‚евять

На одном из участков нашего френта
немцы бросили на одну нашу стрелковую
часть свою 7-ю горно-егерскую дивизию.
Солдатам, как ` потом выяснилось, была
выдана водка и обещан отдых, и они шли
в атаку, не сгибаяеь, во весь рост.

Гитлеровцам удалось оттеснить
наше подразделение к лесу,
обтекать его е флангов:

Бомандир артиллерийского  подразделе-
ния вызвал к себе лейтенантов Бакина
и Сясина и сказал им:

— Надо выдвинуть наблюдательный
пункт вперед. Расположите его у деревни
в бане. Отберите для этого семерых
опытных бойцов.

Вскоре зазвенел зуммер полевого теле-
фона на столе командира части, и раздал-
ся голое Бавина:

— Мы на месте. Начинаем наблюдение
и корректировку.

Стрелковое подразделение сразу ночув-
ствовало помющь артиллеристов. По врагу
ударили наши снаряды.

— Так держать, — сказал в. трубку
бывший волжекий матрос лейтенант Ба-
ЕИН.
Всю ночь девять наблюдателей воррек-
тировали отонь пушек и наводили раече-
ты на цель. Утром озлобленные немцы
пошли в атаку.

Потеряв много солдат и офицеров уби-
тыми и ранеными, противник все же
успел нависнуть на правом фланге под-
разделения и отрезать ему выход на до-
рогу. ;

Отновременно немпы отсекли от огне-
вых позиций баню. в которой находились
наблюдатели. (00 этом Бакин сообщил 10
телефону командиру части.

— Вы ya там продержитееь, Ба-
кин! — отвечал  комачдит.

— Есть! — послышалея в телефонной
трубке голос Бакина. — Штормовая пого-
да—— это мое дело.

Пушки били, не переставая. Когда
немцы поднимались с земли и орали
«XOX», залпы орудий сливались в сплеш-
ной гул.

Всю ночь командир не выпуская из
рук трубки телефона. Нз той стороне Е
проводу подходили попеременно  Бакнн,
Сяеин, ефрейтор Фельдман, наблюдатель
Чалый.

— Ну, кав y 8267 — через ровные
промежутки времени спрашивал командир
и получал успокоительные ответы.

Олнако утром положение crazo более
тревожным. Немцы замыкали вокруг под-
разделения кольшо, в которое входила и
баня.

На расевете солдаты заметили провод я
поползли в бане. Вперед выдвинулся вы-

одно
и они стали

Ww
СТОИКИХ
сокий, обросший светлой щетиной солдат
и врикнУул:
Славайтесь!
Baran вместо ответа выстрелом свалил

солдата.

Сяажн сообщил /кюмандиру worn ©ве-
ления $ противнике, и к залпам первой
баталем прибавлла свюй отонь вторая.

Немцы отхлынули, но скоро опять по-
ползли вперед. Небольшое строение, в ко-
тором сидело несколько артиллеристов,
CHIbHO мешало солдатам. 206-ю  горви-
егерекото полка.

Снова два солдата подполэли к бане и
стали кричать, предлагая J Я
на это стрельбой, девятый дежурил у
телефона.

Немпы усилили огонь. Пуля попала 8
горло Чалому, и он вокаре умер. Ню семь
человек продолжали вести огонь, в TO
время как восымой союбщщал пою телефону,
что делается, и корректировал ry
из орудий. а

Тейтевант Бакин кричал в трубку:

— Тридцать солдат mo левому борту,
примерно шестьдесят п правому! Убавь-
те на полделения!

Немцы приближались в бане. Их ос
тавалюсь все меныше. Вот их уже He

Однако они лезут татеред.
отсюда не выбраться.
же держаться ло последнем, —= заявил
немецким  захвалчикам!

Наблюдатели усилили отонь. Но гитле-
ровпы были уже у самой бани.

Тогда Бакин подул в телефонную труб-
EY и глухо сказал:

—= Огонь на баню, товарищ команиир!

Лицо командира части, усльшавлиего
эти слова У себя на командном пункте,
стало непронипаемю твердым, суровым.

—- Отонь на баню! — приказал он.

Раздались залпы. Командир положил
трубку и упер в подбородок крепко cma-
TH кулак...

Подразделение © помощью * артиллерии
отопналю немцев на три километра запад-
нее опушки леса и вошло в деревню.

Будем

Утром на неоседланнюй артиллерийской

лошади прискакал командир. Он спе-
maa w бане. Она’ оказалаеь разрушен-
ной несколькими прямыми попаданиями.
Пох обломками ее налили трупы  девяте-
рых наблюдателей. Они norms смертью
тероев. Но до последней секунды, пока
были живы, они кюрректировали  отонь
батарей и сами уничтожили несколько
десятков гитлеровцев. .
Старший политрук М. ГРОССМАН.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Бои южнее Воронежа

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 августа.
(Специор ТАСС). Южнее Воронежа на-
ша чають нанесла сильный Удар вату.
Форсировав Дон, советские бойцы атако-
вали неприятеля. Враг оказывал огневое
сопротивление. Ната пехота, поддержан-
ная авиацией и артиллерией, настойчиво
пробивалакь вперед.

В результате сильного натиска совет-
ских подразделений линия вражеской обо-
роны была прорвана. № полудню авто-
матчики окружили вначале одно, а за
ним и другое село в расположении про-
тивника. Бой в населенных пунктах был
короткий. Бойцы, уничтожив здесь до
двух рот противника, продолжали пре-
следоваль отступающего врага. Векоре
противник был взят в кольно пол-
ностью истреблен.

Жестокое сражение разгорелось’ на пюд-
ступах в одному  населенному пункту.
Фалпистокие части всячески старались
удержать в своих руках этот рубеж. Пе-
хотинцы и артиллериеты шаг за шагом
тестили фалтистов. Овладев несколькими

И

тосподетвующими над окружающей мест-
ностью высотами, они стали обтекать на-
селенный пункт © нескольких налтравле-
ний. Группы автоматчиков,  сковывая
неприятеля, стремительно ворвались Ha
северную и восточную окрамны пункта.
Пути отхода противника были отрезаны.
Поняв бееполезность сопротивления, боль-
шая группа вражеских солдат и офипе-
ров добровольно сложила оружие и сда-
Лась в плен. Все, кто продолжал compo
THBAATHCA, полностью уничтожены. °

В бюях за этот пункт разгромлен вен-
терский полк, захвачены трофеи—12 но-
вых немецких орудий и другое вооруже-
ние. Утрата важного рубежа серьезно
встревожила немцев. Вчера они три раза
переходили в контратаки. В одном из этих
сражений гвардейцы-минометчики уничто-
жили до 2 батальонов врага. Сегодня про-
THBHER продолжал  контратаковать наши
позиции, вводя в бой большие группы
танков. Все вражеские атаки отбиты\

Бои южнее Воронежа продолжаются.

Г. КРЫЛОВ.

Летчики гвардейской авиационной части пикирующих бомбардировтхиков успептне громят
вражеские полчища при попытках переправиться через Дон. НА СНИМКЕ. После полета.

Летчики-орденоносцы (слева направо):
штурман старший лейтенант И.

А. Галайчук,

командир корабля капитан Б. В. Маслевников,

стрелок-радист сержант В. Н. Попов.

Фото специального военного корреспондента «Известий» П. Трошкина,

В районе Клетской

Враг продолжает. нести

оне Клетокой. Немцы пытаются прорваться
к донским переправам.

3a последние дни бои приняли особен-
но  ожесточенный характер. В ‘ходе их
противник несет большие потери.

Одно подразделение, занимаюнюе важ-
ный участок фронта, было  атаковано
11 немецюими танками, за которыми
двигалась пехота. Наши бронёбойщики
открыли’ огонь из противотанковых py-
жей и подбили два танка. Одновременно
наши танкисты ударили на немцев ©
фланга. Пытаясь улучшить св06 положе-
ние, противник подверг наши танки об-
eTpery из противотанковых пушек. Ho
советские артиллеристы меткими залпами
подавили противотанковую батарею. Ата-
ка фашистов была отбита. Потеряв не-
сколько сот солдат и офицеров убитыми,
немпы вынуждены были отступить.

Олин nam танк и 14 автомалчиков в
течение нескольких часов дрались против
8 танков и роты немецких стрелков.
Командир т. Тарасенко, раненный, продлол-
жал руководить боем, подавал пример
мужества, и позиции были удержаны.

Ha этом же участке танку механика-

‘водителя Лешука удалось подбить четыре

немецких танка. Его машина тоже поту-
чила серьезные повреждения.  Охлнажо
Jemyk не бросил своего горящего танка.

крупные потери
Би на ‘минуту не затихают бои в рай- Он устремился на ближайптий танк врага

и с хода протаранил его. Липть после это-
го, обожженный, он увел свой танк в
укрытие и, погасив пламя, быстро взял-
ся за ремонт малины.

На соселнем участка упорное сопротив-
ление оказывает немцам Н-ская стрелко-
вая часть. Отбивая атаки противника и
переходя в контратаки, часть эта уничто-
жила более 500 фашистских солдат и
офицеров.

Образец стойкости показал пулеметчик
Галужинов. Ha него обрушилось более
взвода гитлеровцев. Галужинов  отстрели-
валея. Скоро ов был ранен. Пулемет за-
молчал. Немцы, думая, что пулеметчик
Убит, поднялись во весь рост и побежали
к пулемету. Но когда они уже были ша-
тах в трилцати, Галужинов дал из
«Максима» длинную очередь. Двенадиать
фашистов были убиты. Уцелевшие повер-
нули обратно. Истекая кровью, Галужинов
продолжал стрелять в ‘бегущих.

Попытки немцев прорваться к реке на-
талкиваются на мужественное сопротивле-
ние наших BOCK, © исключительным

1унорствомо ототаивающих каждую ‘пядь

родной земли.
у В. ПОЛТОРАЦКИЙ,

спеп. корреспондент «Известий».
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 августа.

`Пехотинец против танков

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 августа. стро вырыл окопчик, приготовил гранаты
(Спецкор ТАСС). В районе одной деревни и залег в засаде. Бак только вражеские
враг атаковал наши позиции. Впереди на- машины подошли к минированному месту,

ступавших немепких пехотинцев шли. два
тяжелых танка и бронемашина. Взяв не-
сколько противотанковых мин и ручные
гранаты, замполитрука Фаронов
навстречу движущимся танкам.
Незаметно подобравшись к дороге, от-
важный воин заминировал ее, & сам бы-

пополз.

Фаронов метнул гранаты пол гусеницы
первого танка. С танка слетели гусени-
пы. Экипажи второго танка и бронема-
шины, решив, что в засаде имеются боль-
шие силы, повернули обратно. Этим вос-
пользовалась наша пехота. Бойцы подня-

лись и выбили врага из населенного пункта.   чале взяли

` СУББОТА, 8 АВГУСТА 1942 г. № 185 (7871)

Необыкновенный поединок

Однажды ‘наш связной самолет «У-2»
почему-то задержался. Обыкновенно В
эти минуты манина уже садилась
на поляне, невдалеке от командното My HER-
та полка, и вскоре Мы получали овожие
московские газеты и почту. Баждый; ко-
му приходилось долгие недели проводить
Ha фронтовых рубежах в лесу и на 6070-
тах, знает, как дороги печатная весточка
из столипы, письме от родных, каракули
от малолетнего сына. Понятно, почему мы
так любили наш овязной самолет и его
командира — «удвиста», как называли
его шутя, Никавора Алексеева.

On был прелельно аккуратен и п0яв-
лялся нал ‘наи, несмотря ни ma какие
опасности — и во время воздушных боев,
и пря артиллерийском обстреле, и в ча-
сър бомбежки. Эта несовершенная и К
тому же невооруженная машина каза-
лась непраницаемой и тлубоко фэвноху-
ной к гозящим ей бедствиям. Может
быть, Алексеев верил в свою звезду, не
энаю. Но все мы часто бывали свидете-
лями вамых рискованных его посадок.

Так сильно Уверовали мы в его могу-
щество, что и на сей раз, хотя все сроки
уже прошли и было очевихно, что с ма-
шиной случилось несчастье, большинство
из нас все еще ждало её благополучного
прихода. Казалось, вот-вот загрохочет в
возлухе шумный мотор и низко, над са-
мым ‘лесом промелькнут привычные очер-
тания. Но шли иинуты, а ничего похо-
его не было. ;

Начальник штаба полка вновь позво-
нил в дивизию и епе. раз спросил, выле-
тела ли машина и когда. Оттуда ответи-
ли, что вылетела и притом своевременно.

Теперь ух заколебались и оптимисты,
И все мы начали понемножку свыкаться
е мыслью о гибели товарища. Погрусти-
ли и занялись своими делами. Так бывает
на фронте. Шапки долой перед прахем
погибщего смельчака, и тут же вновь в
суровым будням войны, в мести за того,
Ето убит, к жестокой борьбе е врагом.

Так было бы и сейчас, но в землянку
вбежал лейтенант из комендантекого взво-
ла и с волнением сообщил, что два «Мее-
cepa» тоняются за нашим почтальоном.
Вначале это известие показалось радост-
ным: значит, Алексеев жив. Звезда хра-

нит его попрежнему. Но asa «Мессер-
шиитта» —— это способно испортить Ha-

строение. Современные истребители, обла-

дхающие огромной скоростью, © пушками,
пулеметами и белобрысыми бандитами на

старенький учебный би-

борту, и наш й
который трещит, Бак

план © мотором,
мотоцикл!

Мы выскочили из землянки H cCpasy
me услыхали резкий и противный евиет
вражеских истребителей. Олин из «Мес-
сершмиттов», пуская очередь за ‘оче-
редью, пикировал на ближайший лесок, а
другой, делая быстрые круги, также вел
ожесточенный огонь. Мы не видели на-
mero самолета, слышен был только ха-
рактерный шум его мотора. Машина шла,
очевихно, над самыми верхушками де-
ревъев, спасаясь от вражеского свинца.

Наступил момент, когда в свиете и шу-

ие, поднятом «Мессерами», пропал голое
налиего мотора. Но потом опять послыша-
ся треск. и внезапно прямо из лесу ие-
ленно вышлыла Halla мапгина. Алексеев
вел ве на поляну, где всегда совершалась
посадка. Трулно сказать, Что замыслил
отважный пилот. Олиако дела его нячуть
не  поправились. Пронзительно  свистя,
камнем падал на него сверху «Mee-
сершмитт». Быстро калиляла автомали-
ческая пушка. Огоньки мелькали по
плоскостям биплана. Резким  двяжением
Алексеев увернулся от удара и поплыл к
высоким березам, стоявшим за рощицей
посреди поляны. Раз’яренный фашист с
воем вышел из пике и вновь бросился на
Алексеева. Ha этот раз немец швырнул
бомбу. Воздунтная волна слегка подброси-
та связной самолет. но он быстро вырав-
нялся и тут же достиг деревьев.

Теперь атаку начал второй
шмитт». Посыпались Пули, снаряды, и
вновь была брошена бомба. Алексеев, Bee
время прижимаясь к рошище и почти кз-
canch земли, описывал круги. Сесть те-
перь — значило погибнуть. И вот, то ma-
бирая высоту, ‘то задевая колесами кустар-
ник, то ускоряя, то замедляя движения,
кружил он у берез. Можно представить
себе, какое бешенство овяадело фашист-
скиии летчиками. Яростно пикируя и д8-
вая: очередь за очередью, со свистом но-
сились они над каруселью  смельчака
Алексеева и все мимо, мимо, мимо.

Развязка наступила совершенно неожи-
ханно. В то время, как один из «Месее-
рев» продонжал обсышать Алексеева пу-
ляни, другой, очевидно, осатанев OT 310-
бы. открыл шквальный огонь и стреми-
тельно понесся на советскую машину
вниз, к самой земле. ВБазалось, миг — и
изрешеченный самолет рухнет. Но Алек-
сеев OLX готов ЕО веему и в эту же се-
кунху быстро шмыгнул за деревья. Пули
и снаряды прошли стороной. И — слушай-
те, слушайте! — немец не сумел выйти
из пике. С ужасающим воем и грохотом
врезался он в землю.

Так окончилась эта борьба. Второй врз-
жеский истребитель исчез.

Вледный вышел Никанор Алексеев из
кабины. Нелегко далась ему, видно, эта
чортова карусель.

— Bor a и привез вам письмо, тева-
риш майор, — сказал он. улыбаясь, —
и, кажется, от жены.

Но сейчае мы не интересовались этии.
Летчик показал свою машину. Плоскости
и фюзеляж были прострелены в десят-
ках мест, в хвосте зияло несколько от
верстий, доска  приборнэто управления
была разбита вдребезги. .

— Конец, — говорил нам вечером
этоге me дня Алексеев. — Больше не
могу! Pax доставлять вам удовольствие,
но почту возить не буду, кончено! Te-
peph BO мне тажая злость засела, ч10
перевозкой писем ее не затлушить!

Г. БРОВМАН,
спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. ;

Штурмовые удары по

Немпы

тотовились Е очередному вы- уже

вражескому аэродрому

успевший оторваться от плошатхкя

лету. Но этот вылет не состоялся. Группа  азродрома, и подожгли его. Второй «Mec-
советских пиурмовиков внезайно атакова- серпеиитт» был уничтожен ими в момент

ла врага и отненным
готовые к взлету машины.

Советские летчики уничтожили четыре
«Юнкерса-87> и

Кроме того, был подожжен бензосклад.

тквахом накрылз выруливания.

два «Мессершиитта». две фаптистских машины.
Три «Мессершиитта» были повреждены.   Коньшин,

Три вражеских самолета
они уничтожили на стоянке.
Белов и Беленко истребили на земле

Ораховский и
вступив в борьбу е врагом в
воздухе, тоже отправили ео  догорать

Через четыре час» наши летчики п0- вниз, где уже пылало семь сзмолетов.

вторили атаку. Враг снова был застигнут

Правда, нескольким самолетам
подняться в воздух, но победу

врасплох.
удалось

За два полета наши летчики уничтожи-

ли семнадцать вражеских самолетов,

опять одержали наши смелые штурмовики  Н® потеряв ни одного из своих.

и истребители.

Штурмовики Чебичко и Бакулин вна-
прицел «Мессершмитт»,

Ha

Н. КОНОВАЛОВ,
спец. корреспондент «Известий»,

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ.

Немцы были уже на окраинах. Городок
пылал во многих местах, и едкий дым
етлалея над улицами, как утренний ту-
ман над долинами рек. Люди, перебегав-
шие с места на место, казались погру-
женными на дно, и их неестественные
движения делали картину совершенно ми-
стической. Все вместе это казалось
страшным сном, и только вдруг раздавав-
шийся взрыв пробуждал нас и возвращал
к действительности.

Мы шли вдвоем по одной из этих
улиц — я и мой` друг. В запасе у нае
было полчаса, может быть, час. Но мы
не спешили. Мы сознавали, что наша
родная земля остается позади, и стара-
лись Kak можно дольше пробыть в её
благословенной сени. Мы знали. что при-
дет время и живые вернутся назад. Но
будем ли мы среди них — этого мы не
знали.

За город тянулись вереницы подвод и
тачек. Люди уходили от ожидавшей их
гибели. Шли женшины с ребятишками на
руках, шли дети, держась за подолы ма-
теринских юбок. Уходили многие, но ухо-
дили не все.

Из-за плетня выглядывало. еморщенное
лицо старика в порыжевшей старомолной
шляпе. В коляске на велосипедных коле-
сах сидел инвалид. Старушка сморкалась
в платок, горестно глядя велел уходящим
соседям... Эти не могли уйти. Сыновья
их и внуки дрались где-то на полях вой-
ны. Может быть, придя в городок, немец
повесит их первыми за отвагу их питом-
nes. Ho, даже чуя гибель, они не в си-
лах были уйти. Разве могли бы их кости
вынести испытания далекой дороги?

Мы видели на своем пути много горя
и много укоряющих глаз. Мы научились
их понимать и читать взгляды, как кни-
ги. Но привычка претупила боль. И толь-
ко одна эта женщина поразила нас исти-
ной, которой мы еще ни разу не читали
на страницах укоряющих глаз;

Она стояла у костра и жгла книги.
Camo no cefe это He могло казатьея
странным. Возможно, она боялась веще-
 ственных улик. а может быть, хотела
скрыть от немцев что-то святое, похоро-
нив его в пламени. Удивительным было
только TO— како она это делала, как
предавала огню эти аккуратно сложенные,
замусоленные томики. 4

жавшей y ee Hor Ha траве. Раньше чем
бросить в огонь, она разворачивала нер-
вую страницу и, как бы прощаясь с жи-
вым существом, награждала его долгим
всепрощающим взглядом. Й етолько было
бесслезной грусти в.ее взгляде, столько
веепожирающей тоски, что мы невольно
остановились перед ней в немом оцепе-
нений. -

— Что вы делаете? — спросил я, ©о-
вершенно  растерянный,

Женщина отвстила не сразу. Некоторое
время она еще смотрела на титульную
страничку книги, затем, с усилием ото-
рвав глаза, взглянула на меня. Казалось,
это возвратило ее к сознанию. И уже от-
вернув от меня лицо и глядя в простран-
ство, женщина медленно и тихо ответила:

— Я жгу себя.

Мне показалось, что`я ослышался. Во-
нечно, мой вопрос был неуместен: и 6e3
него я отлично видел, что делала она. Но
ее нвожиданный ответ поразил меня. Что
он. мог означать? В: здравом ли уме была
эта женшина?

— Ras? Что вы сказажи?.. — неволь-
но переспросил мой друг. — Вы жжете...

— (бя, товарищ. -— Ona тяжело
вадохнула и почти безвольно опустила
руку © неловко  раскрывшейся книгой.
Набежавтий ветерок запгумел в растре-
панных страницах.

Только теперь я присмотрелея к её ли-
ну. Ей было за сорок. Чуть пробявигаяся
проседь подчеркивала волевую собран
ность всего облика. Бледный, с чуть про-
чертивитими его морщинами, круто поды-
малея Умный 200.

— Я жгу 080ю жизнь... — сказала
она чуть мягче, и мы готовы были бла-
годарить ее за это  енисхождение.

Ведь жизнь моя... все мое счастье налки-
tao Ha этих замусоленных стареньких
страницах. ,

Скупую улыбку мы восприняли, Kak
ие. Ведь мы, так грубо ворвав-
ииеся в мир ее непонятных мыслей, дей-
ствительно0 нуждались в прощении. Но
теперь окончилось минутное заметатель-
ство, и мы могли облегченно вздохнуть.

— Яе вами не могу уйти, — crasa-
ла она. -— У меня старая мать и боль-
ной отец. Каждому из них уже за семь-
десят. У меня тров детей, и старшему

‘

повзрослей — я ведь уже не молода! Но
о своём семейном очаге я стала заботиться
езишком поздно! Я сочла себя вправе
заняться ©0б0й, лишь став полноценным
человеком. — Она произнесла эти слова
с оттенком того грустного сожаления, ко-
торое звучит только у людей, познавиих
прелесть быстро минувшето счастья,

— Нет, я не осуждаю вас! — оказа-
ла она, садясь на скамейку. — Я мало
понимал в войне и_ не знаю — может
быть, так надо. Но знаете ли вы, сколь-
ко крушите надежд, уходя из этого го-
рода? Я не говорю о худшем, ожилающем
нае. Но в эти дни ничего не было тре
петнее нашей надежды на то, что врал
сюла не придет, что, может быть, даже
близко от нас, но он будет остановлен.

Теперь я понимаю — горе. постигло и
нас. Я должна спасти свое протнлое от
надрутательств врага. Будущее мне яс-
но: смириться я не смогу. Разве сможет
быть рабом ‘тот, кто испытал уже однаж-
ды тяжесть рабства, а потом жил свобод-
ным! Пускай смерть, лишь бы ‘не воз-
врашение вопять.

Мы еще неё еовсем понимали ее. Слова
эти казались нам чуть-чуть излишне при-
поднятыми, но это об’яснялось ее волне-
нием и, конечно, тражичностью момента.
Мы сели рядом с ней на траве и, He-
смотря Ha все приближавшийся грохот,
потрузились в ее жизнь. Нет, мы не ду-
мали, что она посеет в нас настоящую
бурю! ‘

И женщина  расеказала нам свою
жизнь. Расоказ этот, видно, помог ей пе-
реживать все сначала, как - переживала
она, глядя на обложки сжитаемых книг.
Теперь она больше не просматривала их.
Вслепую, под ряд брала она их и, окон-
TMB эпизод, связанный в каждой, бросала
ве в огонь.

— Мне шел двадцать первый гох, когда
я впервые взяла в руки азбуку, — ска-
зала женщина. — Вот она догорает; ona
была первой книгой, попавшей в мои ру-
ки, и она первой ушла в огонь из моих
рук. Я была тогла домработницей... за-
битой сельской девушкой, и ко мне при-
тила советекая власть и сказала: «Возь-
ми эту книгу и научиеь читать. У тебя
просветлится душа...» Меня вели за ру-
ку, как слепую, а я шла и была счает-
лива,

Я служила у страшной хозяйки, у не-

коей Ефросиньи Калистратовны. Она еже“
} чаено меня истязала и подвергала нрав-.
Она брала их из высокой стопки, ле-  одиннадцатый год. Да, они могли быть ственным мучениям, Но трудно даже пред-

пепонятное;

ставить себе, что произошло с ней, когда
она увидела в моих руках книгу,

Я вель теперь не пожелала работать
круглые сутки. Я старалась BBIKDORTS
часок для своего учения. И вот однажды,
поймав меня за любимым занятием, Еф-
ресинья Калистратовна заперла меня в
чулан ‘и избила до полусмерти. Особенно
озлобило ее т0, что в последний момент
я успела упряталь от нее свое сокро-
више — вю азбуку и наотрез отказа-
лась выдать ее для уничтожения.

Через несколько дней, когда я вышла
на улицу, сосед наш заметил мои синя-
ки. Видно, он рассказал кому-то о моем
горе, Tak каж хозяйку вызвали в суд.
Это было ненонятно He только для нее,
HO и для меня, Ридно, это произошло
тогда, когда родилась справедливость,
ставшая стеной между нами.

Кто были люди, просветившие меня?
Почему так заботились они в моем сча-
erbe? Drom я сразу понять не могла.
Я многого тотда неё понимала. Я чувет-
вовала только, что ворвался воздух в мое
кухонное окно, и я поняла, что ожила,
как волиебный камень, в который влох-
нули жизнь.

Затем я рассталась е кухней. Олнажлы.
пришли KO мне. комсомолки и вручили
мне путевку на рабфак. Я уехала в этот
город и начала изучать арифметику па
приготовительном курсе. Вот книга, по
которэй я изучёЯа таблину умножения.

Женщина на мгновение  умолкла и,
бросив сразу нескольво книг в коетер,
вдруг воскликнула:

— Сколько наивного горя пережила я
в те далекие дни! Сколько слез пролила
Hal казавшимися мне  неразрешимыми
задачами! Я думала, что никогда не по-
стигну этой ученой премудрости. Но 91-
куда-то появлялись люди, которым я бы-
ла нужна. Одни мне помогали постигнуть
Другие заботились о моей
одежде. Третьи заседали в профкоме и
давали мне путевку на курорт.

Что это было — счастье, свалившее-
‘я с неба. или чудо, ослепившее меня
своим удивительным блеском? — она
бросила в потухающий “Костер ©вой ста-

рый еборняк арифметических задач, и
страницы, иенешренные цифрами, нач\-
ли сворачиваться в черные трубочки в
оживающем пламени. — Это моё ono-
здавшее лететво. Сейчас я бросаю. в в
отонь. Сейчас оно сгорит, и У мёня оста-
нется о нем только смутное воспомина-
ние. 2 ‘

Да, я жгу ceOa,.cmuTaa 9TH старень-

кие книжки! — сказала

она,

Немцы отнимут у нее детей и пого-

вздох- нят их впереди своих солдат, идущих в

нув. — Они составляют мою жизнь, как   наступление. Если дети откажутся или Fé

камни составляют дорогу:

из них CHO- CMOTYT итти, HX прикончат штыками. Ilo-

жилаеь я, как складывается время из жилую женшину угонят на запад и W-
минут; каждая из этих книг — это вер-  пытаются сделать рабой. Белобрысые pa-
стовой столб’ к счастью, которое мне! бовладелицы будут таскать ее за селеющие

помогли вкусить и постигнуть. Ни одна   косы, как таскала когда-то проклятая Еф-
из них не живет для меня самостоятель- росинья Калистратовна. Но то, что могла
HO —— все они стали одной биографией безропотно переносить 25 лет тому назад

единой моей

жизни. Теперь я Sry ее, забитая сельская девушка, заставит пове-

потому что обрывается ее счастливое те- ситься в немецком стойле человека, по-

чение и ужасе ‘должен заменить ве,
чиная с сегодняшнего дня.

...Я еидел, потрясенный

иЗ-   стигнувшего мудрость жизни и завоевав-

шего свою свободу собственным трудом.

разверзитейся  Я стоял перед этой женщиной ¢ BEE

перед моими тлазами глубиной. Неужели товкой в руке, и она меня не проклина-

только сейчас понял я то,

женщина перед ужасом,
на нее. Сознание своей

нием чаще

aK что столько ла! Ноя уже знал, что, (если уйду, то пе-
раз кричало 6 себе на пути налете or-
ступления? Мне легче бы было слушать
проклятия, чем этот рассказ. Мне прият-
нее было бы перенести пощечину, кото-
рая дала бы мне право ответить, затщи-
тить свою честь. Но теперь я был безза-
щитен перед. лицом  расфазившейся нало
мной правды, как была беззащитна эта

дам ее и совершу преступление, которому
нет равных,

Город содрогалея от разрывов я гул,
как барабан от прикосновения бзрабънщи“
ка. Дым стлалея по улицам, и из нем,
хак из пустоты, вдруг появлялась груипа
людей или автомобиль. Там, на окраинах,
шел бой, но в тромыхмощих выстрелах я

надвигающимся   уже не чувствовал того ожесточения, в0-

цигряюютии  торото требовал сейча:
еще сильнее поражало меня, чем кажс- и о

щееся ее прощение, и я начинал ошу-
щать на своем лице яркую краску стыда.

Да! Если бы перед нашим Boodpame-
вставали картины ужасов,

Я поднялся и, почему-то быстро 066р-
нувшись, посмотрел в сторону проходив-
пгих мимо бойцов. Женщина уловила ой
взгляд и тоже привстала. ‘’Подумзла лЕ
она, что мне пора, или хотела сама пот-

чинимых номцами, мы не отступали бы в,Ротить своим движением, но, быстро ва-
этот день. Если бы, прощаясь с каждой гнувшись, ока подняла лежавшие еще a
нялью родной зомли, в провожающем нак  траве книги, готовясь сразу бросить вх
молчании мы слышали вопли и мольбы! в огонь. Е ute

оставляемых там сестер и матерей,
превратил бы нас в камень,
раеплющивалея бы вражеский
Как мог я
видеть и отступать?
Мы не должны

металл.

рожлалось елишком
В каждом из нас была
круптительно— душевное
луки © родной землей.

чести мы почувствовали ‘только
после встречи с этой женщиной.

Впервые в жизни в этот момент я себя

презирал.

Что ожидало эту женщину сегодня же,
Может быть, ее повесят за
мужа, сражающегося в наших рядах? А

страшнее и.
ибо сле-
‚ человека, вкусившетго  свобо-
ду, — разве бывает пытка еще ужаенёе?

через. час?

может быть, ноступят еше
оставят в живых.

Страшнее,
лать рабом

стых
© который   потом, силясь преодолеть овладевшее мною

чувствовать этого, не

— Погодите... — сказал я почти 10-

волление. — Не нужно...

— Почему же?.. Ведь вы хотите ухо-
дить?.. Значит, конец... — ответила 88

были уходить — это ТИхо. — Книги плохо горят, а времени
  МЫ всегда  сознавали. Но сознамие этого Мало. Я не успею их сжечь.
суб’ективной болью.

— Не нужно, — сказал я прерываю-

сильна горечь, с0- щимея голосом. — Я сожгу себя, но ю
страдание от раз-!Уйлу отетода.
Но угрызения с0-

вести, стыд, оскорбление нашей воинской BI

теперь,

Это мой долг, если я вони,
Еще мгновение смотрел я на нет
руг почувствовал, как что-то едкое 06-
волакивает мой взор и застилает непрони-
цаемым туманом. Может быть, это был
ABM, расползитийся по городу и режущей

зью впившийся в глаза?

Я быстро вышел на улицу и, не 06
рачиваясь, ушел в бой. Долго-долго чув-

ствовал я Ha себе ее взгляд. Baris,
олагословляющий на битву.

Савва ГОЛОВАНИВСКИЙ.
Перевод с украннского.

.

«Meccep-

(i

a ere 2 р

т

= ae tees ee’