Штур

— Итак, пойдет девятка.

Командир звиачасти положил на колено’

блок-вот и крупными буквами обозначил
строй самолетов.

Он долго сидел в блиндаже командного
пункта, подперев руками голову. Свет ак-
кумуляторной лампы падал на разостаан-
ную во весь стол карту. Вомандир обвел
синим кружком пункт Л. Под стук теле-
графного аппарата он обдумывал план
штурмовки. =

Опыт тринадцати лет службы в авиа-
пии, штурманскую практику, знания, при-
обретенные в академии, одним словом, все,
что создало из него летчика и командира,
всё без остатка он стремился вложить те-
перь в предстоящую на рассвете штур-
MOBRY.

Майор мог считать себя старожилом
в молодой штурмовой авиации. До появ-
ления воздушных танков, как он назы-
вает «Илы», летать ему доводилось на
истребителях всех конструкций. Подобно
многим из наших летчиков-истребителей,
OH находил, что кабина горбоносого, чем-
то похожего Ha орла  Ильюшинского
петурмовика — это как-раз то место, за-
нять которое оя готовился всю жизнь.

Штурмовик должен быть универсальным
летчиком. Он обязан владеть мастерством
пилотирования летчиков-истребителей, Уме-
нием бомбардировщика выйти на цель и
накрыть ее бомбами и способностью штур-
мана точно ориентироваться на любых вы-
сотах, в любой обстановке.

Он сидит один, без помощников, в ка-
бине, перед ним рычаги и кнопки управ-
ления самолетом, пушками, ‘пулеметами,
бомбовым снаряжением. И проносится он
нал целью так низко, что видны лица
разбегающихея солдат. Он вступает в
мтновенный поединок © зенитками, танка-
ми и должен исчезнуть © поля боя так же
мгновенно.

Удар штурмовика должен быть всегда
внезапным, метким,  нвотразимым. Вон-
структор дал ему броню, мошное вооруже-
ние, скорость и маневренность. Надо при-
менить все это за несколько секунд штур-
мовки. Каждая атака требует от пилета-

MOBKG

Поручая Козлову возглавить штурмов-
KY, командир знал, что лучшей кандида-
туры на это дело не найти. Капитан шел
в сороковой штурмовой вылет. В личной
летной книжке ето. отмечены 1.300 4a-
uw 25 yua-

COB, проведенных в воздухе,
чтоженных самолетов противника.

во, старший лейтенант Ломиного,

Балдин, Меньщиков и Семин.

впереди появилась Hal целью, н
тив почти никакого противодейств
то здесь, в захваченной немпами и очи-

тивника.

тттаба будет определено безошибочно.
«Куда бросятся после
все, кто
командир авиачаети. — Разумеется,
тому месту, где таб находится».
И Стародумов ясно увидел:

мовики весь свой огонь.

удар на солдат,
имущество пегаба.

результаты удара.

малея в самым туча“ над тем местом,

штурмовика максимального напряжения
всех его сил, нервов, внимания, воли.

Думая 0б этом, командир пытался пред-
ставить себе штурмовку штаба 6-й немен-
кой дивизии. Проше всего, конечно, вы-
пустить всю девятку одновременно, чтобы
ударить по штабу одним кулаком, не
давая врагу очнуться.

Но лопустим, что Bee девять  Уларят
одновременно. Вто даст гарантию, что в
момент штурма пушки и бомбы поразят

как-раз тот дом, где, ни © чем не дога-
тоже за! Не

дываясь, сидят сейчас, вероятно,
картами, немецкий генерал и его офи-
церы?

А влруг именно этот неизвестно в ка-
Ком месте деревни расположенный немеп-
кий штаб уцелеет? Нет, пускать сразу
всю девятку нельзя, надо подготовить
штурмовку так, чтобы не оставалось ни-
какого сомнения в ее уепехе.

Майор оторвался на минуту от карты
й взглянул на заделанную марлей отду-
пгину блиндажа. Слабый свет дня ва
пробивалея евёрху. Командир на мгнове-
ние отвлекся от забот, связанных с пред-
стоящей  штурмовкой, и в памяти ето
сразу ожили родные белорусские края. С
глухой болью подумал он 0 неизвестной
русской девушке, повесивитейся в немец-
кой неволе, в свинарнике....

..Девять пилотов в синих комбинезо-
нах сидели кружком на траве под ветвя-
ми маскировочных березок, выросших за
одну ночь над бутром блинлажа. Был 6-й
час утра, но солнце еще не пробило тя-
желых, точно налитых свинцом туч. Ка-
питан Козлов, сверяя курс на картах
своих ведомых, предупредил ‘их, что В
такую погоду «раз плюнуть потерять ори-
ентировку» и поэтому летчики должны нё
сводить глаз © велущего.

Стойкость и

Bee законы пгтурмовки соблюдены были
точ-
взаимодействие отдельных

в этом боевом вылете: внезапноеть,
ность удара,

групи самолетов.

Девять машин, пробив грозовой фронт,
возвращалиеь на аэродром. Командир ча-
сти ждал их на взлетной площалке. Шел
дождь, и кожаное пальто командира бле-
стело, как лакированное. Он ‘стоял, сдви-
нув синюю суконную пилотку на, затылок,
замечая, что вода льет за воротник, и
подечитывал заходящие на посадку ма-

Шины,

Ведущие холожили о результатах поле-
та. Штурман авиачасти нырнул в блин-

даж к телеграфу. Теперь оставалось толь-

ко ждать подтверждения наземной развед-
Оно пришло утром вместе с приказом
командования, об’явившего благодарность

ки.

питурмовикам за отличное решение боевой
задачи.

Днем в перерывы между двумя вылета-
уий командиру авиачасти был вручен пар-
тийный билет. Стоял хороший летный
день. Эскадрильи уже трижды штурмовали
немца, и летчики отдыхали теперь, лежа

на траве.
Знаменательное событие в жизни
командира совпало с одной из самых

удачных птурмовок. Майор принял крас-
ную книжку из рук начальника политот-
дела дивизии и строго, громко, как перед
строем, сказал, что всей своей жизнью он
оправдает высокое звание большевика и
будет драться с немцами не щадя ни своих
сил, ни самой жизни.
И. КРИЧЕВСКИЙ.
спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

дисциплина

командира в бою

_ Тяжелые дни переживает наша родина.
Немцы угрожают жизненным центрам на-
шей страны, нашим богатствам — хлебу.
и нефти. Враг собрал все свои силы. Он
оголяет свой европейский тыл, чтобы в
кратчайший срок достигнуть Волги и Вав-
каза.

Враг должен быть остановлен! Путь на
Восток и на Юг гитаеровоким  разбойни-
кам должен быть прегражден.

Красная Армия уже истребила мил-
лионы гитлеровцев, но враг еще силен.
Только несокрушимая стойкость, высокая,
организованность и железная дисциплина
каждого бойца, командира и политработни-
ка Красной Армии, их мужество позволят
остановить врага, одержать над ним победу.

Командир роты, взвода или отделения
не видит всего огромного фронта борьбы
с гитлеровекой Германией и ее вассалами.
Вомандиры эти ведут свои подразделения
в бой за небольшой клочок территории, за
отдельную высоту, рощу, группу домов. Но,
врганизуя бой за небольшой кусок советекой
земли, младшие и средние командиры вы-
полняют часть общей задачи защиты
родной страны от врата м разгрома гит-
леровских полчиш. Умелой организацией
боевых действий, личным — примером
храброети, стойкости и дисциплины в 06ю
командир увлекает подчиненных на под-
Bur.

Группа бойцов под командованием дей-
тёнанта Поликарпова имела задачей лю-
бой пеной удерживать деревню Б. на за-
палном берегу реки. Основные силы части
занимали восточный берег реки. Таким
образом группа т. Поликарпова была от-
делена от остальных подразделений вод-
ной преградой и должна была выполнять
задачу, расечитывая только Ha соботвен-
ные силы и средства.

Лейтенант Поликарнов тщательно орга-
низовал оборону порученного ему пункта.
Брасноармейны и командиры отделений
совершенетвовали оборонительные  соору-
жения, обеспечивая круговую оборону.
Изобретательный, всегда энергичный, бод-
рый, веселый. лейтенант Моликариов лич-
ным примером увлекал бойцов на быет-
_ рейшее окончание работ. При этом все

л0 было тщательно маскировать, так как
опорный пункт создавалея буквально под
носом у немцев.

Все было уже в основном закончено,
котда немецкая разведка, ничего не по-
лозревая, поныталаеь проникнуть и 0606-
новаться в деревне Б. Эта попытка дорого
обошлась гитлеровцам. Только отдельным
солдатам из немецкого взвода удалось
уйти от губительного огня нангих стрел-
ков и пулеметчиков. Начались дни тяже-
лых боев, в которых 0 всей полнотой
раскрылись беспримерная стойкость и
дисниплинированность как самого т, По-
ликарпова, так и его подчиненных.

Около полутора месяцев длилась не-
равная борьба. Немцы почти ежедневно
прелпринимали попытки уничтожить опор-
ный пункт у деревни Б. В атаку броса-
лись силы, намного превосходившие силы
защитников этого пункта. Были моменты,
когда немцам удавалось замкнуть кольцо
вокруг группы наших бойцов. Ho 2—8
дня она оставалась без связи © основны-
ми силами части. Продовольствие и 00е-
припасы, которые обычно по ночам под-
возились на лодках ‘с противоположного
берега, иногда не доставлялись по 2—4
ДНЯ. d

В этих случаях т. Поликарпов во гла-
ве горстки. храбрецов наносил короткий
контрудар врагу, прорывалея к самой
реке, переправлял на противоположный
берег раненых и убитых красноармейцев
и командиров, принимал запае продоволь-
ствия и боеприпасов и с боем возвращался
к своим окопам.

Немны несли огромные потери. Разо-
зленное неудачами всех своих попыток
уничтожить нашу группу, немецкое ко-
мандование решило одним ударом разде-
латься с ней. Рано утром опорный пункт
подвергся ожесточенному артиллерийскому
и минометному оботрелу. Шо окопам и
блиндажам немны выпустили свыше 2.000
мин и снарядов. Цосле этого в атаку бро-
силось до трех. батальонов пехоты и
танков.

Смелые наши воины заняли свои места
у бойниц. Немцй ‘уже подошли на 200—
250 метров к окопам, но в это время на
них обрушился шквал огня из пулеметов,
винтовок и автоматов. Ветунили в дело

работы и оборонительные сооружения на-

бронебойщики. Под ‚Их губительным огнем

С ним шали на штури капитан Гращен-
лейте-
 нант Старолумов и младший лейтенант
Коломиец. В кабинах остальных четырех
машин Фидели молодые, недавно прибыв-
шие из летных школ сержанты Карасев,

Скоро девять малвин ушли в воздух.
Первая. тройка штурмовиков с Козловым
BeTpe-
. The-

шенной от жителей деревне, засел штаб
вражеской дивизии. Вюзлов на бреющем
полете направил свою машину в центру
деревни. Веломые шли спраза и слева,
подавляя отнем зенитные батареи  про-

Неподалеку от первой группы шел лей-
тенант Стародумов © двумя  ведомыми.
Ему следовало появиться нал пелью в тот
момент, когда местоположение ‘немецкото

первого удара
охраняет штаб? — рассуждал
к

немецкие
солдаты обегаютея к дому под рыжей же-
лезной крышей. Сюда и направили штур-

Третья группа штурмовиков обрушила
бросившихея спасать

Штурмовка продолжалась полторы ми-
нуты.. Шедлший последним Балдин увидел
Черный дым педни-

гле был расположен штаб 6-й немецкой

ДИВИЗИИ. ю били снизу две уцелев-
ших зенитки. Снаряды твались позади
последней тройки пегурмовиков.

около 300 метров и доставил донесение.

В ночной
разведке

Развелывательная группа под команло-
ванием т Еривошеина получила Задание
разведать расположение немецких блинда-
welt, выяснить количество оборонитель-
ных сооружений врага на переднем крае
и систему его огневых точек.

Приблизившиеь к переднему краю, раз-
‘велчики вылелили из своей среды девять
бойцов, которые продвинулись еще даль-
ше. Этой группой командовал старший
сержант Киселев.

Бойцы залегли в 120 метрах от враже-
ских блинлажей У самых проволочных
заграждений. Здесь они обнаружили мин-
ное поле. В пять рядов шла колючая нро-
волока. :

Вомандир труппы приказал раеполо-
житься в кустах и начать наблюдение.
Ночь выдалась темная, дождливая.

„Тьма сменилась. таким же хмурым и
лождливым утром. Целый день в болоте
пролежали разведчики, ведя тщательное
наблюдение и не выдавая себя ни единым
звуком.

Й вот снова ночь.

Бойпы-саперы Лебелкин и Титов, полу-
чив приказ проделать проход в минном
поле и проволочных затраждениях, пря-
ступили к работе. Они бесшумно вынули
несколько мин и отложили их в сторону.
Затем, ловко действуя ножницами, стали
резать проволоку.

До немецких блиндажей осталось мет-
ров 60. Немпы поминутно освещали мест-
ность ракетами. Уже слышалась немецкая
речь. это время было обнаружено еше
одно препятствие; в 20 метрах от враже-
ских блиндажей снова проходило минное
поле. Потребовалось проделать еше один
проход для броска вперед.

Но тут произошла неожиханная заминка.
Совсем близко послышалась  немепкая
речь, и бойцы увидели фашиютеких сол-
дат. Это выходила в ночной тюлек разве-
дывательная групнта противника.

Немцев было около 30 человек, и путь
их пролегал через кустарник, где залегли
наши бойцы,

Девять разведчиков вотупили в схват-
KY © гораздо более многочиеленным врагом.
Немцы могли подбросить своим разведчи-
кам подкрепление и, кроме того, они по-
лучали сильную поддержку огнем из сво-
их дзотов. Но кажлый из девяти наших
разведчиков был стоек и мужественеи.

Котгла выбежал из дзота офицер, ефрей-
тор Баландин сразил его первым же вы-
стрелом. Разведчик стрелял, тщатель-
но выбирая цель. Каждая его пуля ра-
зила немпа. Баланлин истребил таким обра-
зом 14 гитлеровцев. Ero боевые друзья
истребили почти в5ех остальных солдат
из вражеской группы. Только троим ра-
неным немцам удалось уползти Е блинда-
mam.

A, PO3EH,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Вплавь с донесением

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 6 августа.
(Спенкор ТАСС). Противник отрезал под-
разделение Н-екой части от командования.
Связь 0 штабом прекратилась. Политрук
послал ¢ донесением красноармейца Гри-
денко.

Под сплошным минометных и пулемет-
ным отнем противника, нэ) грудь в воде
пробирался Гриденко в штаб. Чтобы не
быть замеченным немецкими стрелками,
эму пришлось плыть под водой. Ноявля-
яеь на секунду на поверхности, Чтобы
вдохнуть свежем воздуха,  Гриденко
вновь уходил” под воду. Так преплыл он

танки противника заметалиеь, часть их
загорелась от метких пуль, часть взорва-
лась на минах. Потеряв 5 танков и до
150 человек убитыми, немцы откатились.

Через чае они новторили атаку, но на
этот раз подбирались K оконам с большой
осторожноетью. Однако и эта атака оказа-
лась безуспешной. До конца дня враг
предпринял еще три атаки и всех тем же
результатом.

Этот день дорого обошелся противнику.
Свыше 400 гитлеровцев нашли смерть от
метких пуль наших стрелков, пулеметчи-
ков и автоматчиков. От дальнейших по-
пыток уничтожить опорный пункт у де-
ревни Б. немецкое командование отказа-
лось. Вскоре труппа под командованием
т. Поликарпова, блестяще выполнившая
возложенную на нее задачу, была сменена
другим подразделением.

В бою, гле конники одной части имети
задачу овладеть деревней П., наши атакую-
щие бойцы были встречены сильным артил-
лерийским огнем из орудийного дзота гит-
леровцев на окраине де На откры-
TY позицию на галопе вынеслось ору-
дие сержанта Заварзина. Несколько вы-
стрелов по амбразурам, и орудие  фаши-
стов вместе с его расчетом было погребе-
но под развалинами дзота.

Но немцы заметили пушку Зазарзина
и открыли по ней огонь из другопо ору-
дийното дзота. После первого вражеского
выстрела стало яено, что орулие Завар-
зина находится на хороню приетрелянном
немцами месте; что нужно немедленно
переменить  опневую позицию.  Олнако
т. Заварзин не пошел по этому пути,
хотя вражеские онаряды начали рватьея
в нопосрелетвенной близости от его ору-
лия. Он вступил в единоборетво © хоро-
шо укрытой пушкой врата и вторым вы-
стрелом заставил ее замолчать.

Оболренные удачными действиями сме-
лого артиллериета, конники бросились в
атаку на деревню. На орудие Зазарзина
немцы обрушили огонь  минометной 6a-
тарей. Мины начали рваться в 10—15
метрах от орудия. Из строя были выве-
дены замковый и наводчик. Но орухие
Заварзина продолжало действовать м He-
сколькими меткимн выстрелами унизчто-
жило минометную батарею врага.

Лишь после того, как спешенная кон-
ница заняла деревню П., т. Заварзин еме-
HHA позицию. Длительное пребывание
орулия под еильным огневым — возлей-
ствием противника Заварзин потом 0б’яс-
нил тем, что с этой позиции оя хорошо
наблюдал цели и мог оказать своим то-
варищам быструю и эффективную по-

младший

Этот снимок найден

свое кровавое дело, спокойно сфотографировались рядом с виселицей,
заподозренных в сочувствии партизанам жителей временно

умертвяли .
немцами деревни.

Один против пяти

Под деревней М. немпы хотели про-
рваться к большаку. Они давно зарились
на эту дорогу, им не ‘терпелось скорее
двинуть по большаку свои танки.

Три атаки гитлеровцев были уже от-
биты, наступило недолгое затинтье. Толь-
ко снайперы стреляли из своих укрытий,
да время от времени била из лесу наша
таубичная батарея.

В небольшой промежуток времени меж-
ду схватками младший лейтенант Супрун
отправился фазведать левый фланг про-
тивника и наткнулся в лесу на группу
автоматчиков. Их было пятеро. Троих
Супрун заметил в тот момент, когда они
открыли огонь. Остальные, не стреляя,
стали заходить с боков.

Олин против пяти! Но Супрун принял
бой с немцами. У него еще оставалось с
минуту времени для того, чтобы отету-
пить в глубь леса, спастись, не ввязы-

ваясь в слишком неравную схватку. Но
‚он пеступил иначе. Он поступил так, как

повелевал ему долг война Врасной Армии,
голов сердца советского патриота.

Уроженец степной полосы Украины,
лейтенант Супрун сражался
здесь в непривычной лесной обстановке.
Но он умело перебегал от дерева к дере-
ву, ведя отонь по автоматчикам, умело
использовал все преимущества своей по-
ЗИиЦИЙ.

Он дрался с ожесточением, со злостью,
позабыв 0бо всем на свете, кроме этих
вот негодяев е автоматами. Он стрелял не
часто и на очередь из автомата отвечал
двумя-тремя выстрелами. Временами он
совсем не стрелял, и тогда немцы, пере-
кликаясь, поднолзали ближе. Он пПодсте-
регал их из укрытия и бил, тщательно
делясь.

мошь. Перемена же огневой позиции при-
вела бы к временному прекралцению отня

его орудия, что могло
продвижение.

Друтое подразделение должно было ноч-
ным налетом перерезать коммуникацию
немцев и захватить крупную деревню 0.
е большим немецким  тарнизоном. Для
эбеспечения своего левого фланга, где к
гарнизону из деревни могла прибыть
полмога, командир Сажуров выхелил отде-
ление под команлованием сержанта Ма-
слова.

Атака ошеломила немцев своей внезап-
ностью и стремительностью. Полуэдетые
фаптиесты повыскакмвали из хат и сараев
и бросились враесыиную. Многие из них
так и не проснулись в эту ночь. Однако
на другом конце деревни немецким офи-
церам удалось собрать часть солдат и ор-
ганизовать сопротивление.

На помощь гарнизону 0. немецкое
командование брофило ‘из соседней дерев-
ни роту пехоты с тремя танками. Эти
силы противника наткнулиеь на заелэн
т. Маслова. Завязалея ожесточенвый бой.
Пользуясь Ночной темнотой, Маслов ис-
кусно маневрировал маленькими групика-
ми бойцов, Часто менял огневую позицию
ручного пулемета и автоматчиков и 69-
здал у противника впечатление, что здесь
у нас крупные силы. ;

Унравляя огнем отделения, т. Маслов
ловко использовал то обстоятельство, что
немцы стреляли трассирующими пулями.
По трассе полета пуль он определял ме-
стонахождение вражеских огневых ередетв
и направлял туда сосрелоточенный огонь
отделения.

Немецкие танки, пытавитиеся  разда-
вить отделение, тоже постигла неудача—
два из них были полбиты противотанко-
выми гранатами, а третий загорелея от
ловко брошенной т. Маеловым бутылки ©
торючей жидкостью.

Но ярко запылавитий немецкий танк осве-
тил поле боя, и фамтиеты увидели, что Teper
ними только горетка храбрецов. Понял и
т. Маслов, что отделение имеет дело © коли-

задержать наше

чественно превосходящим противникем, по

он продолжал бой с прежним ожесточе-
нием. Немцы попытались обойти отде-
ление с флангов, окружить его, Шо опять
искусным маневром т. Маслов ускользнул
из-нод удара и сам, выскочив © группой
бойцов на фланге противника, огнем за-
ставил немцев откатиться.

Утром после семичасового боя,
на поле осталось

когда
евыше 50 немецких

е у захваченного в плен старшего солдата $ роты 2 батальена
490 полка 269 пехотной дивизии Вальтера Крапса. Два фашистских мерзавда, закончив

ПЯТНИЦА, 7 АВГУСТА 1942 г. № 184 (7870)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР _

Лагерь
смертников

Местные жители прозвали это место
«Обляпышевокий. луг». Даже летом здесь
брызжет из-под ног ржавая вода, подни-
маютбся с земли ядовитые испарения. Bo
время оккунации западной части Калинин-
ской области немцы устроили здесь лагерь
для пленных красноармейцев. arity

Крутые склоны котлована и самый луг
сплошь изрыты земляными норами. Bec-
численные отверстия в ходах издали на-
поминают бойницы на крепостной стене.

Размер каждой норы полтора метра в
ширину и длину, не более Я метра в
высоту. Вход настолько узок, что проник-
нуть во внутрь МОЖНО ТОЛЬКО ПОЛЗКОМ ИЗ
животе. Свод землянки поддерживается нз
стойке. Потолок оплетен IDpyThAMH,   Ha
полу чернеют остатки тнилюй соломы и
льняной тресты. Разит сыростью. Из под-
стилок лезут ядовитые белые, как плесень,
трибы. В нижних норах стоит вода. В
норе невозможно было сидеть, даже лежа
вытянуться во весь рост.

Истлевший обрывок сапога, кусок чер
ной обмотки, ржавые простреленные кон-
сервные банки, из которых пили болотную
воду, напоминают о томивигихся здесь
страдальцах.

Обширная территория лагеря была густо
оплетена колючей проволокой. Немецкие
часовые наблюдали за пленными © двух
смотровых вышек. С первых чисел сен-
тября по декабрь 1941 г. в этом лагере
смертников томилось свыше 6.000 плен
ных бойцов Красной Армии.

Председатель колхоза имени Сталина
И. Петров, колхозник С. Фролов, жена ме-
ханика MTC А. Дудлева, трактористка
Т. Ланилова, курьер МТО Н. Охрамович
рассказывают жуткие подробности 0 Ta
рившем в лагере свиреном режиме. Морили
толодом. Больным вовее не давали есть.

Территория лагеря сейчас густо поросла
рожью. Откуда она тут взялаеь? Возвра-
шаясь с работы, пленные таскали необмо-
лоченную колхозную рожь и ели сыре
зерно, чтобы не умереть с голода. Попыт-
ки жителей накормить несчастных жесто-
ко карались. Немецкие часовые изуродо-
вали Елену Tapacopy за 0, чт она
подала пленному красноармейцу KycoE
хлеба. Но желание облегчить учаюеть не-
счастных было сильнее страха перед фа-
mmercroi расправой Жители тайком
подбрасывали хлеб и картофель в канавы
вдоль большака.

Убивали непосильной работой. Пленные
валили лес, надрываяеь, срывали горы,
сравнивая дорогу. Доведенные до крайнего
истощения, обессиленные люди падали.
Таких конвойиры до смерти забивали пал-
ками. Для «провинившихея» была изобре-
мена особая пытка. На горе возле бывшего
здания немецкой комендатуры до сих пор
Ззияют двенадцать глубоких и узких ям.
Это называлось «карцером». Фашистекие
истязалели сталкивали пленных в ямы и
заставляли выстаивать на ногах по He-

на которой они
захваченной

¢

И когла из пяти нападавших в живых
осталось только трое, Супрун решил пе-
рейти ‘от зашиты к нападению. Один из
гитлеровпев отползал. Видимо, ему хоте-
лось быть поближе к своим, страшно ста-
ло с тлазу на глаз с человеком, который
спокойно, не торопясь, ведет прицельный
отонь и не отвечает на выкрики: «Сда-
вайся!» Но гитлеровец не успел отползти
к своим. С каской, упавшей на спину, он
неподвижно распласталея на земле.

Осталось двое немцев. Они держалиевь
вместе, стреляли из-за куста, не пытаясь
больше зайти ни справа, ни слева.

Младший лейтенант Супрун приближал-
ся к ним. Выстрелы ето звучали поепреж-
нему не часто. Но те двоь уже не смели
приподняться. Они стреляли наобум, при-
жатые к земле волей и огнем человека,
не дротнувшето перед смертельной omac-
ностью.

Еще прошлым летом, во время риско-
ванноге рейса по немешким тылам, Суп-
рун испытал, что значит стоять перед ко-
личественно превосходящим врагом. И он
знал: повернешься спиной к опасноетя,—
погибнепь, встретиигь ее смелю огнем, —
выстомить, а Врага истребить. Й своих
бойцов, ходивших < ним в ночные поиски
в логово зверя, он учил не терятьея в
опасную минуту, не давать страху преодо-
леть в сердце злость и ненависть к врагу.

Супрун предержалея в лесу до ночи.
В темноте два уцелевших  гитлеровца
унолзли прочь. С трофейными автоматами
улалший лейтенант вернулея к своим.

Ежедневно в латере умирало по нескольку
десятков человек. Иленные гибли 0т голо-
да, побоев, дизентерии и лихоралки.

Незадолго хо бегства из захваченного
района немпы погнали оставшихся в жи-
вых пленных к Великим Лукам. Тех,, кто
не мог быстро итти, пристреливали на ме-
сте. Партию этих советских военноплен-
ных гнали из Торопна в Кунью. В пути
на протяжении 12 километров от деревни
Грозлово xo Бухолова гитлеровцы прикон-
чили 83 человек.

Жтучая ненависть, ярость охватывают
каждого советского человека, повидавшего
бывший латерь смертников.

Н. КАВСКАЯ,
соб. корреспондент «Известий».
КАЛИНИН.

- А. ВОЛОШИН.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

деревне ‹0. прочно закрепилоеь подразде- эшелоны, но и эта
ление под командованием т. Сакурова. на
смену отделению пришли другие бойцы.

В боях на подступах к Дону,  еевер-
нее В., исключительное упорство  про-

атака разбилась о
стойкость бойцов и командиров подразде-
ления. Огромное превосходство в силах
противника сказывалось — ряды подраз-
деления постепенно. редели. Но и 910 №

скольку суток, не давая ни пить, ни есть. ,

явили командиры отделений, взводов ий рот
Н-ской части. Особенно стойко лралосв
подразделение под командованием  лей-
тенанта Допущенко. Утром подразделение
части прямо е марша ветупило в бой ©

намного превосходящими силами  про-
тивника.

Особенно тяжело сложились условия боя
для подразделения под командованием

т. Фельдмана. Это подразделение оседла-
10 дорогу; по которой двигались главные
силы немецкой пехотной дивизии.—око-
ло полутора полков пехоты с артиллерией
и танками. В первые же минуты боя
смертью храбрых пал т. Фельдман. Тяже-
лое ранение получил комиссар полразде-
ления т. Омельянов. В командование вету-
пил лейтенант Допущенко.

Приняв на себя удар в шесть раз пре-
восходившего противника, Допущенко так
организовал бой, что первая же атака
танков противника захлебнулась, и не-
мецкие танки в течение всего дня на этом
участке не появлялись.

Немецкая пехота, несмотря на большое
превосходство в силах, после неудачи,
постигшей немецкие танки, не решилась
сразу атаковать подразделение, а предва-
рительно подвергла ero  ожесточенному
артиллерийскому и минометному обстрелу.
Лишь после этого началась новая атака
гитлеровцев, принесшая им огромные потери,

Расстроив ряды противника мощным
огнем, т: `Допущенко поднял  подразделе-
ние в контратаку. В рукопашном 6010
штыком и гранатой было уничтожено не-
сколько сот фашистов. Cam Допущенко.
опытный  пулеметчнк, лег к станковому
пулемету и еразил немалое количество
фаптиетеких толоворезов. Младпьйй полит-
рук Абросимов, стреляя из двух автома-
тов, уложил свыше десяти солдат и офи-
церов. Расстреляв все патроны, он взял у
раненого красноармейца винтовку и шты-
KOM уничтожил шееть гитлеровпев.

В результате умело организованной
контратаки враг был оттеенен и сильно
потрепан. На приведение себя в порялок
немцам потребоваловь евыше часа. Это
время было хорошо использовано т. Ло-

пущенко для закрепления на новых пози-
ЦИЯХ,

Через чае опять пачалась артиллерий-
ская и минометная подготовка атаки.

А

уменьшало етойкости и упорства бойцов и
командиров: Раненые, получив первую ю-
мощь, отказывались уходить в тыл. 0тз-
ваясь в строю, они продолжали отражать
противника.

Понеся отпромные потери и не добив-
приеь результатов в пяти лобовых а74-
ках, враг пошел на хитрость. Немцы oc-
тавили перед Ффрюнтом часть сил, а ©-
нювными силами начали  обтевать 00a
фланга подразделения. Однако маневр
врага был своевременню разгалан. Tos.
Допущенко выбросил на фланти заело-
ны, которые своим  отнем. надежно
слечили подразделение от окружения
крупными силами противника.  Просачи-
ванию же мелких его прупп B THI HART
из бойцов 06с0бого значения me Ima
вал, —— эти группы гитлеровцев быстр»
уничтожались спепизльно выделенных
истребительными отрядами,

Только в конце дня, отразив много
кратные атажи противника, подразделе
ние по приказу командира части органе
S0BAHHO отошлю на новый рубеж, Задача

была, выполнена, — наступление — почия
целой дивизии противника было задер-
mano. Врагу были нанесены отромные

потери в живой силе и технике, Потеря
подразделений хотя и были чуветвитель-
ными, но все же оказались в S—10 m3
меньше, чем у противаитоа,.

Сотни, тысячи командиров героев от
чественной войны самоотверженно pa
жаются с немепкими извергами, органи-
зуют OO], поражая врага своим муже
CTBOM, непоколебимой стойкостью, Ум
нием до конца использовать технику 4
неукропимой настойчивостью в достиже
нии поставленной цели.

Сейчас, в дни, когда нах нашей роли-
HOW нависла серьезная ‘угроза, от совет
ских воинов, в каком бы звапии оби ни
были, требуются несокрупимая стойкость,
железная дисциплина. Командир отделе
ния, взвода, роты —— организатор боя. 0т
его умелости, от его личной храбрости,
стойкости и дисциплинировалености в огро\-
ной степени зависит успех боя. Родина
обращается ко’ всем воинам Красной Ap-
мин, KO Beem бойцам, командирам в 15-
литработникам с призывом  остаповить
врага, отбросить и уничтожить его!

Подполковник Я. ЮДКЕВИЧ,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ,