)

А —
ни OF

29.27 SS,

tATONT

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 9 АВГУСТА 1949 г. №

186 (7372)

Всесоюзное социалистическое соревнование
—э=.,З....СС : А—А—А—————..

Еще больше Hywel

\, аВТОатичосного

оружия, противотанновых ружей!

(Беседа с зам. Наркома Вооружения Героем Социалистического Труда

^

Прожвииленность вооружения в третьем
месяце Веесоюзного соцпиалистнческого со-
ревнования дала фронту значительно
больше боевого оружня, чём в июне.

Пламенная любовь к родине, лютая не-
Нависть к врагу вдохновляют вооруженцев,
побуждают их работать 6 утроенной энер-
тией. В суровые дни, когда над родиной
нависла серьезная угроза, работники про-
мышленности вооружения изо дня в лень

; увеличивают выпуск продукции для раз-
’ трома ненавистного врага.

Выделяется своей образцовой работой
вся группа артиллерийских заволов, в зна-
чительном своем болынинстве перевыпол-
нивших программу июля. Инициаторы со-
циалистического соревнования в промыш-
ленности вооружения — артиллерийские
заводы, тде директорами Герои (Социали-
стического Труда тт. Елян и Быховский,
перевыполнили план по всей номенклату-
ре и попрежнему сохраняют первенство
среди всех заволов артиллерийского воору-
жения.

Переходящее Красное Знамя ЦЕ ВКП(б)
сохранено за заводом, где директором Ге-
рой Социалистического Труда т. Елян.
Воллектив завода, по примеру прошлого
месяца, показал образцы высокой произ-
водительности и выделяется культурой
производетва.

Вторая премия присуждена артиллерий-
CRAM заводам, гле директорами Герои Co-
пиалистического Труда т‚т. Быховский и
Гонор, перевыполнившим июльский план,

В холе социалистического соревнования
выцвинулея в ряды передовых преднрия-
тий Наркомата вооружения завод, где ди-
ректором т. Фраткин. Коллективу завода
решениеи ВЦСПС и Наркомата вооруже-
ния присуждена вторая премия. Боль-
иринство прелнриятий стрелкового воору-
жения перевыполнили месячный план.
Ерасная Аруйя получила сверх плана co-
вершенные виды автоматического вооруже-
ния, производство которого увеличивается
с каждым днем. Заводы стрелкового во-
оружения, где директорами т.т. Чарский
и Карпов, перевыполнили месячный план
и на протяжении всего месяца работали
образцово, равномерно сдавая боевую про-
дукцию по графику. Этим заводам при
суждена третья премия: :

Следует отметить хорошую работу пред-
приятий, производящих стрелковое воору-
жение, которыми руководят т.т. Агафонов,
Кузьмичев. Исаков ‹и другие.

Что было характерным в работе стрел-
ковых предприятий в июле? Это прежде
всего ‘значительное увеличение удельного
веса автоматического оружия в общем
выпуске всей боевой продукции но стрел-
ковому вооружению; внедрение и освоение

т. В. Новиковым)

новых образцов ручного. оружия, позы-
шающих его боевую мощь, сокращение
произволственного пикла изготовления 9-
разцов стрелкового вооружения й увеличе-
ние выпуска противотанковых ружей.

Вся групна заводов патронного произ-
водства перевынолнила месячную програи-
му. В большом количестве хали сверх
плана патроны предприятия, где директо-
рами тт. Штанин, Бутузов, Азаров, Шев-
ченко и другие. c

Хорошо справились ео свонми плановы-
ми заданиями оптические заводы. Передо-
вой завод, где директором т. Котляр, sa
которым сохранено переходящее Красное
знамя ЦК ВКП(б),
полнил все плановые задания ‘по номен-
клатуре. и в течение месяца равномерно
сдавал продукцию по суточному графикх

Упрощение конструкций, внедрение ра-

циональной технологии позволяют ‘сокра-
шать производственный цикл изготовления
нунек, минометов, пулеметов, автоматов,
винтовок и патронов. Рационализация тех-
нологических процессов вызвала необходи-
мость изготовления специальных станков,
в том числе и операщионных, что эначи-
тельно сокращает время на изготовление
оружия.

Модернизация боевых мапин в свою
очередь дала возможность увеличить их
огневую мощь и выработать наиболее ра-
циональную технологию серийного пройз-
водетва. А это тоже не в малой степени
опособетвовало повышению выпуска ору-
WEA.

Ha заводах выросло много замечатель-
тых стахановцев, которые успешно рабо-
тают нал тем, чтобы «выжать» из 9бору-
дования максимальную производительность.

Дальнейшее развитие  автоматизащия
производственных процессов, применение
выеокопроизволительного инетрумента, мно-
гоместных приспособлений открыли боль-
шие возможности для резкого увеличения
выпуска продукции без серьезнюго попол-
нения заволекото оборудования.

На передовых заводах промышленности
вооружения развернулось соревнование на
лучшее обучение ведущии специальностям
новых молодых рабочих. Это соревнование
дает большие практические результаты на
производстве,

Работники нромышаленности вооружения
ставят своей задачей дать в августе боль-
ше вооружения, чем в июле, и добиться
того, чобы каждая мивута рабочего вре-
мени была полностью использована для
высокопроизводительного труда, на благо
родины; для усиления технической MOTTA
родной Красной Армии, Boenno-Moperore
Флота, для разгрома ненавистного врата.

Новые черты в работе
промышленности боеприпасов

Июль принес новые успехи в социали- отклонения, но декадный график соблю-
стическом соревновании предприятий Нар-  дается уже большинством предприятий.

комата боеприпасов. Заводы, производя-

На многих заводах начали внедрять

щие снаряды, авиабомбы, мины; гранаты,   часовой график в работе цехов, учатков,

в июне сделали больше боетрипасов, чех

в мае, а в июле — больше, чем в июне.
Влвое больше заводов, чем в июне, пере-
выполнили июльекую программу. Боль-
шинство заводов удержали зазоеванное
ими первенство в соревновании. Ордена
Ленина завод № 70 имени Владимира
Ильича сохранил и в июле месяце» за 60-
бой первое место и переходящее Красное
Знамя ЦК ВЕНСб). Завод № 958, занимав-
ший в июне третье место, теперь занял
первое место, ему присуждено переходя-
щее Красное Знамя ЦЕ ВКП(б).

Многие предприятия доказали, что ме-
еячный план можно выполнять и перевы-
полнять не только в общем об’еме, He
только в суммарном выражений, но и по
каждой номенклатупе, но каждому изде-
лию в отдельности. Это особенно важно
в массовом производстве, при наличии уно-
гочисленной номенклатуры изделий. Для
промышленности боеприпасов эти особен-
ности как-раз характерны.

Выполнить план по всем изделиям —
значит обеспечить полностью комплекта-
цию выстрела, предупредить Возможность
накопления на смежных заводах незавер-
шенного производства, это значит, Нако-
Hell, помогать другим заводам в соревно-
вании. Хорошие показатели в этом отно-
шении имеют заводы, где директорами
тт. Бидинский, Пригульский, Белоглазов,
Лактионов, Кисурин, Якушев, Лазарев,
Уваров.

Многие заводы НИЕБ в июне и в июле
начали работать по суточному графику.
Ритмичная. работа теперь уже не перспек-
тива, не пожелание, а заков производ-
ства. Люли поняли, что работать по су-
точному графику —— это, значит, давать
боеприпасы фронту равномерно, облегчить
работу транспорта, не создавать прорывов
и завалов в производстве, выполнять од-
но из основных условий Всесоюзного со-
пизлистического соревнования.

На заводах, Txe директорами тт. Шны-
рев, Лактяонов, Кисурин, в работе mo гра-
фику достигли лучших результатов. Ра-
бота вразвалку. раскачка в начале меся-
ца и нервозность. штурмовщина в коне
месяца теперь встречаются на заводах
НАБ вее реже. Суточный план начинают
выполнять с первого же дня месяца.
Правда, от суточного графика есть еще

Нефть со

БАКУ, 8 августа. (ТАСС). Одну за дру-
гой досрочно сдают в’ экеплоатацию новые
нофтескважины бурильщики Сталинского
района. Бригада мастера Саркисова на 19
дней раньше срока сдала скважину, про-
буренную в открытом море. На третьем
промысле зафонтанировала нефтью, иду-
шей из больших глубин морского дна,
буровая; которую недавно закончила
бригада мастера Зайцева.

Ode бригады, добившиеь высоких скоро-
стей проходки; сэкономили много материа-
лов и инструментов.

РИАННА

бритад и отдельного рабочего. Результаты
работы по часовому

трафику на зэводе,
где ‘директором т: Шнырев; чрезвычайно
показательны. Работнииа Манычева по

норме должна давать в. час 250 изделий.
  В первый час работы она обычно давала
195 и только на шестом часу 250 изде-
лий. Через несколько дней после того, как
т. Манычева начала работать по часово-
му графику, она выпускала 250 изделий
ежечасно в течение всей смены. В резуль-
тате введения часового графика произво-
дительность труда на заводе при тех же
кадрах, на TOM же оборудовании повыси-
лаеь на 6—10 проц.

Часовой график лает возможность руко-
водителям завола видеть результаты р3-
боты цехов. участков ‘и бригад каждый
чае и принимать, когда это нужно, бы-
стрые оперативные решения.

Правда, часовой график требует тща-
тельной подготовки и организации техно-
логического > потока, пабочего места, из-
пользования оборудования, большой мо-
бильности вопомогательных цехов. Но всё
это ведь и 6сть настоящий культурный
стиль хозяйствования!

Июльским успехам промышленности
боеприпасов способствовала активная твор-
ческая работа изобретателей и ращиона-
лизаторов. Теперь различные технические
новинки внедряются на заводах значи-
тельно быстрее, более оперативно.

При всем этом нельзя забывать о том,
что есть еше у нас, к сожалению, заво-
 ды, которые продолжают отставать в
  фактически стоят в стороне от Всесоюзно-
социалистического соревнования. Дирек-

тора этих завохов тт, Гаврилов, Юрин, Фо-
кин, Гречишев, Романовский, Сухих, Ба-
заров и др. до сих пор не сумели органи-
зовать производство, не мобилизуют всех
сил и возможностей лхля выполнения пла-
на. Пора и этим заводам подтянуться по
настоящему, по военному!

Огромный  организачионно-технический
опыт, накопленный 34 месяцы соревнова-
ния, холжен быть широко использован 6
тем, чтобы изо дня в лень увеличивать
выпуск боеприпасов для нужд фронта.

П. ПИГОЛКИН,

заместитель народного комиссара
боеприпасов Союза ССР.

дна моря

Стахановцы второго и пятого промыслов
«Сталиннефти», восстанаваивая бездейство-
вавшие скважины, обнаружили новые, не
использованные прежде пласты, содержа-
щие легкую нефть. Это навело геологов и
бурильщиков на мысль, что нетронутые
пласты имеются и на других промыелах.
За последние дни бурильщики заложили
разведочные скважины, чтобы найти та-
кие пласты. Одна из скважин пройдена
бригадой мастера Каранетяна с рекордной
быстротой — всего в одну Неделю. Она
вскрыла на старейшей промысловой пл0-
щали района новый нефтеносный нхлает.

значительне перезы- `

В БОЯХ ЗА ДОН. Трофейный немецкий

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

танк уводяг © линии огня.
Фото специального военного корреспондента «Известий» Г. Зельма,

Помни о Юге!

(От специального военного корреспондента «Известий»).

В открытой степи никого из них ве
 было видно, пока я не подошел вилотную
к орудию. Не видели их и немецкие лет-
чики, усердно наблюдающие за этим
участком. Крупная противотанковая пуш-
ка, одна из многих в степи, была врыта
в землю, в укрытие с протянутой нал
щелью сеткой, на которой тонким слоем
была  разложена трава. Шо сигналу
«к 6б0ю>» артиллеристы, кто на  лямках,
  кто проето руками, упираясь в тяжелое
 тело пушки, вытаскивали ее на довольно
широкую площадку и быстро, вполголоса
направляя друг друга, разворачивали в ту
сторону, куда нужно было стрелять,

Командир орудия Голубов, человек уже
немолодой, тянул вместе со всеми и толь-
KO в последнюю минуту, вернее cka-
зать, —— секунду, отскакивал в сторону и
сиплым от напряжения голосом вричал:
«Правее, левее, так!..»

Внимание мое привлекло другое.

“He

орудие, о котором командиры отзывались

¢ похвалой, не простая и очень надежная
система маскировки, не быстрота изготов-
ки орудия к 600, & люди, делавшие свое
трудное, но привычное дело с неббычным
усердием, как что-то свое, самое важное,
без чего просто нельзя больше жить. Так
работают в угольных шахтах во время
аварии, когда внизу остались близкие
люди, — молча, не дожидаясь команды,
с таким внутренним напором, который в
конце-концов и смасает человеческую
ЖИЗНЬ. i

Артиллеристы были не то. чтобы хму-
ры, но болеь серьезны, чем это обычно
видишь на фронте, где в тяжелую минуту
всегда найдется место крепкому слову
не для нежных ушей и шутке, которая
перцем прохватит и прочно поставит на
ноги даже приунывшего новичка. Эти
молчали и думали 0 чем-то своем. Не-
мецкие танки в этой позиции еше не со-
вались, шла учебная тренировка. Я
потолковал ¢ батарейцами и узнал, что
большинство из них — ростовчане. 3a
свой Ростов они дрались здесь, шли на
выручку южанам здесь, севернее Вороне-
жа, но дрались так, как будто обороняе-
мый ими рубеж проходил через порог их
собетвенного дома. В последние, трудные
для каждого русского дни, когда все вни-
мание, вся боль, вся энергия народа —
на Юге, здесь, как и звеюду, война, 00-
рона, бои стали делом не только воинской
Днециплины и долга, но личным, кров-
ным делом каждого красноармейна.

Особенно бросилось это в глаза на ба-
тарее. С позиции, где пушки стояли В
1900 метрах от немецкого переднего края,
артиллеристов оттянули немного назад, A
здесь они снова взялись за тренировку,
но исетупленно, с  остервенением, так,
что командиры едва  поспеваяи давать
команду, таскали орудия на себе, не ло-
жилаясь тракторов, не замечали жары,
духоты, пота на разгоряченных лицах, в
триднать секунд вытаскивали орудие из
щели — к бою, били по движущейся ми-
шени, сшибали ве ——с трех снарядов тря
попалания — и твердили:

‚ — Теперь назад, на передовую. Бить!

За Дон, за дюм, за семью — бить! За
ночные тревожные мысли 9 матери, 0
жене, 0 сестре — бить! Семьи остались
там, в городе, или покинули, второй раз
покинули родное гнездо, пыльными; душ-
ными дорогами уходили от немцев, несли
детей` на руках, падали от усталости, не
знали, где будут завтра, что будет с ними
завтра, и забывалиеь тяжким сном, и
снова подымались и шли, — за это бить,
бить! Бой — святое, личное дело каждого.
Это видел я на батарее, в степи, далеко
от Ростова.

Возле пушек трудились простые люди,
незлобивые, вряд ли думавшие  когда-

8e тронулея. Теперь

немцев накопленной за год злобой, мукой
й болью последних дней: Юг, Кубань.
Они видели свой город недавно, их эше-
лон двигалея к фронту через Ростов.
Ночью на станцию, где стояли ватены с
бойцами, два раза прибегала  поеле ра-
боты жена командира орудия Mapua,
санитарка из госпиталя, приносила в
узелке всякую снедь, молча смотрела на
мужа и уж. не плакала, только вздыхала
ий вехлипывала, и показывала, где лежат
в менее штопанные носки, и торопилась
иИтТи, и не могла, вее сидела, пока поезд
ее нет там,
была, идет в пыли, ‘вее дальше от Росто-
ва, от Нового поселения, от 19-й ули-
пы, где прожили муж с женой двенадцать
лет. Все сгинуло. растоптано немцами.

Burs!

Простые, незлобивые люди на батарее.
Командир орудия Голубов — кладовщик.
Правда, он помнит гражданскую, Крым,
фронт против Врантеля. Наводчик Холя-
венко — работник Заготзерна. Помощник
наводчика Пущенко <— грузчик © желез-
ной дороги. Заряжающий  Ишутин —
тракторист, 4-й Номер Кравченко —
MOCTOBINMK; 06а помнят гражданекую, оба
вернулись теперь в армию, в артиллерию,
к пушкам. Злобы они неё знали, жили в
трухе, как страна. Фронт июля и авгу-
ста, вести с Юга, из-под Роетова еделали

нибудь о войне, но теперь страшные для.

те

И все с интересом рассматривали ero
часы и смеялись, И забыли о немецких
онарядах. И © рассветом владелец часов
повел их в бой, минута в минуту ©0-
гласно приказу, по правильным  свойм
фронтовым часам:

Часы у всех фронтовых людей пока-
зывают теперь оно время — к бою, к
отпору. Чем ближе в переднему краю, тем
чаще; на каждом шагу, видишь, kaw
слова батарейцев становятся делом. На-

ши шли на штурм высоты. Немцы
рванулись в контратаку. Они свисте-
ли и выли, чтобы казатьея  страш-

ными. Вдруг они стали вышолзать, выва-
ливатьеся из поставленной заранее дьымо-
вой завесы. Минометный дивизион пвар-
itm капитана Левченко показал им, как
надо пугать врага по-настоящему —
боэм, смертью. Дивизион дал несколько
залнов, и три роты немцев завыли, но
уже по-другому, предемертным воем, в

крови, на земле, которую они хотели за-
брать. ‘

Бой прололжалея. За 48 часов пват-
дейцы минометчики Н-ской части та-
ли десять  залнов, и вот результат
CHOKOMHO и точно нацеленного огня:

штаб немецкого батальона уже не управ-
лял боем, его уничтожили вмесле ес теми,
кем он управлял, — вместе с миномет-
ной и пулеметной батареями, вместе с

их He хмурыми, нет, — нетерпеливо,
почти исступленно рвущимися к O01.
Гле угодно, пусть не под Ростовом, но
за Ростов, за семью. за жизнь, за стра-
ну. Хриплыми от жара, от пыли голоса-
ми они говорили:

— Откуда ни бить, лишь бы разбить!
—- Везде ‘наши города, наша жизнь.

—- Ослабить здесь, искалечить,  рва-
нуТЬ CO всех сторон, и они отпадут от
Воронежа, отвалятся от Ростова. Бить
немцев отовсюду. Но отсюха в особенности.
Олеюда — потому что здесь они, эти
люди. Они уже дрались и снова готовы к
бою. Кота я уходил в степи от орудий,
уже потеряв их из виду, я долго слы-
шал протяжные слова команды и тяже-
лые шаги батарейцев, тянувших брулие
из укрытия на позицию. Триднать ce-
RYHI, и пушка будет стрелять. Чем бли-
же к переднему краю, тем прямее и
жестче проявляется в людях фронта oco-
бая серьезность этого лета, июля и ав-
густа. Люди пытливо взглянули друг
другу в глаза, взглядом прощупали серл-
це — нет ли в нем страха? Я. видел,
как люли перетлялываются, ищут трусов,
которые могут предать их в бою. Одни
относятся к трусу насмешливо, другие
сурово. То и друтое опасно для  труса.
Он останется одиноким. Пока < ним еще
разговаривают,

— Возьми себя в руки. Опасешь себя,
спасешь дом, мать, жену. иначё мы
плюнем тебе в лицо, и немцы сжрутят
тебя по рукам и ногам, если ты упеле-
ешь. Не вряд ли, Врял ли ты уцелеешь,
если булешь шалеть от страха в 6б0ю.
Болтливый, он привык, что ето ImyT-
кам смеются. Теперь от него  отверну-
лись. На шутку имеет право тот, ETO
шутит в минуту опасности, Один, ‘взгля-
HYB H& часы, сказал:

— Ну, в июле немцам на
участке уже ничего не лобиться.

На часах было двенадцать часов трид-
цать минут ночи. Кончилась последняя
ночь июля. И владелец часов,  выждав
паузу между разрывами немецких  ена-
рядов, сказал: }

— Часы у меня правильные. В воде
не тонули, 06 землю не бились. В конце
месяца выну их из кармана и скажу:
«Ну, братцы, и в августе немцы обратно
в нами не справились. Верно? Вот какие
часы. Правильные, фронтовые».

нашем

a a ra a ee ne SE}
—_ дд

тысячью бросавшихся в контратаюу сол-
дат. И высота перешла в наши руки.

Август на фронте обозначен особой

метой.
Упорством — до конца, ‘до последнего
биения сердца, eryyamero: Е 60ю!

Тяжко было нашим бойцам на одном из
участков. Немцы вгрызалиеь в наши по-
summa бомбами с «Юнкерсов», танками,
десантами автоматчиков, лавиной пехоты.
Артиллеристы Сальникова били с отюры-
той позиции; раненные, в крови, они про-
должали стрелять, подожгли девятвалцать
танков, взметнули на воздух два грузо-
вика с немецкой пехотой, заставили за-
молчать два немецких орудия. Но немцы
продолжали WITH, они вводили в бой во-
вые и новые силы, команлному пункту
одной наших частей грозило окруже-
ние.

Пять человек стали держать оборону
Ha самом опасном участке. Запомним их
имена — старший лейтенант Сосновский,
эладшгий  лейтенамт Панфилов, замести-
тель политрука Хесаметлинов; сержант
Просолов, красноармееи  Чекашин. Их
было пятеро против десятков и сотен
атакующих немцев. Пятеро отбивались
захваченных у врата ппотивотанковым
ружьем, автоматами, огнем из винтовок,
транатами. Трижды терял сознание ране-
ный Хесаметдинов и трижды поднимался,
продолжая стрелять. Пятеро подбили три
немецких танка, свалили грузовые маши-
ны с немецкой пехотой, скосили несколь-
ко плотных рядов атакующих немпев и
участок своей обороны не слали. Четверо
погибли в этом бою, — все, кроме Просо-
лова, — но смертью своей они заслонили
  seater пункт, спасли тысячи жиз-
  Ней, не дали сжаться, сомкнуться кольпу
немецкого окружения.

Так дрались пятеро. Так сражаются я
будут сражаться весе, кто помнит о Po-

стове, о Сальских степях, о страшной
угрозе на Юге.
Весь ‘фронт — на помощь южанам!

собой метой обозначен автуст этого
тода:
— Помни о Юге!

ЕВГЕНИЙ КРИГЕР. `
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Бой в немецних окопах

На нашем участке фронта бойцы неё да-
ют врагу покоя. изматывают его живую
силу, громят технику,

Ночью двадцать разведчиков  подобра-
лись к переднему краю немцев. Ракеты
освещали болотистую местность; но люди
словно срослись 6 землей и бесшумно
продвигались вперед. :

Путь к немецким блиндажам преграли-
ла разведчикам колючая проволока. Са-
перы разрезали заграждения, и бойцы по-
ползли дальше. Потом они наткнулись на
минное поле. Саперы установили, что это
заложены противотанковые мины, и коман-
дир разведывательной групны лейтенант
Сартаков приказал осторожно пробиратьгя
через минное поле. Ни одна вражеская
мина не взорвалась. :

Когла 10 траншей противника осталось
метров пятнадцать, немецкий часовой 34-
метил° наших разведчиков и открыл
стрельбу. Но было уже поздно. — Лейте-
нант Сартаков поднялся во весь рост и

первым прыгнул в немецкий окон. Пример
командира воодушевил бойпов. Они устре-
милиеь за ним. Перепуганные немцы бе-
жали. Г

Захватив немецкий окоп, бойцы нача-
ли стрелять по фашистам из их же пу-
лемета.

Придя в с6бя, ‘гитлеровцы пошли в
контратаку. Разведчики встретили их
сильным огнем, цоторый велся также из
всего трофейного оружия.

Три атаки врага были отбиты одна за
другой. Небольшая поляна перед враже-
ской траншеей была густо усеяна трупа-
ми фашистов.

Раз`яренные неудачей, немиы
против двадцати героев две роты. Одна
двигаась вдоль окопов, другая стремя-
лась Неререзать нашим бойцам пути 0тх0-
да. Ожесточенный бой разгорелся с новой
силой. Фашисты неели большие потери,
но все же шли напролом. 1

броеили

У разведчиков были на исходе патро-
ны. Лейтенант Сартаков, бойцы Пузенков,
Гаренков, Малинин, Колесников, Сергуш-
вин и другие начали отбиваться от наее-
давшего врага гранатами, запас которых
тоже быстро, исеякал.

Лейтенант сигналом попросил помоши у
артиллеристов. Наши батареи ударили
шраннелью, и разведчики по одному стали
выходить из боя. На лейтенанта Сарта-
кова налетел один немец. Ни патронов, ни
гранат у лейтенанта уже не было. Он
схватил диск от пулемета и диском убил
гитлеровна. .

В этом ночном бою группа наптих хра-
брецов истребила свыше 70 немцев. На-
ши наблюдатели видели потом, как немлы
долго собирали трупы своих солдат.

А. РОЗЕН,
спец; корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Воздушные бои
в районе
Котельниково

7 августа лве группы наших истреби-
телей под ‘команлованием капитана Мазу-
ренко и старшего лейтенанта Баранова
сопровождали в районе севернее Котель-
никово отряд штурмовиков, шедших штур-
мовать вражескую мотомехколонну.

При полхоле в цели группа Бараноза
заметила четверку неменких истребителей
«Ме-109Ф», которые штурмовали наши
войска. Баранов со своими летчиками на-.
пал на вражескую четверку. После во
роткой схватки Баранов и сержант Сави-
HOB ‚сбили один «Ме-109Ф». Еемецкий
самолет стал падать, а ето пилот выйро-
сился с паранпотом. Так как это проиехо-
дило над территорией, занятой врагом,
Савинов не дая немцу хоститнуть земли
и расстрелял его в воздухе.

В это время другой немецкий истреби-
тель. ловким маневром напал на. Варано-
ва. Заметив опасность, грозившую его
командиру, лейтенант Юдин пошел ему
на выручку и метким огнем зажег впа-
жескую машину. Остальные немецкие
летчики покинули поле боя.

Вслед за этимж Баранову с летчиками
Сержантовым и Панфиловым пришлось
оторваться от основной группы советских
самолетов и начать новый бой е большим
отрядом немецких истребителей и бомбар-
дировщиков. На одного Баранова при-
лось пять «Ме-109Ф» и семь «Ю-87».
Баранов с поразительным мастерством и
бесстралиием провел этот неслыханный
бой и добился замечательных результатов:
он сбил два истребителя и один бомбар-
дировщик. Вотда же у него кончились
боепринасы, он атаковал еще один
истребитель и протаранил его. Самолет
противника камнем пошел вниз, но и ма-
шина Баранова тоже была разбита. Сме-
лый летчик прыгнул е парашютом. Тот-
час же на него налетели немецкие истре-
бители. Они открыли огонь по внижав-
пемуся советскому пилоту, но на помощь
командиру пришли Панфилов и Сержантов.
Они прикрыли его и дали возможность
приземлиться. Сержантов был ранен, но
ушел к ‘аэродрому только послё того, как
Баранов достиг земли.

Этот воздушный бой наблюдали с земли
наши бойцы и командиры. Как только Бз-
ранов приземлирся, к нему на своей авто-
машине пол’ехал красноармеец Литвино-
вич. Он доставил Баранова в часть и ска-
зал: — Вот молодец, своими глазами BH-
дел, Kak Of COMA четыре самолета.

Нетюдалеку от места схватки, которую
вела группа Баранова, в это же время
разгорелся бой между девяткой истреби-
телей Мазуренко и двадцатью тремя не-
мецкими самолетами. В этом неравном бою
старший лейтенант Чижов chur один

«Ме-109Ф», старший лейтенант Нешкан

уничтожил два «Ме-109Ф» и младший
лейтенант Карасев-—тоже два «Ме-1096».

Затем были подведены итоги этих воз-
душных схваток, происходивших в тече-
ниб одного часа. В них тринадцать совет-
ских «Як’ов» дрались против 22 истреби-

телей «Ме-109Ф» и 18 бомбардировщиков
«0-87». Сбито девять «Ме-109Ф», олин
«Ю-87» и один «Ме-109Ф» протаранен.

Вылающимся героем дня был старший
лейтенант Михаил Дмитриевич Баранов.
Он сбил один самолет вместе с Савиновым,
три самостоятельно и один протаранил. До
этого дня на счету Баранова было двад-
Wath сбитых немецких самолетов. Теперь
их стало двадцать четыре.

Баранов — молодой летчик. Он канди-
дат: ВКП(б), награжден двумя орденами
Красного Знамени.

Хитрость

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 8 автуста.
(Спецкор ТАСС). Тридцать  красноар-
мейцев под командованием младшего лей-

тенанта’ Косолапова совершили вчера
смелый налет на финскую оборону. В
короткой ожесточенной схватке бойцы

истребили семьдесят вражеских солдат и
офицеров.

В проведении этой операции красно-
армейцы проявили военную хитрость,
стойкость и мужество. На озере, раено-
ложенном между нашими и вражескими
позициями, доле время стояло повре-
Жжденное судно. Красноармейцы заложили
B трубу этого судна дымовые шашки и
зажгли их. Озеро покрылось густым ды-
mom. На судне раздался гудок. Против-
ник решил, что пароход трогается в ПУТЬ,
и открыл по нему сильный орудийный
и минометный огонь.

Воспользовавшиеь тем, что ‘внимание
врага было’ приковано к озеру, наши-
бойцы внезапно ворвались в траншеи
противника и завязали © финнами руко-
пашный бой. Другая группа красноармей-
цев  подползла к вражескому минному
полю и взорвала фугасы.

В латере противника поднялась пани-
ка. Финская артиллерия открыла отонь
по своему переднему краю- обороны. ho-
тла настущил рассвет, разведчики отошли
в расположение. своей части. В 100 мет-
рах от финских окопов остались млад-
ший лейтенант Косоланов и красноармеец
Валерий Муратов. Разведчики при лнев-
ном свете должны были выявить систему
обороны врага. Финны заметили их и
отЕрыли орудийно-минометный огонь.

Олнако это He устрашило разведчиков.
Тотла враг взорвал плотину. Место. rie
находилиеь два советских воина; затопила,
вода; Целые сутки Косолапов и Муратов
находились по грудь в воде. Ни артил-
лерийский обстрел; ни хололная вода —
Ничто не сломило’ стойкости двух храб-
pelos. *

Подробно выяюнив расположение вра-

‚жеской обороны, Косолапов и Муратов

поздно ночью возвратились в свое нод-
разделение,