eee’,

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР _

Американские профсоюзы требуют
открытия второго фронта

НЬЮ-ЙОРК, 7 августа. (ТАСС). Проф-
союзные организации США продолжают
выступать е требованиями ускорения от-
крытия второго фронта. На заседания
профсоюзного центра Конгресса производ-
ственных профсоюзов (КИ) штата Кали-
форния была вынесена резолюция, требу-
ющая открытия второго фронта и предо-
стерегающая против нерешительности и
колебаний, которые могут привести к по-
ражению об’единенных стран. В резолю-
ции говорится, что об’единенные  стра-
ны имеют воздушное и военно-морское
превосходютво в районе Ла-Манша, доста-
точное количество судев для вторжения и
превосходство в военном производстве. Ре-
золюция содержит призыв к немедленному
использованию «четырех миллионов сол-
дат, которые в Англии и Ирландии ожи-
дают приказа к наступлению».

Заместитель губернатора штата Кали-
форния Наттерсон заявил на конференция
организаций Американской — федерации
труда (АФТ) в Гленмейле и Насадене (Ка-
лифорния), что борьба Красной Армии да-
ет союзникам возможность открыть второй
фронт.

4 августа в Нью-Йорке 400 представя-
телей профсоюза моряков торгового флота,
входящего в ВНИИ, и их жены ` устроили
шествие mo городу и таспространили
10.000 листовок, опровергающих доводы
противников второго фронта, в частности
заявления о нехватке судов.

Делегаты конференции входящих в ВПП
профсоюзов рабочих автомобильной и ави-
ационной шюмышленности в Чикаго орга-
низовали шествие, участники которого He-
сли лозунги и плакаты ¢ наднисью:
«Второй фронт сейчас». °

Организация писателей Голливуда «Хол-
ливуд райтере мобилизейшн» созвала, кон-
ференнию, на которой присутетвовало 500
делегатов. На конференции выступил из-
вестный писатель Колдуэлл, призывавший
к немедленному открытию второго фрон-

та. «Ради нас самих и нашей безопас-
ности, — сказал он, — мы должны немед-
ленно вступить в борьбу».

Газета профсоюза киноработников, вхо-
дящего в АФТ, в Голливуде резко высту-
пила против замаскированных профални-
сетов, агитирующих против второго фрон-
та. Газета указывает, что на Британских
островах сконцентрировано 4 MAH. анг-
лийских и американских войск, что с000-
щения английских официальных предета-

вителей свидетельствуют о наличии во-
оружения веех тинов. «Гитлер, — пишет
тазета, — поставил на карту на одном

фронте все, что он имеет. Восторжествует
ли он над демократией? Ло сих пор он
добивался успеха из-за того, что народы,
выступающие против фашизма, не оказы-
вали достаточного давления, чтобы устра-
нить влияние мюнхенцев на военную по-
литику наших лилеров. „В демократиче-
ских странах народ должен решительно
выступать за сохранение демократии, под-
держивать наших руководителей и требо-
вать открытия второго фронта в наетоя-
шее время».

На собрании профсоюза электриков,
входящего в КИП, в гор. Питтебурге
(arrar Пенсильвания) выстунил член кон-
тресса Вейсс, который заявил: «Второй
фронт — это сейчас самые обнадеживаю-
щие слова». Председатель профсоюза элек-

триков Фитнпатрик призывал рабочих
оказать поддержку Рузвельту. «Пора на-
чать наступление, — заявил он, — и

закончить войну путем вторжения».
Профсоюзный центр АФТ в Буффало
(штат Нью-Йорк), в состав которого вхо-
дит много представителей рабочих авиз-
пионной промышленности, единогласно
вынес резолюцию, требующую  немедлен-
ного открытия второго фронта. Профеоюз-
ные организации Буффало поддерживают
кампанию 3a создание второго фронта,
распространяют тысячи листовок, призы-

вающих Рузвельта Выполнить соглашение б

об открытии второго фронта.

Английские рабочие требуют немедленного
открытия второго фронта

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Как пере-
дает английское министерство информации,
вчера вечером делегация рабочих машино-
строителей Большого Лондона посетила
Даунинг-стрит (резиденция премьер-мини-
стра) и передала Черчиллю послание, в

котором требует кемедленного открытия
второго фронта.‘ Эта делегация  состоя-
ла из 171 человека, предетавлявиего

105.686 рабочих 78 предприятий Боль-
moro Лондона, охватывающего промыш-
ленный район столицы и ее пригородов.

В’ переданном делегацией послании го-
ворится: «Гитлер может быть разбит на
двух фронтах в Европе, и мы готовы
пойти на необходимые жертвы, которых
потребует второй фронт. Мы не можем
больше допуекать, чтобы один Советский
Союз переносил все страдания. Наша
страна находится в опасности, наша

„Заставить Гитлера воевать на двух фронтах“

Газета «Ньюс-кроникл» о необходимости открытия второго фронта

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Газета
«Ньюс кроникл» в передовой статье пи-
шет, что Россия вынуждена одна выдер-
живать всю мощь и тяжесть германской
военной машины, при чем Россия вынуж-
дена давать сражения в исключительно
неблалоприятных условиях.

«Мы знали год тому назад, — пишет
 тазета, — что у нас будет прекрасная воз-
можность заставить Гитлера воевать на
двух фронтах. Вогда Америка вступила в
зойну, 0б’единенные нации должны были

честь поставлена на карту, а положение
является чрезвычайно серьезным. Если
второй фронт не будет открыт немедлен-
но, то в дальнейшем может быть уже
слишком поздно. Мы требуем действий».

Председатель английской федерации гор-
няков Лоутер, присутствовавший на ©05-
рании представителей шахтовладельцев и
рабочих горняков, заявил корреспонденту
агентства Рейтер: «Мы все восхищены
замечательным сопротивлением наших рус-
ских друзей. От имени всех рабочих, за-
нятых в горной промышленности, я заве-
ряю, что мы ответим на их требование
увеличения продукции. Мы сознаем, что
второй фронт явится дополнительной на-
трузкой. для нашей промьшиленности, но
выполним роль, которая нам предназна-
чена».

a

действия. Стратегия, людские ресурсы,
снабжение и транеторт — все должно бы-
ло быть мобилизовано с этой целью — ©

целью наступления на запале в 1942 ro-
ду. чтобы вынудить Гитлера сражаться на
двух фронтах. Только 0б’единенная стра-
тегия может нанести поражение Гитлеру.
Давая ему везможность сражаться се сво-
ими противниками поодиночке, мы тем са-
мым непоесредетвенно льем воду на его
мельницу. Стратегия союзников на всех
многочисленных фронтах должна планиро-

бы немедленно предпринять согласованные! ваться как единое целое».

„Народы хотят
немедленных действий“

Канадская печать о втором

фронте

ОТТАВА, 7 авгуета. (ТАСС). Ряд канад-
ских газет отмечает необходимость ско-
рейшего открытия второго фронта.

Обозреватель газеты «Глоб энд мейл»
(Торонто) Рил 28 июля в своей статье
заявил, что «народам 0б’единенных стран
надоели сообщения о поражениях и неуда-
чах. “Эти народы хотят немедленных дей-
ствий». Рид пишет, что необходимо, что-
бы народные массы продолжали требовать
создания второго фронта, дабы заставить
лидеров, проявить энергию, смелость и
инициативу. Немцы, пишет Рид, не рас-
полагают какими-либо новыми типами во-
оружения, но они обладают наступатель-
ным духом, которого еще не проявили до
сих пор союзные нации.

Ежемесячный журнал «Нью уорлд»
опубликовал статью военного обозревателя
майора Уэйлинга, который выражает уве-
ренность, что вторжение на континент
Европы должно произойти в ближайшее
время.

Монреальекая газета «Стандард» пишет,
что, № мнению многих наблюдателей в
Оттаве, наступление немцев на советеко-
германском фронте вызывает необходимость
создания второго фронта.

Налет английской
авиации на Рур

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). В коммю-
нике английского министерства авиации
говорится, что в ночь на 7 августа круп-
ные соединения бомбардировшиков совер-
шили налет на Рур. Главным 06 exrom
атак был Дуиебург. Подверглись также
бомбардировке аэродромы в Голландии.
Шесть самолетов не вернулись на свои

Военные действия
на Ближнем Востоке

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Командо-
вание английских сил на Ближнем Восто-
ке в сегодняшнем коммюнике передает,
что в ночь на б и 7 августа отмечалась
артиллерийская перестрелка. Помимо это-
го, на фронте ничего существенного не
произотило. Авиация также проявляла сла-
бую зктивность во фронтовой полосе. Тя-
желые бомбардировщики союзников атако-
вали неприятельские суда и портовые co-
оружения в Тобруке, где возник большой
пожар.

Война на Тихом океане

МЕЛЬБУРН, 7 августа. (ТАСС). В ком-
мюнике штаба об’единенного командования
союзников в юго-западной части Тихого
океана сообщается, что военные действия
в этом секторе носили ограниченный ха-
рактер. В коммюнике отмечается, что ок-
купация японцами островов Ару, Теним-
бер и Кай в Арафурском море сильно при-

—-

Американская печать об отношениях
между США и Финляндией

НЬЮ-ЙОРК, 6 августа. (ТАСС). Некото-  враг». Газета далее пишет: «Когда вы ве-
рые американские  тазеты продолжают дете войну с убийцей, то бесполезно раз-
критиковать правительство США’ за т0, мышлять по поводу мотивов убийства».
что оно поддерживает отношения ¢ парт- Выходящая в Шарлотт газета «0Обсервер»
нером лержав оси — Финляндией. Выхо-  (штат Северная Каролина) пишет, что
дящая в Бостоне газета «Геральд» выра- (СЛША должны об’явить войну Финляндии.

зила сожаление по поводу вашингтонской Газета спрашивает, почему необходимо
пассивной политики 0 ОТНоШению К поддерживать дружественные отношения
стране, участие которой в войне отвлекает о, страной, которая является военным

значительную часть Красной Армии 6
других фронтов. Другая провинциальная

тазета «Конститюшен» (выходит в Атлан- и )
те) пишет, что проблема Финляндии очень   Шт, что СПА в ближайшее время вы

проста: «Финляндия является партнером нуждены будут об’явить войну  Финлян-
наших врагов, и поэтому онз — Hall’ qua.

союзником держав оси. Газета «Кроникл»
(выходит в Хьютоне, штат Техас) пи-

Заявление Идена о границах Чехословакии
ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Как пе-

нистр иностранных дел Илен заявил в! гих изменений чехословацких
палате общин, что, как он сообщил чехо- г
словацкому  правательству, при оконча- и Польшей. Иден заявил: «Я говорил
ниц после войны английское правитель- лен вопрос о границах между двумя <оюз-
ство не будет

Мюнхенокое соглашение или какие-либо   будет разрешен на основе тесных дру-

или в последующие годы. Заявление Идена   стоящее время, к счастью,
было встречено аплодисментами. между ними».
$

’

Бои в Югославии

ЖЕНЕВА, 7 августа. (ТАСС). В течение
последних недель происходили крупные бои
Е частями 2-й итальянской армии и
югославскими партизанами в ряде при-
брежных районов Далмации. В операциях
участвовало около 30.000 итальянских
солдат, снабженных значительным количе-
ством горной и полевой артиллерии. Дей-
ствия итальянских частей поддерживались
военно-морским флотом, который обстрели-
вал из орудий укрепленные позиции пар-
тизан на склонах тор вдоль побережья
Южной Далмации. Крупные итальянские
силы окружили гору Биоково, которая на-
ходилась в руках партизан. После много-

пюе количество военных материалов
несколько складов с боеприпасами.

Фиуме. Префект Фиуме издал приказ

том, что присоединение к партизанам бу-
лет караться ссылкой жителей в концен-
трационные длагери, уничтожением их до-

Илену был задан вопрос, относится ли
редает атентетво Рейтер, английский ми-  отказ от Мюнхенского сотглалнения и дру-

тельном установлении чехословацких гра-  0 Мюнхенском соглашении, Теперь постав-
принимать во внимание, ными странами, ия уверен в том, что он

изменения, произведенные в 1938 году  жественных отношений, которые в на-
существуют

После ожесточенных боев ударные пар-
тизанские отряды освободили от оккупан-
тов город Томиеслав-Град. Захвачено боль-
и

СУББОТА, 8 АВГУСТА 1942 г. № 185 (7871)
nS SSE

——$—$<—<$<—<—<—<—$< a Svooowvwe—rTrw«—s i aeeee—ewrevsere_

Нарушения шведских границ
германскими самолетами
продолжаются

СТОЕТОЛЬМ. 7 августа. (ТАСС). Поль
ты германских самолетов над Швецие
продолжаются. В южной части ПШвепят
эти полеты носят систематический хара.
ктер. Зи 4 августа терманский самое
и терманская летающая лодка снова ле.
тали над территориальными  Шведокими
водами у побережья Сконе.

Переговоры об об’единении
профсоюзов США

НЬЮ-ЙОРК, 7 августа, (ТАСС). По в
общению атентства Аюсоптиэйтел пресс в
Чикаго, председатель Американской de.
дерации труда (АФТ) Грин заявил, чу
АФТ намерена вести переговоры c Ron
грессом производственных — проф
(КПП) относительно об’единения обеих ср.
танизаций. }

границ
  также к границам между Чехословакией

Приветствие американских
  хирургов
воветеним медицинским деятелям

ВАШИНГТОН, 7 августа. (ТАСС). Прех
седатель Международного общества хиру»
тов доктор Роман послал советским мель
цинским деятелям т.т. Бурденко, Спас.
кукопкому, Гирголаву, Руфанову, Парину,
Терцену, Завалишину, Юдину и Смирнову
телеграмму, в которой говорится”

«Коллеги Международного общества ль
рургов получили вашу ободряющую теле.
грамму доброй воли. Ваша преданность г
любовь к своему отечеству и 3800
являются примером для всех народов. Ва-
ши выдающиеся научные достижения я
ляются ценным вкладом в медицину, }

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). П®_ сведе-   подлинно титанической борьбе, в которй
ниям, полученным югославскими пПравй- зы совместно участвуем, вы можете рас
тельственными кругами в Лондоне, италь- сцитывать на нашу поддержку. Вы з.
янцы предприняли дикие репрессии пфотив   служили восхищение и признательность,
югославской. деревни Желини в Районе лем вам наилучшие пожелания».

Хроника
Указами Президиума Верховного Cosen

т нфискацией всего имущества. В

дневных боев итальянцы, потеряв более   №08 и ко i

300 человек убитыми, были вынуждены   деревне Желини 20 человек были казнены, eae ue ee ae fy ar elon
« BHA.

отступить. ‚ 1а остальные «изгнаны из дере и ; и АИ nik

Борьба французского народа

ЖЕНЕВА, 7 августа. (ТАСС). По полу-
ченным здесь сведениям, в ряде районов
Франции происходят крупные забастовки
и массовые антигерманские демонстрации.
Нелегальная французская газета «Ви
увриер» сообщает о забастовке 5.000 гор-
няков Соны и Луары. Стачечники потре-
бовали изгнания из состава шахтной ал-
министражии немцев и улучшения мате-
риальных , условий. По всей стране Прэ-
неслась весть о героической борьбе рабо-
чих Брестокоге. арсенала, отказавшихся
производить оружие для гитлеровской ар-
мии. Несмотря на угрозу смертной казни,
французские патриоты не прекратили за-
  бастовку. Германские оккупационные вла-

Серьезные волнения произошли на-хнях
в Париже. Толпа парижан собралась перед
продовольственным магазином на углу
улицы Дагера и Авеню д’Орлеан. Но-
слышались возгласы:  «Выгнать немцев

валя!»
толпу пачку листовок,

исшествия прибыли сильные наряды по-
лицейских. В результате происшедшей
стычки был убит один полицейский и тя-
желе ранены два полицейских и один
терманекий солдат.

ЖЕНЕВА, 7 автуста. (ТАСС). По co-

Кировской области и Щучье Шучанеком
района Челябинокой области, © coxpant
вием прежних наименований.

Сегодня в театрах
и концертных залах Москвы
В филиале Большюто театра — one

из  Франции!», «Долой правительство Да-  «Дубровский», в театре им. Станислаь
Неизвестная женшина бросила В  ского и Немировича-Данченко — ое»

призывавших К  «Прекрасная Елена».
борьбе против оккупантов. Ё месту Про- атр им. Ленсовета дает в помещении фи

Драматический те

лизла МХАТ спектакль «Во имя жизни,
в помещении тезтра им. Моссовета —
«Изрень из нашего города». В Зеркал
ном театре «Эрмитажа» филиал reat
оперетты дает спектакль «Свадьба в Мале
HOBKE>.

В romemenun Малого театра — rom

CTH двинули против забастоещиков круп-
ные полицейские и военные силы. Лишь
после кровопролитных стычек оккупантам
  удалось сломить сопротивление рабочих.

близила японцев к Австралии. Остров Те-
нимбер находится в 300 милях к северу,
от порта Дарвин.

Японо-китайская война

По данным китайского командования,
китайские войска окружили город Линь-
чуан и продолжают теснить японцев уже
в самом городе. Китайские войска, которые   ское министерство информации передает,
наступают на город Гуйцзи, достигли что 6 августа иеполнилась вторая и
пункта, находящегося в-3 милях-от горо- щина создания чехословацкой эскадрилья
да. Японские войска, упорно сопротивля- бомбархировочной авиации в Англии. Эта
sich, несут большие потери. В провинции эскадрилья, состоящая преимущественно
Чжензян китайские войска отбили у из бомбардировщиков «Веллингтон», ебро-
японцев город Суичан, сила 3 млн. фунтов бомб на Германию x

(ТАСС).  Италию во время налетов вместе с англий-

общению из Парижа, на-днях выстрелом церт Центрального анезмбля краснофит

из револьвера был убит Гашелен — один  кой песни и пляски  Военно-Мореко
из главарей шайки Дорио в департаменте   Флота СОСР — «Флот в боях 3a pou
Сена и Уаза. Покушавигийся скрылся. ну». В Концертном зале им. Чайковек
го — литературно-музыкальный вече
о «Поэты и писатели — участники 0
Годовщина создания чехословацкой эскадрильи в Англии чественной войны».
: В Большом зале Консерватории —
ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Англий- скими  эскадрильями  бомбардировочной  концерт проф. Григория Гинзбург, в п»
авиации и налетала. миллион миль. Она  грамме — Лист. В Колонном зале Дом
участвовала в массированных налетах на  Союзов — большой концерт при участи

Бремен, Рур и Кельн. В общем чехосло-  мастеров казахекого искусства. В 1
вацкая эскадрилья совершила налеты на  ном  теалфе «Эрмитажа» — cmerrarh
60 об’ектов Германии и Италии, включая  «Ноговорим o песне». В Эстрадном  №
Турин, Штеттин и Геную. Почти все лет- атре ЦДКА — спектакль джаз-анезыйн
чики этой эскадрильи в свое время бежз-  при участии Кл. Шульженко и Ва. №
ли из Европы для борьбы против немцев.  ралли.

ПОРТРЕТ

В полк к нам Виктор Андреевич Лыко-
шин пришел из дивизии народного опол-

(Рассназ)

такой незапасливый. В
развалитесь, чем MBI

случае,
вас

ежели
свинчивать

чения. И, когда появилея он в нашем
взводе, мы весе удивились и даже, прав-
ду сказать, огорчилиеь малость.

Были мы ве молодежь, кадровики и
призывные из запаса, и не было у нас
никого, кому перевалило бы за четверть
века. Жили дружной, веселой семьей
беспечного молодняка и даже в бой хо-
лили © шуткой. А уж после боя всегда
кипело у нас неудержное веселье. Быля
среди нае остряки - весельчаки,  музы-
канты, — Моня Гиршыан, одессит, на
гитаре так играл, что кони заслушива-
лись. Были певцы, были. и так просто
хорошие ребята.

И вяруг приходит во взвод человек лет
пол пятьдесят, сухонький, бородка таким
серебристым клинушком. И винтовка ему
будто не по плечу. Посмотрели мы друг на
друга, губы поджали, и у всех одна
мысль прошла: «Это что ж такое выхо-
дит? Такого, пожалуй, на рубеж на ру-
ках носить придется».

А OH винтовку поставил, нам всем
как-то поклонился по-старинному и тихим
толосом сказал:

— Hy, вот, товарищи, я к вам BO
взвод назначен. Очень pal познакомить-
ся, надеюсь, что будем жить добро.

Мы смолчали, а Васька Баланин тут
этому новому и нахамил. Язык у Васьки
был поострее шипа и удержу He знал.
Он, значит, и спрапгивает:

— А позвольте узнать, папаша, вы ©
собой в вещевой мепючек  прихватили
винтиков из дому?

Виктор Андреевич насмешки не понял.
Думал, по-серьезному его спрашивают. На
фронте, известно, винтики-—имущество де-
фицитное, а мало ли зачем парню могут
они понадобиться. Может, имущество ка-
кое военное починить надо. И ответил
вполне серьезно:

ворит:

будем?

Мы так покатом и легли. Но только
Виктор Андреевич посмотрел на него так
спокойно и даже печально немножко и
ответил . тихо:

— Bee мы, мой молодой друг, не без
недостатков. Я вот винтики дома забыл,
а вы, видать, замочек от своего языка

потеряли. Так что нечего друг друга
корить.
Й так он это сказал, что нам  веем

вдруг стыдно стало, и сам Васька морков-
ного цвета сделалея и сразу сдалея..

— Простите, — сказал, — товари, Я
так, без обиды, в шутку. Характер у меня
шутливый.

Виктор Андреевич ‘улыбнулся,
как отец, когда ребятенок шалит.

— Я тоже без обиды. Зачем нам обиды
чинить, когда вместе жить и воевать
придется.

И с то» чае» очень он°нам по душе,
пришелея. Доброты был. необъюновенной и.
ласковый. А слабость его только в виду
была. Оказался на редкость выносливый!
и ни в чем от нас не отетавал. А совсем
мы его полюбили за талант его. Xy-

совсем

дожник он был. Имел при себе два’
альбома и коробку ¢ цветными  ка-
рандашами. И все в свободные часы

рисовал. Нас всех перерисовал. и так по-
хоже — смотришь, и как будто с бумаги
ты сам живой выленливаешься. Окруж-
ность всю зарисовывел. Олнажды немна
убитого нарисовал. Лежал тот немец в йз-
наве у дороги. Грязный парививый весь,
руки вытянул, в землю пальцами впился,
глаза открытые и даже после смерти вол-
чий огонь р НИХ. Посмотрели мы на
тот рисунок п ахнули. Прямо запечатлел
он на нем ‘неменкую черную душу, что
пришла к нам резать, мучить и. грабить.
Холодно даже стало.

когда можно, и нашу шутку понимая.   кая нежная. И такой чистоты лицо это, и  пускать, да уговорила она. Алтека рядом

Только не уважал, когда плохие слова го-
ворили. Сумрачным от ругани становился
и смотрел так, что у ругателя на душе
MYTHO делалось.

Как-то вечером.—было это за две недели
до трудных боев, и стояли мы в то время
на отдыхе, — собрались мы в землянке
за чайком. Снаружи потода осенняя,
дождь нахлестывает  косыми нитями,
а у нас тепло, сухо. Стали дом вепо-
минать, девушек своих. И вышло так,
что заговорили про любовь вообще. Ну,
народ молодой, пошли шутки ‘кое-какие,
вольные. А Виктор у печка

сидел, щешочки полклалывал. Обернулся к скрылось от наших

нам и оказал строго и хмуро:

— Нельзя,
говорить. Больше любви ничего нет у че-
ловека. и любовь уважать надо, как мать

родную уважаешь, как родину. Потому что  ,

в ней, в любви, все для тебя — и родина
твоя, и поля, и дом, и вся жизнь, что за
тобой стоит, и дети твои. И за любовь,
как за родину, умереть нужно гордо.

Пулеметчик нами Сережа Никольский,
тот самый, что шутковал, сказал:

— Вы, Виктор Андреич, не серчай-
те. Я от озорства. Вфовь у меня молодая,
ласки мне ‘хочется, вот е того и шут-
кую. Вам это, конечно, трудно понять, вы
уж свое время отгуляли.

Виктор Андреевич встал, руки обтер я
покачал головой.

—- Молодой ты. Сережа, а дурной. Нет
для любви времени. Бесемертная она, если
настоящая только.

Тут я ем и спросил:

— Позвольте узнать, Виктор Андрее-
вич, думается мне, что счастливая любовь
у вас была. если вы так о ней говорите.

Он мне сразу ничего не ответил, только
улыбнулся очень светло. Расстегнул свою
гимнастерку. вытацил бумажник кожа-
ный. раскрыл и вынул из него пластин-
ку какую-то. Протянул мне и говорит:

-— Вот, взгляни. Миша.

Я поднес к огоньку поближе. Гляжу—

=

такой свет в глазах девичьих, какого ни- была, через улицу, Долго ли добежать
когда, ни у кого я не видел. Держу в ру-  да обратно. Все-таки вышел он се ней на
ке портрет этот и слышгу, как сзади меня  крылечко. Онз бегом, a он стоит, ждет.
все ребята столпились, через плечо затля-  Темно уже, а у крылечка как-раз фонарь

— Моя это честь, и никому я ев
уступлю. Я старший здесь и я ом

И остался он в окопчике © ру
пулеметом. ` Когда уползли мы, отляну
я ва Виктора Андреевича. И увидел, в

дывают и Тихо так дышат. Всех, видно,
проняло ее лицо, чистота его яеная.

Моня Гиршман даже’ голосом дрогнул,
когда промолвил:

. — же ангел, Виктор Андреевич.
Ангелов так рисовали когда-то.

Виктор Андреевич взял у меня кар-
точку, бережно в бумажник вложил и
спрятал, И показалось мне, что в зем-
лянке даже темней стало, как лицо это
глаз. А Виктор
Андреевич погрустнел немного и ответил

ребятки, так про любевь, Моне:

— Нет, Моня. Антелы хуже. А это
очень хорошая женщина. Жена это моя.

Помолчали мы, и кто-то тихонько
ВЗДОХНУЛ.

— Да!

Меня спросил:

— Небось, тоскует она по вас, Виктор
Андреевич?
Он не сразу ответил. Вэдохнул тоже.
— Не может она  тосковать, Моня.
Двадцать три года уже, как ee нет. В
восемнадцатом году в Кременчуге немец
ее убил.

Замерли мы. Моня за всех сказал:

— Что вы? Быть не может!

— Очень даже может. И было, —от-
ветил Виктор Андреевич.

e

Й ю просьбе нашей рассказал он нам

все. Жил он тогда в Кременчуге. Учите-
лем рисования в` женской гимназии.
Молодой, только академию художеств
окончил. Встретил эту самую свою Ли-
зу посреди ‘своих учениц. И стала между
ними любовь. Как Виктор Андреевич про
эту любовь говорил, мне не передать.
Слышать нужно было. Горел весь. когда
рассказывал. Прямо душой говорил, И
когда Физа гимназию кончила. пожени-

лись они. А тут пришли немцы на Укран-
ну. Й случилось так, что дочка у них

уличный горит, освещает. Видит он, как
вбежала Лиза в аптеку. Ждет. Вдруг не-
мецкий оэлдат из-за угла вышен и нпро-
хаживается, как аист, винтовку под лок-
тем держит. Bor стукнула дверь в апте-
ке, Лиза выскочила и назад сщешит. И
только вбежала пед фонарь, где свет
кругом лежал, как немец вскинул вин-
товку и... бах. Еще она шала три про-
бежала с разюну и умала Виктору
Анхреевичу на руки. Ни одного слова
больше не сказала. Вздохнула раз-другой
ий замерла.

Рассказывал Виктор Андреевич нам, и
толос у него рвался, как дурная нитка,
и понимали мы, как ему тяжко. И нам
всем тяжко стало так, что дышать не-
чем. А он говорит:

— Вот тогда я, друзья, понял, 40
такое немны. Понял и на всю жизнь не-
навистью проникся. И хоть годы мои не-
молодые, но при первом выстреле запи-
салея добровольцем, взял я оружие и по-
шел бить их смертным боем. Не люди это.
Подобие людей, обученное на мерзость, на
убийство, на пагубу. Нет у них души, за-
пах псиный вместо души. И бить их надо

вынул он из бумажника Лизин порте
и поставил перед собой ma omxoc iy)
ствера. И поглядел на него.

А потом дал очерель по немцам.

Отошли мы благополучно. И вое в
мя слышали за codoH, как трещал пу»
мет Виктора Андреевича. Дисков мы в
много оставили, и, видно, хорошо кы
он и не давал немцам поднять г0л0вы,
Но вскоре замолчал его пулемет. И в 4
цы пошли на нас в атаку. Но какие
резерв подвели, ветретили мы их ше
ками. Верно, никогда так вавод наш Е
дрался, как в этой атаке. Наложили у
немпев на всем поле пластами. Взяли Ob
ратно нашу позицию и еще дальше поте
ли. После вернулись и первым «ел }
Виктору Андреевичу кинулись. Лежал @
в окопчике, свернувшись, голова проб
насквозь, бледный такой, a mmo ot
койное и словно радостное.

А портрет Лизы так и остался ва №
косе, нетронутый. Только кровью em #
брызгалю.

Похоронили мы Виктора Андреевича 1!
березой. Портрет Лизы сперва хол

‘

ee = себе оставить, жаль было такую крае
Bie sean pa age Fate oa pi в землю зарывать. Ho Mona [mpm
sem YACT.  craszad, 4YTO нельзя, что это ToTDKO el

Бейте их, друзья! За землю Hally, 3a of
цов и матерей, за вапгу любовь, за ‘де-
вичью чистоту, за все бейте их до коп-
ца, как я буду их бить, пока у меня
дыхания хвалит. Нет им прощения!

Сел он у печурки и заплакал. И ни-
чего мы ему не говорили потому, что по-
нимали, что слов не нужно. И стояло
перед нами лицо Лизы, каким мы его
увидели, и за ним, за лицом этим, стоя-
ла вся наша родина, все, что мы люби-
ли, что берегли, что дороже нам своей
жизни было. И поняли мы в тот вечер,

принадлежит, что за нее он жизнь от‘
и с ней пусть останется.  Вложили №
портрет в его мертвые пальцы и acs
пали ему глаза русской сырой земле.
И пошли снова в бои. Толью №7
общую нашу нерушимую клятву диз!
тероями, драться, не mata ces, mat
без страху, не уступать врагу ни п,
не давать пощады ни одному гитлер
кому рылу, клаеть их всех снолами 9)
Виктора Апхресвича, за Лизу, за soit]
за .вею ‘нашу милую, святую, пас 10

с что такое любовь. дивигую русскую землю.

Нет, к сожалению, ничего такого у  И в 60ю оказался Виктор  Аниреевич! пластинка эмалевая и на ней портрет. маленькая захворала. А уже вечер подо-  Спустя лве н р. в.
меня нет. Иголка с ниткой найдется, а отличным бойпом. Спокойный очень, не, Трудно мне об этом рассказать, но. толь- шел. Хотел Виктор Андреевич в апте-  бою. Туго Е он Зи ИЯ geen”)
насчет винтиков плохо. суетится никогда. Стреляет © толком, мет-  ко, как ударило меня в сердце чем-то ку бежать, а Лиза его не пускает м а  а ee При-

Васька не унялея. Зубы оскалил и го- ко. В местноети хорошо приепосабливал- горячим. Vanier   ard ammo и никогда Не ходи. мол, ты мужчина. к тебе оби   бад Й Вии  ти немвото за новый .

ся. И прижился он к нам, совсем, как свой,   его не забуду. Девушка; тоненькая. Ко-  зательно прицепятся, я cama побегу будь при В Не РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

— Жаль, жаль, папаша. Как же вы! одновозрастный. Понгутить был непрочь. са вокруг головы заплетена, шейка т&-) Женщину не тронут. Не хотел он ee ain а ео las Издатель: ПРЕЗИДИУМ
= ` J у tA, 4 Е Е, .

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6, Пушкинская площадь, 5. Телефоны отделов редакции: Секретариат — К 4-22-44. Тыша — К 14288; Фрона к 4-12-31; Иностранного — К 4-81-54: днюму : ВЕРХОВНОГО СОВЕТА (0.

Б27679.

Художественного —- K 5-36-53;

Издательство — К 4-13-34: Прием об явлений в Москве — K 5-74-38; в

Ленинграде — 36-78.

Сельского хозяйства — К 5-16-11; Писем — К 4.16.87;

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И, и. Скворцова-Степанова,

Пуш

кинская площадь, 5

; elt dts ll

1%

nas = SS

=

а Аа а асы 4 — > 2—4 = ee м <

oS eee И oe eee Sie ee =e ae

а и А eo О а DO ee i