мы

BS

#10;
у
Po
pa

of

oh

ype

BIOPHHH, 4 AHBAPA 1944 r. Ne 3 (8305)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Письмо шахтёров Сталинской области

товарищу СТАЛИНУ —

Дорогой Посяф Виссарионович! За работу в хни Отечественной войны
на Востоке многие из них награждены

Вечно будем славить мы, наши дети, éuirekinets
наши внуки день 8-го сентября 1943 го- иравительственными „. награда>
ми — орденами и медалями Советского

та. В этот день наша родная Красная С

Армия вызволила Донбасс из фашистской   003а- f

неволи. Москва  салютовала победителям. ал Гитлер, кловетад Геббельс, уверяя,

Победные залпы с невыразимой радостью будто шахтёры, оставшиеся в Донбассе,
стали работать на фашистов. Лжецов ‘и

отозвались в сердцах каждого шахтёра. р B

Донбасс — родимый шахтёрский край сно- ДеМатогов изобличают цифры. Ло войны
социалистический Донб л 260.000

ва стал вольным.   соци кий Донбасс давал 260.
тонн угля в сутки, а немцы к концу свое-

От всего сердиа мы, наши матери, от-  Я
цы, наши жёны и дети благодарим Вас, Го «хозянничанья» не получили и 10.000
тонн. Не вывозить, а привозить уголь в

родной Иосиф Виссарионович, и в Вашем   i ь
лице всех бойцов, офицеров и тенералов— Донбаес пришлось Гитлеру. Нет, донбас-
наших освободителей.  ские люди не пошли в рабство. Народные

С Ваших именем, великий вождь, связа-  МСТители —— отважные партизаны пускз-
на вся наша жизнь. Вы всегда былин с ЧИ Под откос вражеские эшелоны, езрыва-
намн. В памятные дни Октября, вместе с  ЛИ Мосты, портили дороги, оеспощадно

великим Лениным, Вы позвали нас в бой Истребляли фашистских оккупантов и их
за советскую власть. По Вашему гениаль-  Холопов —— презренных предателеи.

ному плану, в грозный 19-й год Красная   У села Болдырева в Ульяновской балке
Армия нанесла через Донбасе  сокруши- Похоронены в двух братских ‘могилах 125
тельный удар по деникинским полчищам. шахтёров Снежнянки. Фашистские изверги
Вместе е великим Лениным Вы руководи-   звереки замучили советских патриотов, ко-
ли построением сопналистического Донбас-  торые сохраняли для Родины, для Донбасса
са Вы учили нас осуществлять заветы всенародное достояние, поднимали горняков
Ленина о Донбассе. В 1922 году на XI Ha борьбу против немецких оккупантов.
(‘езде партии Ильич говорил:   Ни раеетрелы, ни пытки, ни виселицы не

«Вы знаете, что это центр. настоящая устрашили- донецких шахтёров, не сломи-

основа всей нашей экономики. Ни о каком\ли их воли к борьбе, не поколебали их
восстановлении крупной промышленности   веру в победу. 2

в России, ни о каком настоящем строи-  Охваченный звериной злобой, подлый
тельстве социализма не может быть и речи,   враг жестоко мстил советским людям, рас-
ибо его нельзя построить иначе, как че- стреливал, вешал, грабил, сжигал, морил
рез крупную промышленноеть, если мы не, голодом, метил за то, что рухнули бредовые
воестановим, не поставим на должную планы Гитлера.

высоту Донбасс». И, убегая из Донбасса, фашисты разру-

20 лет назад у гроба великого Ленина пили все шахты, вывели из етроя все

Вы поклялись сделать страну нашу могу-  заводы, привели в негодность все желез-
чей и обильной. H за голы Сталинских   ные дороги, сожгли целые кварталы и
пятилеток Донбассе стал неузнаваем. Ушли улицы. Только в городе Сталино сожгли и
в прошлое мелкие шахты-мышеловки, вы- разрушили они 3.761 дом. Ущерб, причи-
росли мошные механизированные шахты- нённый варварами угольной промышлен-
_ заводы. Не стало на Донецкой земле гряз-  ности области, превышает 2 миллиарта
ных и‘`нищих Собачевок, тёмных, голодаю-   рублей.

щих Нахаловок, мы построили чудесные  Десятки тысяч советских людей стали

города H рабочие посёлки с светлыми жертвами дикого фашистекого террора.
дворцами культуры, школами, вузами, Глубокий 400-метровый ствол шахты «Ка-
электростанциями, парками, садами. Весь линовка», возле города Сталино, забит

трупами людей. 3.000 советеких граждан,
стариков, женщин, крохотных детей, рас-
стрелянных и замученных, замурованы B
теннелях каръеров Артемовского алеба-
стрового завода. Десятки тысяч мирных
траждан Мариуполя стали жертвами чудо-
вищных массовых казней и в числе их
люди Украины — сталевар Ма-
Верховного Совета

советский народ гордился цветущим Дон-
бассом. Его называли Всесоюзной кочегар-
кой. Больше половины всего добываемого
в Союзе утля, три четверти коксующихся
углей, треть чугуна и одну четверть ста-
ли Яавали мы Родине.

Вкем этим мы обязаны Вам, товаритх
Сталин, партии, Советскому государству.   знатные
Мы повсетневно ощущали Вашу заботу и  кар Мазай и депутат
Вашу помощь. Ваши ближайшие соратня- УСОР — Пузырев.
Ея тл. Молотов. Семе Орджоникидзе, Ка-  125.000 жителей нашей области на-
танович. Хрущев руководили шахтёрами в  сильно, под угрозой расстрела угяаны на
борьбе за уголь и металл. каторгу в Германию.

Зы. наш родной отец, учили нас забот-  Мы знаем имена кровавых гитлеровских
диво и любовно выращивать кадры. За-  палачей и поджигателей. Все эти Нагели,
бойщик Никита Изотов, машинист Петр  Петерсы, Мооры. Тромы не уйдут от суро-

„Бривоное, сталевар Макар Мазай, потомет-  вой кары. Наше Правительство разышет
ные люменщики Коробовы, тракториет- нх даже на краю света. Ни одной слезы
ка Паша Ангелина, зачинатель всенарод- ‘не простим, ни одной раны не забудем.
ного  стахановского движения Алексей Кровь за кровь, вмерть за смерть! Г
Стаханов, — десятки тысяч Ваших уче- С чувством глубокого удовлетворения
ников прославили наш Донбасс. мы прочли Тегеранскую декларацию трёх

Каждый лень по всем дорогам страны   Великих Держав. С нами мощные армин
шло чёрное золото. На Донецком угле ра-  наших союзников — Великобритании и
ботали заводы, Фабрики Москвы, Ленин-   Соединённых Штатов Америки. С нами вее
града, Харькова, Днепропетровска, Сталин-   свободолюбивые ‘народы мира. Сталин,
трада, Иванова и многих других городов.   Рузвельт и Черчилль подписали смертный
Ham уголь приводил в движение боевые приговор гитлеризму. Нёдалёк тот день,
корабли на Балтике и в Чёрном море. когда на головы фашистских разбойников

На нашем угле илавился металл для   с. Востока, Запада и Юга со всей силой
Яракторов и комбайнов, для станков и ‘ца- обрушатся сокрушающие удары союзных
ровюзов. Донецкий металл одевал в непрмю-  Англо-Советеко-Американских армий. Сбы-
бивасмую броню Красную Армию и Воен-  лись Ваши вещие слова, сказанные 3-го
но-Морской флот. С каждым годом, с каж- июля 1941 года о том, что в своей осво-
дым днём всё обильнее становилась ната   бодительной борьбе мы не будем одиноки.
Донецкая земля. Героическим трудом с0-  Близится час нашей победы. Красная
ветских людей множились богатства Дон-  Армия, ломая бешеное сопротивление врага,
баеса. Вырастали новые шахты И Заводы,   неудержимо движется на Запад, очищая
торода и рабочие посёлки. Золотом круп- землю ог фашистской погани.

нозерной пшеницы наливалиеь колхозные
НИВЫ.

На свободу советского народа, на наше
советское добро поднял свою кровавую ла-
пу Гитлер. Германские империалисты из-
давна зарились на неисчерпаемые  богат-
ства Доненкой земли. Захватив “Донбасс,
титлеровская банда рассчитывала обесси-
лить нас. Кровавый Гитлер бахвалился,
зто ему не придётся возить уголь и ме-
талл из Германии для своих орд. Не вы-
шло. Провалились планы бандита Гитлера.
Почти два года «хозяйничали»  фашиет-
ские оккупанты в Донбассе, понасаждали
колонизаторские акционерные общества с
Крикливыми названиями «0ст-Берлин»,
«Фридрих Крупп» и т. д. Не вышчо, гое-
пола Геринги и Круппы. Не раскрыла
Тонбасская земля своих богатств перед
ненавистными захватчиками, не’ пошли в
рабство шахтёры. о

По Вашему призыву, дорогой товарищ
Сталин, мы эвакуировали на Восток боль-
шую часть оборудования шахт и заводов.
Десятки тысяч шахтёров нереехали на
Урал, в Кузбасс, в Караганду, в Киргизию.
Донбаксавпы помогли расширить утольно-
металлургические базы на Востоке, обога-
тили тамошних горняков своим стаханов-
ским опытом. Намного увеличив добычу,
шахтёры восточных районов страны беспе-

ребойно снабжали фронт и тыл угаём.
Самоотверженно трудились верные сыны
Донбасса.

a

Юбилей казахского композитора
Курмангазы

АЛМА-АТА, 3 января. (По телегр. от
соб. корр.). Музыкальная общественность
Казахстана отметила 195-летие со дня Ро-
ждения и Б0-летве со дня смерти крупней-
тнего казахского композитора Курмангазы.

Курмангазы с детства проявлял большую
любовь к музыке. Уже 17-летним юношей
он пользовался славой одного из лучших
музыкантов своего времени. Созданная им
в начале прошлого века школа домбристов
сыграла огромную роль в развитии казах-
ской инструментальной музыки. Отражёя в
своих многочисленных произведениях думы
в чаяния родного народа, Курмангазы завое-
вал признание широких слозЗв казахского
населения.

В Академическом театре оперы и балета
состоялся вечер-концерт памяти композито-
ра. Национальным оркестром были исполне-
ны его произведения.

советскую
На всех фронтах Отечественной войны
храбро сражаются сыны Донбасса. Они
свято следуют традициям своих лтцов —
героев гражданской войны, они множат
славу Донецкой земли, славу матери-Роди-
ны. За милый шахтёрекий край, за лю-
бимую Украину, за советскую ”Отчизну, 33
великого Сталина сражаются отважный
лётчик дважды Герой Советского Союза
Алексаняр Молодчий, славный сталинский
сокол, Герой Советского Союза Петр Бринь-
ко — легендарный богатырь Сталингра-
да, Герой Советекого Союза — бронебой-
шик Петр Болото, сражаются шахтёрские
батальоны, полки, дивизии, сражаются
тысячи сынов Донбасса — героев Отече-
ственной войны.

За край шахтёров, за освобождение
Всесоюзной кочегарки, тероически борют-
ся сыны всех народов Советского Союза.
50-я Гвардейская, 301 и 230 стрелковые
дивизии в боях за столицу Донбасса —
тород Сталино завоевали звание Сталин-
ских. Навсегда. овеяны славой знамёна ди-
визий, носящих имена донецких геродов.

Вечная слава героям, павшим в борьбе
за освобождение родного Донбасса.

Вечная слава и благодарность нашей
героической Красной Армии, нашим осво-
болителям — красноармейцам, офицерам и
генералам лонбассовских дивизий. Где бы
они ни родились, ге бы ни жили, мы

всегда будем их чествовать, как своих по-   *

чётных земляков.

Вам, дорогой товарищ Сталин, о

го бассейна.

Тотчас же после освобождения мы при-
разрушенных

нялись за восстановление
шахт. Люди шли на эту работу, как в boil.

Нередко шахтёров подстерегали опасности.
Шахту № 1—2 «Смолянка» треста «Вуй-
бышевуголь» немцы заминировали и, в30-

рвав ствол, наглухо закупорили. Люли,
рискуя каждую минуту оказатьея под за-

валом, упорно работали круглые сутки и

метр за метром расчищали проход в шах-
ту. Старъйшие
этой самоотверженной работой, воодушев-
ляя горняков своим бесстрашием и OT-
вагой. На третий день доступ в шахту был
открыт. Начался новый этан борьоы. За-
пальщики, пренебрегая опасностью, из-
влекли из шахт более 300 кг заложен-
ного немцами динамита. По пояс в ледя-
ной воде
затопленные механизмы:

На шахте имени Кагановича треста
«Макеевуголь» немцы подожгли угольный
пласт. Бесстрашные шахтёры спустились
под землю на борьбу с пожаром. Три дня
и три ночи боролись герои с огнём. Пожар
был потушен, шахта восстановлена, всту-
пила в строй и даёт уголь на-гора.

Молодая твардия — комсомольцы при-
шли восстанавливать шахты, пришли и
старики-пенсионеры. Юношеский  энту-
зиззм, мудрость и опыт стариков, слив-
пись, творят _ небывалые дела. На шахте
имени Калинина треста «Артемуголь» мо-
лодые елесари в ледяной воде разобрали
по частям насос и извлекли его из зато-
пленной шахты. На шахте № 12—18
треста «Буденновусоль» 70-летний пенсио-

Мы рады рассказать
нашей
работе по возрождению Донецкого угольно-

крепильнгики руководили

горняки-добровольцы подняли

МОСКВА, КРЕМЛЬ

‚товарищу

Дороой и любимый Иосиф ‘Bucca-

рионович!

Первейшему и лучшему другу украин-
ского народа, вождю и учителю шлют
свой - сердечный привет большевики
Киева, участники собрания  горедекото
партийного актива. `

Мы собрались в первый раз в cBndog-

Фашистские  изверги привели в негод-
ность под ёмные машины, мы их вобста-
навливаем, а пока мы даём утоль ручны-
ми воротами.

Титлеровские мерзавцы затопили шах-
ты. Свыше 300 млн. кубометров воды
предстоит нам выкачать из забоев. По тех-
ническим расчётам на это требуется более

десятилетия, шахтёры — люди сталин-  ПО древнем Киеве, который свыше двух
ской закалки и воли — выполнят эту  Чет страдал под немецким игом. Нет слов
грандиозную работу по-фронтовому — не-  Для онисания чувства нашей радости в

безграничной благодарности Красной Ар-
мии м Вам, её Верховному Главно-
командующему, братекому русскому — на
роду, чья дружба и забота обеспечили
возвращение нашего Киева в семью Co-
ветекой матери-Родины.

- Сумасшедший ефрейтор Гитлер унич-
тожил и отдал в рабство десятки тысяч
киевлян. Он посягнул на самое сущест-
вование нашей Советской Украины, ста-
раясь обратить её в колонию так назы-
ваемой великой Термании. Он пытался,
опираясь на презренные националиети-
ческие отбросы, ссорить украинский и рус-
ский народы, чтобы обессилить и порабо-
ТИТЬ ИХ.

Фашистские мерзавцы, ворвавшись в
Кирв, подвергли его такому тфазрушеник
и разгрому, которых не знает история.
Они замучили насмерть и уничтожили в
«душегубках» в Бабьем Яру, на Мыше-
ловке и на Печерске свыше 100 тыкяч
мирных жителей Киева. Ещё больше
киевлян они угнали на каторгу в  Гер-
манию.

сравнимо быстрее.

В борьбе за возрождение родного Дон-
басса мы непреетанно чувствуем помощь
родного государства, братскую помощь все-
го народа.

В докладе о 26-Й годовщине Октября
 Вы сказали: «Нам необходимо полностью
ликвитировать послёдствия хозяйничания
немцев в районах, освобождённых от не-
мецкой оккупации. Это болыная, общена-
родная задача». И, как в былые годы, по
Вашему призыву за восстановление Всесо-
юзной кочегарки взялись все наролы Co-
ветского Союза. Шахтёры и металлурги
Урала, Кузбасса, Караганды и Киргизии
берут шефство над нашими шахтами и за-
водами. В нам уже прибыли первые эше-
лоны с оборудованием и инструментами.
Богатый Донбасс будет возрождён во всей
своей силе.

Кровавые раны нанёс враг Донбассу.
Разрушены шахты, заводы, города и рабо-
чие посёлки. Нет ни одной шахтёрекой
семьи, которой немцы не причинили бы
горя. Но мы снова свободно дышим, мы
снова живём в братской семье советских

За время немецкого тосподства wace-
народов, нас снова согревают  живитель- ление Киева уменьшилось в пять ae
ные лучи Сталинской Конституции. *  Уз 1.176 предприятий осталоь 278

Не удалось подлому врагу поколебать

нерушимую дружбу украинекого народа co Сожжены ‘тысячи же

полуразрушенных.
лых зданий.

нер Жуков воэплавил бригаду стариков.   старпгим братом —— великим русским на- т ег НГ
Эта бригада раскрепила шейку ствола и  родом. Крепок и непоколебим,  скреплён- иеронны. оБорЗиати назионсяенуе
восстановила под’ём. На шахте № 5—6   ный многовековой борьбой за свободу и  Ч®Ть нашего народа, стараясь силой

имени Димитрова рабочие вручную доста-
вили за 15 километров огромнейшие кот-
лы. Руководил этой работой защитник Je-
нинграда тов. Григеренно,

Октябрь принёс первую победу горня-
кам комбината «Сталинуголь». Месячный
план угледобычи выполнен на 109 проц.
В упорной борьбе шахтёры завоевали пе-
реходящее Красное Знамя Государетвенно-
го Комитета Обороны.

Ваш доклад о 26-й годовщине Октября,
Ваш призыв — напрячь все силы для
окончательного разгрома врага, вдохновил
Hac, товарищ Сталин, на ещё более упор-
ный, самоотверженный труд. Ноябрьский
план угледобычи выполнен на 114,6 прок,

Донецкие шахтёры воскрешают славные
традиции, — они снова идут под знаме-
нем стахановского труда. С каждым днём
все ярче разгорается пламя  социалисти-
ческого соревнования. С каждым днём
ширятся ряды стахановцев военного `вре-
мени — гвардейцев трудового фронта.

`В комбинате «Оталинутоль»  зачинате-

лем движения мастеров высокой вырубки
угля явился забойщик шахты имени Фе-
он дал

ликса Кона — Афанасий Ведя,
1.040 проц. днерней нормы. Т.т. Гурин.

Новиков, Попов, Сысоев, забойщик шахты
сотни гор-
HAKOB изо дня в день выполняют по 3—

«Н. Мушкетовекая» — Рубан,

4—5 норм.

В забой идут женщины, советские пал-
заменяют мужей и
братьев, сражающихея на фронте. Ш слав-
ному почину комсомолок шахты имени Ва-
линина треста «Артемуголь» сотни деву-
шек спустились в шахты и под руковод-
ством старых мастеров угля успешно овла-

риотки, взяв обушки,

девают профессией забойщика. `

Снова донецкий уголь движет эшелоны
к фронту, снова на нашем донецком угле
оружие. Около миллиона

куётея грозное
тонн Донецкого угля выдано на-гора шах-
тёрами Сталинской области.

Соревнуясь_ е ворошиловградцами, мы
обязались выполнить досрочно план угле-
добычи и дать до 1-го апреля 1944 года
100 тысяч тонн угля сверх плана; вос-
становить досрочно к 1-му января 1944
года 6 основных шахт и к 1-му апреля
1944 года 12 основных шахт вместо 10
по плану.

Широким фронтом идут восстановитель-
ные работы на шахтах, в городах и рабо-
чих посёлках, с огромным воодушевлением
из руин и пепла мы возрождаем дома,
дворцы культуры, школы, открыты мага-
зины, пекарни, столовые. Наша жизнь
становится всё более полнокровной.

Дорогой Иосиф Виссарионович, мы со-

знаём, что сделали её очень мало, Это

только
хозяйства

Сталинской области. Впереди

новые, ещё более упорные бои, внереди
мы полны реши-
мости преодолеть все преграды и преодо-
леем их. Немецкие гунны разрушили круп-
ные шахты. Мы даём пока уголь из мел-

её много трудностей,

ких.

Гитлеровские варвары вывели из строя,
затопили механизмы.
руки обушок.

(Принято на собраниях рабочих, инженерно - технических работников и
служащих шахт и предприятий Сталинской области. Письмо подписали

79.368 человек).

Сессия Архангельского областного Совета

АРХАНГЕЛЬСК, 3 января. (По телеф.
от соб. корр.). Состоялась десятая сессия
Архангельского облсовета депутатов тру-
дящихся. Она обсудила вопросы о практи-
ческих ‚мероприятиях по повышению уро-
жайности сельскохозяйственных культур и
созданию кормовой базы для животновод-
ства и о состоянии народного здравоохра-
нения области.

С локладом по первому вопросу высту-
пнл председатель исполкома облсовета
т. Фёдоров. Он отметил, что при некотором
росте посевных площадей в 1943 г. мест:
ные Советы и земельные органы области не
добились повышения урожайности зерновых
культур и картофеля. Вюозделывание важ-
нейшей в области культуры—льна — нахо-
дится в запущенном состоянии. Серьёзные
недостатки имеются также в развитии и
повышении продуктивности животноводства.

Сессия утвердила развёрнутые мероприя-
тия по под’ёму всех отраслей сельского хо-
3AMCTB2t

С докладом

ния в области выступил заведующий област-
ным отделом здравоохранения т. Седов. За
время войны работники здравоохранения
области провели большую работу по созда-
нию сети эвакогоспиталей и организации
медицинской помощи раненым и больным
бойцам и офицерам Красной Армин. Коли-
чество доноров возросло по сравнению с
довоенным временем в 33 раза. За послед-
ний год в области резко ` сократились ин-
фекционные заболевания, улучнилась са-
нитарно-эпидемическая работа.

Однако и докладчик, и выступающие в
прениях со всей остротой подчеркнули не-
достатки в деле здравоохранения. Особен-
но отстаёт внебольничная помощь. Много
недочетов имеется в медицинском обслужи-
вании рабочих лесозаготовительной промы-
шленности. Недостаточно организована ‘ле-
чебная помошь инвалидам Отечественной

войны и семьям фронтовиков. Большое вни-

мание сессия уделила улучшению санитар-
ного состояния городов и населённых пунк- года дадут первый выпуск плотников, сто-
© состоянии здравоохране:   тов.

радостно отдадим восстановлению родного
Донбасса и, ломая все’ сопротивления, как

но перевыполним установленный прави-

первые шаги по восстановлению

Мы снова взяли В

оружия и виселицами превратить совет-
ских людей в бесоловесных рабов. Не
вышло. Украина и её столица — Киев
были, есть и будут советокими. Свобо-
холюбивый украинский народ, следуя
традициям славных наших предков —
Дмитрия Байды, Северина Наливайко,
Ивана  Богуна, Богдана Хмельницкого,
стойко боролся с немецкими захватчика-
ми. Он знал, что братский русский народ
поможет,

Кошмар sseperoro разпула’  навеетда
миновал для киевлян. 6 ноября 1943
года, под Вашим мудрым руководством,

независимость, героической борьбой за со-
ветскую власть, за социализм. за победу
над немецко-фашиетскими захватчиками
братский союз народов нашей страны.

Нашей борьбой руководит созданная ве-
ликим Лениным и Вами, товарищ Сталин,
славная партия большевиков.  Десятиле=
тиями партия Ленина—_Сталина воспиты-
вала нас, руководила нашей борьбой. Пар-
тия сплотила и подняла советский народ

а борьбу против немецких оккупантов.
Родная, великая партия ведёт нас в по-
следний, решительный бой за. окончатель-
ный разгром врага и полное очищение о-
ветской земли от фалпистекой нечасти.

Дорогой отец и учитель! После 2-летней
горькой неволи ещё сильнее разгорелась в
наших сердцах пламенная любовь к ма-
тери-Родине. Какое счастье быть свобод-
ным советоким человеком! Какое счаетье
бороться за великое дело Денина —
Сталина!

Налней свободой мы обязаны Вам, доро-
гой Иосиф Виссарионович, славной боль-
шевистекой партии, советскому гоеударст-
ву, нашей героической Красной Армии, ве-
ликому советскому народу. Мы горим же-
ланием отблагодарить Вас, наш отец и
друг, наш великий вождь и полководец.
Мы отдадим все свои силы делу быстрей-
шего очищения всей советской земли от
фангистской нечисти, быстрейшего 0свобо-
ждения всех советских людей от немецко-
то рабства. Лучшим нашим вкладом в
Сталинский фонд победы будет успешное
решение поставленной Вами задачи — в
кратчайший срок полностью ликвидиро-
вать последствия хозяйничания немцев в
Донбассе.

Вступая в 1944-й год, накануне 20-й
годовщины co дня смерти В. Й. Ленина,
мы — горняки области, носящей Ваше
имя, даём Вам —— великому продолжате-
лю дела Ленина — торжественную неру-
птимую шахтёрскую клятву.

Клянёмея Вам, товарищ Сталин, что
Bee силы свои и разум и волю мы

От партийного

Дорогой Никита Сергеевич!

Собрание актива  Киевокой городской
парпийной организации, первое собрание
после освобождения нулиего города от фа-
шистских захватчиков, шлётг Вам, руко-
водителю большевиков Украины, свой горя-
чий болыпевистекий привет.

Первое Halle слово — слово глубочай-
шей блатодарности великому вождю това-
рищу Сталину и славной Красной Армии
за освобождение нашего любимого города
от немецко-фашистекито ига. От веей душа
приветствуем старшего нашего брата —
великий русский народ. © помощью `кото-
ого Украина освобожлается ‘от ненавист-
ного ига гитлеровской неволи.

Озверевшая фалпистекая ‘орда, оставляя
Киев под могучими ‘ударами героической
Красной Армии, превратила ето лучигие
улицы в груды развалин и пепла, разгра-
била значительную часть фабрик и заво-
дов, уничтожила культурные и лечебные
учреждения. Тыюячи киевлян зверски за-
мучены, & еще большее число их вывезено
на каторгу в Германию.

Ham родной. Киев свыше тысячи лет
стоит сфеди широких украинеких полей
нерушимой крепостью на высоком берегу
полноводного Днепра. Никогда не оклонял-
ся он перед многочисленными врагами. Не
колебался он и в тягчайнгие дни фашиет-
ской оккупации. Не сломили его воли к
борьбе, не пошатнули его верности союзу
соретеких народов гитлеровские варвары
и их приспешники — подлые: украинские
националисты. Киев был и всегда будет
свободным и могучим сердцем Советской
Украины. Немецким грабителям не удалось
покорить, поставить на колени свободолю-
бивый украичекий народ. Красавец Киев,
под Вашим руковолством, Никита Сергее-
вич, как и вся Советская Украина, стал
могучей индустриальной крепостью, луч-
ней из лучших столиц республик Совет-
ского Союза.

Лучшие сыны и дочери. украинокого

ломает их руководимая Вами победоносная
наша Армия, в 1944 году мы значитель-
тельством план ввода основных Шахт в
эксплоатацию.

Елянбися Вам, товарищ Сталин, что,
подняв знамя всенародного социалистиче-
ского соревнования, мы будем увеличивать
добычу из месяца в месяц, изо дня в день
и дадим промышленности и фронту столь-
ко угля, сколько понадобится для быст-
рейшего и нарастающего наступления на
ненавистного врага, для уничтожения, гер-
манских вооружённых сил, для полной и
окончательной назтей победы над фалиизмом.

Слово шахтёра — крепкое слово. Може-
те положиться на нас, товарищ Сталин.
Донецкие шахтёры Вае не подведут. Дон-
басс живёт, Донбасс борется, Донбасе по-
беждает;

С новым годом, дорогой наш Иосиф Вис-
сарионович! От всей души желаем Вам

доброго здоровья и сил На МНОГИе, МНОГИЕ   „рода, следуя славным традициям мужест-
годы! венных своих предков — Гонты и Желез-
няка. КВривоноса, Богуна, Наливайко и
Шорса, Боженко и Пархоменко, Богдана

Умельницкого, шли в ряды красных пар-
тизан, чтобы всеми силами мстить врагу.
Сотни тысяч фашистских головорезов на-
шли себе могилы wa CopercKoi земле.
Киев снова и навсегда наш. С первого
же дня освобождения от фалтистского ига

Тысячи будущих строителей
и металлистов

ХАРЬКОВ, 3 января. (По телеф. ‘от
соб. корр.). В учебных мастерских ремес-
ленного училиша № 10 и в цехах Харьков-
ского электромеханического завода, при
котором сушествует это училище, обучает-
ся специальностям слесарей, токарей, куз-
нецов, электриков 1.000 мальчиков и дево-
чек. Руковолят обучением опытные мастера
и воспитатели, многие из которых прибыли
на Украину из ремесленных училиш Урала
» Сибири. Всё оборудование училища № 10
сделано руками учеников и мастеров-
воспитателей.

Будущие строители и металлисты для
возрождающейся промышленности индуст-
риального Харькова готовятся также в
крупных ремесленных училищах и школах
ФЗО, созданных на Харьковском трактор-
ном заводе, на заводах «Свет шахтёра»
и других.

Школы ФЗО города уже в апреле 1944

ГОРЬКИЙ, 3 января. (По телеф. от соб.
корр.). Каждую неделю в кузнечном корпу-
се автозавода имени Молотова проводятся
«технические четверги» старших и сменных
мастеров. На них мастера обсуждают вопро-
сы механизации работ, улучшения техноло-
геи и высвобождения рабочей силы.

В четверг, 23 декабря, на собеседований
выступил с докладом мастер т. Чемпалов.

— На своем участке, — рассказал он, —
мы проводим значительную механизацию ра-
бот. Например, между молотами и нагрева-
тельными печами установлены три траковых
конвейера. С их помошью нагретые заго-
товхи будут автоматически подаваться к мо-
лотам. Упрощается и технологический про-
цесс- изготовления передней оси грузовых

ляров, бетонщиков, каменщиков.

ы———д ини

СТАЛИНУ

От партийного актива гор. Киева,

Красная Армия блестяще заверптила оше-
рацию по освобождению Киева. Уже на
третий день освобождения прозвучал пер-
вый гудок завода «Ленинская кузница»,
призывая киевлян к восстановительных
работам. Велед за «Ченинской кузницей»

стали в строй заводы  «Трансситнал»,
«Красный экскаватор», завол ИМ.
Сталина, им. Дзержинокого,  железнот-

рожный узел, молочный комбинат, хлебо-
пекарни и ряд пругих предприятий. Во-
зобновили работу 52 школы, 10 Goms-
ниц, 16 поликлиник, 13 консультаций,
4 детских больницы, открыты 116 мага-
зннов и 1.540 столовых общественного
питания. За полтора месяца  отремонти-
ровано 2.841 жилое помещение,

Студенты и профессора  встретилиет
снова в аудиториях ‘университета, меди-
цинского, педагогического, строительного
и гидро-мелиоративното институтов.

На улицах и в квартирах громкоговб-
рители извешают о новостях из Москвы.
В городе работают 7 кинотеатров и 3
музыкально-драматических театра. Начаз
работу Дворец физкультуры.

Однако, впереди ещё много работы.
Мы руководствуемся Вашими указаниямр
о том, что в районах, где временно хо-
зяйничали фаптистекие погромщики, нам
предстоит возродить разрушенные — горо-
да и сбла, промышленность, транспорт,
сельское хозяйство, культурные учрежде-
ния, воздать для советских людей, избав-
ленных от фаптистского рабства, нормаль-
ные условия жизни.

Мы заверяем Центральный Комитет
Всесоюзной Коммунистической партии
(большевиков), Вас, дорогой Нант вождь и
учитель, что Киевская Партийная орга-’
низалия, руководимая Вашим соратником
Никитой Сергеевичем Хрущевым, прило-
жит все усилия к тому, чтобы возуожнс
скорее возвратить Киеву ero былов ве-
личие и красу, чтобы тем отблагодарите
Врасную Армию и помочь ей окончатель-
но раэгромить врата. Мы твёрдо верим в
то, что, блатодаря налим общим усили-
ям, Киев снова станет передовым и цве-
тущим городом Советского Союза.

Да здраветвует Советская Украина!

Слава героической Красной Apwun!

Да здравствует Всесоюзная  Коммуни-
стическая партия (большевиков)!

Слава великому нашему вождю, муд-
рому учителю, тениальному  стратегу и
полковолцу товарищу Сталину!

(Принято на собрании партийно го актива гор. Киева 27 декабря 1943 года).

СЕКРЕТАРЮ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков) УКРАИНЫ

Никите Серлеевичу ХРУЩЕВУ

актива гор. Киева,

руководством принялись за восстанови-
тельную работу. Первыми» пустили в ход
свои предприятия рабочие заводов «Лен-
кузница», «Транссипнал», имени Сталина,
имени Дзержинского, железнодорожного
узлз, хлебопокарен и ряда других пред-
приятий.

Воодушевлённая постановлением партии
и правительства о неотложных задачах по
восстановлению хозяйства освобожденных
районов, парторганизация города энергично
принялась за восстановление своего народ-
ного хозяйства, возобновление нормальной
жизни столицы, подняла массы на борьбу
за могучий индустриальный Киев.

3a полтора месяца, прошедшие со дня
освобождения Киева от ‘чемепких оккупая-
тов, пущены в ход свыше ета предприятий,
которые помогают Родине громить и уни-
чтожать ненавистного врата.

Уже начали свою работу Киевский
мелицинский институт и ряд других учеб-
ных и научно-иселедовалельских инстигу-
тов, 52 школы, 22 больницы, 16 поан-
клиник, амбулатории, консультации, почта,
телеграф, радиоузел, кино, драматические
театры, & также ряд других предприятий
и) учреждений.

‚ Население беззаветно, с чувством совет-
окого патриотизма, работает над восстанов-
ление города. В самый короткий сроки
полноетью мы восстанових разрушенное
немецко-фаптистокими захватчиками хозяй-
ство нашего города.

Под руководством ЦК ВЕП(б). пол води-
тельством товарища Сталина партийные и
непартийные большевики Украины bopo-
лись и продолжают бороться за освобожде-
ние родной страны от немецких оккупан-
тов. Боевые, овелнные славой знамёна
несёт наша героическая Красная Армия
вперёд, на Запад, освобождая полных
братьев и костёр. Мы, большевики Киева,
сделаем всё, чтобы дать нашей Красной
Армии больше продуктов питания, одежды
и обуви, дать всё, чтобы ускорить час
разгрома гитлеравекой Германии.

Слава нашей героической Красной Армии!

Ла здравствует Союз. бралеких народов
нашей Родины!

Да здраветвует верный соратник Ста-
лина — руководитель большевиков Украя-
ны Никита Сергеевич Хрущев!

Ta здравствует великий полководец,
Маршал Советского Союза — мудрый Ста-

киевляне пол Вашим, Никита Сергеевич,   лин!

{Принято на собрании партийного актива г. Киева, 27 декабря 1943 г.).

› Технические четверги“ мастеров

машин. Вместо девяти операций на ней бу-
дут проводеть только две. Это высвободит
две единицы оборудования и б рабочих.
Проведение всех намеченных мероприятий
гысвободит на участке 17 проц. рабочих.

На техническом четверге 30 декабря с. со-
общением выступили старший мастер ко-
вочных машин т. Просеков и механик цеха
т. Лейфер. Они также рассказала об инте-
ресном опыте механизации работ и высвобо-
ждения рабочей силы.

На очередном техническом четверге ма-
стера намечают обсудить проект слияния
двух участков. Это мероприятие должно
ускореть путь прохождения деталей m co-
кратить время их обработки. у