Драться только. так

Гром сражения за Ростовом, в донских
степях, слышен на всей линии фронта.
Он больно ударяет в сердце, будят мысль,
страдание, гнев. Нет больше спокойных.
Есть участки фронта, где наступает за-
тишье, но нет затишья в человеческих
чувствах. Иные знали — ‚будет победа, и
без трёвоги ждали часа, когла она придет,
и были слишком спокойными, не поняв,
что большая общая наша победа склады-
вается из победы каждого бойца — се-
голня, завтра, кажлый день, ночью и
днем без передышки, пуля за пулей,
твоей. моей, его пулей, в эбороне и в
атаке, всюду, где можно найти и убить
врага.

Другой победы нет и не может быть.
Побела — в руках каждого. Это — ero
`винтовка, граната, миномет, орудие, танк,
самолет. Рэдина в опасности! Угроза —
в донских  стенях, в воротах Кавказа.
Уничтожать эту угрозу нужно всюду —
под Мурманском, под Ленинградом, на За-
падном фронте, в верховьях Дона, у Во-
ронежа.

Русские люди не любят болтать, когда
дело идет о серьезном, о главном. Сводки
се юга делают их молчаливыми. Мысль
уходит внутрь, к самому сердцу, рука тя-
неся к винтовке. Угрэза приблизилась
к нашему дому, к нашим детям. В na-
шему будущему. Это пронеслось по все-
уу фронту. Не должно больше быть спо-
койных спокойствием ленивых, вялых,
бездумных. Быть спокойными в умении
стрелять, нелиться, справляться © co6-
ственным страхом и расправляться с тру-
сами. Быть сюкойными в час опасности.
А родина наша в опасности, какой ни-
когда еще не было. И фронт это знает.

Бои идут в душной жаре августа. Пло-
довые сады давно отцвели, полынь хыштит
горечью, и пыль на военных дорогах
стала сухой и горячей, как порох. Солнце
поблекло, его закоптили пушечным ды-
mom. Душно в танке с закрытыми люка-
ми. В смотровой шели видно только то,
что нужно бить, уничтожать, гнать.

Танк идет в бой, им командует млад-
mui лейтенант Raussen. Немцы выходят
Ba дороти к наллему тылу, они вбивают
клин Ha участке, гле мы показались им
слабыми. Именно здесь, как бы мало нас
ни было, мы должны быть самыми силь-
ными. Это возможно? Это возможно и это
необходимо. Немцы, пусть их будет вдвое
больше, чем Hac, всегда оказываются
слабее и гибнут, если мы действуем сме-
ло. И танк идет в бой. Он бъет по не-
мепким маптинам, он рушит и давит не-
MeHKHS пулеметы и пушки, он быстр,
люди его не смотрят назал и потому про-
холят вперед по трупам немецких солдат.

В танке — четверо наших. Только
четверо, но они раздавили, смяли, потна-
ли назад больше сотни немецких солдат.
Он сделал все, что мог, экипаж Ёня-
зева. Прямое попадание немецкого снаря-
да настигло ef в том же движении —
вперед. Это’ движение смелых, это’ дви-
жение, которое остановило яростный не-
мецкий удар в районе Воронежа.

Konia немецкий снаряд разорвалея вну-
три танка, поврежденный, раненый танк

не остановился. Остановиться — значит
погибнуть. В советском танке трое уби-
тых —— его командир Князев, политрук

Иголькин и башенный стрелок  Буруков.
Уцелел один человек. Это был механик-
водитель Годына. Годына не вышел, он
остался внутри. Рядом с ним были три
недвижных  окровавленных тела. Трое
убитых товарищей. Он не опозорит их
гибель своим малодушием! Страшно одно-
му человеку в танке, никто не подбодрит
его, никто не пошутит крепкой солдатской
соленой шуткой. Он один. Его могуг убить.
Чем ответить на это? Боем, атакой, штур-
мом. Годына повел танк вперед, как при-
казывал ему командир, теперь уже мерт-
вый. Он пювел танк вперед, как хотели
его товарищи, теперь уже мертвые. Он
хотел жить, и потому повел танк вперед.

Он повел танк вперед — это был ехен-
ственный путь к спасению. Танк, вело-
мый теперь ‘одиноким Годыной, рвался
5 групне немецких солдат. Они постреля-
ли и обратились в бегство, потому что
танк Годыны прошел тяжелыми гусени-
цами по тем, кто сопротивлялся, и Годы-
на вдавил в землю бегущих. За емерть
трех товарищей он ответил уничтожением
немцев, которые могли еще убивать. Их
было больше тридцати. Годына был один,
но дралея за ‘весь экинаж. Й он упелел.
Сквозь отонь, еще бушевавиьий на поле,
он привел раненый танк к своим, и та-
кие, как он, победили на этом участке,

Триклы пел в атаку в течение хня
танк стартеге политрука Симонова, Чем
сложнее была обстановка, сложившаяся
тогда неблагоприятно для нас, тем” сто-
койнее и злее действовал экипаж. Жара
была в танке такая, что губы у всех
пересохли и дышать было нечем. Дышали
раскаленными газами пушечных выстре-

л0в и HO жаловалиь, и Be славались
смертельной усталости. Taare Симонова
разбил одиннадцать немецких орудий,

сиб два средних танка, разгрыз гусени-
цами одиннадцать пулеметов, разогнал
командный пункт немецких артиллеристов
и в немецком тылу уложил несколько де-
сятков немепких солдат. Танк действовал
по. ту сторону линии фронта. Выполнив
приказ, он рванулся назал, и тут ето на-
стиг немецкий снарял. Окруженный вра-
гауи, Симонов и не подумал склальтвать
оружие. Олновременно он отбивалея и чи.
нил мотор. Они чинили мотор в огне и во
время ремонта уложили еше немало вра-
гов, & когда те опомнились и поднажали
новыми силами, было позлно. Танк лви-
галея. Танк уходил через линию фронта к
своим. Подразделение Симонова перетвину-
лось 38 это время на друтой участок, а
бой продолжался, и Симонов спросил сие
девлиего рядом с ним млалшегл лейтенан-
та Молодых: :

— Времени терять не будем? Двинем
пока в составе другого подразделения. Оно
идет в контратаку.

— И мы с ним, ответил Молодых.

Подбитый вй впажеском тылу и вновь
возвращенный к бою танк пошел в чет-
вертую за день атаку. ;

Юг в опасности! Нет больше затитья
в сердце бойца. Он дерется за Юг, он по-
мотает южанам всюду, те б ни стоял.
Ленинградцы дерутся за Юг, москвичи
боем помогают донпам.

06 угрозе на Юге знал красноармеец
Шарипов. С одной из последних сводок в
руках он подошел к команлиру и попросил-
ся в разведку. Он сказал, что без дела
больше не может быть ни часа, ни минуты.
Командир дал разрешение, и Шарипов по-

шел в разведку к линии немецкой оборо-
ны. У колючей проволоки он был обна-
ружен вместе с группой бойцов и нерав-
ными силами принял бой. Под минометным
огнем он прорвался к отбивавшимся нем-
цам. Тринадцать немецких солдат полег-
AH от наших пуль и гранат. Шарипов

На снимках, найдезных у убитого немецкого солдата, наглядно показан бандитизм

деревнях и селах.

Ворватньсь в деревию, немцы отбирают у колхозников весь ско’, птицу, продовольствие. На первом снимке видно,
момент ухода из деревни под напором на-

даты режут отиятого у колхозника теленка.

Второй снимок показывает гитлеровцев в

ших частей. Фашистские грабители сжигают колхозные постройки и избы колхозников.

Захвачен укрепленный
пункт врага

Наши подразделения атаковали Н. —
укренленный узел обороны  противни-

ЧЕТВЕРГ, 6 АВГУСТА 1942 г. № 183 (7869)

временно захваченных

фаптистов во

каь сол-

Сульба олной немецкой
дивизии

11-я ударная немецкая дивизия гене-

ва. Противотанковые рвы на подступах! рал-майорь Томапюека была одной из тех

в селению и водная преграда усложняли
действия бойцов. В каменных строениях,
дотах и дзотах немцы расположили значи-
тельные огневые срелства. Гарнизон пунк-
та состоял из от’явленных головорезов —
эсэсовцев.

Тем не менее, как только в воздух
взвились ракеты — сигнал атаки,
цы, следуя за огневым валом нашей
артиллерии, ринулись внеред. Им удалось
быетро преодолеть проволочные загражде-
ния и минные поля.

Одновременно стрелки и автоматчики
форсировали водную преграду и нанесли
противнику удар с тыла. С возгласами

‚«Ура! За родину! За Ленинград!» бойцы

врывались в немецкие траншеи и окопы,
блокировали доты и дзоты.

Враг пытался удержаться на южной
окраине селения, где в церкви. располо-
жились немецкие автоматчики^ Наши
бойпы, ворвавшись в церковь, уничтожи-
ли много эсэсовцев. Младший лейтенант
Никитин с бойцами установил здесь пу-
лемет и повел отонь по отступающему
противнику.

Умело руководили своими подразделе-
ниями командиры Шокун и Зуйков. Ло-

—

бой-

дивизий, которыми Гитлер особенно гор-
дился. Подумать только: формировалась
она в районе Венигеберга из истинных
пруссаков. Ни одного австрийца, даже ни
одного баварца! Унтер-офицеры этой ди-
визии — сплошь чистокровные белобры-
сые арийцы. Хорошо сказая 96 этих ун-
терах один из пленных: Е

— Они эгоистичны, безжалостны, же-
стоки. но в трудные моменты трусливы,
как шакалы.

Эта дивизия оставила свои кровавые
следы на равнинах Польши, во Франции,
Греции и Югославии. С 22 июня 1941 г.
она на советско-германском фронте. Здесь
eli пришлось хуже. Осенью проналого года
дивизия понесла настольке большие поте-
ри, что неудобно было дальше называть
ее ударной. В ротах оставалось не более
30—40 человек. Вначале, правда, диви-
зию усердно пополняли, при чем исклю-
чительно немцами из’ Восточной Пруссии.
Но с ноября стало приходить пополнение
из баварцев, потом австрийцев, д в ны-
нешнем POLY в дивизию гнали поляков,
чехов, словаков. Генерал-майор Томашек
навоегда лишился своего чисто арийского
воинства. Оно было истреблено на полях

литработники Кургузов, Пономарев, Лады- сражений частями Красной Армии. ’

THH WAH в первых рядах наступающих
бойцов. Младжиий политрук Хейфиц ‘нер-

Но это было только начале. Недавно
в полках дивизии расформированы третьи

вым нрорвался через. колючую проволоку. батальоны и за их счет укомнлектованы

Блокируя

огневую точку противника, оставприеся. Сейчас каждый полк состоят

воин-большевик пал смертью храбрых, только из двух батальонов. Но и эта ме-

Бойцы отомстили за его смерть.

ра ничего не дала. В качестве пехотин-

Отарший политрук Пономарев с грана-  цев пришлось использовать и обозников.

той в руке, с криком «Вперед!» вры-

На-днях части Красной Армии вновь на-

вался в траншеи противника. Когда вЫ-  несли дивизии несколько сильных ухаров.
шел из строя командир подразделения, Немцы‘ были - выпибяены из прибрежных

Пономарев возглавил его, и боевая зада-

был ранен, но дрался. Осколком у него ча была выполнена.

залело челюсть и вырвало язык. Захле-
бываясь кровью, задыхаясь, он дралея и
вышел живым, принес в часть два отби-
THX У немцев автомата, две немецких
винтовки, два немецких противогаза, ра-
кетницу.

— Вернулся, Шарипов, —еказал коман-
дир. — А мы уж думали, жив хи,

Ответить Шарипов не wor. Bo pry y
него клокотала кровь. Он попросил бумагу
и карандаш и написал:

«Я буду жить, и каждый день моей
жизни булет грозой и смертью для врага».

Так, как Годына, как Симонов, как
Шарипов, как Молодых, — так жить дол-
жен каждый из нас. Ибо Родина в опас-

ности!
Евгений КРИГЕР,
спец. корреспондент &Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 5 августа.

Ненавикть к врагу рождает героев.
Снайпер Карзин убил за день 5 немцев и
одното заколол штыком. Разведчик Нико-
лай Реберт подобрался к землянке, где
закел немецкий автоматчик, и бросил в
нее гранату. На трупе немца разведчик

деревень. Они. оставили на поле сражения
много оружия и сотни трупов и вынужде-
ны были отойти к самой реке.

Советские танкисты и пехотинцы за-
хватили в плен более 150 немецких сол-
дат и офицеров и много штабных книг,
документов и писем. я

Перех. нами дневник  унтер-офицера

обнаружил лва «железных крестр» и 363- 7-й роты 2-го пехотного полка Элиса
совскую книжку. Без пощады разил фа-! Бруно.

шистов из своей винтовки молодой KOM-
мунист снайпер Фехоров.
но продолжал сражаться.

Раз’ярекные неудачей, немцы открыли ночных

Он был ранен,  ко

«..0тдых короткий. Еду получаем толь-
ночью. Лейтенант осматривает наши
позиции. В это время четыре  русеких
бомбардировщика сбрасывают

TO нашим подразделениям массированный   бомбы.

артиллерийский отонь, повели бомбежку с
воздуха, пустили в ход воющие сирены.
Однако эта «пеихическая» атака не ока-
зала действия.
В занятом нами пункте осталось много
трупов вражеских
чен: и.
Захвачены трофе a. eee

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ.

...Сильный огонь русских по жедлезно-
дорожному полотну. Авиация бомбардирует
дорогу. Плотное облако дыма стоит нал
позициями. Убиты  фельдфебель Шпранг,
старший фельдфебель Елоп,  фельдфебель

солдат и офицеров. Подбортник, ефрейтор Брухгольц, старший

ефрейтор Иш. Ранены старший ефрейтор
Шмитт и Моллер. :
..ЛТосле смены быстро переходим через

мост. Во время перехода ранен  старитий
ефрейтор Хминшт. Он вскоре умер. Ранены
также Герзи и Ганке».

Понятно, что такие потери  обескроз-
ливают дивизию, и она нуждается в бес-
прерывном пополнении. В этом смысле
очень показательно письмо солдата Шай-
тенмайлера брату.

«Почему здесь необходимы все время
новые пополнения, тебе самою собой лолк-
но быть понятно. Я не энаю, каж долго я
еще проживу. Получаем одну бутылку
кофе на 24 часа. Из воронок шить воду
нельзя. Сапоги не высушить даже но-
чью, — BCS время находимся в состоянии
боевой тревоги. Снабжение произволится
только по ночам. Предмостные укрепле-
ния должны быть улержаны, 2 русские
хотят во что бы то ни стало их занять».

Кого же шлют сейчас в хивизию? 06
этом рассказал корреспонденту  «Изве-
стий» пленный австриец Иозеф Кельлених,
командир олноге из взводов 23-го пехот-
Horo полка.

Своих солдат Кельдених называет ие
иначе, как эрзап-солдатами. В ето взводе
таких было большинство. Они прибыли в
качестве боевого пополнения, и, надо ска-
зать, взвод в этом серьезно нуждался.
Дело в том, что из стафото солдатского
состава у Кельдениха остался только один
человек. Один из тридцати пяти! И это
был сам командир.

Й вот недавно притиле пополнение. Его
Вельдених и называет эрзащем. С горькой
усмешкой лемонстрирует он своих соллат,
также попавших в плен. Вот Ото Шон.
Теперь ето можно раюсмотреть вниматель-
но и спокойно. Правый глаз у него co-
вершенно He вилит, оба уха плохо слы-
шат. По этой причине его освободили от
воинской повинности, признали негодным.
Но 29 января 1942 г. ен был неожидан-
во призван и 18 марта оказался на
фронте.

Неудивительно, что, когда наши части
нанесли здесь сильный удар немцам,
Отто Шон при первой же возможности
окончить дяя себя войну поднял обе руки.

второй персонаж из этого взвода —
Иоганн Шниттер, старший ефрейтор. Бы-
ло время, и он был настоящим солдатом,
но на фронте получил серьезное ранение
и очутился в госпитале,

Врач прямо заявил Шниттеру:

— Оперировать вас как следует мы
во можем. Нужно освободить койку для
другого, да и вы нужны на фронте.

Налутотвуемый такими болрыми сло-
вами, Шниттер отправился на фронт. Там
в эрзац-взводе Кельдениха он налнел себе
достойных соратников.

Г. БРОВМАН,
спец. корреспондент «Известий».
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

НЕКОТОРЫЕ УРОКИ ВОЗДУШНЫХ БОЕВ

Как ‘известно, Германия вступила В
войну, имея такое количество военно-
воздушных сил, которое позволяло ей од-
новременно действовать в широких масш-
табах почти на всех фронтах. Трудно
было найти участок, где германская
авиация не применялась бы’ в массовом
количестве.

Основной оперативно-тактический прин-
ции германских военно-воздушных вил —
массированные удары на важнейших на-
правлениях — определилея © самого нача-
ла войны. Усилия всех видов авиапий
сосредоточивались там, где
наземные войска наносили главные уда-
ры. Противник стремилея вначале ло-
биться превосходства в воздухе на этом
направлении, а затем` сломить наше co-
противление на земле.

В результате возросшего сопротивления
нашей авиации и наземных войск  гер-
манская авиация понесла большие потери.
Возможность одновременных ве действий
на ряде фронтов исключена. Фашисты вы-
нуждены ограничиваться одним-двумя уча-
стками, куда и стягиваются воздушные
силы, главным образом за счет резервов
с второстепенных направлений.

В сентябре основная масса германской
авиации стягивалась к Ленинграду. В ок-
тябре за счет оголения доугих фронтов
она была переброшена к Москве. Ветре-

тив здесь сильный отпор со стороны на-

дование если и сосредоточивает свою
авиацию. для обеспечения и поддержки
важнейших операций на земле, то лишь
33 счет оголения других участков фронта.
Путем широкого маневра она стремится
достигнуть хотя бы временного количест-
венного превосходства в силах на решаю-
ем направлении и этим обеспечить дей-
ствия своих наземных войск.

С вены ныненкнего года германская
авиация эктивно действовала в Крыму.
настоящее время она активно действует в
районе Дона. На других фронтах деятель-

германские ность авиации противника сейчас огра-

ничена.

Главное внимание германская звизция
уделяет обеспечению действий своих на-
земных войск на поле боя. И в этом то-
же особенность воздушной войны сегодня.
Немецкая пехота и танки без непосредет-
венного воздействия авиации очень часто
не могут сломить сопротивления наших
войск. Атакуя, авиация противника как
бы пробивает наземным войскам дорогу.

Действия по глубокому тылу стали
исключением. В отдельных случаях не-
мепкие летчики бомбарлируют об’екты на
глубине 100—200 километров ‘от линии

фронта и тослишь на тех направлениях,
‘де наносится

тлавный удар наземных
войск.

В тактике действий германских военно-
воздушных сил благодаря возросошему с0-
противлению нашей авиации также прои-

шей авиации и противовозлущной оборо- зошли значительные изменения.

ны и не имея достаточных резервов, гер-

манская авиация оказалась неспособной   авиация,

В первом полугодии войны германская
выполняя бомбарлировочные

подлержать наступление наземных войск  перации To различным об’ектам нашего

на Москву даже на одном направлении.
К зиме, в результате больших потерь
и неприспособленности к действиям в ус-

тыла, действовала днем на большую глу-
бину обычно без прикрытия истребителя:
ми. Применялись иногла небольшие груп-
пы и даже отдельные самолеты, на сред-

ловиях зимних холодов, германские воен- них ВыюотТах (не ВЫ а 5.000 метров).

но-воздушные силы не емогли вести ши-
рокие, активные операции.

И хотя Kitna B дневных условиях,

Сейчас полеты бомбардировщиков в.наш
как правило,

лету самолетный парк германской авиа-немпы вынуждены прикрывать истребите-

пин был пополнен, все же он далеко не лями.

Глубина проникновения авиации

достиг TOPO уровня, на котором находился противника из-за ограниченного радиуса

год назад.

полета прикрывающих истребителей резко

В настоящее время германекое коман- еократилась.

Если. раньше в наш тыл летали не-
большие группы бомбардировщиков и да-
же одиночные машины, то теперь на ак-
тивных участках фронта противник при-
нужден для действий по важнейшим of’-
ектам даже ближайшего нашего тыла по-
сылать значительные количества бомбар-

дировщиков, до нескольких десятков ca- A0

ние одной из наших дивизий. Несмотоя
на то, что самолеты противника сбраси-
ли до сотни бомб с высоты 300—400
метров, войска, остававшиеся все время
в укрытиях, понесли незначительные по-
тери. Были один убитый и двое раненых.

В другой раз после 15-минутной артил-
лерийской подготовки противник перешел

8 наступление. Атака поддерживалась бом-

бардировщиками, которые группами от 5
О машин бомбардировали с пикирова-

молетов, которые прикрываются большим! НИЯ расположение наших войск. И все же

количеством истребителей.

Но и этим не всегда противнику удает-
ся достигнуть желаемых результатов. Тзк,
например, 1 июля свыше 60 бомбарлиров-
щиков противника пол прикрытием 25
истребителей пытались внезапно бомбар-
дировать советский город Н. Навстречу
им поднялись 25 наших истребителей. В
ожесточенном воздушном 6010, который
продолжался около 45 минут,  советекие
летчики уничтожили 18 фапийстеких ма-
шин, Противнику же удалось сбить толь-
ко одну напгу машину; три наших самоле-
та получили легкие повреждения.

Таким образом, даже применение бом-
бардировщиков в крупных группах под
сильным прикрытием истребителей не
всегда спасает врага от разгрома в воз-
духе.

В некоторых случаях противник стре-
мится одиночными самолетами на больших
высотах (6.000—8.000 метров) или под
покровом ночи добраться до наших важ-
ных центров,’ но делается это, главным
образом, с пелью разведки или морально-
го воздействия.

Действуя на поле боя, особенно в пе-
риод напряженных сражений, германские
военно-воздултные силы прежде всего пы-
таются наносить удары войскам, располо-
женным на позициях, чтобы причинить
им потери, а также подорвать их стой-
кость.

В первый период войны такие действия,
как правило, давали эффект и часто обес-
печивали успех германским наземным си-
лам. Но наши войска научилиеь маски-
роваться, зарываться в землю, они зака-
лились в боях, и результаты этого
сказались. На одном из участков фронта,
например, 20 самолетов «Юнкерс-87» е
пикирования бомбардировали расположе-

дух наших бойцов не был поколеблен.
Все атаки пехоты и танков удалось от-
бить с большими для противника поте-
рями.

При встречах с нашими истребителями
немецкая авиация несет большие потери.
Так, недавно пох Воронежем 15 бомбарди-
ровщиков противника зтаковали alin
войска на переправе. 7 советских истреби-
телей пох командованием старшего лейте-
нанта Ковалева встретили врага, завязали
воздушный бой и сбили 9 немецких ca-
молетов. Наши летчики потерь не имели.

Нало еще отметить, что раньше пре-
облалали одиночные схватки, & сейчае
имеют место групповые воздушные сраже-
вия, в которых участвует с каждой сторо-
ны по 20—30 самолетов. Вместо преж-
них 5 или 10 минут бои затягиваются на
40-—50 минут. В процессе боя силы сто-
рон нередко в несколько раз возрастают
за, счет вызванных с земли резервов. KOTO-
рые своим вмешательством в критический
момент зачастую решают исход боя.

На пассивных участках фаптистекая
авиация действует наиболее осторожно. Не
имея достаточных сил, противник исполь-
зует там евою авиацию экономно и целе-
устремленно. Широкий размах принимает

пинк

телей противник часто не принимает боя!
или спенгит выйтя из него.

Большое распространение получил те-
перь прием «блокирования» - аэродромов.
 Небольшие группы истребителей, иногда
даже олин-хва, патрулируя длительное вре-
мя днем в районе аэродрома противника,
внезапно атакуют взлетающие и саляшие-
ся самолеты в тот момент, когда наблю-
дение летчиков за возлухом ослаблено. Та-
ким с10собом порою удается сковать на-
ходящиеся на земле самолеты и помешать
им выполнять свои основные боевые за-
дачи.

В ночное время «блокирование» aapo-
дромов выполняетея преимущественно бом-
бардировшиками, которые бомбардируют и,
обстреливают световые точки работающего

ночью аэродрома, мешая взлету и посадке
самолетов.

Такие лействия ‘на пассивных Участках
фронта позволяют иногда малыми силами
связать противника и снизить его актив-
ность в воздухе,

Растущая в ходе войны мощь советской
авиации заставила врага пересмотреть свой
самолетный парк и принять меры к его

B

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР ee

Гитлеровцы
опустошают Латвию

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 5 августа.
(Спецкор ТАСС). Получены повые све-
дения о грабежах и зверетвах гитлеров-
пев в’ Латвии. В Либаве немцы продож-
жают расстреливать латьтшей, русских и
евреев; Всех жителей города васильно
стоняют на место массовых казней. Этим
зрелищем гитлеровцы пытаются устра-
шить советских людей. Но палачи“ не до-
стигалот своей цели. Недавно фалииеты,
произволивитие расстрелы, были заброса-
ны камнями и грязью. В ответ на это
питлеровцы  об’явили, что уничтожат
каждый квартал, где совершится нападе-
ние HA немецких солдат.

Массовые расстрелы и аресты вемцы
произвели в Рите, Виндаве и друпих го-
родах и селениях. Так, были убиты сто-
ляр Яневский, врач Рунтевиц и мнотив
другие латьипи,

Немцы. ввели для населения каторж-
ный труд. За неявку ий опоздание на ра-
боту. «провинивигихея» = бросают в кон-
центрационные латери, где TOMATCA ты-
сячи советских людей — женщины, под
ростки, старики. Такие латери имеются
в Либаве, Риго и ‘в других городах. Зем-
лю. которую советская власть передала
в бесплалююе пользование крестьянам,
немпы отбирают для помеников. Dany
сты обложили крестьян  Непосильными
налотами.

Магазины Латвии давно  опустошены.
Населению выдают по 175 граммов хлеба
не день. Для немпев устроены слециаль-
ные матазины, где они берут продукты
в любом количестве и ничего ве платят.

Пленный обер-ефрейтор Эрих Циммер—
типичный фаппистский  головорез, лавоч-
НИЕ и сын лавочника —— должен бы
признать, что ни пытки, ни угроза смер-
ти не могут поколебать ‘дух советских
людей.

— Гражданское население, -— сказа
он, — проявляет поразительную привер-
женность в большевистоким идеям.

Фашистские
людоеды

Hama часть входила в освобожденную
херевню, представлявшую печальное зре-
лище. Дымились разбитые избы, горели
амбары и риги. Сады были порублены,
огороды истоптаны.

Командир подразделения доложил, что
в одной из разбитых изб взята послед-
няя группа пленных.

— А потом, товарищ  комамдир, в
крайней избе сидят женщины, так вы
поговорите с ними, — добавил младший
лейтенант.

В избе, действительно, оказалось околе
25 женщин. Они пнугались всего—плен-
ных немцев, гула самолетов, выстрелов.
За несколько месяцев пребывания в ¢Ta-
не врага они почти разучились говорить.

Из расспросов выяснилось, что немцы
схватили этих молодых русских женщин
в разных деревнях. Они были брошены
в машины и увезены в тыл. Там их из-
бивали, насиловали. Потом в закрытых
машинах их стали перевозить из одной
вражеской части в другую на потеху
банде гитлеровских солдат и офицеров.

Немецкий гарнизон отбитой только-что
деревни недавно чем-то отличился в гла-
зах начальства, и вот гитлеровское коман=
хование в знак поошрения прислало сю-
да на две недели этих женщин.

Мы переезжали из одной деревни
другую и всюду видели картины
диких зверств гитлеровцев, Нам  рас-
сказали, что однажды в село Гусевку
примчалась группа немецких маапин. 00л-
даты выволокли из хаты мастера Люди-
НЮВСКого завода старика Ивана Федорови-
чз Громова. Они тащили его за ноги, би-

ли по голове салогами. Полуживого Гро-°

мова привязали потом к дереву и изре-
шетили пулями.

В другом месте избили и после расстре-
ляли Афанасия Ивановича Левкина, кол-
хозЕого бухгалтера. Немепкий офицер по-
требовал у него ключи от колхозной кас-
cH. Левкин заявил, что у него нет. клю-
чей, и за это гитлеровцы тут же ПОеДАЛИ
его мучительной смерти

Через полчасз на улицах деревни ва-
лялись трупы секретаря Запрулнинеког
сельсовета Филиппа Васильевича Князева,
волхозников Алексея Ивановича Горлина,
Михаила Васильевича Князева н Вирилла
Ивановича Нефедкина. .

— Где яйца? Гле мед? — кричал вы-

теокий немец клаловщице колхоза Зайце-

вой. — А, ты не отвечаеть!-—И со всего
размаха он ударил клаловщицу приклалон.

Около колхозных сараев на лавке раз-
ложили 12-летнего мальчяка Егора „Тима-
шева и избили его палками за то, что ен
ходил около офицерской машины.

Два гитлеровца догнали на улипе Ма-
шу Кузнецову и поволокли в избу. Де
вушка царапалаеь, кусалась. Солдаты 9
рвали 0 нее платье. Номецкие офицеры
стали насиловать Кузнепову, a солдаты
тем временем готовили им завтрак.

Придет час возмездия! Hamm славные
воины, наши паргизаны отомстят гитле-
рювским люлоелам за кровь и слезы совет-

обновлению. С появлением у насв большом
количестве новых скоростных самолетов
некоторые основные терманские истреби-
тели и бомбардировщики оказались по
своим боевым качествам несовершенными.

Немцам удалось модернизировать кое-
какие образцы машин за счет усиления
вооружения, установки брони для защиты
экипажа и, частично. путем замены мото-
ров более мощными, что дало увеличение
скорости самолетов на 20—30 «километров.
В общем, улучшения этя незначительны,
и при встречах с нашими‘ истребителями

лить воздушная разведка, которая ведется! вражеские бомбардировщики несут большие

и днем, и ночью. S
Истребительная авиация на таких yua-

потери.
Качество самолетов истребительной авиа-

стках фронта небольшими групизми патру- Ции противника несколько улучшилось. С

лирует в воздухе и вступает в бой, если
имеется возможность неожиданно напасть
на одиночный самолет или небольшую
труппу машин, чтобы безнаказанно сбить
их с первой атаки. В тех случаях, когда
на внезанноеть удара рассчитывать нель-
зя, гитлеровцы совершенно отказываются
от атаки. При нападении наших истреби-

€

осени прошлого года появился новый тиц
истребителя— ‹ Мессершмитт-109-Ф» ‚ кото-
рый по своим скоростям и маневренно-
сти значительно превосходит  «Мессер-
шмитт-109». Начиная с весны, этот гамо-
лет стал у противника основным типом
истребителя,

Подполковник А. ВАСИЛЬЕВ,

ских людей. :
А. БУЛГАКОВ,
спец. корреспондент «Известий»,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Штурмовка немецких позиций
под Воронежем

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 5 августа,
(Спецнор ТАСС). Рял удачных операций
провели под Воронежем советекие бомбар-
дировщики и штурмовики. К северу от
города немцы сильно укрепились в роще.
Вокруг рощи кольцом были  закопаны
танки. Штурмовики Н-ской части полу-
чили приказ нанести удар по вражескому
рубежу. Штурмовка немецких _ позиций
длилась с рассвета до 9 час. утра.

Звено штурмовиков лейтенанта Макев-
нина, вылетев к этому времени в третий
раз, вынуждено было бить по занаеным
целям. Всея немецкая техника на этом
Участке была уничтожена.

— Мы даже рощи не могли найти,—
рассказывал потом лейтенант.