СРЕДА, 2 СЕНТЯБРЯ 1942 г. № 206

(7892)

В шахтерском крае

Здесь живут утлем. Горы угля лежат
под эстакадами, уголь ычат тяжелые эше-
лоны, об утде разговоры в семье. Даже
характер людей узнают HO количеству
добытого угля. Человек большого, честно-
го сердца, решительный, энергичный дает
много утля или стремится в этому. Незь-
зя любить страну и давать мало угля.

На здания у стуска в шахту налисано:
«Больше угля нарубишь — врага  погу-
бить!»

..& юту и юго-востоку от Тулы, на
холмистой безлесной местности раскинул-
ся край утля. В недели нашествия не-
меиких оккупантов бассейн затих. Замер-
тн терриконы и копры. He слышно было
гулков. Поселки вымерли. Немцы боялись
шахт. Они не подходили к шахтным хво-
рам, изнали разрушали здания.

Немцев выгнали. Понадобилея  корот-
EWA срок, чтобы все ожило. Сейчае нет
такой шахты, которая не давала бы угля.
Война дала новый толчок  бурному
росту бассейна, возложив на шахты Под-
иссковья крупнейшую военно-хозяйствен-
ную задачу.

Уже сейчас шахты Подмосковного бас-
сейна приблизились в довоенной добыче.

Вечер. Ha скамейке т избушки, где
помещается телефонный коммуталор, ©и-
дат, склонивитись, молохой инженер Павел
Оонтовия Дубовский. Он присхуптивается
Е тому, как бьется сердце соседней шах-
ты — № 12. Работают компрессоры, ре-
вет под’емник. Эту шахту восстановил,
поднях из. хаоса и пепла Дубовский с
коллективом ‘шахтеров. Теперь инженер
переброшен на шахту № 13. Он пришел
сюда в uae. Шахта давал» 600 тонн.
Сейчас она лает 1.600 тени.

Этот тихий вечер, может бъеть, один #3
последних вечеров нажануне осеннего не-
пастья. В клубе выютупалт злутисты. Ду-
бозский же силит один на пустом шахт
ном дворе. Через сотеределенные промежут-
хя времени телефонистка сообщает ему

впервые шахта должна дать по новому
плану на 350 тонн утля больше, чем
накануне. На это мобилизовано все.

В том, что шахта даст на 350 тонн
больше, He сомневаются. Остались  дета-
ля. Инженер 06 этом хумал еще в авгу-
сте.
06 этом же хумает проходчик Халулила
Хайрулин. Уходя \от немцев, шахтеры
взрывали треки,  прегражхая путь к
электровозам. Сейчас шахте нужен седь-
мой электровоз, чтобы полвезти в стволу
350 тонн. А там, где трудная, тяжелая,
срочная работа, там и Хайрулин.

До войны шахтеры говорили:

— Дадим угля столько, сколько потре-
бует страна.

Сейчас в бассейне, который возмужал
по-вобнному быстро, люли знают, что
уголь нужно давать без всяких условно-
стей, как можно больше.

Золотые руки и серлца у шахтеров. Но
горняки —Й народ суровый.

— Можно работать лучше. У нас еще

Эту фразу можно услькхать м от ин-
женера хучией шахты, и от знаменитого
изпиниста зврубовой машины Фялимоно-
за. В июле он дал на своей  врубовке
15.000 тонн утля. В августе он подрубил
16.000.
- Заведующий  шахтой № 13 инженер
Дубовский долго еше сидел молча, проду-
мывая хетали завтраменего дня. Потом он
рептитехьно подняхся.

В нарядной было полно народа. Дубов-
ский встал на табурет. Он читал статью
кажется,

В раэгаф читки в нарядную ворважся
залтыхавигяйся хесятник Новиков.

— Товаринии!
немецкую оборону на Западном

Шахтеры поднялись. Яюди выходили из

ход добычи угля. Был конец августе, но  нарядной, спеша к клети.

ве об августовской программе думал ин-
хенет. Пхин автуста давно перевынолнен.
Мысли Лубовекого там — пох
Сквозь толщу земли он видит свом пггре-

‚ А. БУЛГАКОВ,
спеп. корреспондент «Известий».

БОБРИК ДОНСКОЙ.

Успехи Подмосковного бассейна
31 августа комбинат «Москвоуголь» вы-  дарственного Комитета Обороны, план вЫ-

полних августовский план добычи угля на полнила на 128,2 mpor.;

100,3 проп. По сравнению ¢ июлем сред-

несуточная добыча выросла на 10,9 прон.  шахтой т. Дубовский) задание

Автустовское задание
стов. Трест «Сталиногорскуголь» (управяя-

ющий т. Яншин) задание вытолния н2  августе

102 проп., «Болоховутоль» (

т. Прахолько) — на 100,9 проц.
Месячный план выпожнихи 35 шахт.

Oprena Трулового Красного Знамени шах-

та № 24 треста «Теварковуголь» (заведую-

ший шахтой тов. Родионов), завоевавяиая

з июле переходящее Красное Знамя Госу-

резлизоваши 5 трё- ла на 117,2 проп. :

шахта № 13

треста «Оталиногорокутоль» (заведующий
выполни-
Трудящиеся  Подмосковного бассейна в

добыли в свои выходные JHA B
подарок Москве 40 тыс. тонн угля. Зала-
ботанные ICHMT вносятся на постройку
танковой колонны «Шахтер Подмосковья».

Д. ОНИКА.
Начальник комбината «Москвоуголь»,
заместитель “народного комиссара

угольной промышленности СССР

На золотых приисках

Взмечательные образцы показывают пе-
реловики рудников и приисков золотой
промышленности. Коллектив Афтемовокото
рудника треста «Минусазолото» досрочно
зытюлнил августовский план зелотодобы-
чи, а также задания по горно-подготови-
тельным работам. 96 проц. рабочих этого
рухника вовлечены в соревнование. Сред-
нее вънюжнение норм выработки по руд-
нику составляет 183 проц,

Высокие образцы стахановского труда
показывает коллектив Майкаинсеого руд:
ника треста «Майкаинзолото», досрочно
выполнивигий план августа по золютохобы-

руднику — 116 проц. Лучшие стаханов-
цы забойщики Усалинов, Муратов, Омаров,
Ахметов, Рахинжанов, Алибаев и другие
ежехневно выполняют норму на 150—
200 проц. и выше.

Первая Майкаинокая амальгамационная
фабрика треста «Майкаинзолото» досроч-
но выполнила задание августа месяца по
извлечению золота, достигла при этом
экономии электроэнергии на 16 проц. Все
рабочие фабрики соревнуются, среднее
выполнение норм выработки mo фабрике
148 проп. Стахановпы Уимралинов, Узы-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Самоотверженно трудятся стахановцы Ae-
нинградеких предприятий, помогая фронту.

НА СНИМКЕ: в краснознаменном цехе
Н-ского завода стахановец-трехсотник тов.
Алексеев заливает снарядные формы.

Фото Л. Бернштейна.

Соревнование
строителе й

Рях строительных ортанизаций Наржом-
строя досрочно
пхан строительных работ. В их числе:
Уралмалистрой (начальник т. Исаев), 38-

в июле переходящее Красное

BOCBABINTH

Наши части прорвали Знамя Государственного Комитета 0боро-
фронте. ны, 060бая строительно-монтажная часть увиливать от

№ 17 (начальник т. Соколов),  0с0бзя
строительно-монтажная часть № 12 (ча-
чальник т. Кошко), слхавшая в эюстплоата-
цию нефтехранилише,  прессовый и ин-
струментальный цехи и жилой дом пло-
зцадью 1.900 кв. м, Н-ское Управление
Союзтеплостроя, сдавшее в эксплоатащию
24 строителыных 0б’екта для предприятий
оборонной промышленности, черной ме-
таллургии и других отраслей.

Промышленность гор. Молотова
выполнила августовский план

—

МОЛОТОВ, 1 сентября. (По телеф. от
соб. корр.). В начале июля на собрании
стахановцев и ударников города Мелото-
ва обсуждались июньские итоги участия
предприятий во Всесоюзном социалисти-
ческом соревновании. Была поставлена за-
дача: добиться во что бы то ни стало
вышолнения тосударственных планов
всеми исключения предприятиями
геродз.

С кажлым месяцем напряжение нарз-
стале. Соревнование принесло свой пло-
ды. Поток. продукции на заводах, Фа-
бряках и в промысловых артелях возра-
стал.

В августе вся промышленность города,
включая союзную, республиканскую, ме-
стную, а также все предприятия промы-
словой и инвалидной кооперация выпоя-
нили и перевыполнили план. Страна, фронт
получили много дополнительном  воору-
жения. боевых машин, боепринаюов, снз-
ряжения, обмундирования и других Ma-
териалов.

Местная промышленность в целом вы-

Дмитриевича Пичугина, вожака полетаев-
ских колхозников. Не первый год работает
oH председателем артели «Новая жизнь»,

но никогда, пожалуй, ве быю 7 него В ней по дням расписаны хол уборки,
столько забот и волнений, Kak в ЭТо  задания бригадирам. Набрюсок карандашом
страдное лето. Рано утром надевает он

выпветшую от дождей и солнца тужурку

делам.

-  поэтому «командный пункт» Петра Дмит-

выполнил августовский ;CCIH ты не перевеешь

Полетаевцы
ва две пяти-

Долгий и хлопотливый день у Петра  обора ржи, рассчитанный
дневки, был выполнен за 8 рабочих дней,
& яровых — 3a
Пичугин раскрывает синюю тетрадку.

изображает усовершенствование для борь-
бы с потерями — конные грабли, приме-
няемые кояхозниками в соседней артели.

«Секрет» успеха полетаювцев — в тру-
довой дисциплине и организованности
колхозников, в высокой производительно-
сти труда. Из 114 колхозников, занятых
на уборке, не выполняют норм всего три,
да Ш то лв0е из них хворают. В первой
полеводческой бригаде пять колхозников
дают по две нормы, остальные 46 выра-
батывают до полутора норм. Во второй
бригаде тоже почти все колхозники пе-
ревыполняют задания.

К началу уборки яровых в обеих
бригадах были введены новые, повышен-
ные нормы. И они большинством колхоз-
ников перекрываются. Злесь ве знают
простоя Mamma. Михаял Ершов, 17-лет-
ний колхозник, на жатке за рабочий день
убирает не менее четырех гектаров при
норме в два. Отарик Кирилл Семенович
Пиеницьгн управляется с тремя тектара-
ми за день. Колхозниь Николай Лаптев
на лобогрейке выкаптивает столько же.

— Наши колхозники утреннюю sap
зажигают, вечернюю тушат, — аттестует
трудовое рвение своих односельчан Илья
Ефимович Малых, колхозный бригадир.
Блатотворное влияние на хот полевых

и, наскоро позавтракав, отправляется по

В раннюю пору его можно встретить в
поле, среди косарей и жниц. Его можно
увидеть и на огородах онаряжающим нох-
воды с капустой и огурцами в районный
ео и на сортировке, и в колхозном ам-
ape. +

Нынче не лахилось дело с молотьбой, и

риевича — на молотильном току.

Там мы ето и застали.  Предоехатель
журил бригадира молотилки.

— Таж ты говорить, что потерь у те-
6a mer? — спрашивал он у бригадира.

— Откуда же им быть? Уж как ст8-
раемея!

— А ну, давай
председатель.

Он запустил руку в кучу свежей поло-
вы, взял горсть, разжал, подул на ла-
хонь. Осталось восемь зерен. Прищурив-
(Ch, птредседалель молча и недружехюб-
но ззглянул на бригадира.

— Твоя правда, Дмитрич, — молвих
тот, виновато улыбаясь.

Но эта улыбка не смирила
теля.

— Никто, — сказал он серхито, —

проверим, — сказал

предоеда-

Учебный год начался

—

ЛЕНИНГРАД, 1 сентября. (По телеф. от
06. корр.). За последние годы в Ленингра-

де были построены сотни новых шШкоть-
ных зданий. Отличное здание имела и

208-я школа Куйбышевского района, но
фатистские бомбы разрушили его. Новый
учебный год ребята начинают в большей
ий уютной квартире жилого дома на набе-
режной Мойки. Комнаты-классы тщательно
прибраны, вымыты, свеже окрашены мас-
ляной краской. Все это сделано рукамя
самих учителей и школьников.

10 часов утра. Все учащиеся в сборе.
Ни одного опоздания, ни одной неявки!
После занятий ребята отправились в ето-
ловую.

Организованно начался учебный год н
в других школах Ленинграда.

Успех советских фильмов
в США ип Великобритании

Комитет по делам кинематографии при
Совнаркоме СОСР получил из Нью-Йорка
телеграмму © том, что © 15 августа там
с большим успехом проходит  демонстра-
ция документального звукового фильма
«Разгром немецких войск под Москвой».
Несмотря на то, что фильм демонстрирует-
ся пелый день, билеты на BCe сеансы
распродаются заранее и полностью.

Этот фильм выпускается также на ки-
ноэкраны Канады. Кроме того, фильм
«Разгром немецких войск под Москвой»
передается для проката вовсе страны

не простит тебе даже этих восьми зерен,
всю полову не ме-
нее двух раз и не пересортируешь. отхо-
ды. Понял?

Колхозники любят своего председателя
за прямоту и честность. Не даст он опу-
ску и доброму соседу, если тот начнет
артельного хозяйства. Поле-
таевцы энают, что Пичугин не уещ-
коится, пока работа не пойдет на лад.

Душой преданный своему делу, предсе-
халель тяжело переживает недобросовест-
нов отношение к интересам колхоза, к
интересам родины и фронта. В разгар   нила.
уборки две колхозницы несколько дней  Пожилые колхозники подали Мысль
кряду не выходили на работу, а, собирая) приспособить для уборки хлебов сеноко-
яголы и грибы, продавали их на базаре.  силки, а на косовице шире использовать
Встретившись как-то с Пичугиным, они  косы-литовьи, пустить все уборочные ма-
прочли в его глазах укор и обиду. Колхоз- шины в две смены, а всех вязальшии
ницы сами явились в контору. Петр Дмит-  снабдить граблями, чтобы сразу стребали
риевич сказал: и собирали колосья,

— Как же это так? Колхоз в 080е  Совет стариков пригодился.  Погектар-
время помог вам стать на ноги, обзаве-  ный сбор ржи и пшеницы намного уско-
стись хозяйством, а вы оставили ©90 рился, сократились потери. Ho не все
в самое трудное время, в лни Уборки.   еще каналы утечки зерна были закрыты.
Нечего сказать, хоропю помогаете вы И в сбор колосьев включилась детвора.

мужьны своим —— Фровтовякам...   Солнце уже  скрылось за лесом. С
На утро обе колхозницы вышли в п0-  полей возвращались вязальщицы с обвет-
ле, и теперь они — среди лучших ВЯ- ренными линами, пожилые колхозники.
я вихрастые мальчуганы, девочки в белых
Председатель артели часто повторяет:  платочках. Все собрались у околяпы. Ми-
oa Наше дело дисциплинку любит воен-   тинг. Полетаевскому колхозу  «Навая
HYD. Знай и соблюдай точный распорядок   жизнь» вручается переходящее красное
дня. Опоздал на работу, — держи ответ  знамя за самоотверженный труд, за бы-
и ante. Tet
flee м.
Не такое нынче время, чтобы лодырь мог Ate 3 aet знамя Петр Дмитриевич Пи
поживиться за счет чужого ‚труда. аи aemcramame: ВИЙ
Общирны и богаты поля артели. Рожь, ан, хмуря загорелый 196, —— далеко на-
ее о 9 0A
sen TpEIETS нь а В а cade всегда с бойцами, на передовой линии. Ки-
mais a monte Ее пят в нае лютая зл0б& и ненависть к
: ppary. Bee мы горим желанием всячески
В последнее время зачастили  ЛОЖДИ. бить проклятых гитлеровцев. И сотодия
Ho непогода —— не помеха для полетаев-  колхозный труд — наше оружие.
цев. Они поставили перед собой задачу :
убирать ежедневно не менее 20—30 гек- : М. ГЕНКИН,
таров. Помогает. делу хорошая маневрен- соб. ‘корреспондент «Известий».

работ оказывают тверлый распорядок дня,
ранний выход на работу, использование
всех возможностей для быстрого сбора
хлебов и овощей.

В прошлом году здесь затянули уборку
до глубокой осени, и немало зерна осы-
палось на корню. Этот урок не прошел
дарюм. Теперь все, что скошено за лень,
тут же вяжется в онопы и ставится в
суслони. Весь день гудит молотилка. Еже-
дневно колхоз возит Ha элеватор 19
5 — 10 тонн зерна. Свои обязательства
перех государством артель уже выпол-

Латинской Америки.

В Англии с большим успехом идет
фильм «Красный летчик». Так назван из-
вестный советский фильм «Валерий Чкз-
лов».

Тиражи выигрышей в сентябре

—

В сентябре состоится хва тиража выиг-
рышей: 5 сентября — 7-Й тираж Займа
третьей пятилетки (выпуск третьего года)
и 25 сентября — тираж daiwa
seen пятилетки (выпуск четвертого го-
да).

В 7-м тираже Займа третьей пятилетки
(выпуск третьего тода) разыгрывается
1.104.000 выигрышей на общую сумму
172.463.200 рублей. Во 2-м тираже Займа
третьей пятилетки (выпуск четвертого го-
да) разыгрывается 840.000 выигрышей на
общую сумму 131.222.000 рублей.

0ба тиража проводятся в Москве.

Кинофильмы „Фронт“ и „Радуга“

На спенах крупнейших театров Совет-
ского Союза в ближайшее время булет
поставлена пьеса А. Корнейчука «Фронт».

По заланию Вюмитета по лелам кинема-
тографии при СНК СССР, А. Корнейчук
приступил в работе над сценарием филь-
ма «Фронт», в основу которого будет по-
ложена его пьеса.

Спенарий на основе своей повести «Ра-
дуга» делает, по заданию Комитета, писа-
тельница Ваняа Василевская.

Начались занятия третьей
очереди всевобуча,

Вчера начались занятия третьей оче-
рели всевобуча. Большинство бойцов вто-
рой очереди звсевобуча приступило к за-
нятиям по различным военным специаль-

ность. Несмотря на то, что на ряду @  Колхоз «Новая жизнь», деревня Поле- ностям: автоматчиков, снайперов, пуле-

че и по горно-подготовительным работам. канов, Дюсенаев и другие систематически   полнила программу августа na 110 проп.., уборкой полетаевцы ведут осенний с98, таево Кунгурского района Молотовской   метчиков, саперов-подрывников, расчетов
Среднее вынюлнение норм выработки пе  выполняют норму на 160 — 180 проц.   промкооперадия — на 108 прок. обмолет и сдачу зерна государству, план  области. 1 сентября. (По телефону). противотанковых ружей.

Banna Одна Малаша Вышнева стояла в сторо-  Наконец-то водворилась полная тишина и ному в немецкую комендатуру и сделать

4 2) а 4 & не. Словно невидимая граница, которой все глаза были устремлены на его губы.   сообщение.

ВАСИЛЕВСНАЯ   Aone, ое о ee «Будет приговорен, согласно предписа-  Таплик поднес бумагу поближе к гла-

———— 5 7 4 ee от толпы. Смертельно бледная, она ниям о невыполнении, распоряжений вла- зам, оглянулся на сидящего PAIOM с ним

стояла у стены, безумными глазами гля- стей, саботаже, активном и пассивном со-   фельдфебеля, кашлявул. Фельлфебель

ля в одну точку. противлении...» встал, протискался сквозь расетупающу-

* Он отерся подбородком на скрещенные ит ря

Гамхик торопливо добрая до Oxy,
выталтил из ящика бумаги и, COTHYB-
шись над столом, принялея писать про-
ет приказа. Он перегибал голову TO на
правую, то на левую сторону, чиркзл,
перечеркивал, вздыхая. Ему мешал шу-
иящий за окнами ветер, назойливое вос-
поминание о строгом голосе капитана и
не менее стралшное воспоминание 0 ли-
пах злепьних крестьян. Он  нотел, тер
свою лысую голову. OR должен, нако-
Hell, сломить сопротивление деревни. Это
ето последняя ставка.

А херевня лежала тихая, молчаливая,
в тучах подгоняемого ветром снега. Лю-
ди сидели по домам, слушая, как воет
ветер за окнами. Только старого Евдо-
numa Охабко так замучило одиночество,
что вн, не глядя на вьюгу, собрался Е
соседям.  Сопротивляяь  беснующемуся
ветру, он пробрался вдоль плетня и дол-
го отряхая перед порогом снег с ог.
Евлоким постучал в дверь и, не ожидая
ответа. открыл дверь в избу. На него
взглянули три пары остановившихея от
ужаса глаз.

— Как живете?

Малючиха ловила губами
сердце бенено колотилюсь.

— Эт вы, дед Евдоким?

— Не видите что ли, что я? Чего это
вы так перепугались?

Она не ответила. Статив
опираясь на палку.

— Салиться не приглашаеть? Новые
порядки заводите, a?

— Лучше у нас ие садиться, лучше к
нам и не заходить вовсе, — сказала она
тихо.

— Почему же так?

Она пожала плечами.
рукой и сел на скамью под оном.

— Да ты, Галя, одурела, что ли?
вы так сидите? Гже Мишка?

Маленькая Зина вдруг разревелась BO
весь голос. у:

— А ты чето?

—= Тихо, Зина,
сказала мать.

Евлокям почесал голову.

— Метель ‘тажая, что просто
изба трещит, скучно одному сидеть..
думаю, к соседям зайду...

воздух. Ee

остановился,

Что

ro
Е

— Сосели-то мы, дедушка, сейчас та-
кие... — вздохнула Малючиха.
#) Продолжение. См. «Известия» от

25, 27, 28, 29, 30 августа и 1 сентября.

не плачь, — сурово помню; а уж

страх,   му...
. Дай,   избе веселей...

на палке руки, и на нее внимательно
взглянули из-под нависитих бровей серые
глаза.

— Да что, у ваз случилось что-нибудь,
что ли? Где это у вас Мишка бродит в
такую вьюту?

— Нет Мишки, дедушка...

— Как нет? Вуда же он пюшел?

— Никуда он не пошел... Застрелили
у нас немцы Мишку нынче ночью.

Седая голова вздрогнула.

— За-стре-лили Мишку? Что ты гово-

ришь, женщина?
Она до хруста заломила руки.
— Слышите ведь... Пошел отнести

Олене хлеба в сарай, они его и застре- девушки, старики.

лили...
В серых глазах старика она прочла BO-

— Нет, немцам я его не оставила, нет.
Вытангила из рва, на собственной спине
Jomo приволокла.. Мы его похоронили
так, что никто теперь не найдет...

— А они знают, кто?

— Откуда им знать? Убили, да и бро-
сили в ров, как собаку... Теперь, наверно,

искать будут, но пока все тихо. Когда
вы постучали, я уж думала — идут.
Он покачал головой.
— Так оно, значит... Сколько народу

пропадает... Детишек... А ты, Сапгкю, 38-
помни это. хорошенько запомни...
—— Мальчик молча кивнул Головой.

—= Прилет отец, придут другие, чтобы
ты все рассказал, все... :

— Что они, сами 6 знают? — сухо
спросила женщина. .

— Знать-то сни знают... Ну, а все-
таки, одно к одному прибавляется, одно
за другим... Платон раньше за других им

Старик махнул! стил, а теперь придется и за своего сы-

на отомстить...

— Все равно... — тихо сказала Ма-
лючиха. :

— Конечно, конечно, все равно... А
все-таки сын — это сын. Вот моего они

в восемнадцатом году Убили... Все я им
е это пуше всего. Все-таки,
чем ближе к серлцу, тем больней. Остал-
ся я, как старый сухарь, никому ни Е че-
А лак и внучата бы были, я В
— Рнучат у вас целая деревня, де-
душка

Оно, конечно, в роде и так, а все же,
родные лело другое... Е
— В рельсу бьют, собрание...
Малючиха побледнела.

— Но иначе, как о Мишке  допраши-
вать будут... <

Старик махнул рукой.

Улары в рельсу продолжались, она 38э-
нела, как колокол.

— Uno =, надо собираться, нето при-
дут выгонять, — пойдем, дедушка?

—- Ничего не поделаешь, пойдем,
он встал, тяжело опираясь на налку.

— А ты, Сашко, никуда не ходи, смо-
три за Зиной. Как только  кончитея, я
прибегу.

Они медленно брели по дороге в клубах
мелкого снега, кружащегося в воздухе. По
обеим сторонам улицы открывались две-
ри изб, на дорогу выходили женщины,

— Не знаете, что там такое?

— Откуда мне знать? Ровно столько
знаю, что и вы. Слышу, барабанят в
рельсу, вот и все.

— Госмоди, и что только ^ будет? —
тяжело вздохнула какая-то женщина.

— А ты не стони, — сурово ответила,
проходя мимо, Федосия Кравчук. — Еще
H не знаешь что и как, а уж  засто-

нала...

— Да ведь, милая ты моя, уж добра
яе будет... _

— А ты от них добра захотела?
же! Столько добра от них видели,
только и жди добра...

— В том все и дело...

То-
что

го. И раныне нечеге, и после нечего, —
сказала Федосяя. Никто не ответил. Все
знали,
углах ее губ. Кто-Бто, а она каждому
имела право ответить, что не время сто-
нать. Она-то не стонала.

*

Из клубов снега появлялись темные, за-
кутанные фигуры. Народ 60 всех сторон
собиралея в школу. Tak они прявыкля
называть это место.

Здание было просторное, с высокими
потолками, е белыми кафельными пеза-
  ми. Комнаты были болышие, веселые.
 Только школы здесь уже не было. Столы
й скамьи немцы  изрубили на топливо,
сорвали со стен карты, разбили шкафчик
с наглядными пособиями, изорвали карти-
ны и портреты. Большой школьный зал
дышал пустотой и холодом. Народ сходил-
ся сюда, лю краев наполняя 6@го серой
толпой одетых в темное стариков и жен-
щин.

откуда Появились жесткие линии В дел их на HOC.

Таплик сидел за маленьким столиком
на упелевшем возвышении. Зевающий
фельдфебель водил равнодушными глазами
по собравшимся. ‘

— Все здесь?—спросил Гаплик, припо-
дымая из-за стола свое длинное, худое
тело. Маленькая, лысая голова заколеба-
лась на длинной шее.

— Все, — пробормотая кто-то у две-
рей. Староста собрал со стола бумаги, по-
том положил их зачем-то обратно, перели-
стывая слегка дрожащими руками.

— Чего-то боится, плешивый, — про-
шептал кто-то в толне.

— Как же ему не бояться, знает, не-
бось, придут наши, они с него живьем
шкуру слерут...
нем мы ето сами еще раныше
так отделаем, что больше не захочется
старостой быть!

‚ — Молчать! Что за разговоры! Собрз-
ние началось! — рассердился Гаплик, 0б-
воля глазами толпу.

— Не видно, чтоб началось, — пробор-
мотал Евдоким.

— Да что ты! Господин староста изво-
лил прибыть, барин его тоже тут, чего же
тебе еще надо?—удивилея кто-то.

— Молчать! — не своим голосом за-
орал Таплик.— Сколько раз говорить! Что’
за перешептыванья?

— Тихо, бабы, тихо, чего он будет
орать, — энергично вытирая Hoc, вмеша-

лась Терпилиха.
— А раньше времени вздыхать  нече-

Гаплик несколько раз откашлялея, под-
нял к глазам листок бумаги, вынул из
кармана очки в проволочной оправе, на-

— Oro...

— По бумажке читать будет...

— Новый указ, видать...

Староста еще раз откашлялся и тонким,
пискливым голосом начал:

«До сих пор еще жители не внесли
назначенного им натурального налога, то-
есть хлеба».

По толпе пронесся _ ропот
олк. г

«Предупреждаю, что срок сдачи налога
натурой, то-есть хлебом, по ранее 0б’яв-
ленным нормам, кончается в течение трех
дней с об’явления настоящего постановле-
НИЯ». 7 :

Снова раздалея ропот.

«Кто в течение трех дней не исполнят
своего долга по отношению к германской
армии, будет приговорен...»

На мгновение он оборвал. Взгляд из-
под очков торжествующе окинул толпу.

и тотчас

cM

саво читал:

ло похищено
-умышиенником. Вто знает что-либо о лич-
ности преступника,
шения трупа, должен явиться к дежур-

— Знаем. знаем, —громко сказал вдруг юся перед ним толпу к выходу и выгля-
кто-то подчеркнуто спокойным, пренебре- нул в сени. Все увидели, что там стоят
жительным тоном. Фельдфебель приподнял-   солдаты © винтовками. Над дулами побле-
ся из-за стола и стал усиленно всматри- скивали штыки. Люли переглянулись. Ше-
ваться в угол, откуда донесся голос, Но пот и разговоры утихли.
там все стояли спокойно, не сводя. глаз co — Ради обеспечения порядка и для
старосты. гарантии поимки злоумышленников He-

«Будет приговорен, — Гаплик повысил  мецкая комендатура распорядилась...
голое и словно захлебывался. от радости — Крестьяне замерли в ожидании.
будет приговорен к смертной казни». — Залержать в качестве заложников