м
Но,
pe

и
att

Ac

ie
ит

re
i

CPERA, 5 ЯНВАРЯ 1944 г. № 4 (3306)

цюбинский.

В ОСВОБОЖДЕННОМ ЖИТОМИРЕ. 1. Подбитый немецкий танк на улице города. 2. Hamu артиллеристы

Белая Перковь

Войска 1-го Украинского фронта вновь лён. Чтобы

спасти  положенне, немцы

одержали серьёзную побелу над немцами.  двинули в контратаку танки. Немецкие

Советский стяг взвилея над Белой
BORE — городом, расположенным в
вилометрах от Виевз, на железной дороге
Фастов-_Знаменка.

Нотеряв Коростень и Житомир, лишив-
MHCh MHOTHX сильных опорных  пунЕтов
своей обороны, ряда важных . железно-
дорожных линий, в том числе железно-
ДороЕного треугольника jhurownp—hopo-
стень-—Новограя-Волынекий, германское
‘коузндование стало лихорадочно  уБреп-
УЯтЬ Свои позиции, расположенные к юго-
запаху от Биева. Сода были подброшены
резервные части, значительное количеет-
во танков, артиллерийских и  миномёт-
ных батарей. Было очевилно, что гитле-
ровцы всеми силами етараютея удержать
этот район, как выгодный исходный
пунет для фланговых контратак, прееле-
дующих цель сдержать стремительный
натиск Прасной Армии. Однако этот замы-
fel немщев потерпел полную неудачу.
Уже занятие нашими войсками  Сквиры,
при котором немцы понесли тяжёлый
урон в живой силё и технике, предвеща-
20 провал маневра противника. Волед за
Тем побледовал мощный комбинированный

yaad Bolick генерал-лейтенанта Жузченко,
- Тенерал-майора Авдеенко и генерал-майора

Мартиросян по важному опорному пункту
обороны немцев — Белой Церкви. В ре-
зультате четырёхлневных ожесточённых
боев и завернающего штурма немцы бы-
хи выброшены из порода.

Вмесле < пехотинцами Красной’ Армии,
славу побелы под Белой Церковью разде-

зяют в основном наши

епте

Цер-  бронированные машины были встречены
99 интенсивным — огнём

противотанковых
орудий. Контратака we удалась. Следо-
вавшая за танками немецкая пехота вы-
нуждена была залечь, а’затем отхлынула.

Наступление на Белую Церковь про-
должалось. Нашим командованием был
проведён маневр,  дезориентировавший
немцев, заставивший их стянуть силы на
второстепенный `учаеток, где, как поед-
ставлялось врагу, предстоит наш глав-
ный. удар. Между тем  действитель-
ный главный удар намечалея на соеед-
нем участке и был здесь для немцев
полной неожиданностью. В ходе белоцер-
KOBCKOH операции части Красной Армия
раз  юдемонстрировали высокую
боевую выучку, что в сочетании с отва-
гой советских бойцов, их упорством в
разрешении поставленных перед ними 38-
дач обеспечило победу над врагом.

Бои перенеслись на подступы & Белой
 Церкви. Настунаватие предприняли обходное
движение, поставизанее пол ‘утрозу фланги
немцев. Наши части полковой вытянулись
вокруг Безой Церкви, при чём концы под-
ковы имели тенденцию к лальнейпему вы-
 хвижению.  Олновременно наши войска
‘ынергично атаковали немецкие позиции не-
посредственно перед городом. Бои носили
яростный характер. Немцы обороняли каж-
дый квадратный метр территории, неотно-
[брате переходили в контратаки. В бой бы-
ли введены все наличные силы противника.
Как стрелки были использованы саперы,
  солдаты аэродромного обслуживания, 0903-

артиллеристы.   ники. Налги- войска, неумолимо тесня про-

Это они своим огнём сумели разгромить тивника, продвигались & тородским окраи-

Revenue узлы

сказать, что немцы соорудили в районе
Белой Церьря мощные
HUH долговременного. типа. Вражеские по-
зиции были прикрыты широкими миняы-
&н полами; Немепкая оборона была обильно
насышена огневыми средствами. Здесь
немпами были, между прочим, иопользо-
ваны перелвиеные металлические лоты-—-

Ня ыв колпаки. В расчеты,
возлагавигиеся немпами на свою техняку,
не оправлалиеь. Шквальный огонь налтих
батарей подавил и деморализовал немей
кую оборону. `Аттиллерийская дуэль бы-
стро закончилась в Нналгу пользу, совет-
cere батареи одну за другой гасили не-
хепьие огневые точки. Немецкий перед-
ний край затянуло, черной полосой, нз ко-
торой вопыхивали Тысячи молний. По
сигналу напги батареи перенесли огонь в
тлубкну вражеского расположения. Велед
38 огневым валом пошла в атаху пехота.

Пехотинцы двигались пб размякшему
снегу, проваливаясь по колена в грязно-
буюй жиже. Помимо  бесчиеленных ис-
Бусственных препятствий, воздвигнутых
немцами, пришлось ‘преодолевать метед-
ролопические труднести. `Й тем не менее
наступательный порыв  Halinx воинов
был настолько высок, чт0  расетояние,
отлелявшее бойцов от немецких траншей,
было преодолено в рекордно ежатые сро-
ки. Кое-гле оживали казавивиеся ‘ подав-
ленными немецкие дзоты. Подвижные от-
рялы немедленно блокировали их, и тем-
пы наступления не замедлялись.

Первый немецкий рубеж был преодо-

сопротивления, препраж-, нау. Уже вилны были дома Белой Церкви,
давшие путь настунаютщим войскам. Надо

гуже можно было различить дым пожарищ
 в центре. Вот передовые наши части во-

укрепленные ЛИ-  злись на улицы, Бойцы увидели, как и

в десятках ранее освобождённых горотов и
еёл, ужаеные следы немецкого  хозяйни-
чанья — руины, обугленные стены домов.
Белая Церковь — прекрасный зелёный
украинский горох — предстала перед ними
поруганная врагом, разораённья дотла. Но
немцы не хотели отдавать и развалин. Они
стреляли из-за каждой стены, из каждого
похвала. На перекрёстках ‘были устроены
завалы, © чердаков уцелевитих зланий ©стро-
чили пулемёты. Улипу за улицей приходи-
лось очищать птыком и гранатой.

В раэтар уличных боев концы затнутой
вокруг Белой Церкви полковы устремились
навстречу друг другу — наши части усили-
ти нажим на флангах. Чёлкость взаимодей-
ствия наших частей, их прекрасная манез-
ренность заставили немцев отступать, бр-
cas оружие. 4 января Белая Церковь
была освобожиена. Осыпаемые ударами на
флангах и в центре, немцы понесли огром-
ные потери.

Древний украинский город вновь вер-
нулся в рюдную советскую семью.

Наступление продолжается. Наши части
идут вперёд, и гром советских орудий в0з-
вещает близкое освобождение советским го-
родам и деревням, ещё томящимся под вла-
стью немецких извергов.

А. АЛИНИН,

‚ спец. корреспондент «Известий».
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 января.
Е.

Партизаны, дважды Герои Советского Союза

Сегодня опубликовал Указ Презихиума
Верховного Совета ОСОР 0 награждении
Гевоев Советского Союза т.т. С. А, Ков-
паха и А. Ф. Федорова второй  мелалью
«Золотая Звезда». На родине награжлён-
ных будут установлены их бронзовые
бюсты. :

Имя Еовпака известно по всей Украи-
не. Его хорошо знают и партизаны,
население. Недаром фашисты  разбрасыва-
IH листовки, в которых обешали за го-
ву Ковпажа 500.000 марок.

Районный работник из Путивля, ста-
рый член партии, 62-летний Сидор
Артемьевич Ковпак ушол в партизаны с
первых дней Отечественной войны. Опыт
партизанской борьбы, приобретённый
Сяхором Артемьевичем ещё в  граждан-
скую войну, очень ему пригодилея. Ws
Ушедией с ним в лес небольшой групи-
ви людей вырос крупный отряд. Это грозная
сила, которой очень боятся немцы. Много
крови испортил Корпак немецкому командо-
ванию, много он со своим отрядом истребил
живой силы и техники противника.

Строгий и требовательный командир,

к

Вооруженцы — ко Дню Красной Армии

ГОРОД Н., 4 января. (По телеф. от
606. корр.). Из месяца в месяц увеличи-
вает выпуск грозного оружия коллектив
артиллерийского завода, где директором
Герой (Социалистаческого. Труда тов. Бы-
ховский. Досрочно завершив годовую
программу, завод последние: пять дней
1943 года отгружал ва фронт боевые ма-
щнины сверх плана. С первого дня нового
года завод продолжает работать строго
по графику. у
’ Готовясь достойно встретить День Крас-
ной Армии, вооруженцы приняли вчера
вовые, ещё более ответственные  обяза-

Сидор Артемьевич Ковпак в личных OT-
ношениях необыкновенно мягок,  по-то-
варищееки внимателен и отзывчив.
>
Алексей Федорович Федбров остался в
терманском тылу для Формирования пар-
тизанских отрядов и борьбы с гитлеров-

и! цами на Украине. Сейчас партизанекие

отряды тов. Федорова охватывают не-
сколько украинских областей. Не одну
сотню вражеских зшелонов на важней-
ших магистралях пустили партизаны тов.
Федорова пол откос, несколько крупных
железнодорожных узлов уничтожили они,
взорвали десятки мостов.

Население всюду встречает тов. Федо-
рова и его партизан е величайшей  ра-
доетью. Целые семьи примыкают к ero
отрядам, хороню вооружённым, главным
образом за счёт трофейного оружия.

Наша страна гордится своими славны-
ии сынами — партизанами, дважды Те-
роями Советекого Союза тт. Ковпаком и
Федоровым.

тельства. Решено к ‚23 февраля сверх про-
Траммы оснастить вооружением несколько
частей. Вооруженцы обязались также обу-
чить вновь и повысить квалификацию 2 ты-
сяч рабочих, сэкономить 3 миллиона рублей
от внедрения ращионализаторских предло-
женай, перевыполнить задания по росту
производительности трула ит. д.
Коллектив завода взялся досрочно вы-
полнить все заказы по изготовлению за-
пасных Частей к тракторам и комбайнам.
Три ремонтных бригады посылаются в
подшефные МТС, для них
инструмент, материалы, детали.

проезжают

Привет! -

Сеголня Советская Украина — именин-
ница. Указы Презадиума  Верхесного Co-
вета СОСР, печатающиеся сегодня, за-
ставят сильнее забиться сердца украин-
цев на фронте и в тылу. С новой энергией
и отвагой пойдут в бой за великую роди-
ну вонны*укозинцы Ha всех фронтах, где
им доверено священное дело — защита
горячо любимой родины. С човой энергией
й хоблестью будут работать украинцы —
труженики героического тыла, выполняя
указания великого Сталина. ‹

Легендарные сыны украинского  наро-
a. — Rosman u Федоров — стали дваж-
ды Героями Советского Союза, — слава
им! Ещё один отряд украннеких партизан
ходит в славную семью Гепоев. Привет,
товарищ Бовкун, Вам, захватившему пе-
теправу на Днепре и удержавшему её ло
подхода частей Красной Армии! Привет,
тоРарищ Цимбалист, Вам, пустившему под
откос 39 эшелонов врата, из них —
12 эшелонов лично!

Знаменитый учёный, всемирно из-
вестный своими работами академик Алек-
сандр Богомелец награждан высоким зва-
нием Героя Социалистического Труда. Jo-
рогей Александр Александрович, слава
Вам, руководителю украннокой советекой
науки, слава Герою!

Народные артисты Украины отмечены.
высоким признанием всего народа, — им
присвоено звание народных артистов СОСР.
Славные имена Амвросия Бучмы, Ивана
Паторжинского, Марьяна Крушельницкого,
Зои Гайдай, Марьяненко, Шумского, Хохло-
ва, Романицкого, Крамова, Василько, Ан-
дрея Иванова, Смолича, Ужвий известны
всему СОСР. Дорогие друзья! Пусть творче-
ство ваше ещё пгире расправит крылья, не-
сите народу высокое искусетво. сталинской
эпохи!

Трём художникам украинским присвоено
звание народных художников СССР. Василь
Васьян, Анатоль Петрицкий, Олекса Шов-
куненко, — их произведения неоднократно
были на крупнейших выставках, и они из-
взетны, Kak лучигие представители совет-
ской графики, живописи, театрального
оформления.

Левко Ревуцкий налисал известную все-
му 00СР несню o Сталине (на слова
М. Рыльского). Пламенный патриот и вы-
сокого мастерства композитор, автор мно-
точиеленных произведений большой фор-
мы награждён званием народного арти-
ста CCCP. Новыми песнями, новыми сим-
фониями ответит композитор на высокую
награду.

Раецвел украинский народ под ленинско-
сталинским знаменем. Все лучигие чувства
человеческой души засверкали драгоцен-
ными каменьями. В единой семье советских
народов украинский народ дал многих лю-
дей, достойных высокого звания передово-
го советского человека. Воин, учёный, ар-
THCT, композитор, художник, — ‘сегодня
они именинники. Слава советской родине,
вскормившей их, слава Сталину, вырастив-

шему их!
Ю. ЯНОВСКИИ.

Соревнование киевских
й раменских колхозников

КИЕВ, 4 января. (По телегр. ‘от соб.
корр.) Киевский сельский район до вой-
ны был одним из передовых на Украи-
не. Его цветушие колхозы из года вгод
собирали обильные урожаи зерна, ово-
щей, картофеля, растили стада’ коров;
овец, свиней, ‘снабжали украинскую
лицу отборными продуктами. Славные
дела передовиков были известны далеко
за пределами республики. Колхозы-мил-
лионеры района были широко предетав-
лены на’Всебоюзной сельскохозяйственной
выставке.

На выставке зародилась замечательная
дружба киевлян с колхозниками Рамен-

ского района Московской области. Эта
дружба продолжалась свыше двух лет,
дала свой отличные ` плоды.

Теперь, когда колхозники Киевского
района с болышим трудовым рвением

взялись за восстановление разрушенного
немцами хозяйства, они снова вспомни-
ли своих раменских друзей. Районное со-
вещание представителей колхозов, брига-
диров, звенъевых, председателей сельсо-
ветов, директоров МТС,  смециалистов
сельского хозяйства обратилось к кол-
хозникам Раменского района с предло-
жением возобновить соревнование. Реше-
но послать в Раменский pation делега-
цию для обсуждения условий соревнова-
HHA.

Участники совещания при рассмотрении
плана весеннего сева внесли ряд прак-
тических предложений. Весной 1944 года
колхозы района намерены засеять ипло-
шаль, равную ловоенной. Как и прежде,
болыное место в плане сева занимают
ранние овощи. Ноэтому много внимания
колхозники отдают восстановлению пар-

никово - тепличчого = Хозяйства, = которое
считалось до войны образцовым.
Директор- Киевской МТС тов. Зеле-

новский сообщил, что из 30 тракторов
уже отремонтировано 15. К началу сева
придёт помошь из восточных районов—
10 тракторов,

— Полные любви к братскому pyc-
скому народу. заявили киевские кКол-
хозники, — с помощью великого русского

цветущими, обретём достаток и славу.

по улицам Житомира. 3. Сожжённый немнами дом, в котором в конце прошлого столетия жил великий украинский писатель Ко-

Фото специального военного корреспондента «Известий» П. Трошкина. (Доставлено на самолёте).

На украинской земле

Украинский народ с честью выполняет
свой долг перед ротиной. Год тому назад в
условиях жестокой борьбы против немецко-
фалтистоких захватчиков украинский народ
вместе с братекими народами Советского
Союза отмечал знаменательную дату—25-
летие провозглашения советской власти на
Украине, подводил итоги своёй многове-
ковой борьбы за честь, свободу и незавиеи-
мость.

Приветствуя от имени ЦЕ ВЕЛ (6) и Сов-
наркома СССР украинский народ с днём
25-летия провозглашения советской власти
на Украине, товарищ Сталин и товарищ
Молотов отметили, что «Рерные сыны и
дочери украинского народа доблеетно cpa-
жаютеся в рядах Краеной Армин, самоотвер-
женно трудятся в советском тылу, героиче-
ски борются в партизанских отрядах, под-
готовляя полное освобождение родной зем-
ли от оккупантов».

Это знаменательное событие совпало е
правительственным сообщением о том, что
Части Юго-Западного фронта вступили в
первые  освобождённые ими украинские
сёла.

Весть о начале освобождения Советской
Украины от немецких захватчиков молние-
носно облетела все уголки Советской стра-
ны, охватила неописуемой радостью сердна
всего украинского народа, воодушевила его
на ещё более славные подвиги во имя po-
WHHL.

Это было год тому назад. За это время
героическая Врасная Афмия под мудрым
руководством великого Сталина нанесла
врагу ряд серьёзных поражений, полно-
стью освободила от немецких захватчиков
всю левобережную часть Советской Украи-
ны. Освобождены Харьков и Днепропет-
ровек, Сталино и Ворошиловград, Запорожье
и Полтава, Сумы, Чернигов и Житомир,
освобождена славная столица украинской
земли — Виев.

Ценой ‘огромных потерь врату удалось в
первый период войны захватить Украмну,
но ему не удалось покорить и сломить гор-
дый дух свободолюбивого украинского на-
рода, как не удалось и сломить его волю к
сопротивлению. На территории Украины,
временно захваченной немцами, нет жизни
врагу от караюшей руки народных мстите-
лей.

Отрашные следы своего двухлетнего гос-
подства оставили фашистские варвары на
освобожденной Красной Армией украинской
земле. Только в одном Киеве фашистские
палачи истребили свыше 100.000 жен-
щин, стариков и детей, более 30.000 — в
Харькове, свыше 22.000 — в Днепропет-
ровске и 50.000 —в Мариуполе и сотчя
тысяч советских граждан в других городах
и сблах Украины.

Черна изрезанная воронками и пен-
лом пожарищ украинская земля, измучены
немцами ныне освобождённые из фапист-
ской неволи люди. Но как только сти-
хают, удаляясь на запал, пулембётная дробь
и грохот снарядов, из оврагов, лесов и уще-
лий, по узким тропинкам между минных
полей стекаются изнурённые в фанистской
певоле жители — хозяева своей священной
земли.

Ещё дымят руны  подожженных в
взорванных немпами домов, 2 жизнь на
освобождённой Красной Армией  изранен-
ной и опустошённой врагом земле начи-
нает возрождаться.  Восотанавливаются
транспорт и лороги, фабрики и заводы,

а

М. ГРЕЧУХА
Председатель Президиума
Верховного Совета УССР

oo

тростанции, водопровод,  прамвай. Or-
страиваются города и сёла, восстанавли-
ваютея больницы, пекарни, столовые. В
‘колхозы и совхозы прибывает CROT, эва-
куированный в CBOE время в тлубь етра-
ны, возвращаютея в МТС тракторы и
вельскохозяйственные машины.

Возрождаютея разрушенные Харьков и

Внев, из пепелиш встают Полтава и
Чернитов, обновляются Вюрошиловград и
Сталино, Днепропетровск, Запорожье,

Сумы. Один за другим поднимаются и:
руин, встают в строй промышленные
предириятия, выпуская для нужд obopo-
ны ‘страны необходимую продукцию.

Во всех городах и районных центрах
с первых дней заработали столовые, пе-
карни, бани, и прачечные. В одном толь-
KO арькове открыто 165 столовых,
которые питают свыше 100 тысяч тру-
дящихея. Кроме Харькова, восстановлено
трамвайное движение в Днепропетровеке
и в Мариуполе. В ближайшее время бу-
дет пущен трамвай в городах Сталино,
Bopomuaonrpage, Запорожье, Чернигове,
заканчивается подготовительная работа к
началу трамвайного ‘и троллейбусного дви-
жения в Киеве.

Основное внимание было уделено быст-
рому восстановлению железнодорожного
транспорта, шоссейных и грунтовых дорог,
искусственным сооружениям на них. Сей-
час ужё по всем железнодорожным маги-
стралям освобожденной Украины пошли
поезда. Приводятся в прежнее состояние
все грунтовые и шоссейные дороги.

Быстрыми темпами восстанавливается
разрушенная врагом угольная и металлур-
гическая промышленность Донбасса и При-
днепровья. По Советской стране идут десят-
ки эшелонов прекрасного донецкого антра-
цита. За три месяца после освобождения
Донбасса от немецких оккупантов горняки
треста «Сталинуголь» выдали на-гора око-
ло одного миллиона тонн угля,

Залымили. трубы мартеновских печей.
В Енакиево восстановлены и уже даюг ме-
талл 2 доменных печи. С каждым днём всё
больше и больше булет давать металла про-
мышленность освобожденной Украины.

В первые же дни после изгнания нем-
цев была организована почтово-телеграф-
ная связь с областными центрами Украи-
ны и рядом районных центров. В настоя-
щее время заканчивается работа п вос-
становлению телефонной связи между
всеми освобождёнными областями Украины.

Забурлила жизнь на колхозных Хворах.
В Харьковской, Ворошиловградской, ОСта-
линской, Сумской, Полтавской, Чернигов-

ской, Запорожекой, Днепропетровской и
Киевской областях уже восстановлено
свыше 500 МТС, в которых собрано около
14.000 — тракторов. — Восстанавливаются

ското-птицефермы. Полным ходом идут
обмолот уцелевшего урожая и подготовка
к весеннему севу.
Исключительно большое. внимание и
конкретную помощь трудящимея освобож-
денных районов Украины оказывают пар-
тия, советское правительство, трудящиеся
братских республик страны. НА призыв
товарища Сталина 06 оказании помощи

шахты и МТС, колхозы и совхозы, элек- районам, пострадавшим от немцев, горячо

откликнулись трудящиеся Ярославля, Ар-
хангельска, Горького, Кузбасса, Башкирии
и других братских городов, областей и рес-
публик. Шахтёры, металлурги, горняки,
машиностроителн Кузбасса помогают Дон“
бассу инструментами, горным оборудова-
нием, запасными частями. Шахтёры Ста-
линска отправляют горное оборудование.
Шахтёры Прокопьевска собирают запас-
ные части для Донбасса < оказывают
материальную помощь шахтёрам освобож-
денных районов. Трудящиеся ярославских
фабрик и заводов, кроме выполнения сроч-
ных плановых заказов для возрождения
всесоюзной кочегарки, выделяют машины,
станки, моторы, электроаннаратуру, запас-
ные части, инструменты, промышленные
и строительные материалы. Кроме произ-
водственного оборудования, трудящиеся
Ярославской области направляют в Донец-
кий бассейн предметы домашнего обихода.

Как только был освобождён Харьков, ра-
бочие, инженеры и служащие одной из
строек Далынего Востока собрали 800 ты-
сяч рублей в фонд восстановления Харько-
ва. В другом конце страны, в Архангель-
ске, были заготовлены и посланы в пода-
рок харьковчанам 200 вагонов строитель-
ного леса. Велед за ними пошли ещё 310
вагонов. В далёкой тайге советские люли
собрали для трудящихся Украины 8.000
штук разной посуды, много тёплых вещей.

Волхозы Башкирии выделяют для Воро-
шидловградской области 7.000 толов круп-
ного рогатого скота, 10.000 овец, 3.000
свиней. МТС и колхозы Казахской ОСР or-
правили на Украину 659 тракторов, 152
тракторных бригады, 200 агрономов. Не-
давно на Украине побывали делегации от
трудящихся Ленинграда, Кемерова. Челя-
бинска, башкирского, казахского и киргиз-
ского народов, доставившие производствен-
ное оборудование, строительные материалы,
& также подарки трудящимся освобождён-
ных городов и сёл Советской Украины в
воинам-освободителям. Всё, чем богаты эти
республики, посылали они в подарок своим
украинским братьям и сёетрам. Пребывание
делегатов братских народов в городах и с5-
лах Украины и в воинских частях украин-
ских фронтов вылилось в мощную демон-
страцию неразрывной дружбы всех народов
Советской страны.

Из руин и пепла встают возрождаемые
советским народом украинские города в
сёла, предприятия и колхозы. Трудящиеся
Украины знают: впереди ещё тяжёлые боя
за освобождение нашей земли от немецких
захватчиков, впереди гигантская работа по
ликвидации последствий гитлеровского на-
шествия на Украину. Много труда придётся
вложить в восстановление разрушенных го-
родов и сёл, заводов и фабрик, колхозов и
совхозов, больниц, институтов, школ.

Товарищ Сталин предупреждает совет-
ский народ, что «Ныне, когда Красная Ар-
мия бьёт врага за Днепром и пробивается к
западным границам нашей страны, было бы
особенно опасным предаться благодущию,
самоуспокоенности и недооценить серьёз-
ных трудностей предстоящей борьбы». Наш
народ ни на одну минуту не забывает этих
слов товариша Сталина.

В нерушимом союзе советских республик,
скреплённом кровью наших лучших сынов,
советский народ под руководством больше-
вистекой партии и великого Сталина
приложит все силы, чтобы очистить нашу
родную землю от немецких захвалчиков и
разгромить врага.

Город ХАРЬКОВ.

Путями великих предков .

Дубравы и вамыши, широкий и быет-
рый Днепр, белые, как снег, мазанки. Ме-
ста седой украинской старины. Её исто-
рия, гордость и слава. По бескрайним зэ-
порошенным снегом полям  правобережья
идут советские войска. Ночами на коротких
привалах бойцы слушают  неторонливые
рассказы седых стариков-—передающиеся
из ноколения в поколение-—0 том, как гет-
маны в этих местах скликали свою вольни-
цу, как в храмах освящались палаши перед
рубкой с наглым врагом, посятавшим на
землю украинскую, на её свободу.

Живой встаёт в этих дедовских пове-
стях образ великого тетмана Богдана
Хмельницкого: и

— Здесь, у Днепра, на берегах Тясми-
на, родился Богдан, — рассказывают жите-
ли села Субботов слышанное ими от своих
отцов и дедов. — В древнем храме крестили
его в холодной купели. В соседнем городе
Чигирине выступал Богдан перед народом,
поднимая его на борьбу.

Бои всё ближе подходили к селу Су0бу-
тов. Подразделения гвардии старшего лей-
тенанта Охрименко и. гвардии младшего
лейтенанта Рожкова были встречены пар=
тизанами. Партизаны поведали бойцам
древнюю легенду о том, что прах великого
тетмана покоится в родном селе. Они с00б-
или, что в этом селе тёмной ночью похо-
ронен дед-партизан Олеко, павиеий в б0ю с
немцами,

Партизаны вывели гвардейские подраз-
деления лесом к южным окраинам села
Субботов и указали им дорогу по балкам.

выделяются   народа мы снова сделаем наши колхозы  А перед утренней атакой агитаторы рас-

сказали бойцам про Богдана Хмельницкого.

В дыму, в грохоте артиллерийской ка-
нонады вставал новый день. Гвардейцы
пробирались всё ближе к немецким пози-
циям. Люди ползли, прижимаясь ко за-
твердевшему от
вые к броску, к яростному штыковому
удару- И сигнал прозвучал. Раздался клич
Охрименко:

— За родную Советскую Украину!

В другом конце звал гвардейцев в ата-
ку Рожков, j

С автоматами и винтовками, © граната-
ми и ручными пулемётами поднялись гвар-
дейцы. Подобно буре, ворвались они в не-
мецкие траншеи, расстреливали и кололи
немцев, били их прикладами, взрывали
гранатами. Где-то. сбоку строчил вра-
жеский пулемёт. Сержант Григорян вынес
свой миномёт на холм и прямой наводкой
Ударил по немецкому  пулемётному гнез-
ду. Пулемёт затих, восемь немцев оказа-
лись убитыми. .

Бой приближался к/Желу Субботов, пере-
небся на улицы села и стих на берегах ши-
рокой, как Днепр, поймы Тясмина. Остав-
шиеся в живых немцы бежали, не успев
спалить село и угнать население;

Земляки великого гетмана обнимали сво-
их освободителей, целовали их, благослов-
ляли Ha новые подвиги. Стихийно возник
митинг. Жители села Субботов впервые
услышали правду о победах Красной Армии
на правобережной Украине. Узнали, что
учреждён орден Богдана Хмельницкого.

Влохновляемые воспоминанием о вели-
ких предках, мужественно дерутся пехо-
тинцы, танкисты, артиллеристы на земле
украинской.

Е хутору Сотнинекий наши подвижные
группы прорвались неожиданно для врага.
Боясь принять открытый бой, немпы оста-
вили хутор. Но, прежде чем уйти, немцы

морозов чернозему, гото-  врывались в хаты, выгоняли население,

грабили имущество, бросали гранаты в по-
греба. В ответ на малейшее ослутание или
ропот звучала автоматная очередь. Тан-
кисты подобрали в хуторе 60 трупов жен-
щин, стариков и детей. На высоком кур-
гане, у свежей могилы мирных тражлан
состоялея митинг. Курган окружали тан-
кисты. Жительница хутора Елена Порофее-
ва сказала:

— Сыны наши, освободители! Мы ждз-
ли вас, как ясного солнышка в ненастную
погоду, как спасителей. Вы пришли. Но
многие не дождались вас. Они похоронены
под этим курганом. Они убиты немпами
только за то, что любили Украину, роди-
ну. Среди соседей моих, убитых немцамя,
68-летний Иван Баев, 50-летний Степан
Ильиченко- Сыны наши, отомстите за He-
винную кровь тех, кто похоронен под этим
курганом!

Танковое подразделение на боевых ма-
шинах пронеслось возле кургана и скры-
лось за деревней. На полном ходу тане
младшего лейтенанта Пастухова налетел
на немецкие артиллерийские позиции, под-
мял четыре орудия и раздавил гусеницами
больше сотни немцев. Немпы подожгли
танк. Пастухов с водителем старшим сер-
жантом Сёмёновым вылезли из машины и
застрелили ещё семерых немцев.

Л. КУДРЕВАТЫХ,
спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 января.