

На

Уже перестал

ремонте кранового оборудования

8. бригады слесарей специализируются: одна

занимается ходовой частью крана и при-
BOXOM,
тележки.
Не менее важную роль для бесперебой-
ной работы оборудования играет содержа-
ние его в чистоте и порядке. Отдельные
цехи в первый период войны, поглощен-
ные стремлением удвоить и утроить вы-
пуск боевой продукции, уделяли мало
внимания чистоте оборудования и рабочих
мест. Но вскоре механики цехов взялиеь
за основательную чистку станков и ма-
шин и снова ввели это в CHeTeMy. За
послехние месяцы благодаря этому снизи-
лись неполадки е оборудованием (задиры).
содер-

вторая — механизмами грузовой

повысилась общая культура его
жания.

Длительность ремонта и ет качество в
немалой степени зависят от своевременной
полготовки деталей. Механик одного из
ведущих цехов т. Король лобилея такой
организащии в изготовлении запасных де-
талей. что совершенно не знает ‘простоя
во время аварийного или внеплавового рэ-

монта. И на другом, более трудном а

Сняа ваше сопротивления  немецко-
фапгистским захватчикам зарождается и
в глубоком тылу, где день и ночь готовят-
ся вооружение и боеприпасы. В наших
cHapayax, обрушиваемых на врага, в
наших самолетах и танках, идущих в
бой, — гнев и сила народа, похнявшего-
ся на защиту родины.

На Нском заводе на Урале, тие для
Брасной Армии тотовят боеприпасы, план
одне время не выполнялся по вине одно-
то участка. Чуветво тревоги влалело всем
коллективом. 0 том, что завод дает мень-
ше боеприпасов, чем требуетея, говорили
У станков. в столовой; в кабинетах ин-
женеров, дома после работы. Инженеры
предложили дв» решения: приступить Е
расширению этото участка, а до этого
ввести для рабочих 0собую, повышенную
оплату труда.

Наладчик Яков Федотовия Torapes
предложил свой план: ;

— Разрептите мне похобрать  фронто-

вую бригаду. Возьму люлей, у которых
близкие дерутся на фронтах ¢ втагом.
Ручаюсь, что эта бригала добьется

выполнения плана.

Токарев—наладчик моледой. Этот pece-
лый, общительный человек работал на
фарфоро-фаянсовом заводе живописцем,
знал тайны красок, любил свое ремесло
и, если бы не война, никотда бы не
бросил его. Вместе ¢ заводом он приехал
с Украины на Урал и здесь оменил свою

профессию. Надо было готовить оружче
для борьбы с врагом. Тонкие пальцы,
державивие кисточки, теперь касались

холодного металла.
Токарев стал хорошим револьверщиком, а

потом и наладчиком. Этому человеку по

его яростному отношению к работе мож-
HO было верить, что он добьется своего.

В фронтовую бригалу Токарев решил
Включить о несколько женщин. Так, он
позвал Аню Привалову, сильную, широко-
плечую ткачиху, муж которой на фронте
< первого дня войны. Согласилась пойти
в бригаду и’Шарова. Ее муж тоже воюет
с немцами. Так в фронтовой бригаде co-
брались семь человек, готовых
все, чтобы цех, наконец, пошел полным
ходом, чтобы вытравить горечь чувства,
что они плохо помогают фронту. Аня
Привалова не побоялась встать за тяже-
лый револьверный станок, за которым
работали только мужчины.

8 марта она установила на этом стажке
свой первый рекорд. За смену она дала
300 деталей —- xe сменных нормы.
этот вечер дома Привалова написала
стихи для стенной газеты о муже, ки9-
рого страна позвала на фронт для запи-
ты родины, и о жене-патриотке, ветавшей
К станку.

В первый же месяц фронтовая бригада
выполнила задание на полтораста процен-
тов. Цех перевышолнил план выпуска
боеприпасов. Котда Токарева спраптивали,
как ему удалось это сделать, он отвечал:

‚— Работали по-фронтовому. Перестали
бегать по цеху. терять время. Необходи-
‚ мые материалы готовим заранее. На не-
которых станках увеличили обороты...
Вот. пожалуй, и все!

бригаду вошли люди, которые, подобно
самому Токареву, Приваловой, недавно
овладели новыми профессиями. Они не

могли предложить болыших  радионали-
запореких нововведений. Но они хотели
победить. Они хотели быть достойными
тех, кте ради них сражался на фронтах.

В короткое время

В в июне новые нормы были

Казалось, ему не о чем рассказать. В!

Их усилия сосредоточивалиеь на том,
чтобы лучше организовать свой  трул,
св0е рабочее месте. Они знали: если
станок в эти грозные дни стоит без pa-
боты, это — преступление. Они боролись
за полное использование рабочих часов.

На других станках стали крепить де-
тали на ходу. Небольнюе дело, но и оно
сыграло свою роль. Ведь за смену прихо-
дилось сотни раз останавливать станок.

Это была рядовая фронтовая бригада.
Здесь не было больших мастеров своего
дела, виртуозов. Но эти люди твердо ре-
цтили, что они выведут цех из прорыва.
Каждый в бригаде отвечал не только за
себя, но и за соседа, за товариша по ра-
dove. Bee вместе они отвечали перед
фронтом, перед бойпами Красной Армии,
перед своими близкими. :

Токарь Тихонов, скромный и молчали-
вый человек, не отказывалея от самых
трудных заданий.

— Для плана? Сделаю! — коротко го-
верил он.

В марте он с трудом выполнял норму,
а с мая в среднем за месяц выполнял 00-
лее двух норм. :

Токарь Земпов при норме B 380 xera-
лей стал снимать со станка более тыся-
чи штук.

— Тысячником будешь, — сказал ему
одобрительно Токарев.

— 9то только тысяча деталей. Далеко
еще до тысячника, — ответил Земпов.

Но он уже думал о том, как увеличить
производительность своего станка. Если
переставить несколько станков, изменить
несколько технологию, то можно будет да-
вать в смену по шести-семи норм.

В цехе появилось переходящее знамя
для бригады, выполняющей нормы в срел-
нем не меньше чем на двести процентов.
Его вручали ежедневно после окончания
работы. Продолжительное время это знамя
украшало участок, где работала бригада
Холоденко. Но теперь все чаще и чаше
бригада Токарева забирала себе это знамя.

Случилось однажды, что заболел  олин
из токарей. Над токаревской бригадой на-
висла угроза невыполнения сменного за-

сделать. лхания. Знамя надо было отдать Холоденко.

Тогда Алексей Тихонов и Миханл Перву-
хин репгили заменить своего товарища, по-
работать на трех станках. Бажлый из них
в этот день сделал по три с лишним
нормы.

В мае фронтовая бригада попросила пе-
ресмотреть нормы. Цех уже выполнял план.
Работая по новым нормам, токаревцы вы-
полнили майское задание на 156 проп. А
выполнены
уже на 174 проц.

Привалова испытала большую ралость
тогда, весной, когда она сняла 300 хета-
лей, теперь она уверенно готовит за сме-
ну 500—550 деталей. Теперь уже нет и
речи о расптирении участка. 0 xpyrom го-
 ворят в цехе. Если на последних опера-
‘циях поставить дополнительно один ста-
нок, то производительность веего пеха
возрастет на 20 проп. Эти резервы откры-
  ла бригала Токарева.

— Наша

родина вновь переживает
трудные и тяжкие дни, — говорит Тока-
рев. — Мы понимаем все грозное значе-

ние боев, которые идут сейчас на Южном
фронте. Опасность, нависшая над нашей
родиной, побуждает нас к еше более на-
пряженной работе для фронта.

Бригада Токаревка — рядовая. Таких
фронтовых бригад на наших заводах —
тыкячи. В них — наша сила в тылу.

С. ВИКТОРОВ.
  ГОРОД Н.

Удвоенная программа
перевыполнена

ПЕТРОПАВЛОВСК (Казахская ССР),
4 августа. (ТАСС). Петропавловскому мя-
сокомбинату дали на июль удвоенный по
оравнению с июнем план выпуска мясных
консервов. Эта повышенная программа
перевьиюлнена. Комбинат изготовал сверх

силы к тому, чтобы это намерение осу-  задания 235 тысяч бавок консервов, де-

сятки тонн колбасы.

тем же результатам, каких достиг раньше.

Несмотря на рост об’ема работы в евя-
зи с увеличившейся мощностью цехов,
ремонтники вашего завода непрерывню сю-
вершенствуют технику и методы работы.
За время войны нашла широкое примене-
ние электрозакалка токами высокой час-
теты. Олню это во много раз сокращает
сроки ремонта, требуя буквально секунд
для выполнения определенных операций
вместо десятков часов. Совершенно отпала
необходимость в применении высоколеги-
рованных дефицитных сталей для некото-
рых деталей (шестерни, валики и т. д.).

Десятки тонн дефицитного цветного ме-
талла сохранило заводу применение анти-
фрикпиюнном чугуна,  биметаллических
втулок, гаек и проч. Выделываются они
путем центробежной отливки, что блаюо-
приятно сказывается на качестве. Боль-
ое распространение получило  хромиро-
вание деталей. Вместо поежней одной ван-
вы у нас полностью загружены четыре.
Увеличивается срок изисва хромируемых
деталей (шейки шпинделей и валов, оси
крановых бегунов, винты и другие), воз-
вралцаются в строй годные детали, почему-
либо «троваленные» при механической 0б-
работке.

Большую роль сыграла механизация
трудоемких процессов при ремовте. Олин
из таких процесеов — шабровка напразв-
ляющих плоскостей. С применением шли-
фовки направляющих плескостей ремонти-
руемых стамков на специальном плоско-
иилифовальном станке во много раз -сокра-
щаелся время шабровочных работ, повы-
шается качество ремонтируемых деталей.

Трудности, встречамниеея в кузнечно-
молотовых цехах, были преодолены уета-
HOBKOH лвух компрессоров и парового ол-
нотонного молота, переделанного на воз:
Lyn. uF

Несмотря на сильную загрузку произ-
волетвенного оборудования, мы, как и ло

войны, неуклонно вели и восстановитель-!

ный ремонт оборудования. 0б’ем о ремонта
был тот же, чо ив 1941 г План за
первое полугодие 1942 г. по воестанови-
тельным работам выполнен на 103,5 проп.

Ерофеева на основе социалистического с9-  ке, куда перевели т. Король, он близок к! Во многом этаму помогла своевременная

Электростанции Колымы
работают на местном угле

МАГАДАН, 4 аегуста. (ТАСС). Перевы-
полнив полугодовой план, угольщики Ro-
лымы хорошо работали и в июле. Добыча
угля возросла на 34.7 процента по срав-
  en с июлем прошлото года. Bee rop-
ные управления и таежные электростан-
фея пользуются теперь только местным

Участник Всесоюзного соревнования три-
котажников мотальщица Калининской три-
котажной Ффабрикя А. Панкова. cnerema-
тически выполняющая ‘по $ нормы при
отличном качестве работы.

Фото В. Башкирова. (ТАСС).

%

Родина.

Ты пробудила жизнь во мне и песенный
дала мне дар,
Весною на груди твоей цветов
волнуется пожар.
Я по горам твоим бродил, средь
мшистых скал, оттуда вниз
Текли, рождаясь, родники в алмазах
семицветных брызг.
Еще далек рассвет, но вот, чуть
трепеща, как мак степной,
На запад облачко плывет
над розовеющей грядой.
«О девушка, в долине ты, — в горах мне
грустно одному», —
Негромко запевал чабан, и горы вторили
ему--.
Гортанный голос родников, казалось,
ту же несню нел.
«О девушка, в долине ты...»,—в ушелье
соловей гремел.
фатой восход
вершины обовьет,
Журчащей снеговой водой переходил я
реки в брод.
Там серны быстры и легки спускались
с круч на волопой,
Я полнимался среди туч едва заметною
тропой.
«Охгей» —я в вышине кричал, — мне
эхо крик несла назад,
И, наклоняясь, я вдыхал земли чуть
влажный аромат.
Рукой столетний гладил мох;
надев сверкающий убор,
Кивали тысячи цветов мне, как
знакомцу с давних пор.
Я несни начинал слагать о том,
что видели глаза...
.. О родина, отчизна, мать — теперь
узнать тебя нельзя:
Горят родные города, весенний вытоптан

Когда же солнечной

посев,
И ярость закипает в нас — безмерен
справедливый гнев.
На помощь к матери своей со всех
сторон спешат сыны.
Их кони бешено летят, как водопады
с крутизны,
Клинки, свистя, над головой блестящий
образуют круг.
Покуда враг еще живой —
мечей не выпустим из рук.
Чтоб наши земли отстоять, отбить
родные города,
Должны фашистов истреблять мы
: без остатка, без ‘следа.
.Победы приближая час.
все торопливей бег минут...
Вновь на израненной земле ростки
сквозь пепел прорастут.
Налиты силой молодой, посевы буйные
взошли,
Несокрушимая в них мощь — в них
юность вечная земли.
...Пройдя сквозь орудийный шквал, сквозь
.‹ смерть, сквозь дым пороховой,
Победно завершив войну, тогда вернемся
мы домой.

PA3YJI P3A.
Перевод с азербайджанского.

Университет раненого бойца

АЛМА-АТА, 4 августа. (По телеф. от
с0б. корр.). Через густую листву деревьев
парка пробиваются лучи южного солнца.
На веранде Н-ското госпиталя расположи-

подготовка деталей, наличие  разработан- лись раненые, выздоравливающие бойцы
ных на весе универсальное оборудование и командиры. Они слушают лекцию про-

технологических процессов ремонта и  фессора Годлина о почвах нашей страны.
опять-таки —— специализация ремонтных   Профессор ведет свой расеказ минут
бригад. 15—20. Затем — короткая пауза.

Наша практика ремонта оборудования  —— Будут ли вопросы? — спрашивает

‚известное положение, что при соблюдении
прафиков профилактического и
ремонтов необходимость в капитальном и

отодвигается на длительный срок. Основ-
ной упор мы делаем на текущий ремонт,

и работоспособности оборудования.

Стоит отметить еще один факт. To o60-
рудование, которое зазезено к нам © за-
вводов, не занимавитихся
текущих ремонтом, представляло наиболее
уязвимое место, оно меньше, чем Harte
основное,  уралмашевское, — обеспечивало
бесперебойнюсть работы. Однакю и эту
часть оборудования мы привели в порядок.
и сейчас оно ремонтируется DG общим
графикам.

Отдельлое место занимает модернизация
оборудования. Техника  станкостроения,
особенно использование оборудования ста-
хановцами, быстро движется вперел. По-
этому модернизация отлельных узлов и
механизмов стала обязательной работой
цехового механика. План модернизации за
первое полугодие 1942 г. нами целиком
выполнен.

На ряду ©0 своим основным делом ре-
монтники нашего завода в исключительно
сжатые сроки смонтировали и ввели в
дойствие не одну тысячу вновь прибыв-
ших и изготовленных силами ремовтного
цеха единии оборудования. Этим мы cHo-

что является решающим для долговечности   ‹0-что закончили

систематически

собствовали быстрому повышению мошно-
сти завода.

` Коллектив емонтников Уралмазизавола
будет работать с еше большей энергией.
Каждый чае, каждую минуту наше обору-
дование будет давать фронту еше боль-
ше боевых маптин для отпора врагу, для
уничтожения неменко-фантистеких захват-
YHKOB.

А. КИЗИМА,
главный механик Уралмашзавода.

снова и снова убедительно подтверждает профессор.

Й слушатели забрасывают ero вопро-

ереднего   сами.

Нрофесеор отвечает. Лекция  шюдол-

восставовительном ремонте отпадает, или’ кается.

На другой веранде работает географя-
ческая секция. Бойцы и командиры толь-
географический  лик-
тант. На контурные карты они нанесли
названия городов, рек, островов и теперь
слушают рассказ географа Розенберга о
политической карте Африки. Вот Египет,
Суэцкий канал. Что представляет собою
Ливийекая пустыня как военный плац-
лари? Раненого бойца Еравеца интересует
Танжер, командира Островецкого — значе-
ние Дакара.

В красном уголке слушатели литера-
турной секции обсуждают творчества ве-
ликих русских писателей. Сегодняшняя
тема их: «Пушкин и Лермонтов — певцы
славы русского оружия».

У слушателей еше свежа в пачати
лекция режиссера Пудовкина об искусегве
кинематографии.

Интенсивно идут занятия в секциях по
истории партии и военной.

Так работает университет при Н-ском
госпитале, созданный по инициативе Дома
партийного просвещения в Алма-Ата. Два
раза в неделю в госпиталь приходят луч-
пгие научные и лекторекие силы столицы
Казахстана.

Детские столовые

В Москве организовано 27 летоких cro-
ловых. В них получают обеды 30 тысяч
детей фронтовиков.

Детские столовые размещены в спепи-
ально оборудованных зданиях. Здесь же—
комнаты отдыха, где лети проводят свой
досуг под наблюдением педагогов.