Атаки фашистов.
отбиты

В последние EHH на одном из участков
нашего фронта заметно усилилась аклив-
ность противника, увеличилось количество
огнёвых налетов, кое-где происходят стыч-
ки разведывательных групп. В отдельных
местах враг, стремясь вернуть недавно
утерянные выгодные рубежи, переходит в
атаки.

Село Н. раскинулось на высоте, откуда
хорошо просматриваются окружающие ле-
ca. Hamm части, форсировав реку, потес-
нили немцев. Половину села занимают
наши части, половину — противник.

Немцы попытались было выбить наши
части из этого пункта. Бой длился © пе-
рерывами почти весь день. В этом б0ю
наше подразделение, отбивая яростные
атаки врага; показало замечательную
стойкость и выдержку.

Первую атаку немцы предприняли еще
Ha рассвете, рассчитывая на внезапность
нападения. Из лесу на наши позиции бро-
сились еемь немецких танков, в задачу
которых, видимо, входило не ТОлько вкли-
ниться в расположение наших частей, во
и отвлечь внимание бойцов от немецких
солдат, наступавших вдоль деревни. Фа-
шистовие солдаты, перебегая за сараями,
по огородам, пробирались вперед.

Наше подразделение встретило врага в
полной боевой  готонноети. Советские
артиллеристы открыли но немецким тан-
кам огонь. Berope Ффашистовие машины
повернули назад.

Таким же убийственным  етнем Halli
пехотинцы встретили наступающих соллагт.
Боен Сизов заметил, что убегавшие нем-
пы спрятались в сарае, густо  заростем
кративой. Фапвисты, спасая этих солдат,
прикрывали подступы к сараю сильным
огнем. Несмотря на это, Сизов пробрался
Е самому вараю и подорвал ero.

Еще не остыли дула винтовок и пуле-
MOTOR, как враг на этом же участке ои-
лою до батальона енова пошел в атаку.
На этот раз вражескую пехоту прикрыва-
ли танки. Наши артиллеристы снова за-
ставили фашистекие машины  пювернуть
вспять. Однако фашистская пехота про-
должала лезть вперед.

Ни один красноармеец не дротнул перед
вралом. Бойцы в упор расстреливали нем-
цев. Котла фашисты, укоываясь оф наше-
го огня, залегли, подразделение рывком
бросилось на врата и обратило ето в бег-
ство.

Враг предпринял еще одну атаку, но
она также не имела успеха. Оставив на
поле боя много убитых, немцы отошли.
Следующая атака была подавлена в самом
зародыше. Минометчики-гвардейцы, заме-
тив группу танков и свыше батальона
вражеской пехоты, накрыли гитлеровцев
мошным отнем. Немало убитых  фашиет-
ских солдат осталось на поле боя.

В этот лень в результате своих контр-
атак немпы потеряли убитыми до двух
рот солдат, нё но добились никаких pe-

зультатов.
А. БУЛГАКОВ,
спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, И августа.

Четыре летчика сбили
семь самолетов врага

ВАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 11 # asrycra.
(ТАСС). Четыре самолета пох командова-
нием младшего лейтенанта Мяюникова
латрулировали в районе обороны наших
войск. В эт время к нашим  позициян
приближались четыре немевких истреби-
теля. Советские летчики немелленно юшли
на сближение. Завязался бой. После пеу-
вых атак боевой строй вражеских самоле-
тов был нарушен, один истребитель вра-
га сбит. Младший лейтенант Мясников
смело таранил ведущий фашистский е2-
молет. Оставшиеся два немецких истреби-
теля были уничтожены летчиками Козлов-
ским и Семеновым.

После некоторого времени в воздухе
появились 12 фашистеких  бомбардиров-
шиков. Они шли пл прикрытием двух
истребителей. Отважная четверка смело
вступила в HOH ¢ четырналцатью самоле-
тами врата и уничтожила 3 вражескях
бомбардировщика. Всего за этот день чв-
тыре советских истребителя сбили семь
фацистеких самолетов.

Сбитый фашистский бомбардировиик, установленный`на одной из площадей Оталинграда.
Фото специального военного к®рреспондента «Известий» Г. Зельма.

В час битвы

Немпы зарылись в зёмлю, обнесли себя
колючей проволокой, тика передний
край минами. У почерневшей избы на ко-
согоре — вражеский дзот. Медленно под-
ползают к нему наши бойцы. Кольцо во-
круг дзота сжимаетел вее сильнее: В него
летят гранаты.

*

Немцы ‘перед контратакой вели oae-
сточенный отонь. Бойпы видели, чте их
комиссар Шерякин упал. Девушка
сумкой склонилась, Чтобы перевязать ра-
неного...

Очнулся комиссар, когда его несли на

Немцы отвечают ожесточенным  отнем.   носилках. Он резко приподнялея на локте.

Младший политрук Цыганков ранен. Но
он продолжает ползти.

Летят куски расшенленных бревен. По-
лузасыпанная землей фигура в зеленом
мундире уткнулась ничком в замолчавший
пулемет.

Немецкий дзот уничтожен.

Млалший политрук Цыганков, несмотря
на ранение, до конца оставался с 60й-
пами.

*

Младший лейтенант Батов наблюдает за

рошей. Беглые огоньки вепыхивают в зе-
леных зарослях. Батов  засекает их. 910
огневые точки врага.
_ Мина накрыла младшего лейтенанта.
Когда он пришел в себя, стон вырвался
из его уст. Все же Батов поднялся и ио-
брел. Не Ha медицинский, а на команд-
НЫЙ ПУНКТ.

Командир, заметив младшего лейтенанта;

тяжело опирающегося на косяк двери,
ветан навстречу ему.

— Пожалуйста, карту, — сказал Ба-
тов, опускаясь на скамью. — Придвинь-

те... я сейчас все поважу.

Прерывието дыша, медленно, но ясно он
докладывал начальнику штаба, и тот за-
носил на карту схёму расположения вра-
жеского огня.

Потом были вызваны два Sona.

— Доставить млаллието лейтенанта в
медсанбат!

— Нет, — ответил Батов, —— они вуж-
ны здесь, на передовой, а я доберусь eam.
Разрешите итти, товари командир?

Он поднялся... и Упал.

Его. положили на носилки и отнесли в
медсанбат.

А наша ‚алгиллерия беглым отнем уда-
рила по вражеским огневым точкам, ко-
торые указал младший лейтенант Батов.

зад?
— Вы ранены, товарищ кемисеат!

— Почему бойшы отходят назад?!
дыинте меня!

Комиссара подняли. С повязкой на iy
он приподнялся и вриквул:

—- Товарищи бойцы, вперёд!

По-

— Breper! — wponecaoch в ответ, ий
бойцы снова двинулись на врага.
*

По железнодорожной насыни Mer В
ближайший тыл на перевязку Сертей Ба-
рыкин. Автомат висел у него за плечом.
Карий глаз блестел из-под окровавленной
повязки,  перехватывающей © смуглов
лИНо.

— Дал а немиу жизни сетодня, по
помнит он меня, — сказал боец ветретив-
шемуся товаришу. — Лежу и вижу: 34-

е

— В чём дело? Почему мы идем

Бойцу

Ненавидеть — это значит слышать
Голос матерей, сестер и жен...
— Отомсти за сорванные крышя;
Отомсти за дом мой.

On commen,

Ненавидетй — это значит помнить
Каждую сёкунду о враге,

Понимать все то, что он несет нам
На кровавом; на своем штыке.

Ненавидеть — это значит лучше,
Жарче, чем когда-либо, любить,
Ненавидеть ненавистью жгучей —
Это значит — x
Бить, товарин; бить!

Ненавидеть — это значит видеть
Родину в ее святой борьбе;
В страстном гневе;

В пламенной обнде
Руки простирающей к тебе!

Елена РЫВИНА.
ЛЕНИНГРАД.

и
Стойкость в обороне,
натиск в атаке

За последние дни на участке фронта

бегали в траншее, точно крысы. Взяя на северо-западнее Воронежа и на западном

мушьх одного — свалил. Потом бвалил берегу Дона происхохит

иного горячих

другого, третьего. Пятерых фрицев отпра- стычек. Короткие по времени и неболыние

вил я сегодня на, тот свет...

по маспетабам, они характеризуются боль-

Еще рассказал боец, что немцы загу- шой стойкостью наших бойцов.

били ero дочь Веру, совсем махонькую
девочку, что от их деревни ничего хуше-
губы н6 оставили, что © тех пор горит
у него. душа.

Дойдя по железнодорожному полотну до
развилки, у которой стоял белый диск с
красным крестом, боёщ опустился с насы-
пи. А через час Барыкин вновь появился
© аккуратно повязанной головой, с aBTo-
матом за плечом. Он спешил на нерелс-
вую линию, повторяя:

— Горит у меня душа за дочку, за
мою рану, за все!.. эм

Д. СЛАВЕНТАНТОР:

ВОЛХОВСКИЙ ФРОНТ.

Успёх молодого летчика

В 5 часов вечера над натшим учзютком

Отважный летчик блестяще закончил

фронта завязался воздушный бой: Молодхой   воздушный бой. Один «Мессершмитт» за

летчик сержант Чулаев навязал бой двум

«Мессершмиттам». Двадпать минут продол-
жалея этот Gon.
Cepmant Чулаев заставил фашистов

вести бой на малых выкотах, чуть ли ве
на бреющем полете, и этим
маневренность своих противников.

горелея в воздухе, а второй 6 полбитым
MOTOPOM едва скрылся на фоне леса.
: А. РОЗЕН,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, М августа. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1

Подразделение одной кавалерийскай ча-
сти обороняло высоту. Противник, види-
м0, решивший во что бы то ни стало овла-
деть вывотой, предпринял на неё атаку
целым батальоном.

Немецкая пехота, была встречена икваль-
ным огнем. Однако немпы продолжали
рваться вперед. От окопов и блиндажей
кавалеристов их отделяло лишь несколь-
ко метров. Но чем наглеёе становились
гитлеровцы, тем  ожесточеннее дрались
наши бойцы.

_ Получасовая схватка закончилась тем,
что уцелевшие солдаты немецкого баталь-
она вынуждены были отойти.

Смелый Налет на врага совершили кон-
ники другого нашего кавалерийского под-
разделения. Оно скрытно пошло в развед-
ку. Враг заметил бойцов только тогда,
когда блокировочные группы уже овру-
жили блиндажи. В окопы и блиндажи по-
летели гранаты. По убегающии немпам
был открыт огонь из автоматов: Против-
ник не оказал сколько-нибудь серьезного
сопротивления,

Л. КУДРЕВАТЫХ,

1 августа.  тан:

СРЕДА,

12 АВГУСТА 1342 г. № 188 (7874)

Голоса из разбойничьего логова

Терианяя стала разбойничьим логовом,
гхе уже несколько лет живут награблен-
ным в других странах добром, куда сте-
каётея Уворованное на нашей земле, где
создана каторга для военнопленных, тде
женшины, мужчины и даже дети © за-
хваченных немцами территорий и стран
продаются, как рабы, на рынке, где vos
странные рабочие так называемых COKS-
fix стран — Итазяи, Венгрии, Румынии,
завербованные обманом и насильно YBe-
зенные; содержатся; как ‘арестанты:

Что же пишут из этого логова на фоонт
бандитам, грабяшим Россию, их друзья 2
родственники, матери, жены и любовницы!
Нередко в этих письмах восторгаются они
бандитскими «подвигами» гитлеровских
солдат. Но все ли приветствуют OHH BOU-
ву, ках «лучшую профессию мужчины»,
надеются ай они на скорую, решительную
беду?

He ебвеем так, а иногда — даже и е0-
всем не так! Конечно, у каждого свои за-
боты, но тон их писем скорее элегический,
чем мажорный. Чуют они, что неслышны-
ми шагами к каждому их дому прибли-
жается возмездие. Никакие успехи Ha
фронтё, никакие разглагольствования Гит-
лера и Геббельса не вернут им снокои-
етвия. Тревога бежит по Германии. Сомне-
ния, как бессонница, мучают по ночам, а
дни тоже не очень веселые в фашистеком
царстве.

Жена ефрейтора пишет мужу Карлу
Упгейль из Вазенвейлера: «Еще должна
rede сообщить, что Рудольф Рудман тоже
убит в России, едва пробыв там 4 недели.
Будет ли он последний, или кто-то из нас
послёлует за ним? Вто знает?

Герберт Рудман попаз в Египте в плен
к ‘англичанам. Как тебе кажется, этому
всему скоро будет конец, или как долго
все это протянется? Впрочем, вы тоже
ничего не знаете. Только могу тебе со-
общить, что находиться сейчас на родине
тоже нё очень приятно... Побылки с нос-
ками до сих пор нет... Раныше у меня
был такой пветущий вил, такие румяные
щеки, а теперь я выгляжу старой, блед-

ной; печальной... Жеязю тебе скорей вер-
нутьея ко мне. Думается, что на это не

приходится рассчитывать!»

Совершенно зверне, Фрау Уинтейль, не
приходится. Ефрейтор Уютейль не может
посылать больше ворованных носков. би
лежит 6 русской пулей в голове.

Невеста Сибилла Гензёла из Унтер-Бонн
на Рейне (Вальдорф) пишет жениху еф-
рейтору Нетру Дюннвальд: «Твое милое
личико сделалось Tak узеньким, узень-
хим. Милый малютка, котйа же, наконец,
придет время, когда я смогу тебя откор-
нить, чтобы твои шечки стали енова та-
кие же толстые и румяные, какие были
до войны. налеюсь, что война должна
же когха-нибуль кончиться!»

Фрейльн Сибилла, дла ефрейтора Дюнн-
Baibla война кончилась. Он получил уже
два метра русской земли, и никакой ваш
уход за ним ему не поможет.

Мать солдата. Рудольфа из Эльбинта
пишет сыну: «Неужели и в этом году ни-
чего не изменится; неужели налиа страна и
вы, бедняги, не получите мира? Лотта вче-
ра вечером заявила: «Ах, если § mae зав-
тра утром совсем не проснуться!» Ты но-
думай только, наша жизнерадостная Jor-
та мечтает о смерти! Да, Руди, жизнь
становится вое труднее и труднее».

Благодарите вашего «фюрера», немка из
Эльбинга, благодарите и за то, что ваш
Руди, разоритель нашей земли, больше не
вернется из своего грабитеяьского похола.
«Бедняга» получил 6в0ё, и нам ero HE
жалко. Нам не жалко и вас, немка из
Эльбинга!

Солдату Гансу Брун пишет нать из
Кенигсберга: «Для меня Является большим
утешением то, что ты там еравнительно
хорошо питаешься, хотя и получаешь
только одно блюдо. Злесь за деньги кунить
ничего нельзя. Не продают даже кроликл,

чтобы человек не с’ел

большим налогом,
лишнего куска. Ты,
наверное, удивишься всему тому, о че я
тебе налисала».

Tanc Брун не Удивится. Руеский сна-
рях кончил е Гансом. А русские авиабом-
бы в Кенигеберге   заставят фрау Брун
похумать и 0 дру
Но клюлике, которого продают из-под

полы.

боятся, что обложат

Брат солдата Альберта Римкус — Ио-
38$ ‘пишет из Бонна: «Теперь мы почти
каждую ночь подвергаемся налетам антли-
чан, которые нарушают наш ночной отдых.
Кельн пережил очень основательный ноч-

й воздушный налет».
MO нее Вит ты епишь сейчас споквой-
Но не каждую ночь. Скоро ты разучищься
спать по ночам. Альберту Римкуе уже эю
Bee равно. Русская бомба отправила его
в долгий отпуск, где он сможет выспаться
« алиного суда». Z
gy Герман пишет лейтенанту Ган-
су Геллер из Ландесхут. Капитан имеет
много забот. Еще бы — он начальник
охранной полиции. Мы знаем, что это та-
кое! Он сокрушается: «Почти все наши
камеры набиты арестованными. Это, глав-
ным образом, сбежавшие сельскохозяйет-
венные рабочив — поляки и другая ино-
странная сволочь, отказавшаяся работать».

“Пяничный палач из Ландесхута! Он ду-
мал, что на него будут © особой радостью
работать люди, уведенные в рабство. При-
yer чак, и они, эти мученики немец-
кого ига, потоворят по-своему с катита-
ном. А яейтенанту Гансу Геллер он может
больше не писать. Нет уже на свете это-
ге Ганса.

Унтер-офицер Бруно Сталь отвечает ¢
фронта Вильме Гепольд, на ее вопрос: кот-
ха кончится война? «Когда кончится вой-
на, этого тебе никто сказать не может,
У нас считают, когда последний сельский
учитель станет ‘офицером, войне придет
конец. В пополнении почти все офицеры —
бывшие учителя. Во всяком случае я ду-
маю, что война продлится теперь уже
меньше; чем она тянется, и поэтому в
конне 1944 года должен ей быть конец.

.!. Моя сестра пишет мне, что дома тоже
‘Bee выглядит довольно плохо. До войны
мой отец был видным мужчиной весом в
190 фунтов. Сейчас ен весит лишь 145.
0= выполняет тяжелую работу в угольных
копях, хотя ему уже 58 лет. Он не в ©-
стояний столько работать. Матери 61 тох,
HO OHA тоже основательно сдала. Это про-

исходит из-за общего ухудшения условий’

существования. Я совсем не знаю, что нз-
писать ей, чтобы ев успокойть. Что долж-
но быть, то все равно будет!»

Правильно сказано, унтер-офицер Сталь!
Есть справедливоеть на свете. Что должно
быть, то и будет, каждый получит свое!
Унтёр-офицер Сталь получил русскую пу-
лю, а нёмецкие папаши и мамаши, ври-
завшие «хох Гитлеру», получат cpoe B03-
мездие, и, может быть, значительно рань-
ше 1944 года.

Темное ночное небо над затемнёнными
немецкими городами пересекают лучи про-
жекторов и грозные взрывы авиабомб,
Разбойничье логово отравлено сомнением,

накопившимся незаметно за три года войны.

— Завтра будет победа! — говорила
Термания год назад.

— Ах, если бы мне завтра утром &-
всём He проснуться! — говорит сегодня
«жизнерадостная Лотта».

Не будем обманываться состоянием гер-
манского тыла. Он еще в чаду наступле-
ния. Перелом наступит только после раз-
грома немепкой армии. Громадные усилия
требуются от всех нае, чтобы добиться
этого разгрома. Но не будем проходить ии-
MO того, что уже есть. Нотка заглушенно-
го отчаяния слынтитея из немецкого раз-
бойничьего логова, несмотря на весь ШУм-
ный «гром побед»! \

Николай ТИХОНОВ:
ЛЕНИНГРАД.

‚ Осажден
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 августа.
(Спецкор ТАСС). В бою вышел из строя
танк лейтенанта Блуднова. Маптину окру-
жили фашисты. Танкисты продолжали ве-
сти бой, пулеметными очередями срезая
вакапливающиеея группы немцев.
Немцы выжидали той минуты, когда у
ка иссякнут боеприпасы. Танкисты

ный танк

под прикрытием пулемета совершили сме-
хую вылазку. Они взяли у Убитых фаши-
стов автоматы, патроны и снова открыли
отонь.

Четверо суток экипаж отбивал ибпытки
немцев завладеть машиной.

Танкисты уничтожили много гитлеров-
цев и разрушили 4 немецких лзота.

СТАРИ

Маленький мрачный летчик в велико-
лелных меховых сапотах выглянул 43
кабины и сказал, ‘что самолет не пойдет,
перегружен, двоим е большими вещами
придется пересесть на другой самолет.
Все посмотрели на меня. был послел-
ним по списку. Без возражений я выта-
щил из’ длинного ряда вещей CBO за-
плечный. мешок, тюдхватил портфель и
спустилея по лесенке. Кажется, я нё очень
торопилея. Дежурный указал мне другой
самолет. Ветер опиралями завивал мелкий
жесткий CHET Ha аэродроме, большие бело-
розовые коровьи туши трудами лежали
здесь и там, а за ними пошли мелкие
воронки бт 6б0м0, в которых, прикрытые
брезентом, валялись обломки разбитых са-
молетов.

Мы шли низко, бреющим полетом в
лее мне не казался, как обычно, изящ-
ным, черным евктором плана, а был на-
стоящим лесом с голыми верхушками де-
ревьев, переходившими ближе к дереву в
некрасивый косматый кустарник. Очевил-
HO. Hac Morin подбить. Стрелок вылез на
подставку в центре машины и взялся за
ручку пулемета, прикрытого прозрачным
колпаком. Друтой побежал  куда-т0 в
хвост. Я замерз и сунул руку в мешок за
шарфом. Шарфа не было. Я вытащил
какую-то веревочную салфеточку, потом
эмалированную кружку. В моем мешке не
было ни тото, ни другого. До сих пор He
понимаю, как могло случиться, что, пере-
саживаяеь на другой самолет, я 0бме-
нялея с кем-те мешком. Очевидно, у меня
было озадаченное лицо, потому что второй
стрелок, возврашаясь, остановилея передо
мною и спросил: что случилось? Я 96’яс-
нил. On заемеялея: «Ho мепюк все-таки
мужской, а? Могло быть хуже».

Ё вечеру, — это было уже на земле, —
мне пришла в голову простая мыель: п9-
смотрю, что лежит в чужом мешке. Ho

ННАЯ КЛЯТВА.

они быди разные. Вот 310 мне ложаза-
л0бь странным. Вроме нее, в мешке было
еще несколько веревок, искусно завязан-
ных разными узлами. Это было загадоч-
ным. А вдруг, как в сказке 6 потайном
ларце; мешок набит чудесными вещами?
Вдруг я вытащу 7-мильные сапоги? Но
вместо семимильных езпог я вытащил са-
мые обыкновенные, поношенные  муж-
ские ботинки, потом 3 пачки табаку, -
том 3 пафы белья и, наконец, маленькую
картонную папку, в которой нашел не-
сколько шисём.

Они были запечатаны и Ha конвертах
надпись, адрес — все в ВМИС. Уж не 6
моряком ли я обменялея мешком? Только
одно письмо было векрыто и я решился
прочитать его. Вот оно, привожу целиком:

«Плотвинский сельсовет, Наволоцкого
района.

В ответ на ваш запрое сообщаю,
что семейство Горамишвили М. Н. в ce-
ставе матери Воркуновой 72 лет, вестры
Самохиной 25 лет и детей — Льва трех
и Георгия семи лбт — равно как и сама
Горамишвили М. Н. е детьми Ираклием
11 лет и Еленой 5 лет мученически по-
гибли ввиду зверств, OT руки немецко-
фашистских захватчиков днем 16 сентя-
бря в доме № 4 по улице Ленина, что
подписями свидетелей и печатью удоето-
веряется. Акт 0 происшедшем хранится в
Райиенолкоме. Секретарь сельсовета Колё-
сов. 2 января 1942 года»:

Я дважды прочитал это отратинюе нись-
MO, написанное старательнымх канцеляр-
ским почерком без помарек, с грамматиче-
скими ошибками. Оно было аккуратно
подклеено на слибах. Видно было; что его
берегли.

Я прочитал eno — и с необыюновен-
ной отчетливоствю мнё представилось, Kak
приходит в дом такое письмо. его

найдется ли адрес владельца? Я уже го-  читают, и всё вокруг холодеет и стано-

BODE. о веревочной салфеточке, которую
вытащил» еще в самолете. Теперь я рас-
смотрел ее. Она состояла из узлов и все

витея пустым и ненужным. Оно долго ле-
жит на столе, отдельное, HE соединяясь
ни © чем в жизни — них прошедшим, ни

¢ настоящим. По ночам оно стоит перел
плазами, маленький клочок бумати, на
которюм семь раз написаню —— смерть.
Пустота охватывает душу и смерть вхо-
дит в Hee полновластной хозяйкой. Как
жить? И стоит ли mats?

Прошло месяца четыре, я не получия
ответа на запросы по адресам BMIIC; ko-
торые я нашел в картонной папке вме-
сте с письмох из го сельспве-
та. Я стал забывать 06 этой печальной
истории. Но несколько дней TOMY назад
она снова вернулась ко мне.

..Только-что приехав в бдин из наших
северных городюв;, я отправился на один
из центральных портовых участков, где
стояли недавно пришелигие из-за гранипы
английские и американские суда При
больших пароходов. Старший  стивилор,
усталый, но довольный, доложил началь-
нику участка, что работа выполнена за
день 30 срока. Мы стояли на причале и
рассматривали этот . огромный, высокий
пароход. Утро было ясное. Матрос в
красивой смешной, похожей на дет
скую шапочку, бескозырке лениво на-
свистывал, стоя на посту, негры быет-
ре говорили и смеялись на палуба, и
очень трудно было представить, что 6
этой палубы накануне были сметены
груды палронов и осколки ‘енарядов:
желся, я думал именно of этом, когла
услышал: «Олну минуту! Товарищ капя-
тан-лейтенант!»

Я обернулся, и человек, которого ок-
ликнул бтивидор, отлянулея  вибете 00
мной. 91 был невысокого рюбта моряк,
смуглый, с седыми висками. Бывают лида,
в которых до зрелых лет сохраняются
мальчишеекию черты. кажая-то залорность
й лукавство: У него было такое лино; но
рлаза были черные, тверлыю, в желтова-
тыми белками, и он слушал стивилора Cc
мразных и  равнодутным выражением.
Стивидор вернулся, и Я спросил его, кто
этот человек.

— Канитан-лейтенант Горамишвили:

— Ленинградец? у

— Дь; с Балтики. i

— Вы давно его знаете?

— Нет, не так давно. Несчастный че-

OBER.

— Hovexy?

— Всю семью немцы перерезали, —
сказал стивилор, — и жену, и детей. И

что самое странное... _

Но я уже бежал за Горамишвили.

‚Вечером я был у него. Капитан-лейте-
нант командовал подразделением eropome-
виков. Мы сидели в маленькой каюте,
курили и разговаривали.

— 916 очень странно, что мы встре-
THAMCh, — сказал капитан-лейтенант,. —
Но в жизни, особенно в последнее время,
бывает много странных вещей, так что я
не удивляюсь. Между прочим; в вашем
мешке были хорошие вещи, и BTO TORE

очень странно, что почти вее они coxpa-
зились. Конечно, кроме табаку, — доба-
вил он и улыбнулея, — табак я вы-
курил

— Ая ва.

— На злоровье!

— Должно. быть; вы здорово ругали
меня? у

— Нет. —казал капитан, — мне был
тогла все равно. Е

Мы замолчали. Пора было заговорить
06 stow. Ho a не решался.

— Bor

чинимся, = недавно верну-
лись, — сказал „Горамишвили. = Хотите
посмотреть?

Рассматривая вместе @е  капитан-лей-

тенантом волнообразную гофру на налу-
бе, вмятины на бортах — следы етраш-
ных взрывных волн, обрушивших на
сторожевик тысячи тонн воды. я и не
подозревал, чт нахожусь на борту ко-
рабля, дела Которого вонли в  ибторию
Северного флота. В поблелнех — походе
сторожевик был атакован 18 самолётами.

В течение часа на него были сброшены

72 фугабных бомбы. Ни одна не попала
в цель, хотя самолёты то И дело захоли-
Ли B пике и вообще. вак сказал капн-
тан-лейтенант, «маневрировали ДОВОЛЬНО

искусно».
— Но вы, очевидно, еше ибкуснее?
On поднял глаза — огромные, вдруг

загоревигиеся и погасшие в 10 же мгно-
BeHHE.

— Очевидно. Шесть штук мы всё-таки
сбили.

Он не сказал ни саова о том, 6 какой
дБЯВОЛЬСКОЙ энергией сторожевик; у koTO-
рого вышла из строя главная машина,
была разбита рация, у которого в двух-
стах милях от берега He оказалось ни
хода, ни водоотливных средств, боролся
за жизнь. 06 этом я узнал на другой
день. Я узнал также, что на счету подраз-
{еления, которым командовал Горами-
пЕвили, было уже больше 20 ‹битых само-
летов, что капитан-лейтенант  нредетав-
лен к двум боевым орденам и что ло
зимы 1942 года он был хотя и на хо-
рошем счету, но мало отличался от дру-
гих исполнительных командиров:

— Хорошо воюёте, —= сказал я ka-
питан-лейтенаяту.

— На том стоим, — отвечал он. —
Мне нельзя воевать плохо. Никому нель-
34; а мне — тем более.

Мы снова помолчали,
> al знаю, о чем вы хотите  спро-
сить меня, — вдруг сказал он. — Вы
нашли в моем мешке письмо, которым
меня известили о гибели моего бемейства.
Это была моя жена и мои дети. Й моя
мать. И сёстра жены й её дети.

Я спросил, как могло случиться, что
они остались в местности, занятой нем-
цами.

— Сын был болен, лежал в сельской
больнице и дурак врач отказалея выпи-
сать его с высокой температурой. Вно-
следствии он сам погиб, о чем я, как вы
сами понимаете, не жалею. Женщины со
скандалом отняли мальчика, но было уже
поздно. Немцы ночью вошли, & на утро
какой-то подлец донес, что это — семья
1 вомандира.

On раебказывал почти спокойно, толь
 KO иногла как-то’ странно прикрывал
глаза и тогла лицо принимало суровое,
гордое выражение.

— Снерва мне казалось, что всё кон-
чено для меня. Но векоре я понял —
 зачем жить. Я очень хорошо это поняя.
Он стал набивать трубку. Руки его
peas дрожали.

— Яизнь бтонт ровно только; сколь-

ее а О а ое aaa

хо она стоит в этой борьбе, — скал
он, — ни болыше;, ни меньше. Вы зва-
ете, у грузинокого народа есть старинная
клятва: Ато изменит этой клятве; не по-
лучит пощады, пока он не сосчитает,
  сколько в море песку, сколько листьев в
  лесу. Захочет итти вперед —= посылай
назад, захочет итти направо — посылай
налево. Ни пищи, ни питья, ни крова.
Это старинная клятва — и я поклялся
перед собой этой клятвой. Я буду убн-
вать — на суше или на морв. Я бум
убивать; где бы меня ни застала война.

У него вхруг стали бешеные глаза. Он
закинул
палубе.

—= Узнажют же они 060 ime, — xpmI-
40 сказал он...

Дежурный подошел к нему Й доложил,
что К 22 часам капитан-лейтенаваа Вы-
зывают в штаб. Он извинилея и, прощаясь,
сказал, что ждет меня на саедующий
день. Мы условились, как обменяться ве-

голову и легко прошеля 1

щами. Раюставаясь, — это было уже ва
причале, — я спросил, что это за вере-
вочная салфеточка, которую я нашел в

его мешке.

— dre — коллекция  морбких 13-
лов, — отвечал он. — Я кума #87
однюго старого рыбака и вез в пода
сыну Мой сын хотел стать, как и я, м0-
ряком. `

Он вынул из бумажника и показал мне
фото. У мальчика были черные, Bak Y
отца, глаза, высокий 200, Baiiay был
внимательный, умный.

Было уже темно, когла мы рассталибь.
Накранывал дождь, пахло мокрым дере-
вом — чем ближе к реке, веё острее:

Мост был разведён, и я долго стоял из
маленьком пароходе; поляоидавшем, пока
covepeTcs побольше народу. Я думал о
людях войны, нашедших в себе силы,
чтобы перешатнуть через самое больное
Tope в жизни. Я видел перед собой смуг-
л0е, суровое лицо © пПолузакрытыми, го-
рящими ненавистью глазами, и 6108
старинной клятвы ше звучали в Ш
ушах.

В. КАВЕРИН,

гом. не только о желан-`