Деревенская фильма или фильма для деревни? 1)

Вопросом о деревенской фильме теперь интересуется целый ряд товарищей, как работающих в кино, так и интересующихся вопросами культработы в деревне вообще. И естественно вопрос этот настолько важен, что ему не
обходимо уделить, по возможности, больше внимания. Правда, о деревенской фильме много писали и говорили, но, к сожалению, твердого критерия, насто
ящего подхода к этому делу у нас еще не имеется (насколько мне известно, художественный совет Главполитпросвета вырабатывает тезисы по вопросу о создании фильм для деревни).
Необходимо раз и навсегда уяснить себе, что собственно нам нужно: деревенскую фильму или фильму для деревни? По-нашему,
в этих двух терминах имеется существенная разница. Многим кажется, что крестьянину нужна только исключительно деревенская фильма, то-есть кар
тина, где был бы изображен только крестьянский быт в деревне и все вопросы, касающиеся деревни. Это значит совершенно не понимать крестьянских запросов. Это значит, разгоривая с детьми, непременно сю
сюкать. Какова наша практика с кино-сеансами в деревне. — Из целого ряда писем, получаемых с мест, из личных наблюдений кино-сеансов в деревне (кино-механиков и др.) мы видим, что крестьянству зачастую нравится Макс Линдер во фраке несравненно больше, нежели фильма, слащаво рисующая деревенский быт. Что можно сказать по этому поводу? — Конечно, Макс Линдер во фраке нам совершенно не нужен, показывать ее крестьянину со
вершенно незачем, но точно также не нужно и показывать исключительно только фильмы, неинтересные крестьянину, которые могут вызвать у него лишь досадливое чувство, Кино—могучее средство советской пропаганды. Кино— это воплощение на экране всей многогранной жизни, имеющей привлекательные и отрицательные стороны. Но подобно юпитеру (юпитер — освети
тельный аппарат на кино - фабрике) — кино может освещать ту или иную сторону жизни, а крестьянские интересы идут дальше деревенской околицы.
Художественный совет Главполитпросвета разбил все представляемые ему сценарии на 10- категорий: историческую, революционную, бытовую, коме
дийную, историю гражданской войны, приключенческую и т. д. Но, конечно,
все эти роды сценариев должны быть даны в определенном освещении. Все они должны быть, разумеется, исключительно с советской, коммунистической идеологией. Если, например, крестьянину показать историческую картину времен Петра, то разумеется с определенным подходом, с определенной иде
ологией; картина из эпохи гражданской войны будет крестьянину несравненно
ближе и интереснее, нежели какое-нибудь кино - творчество из деревенского быта режиссера, часто совершенно незнакомого с этим бытом.
Конечно, крестьянину нужно показывать и деревенский быт, но этот быт должен входить в одну из категорий картин, которые будут демонстрироваться на ряду с прочими. Крестьянина нужно поднимать культурно, приближать его к рабочему классу, к рабочему быту, крестьянину нужна агитация и пропаганда, не в меньшей мере, если не в большей, нежели рабочему.
И пйтому-то, чтобы достичь определенных результатов, нужно давать, по возможности, всесторонне охватывающую нашу советскую жизнь фильму.
Правда, необходимо иметь в виду некоторые, я бы сказал, технические особенности. Принимая во внимание малую культурность крестьянина, ему
1) Печатается в порядке постановки вопроса.—Редакция.
Мих. Кресин.