Фашистский эшелон

слетел п

Немепкий эшелон с танками  отхолил ну немецких автомашин ¢ бюеприткаюазеи

была
H поезд

на фронт. Играл оркестр. Потом
подана команла «а ватонам»,
тронулся.

Солдаты танкового батальена СС ехали
на Восток. Двое суток поезд mex по
опустошенной польской земле, оставляя
позади безлюдные станции.

На третьи сутки эшелон приблизился
к границе Белоруссии. Немцы, боясь
партизан, приняли меры предосторожно-
сти. На паровозе находились наблюдате-
ли. Были выставлены пулеметы и посты
автоматчиков.

На белорусскую землю поезд прибыл
утром. Паровоз набрал на станций воды,
но поезд продолжал стоять.  Гитлеровцы
разглядывали руины вокруг, любуясь cBo-
ей «работой». Эшелон в танками ждал,
пока дойдет ло следующей станции поезд
с баластом, пущенный специально для
проверки безопасности пути.

Наконец, поезд тронулея. On пошел
медленно, остерегаяеь. как вор в чужом
доме. Вошел в лее. Одному солдату по-
казалось, что в кустах что-то движется,
й он етал стрелять из автомата. Вслед
за ним из других вагонов немцы также
открыли огонь. ПШоезд еще более замед-
лил Ход.

Выбравшись из лесной чаи, эшелон
проходил по высокой насыпи. Под отко-
сом валялись остатки уничтоженного
партизанами поезда. Паровоз лежал ко-
лесами вверх. Рядом — груда разбитых
вагонов. Под обломками и в стороне бы-
10 рассыпано зерно.

Вечером гитлеровские танкисты увиде-
ли новую картину, еще более разитель-
ную. Пол откосом среди обломков валя-
лись тяжелые орулия. на паровез взгро-
мозлились две пушки. Поезд, ВИДИМО,
потерпел крушение недавно, Следы ката-
строфы были ©овсем свежи.

Ночью гитлеровцы побоялись двигать-
ся лальше. Эшелон на небольшой станции
остановился ночевать.

*

Командир небольшой группы партизан
Алексей С. готовился к очередной опера-
пии. Высококвалифицированный электро-
монтер. С. быстро усвоил подрывное дело
й заслужил известность как лучший
минер. Теперь он готовилея к уничтоже-
нию пятого вражеского поезда.

В четырех взорванных  групюй С.
поездах было разбито 4 паровоза и 68 ва-
тонов. сожжено 18 танков, 14 цистерн
с горючим и уничтожено около 600 гит-

леровпев. Алеша ставил себе залачей по-!

сле крушения поездов непременно  сжки-
тать вагоны и паровозы.

Лолгое,  томительное  высиживание B
засалах He лавало эффекта, — уничто-
жались только немпы-одиночки. А неред-
ко бывало и так. что Jame застигнутый
врасплох враг успевал, отетреливаясь,
ускользнуть. Совершенню другой резуль-
тат получился, когда Алеша (С. уетано-
вил на дороге найденную противотанко-
вую мину. Взорвалась автомашина врата,
НА которой находилось взрывчатое вещестго.

C тех пор группа Алеши перешла к
уничтожению оккупантов не единицами,

Of OTKOC

ий продовольствием.

..Темнёло. Алеша приступил к установке
мин Ha автомобильной дороге. Скоро две
мины были готовы. Третью установить не
удалось, так как вдали показались автома-
шины немцев. Группа отошла в лей
стала наблюдать. Шедшая впереди маши-
на взлетела на воздух. Фашисты отЕрыли
беспорядочную стрельбу. Но группа парти-
зан благополучно пересидела за бугорком.

скивать мины, но не нашли ни одной.
Постояв около Часа, колонна  двинулаюь
дальше. Скоро на воздух взлетела вторая
малина. Колонна остановилаюь. Фашисты
пошли в соседнее село, выгнали хттула
скот и направили ero по дороге. Ho a
таким способом дорогу разминировать им
не удалось.

Маптины простояли ло утра. Своевуре-
менную доставку боеприпасов и продо-
вольствня в стан врата партизанам уда-
лось сорвать.

Когта движение по железной дороге
усилилось, группа Алексея С. перешла к
уничтожению целых поездов врага. Tan-
ки, пушкл. пулеметы, следуя как груз
на железнолотюжных платформах, обрече-
ны на бездействие.

„.Группа партизан, подойдя к железной
дороге, залегла. Люди начали волушивать-
ся и высматривать охрану. Через полчаса
прошли парные неменкие дозоры. Так хо-
телось снять их, снять с них автоматы!
Ho малейшая оплошноеть могла испортить
все дело.

Когда часовые удалились, партизаны
выставили свое охранение и занялись
установкой мины. Закончив работу, они
старательно все замаскировали. Алеша хо-
рошо знал, что утром немцы непременно
осмотрят пути и для проверки нустят по-
рожняк или поезд с баластом. .

Отойдя подальше от железнодорожного
полотна, партизаны закусили и OTIOXHY-
ли. За три часа до возможного взрыва
группа подошла поближе к месту установ-
ки мины и стала наблюдать. Время тяну-
лось медленно. Вот, наконец, вдали пока-
зался поезд. Несколько минут спустя оп
прошел над миной. Однако взрыва не про-
изотло. Повидимому, неточно действовал
замедлитель.

Ноказалея второй поезд. Все напряженно
следили за его движением. Вот уже ясно
видны накрытые брезентом силуэты тан-
ков. часовые с автоматами. Отучат коле-
са... Взрыв! Полетели вверх камни, земля
и куски рельеов:

Паровоз подорвался на мине. Вагоны
полезли на него, и весь эшелон свалился с
высокой насыпи под откос. Трещали ва-
тоны, грохотали, падая, танки. Нотом ста-
ло слышно только шипение пара, выходя-
шего из разбитой машины,

Партизаны быстро подбежали к поезду.
На искореженные вагоны, на танки полё-
тели зажигательные снаряды. Несколько
уцелевших фашистов открыли было стрель-
бу. Но партизаны успели поджечь облом-
ки разбитого поезда и без потерь отошли.

Карательный отряд прибыл через час. !

но гитлеровцы увидели только дотораю-
шие вагоны и разбитые, обгорелые Танки.

д машинами, ватонахи. Олин раз группа
задержала на целую ночь крупную колон-

Полковник И. СТАРИНОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

В районе

В районе Клетской вчера и сегодня
релись бои с немецко-фашистекими вой-
сками. Противник продолжает атаки, пы-
таясь овладеть западным берегом Дона.
На полях сражений в придонской етепи
нашли смерть тысячи гитлеровцев.

Действия своих войск немцы прикрыва-
ют авиацией. В воздухе не прекращают-
ся бои. В воздушных боях пох Алетской
сбито ло 30 немецких машин.

Напряженная ‘борьба идет за населен-
ный пункт Н., имеющий тактическое зна-
чение. Этот рубеж несколько раз перехо-

Нлетской

дил из рук в руки. Во время одной атаки
немцы бросили во фланг нашей части

После обстрела немцы бросились разы-

ЛЕЙСТВУЮЩАЯ р C
молета к боевому вылету. Подвеска авиа-
6050.

АРМИЯ. Подготовка ca-

Фото спец. военяото корреспондента
«Известий» П. Трошкина,

Немецкие зверства
в Ростове
и Новочеркасске

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 августа.
(Cneuxop ТАСС). Ворвавшись в Ново-
черкасск, немцы сразу же принялись 34
трабежи и убийства. Большая часть на-
селения эвакуировалаеь из города. Остав-
шиеся прячутся в подвалах, чтобы не
попасть на глаза немецким оккупантам,
На одной лишь Железнодорожной улице
немцы расстреляли свыше 100 местных
жителей. у

Магазины в Ростове стоят открытые
настежь. Тула прежде всего ринулись
немецкие солдаты после занятия города.
Затем грабеж был пербнесен в квартиры
местных жителей. Город обезлюдел.
Совелекие граждане, которым  удалоеь
вырвалься из вражеского кольца, расска-
зывают 0 кровавых зверствах гитлеров-
цев в придонских станицах.

— В селе, где мы находились, —тово-
pur Алексей Федоров, — немпы провели
всего одну ночь. За это время они прев-
ратили селение в застенок. Немцы прямо
с хода бросились грабить  колхозные
избы. Угрожая оружием. забирали все,
что понадалоеь нод руки. Двух женщин,
нытавшихея сопротивляться, Звери рас-
стреляли на месте, многие женщины
были изнасилованы. Утром немпы подож-
гли село.

®

Ленинградцы —
снайперу Николаеву

ЛЕНИНГРАДОКИЙ ФРОНТ, 10 августа.
(Спецкор ТАСС). На имя знатного снай-
пера Н-окого подразделения Николаева,
который, как уже сообщалось в печати,
уничтожил за 3 дня 104 фашистов, по-
ступают многочисленные письма с горя-
чим приветом и поздравлениями OT тру-
дящихея города Jenna.

Мастер-орденоносец одного из
Буштырков пишет снайнеру:

заводов

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ВТОРНИН,

11 АВГУСТА 1942 г. № 187 (7873)

Крепче бейтесь за кождую пяль
родной земли!

Писвмо колхозников сельхозартели имени Максима Горького
односельнанам; сражающимся на Юге

Родимые наши защитники, сыны, него, смеха ради, ученую собаку, — BH-
братья, отпы — бойцы и командиры   далась ему, оскалив зубы, на спину.
Красной Армии!- ‚ Все в колхозе уважают  Александру

Мы обращаемся в вам, односельчанам- Байлакову. Она у Нас овчарница. Награ-
фронтовикам, братьям Архиповым и брать  дили ее на Всесоюзной  сельскохозян-
am Петровым, к вау Семену Михайлову, ственной выставке. Два сына на фронте.
Анатолию Илвину, Павлу Байдакову. Ива-! 6 ней домой часов в 12 ночи вломился
ну ий Михаилу Бровкиным, братьям Пав- пьяный немец и целый час. издевался,
ловым и братьям Мясниковым и ко всем   приставлял ей заряженный револьвер = &
вашим товарищам по фронту. — со СВОЙМ   виску, прицеливался издали на сынишку.
простым колхозным словом в тяжкий час! хрипел: «Сейчас вам капут!»
отечественной войны. Весь наш народ ‘6 Гитлеровские лиходеи распоряжались 8
тревогой обернулся к ПЮгу. Там решается наших домах, как хозяева. Нас выгнали.
сульба наша. Лютый враг прорвалея К Эту избу твой отец или CaM ты ставил,
золотой кубанской пшенице, рвется к М8- а взойдешь Ha порог, залают, как псы:
тушке-Волге; тянет лапы к советской «Хальт, хальт» — стой, значит. В ноябре
нефти, хочет отрезать от нае Кавказ. приказ вышел: всем жителям вон из де-
Вольному советскому крестьянству ТИхо- ревни. Дарья Круглова, Мария Морозова.

тр Дона грозит неменко-фашистекое иго. Анна Штарева, Афанасьева прижали к
Мы, колхозники Калининской области, груди ребятишек и пошли, куда глаза
знаем, что это такое. глядят. Без хлеба, без имущества. Але-

ксандра Михайлова, член правления кол-
хоза, никуда двинуться не могла — у нее
пять малых ребят. Tak и жила в окоше,
голодали, пили стаенный снег. Дети едва
не погибли. Иошли у них по всему телу
болячки от голодухи, грязи и  СТужи.
60-летний Степан Вураев лежал больной,
ногу у него разнесло, как бревно, и его
ши братья хлебородной Украины или Ку-  не пожалели гитлеровские собаки — вы-
бани. На всех хватало солнца на совет- тнали на мороз. Rak червяк. полз Отепан
ской земле. Были мы вольные люли, хо- вдоль деревни, свалился в какой-то зем-
зяева своей судьбы, разучились ломать лянке. Там уже мыкала горе многодетная
шапку перед сильным и неправым. Катерина Евграфова со своими детьми,

Наступила война. В наш район нагря-  лежал раненый наш деревенский паренек
нули фашистские лиходеи, Будь навек про- Виктор Шамбуров. Ему прострелили из
лат тот лень й час, когда стряелвев над ПУлемота 00е ноги, когда он хотел выиу-

я слить лошадей из горящей конюшни. И в
ee ee землянке жить не дали. У Катерины про-
Мы делили у колхозного амбара хлеб. пало от слез грудное молоко. Пуще глзз
Вдруг бегут ребятишки от околицы, Екри- берегла она от немцев баночку сгущевно-
чат дурным голосом: то молока. Но фашистские изверги отняли

— Немцы идут! Е последнее. Катя плакала: «Не губите ре-

Заметалиеь мы. Женщины кричат, дети  бенка!» Погубили его, изверги.
плачут, обезумели совсем, не знаем, куда! Тут же неподалеку от землянки при-
деться. Мужчины на фронте. Чем защи- нял смерть сынок Кураева Вася. Хороптий
титься русской  крестьянке с ребенком, был паренек, светлая ему память. Выпел
старику и подростку от вооруженного зло- из землянки 3а ольховым лиетом, прило-
дея, осатанелого; кровожадного германца?!  жить отцу Е больной ноге, — тут ем B
Полумертвые от страха, забились в подпо-  полкосили. Грохнулся, сердешный, 06 земь,
ла, кинулись в окопы. ручки раскинул и больше не встал.

В деревне начался грабеж. Слыхали!  Выгнали палачи из лому и старика
мы, в старину без жалости грабили на-! Шунинекого. Одинокий был. Скитался без
ших прадедов татарские орды. Но куда им вищи, чуть © голоду не помет. Прокрал-
до немецкого ворья! Бегают немпы по ся к своей избе за хлебом. Только хотел
двору, ловят кур и поросят, врываются! на крыльцо пробраться, и отдал душу.
в дома, хватают одежду, обувь. самовары,   Прикололи его штыком в спину злодеи.
mapa? по сундукам, ломают клети, лезут  Отраленое делю совершилось в деревне
в печку к горшку со щами, тянут лапа-  Вишенка, где наша первая бригада. Ког-
ми мясо и жрут. Вепомнить тошно! да весюю стаял снег, мы нашли на пе-

Сперва брали ворюги что получше. По- пелише двух домов обгорелые трупы. Фа-
том стали подбирать все до малого. Уви-   Шистекие душегубы заживо сожгли около
дит немец в ручонках дитяти кусок саха- 40 раненых красноармейцев. От пережи-
ра-— отнимет. Садимся в землянке щей по-  того горя евердце у каждого закостенело.
хлебать,—горшок прячем, а хлебца отку- Плакать не могли, улыбаться разучились.
сии да скорее кусок за пазуху — неро-  Много седых волос и морщин появилось
вен час, герман нагрянет... У Арсения За- за два месяца фашистского ита у неста-
харова, Насласьи Ильиной, Прасковьи рых еще людей. =
Штаревой и у других многих грабители Товарищи бойцы! Как описать свою
выгребли из ям все спрятанное добро. радость, когда вати братья. бойцы Бали-
Ефима Каленина вытащили из подпола 16  нинского фронта, выбили немецкую сво-
TD apudtebe, W466 ¥ bolt биь мон 0 Ва Ноа У №6. СИИ cxe-

5 *f у зы радости. Смеемся и плачем, обнимаем

против не смели. Мы плачем, а они, с7- ”° :
кины сыны, зубы скалят, своим немкам С808х желанных всвободителей, землю
Боторые верую-

в Германию посылки пакуют. Владимир   ОСвобожденную  пелуем. т
Аксенов попробовал не дать немцам меда.   иие, — крестились. Заторопился каждый

Вы знаете — хорошо жилось нам до
Ройны. Колхоз гол‹ от году богател. Bee y
нас было — коровы, овцы, свиньи, пти-
ца, пчелы, даже зеркальный карт. Рабо-
тали честно. собирали урожай наславу.
Словом, при советской власти стали мы,
крестьяне бывшей бесхлебной Тверской
губернии, жить ничуть не хуже, чем на-

14 танков и полк пехоты, Бойцы 0ес-  —  Узнал 0 твоем бестримерном подви-
страшно встретили врага Когда выбыл из  ге. Это, дорогой мой боец, великое дело.
строя командир, командование принял на  Привет тебе и спасиб. Мы помним, лоро-

Так ему кулаком зубы выбили,

домой. Но в ролных деревнях наших

При немцах вернулись порядки, каких   караулило еще одно горе. Красивая Ви-

себя военком Жилин. Он повел бойцов в
контратаку.  Красноармейны бросились
вперед за своим комиссаром. Сражение
было тяжелым. Враг имел превосходетво
в силах. Но бойпы дрались, как львы.
Немцы здесь не прошли.

(От спецкорр. «Известий»).

гой товариш Николаев, зиму, помним весь
этот суровый год, и мы знаем, что враг
заплатит нам за все, за вее разрушения
й страдания. Бей, родной, бей немпев
так, как в эти три дня. Учи товарищей
выбвокому искусству снайпера. Пусть в
нашей Враеной Армии будут тысячи, де-

CATKH и сотни тысяч таких, Kak ты.
5 é

и при крепостном праве нё было. Старик! шенка’ славилась Ha всю округу своими
Иван Бобровский не принес немцу соломы.   ладными, просторными домами и садами.
Молодой краснорожий солдат жестоко из-  Приходим,—нет ничего. Спалили её немцы
бил его за это. Дмитрию Колбасову гер-   ло тла. Один дом остался. Воего былое в
манекое офицерье велело везти их в де-! колхозе 70 домов. Уцелело 20. Вся жизнь
ревню Грёблево. Всю дорогу на колхозни-  прошла в этих домах. Тут топили печи
ка, который никогда не видал побоев, сы- и ткали холсты наши матери. Тут мы
пались пинки и оплеухи. Натравили на!выросля, играли свадьбы. Тут родились

наши собственные дети. А остался mye-
тырь, куча обторелого кирнича, зола и
уголь, ла обгорелые ветлы.

Йо ветру пустил злобный враг богатое
колхозное хозяйство. Ни лошадей, ни
коровенки, ни ярочки: тустели телятник
и птичник, сторелё Конюшня, ‚разобран
на немецкие блиндажи  скотный  Двр.
Xorh шаром покати в змбарах. Сторели
машины, разломаны ульй, пусто в пру-
дах. Даже воробъев и галок не видать
было. Словно чума прошла по колхозу,
все вымерло. Так оно ий есть: фашистская
чума пала на нашу землю.

Советская власть сказала: не уны-
вайте. возобновляйте, что можете, сами,
готовьтесь к севу. Где не под силу 6у-
дет. поможем. Ерепок духом русский че-
ловек. Силен в несчастьях, вынослив в
труде.

Рзялись налаживать жизнь заново,
Откуда только сила берется! Ютимся в
банях, питаемся плохо, одеты кое-как. А

работаем — себя не помним. Вак сеяли,
зто лаже самим удивительно вспомнить.
Не было лошадей —— пахали землю вруч-

ную. Пояснипу ломит, на руках кровя-
ные мозоли, а знай себе полнимаем лопа-
той сотку за соткой. Враг проклятый
Гитлер хотел извести нас ло корня, 3
мы живем и жать будем! Й хостигли, че-
го хотели. Засеяли всю свою освобожтен-
ную землицу до последнего клина. Ypo-
жай растет наславу! Стеной стоит ya-
тушка-рожь, кустятсея и цветут. кар
фельные ростки, овсы ло плеча, по 93
зерна в среднем на ветке. Восстановили

общими силами 4 фермы, строим зеоно-
хранилище. Чиним сараи и риги. Тру-
димся, не считаясь ни 6 чем.  Косих,

силосуем, жнем, молотим. За сенопостав-
ки нал колхоз получил на  сенопункте
первую квитанпию. Будем первыми и в
других поставках государству.

Даюм вам, родные фронтовики,  неру-
пгимое колхозное слово: уберем урожай
без потерь, выполним наказ родном
Сталина — себе откажем, а дадим фрон-
ту столько хлеба, картофеля, овощей,
сколько потребуется.

Ради чего себя не жалеем, все силы
хлалем? Только бы победить трижды
проклятого смертельного врата, только бы
не вилать никогла больше в глаза пога-
ную фашистскую морду, только бы He
топтал больше нашу колхозную землю
германский сапог! Лучше удавиться в
петле, лучше в пруд головой, чем жить
в неволе пол фаппистекой властью, гнуть
спину на гитлеровских паразитов. Своими
слезами и кровью, воем своим настралав-
шимся сердцем заллинаем pac, бойцы
Южного фронта: бейтесь до последнего!
Не отлавайте больню врагу ни пяди ва-
шей земли, слержите фашиста, отбросьтв

jero назад! Помните — за вами родная

земля, помните, что каждый ваш mar
назад —— это поруганная советокая земля,
сожженные города и села, кровь безза-
TEETHEIX людей, которыю доверили Ban
овою ЖИЗНЬ. Не отдавайте их на растер-
зание лютому, безжалостному врагу, но
подвергайте тем мукам, какие выпали на
нашу долю! Даем вам нали колхозный на-
каз — бейтесь крепко за родную землю
до полного уничтожения бешеного a-
пгистскотго зверья!

Нисьмо подписали: М. Петров, А:
Михайлова, А. Байдакова, Е. Пла-
тонова, О. Бровкина, 3. Пезникова,
М. Викторова, Е. Калинин, А. Заха-
ров и другие. Всего 41! подпись.

Колхоз имени Максима Горького, Кали-
нинского сельского района, Калининской
области.

Тиния фронта проходит на подступах
к Ленинграду. Население города принима-
ет непосредственное активное участие в
борьбе с ненавистным врагом. Оно кует
на фабриках и заводах боевое оружие для
фронта, ремонтирует танки и пушки,
пополняет ряды бойцов, неустанно готовя
резервы. Трудящиеся Фенинграла 3amu-
щают свой город от разрушения, raca
зажигательные бомбы, ликвидируя по-
следствия бомбежек и обстрелов. Ленин-
традцы мужественно несут тяготы блока-
ды, весе опасности фронта. Их стойкость,
их самоотверженный труд, их неувкроти-
мая воля к победе — немаловажный
фактор усленноети борьбы е врагом. Вот
почему кажлый, на первый ВЗГЛЯД
маленький, вопрос, раз он так или иначе
затрагивает интересы трудящихся, их
нужды, становится неизбежно военным,
фронтовым, приобретает в полном смысле
этого слова государственное значение.

Перед исполкомом Ленинградского Co-
вета осенью остро ветала забота о снабже-
нии города продовольствием. Дьявольский
план фашистских варваров строился на
том, что окруженный со всех сторон го-
рол будет обречен на вымирание от го-
лода. Фашисты нросчитались и на этот
раз так же, как они  просчитывалиеь
неоднократно. Они не имеют представяе-
ния 0 могучей творческой силе русского
народа. То, что казалось немцам фанта-
стическим и что в действительности бы-
л0 сопряжено с невероятными трудностя“
ми. советские люди осуществили на деле.
Была созлана магистраль, слава 0 кото-
рой утвердитея в веках. По ледяной ло-
роге’ улалось организовать снабжение
торола и фронта продовольствием.

Horta нехватало воды, возили ее в
цистернах, зачастую впрятались сами в
сани, чтобы привезти топливо. В самые
жестокие морозы шоферы вели машины в
темноте. по неразметенным улицам. Ра-
ботали под обстрелом, на морозе, прояв-
ляя чудеса героизма.

Суровые лишения зимы сказались на
здоровье ленингралиев. Ноэтому в городе
была организована сеть стационаров —
учреждений  полулечебною типа, где
ленинградцы могли отлохнуТь, набраться
сил, подлечиться. Через стационары про-
шли десятки тысяч ленинградцев. Окреп-

енингг

нув, они возвращалиеь к евоим рабочим
местам. Весной. котла продовольственное
снабжение улучшилось, вместо стациона-
рев открыли во всех районах столовые
повышенного питания, куда но направле-
нию врачей прикреплялиеь рабочие, слу-
жащие и иждивенпы,  нуждавшиеся в
восстановлении своих сил. Около 300
тые. человек обелуживали столовые по-
вышенного питания.

Война является испытанием, проверкой
для каждого нашего работника, для каж-
дого учреждения. Этот трудный экзамен
выдержат только те, кто не опустит ру-
ки, 8 проявит большевистекую волю,
энергию, настойчивость, находчивость,
кто сумеет мобилизовать свои силы:
Оеновная масса руководящих партийных,
советоких, хозяйственных кадров dJe-
нинграда эти испытания выдержала.

В самое тяжелое время отдельные ком-
мунальные предприятия — бани, пра-
чечные, починочные маслерские, парик-

‚махерские — работали бесперебойно. Шо-

чему?” Потому чт там, ле люди вкла-
дывают в 680е дело весь свой ум, всею
свою страсть, — там любые трудности
оказываются преохолимыми,

Сколько инициативы проявили ленин-
градцы! Широкий размах приняло дви-
жение товарищеской взаимопомощи.
Здесь во воем величии проявилиеь совет-
ский гуманизм, благородство советских
людей. Та как телефоны во многих до-
мах не работали. больные лишались BO3-
можности вызвать врача, выкупить 1ро-
дукты, истопить печи. (собенно трудно
было одиноким, но онй не оказались бро-
шенными. Коммунисты, = комсомольцы,

‚пионеры и школьники Ленинграда етали

обходить квартиры. выявлять больных,
оказывать им всяческую помощь. Если
человек был слаб, — ходили в магазин
за продуктами, в столовую за обедом,
топили печи, мыли полы. етирали белье.
Сирот определяли‘ в детекие лома. боль-
ных устраивали в больницу. Огромную
работу в этом направлении развернули
Комсомолки —— дружинницы PORK. Их
знали в каждой квартире. их прихода
ждали. Жизнерадостные. никакой работой
не гнушающиеея, левушки вносили © 6&-
бой бодрость, уверенность.

Приближалаеь весна. Но весна несла
е с060й и новые трудности, и новые
опасности. Она поставила вонрое о необ-
ходимости привеления в порядок города,
`очистки его от мусора и нечистот. Ленин-
град, который мы до войны так любовно
й тшательно охорашивали, в котором
ревниво относились к окурку Ha MOCTO-

вой, теперь представлял  трустную кар-
тину. ‘Улицы занесены снегом, покрыты
наростами толстого слоя льла:  Сугробы

тромоздились даже на’ Невском: Оставить
горох в таком виде до наступления весны
значило допустить вспышку эпидемий,
открыть ворота сыпному тифу, дизенте-
рии.

Й вот началась очистка города. Триста
тысяч человек выходили ежедневно с
кирками, ломами, лопатами на  улипы,
дворы города. Рабочие, служащие, артя-
CIB, инженеры очищали помойки, мубор-
ные ямы. Грязный снег грузили в сани,
20—30 человек  вирягались в них и
волокли к рекам и каналам. Снег: выво-
зили на санях, в ящиках, в  плетеных
корзинах, на листах фанер.

Огромную работу проводила в втТи дни
партийная организация.  Коммуниеты и
комсомольцы были в первых рядах,
показывая образны трула; руковоля всей
работой по очистке города. Ленинградиы
очистили 12.000 дворов, 3 млн. кв. м
плошалдей, улиц, набережных. Вывезли
миллион тонн нечистот и мусора. Но
очищенным улицам пошел пассажирский
трамвай. Этот день явилея большим
праздником для всех трулящихея горола
Ленинграла. Мы пустили только несколь-
ко трамвайных марпрутов. Но эти марш-
руты были пущены ‹ таким расчетом,
что позволили жителям всех районов
пользоваться трамваем. № чести  трам-
вайшиков надо сказать, что они поняли
важноеть своей работы, энергично под-
тотовились к пуску трамвая и хорошо
работают в настоящее время.

С такой же энергией, с кажой работа-
ли ленинградиы, по очистке города. вы-
шля они весной на огороды. Весенний сев
овощей стал пентральной задачей Аня.
За короткий ерок ленинградцы полняли
под огороды свыше 9.000 га зёмли в
 совхозах ий пригородных хозяйствах пред-
приятий и учреждений. 270.000 ленин-
градпев получили и засеяли  инливилу-
альные участки земли. В самом городе
трудно найти свободный каочок земли, на
  котором бы не росли овощи. Ленинградцы

заботливо ` ухаживают за посевами. Ран-
ние овощи уже поступают дая снабжения
ленинграднев. В некоторых хозяйствах

дов. В акушерской клинике находилось

Cxope Ленинград получит значительное   шерва Павлова, медсестра Александрович
Боличество собственных овощей. и сбанитарка Лисина эвакуировали в
Вражеская блокада He остановила YERDPHITHS больных женщин ‘и детей. Baa-
культурную й научную жизнь Ленин- Годаря самоотверженной работе медперсо-
грала. В городе действуют: театр нала ни одна роженица и их новореж-
«Музыкальная комедия», 23 кино, 2 денные дети не пострадали. несмотря на
летних сада, открыта и регулярно ра- То, что взрывной волной и ОСкОЛкЗМиИ
Goraet филармония, зал камерных кон- снарядов весе стекла в родильной комнате
цертов. Вее постановки,  карфтины. вы- были разбиты:
ставки. концерты  пользуютея  болышим Можно привести целый рях
вниманием зрителей. Очень часты кдн-  тельных примеров героической,  самоот-
церты  красноармейского ансамбля  и  верженной работы медипинских работни-
фронтовых бригад. Художники Ленингра-  ков, которым была поручена забота 0
да успешно готовятся к о выставке! ленинградевих детях. Ясли Ni 165
«Оборона Ленинграда». Союз  советских  Красногвардейского района. В 6 часов
композиторов создал нёмало песен о 60-  утра начался интенсивный  артиллерий-
ветских героях. Значительно лучше ста-  ский обстрел участка. Заведующая тов.
ли работать почта и телеграф, Голуткина Лилия Дмитриевна пол огнем
1 июля в ленинтралеких школах за-! Вместе с сестрой-воспитательницей Роесий-
кончилея учебный год. В ноябре прош- ской и санитаркой Анисифоровой стали
лого гола в фронтовой. обстановке 30.000   выносить детей в укрытие. Артиллерий-
учашихея 7—10-х классов и 60.000  ским снарядом выбило все рамы и внут-
млалших школьников начали заниматься  Ренние перегородки тех домиков. в кото-
в школах. бомбоубежищах, квартирах. Не  рых $фыли расположены яели. Но. все
прекращали своей работы даже нколы  170 детей были спасены. Сестра-воени-
Кронштадта. Частые воздунные налеты,  Тательнина Российская лишь после то-
обетрелы, недостаток топлива, отеутетвие   Го; как все дети были укрыты, попроси-
света требовали от учителей и школьни- 718 разрешения пройти к своему с6б-
ков большого напряжения сил и  энер- Ственному дому, где нахолились ее троё
гии. В классах замерзали чернила, уроки   1етей. Приближаясь к нему; она увиле-
запиеывались карандашом. Домашние за-!ла, что дом горит. На помошь детям
дания Дети готовили у  печек-времянок   Российской пришли другие советские лю-
при свете коптилки. Нередко у школы ли и вынесли их из огня.
рвались снаряды и из рам вылетали Ленинградские больницы и  поликли-
стекла. СОтаршекласеники вместе < учи- ники, несмотря на тяжелые условия —
телями устраняли повреждения, и занятия без света, без водопровода, с замерзнтей

продолжались. Директора, учителя, уче- канализацией. н али
; mu ализ ‚ He прекращ воей ра-
ники сами заготовляли топливо, разбира-   боты. р своей

ли разрушенные деревянные лома, чтобы Стойкими бойцами горола-фронта стали
согреть классы; полвозили на санях ленингралекие жейщины. Они строят
воду, поллерживали чистоту. Многие пе-

укрепления, по-материноки тщательно и
яю0эвно маскируя огневые точки; Домо-
хозяйки пополняли ряды работниц на фаб-
риках и заводах. Текстильщицы,  обув-
щипцы. швеи научились делать оружиа й
боеприпасы. ели было нужно, они pa-
ботали вручную. Они заготовляют дрова
н торф. водят манны, восстанавливают
водопровод, готовятея быть отличными

дагоги ходили на работу пешком за $—
10 километров.

Стойко и самоотверженно работают
мелицинекие работники Ленинграда. При
вражеских обетрелах и  бомбарлировках
снаряды и бомбы падали на больницы,
тоспитали, амбулатории. Врачи.  <естры,
санитарки уходили из палат поелетними.
Хирурги во время самых жестоких обетре-
лов продолжали свои операции. В одну из.
ночей BO время интенсивного артиллерий-   26 ю тяжесть заботы о детях, в семье
ского обстрела района на территории ‘a
энскего института разорвались 8 снаря-

чают искусство сверхметкой стрельбы.

замеча-

Ленинград! Он дорог всем народам на-

40 рожениц, три женщины рожали во шей стразы, он дорог за славное рево-
{   время обстрела. Акушерка Иванова 56е люционное прошлое,
снимают второй урожай ранних кульгур.  время оставалась на своем посту. Аку-  колыбель революции. В самое

он священен, как
ТЯ: 6408
любовь И

народа. Эту

время ленинградны ощущали
поддержку всего советекого
помощь Ленинград не забулет.
Обезумевший врал снова рвется в глубь
нашей родины. OH eme слот у че
Ленинграда: Он мечтает ворваться В г-
род и залить его улицы кровью лучших
людей. Перед партийными и  непартий:
ными большевиками, перел всеми тТрудя-
шимися Ленинграда стоит задача — быть
готовыми отразить любой натиск врага,
истребить фашиетское зверье на подетупах
к Ленинграду.
_В июне—июле наша промышленносйь
добилась новых уснехов в выпусёе 00:
вого вооружения и — 0б0еприпасов 219
фронта. Ленинградцы продолжаю строй-
тельство оборонительных рубежей. (-
вершенствуется наша местная ПВО.

Но еще много предстоит слелаль, Нуж-
но еще лучше и производительнев pado-
тать на заводах, чтобы вооружение 1
боеприпасы шли на фронт  непрерывие
возрастающим потоком. Надо заготовить
как можно больше торфа и ApoB WA
электростанций, промышленных пре-
 триятий и населения, тщательно п0дгото-
твиТЬ К зиме больницы, школы; дехи Е
дома, все городское хозяйство.

Ленинградцы должны A вирь 6
упорнее изучать военное Лело, крепить
нашу революционную бдительность. 888
зорче охранять город от вражеских mM
исков.

Суровые испытания,
долю ленингралиев, зажалили их волю в
борьбе, разожгли смертельную ненависть
& врагам. Денингралцы никогда не 346у-

выаашие №

бойцами команл МИВО. Они несут на себе

Ленинградекие девушки настойчиво изу-

дут и не простят немецким бандитам р83-
рушений, которые принесли они нашему
любимому горолу, всей нашей о родиве.
Эта ненависть владеет вееми мыслями #
чувствами людей, воплотцается в’ 6068ы8
подвиги бойцов нашего фронта. В 22-
отверженный героический труд  ленин-
гралеких рабочих и работниц, юношей я

Л1евушек, готовых отдать Bee евои силы,
а если понадобится. и жизнь для защиты
любимого города, для разгрома врага:
п. ПОПКОВ,
  председатель исполкома Ленгорсо-

вета. депутатов трудящихся.

\