ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Положение в Индии

НЬЮ-ЙОРК, 13 автуста. (ТАСС). Кор-  напала на полицейский участок, вю была

респондент атентства Юнайтед пресс с9-
общает ив чо  демонстращии,
происходившие в городе 12 августа, были
уже не стель многочисленными. Полищия
и войска приняли меры к ликвидалкии
баррикал, построенных — демонстрантами.
Новые столкновения демонстрантов е по-
лицией произошли в Варде, Лажнал, Де-
ли, Пуне, Наюике, Канпуре и Mampace.
В Лакнау демонстранты забросали камня-
ми наряд полиции. Толпа, вооруженная
ножами, нашала на полицейских, коввои-
ровавигих арестованного, и освоболила его.
последние лва дня в Насике былю
убито 14 человек, в Дели — 11; в Мад-
pace ранено 3 человека.
ЛОНДОН, 13 августа. (ТАСС). № с-
общению корреспонлента . атентетва Рей-
тер из Аллахабада, в опубликованном там
официальном коммюнике сообщается, что
большая Toma  забросала RDI AM iH

крупный отряд полиции. Позднее толиа! мастерские возобновили

оттеснена полицией. Тоха

лись от полиции, ка на место не при-
были регулярные войска.  Лемюнстранты
натали тавже на плавное помещение
службы ПВО и сожтяи все оборудование,
включая измпины скорой помощи. В то
же время было положженю несколько
зданий, в которых помещаликь полицей-
ские участки.

Бомбейский  кофреспониент агентства
Рейтер сообщают, что утром 13 августа
положение в Бомбее значительно улуч-
поилось. Нолишия и отряды регулярных
войск патрулируют районы города, тие
происходили волнения. влервые
с 9 августа Bama хюдить трамвам по
линии, илущей в paion Дадар, являв-
шийся центром волнений. Открылись‘ ма-
гавины и рынки. В фабричных районах
города все сиюкойно. Заводы, фабрики и

работу

Борьба французских патриотов

Антигерманские демонстрации и столиновения с полицией. —
Нападения на германских летчиков

ЖЕНЕВА, 13 августа. (ТАСС). Сопр-
тивление немцам во Франции принимает
все более ожесточенный характер. В ряде
районов страны происходят масеовые ан-
тигерманские выступления. Крупное столк-
новение произонпыю вчера в Париже на
улице Абукир, где имело место настоящее
сражение патриотов с полицией и отряда-
ми германских войск, применивших пуле-
меты. Парижане пустили в ход гранаты,
револьверы и ружья.

Антигерманские демонстрации  произо-
шли также в Марселе, Лионе и других
городах Франции.

НЬЮ-ЙОРЕ, 13 августа. (ТАСС). Как
сообщает корреспондент агентетва Юнай-
тед пресс из Виши, французские патрио-
ты третьего дня напали на группу гер-
манских летчиков в 60 человек, занимав-
шихеся гимнастикой в Нариже на стадионе
Жан Буэн. Французы забросали терман-
ских летчиков ручными гранатами, два

летчика были убиты и 18 ранены. Фран-
цузские патриоты скрылись. Французская
полиция, агенты гестапо и штурмовики
оценили весь район, но никого не пой-
мали. Произведены массовые аресты.

Далее корреспондент сообщает, что
французекие патриоты взорвали при пюмо-
щи ручных гранат шлюзы на Северном
канале, приостановив /навигацию у Тернье
на реке Эн. Око
патриоты разобрали рельсы на главной
железнодорожной линии между Шарме и
Рамбервилье, однако власти обнаружили
это до прохода поездов.

В Пуатье немцы казнили двух моло-
дых французов по обвинению в хранении
коммунистической литературы. В Лионе
патриоты бросили бомбу в помещение ре-
дакции прогерманской газеты «Эффор».
В Клермон-Ферране полиция обнаружила
45 фунтов динамита, при помощи которо-
го патриоты, по слухам, намеревались
взорвать резиденцию Фаваля.

Ярость обуяла норвежцев

Признания квислинговских лакеев Гитлера

СТОЕТОЛЬМ, 13 автуста. (ТАСС).
Ввиелинговокие газеты выражают беепо-
койство по поводу усилившейся в Норве-

гии деятельности подпольных  патриоти-
ческих организаций. «Среди нас, — пи-
шет газета  «Фрит фольк». — живут
представители подполья. Они шагают

взад и вперед, используют все ходы
выходы ‘так рьяно, что в воздухе начи-
нает пахнуть гарью. Они имеются даже
в наших министерствах, где тайно под-
рывают наши мероприятия. Они бомбар-
дируют нас письмами, содержащими
угрозы».

О смелой работе норвежских патриотов
срилетельствует слелующий факт, вызвав-
ший негодование органа  квислинговских
пегурмовиков «Хирдманнен». «В одно из
общественных учреждений (село, — co-

общает эта газета, — вошла женщина и ствие.
десяткам! привела ето в состояние бешенства».

начала звонить по телефону

и

граждан, налюминая им о том, что сето-
дня все норвежцы должны носить в пет-
лице цветок, как симвоя борьбы за осво-
бождение Норвегии». Газета возмущается
10 поводу того, что, «хотя помещение
кишело народом, никто не прекратил эту
преступную агитацию».

Газета «Афтенпостен» заявляет, что
нельзя закрывать глаза на тот факт, что
полпольные организации поддерживаются
населением. По словам газеты, нельзя
делать различия между «подпольщиками»
и всем народом. Газета обрушивает град
ругательств на норвежский народ, кото-
рый. но ее словам, «обуяла ярость». «Он
(т.-е. народ), — пишет газета, — кри-
чит, что Германия напала на Норвегию,
что немцы отняли y Hero Bee проловоль-
Терманская военная

Раселедование деятельности американских изоляционистских газет

НЬЮ-ЙОРК, 13 августа. (ТАСС). По
требованию морского министерства, мини-
стерство юстиции США ведет расследова-
ние сообщения, опубликованного 7 июля
крупнейшими изоляционистскими газетами
«Чикаго трибюн», «Дейли ньюс» (Нью-
Йорк) и «Тайме теральд» (Вашингтон),
содержащего секретную ‘военную информа-
цию о сражении У острова Мидуэй. В. с0-
общении, опубликованном газетой «Чика-
го трибюн», подробно описывалея состав
японского флота, который совершил напа-

дение, и говорилось, американская
военно-морская разведка очень скоро
узнала 00 отплытии японских кораблей со
своих баз на остров Мидуэй.

Эти три газеты открыто высказывали
свои  изоляционистекие и профашист-
ские взгляды до нападения на Пирл-Хар-
бор. Даже после вступления США в вой-

что

ну эти газеты продолжали нападки wal

отдельные

военные мероприятия прави-
тельства. 4

Новый налет английских
бомбардировщиков
на Майнц

ЛОНДОН, 13 августа. (ТАСС). В ком-
мюнике английского министерства авиа-
ции говорится, что в ночь на 13 августа
Майнц снова подвергся налету крупного
соединения*антлийских бомбардировиеиков.
Вроме того, был совершен налет на поса-
дочные площадки в Голландии. Пять с4-
молетов не вернулись из этих операций.

*

ЛОНДОН, 13 asnyera. (TACC). Анг-
лийское министерство авиации сообщает,
что в налете на Майнц Участвовали
наиболее квалифицированные — летчики.
Налет длился всего 46 минут. Англий-
ские самолеты сбросили сотни тонн
бомб, притом свыше 50 тысяч зажига-
тельных. По расеказу одного из летчи-
ков, через четыре минуты после Toro,

ниналь французские

оккупадия

как были сброшены первые бомбы, в
городе возникло три болыпих пюжара,

а к концу налета их число — возросло
настолько, YO их нельзя было сосчи-
тать.

Произвеленная в семь часов утра воз-
хушная разведка показала, что пожары
в Майнце еше. пылали. ДЛетчик-наблю-
хатель сообщил, что город заволакивала
завеса густо черного хыма, подымав-
шегося на высоту 15 тысяч футов.

Военные действия
в Египте

ЛОНДОН, 13 августа. (ТАСС). В сето-
дняпенем коммюнике командования англий-
ских сил на Ближнем Востоке говорится,
что в ночь на 12 августа английские

патрули продолжали ажливные действия.
В северном секторе фронта взято не-

сколько пленных. Вчера сухопутные оне-
рации ограничились артиллерийской пе-
рестрелкой. Активность авиации на фрон-
те была незначительной.

Война на Тихом океане

НЬЮ-ЙОРК, 13 августа. (ТАСС). В ком-
мюнике штаба военно-морского флота США
сообщается, что американские войска
укрепляют занятые позиции на трех
островах из групты Соломоновых островов.

Японо-китайская война

В юто-запалной части провинции Чжэ-

войсками происходят в районе города
Суньян, По японским данным, японские
войска атакуют китайцев в горном районе
к северо-западу от м,

: (ТАСС).

_ Дейетвия американской.
авиации в Китае

мюнике штаба американского авиаотряда в
Витае сообщается, что самолеты США про-

извели налет на японский аэродром в
Наньчане.

Назначение
Нумана Менеменджиоглу
министром иностранных

дел Турции

АНКАРА, 13 августа. (ТАСС). Анато-
лийское телеграфное агентство перелает,
что генеральный секретарь министерства
иностранных дел Турции Нуман Менеменд-
жиоглу, избранный недавно депутатом мед-
жлиса от Стамбула, назначен сегодня мн-
нистром иностранных дел.

пзян бои между японскими и китайскими.

НЬЮ-ЙОРК, 13 августа. (ТАСС). В ком-,

ПЯТНИЦА, 14 АВГУСТА 1942 г. № 1930 (7876)
ны

Движение в Англии за скорейшее открытие
второго фронта

ЛОНДОН, 13 августа. (ТАСС). В Глазго

состоялея массовый митинг, Ha котором
было выдвинуто требование скорейшего
открытия втором фронта. На митинге

присутствовало 20 тысяч человек. В резо-
люции, принятой митингом, говорится, что
Bee приеутствующие обязуются Предоста-
вить себя в распоряжение правительства
и готовы на любые жертвы, которых мо-
жет потребовать второй фронт.

По сообщениям из Южного Уэльса, за
последние две недели из этого района бы-
ло послано Черчиллю 280 телеграмм с
настойчивыми требованиями немедленного
открытия второго фронта. Около 100 те-
леграмм посланы с заводов, 26—< шахт,
60 — от профсоюзных организащий, 5 те-
леграмм послано профсоветами и органи-
зациями лейбориетской naprau, 2 — ко-

оперативами, 12 — групиами жен с01-
дат. Кроме того, исполнительный совет
федерации горняков Южного Уэльса
представляющий 120 тысяч членов, также
налравил премьер-министру аналогичную
резолюцию. Черчиллю уже отправлено от-
делыными лицами и ортанизациями Юж-
ного Уэльса по меньшей мере 10 тысяч

открыток с требованием открытия второго,

фронта. Ряд крупных уэльских предприя-
тий налравил премьер-министру  коллек-
тивные обращения.

Массовое движение за открытие второго
фронта охватило пеирокие слои населения
Лондона. Недавно парламент посетила де-
легация жен военнослужащих, выеказав-
шаяся за скорейшее открытие второго
фронта. Парламент посетили также 17 де-
легаций от населения Уэльса.

Выступления в США за открытие
второго фронта

НЬЮ-ЙОРК, 13 августа. (ТАСС). Се-
натор-демократ Пеппер (штат Флорида),
выступая на заседании студенческого ко-
митета призвал всю американскую мо-
лодежь настаивать перед членами кон-
гресса на немедленном вторжении войск
союзников в Европу.

На массовом митинге в Сан-Франциско
была единогласно принята резолюция, в
которой выражалась решимость всех участ-
ников митинга пойти на любые жертвы,
необходимые для открытия второго фрон-
та в Евроне.

В одном из портов восточного побе-
режья США члены профсоюза рабочих
судостроительной промышленности, об’еди-
няющего 25.000 человек, единодушно

поддержали внесенную секретарем этого
профсоюза Вангельдером резолюцию, при-
зывающую к скорейшему открытию BTO-
го НТА.

ен крупнейших проф-
союзов, вхолящих в Конгресс производ-
ственных профсоюзов (КПП) в городе Цин-
циннати, опубликовали призыв к иемед-
ленному созданию второго фронта.

В Буффало состояяся митинг членов
профсоюзов ЕЛИ, на котором ® сенатор-хе-
мократ Мид (штат Нью-Йорк) призывал
обеспечить создание второго фронта. Проф-
союзный совет КП в Буффало послал
Рузвельту телеграмму, в которой отме-
чается необходимость ускорения создания
второго фронта.

„об’единенные страны не должны больше медлить“

КОММЕНТАРИИ ЛАТИНО-АМЕРИКАНСКИХ ГАЗЕТ

НЬЮ-ЙОРК, 13 августа. (ТАСС). В ла-
тино-американских странах все более уси-
ливается движение пгироких кругов обще-
ственности за скорейшее создание второго
фронта в Европе.

Мекаиканская газета «Эль насиональ»
публикует статью известного военного
обозревателя Ариаса Барраса, в которой
подчеркивается, что создавшееся положе-
ние благоприятствует открытию второго
фронта. «0б’единенные страны не должны
более медлить». — пишет Баррае.

Газета «Эль популар» требует немедлен-
ного открытия второго фронта. Охновре-
менно газета поддерживает предложение

CTORTOIbM, 13 августа. (ТАСС). C
пиничной откровенностью  гитлеровевие
газеты.  пипгут 0б отчаянном. положении
населения оккупированных советских го-
родов, ограбленных гитлеровскими банди-
тами.

Военный корреспондент газеты «Дейче
альгемейне цейтунг» пишет, что «по

»

лидера профсоюзов Латинской Америки
Ломбардо Толеданю, призывавшего все про-
грессивные организащии Латинской Амери-
ки ‘немедленно организовать добровольче-
скую экспедиционную армию, которая срз-
жалась бы за границей‘ на стороне об’еди-
ненных <тран.

Выходящая в Боготе (Колумбия) газета
«Эль тиемпо» заявляет, что создание вто-
рого фронта подняло бы дух населения
всех оккупированных стран Евроты, кото-
рые с надеждой ожидают дня оевобожде-
ния из-под гнета ненавистного гитлеров-
ского ита.

Отчаянное положение оккупированных
советских городов

представить. Они враждебно посматривают
на германских военных. Магазины в го-
роде пусты. В них продается только вся-
кая Рухлядь».

«Мимо развалин одесских домов, —
пишет, газета «Остдейчер беобахтер», —
устало и скорбно ташатся измученные
люди, на их лицах лежит печать страда-

улицам Полтавы бродят люди, у которых! ния. Их воглял говорит о бесконечном
такой изнуренный вил, что трудно себе! страхе, о постоянной нужде и заботах».

Убийство начальника гестапо в Кракове

ЛОНДОН, 13 августа. (ТАСС). Здесь по-  патриоты убили
польские   Кракова полковника Гаселера.

лучены сведения 0 том, что

начальника гестап9

Вынужденная посадка английского самолета в Португалия

ЛОНДОН, 13°’ авгуета. (ТАСС). Как
передает атентетво Рейтер из Лиссабона,
Гони самолет «Боуфайтер»
порчи мотора оделал вынужденную посад-

ку на португальской территории в
Фигуэйра да Фос, приблизительно в 100

из-за километрах к югу от Опорто. Два члена

команды спаслись.

пусту,

Киселева.

По Советскому
Союзу

* Боевая история 200 фронтовини,
бывших рабочих завода имени Молотов,
составляется заводским коллективом. Бой.
пы присылают на завод письма, где рае.
сказывают © героических делах своей ча.
сти, о подвигах отдельных красноармей.
нев. Заводекой коллектив тщательно To}.
бирает все эти письма, документы и ф-
тографии. ь

* Цикл лекций, докладов и вечеров,
посвященных экономике, технике, иску.
ству, культуре и истории Англии и СТА,

начал ‘лекторий Ленинградского горкома
партии.
* В помощь детям, пострадавшим т

фашистских извергов, заработали на вос.
кресниках и собрали срели населения свы-
me 400 тысяч рублей комсомольцы, у0-
лодежь Тульской области. Взят на cojep.
manne Калужский детский дом, в котором
находятся 110 ребят.

*ж Общественное животноводство воеста-
навливается в Калининеком сельском рай.
оне. Скот, который колхозы не успе
эвакуировать в тыл, гитлеровцы во вреня
оккупации уничтожили. Сейчас во век
колхозах района восстановлено mo 3 dep
мы —— крупного рогатого скота, овец я
птицы; 35 колхозов обзавелись свиново-
ческими фермами. Скот обевнечен кормамя
на зиму.

* Передала бойцам Красной Армии, ха.
ходящимся на излечении в госпитале, вы.
щенные на своем огороде картофель, ка.
огурцы и морковь бывшая учи.
тельница пенсионерка Анна Михайловна

* 50-летие литепатурной деятельности
и 70-летие со дня рождения  писалел
Мамел Саид Ордубады отметил Азербай.
gman. Ордубалы получило много привет
ствий, в том числе от презилнума Сода
советских писателей. В бакинском Дов
интеллигенции состоялось собрание, по-
свяшенное чествованию  маюлитого писа-

* Производство  плиточного шоколада
орпанизовал при кондитерской фабрим
Озратовский городской пищекомбинат. }
августе фабрика выпустит первые 10‘тоня
пюколайа.

* Государственные экзамены  зажончя-
лись в Таджикском педагогическом ин.
ституте имени Шевченко и в Учитель:
ском институте. Выпущено 80 педалуя
с высптим образованием, которые направ
ляются на работу в школы Таджикиста
на. Дипломы с отличием получили сть
денты-выпусЕНики ‚ Мамедова,
Башкирин, Очинская и Макеева.

* Экспедиция Геологического института
Узбекского филиала Академии наук COC?
возвратилась в Ташкент. Экспедиция 0
следовала месторождения  бентонитовых
тлин в Южной Фергане. Три учаютка п
редаются в экоплоатацию.

СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ
И КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛАХ
MOCHBbI

В филиале Большого театра — опем
«Дубровский», в театре им. Станиславеко
го и Немировича-Данченко — «Прекрас-
ная Елена». Драматический театр им. Лен-
совета в помещении филиала МХАТ mora
жет пьесу «Во имя жизни». В Зеркальни
театре «Эрмитажа» филиал театра оперет-
ты дает «Свальбу в Малиновке». Назнз-
ченный на сегодня концерт Центральном
ансамбля краснофлотекой песни и пляока
Военно-Морского Флота СССР переносит
на 21/УШ. В Эстрадном театре «Эрмита-
жа» —Й премьера: Ленингралекий театр
эстралы и миниатюр под худ. руководство
А. Райкина; джаз-анеамбль при участия

К. Шульженко и В. Коралли. В Эстрадном

театре парка ЦДАА — концерт Краено-
знаменного ансамбля красноармейской пе-

ни и пляски Союза ССР пох худ. рукови-

ством А. Алексанхрова.

М ес

ши

ГБ

(Глава из романа)

Ё вечеру, прогнав бешеным наметом
коня через степь, Икряников еще на ходу
соскочил возле околицы родного села. Он
бросил мокрого, с приставшими к брюху
и ногам колючими семенами степных трав
коня и вбежал во двор крайнего дома. Во
дворе была та покинутая тишина, от ко-
торой обычно, точно вся кровь вылилась
из него в этот миг, сжимается сердце.
Дом был не замкнут, только в дверь наи-
скось через скобу просунута палка. Он
выдернул палку и с пустым сердцем во-
шел в родной дом. Все было чисто и пу-
сто смертельной пустотой разорения. На
окнах стояли бессмертники, и высокие го-
лубоватые мальвы, истомленные зноем,
едва качались за окном. Тарелки, pac-
ставленные в ряд за поперечиной полки,
широкий корец, из которого обычно он
пил ледяную родниковую воду, все милые,
знакомые до последней выщербинки пред-
меты—все стояло на местах, и эта оста-
новившаяся жизнь была самым страш-
ным... Следы муки виднелись еще на ето-
ле, да горстка просыпанной соли — и это
все, что осталось.

Он снял фуражку и вытер мокрый лоб.
Потом осторожно (вн сам себя на этом
поймал, точно побоялся встревожить на-
стороженную тишину покинутого дома)
вышел во двор и снова просунул в скобу
бесполезную палку. Вдруг откуда-то из-
под сарая выполз крохотный, еще е мут-
ными глазами щеночек и побежал к не-
му, спотыкаясь на смешных толстых ла-
пах. Он поднял его («Верно, Ласка още-
нилась», — подумал он се нежноетью) и
прижал к лицу толстое мохнатое тельце,
в котором так часто, точно опережая се-
бя, билось порывистое щеночье сердчиш-
ко. Потом он сунул щенка в прорез рас-
стегнутой гимнастерки и вышел со двора.
Такой же пустой стоял и соседний дом,
ий дом через улицу. Теперь он увидел, что
снизу от ключа в балочке тяжело подни-
мается с ведром, полным воды, старик.
Икряников быстро пошел ему навстречу, и
они еще издали узнали друг друта.

— Семейство мое тде, дядя Степан?—
крикнул он и обнял старика за плечи.

Точно старое доброе дерево, прикрывав-
шее не раз в свою тень, был теперь этот
Степан Ларичкин.

— Приехал, Игнат, — бказал тот и
вдруг обмяк в его руках и заплакал. —
Приехал на погибель нашу посмотреть.
Ушли, все ушли... старики одни да
ногие в селе остались.

Его борода стала мокрой,/—©0н уже не
плакал, но большие, тяжелые слезы кати-
лись сами с060й.

— Подожди, дядя Степан... скажи все
по порядку, — сказал Икряников, чувствуя
вдруг в себе ту подобранную строгую си-
лу, когда рука сама тянется к оружию.

— Ушли все от немцев, подались кто
куда... Мы их сегодня еще поутру в го-
сти ждали. Вчера в балочке первых за-
метили. .

Икряников молчал, и вдруг что-то теп-
лое и живое закопошилось у него на гру-
ди и он вспомнил о щенке.

— Пропадет моя баба в степи с детя-
ми... куда они пойдут?

—- Бей их, Игнат... бей их в бога и
ДУШУ, — сказал влруг с силой старик.—
От горя степь нашу в сорок лет не зале-
чишь... слезами бабъими да сиротскими
залили ee.

Й его глаза с еще жидкой слезой, ето-
явшей в красных вывороченных вёках,
с такой тоской и надеждой посмотрели на
казака, что рука сама взялась за эфес
шашки.

— Ну, ты 06 этом не ‹сомневайся,
старик; — сказал Икряников жестко. —
злобы ‘моей на две степи хватит.

Он оглялел еще раз’ свое опустевшее
село с белым притихнувшим рядом до-
мов, сонные мальвы, болыние, уже чер-
неющие B сердцевине подсолнухи и
прижал к себе на миг худое, хилое тело
старика. Потом он разом оттолкнул его
и быстрым шатом пошел к лошади. Он
перекинул в седло свое сухое тело, и
конь, точно продолжая только-чте пре-

рванный бег, разом пошел крупным наме-

том мимо перестоявней и брошенной пше-
НИЦЫ.

Два часа спустя Икряников и еше двое
казаков выехали в стень на разведку.
Полк, пробиравшийся весь день через
плавни, теперь, готовясь к речной пере-
праве, спешенный, выжидал темноты в
прибрежных камышах. Неприятельский
разведчик Ha небольшой высоте долго
И старательно кружил над степью. В него
не стреляли, и только не один казак
сжимал кулаки, глядя на розовую на за-
кате с черными недорисованными креста-
ми зловещую птицу. Только вернувшись
из родного села, Икряников заметил, что
захватил с собой щенка. Пригретый и
скучающий, вероятно, по человеческой
ласке, тот так и уснул у него на груди.
Он размочил хлеб в воде, и, наверное; 6
десяток казаков осмотрели. как тычется
в жестянку  кутенок, — может быть,
так же вепоминая © покинутом доме. Бе-
гали такие же кутята и в их дворах, и
дети играли с ними, и были довольство
и мир, и пахло в родном доме чабрецом
и полынью. Ничего этого не было. Уже
не одно казачье село пылало в степи,
которая далеко разносит запахи разлуки
и встреч, и куда-то в, степь без пути
ушли жены с детыми, если не настигнут
их немцы, и вот он, казак, со своей ка-
зачьей судьбой и конем, и оружием ждет
ночной переправы... 0, какие длинные
зеленые щуки водились в темных зави-
дях, и в лунной ночи плескала рыба
хвостом по воде, и таинственный круг
расходился, почти немотно отдаваясь в
руках рыбака.

На развилке дорог Икряников с двумя
казаками остановились. На степи был уже
вечер. Все, что накопила она за день,
разогретая солнцем, — все тысячами за-
пахов трав она отдавала сейчас. Все пах-
10, каждая былинка, каждый  стебелек
степных трав, точно дожидавшихея лишь,
чтобы нога лошади коснулась их, и тогда
они брызнут млечным соком и готовыми
K оплодотворению семенами... Немцы на-
ступали со стороны Андреевки, Судекото,
Крапивны. Днем первые разведчики-мото-
циклисты показались в двеналцати кило-
метрах отсюда, предшествуя, ках обыч-
но, появлению танков и грузовиков е пе-
хотой. Позднее были получены сведения,

что восточнее они подошли к реке и ю-
теснили пехотную часть, прикрывавшую
подступы.

Казачий полк, пробиравшийся весь день
через плавни, должен был ночью пере-
правиться на другой берег реки и уда-
рить ве фланга, поддержанный танковой
частью. Для танков западнее на излучине
реки в глухом месте уже готовилась -пе-
реправа. Дым и пыль стояли над степью
там, где шел сейчас бой. Небо той теплой
сиреневой синевы, какая всегда бывает в
этот мягкий час вечера, вздрагивзало от
вспышек орудий, как от ударов. Рыжий
страшный отевет торящих хлебов широко
наползал, охватывая почти половину не-
ба. Но здесь еще пахло привычными мир-
ными запахами. затихнувшей к вечеру
степи, и коростель дергал в траве, и
звезды высыпали чисто и нежно.

Двое казаков, хоронясь в высокой шие-
нице, двинулись на восток, з Икряников тро-
нул коня — проведать темневшую балоч-
ку. Из балочки сразу пахнуло прохладой
осени. Гребень ее, теперь резко темневигий
на вечернем, еще светлом небе, был виден
во всю длину балочки. И Икряников вне-
запно почувствовал, что там, на гребне,
кто-то есть. Он мгновенно перекинул ногу
с седла, и. лошадь, послушная короткому
оклику, так же мпновенно легла рядом с
ним, едва возвышаяеь в траве. Все было
подобрано, ежато’ хейчае в его сильном
теле. Он лежал неподвижно, воматриваясь
острыми степными глазами в сноп шнени-
цы, неизвестно кем брошенный у самого
края балочки. Под снопом лежал человек.
Он знал это безошибочным чуветвом при-
выкшего к степным особенностям веални-
ка. Небо, еще светлое на закате, темнело.
Звезды высыпали по всему склону. Так
лежал он час, может быть, даже больше.
Внезапно сноп пшенины пополз. Человок
педеползал под ним ближе к балочке. По-
том вдруг черная фигура с’ехала на залу

скатилась другая. Телерь Икряников вн-
дел, что целый батальон, вероятно, дожи-
давшийся в высокой пшенице темноты,

на самое ее лно. Минуту спустя за ней!

темных копошалцихся теней, у него свело
пальцы, так крепко незаметвю для себя
он сжимал автомат. Накрыть бы перехлил-
ным опнем эту балочку, чтобы завалить
ee доверху телами в серых выгоревших
куртках, эту самую болышую ненависть
в его жизни... Конь, раздувая сильными
ноздрями травинки, лежал рядом. On
слышал биение большого  лошадиного
сердца и переливавшуюся воду в утробе
лошади. И он вспомния вдруг с хушевной
остротой мокрую’ от слез бороду старика,
и сонные мальвы пох окном покинутого
дома, и кутенка с ето мутными лымчаты-
ми глазами, — все, что осталось от его
семый. Он видел ее идущей без пути— в
дыму и пыли, бездомнюй и
щей, — все, что он берет,
отдавал свою жизнь... J
лись, и ему казалось, что он видит теперь
все до конца, что происходит сейчас на дне
темной балочки. Он ощутил всю сжатую,
как спираль, свою аилу, толкавшую его

вперед, и нащупал у пояса HOR, которым

будет резаль, копа  выйлет последняя
пуля в диске его автомата.

Внезалтно с0 страшным прохотом и

скрежетом что-то двинулось сверху, по-

сыпалась обваливаюмая сухая земл и

>

он увилел прямо над собой, над овражком,
проточенным весенним потоком, стратеный
зубчатый выступ и понял, что это на-
ползает танк. Он упал на дно овражка

и втиснулея в сухую землю, почти впе-

пивитись в нее ногтями, и сейчас же с воем
и лязгом его завалило землей и сразу стало

темно... Мгновение спустя он понял го-
лову — танк перевалил через овражек,
но земля еще сыпалась. Почти ослеплен-
ный ненавистью, вытолкнувшей его велед
маптине, он сорвал с пояса три связан-
ные ручные гранаты и кинул их тачку
вслед. Зловешее желтое пламя ослетисто
®го. потом ан увидел, что с танка, точно
с него содрали два десятка ег» баимаков,
сполз длинный черный лоскут. Разутый,
он рванулея влеред, и из его выхлопов
стали вылетать красные языки пламени.
Длинная пулемотная очередь ударила по

стал накапливаться здесь, в степной ба-  невилимой цели. Казалось, вся степь
лочке, кипела вокруг. a
Ок слышал сопение и короткие вос-  «Убьют коня», — подумал Икряни-
клицания людей, и вдруг где-то на хругой ков. Он пополз, раздвигая сухую 0еы-
стороне завели мотор маттины. От нена- пазиую ето колючими саменналмит тра,
висти к этому логову, теперь полному! Крышка люка полбитого танка мо
К 4-12-31; Иностранного — К 4-81

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТ ЕЛ BOTBA: Москва, 6, Пушкинская площадь, 5. Телефоны отделов редакции: Секретариат — К 4-22-44; Тыла — К 1-42-86; Фронта —

»

527689,

Художественного — К 5-36-53; Издательство — К 4-74-34; Прием об’явлений в Москвер—

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова-Степанова,

К 5-14-38; в Ленинграде — 36-18.

Пушкинская площадь, 5

-54; Сельского хозяйства — К 5-76-17;

открылась — он это видел в сумраке, (в

быстро припал к земле, выжидая. Голов
танкиста показалась над люком —®
мгновенным коротким выстрелом удар
по ней. Крышка люка еще продолжай
утновение  оставатьея открытой — видео
было, что человека  втаскивают внутрь
Снова длинная пулеметная очередь оба
ила степь. б@н выжлал и пополз дальше,
Конь неподвижню лежал в выюокой траве,
вероятно, скошенный очередью. Он п
полз и нащупал поводья. Нет,
конь был жив. Он только весь дрожал я
был от волнения в мыле. Икряников 0-
нял ето и поцеловал в горячие ноздри,

Минуту стустя, стелясь в высокой 103
ве, он шел уже через степь назад, к плав-
ням. Тут только он вспомнил, что черная
балочка немотствовала при его поединке в
танком.

— Хорбнитесь, rays... выжидаете я
чи, — сказал он с бешенством. — Мы
вам ночку устроим!

В полночь пушку, прикрытую сеткой ¢
нашитыми листьями, выкатили на откры-
тую позицию. Черная точка подбитого тан-

ка была видна на пересечении  делевей
полевого бинокля.

— Бейте прямо по балочке, в самую
середку, о ошибки не будет, — сказ

Икряников лейтенанту, и первый выстр8
унесхя в тишину. Потом ударила вторая
пушка, и степь ожила. Скоро далекий
прерывающийся рев голосов принесся и
глубокой синевы ночи — казаки рубили
батальон в степной балочке.

— Жив, жив, чорт. радость моя! —
кричал Икряников коню. несшему его #8
это сладостное и несравнимое ни с чу
дело отмщения. И все неслось вокруг,
десятки казачьих коней. с храпом п 38а-
ROMBIM степным бешенством летевших, №-
жет быть, навстречу гибели, и короткям
ударом шашки он рубанул наискось в 1,
что оросилось прочь от коня, наслалителр-
но чувствуя, что это только пачало ег9

мести...
Вл; ЛИДИН,
Sree cern es

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

Пен

SS ——- = a Ss
Писем — К 4-76-87;