Движение в Англии за ускорение
открытия второго фронта

ЛОНДОН, 8 августа. (ТАСС). Различные! тических заводов в Котбридже и Клайд-

общественные организации Англии выно-бридже, комитетами фабричных

старюст

CAT решения, в которых указывают на не- двух машиностроительных заводов Грино-

обходимость быстрейшего создания второ-
то фронта. Мэра Манчестера посетила де-
путация от 150 тыс. рабочих военных
предприятий северо-залада Англии и пере-
дала ему требование 06 открытии второго
фронта. Мэр обешал довести это требова-
ние до сведения премьер-министра Чер-
GHIA.

Из Шотландии сообщают, что резолю-
ции с требованием 0 создании второго
фронта были приняты рабочими металлур-

ка, рабочими Гриноксокой верфи, железно-
дорожниками города Эдинбурга, профсове-
том и отделом союза машиностроителей

торода Джонстона и другими организация-
ми. Резолюция о необходимости ускорения,

создания второго фронта была принята на
митингах рабочих машиностроительного и
судостроительного заводов в районе Глаз-
го, а также комитетом национального сою-
за железнодорожников в западной части
Шотландии.

„Настало время нанести удар“
АМЕРИКАНСКАЯ ПЕЧАТЬ 0 ВТОРОМ ФРОНТЕ

НЬЮ-ЙОРК, 8 августа. (ТАСС). Ряд!
американских газет продолжает публико-
вать статьи, в которых указывает на не-
обходимость ускорения создания второго

фронта.
Газета «Нью-Йорк пост» опубликовала
статью публициста Грэфтона, который’

указывает на ошибочность мнения 0 TOM,
будто воздушное наступление, даже орга-
низованное в широких масштабах, может
отерочить необходимость создания второго
фронта. Этот тезис, пишет автор, являет-
‚ся опасным, поскольку он побуждает от-
кладывать эффективные, действия. Даже
самые широкие наступательные операции
в воздухе, пишет Грэфтон, не заставили!
бы Гитлера отозвать свои войска в Вос-
точного фронта.

«Победа может быть обеспечена, — па-
mer газета «Нью-Йорк таймс», — в ре-
зультате разумного планирования и согла-
сования действий мощных сил 0б’единен-
ных стран, помноженных Ha решимость
добиться победы».

Газета «Чикаго дейли ньюс», касаясь
вопросов организации второго фронта в
Европе в этом году, пишет: «Мы полагаем,
что Западный фронт может быть и будет
создан».

Выходящая в Далласе газета «Морнинг
HbIOC> пишет, что необходимо принять
срочные меры для ослабления огромного
давления гитлеровцев на Советский Союз.
«Гле бы и когда бы ни был открыт вто-

рой фронт, — пишет  тазета. — нужно
двигать это дело всеми силами, которыми
располагают  об’единенные страны». По

мнению газеты «Стар» (Канзас-Сити), Ан-
тлия и Америка окажутся перед лицом

исключительно серьезной опасности, если
они будут откладывать создание второго
фронта в Европе. :

Гавета «Пост» (Денвер) пишет: «Не
может быть никаких” сомнений относи-
тельно желательности создания втором

фронта. Очень важно помочь русским по’

возможнюсти скорее и наиболее эффектив-
ным стоюобом не только для того, чтобы,
ослабить давление гитлеровцев на Рос-
сию, но также и для тото, чтобы, под-
держав Россию, тем самым помочь самим
себе выиграть войну». c
Обозреватель Рут, статьи которого pac-
пространяются пю всей стране,  указы-
вают, что «гитлеровцы смертельно боятся
второго фронта. Казалось бы, что уже

одной этой причины достаточно для того,

чтобы начать наступление». Рут указы-
вает, что немцы организовали недавно в
Нариже парад BOCK исключительно для
того, чтобы скрыть слабость немецкихово-
оруженных сил в Запалной Европе m co-
здать видимость германской всенной мо-
щи. Уже  цитированная выше газета

«Морнинт ньюс» в другой статье также

подчеркивает, что Гитлер ослабил свои
войска на западе Европы для укренления
своих сил, действующих против Совет-
ского Союза. ПШ мнению газеты, хвастли-
вые заявления гитлеровцев о том, что они
готовы встретить вторжение Ha европей-
ский континент, в действительности при-
крывают слабость гитлеровцев ma Западе
и являются  убелительным  доказатель-
ством того, что нужно начать вторжение.
«Насталю время нанести удар», — пишет
в заключение газета.

Действия югославской

ЖЕНЕВА, 8 августа. (ТАСС). Ilo co00-
шению радиостанции «Слободна  Югосла-
вия», итало-германская авиация соверши-
ла налет на освобожденный партизанами
город Ключ, полвергнув его варварской
бомбардировке. Имеются убитые и раие-
ные среди гражданского населения, в том
числе много женщин и детей. Фашистекие
летчики на бреющем полете расстреляли
из пулеметов группу детей, игравших. на
улицах города.

В ответ на эту зверскую бомбардировку
партизанская авиация, состоящая из
самолетов - бомбардировщиков, произвела
успенный налет на вражеский гарнизон и
казармы в гор. Баня-Лука. По получен-
ным сведениям, в результате бомбардиров-
ви разрушено несколько казарм, убито и
ранено много немецких солдат и офяце-
ров, в том числе один майор. Во время

партизанской авиации

налета на город Баня-Лука героически по-
THO лучший партизанский летчик Руди

Чаевац.
По дополнительным сведениям, при
освобождении гор. Ёлюч, который был

взят в ночном бою, партизаны захватили
4 миномета, 300 мин, 100 винтовок и
несколько тысяч патронов. Противник по-
терял 70 человек убитыми и более ®100
ранеными. Е

Немецкие оккупанты с помощью танков
и мотопехоты пытались предпринять ата-
KY B направлении горы Грмеч, но в ре-
зультате контратаки 0б’елиненных партя-
занских отрядов были вынуждены отету-
пить, потеряв более 60 человек. Парти-
заны захватили большие трофеи, в том
числе 11 пулеметов и 20.000 патронов.

Продолжаются ожесточенные бои в ря-
де районов Словении и Далмации.

Прибытие генерала де Голля в Маир_

ЛОНДОН, 8 августа. (ТАСС). Как пе-
релает атентство Рейтер, в Ленлоне офи-
циально об‘ явлено, что генерал де Голль,
прибывший в Каир, совершит свой обыч-

ный осмотр французских войск в Африке
и Сирии. Он посетит французские войска
в Египте, оборонявшие Бир-Хакейм.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТО

Голландский народ
не сложил оружия

Выступления королевы Вильгельмины
и Рузвельта

ВАШИНГТОН, 8’ августа. (ТАСС). Гол-
  ландекая королева Вильгельмина, прибыв-
шая в США из Лондона в середине июня,
выступила на совместном заседании пала-
ты предетавителей и сената США с речью,
в которой заявила, что голландокий народ
продолжает свое сопротивление оккупан-
там и намерен бороться до окончательной
победы над агрессорами. Голландия стра-
дает от террора и грабежа со стороны 0к-
купантов, но, несмотря на все трудности,
дух голландского народа крепнет, и он п-
лон неноколебимой веры в свое освобожде-
ние. Вильгельмина подчеркнула, что тор-
говый флот Голландии помогает об’единен-
ным странам и что голландские владения
в Западном полушарии снабжают эти стра-
ны бокситами, нефтепродуктами и друпи-
ми материалами. >

Berope после выступления Вильгельми-
ны Рузвельт произнее ‘но радио краткую
речь в связи с церемонией передачи Гол-
ландии америкаеского истребителя подвод-
ных лодок. Рузвельт заявил, что голланд-
ский народ боретея за свою независимость
и стремится одержать победу над своими!
врагами. США также борются за свою ©во-
боду. Естественно и разумно, что Голлан-
дия и США подали друг другу руки в ©0в-
местной борьбе. Рузвельт отметил, что
военно-морские силы Голландии добились
успехов во время сражения в Феверном
море и в районе острова Ява. Америка,
сказал он, знает, что голланлекий флот
нуждается в помощи, и передача Голлан-
дии истребителя подводных лодок являет-
ся выражением готовности США оказать
эту помотнь на основе закона о передаче
взаймы или в аренду вооружения.

Продовольственные
беспорядки
в Париже

НЬЮ-ЙОРК, 8 августа. (ТАСС). Агент-
‘ство Юнайтед пресс передает из Виши,
что уполномоченный правительства Виши
при германских оккупационных влаетях
в Париже де Бринон заявил, что в прош-

лую 056б0ту в Париже происходили
серьезные «продовольствемные беспоряд-
ки». «Меншины, начавшие. бунт, —
сказал де Бринон, — кричали: «В вос-

станию!» Де Бринон угрожал населению
жесточайшими карами и пытался запу-

В ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ВОСКРЕСЕНЪЕ,
a Sr ces

Стаффорд Криппс
о положении в Индии

ЛОНЛОН, 8 августа. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, Стаффорд Врипие
выступил с заявлением, в котором выека-
зая свою точку зрения на события в
Индии, происшелшие со времени его но-
ездки туда. 0+ сказал, что позиция ан-
тлийского правительства определена недав-
ним заявлением министра ло делам Индии
и Бирмы, которое ясно показывает, что
для Индии обеспечено самоуправление, каЕ
только прекратятся военные действия B
станет возможным реорганизовать. жизнь
страны на новой основе. Обещание было
дано, оно будет выполнено. Ерипис отме-
THT, что является  неблагоразумным для
индийского народа требовать коренных и
фундаментальных конституционных пере-
мен в разгар ожесточенной войны, котда
США, Китай и Великобритания напряга-

ют все свои силы для защиты Востока от

японского господства. Требование Ганди,
чтобы английское правительство ушло из
Индии и предоставило индийскому. народу
разрешить противоречия внутри страны,
привело бы к хаосу и беспорядку.

ЛОНДОН, 8 августа. (ТАСС). Исполни-

Танди на рассмотрение бюро исполкома
Индийского национального конгресса. Этот
документ вместе с протоколом прений по
резолюции несколько недель тому назад
был из’ят полицией во время обыска в
помещении конпресса в Аллахабаде.

В проекте резолюции говорится: ислол-
ком конгресса. считает, что Англия не в
состоянии защитить Индию и что между
интересами индийцев и англичан‘ суще-
ствует вечный конфликт.

о Далее в проекте Tamm говорится:
«Япония. ничего не имеет против Индии.

воюет лишь против Британекой вм-
перии... Если бы Индия получила <вобо-
ду, ее первым шагом, по всей вероятно-
сти, были бы переговоры с Японией».

Далее `Гажди призывает Англию «ради
ее собственной безопасности, ради безо-
пасности Индии и дела всеобщего мира от-
казаться от своего господства нал Ин-
дией». Этим требованием, как указы-
вается в резолюции, исполком контресеа
хочет уверить японское правительство и
нарох в том, что он не питает вражды
5 Японии.

В резолюции подчеркивается также,

галь его тем, что «Франция при таком
поведении населения не получит от Гит-
лера награды 33 политику сотрудниче-
ства, проводимую Лавалем».

Война на Тихом океане

МЕЛЬБУРН, 8 августа. (ТАСС). Kar
сообщается в коммюнике штаба об’единен-
ного командования союзников в Юго-
западной части Тихого океана, авиация
союзников произвела налет на район Лае
и Саламауа, где были подвергнуты успеш-
ной бомбардировке янонские аэродромы.
Все самолеты союзников вернулись без
потерь. В районе деревни Кокода (остров
Новая Гвинея) происходили столкновения
разведывательных отрядов японских и
союзных войск,

ЛОНДОН, 8 августа. (ТАСС). Как сооб-
щает корреспондент атентства Рейтер из
Дели, авиация союзников совершила на-
лет на небольшой город к северу от Хо-
малин (Бирма), оккупированный японца-
ми, который подвергся бомбардировке и
  обстрелу из пулеметов.

что Индия не нуждается в иностранной
военной помощи. «Индия достигнет свобо-
ды путем ненасилия и таким же путем
удержит ее. Исполком надеется, что Япо-
ния не имеет никаких вихов на Индию». В
случае же, если Япония нападет на Индию,
последователи конгресса «окажут япон-
ским войскам полное ненасильственное
несотрудничество», т.-е. откажутся повя-
новаться всем приказам японцев, не бу-
дут обращаться к ним за помощью и
сами не будут оказывать им помощи. В
резолюции указывается, что, «не чиня пре-
пятствий английским войскам, индийцы
не должны также в какой бы т ни
было активной форме помотать антлича-
нам».

чит сейчае свободы,

В данный момент, ‘продолжал Бриипе,
хаос‘ в Инлии отразился бы не на одной
лишь ‘Индии. Юн оказал, бы ©амое серьез-
ное ‘влияние на весь ход войны против
держав OCH. —

Касаясь заявления Ганди в тазете «Ха-
риджан» о том, «что, если Индия не полу-
скрытое  недоволь-
ство выльется в форму тото, что индии-
цы будут приветствовать японцев в елу-
чае, если те’ высадятся», Криппе заявил:
«Если Ганди ни его товарищи по Кон-
rpeccy pa3 ACHAT индийскому народу, что
его свобода обеспечена перед всем миром,
Eak только прекратятся военные действия,
2 также что дело свободы Азии, ‚несо-
мненно, завибит от ‘успеха борьбы 00 e1H-
ненных ‘наций, то не будет никакой опас-
ности того, что индийцы будут  привет-
ствовать японцев. Опасность, если она су-
ществует, возникнет в результате п08и-
ции и пропаганды Танди и его друзей».

Крипие указал далее, что нельзя пола-
таль, что английское правительство или
правительство Индии уступят угрозам на-
силия, беспорядка и хаба.

Позиция Ганди

Касаясь политики «выжженной земли»,

страны попадет в руки японцев, мы не
должны уничтожить наш урожай, систе-
му водоснабжения и Т. н.>.

По вопросу о пребывании английских
войск на индийской территории в резо-
люции Ганли говорится: «Исполком ечи-
тает, что пребывание иностранных войск
в Инлии вредит интересам страны. Ш-
этому исполком призывает  антлийское
правительство отозвать иностранные вой-
ска».

При обсуждении этого проекта резолю-
нии на заседании бюро исполкома кон-
гресса против нее возражал Неру. «Мир
неизбежно булет думать, — заявил Не-
ру, — что мы пассивно 0б’единяемся с
державами оси». Шо предложению Неру,
в резолюцию был внесен ряд существен-
ных поправок. Так, пункт, предусматри-
ваюший переговоры с Японией, был co-
вершенно опущен. Ню принятая бюрю
исполкома конгресса резолюция также со-
держала требование © немедленной ликви-
дации английского господства над Инли-
ей и угрозу в противном случае начать
кампанию гражданскего неповиновения.

Опубликование аллахабалевких докумен-
тов вызвало резкую критику по адресу
Танди и конгресса CO стороны английской
печати. Газета «Ньюе кроникл» пишет:
«Захваченные документы являютея новым
свилетельством непримиримой антианглий-
ской позинии Ганди и его непрактичности
в подходе к разрешению индийской про-
блемы. Ганди скорее желал бы поехать в
Токио, как в свое время сделал Чембер-
лен, поехав в Мюнхен для того, чтобы по-
пытаться повлиять утговорами на агрессо-
ра, а конгресс занялся маневрами и не
может выйти из тупика». Газета «Ман-
честер гардиен» отмечает, что Неру так-
же примирился с об’явленной Ганди ноли-
тикой гражданского нетювиновения.

Обязательная служба в пожарной

охране для женщин в Англия

ЛОНДОН, 8 августа. (ТАСС). Как пены’ имеющие детей моложе 14 лет, жи-
редает ‘английское министерство инфор- вущих с ними и находящихся на их по-

Mala, во всех районах Англии, гле вве-
дез  обязалельная служба в пожарной
охране для мужчин, вводится подюбная
Же повинность для женщин в возрасте
от 20 до 45 лет. Освобождаются женши-

печении, беременные женщины и женшки-
ны, работающие 55 или более чаююв в
неделю на производстве.

Вводится  обязалельное обучение то-
жарному делу.

9 АВГУСТА 1942 г., № 186 (7872)

Кровавое хозяйничанье
румын на оккупированных
советских территориях

СТОЕГОЛЬМ, 8 августа. (ТАСС). Гитле-
ровские газеты «Дейче альгемейне цей-
тунг», «Дейче Украине цейтунг» и «Ре.
валер цейтунг» поместили сообщения,
которые дают представление о режиме
произвола, грабежа и насилий над наее-
лением в оккупированных румынами
районах Молдавской ССР и южной части
Украины, в том числе в Одессе. Имуще-
ство и земли колхозов и колхозников ог-
бираются и передаются пох контроль на-
значаемых румынскими властями управ-
ляющих. «Ревалер цейтунг» сообщает, что
Антонеску издал приказ. по которому зем-
ли Бессарабии и Южной Украины (послед

няя в румынских приказах именуется
«Залнестровъем») будут раюпределены
между румынами, в частности  меж-

ду военнослужащими, «отличившимися в
этой войне». Газета «Дейче альтемейне
цейтунг» признает, что советские крестья-
не отказываются работать на захватчи-
ков. В «Заднестровье» была засеяна всего
только треть пахотной земли.

Эта же газета пишет, что «Заднестровье»
управляется «в рамках румынских зако-
нов». Согласно иИзданному правительством
Антонеску распоряжению, каждый жан-
дарм имеет право в административном по-
рядке подвергнуть тюремному заключению
сроком до 2 лет любого советского граж-

тельный совет при вице-короле Индии   Танди В своем проекте пишет: «Если, не- данина. «Преступления, требующие более

опубликовал текст проекта резолюции, смотря на наше ненасильственное 6910- серьезной меры наказания, — пишет га-
= = =   a

предложенной некоторое время тому назад тивление, какая бы ‘TO ни было Часть   ета, — рассматриваются военно-полевы-

ми судами, приговоры которых обжалова-
нию не подлежат». Русский и украинский
языки, сообщает газета, запрещены. Руе-
еке и ‘украинские  ШЕОЛЫ — закры-
ты. Запрещены вывески на русском и
украинском языках. Все улицы в (дессь
носят неменкие названия. В нескольких
открытых румынами школах преподавание
проводится на румынском и цемецком язы-
ках. Университет в Одессе «реорганизо-
ван». Он сейчас имеет один единствен-
ный... богословский факультет.

О лютой ненависти советских граждан
K захватчикам свидетельствует тот факт,
что, по сообщению «Дейче Украине цей-
тунг», не только в сельских районах, но
и в городе Олессе продолжают действовать
с исключительной смелостью партизаны,
Газета пишет, что румынским оккупаци-
онным властям приходится до сего вре-
мени вести упорную борьбу © партиза-
нами».

СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ
И НОНЦЕРТНЫХ ЗАЛАХ
москвы

В филиале Большого театра утром —
балет «Дон Кихот», вечером — опера
«Травиата». В театре имени Станислав:
ского и Немировича-Данченко утром —
«Ночь перех Рождеством», вечером. — «Ce
вильский цирюльник». В Драматическох

театре им. Ленсовета (помещение филиз-

ла МХАТ) утром— пьеса «Русские люди»,
вечером — «Во имя жизни». В Театре опе-
ретты утром — «На нашем берегу», вече-
ром — «Свадьба в Малиновке». В помене-
нии Малого тезлфа— выступление Централь-
ного ансамбля краснофлотской песни и пля-
ски Военно-Морского Флота СССР — «Флот
в боях за родину». В Концертном зале
имени Чайковского днем —— концерт ма-
стеров искусств, вечером — концерт пиа-
ниста В. Софроницкого. В Большом зале
Консерватории — концерт Л. Заходник. В
Малом зале Консерватории — концерт m
произведений Рахманинова. В Эстрадном
театре «Эрмитажа» — спектакль «Погово-
рим о песне». В 9традном театре парка
ЦДКА— гастроли джаз-ансамбля при уча-
стии Шульженко и Коралли.

Последний патрон

Маковей проводил глазами. бойца Петра
Шкарубу и облегченно вздохнул, когда
тет спрятался за горой. Он. посмотрел Ha
Гайворона, который тоже смотрел велэд
Шхкарубе, потом тихо, как умел только
он, улыбнулся и сказал:

— Ну, что ж, теперь будем встречать
гостей. Смотри, уже идут...

Михаил Гайворон посмотрел в ту сто-
рону, куда показывал комиссар. Два не-
менких танка ползли по стели. Пехеты с
ними не было, и это сразу обрадовало
Тайворона.

Комиссар вынул из окопа противотан-
ковые гранаты, бутылки «© зеленоватой
жидкостью, которая загорается жарким
белым пламенем, как только разобъешь
стекло, и выстроил все это перед собой..
То же самое сделал Гайворон. Танки
должны были пройти возле них или пря-
мо через них. Другого пути не было —
комиссар Маковей удачно выбрал место
для окопа.

Чуть выглядывая из-за холмика земли,
они ждали, пока подойдут танки. Неясно
светило ласковое осеннее солнце. С моря
тянуло теплым, чуть солоноватым ветром.
Длинные нити белого, почти прозрачного.
бабъего лета плыли в потоках ветра.

Нарушая эту тишину и этот покой, на
экопы с громом шли два немецких танка
Они шли все быстрее, и уже хорошо были
видны кресты на батнях.

— Я бросаю первый, — приказал Ма-
вовей.

Михаил, не сводя взгляда с первого
танка, кивнул головой.

Танк все приближался, уже ясно слы-
шался гром гусениц, уже стали BUH
узенькие смотровые щели.

В это мгновение Михаил вопомнил
степь неподалеку от Аскании-Новы ивы-
сокую могилу < каменной бабой, древним
скифеким идолом, на вершине.

Тогда немецкие танки тоже шли в ата-
FY, a Toma бойцы чуть было не убежа-
ли. Это случилось совсем недавно, и в то
же самое время это казалось очень Aa-
леким и давним. После того прошли мво-
гие лни войны, и Михаил многому на-
учился. Сейчас он не убежит,

Танк подошел совсем близко. Он шел
прямо по дороге. Немцы не ожидали

Отрывок из романа
„Кровь Украины“

оо

встретить сопротивление в этих местах.
Они были уверены, что дивизия уже лав-
но отошла.

Вотла до первого танка оставалось мет-
ров пятнадцать, Маковей приподнялся. В
воздухе мелькнула граната, потом одна 38
другой три зеленых бутылки. Гайворон
сделал № же, что и комиссар. Прогреме-
ли взрывы, вепыхнуло пламя, и танк оку-
талея тяжелыми облаками белото дыма:

3 малтинь, сквозь пламя и лым выска-
кивали обожженные немцы.

В то же мпновение прогремел ene

один удар, и у дула пушки второго танка
коротко блеснуле пламя. Снаряд разор-
валея у окопа, тде сидел комиссар Мако-
вей, разбил бруствер, далеко разбросал
сухую желтую глину.
_ Немцы, которые выскочили из облака
белого дыма, быстро бежали ко второму
танку. ‘Они прыгнули на броню, танк
повернул и быстро пошел назад. Влогон-
ку строчил пулемет комиссара Маковея,
стрелял Гайворон, и немцы, сидевииию на
броне, один за друпим палали на осеннюю
теплую траву. Комиссар перестал  стре-
ЛЯТЬ Только тогла, когда кончились пат-
роны. На танке уже не было немцев, их
сбили Маковей и Гайворон. Танк мчался
все быстрее и вскоре потерялся в необо-
зримом степном просторе.

А у подножья высокой горы ярким

факелом пылал второй немецкий танк, и

снаряды рвались в середине ето, разла-
мывая тяжелую броню.

— Нам осталось продержаться два
Часа, — сказал Маковей. — Или сюда,
Гайворон, помоги мне. tal?

Гайворон подошел к окоту комиссара
и тихо охнул. Маковей был ранен. Он
весь дрожал от напряжения и, пошаты-
ваясь, с трудом стоял на ногах. Живот
‘эго заливала горячая кровь.

— Вам нужно лечь, — тихо сказал
Гайворон. з -

— Да, нужно ^ лечь, — согласился
Маковей.

: АДРЕС РЕДАКЦИИ И И

527680,

ЗДАТЕЛЬСТВА:

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова-Степанова, Пушкинская

Гайворон выкопал рядом © глубоким
окопом Маковея маленький окопчик, и туха
тяжело перелез комиссар. Каждое движе-
ние доставляло ему нестертимую боль,
HO он He сказал ни слова, ве застонал,
а только скрипнул зубами, уклалываясь
на землю. Он приказал поставить возле
себя гранаты и застыл так, вематриваясь
в степь. На Гайворона он боялся поемот-
реть, боялея выдать свою страшную, не-
стертимую муку.

Но и без взгляда Гайворон понимал,
что должен чувствовать сейчас комиссар
Маковей. Он видел рану и удивлялся
тому, какой страшной силой, какой волей
к жизни владеет комисеар.

— Или сюда, Гайворон, — неожиндан-
но сказал Маковей.

Гайворон поднолз ближе, хлег рядом с
комиссаром. Он затлянул Маковею в лицо
и заметил, как вдрут обострилось оно.
  Маковей вынул из кармана партийный
 билет, протянул его Гайворону и сказал:

— Вот тебе мой билет. Выйлешь, от-
дай его комиссару. И не забывай разго-
вэра нашего, помнишь, что после Кахов-
ки был...

Михаил не мог сказать ни слова. Сяе-
зы подкатились, сжали горло. Гайворон
никогда не думал, что может заплакать.
Как святыню, взял и спрятал он пар-
тийный билет комиссара Маковея.

И в эту минуту из-за горы прямо на
оконы выскочил танк. Он ичалея на
большой скорости. и Гайворон еле успел
спрятаться в своей норе.

Он хорошо видел Maropen в ero
неглубоком окопчике. Именно на него,
налеясь разлавить его гусеницами, бро-
силея танк. Смертельно блелный Маковей
припэлнялсея в своем окопе. Стреляя из

пулеметов, танк шел на комиссара.
Собрав последние силы, Маковей бросил
пранату и упал. Танк остановился.

Пушка его дважды ударила по окопу, где
лежал комиссар.

Tonla появилея из-под земли Гайвэрон.
Он бросил бутылку. Коротко  зазвенело,
разбиваясь на мелкие осколки, стекло,
пламя охватило танк. Набирая скорэеть,
стараяеь сбить этот бущшующий красный
огонь, танк бросилея назад и спрятался
за поворотом. Снова тишина воцарилась
над степью.

Москва, 6, Пушкинская плошадь, 5. Телефоны отделов редавции: Секретариат — К 4-22-44; Тыла — К 1-42-86;
Художественного — К 5-36-53; Издательство — К 4-74-34;

Причем об’явлений в Москве —К5-

Маковею. Комиссар лежал мертвый, лицом
в небу. В эту минуту ono было очень
красивым, это строгое, застывиее лицо.

Гайворон медленно снял каску. Ox
был уже опытным бойцом и знал цену
смерти. Он стоял несколькю минут и
©мотрел Ha комиссара, будто прощаясь,
потом быстро схватил лопату и, торопясь,
похоронил Маковея в глубоком окопе. Он
боялся, что немцы помешают ему.

А потом отошел в сторону и снэва
стал на ©80е место. Теперь он был один

среди ппирокой пустынной степи. Против
него сейчас пойдет множество  вратов.

Но он не уйдет. Тут, в этом
должен, он будет держаться.

Михаил вытащил из кобуры пистолет
комиссара» Там был только один патрой.
Сергей Маковей оставил только  офин,
последний ‘патрон. Гайворон бережно
спрятал пистолет в карман. Этэт послед-
ний патрон может пригодиться. Патронов
5 винтовке не было. Они расстреляли вее
патроны и расстреляли недаром. Остава-
лись две противотанковые гранаты и,
наконец, штык. ;

Михаил стоял в своем окопе, смотрел
на степь и думал о смерти комиссара.
Вспомнилось, как когда-то, лежа в кУКу-
pyse, еще под Николаевом, комиссар
сказал:

— Я тебе признаюсь. Мне очень хо-
чется жить... АЕ:

Михаил вспомнил’ эти слова и поемот-
рел на невысокий желтый бугорок, под
которым в пюслелнем смертельном усилии
застылю телю комиссара.

Еще один танк вышел из степной
мглы и пошел прямо на Гайворона. На-
чинался поединок — тяжелая брониро-
ванная маптина шла против бойца. Боец
ждал ее. Он был готов встретить ee в
бою. Олин против одного.

Михаил понимал, что ему, может!
быть, не удастея уйти отсюда живым. Он!
знал, что именно сейчас смерть подошла
к нему так близко, как никогда еше не
подходила.

И он остался на месте, он притотовил-
ся к бою, Он знал, что смерть  мюжно
победить только силой, храбростью, твер-
достью. Он решил победить смерть.

Бешеню мчался танк. Пыль вилась 3a
ним, гром гусенип сливалея в протяжный
вой. Танк мчался точно на окоп. и Гай-
ворон подумал, что если он сейчае вы-

+

окоше, эн

I ин

Фронта — К 4-72-37;
14-38; в Ленинграде — 36-78.

Гайворон вылез из окопа и подошел к  сунется хотя бы на миновение, то уда-

PIT пулеметы, и он He успеет бросить

Они должны были встретиться лицом
к лицу, и Гайворон знал, что это будет
страшный бой. Зажав все нервы, будто
схватив их своей тяжелой огрубелой py-
кой, Гайворон заставил себя лечь на дню
окопа. Ухом, прижатым в земле; он слы-
Mai, как гремит, приближаясь, танк,
слышал, как лязгают стальные звенья
гусениц.

Вдруг исчезло  сероватое задумчивое
небо, кусочек которого был виден из око-
па. Гром и звон оглушили` Гайворона. В
ORO осыпалаюь земля. Танк наехал на
окоп, повернулся на одном месте, стара-
ACh раздавить вое живое, что там было,
и рванулся дальше.

И тогла Михаил Гайворон встал в око-
пе. Теперь танк уходил от него, и боец
боялся только одного, боялся, что не
успеет бросить гранаты. все свои
силы, понимая, что это последнее мгно-
вение, что через секуниу будет уже поз-
дно,
взорвалась где-то внизу, вторая наверх
возле бани. С помюм  радушлась

Ъ

CHa.

В эту минуту он не

каждую минуту могут убить, HO
боя была в нем сейчас сильнее всего.

$ Он не боялся смерти. Плен был куда
более страшным, но в кармане лежал
пистолет комиссара Маковея, и в дуле его
Зыл патрон. Комиссар» Маковей оставлял
этот последний патрон для себя. Теперь
эта последняя пуля может послужить Ми-
хаилу Гайворону.

Охваченный неудержимой яростью,
Гайворон бегал вокруг танка, бил кула-
ками и прикладом по броне, кричал что-
то, приказывая немцам выйти.

Он чувствовал, что тут совсем близко
за броней сидят его врати, он хотел ло-
рваться 2 них, до их торла, резать.
колоть, увидеть кровь, еще раз отометить
за смерть комиссара Маковея. Слержать
Гэту свою ярость он уже не мог.

Немцы выскочили’ из танка и бросились
к Гайворону. Тут он вепомйил 0 своем

ярость

Иностранного — K 4

метнул OH гранаты в танк. Одна

сползла на землю длинная блестящая ry-

Михаил выскочил из окопа. Охвачен-
ный непонятным чувством, подбежал он к
танку, держа в руке винтовку, в ко- СПала с глаз. Он увидел широкую стеть,
торой не было ни одного патрона, стал ДВе маленькие
кричать и кулаками стучать по броне. уменьшаясь, исчезали в степной мгле,

-81-54; Сельского хозяйства Cone 5-76-17;

пощады

последнем. патроне. Наверное, именно сей
Час нужно использовать его, иначе нем:
цы схватят, сомнут, свяжут и потапатз о
плен.

Но вместе с этими мыслями, бут
молнией, ударила другая мысль:
— Зачем умирать самому, если вм
последней пулей можно убить еще одном
немца, а потом драться штыком, кулавз-
ми, грызть зубами, железными пальцами
дотянуться к горлу, услышать предсмерм
ный крик врага. .
Тлаза Михаила заволокло красной пеле-
ной. Сейчас он уже ни о чем не думы. (
Сейчас он знал только одно — за м.
жизнь немцы должны заплатить как м05-

но дороже.

Рывком дикой силы бросилея он #2:
встречу немцам, выхватил пистолет 3
выстрелил первому прямо в грудь. Потом,
забыв о том, что у него есть  штыь
схватил винтовку за дуло и, будто дуб:
ной, ударил прикладом второго по годов.

Упал с размозженной головой sropl
немец, а остальные повернули и 10бея2-
ли назад. Михаил бросилея за ними. №

a бегу он размахивал винтовкой и 910-№

кричал. Но немцы удирали все быстрее т
  быстрее. Красная пелена скрыла их, Е
  тотда Михаил очнулся.

Он остановился, как вкопанный. [еле

в

фигурки, }
и

которые,

понимал, почему! Вдруг понял, что из этого неслыханном
поступает именно так, он знал, что его б0Яя вышел победителем,

Он повернулея, дошел до своего окопз,
осмотрел трупы убитых немцев 803
‘подбитого танка. Не спеша, влез в неме
кую машину, зажег бензин, который 19-
лилея из маленького краника, и быт
вылез. Пламя взвилось Над танком,
Михаил поднял свою винтовку, OCTOPORE)
вытер с приклада кровь и снова сты №
свое место в окоп.

Предвечерний ветер гнал по степя ше
лестящие серые шары  перекатя-пол,

неое, вытянувшись, летели на юг ди5е
гуси, и трубный крик их напоминал ©игЯай
тревоги.

\

ВАДИМ COBKO.
Перевод с украинского.

=

РЕДАНЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА 0007.
——ы—

Писем —К 4-76-87;