От Советского Информбюро
ОПЕРАТИВНАЯ СВОДКА ЗА 2 ФЕВРАЛЯ

‘
,

В течение 2 февраля на НАРВСКОМ
успешно развивать
числа УСТЬ-ЛУГА, МЕЖНИКИ, КРАКОЛЬЕ,
ФЕДОРОВКА, ДУБРОВКА, МОНАСТЫРЕК,

РОВНЯ, МАЛАЯ ПОЛЯ, НИКОЛЬЦИНА.

направлении наши войска продолжали

наступление и заняли болез 40 населённых пунятав, в том

НОВАЯ ДЕРЕВНЯ, ВОЛНОВО, ВАНАКЮЛА,
BOPOHOBO, YEPHO, КРИВАЯ ЛУКА, БО-

Южнее СИВЕРСКИЙ наши войска вели наступательные бои, в результате кото-

рых заняли ряд населённых пунктов.

Юго-западнее и южнее ЛЮБАНЬ наши войска с боями п

заняли населённые пункты ТИГОДА, НОВ

oh ia Fanti вперёд и
АЯ ДЕРЕВНЯ, НАНЕЖНО, ОЛЬХОВКА,

Западнее и юго-западнее НОВГОРОДА наши войска, презлолезая сопротивление

и нонтратаки
заняли нескольмо населённых пунктов.

противнина, продолжали вести наступательные бои, в ходе которых

Западнег НОВОСОКОЛЬНИКИ наши войска с боями продвигались вперёд и за-

няли населённые пункты МЕТАЛЬНИКОБО,
ТЕРЕШКОВО, БУЛАВИНА.

ВАШНОВО, ГОРЫ, ТУМАШИ, БОРЩОВО,

В течение 1 февраля наши войска на всех фронтах ‘подбили и уничтожили

85 немецких танков. В воздушных боях
64 самолёта противника.

и огнём зенитной артиалерии сбито

ik k *®

На Нафрвоком направлении наши войска
прололжали успешное наступление и заняли
более 40 населённых пунктов. Части H-croro
соелинения за день боёв истребили 1.200
немецких соллат и офицеров. Артиллерия,
позтерживающая действия пехотных ча-
стей, уничтожила 9 немецких танкоз, 6 ap-
тиллерийских батарей и 2 батареи шеетя-
ствольных миномётов. Советекие артилле-
риеты кроме того обстреляли отступазвание
колонны немцев и уничтожили 60 автома-
ПРИ г вражеской пехотой.

*

Южнее станции Оиверакий натти войска
зели настунательные бои и заняли рях на-
селавных пунктов. Овладев одним сильно
укрепланным узлом вражеской обороны, нз-
пти бойцы захватини 30 орудий, из них 4
самоходных типа «фердинани», 150 авто-
малпин, 5 мотопиклов, 30 тягачей с при-
пепами, 13 радиостанций, 15 склажв ©
боеприпасами, горючим и военными мате-
риалами, свыние 4 тысяч авиабомб и другие
трофеи. и

Юго-залатнее и южнее города Любань
панти войска с боями продвигались виерёл.
Бойцы Н-екой части, пробравшись через
болота, вышли в тыл немцам и разпромили
отстунающую колонну противника. На пеле
боя осталось о 500 вражеских трупов. За-
хвачено несколько шестистволыьных  мино-
УЗтов, много пулемётов, автоматов н до 200
повозок © военными грузами. Во другом
районе взята в плен значительная группа
титлеровцев, скрываюшаяся в лесах.

*

Западнее и  юто-запалнее Новгорода
немпы, полтянув крупные подкрепления,
неоднократно переходили в контратаки,
Чакти H-cxoro соединения отразили
контратажи гитлеровцев и, с боями прод-
витаясь вперёд, заняли несколько  насе-
лённых пунктов. Уничтожено ло 600 не-
мецких соллат и офицеров. На другом
участке наши подвижные отразы внезат-
ной атакой овладели опорным пунктом

противника и захватили 11 орудий и
тругие трофек.
Западнее Навосокольники наши  вой-

ска вели наступательные бои и, преоло-
левая упорное сопротивление противникз,
овладели несколькими населёнными пун-
ктами. На другом участке советские под-
разлеления перерезали шоссейную дорогу,
имеющую для немцев важное значение.
За, лень б0ёв уничтожено до полка пехо-,

3 железнодорожных моста, 80 мостов . на
грунтовых дорогах и уничтожили более
100 автомашин противника. Группа бело-
русских партизан совернтила налёт на не-
менкий аэродром. На аэродроме взорване
два бомбардировииика, склад с бензином и
уничтожено 29 неменких лётчиков и.
гитлеровцев из состава  аэродромной
службы.
*

В итабах немецких дивизий, разгром-
ленных на Ленинградеком фронте, захва-
чемо большое количество трофейных доку-
ментов. Эти документы свидетельствуют 9
том, это успептное наступление советских
войск опрокинуло все планы немецкого
командоважия и вызвало среди гитлеровцев
смятение и панику. 15 января командую-

щий Северной группой немецких армий re-;

нерал-фельдмаршал фон Кюхлер разослал
командирам соединений секретную  теле-
трамму за № 598/44, в которой говоритея:
«На Северном фронте противник начал
одновременно наступать в нескольких. ме-
етах. Напг фронт должен выиграть эту 060-
ронительную битву. Он это может сделать,
если армии с ещё больней ренгимостью, чем
это было хо сих пор, бросят в бой все свои
силы ло последнего человека...» Несколько
дней спустя такие же приказы издали
командиры немецких дивизий. Так, напри-
мер, командир 11 немецкой пехотной ливи-
зии обратилея к солдатам ео следующим
воззванием: «Солдаты! Тяжёлые дни при-
птлось пережить всем частям, которые. уча-
ствуют в боях с начала этой битвы южнее
Ленинграда. Советы хотят осуществить
прорыв на Гатчину. 99 их намерение
полжно быть сорвано. Занатая сейчас ли-
ния фронта должна удерживаться во что
бы то ни стала».

Немецкое командование прилагало все
усилия к тому, чтобы помешать совет-
ским войскам прорваться на Гатчину.
Однако Красная Армия успешно прорвала
оборону немцев, и теперь Гатчина   оста-
лась далека позади линии фронта.

Чемецкие войска под Ленинградом раз-
громлены и понесли огромные потери в
людях и технике. Солдат Хорет Гринберг
из 13 роты 540 штрафного батальона с9-
общил: «Наш батальон утром 16 января
в составе 800 человек прибыл в деревню
Тладино. Через два’
осталось только 70 человек. Вее осталь-
ные убиты, ранены или попали в плен».
Фельдфебель Make Хайлекер,  команлир
взвола 12 роты 391 полка 170 дивизии,

ты противника. Захвачены у немцев 8
исправных 105 мм орудий, 3 автомати-
ческих пушки, склад с боеприпасами,
вешевой склад и другие трофеи.

Советские лётчики крупными силами!
совершили налёты на ближние THI
противника и уничтожили 9 танков, д
40 орулий и 150 звтомашин © пехотой
и грузами. Прямым попаданием бомб

взорвано нять складов противника с б0е-

принасами и горючим.
*

Беторусские партизанские отряды ©

18 по 21 января пустили под откос 19 же-

лезнолорожных эшелонов противника. Раз-

бито 14 паровозов и 160 вагонов и плат-

‚ форм. За это жа время советские патриоты

огнём из противотанковых ружей вывели

из строя 13 немецких паровозов, взорвали

ЗЕНИТА

показал; «Артиллерия русевих била ва
часа по нашим позициям. Мы сидели в
землянках и с ужасом ждали, когда веб
это кончится. Офицеры под угрозой pac-
стрела нопналн нае в бой. Из общего ©-
става полка вернулось ‘обратно  тольк-
несколько десятков человек». Старший
вахмистр 2 зенитного’ полка 2 зенитной
дивиани Отто Зайщль рассказал: «Ham
полк был окружён
все орудня, мы пытались бежать, но ут-
POM снова попали в. котёл, из которогя
уже не было выхода. Немецкая армия по-
терпела. под Ленинградом ужасную. ката-
строфу». Подобных показаний можно бы-
ло бы приводить огромное количество,
Немецкое командование по приказу фон
Кюхлера бросало в бой все свои силы до
последнего человека. Олнако все попыт-
ви. немцев улержатьея нод Ленинградом
потерпели полный крах.

` Город. Ленина приветствует решение Верховного

Совета,

ЛЕНИНГРАД, 2 февраля. (ТАСС). Ленин:
гратцы с огремным вниманием следили за
холом работы Х сессии Верховного Совета
СССР. В цехах заводов и фабрик агитато-
ры проводили читки материалов сессия и
беседы.

С чувством утовлетворения воспринято
трудящимися города Ленина решение сес”
сии 06 ассигновании по бюджету 1944 го-
да на нужды обороны 128,4 миллиарда
рублзй. Елинолушное одобрение встретил
доклад В. М. Молотова о преобразований
Наркомата Обороны и Наркоминдела из 00-
шесоюзных в союзно-республижансвяе нар-
воматы. #

Горячо обсуждалея доклад  тевзриша
Молотова на заводе, где директором тов.
Azees.

СССР

— Преобразование Наркомата Обороны
и Наркоминлела — доказательство крепну-
щей силы советскаго государства, — гова-
put инженер-технолог Салов, — новое
свилзтельство торжества ленинско-сталин-
ской национальной политики.

— Законы, принятые сессией, продик-
тованы жизнью, — сказал электромонтер
укпаинен Сергеенко. — Сыны вевх совет-
ских народов на полях Отечественной Boit-
ны доказали свою  беззаветную предач-
ность родине, свое мужество. Они закаля-
лись, приобрели навыки в борьбе с вра-
гом. Теперь каждая республика имеет уже
свои кадры опытных командиров. Органи-
зация воинских формирований союзных
республик будет, несомненно, способствовать
дальнейшему укреплению нашей доблест-
ной Красной Армии.

Яркое свидетельство роста союзных республик

ТАШЕЕНТ, 2 февраля, (ТАСС). С огром-
ным вниманием трудящиеся Узбекистана
слелили за работой Х сеслии Верховного
Совета СССР. Сегодня на многолюдных
митингах на заводах, фабриках ив уч-
реждениях Ташкента оживленно обсуж-
тается локлад тов. В. М. Молотова о пре-
образовании Наркомата Обороны и Нар-
коминтела из общегоюзных в союзно-рес-
публиканские наркоматы. Решение сессии
по этому вопросу встречено узбекским на-
родом с исключительных потемом п еди-
нолушным одобрением. . ная

— Доклад тов. Молотова, — заявил на
митинге инженер Ташкентского текстиль-
ного комбината имени Слалина тов. Му-

Е Ее

саханов, — переполялет наши сердца ра-
достью и благодарностью советскому пра-
вительству, великому Сталину, Ведь имев-
но благодаря ленинско-сталинской нацид-
нальной политике союзные республики
выросли настолько, что теперь стало воз-
можно предоставить им полномочия в 50-
ласти внешних сношений и создать их
войсковые формирования.

Bee выступающие на митингах подчер-   ЛИ
Кивают, что эти преобразования ещё боль-

ше усилят мошь Красной Армии, ещё вы-
ше поднимут авторитет ‘СССР в глазах
всех свободолюбивых народов мира, 6щё
теснее скрёпят дружбу народов СОХР.

о  варской бомбартировае,

дня в батальоне.

русскими. Побросазв

Ве

Дозотой наш, ротной м любимый товА-
pam Сталин!

Это письмо мы, сталинтралцы, пишем
Вам накануне знаменательной  историче-
ской даты —^ первой годовщины зваэтрома
немцев пол Сталинградом,

2 февраля 1943 гола в нашем гороле
прознучал последний выстрел.  Величай-
mas в истории войн Сталинтралекая бит-
ва закончилась. Выдержав неслыханный
натиек отборных немецко-фашистеких
войск, Сталинтрад” выстоял ‘и’ ‘побёхил.

Теперь, когда мы, год спустя, вопоми-
наем; как это ‘было, сердца наши вновь
и вновь налполняютея гордостью за нат.
родной могучий город, чувством бестре-
дельной любви к Вам, наш  зеликий и
мудрый вождь, напр гениальный полково-
деп, организатор и влохновнтель всех слав-
ных побед героической Красной Армии.

В грехоте гигантских сражений, в огне
невиданных пожариш рождалаюь немерк-
нущая боевая слава сталинтралцев: Врат,
напоровитись на непреодолимое сопротив-
ление лоблестных защитников  волжекой

тверлыви, в дикой ‘злобе полверг город <

мноточислепнымх мирным наколением вар-

морализовать ряды сталинтралцев, сломить
  их сопротивление. Ижамя пожарищ бупю-
вало на улицах и площалжях, от взрывов
бомб и снарядов содрогалаеь  окутапная
дымом и пеплом земля. о...

Немпы уже трубили победу, уверенные
в том, что нет в мире силы,. которая мог
ла бы устоять против такого остервене-
лоте натиека.

рассчитывая `де-  ста’ возрожлевтия, Со Сталангралом сроднн-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ЧЕТВЕРГ, 3 ФЕВРАЛЯ 1944 г. № 28 (8330)

Письмо трудящихся Сталинграда и Сталинградекой области

ликому. вождю
товарищу

обветский земли и возвестившей миру бес-
армий.

Народы. мира назвали героическую 0б0-
рону Сталинграда чулом. Велех за чулум
обороны города сталингоадцы ‘начали тво“
рить чудо ето возрождения,

Восстановительные работы начались
сразу же, как только отгремели последние
залиты битвы. С поля боя и из районов тыла
возвратились на свои заводы старые кад-
ровые рабочие, пумовые вемепленно взяться
за восстановление разрушенного хозяйства.
4 февраля 1943 г. на площати Павигих
борцов, перед братекими могилами защит-
ников Царицына-—-Сталинтрада, мы торже-
ственно поклялись Вам, что не посчитаемся
-ви.-6 какими трудяюстями, натряжем вее
свои силы, всю свою энергию, чтобы бысет-
Тед - залечить. зияющие раны. любимого
‘торола. ея

И вот теперь, в качун первой годовщины
разгрома немцев, пол Сталинтгралом, мы пя-
нем Вам о том, как мы выполняем свою
клятву. : :

Вся страна защищала Стелинтрад, Bea
страна пришла нам на помошь и в деле

лось серлие каждого советского челювека,
поэтому каждый патриот нашей Родины,
каждый город, каждая братокая. республика
спелтили. на помощь израненному воляжко-
му богатырю. Из Архантгельена и Турвме-
нии, из Горького и Баку, со всех концов
‘нашей веоб`ятной Родины. пошли. эшелоны,
пруженные  строитольными материалами,
необходимыми для восстановления тгорода-

- Ню рано торжествовали врати. Юраеная
Армия, слерживая натиск гитлеровцев,
изматывала” и обескровливала  неменко-
фаптгистекие ‚лявизии. Каждый защитник
Сталиитграла сказал себе: «Будем стоять
паемерть! Велика налиа Родина, общирны
её юля, но отетупать ‘нам некуда, за
Вюлгой земли для нае нет». Сердиа Tépon-
ческих защитников  Сталингража оказа-
лись тверже немепкой стали, их стой-
кость и мужество — крепче хваленой не-
мыщой техники, их воля к победе —
сильнее смерти. В борьбе за город Сталина
в едином  могучем порыве слились. уси
лия воинов Красной Армии и трудящихея
города-героя, грудью вставших на. защи-
ту волжекой тверлхыни. Старые ветераны
прославленной обороны Царипына и моло-
oe поколение Октября, калровые рабочие
сталянграаеких заводов и служащие уч-
реждений, домохозяйки н старики — все
сталинирадцы от’ мала до велика вышли
на бой с врагом.

Непоюколебимая ‘стойкость и мужеетво.
советских людей творили чудеса, делали
нерозможное возможным.

Beat страна помнит подвиг тридцати
  трёх советоких чулю-богатырей, выютояв-
ших в единоборстве против семидесяти
вражеских тансов. Отважные войны уни-
 чтожили 27 танков врата, истребили 60-
  лее 150 титлеровцев и ‘не clam позиций
врагу. Налг народ будет вечно хранить
память о подвиге взвола советских авто-

тероя. В Сталипграл ‹‘ехалась армия строй-
телей, чтобы вновь. поднять ето из руин.
Так началаеь новая героическая `э-
ея — эпонея возрождения великого города
русской славы. - :
Вдохновленные всенародной братской
помощью, сталянградиы еще теснее силоти-
ли свои ряды, еще энергичное и дружнее
взялись за созилательный тоуд. Не описать
всех трудностей, которые. встали перед

нами в борьбе г чудовищной разрухейл Ири-

ходилось создавать заново все — OT жилищ
до сложных промышленяых агрегатов. He

Obl10 жилья — мы приопесабливали блин-

дажи и подвалы, требовались станки == мы
Лоставали их из-под развалян м со дна
Волги, нехватлаю траненорта — мы перено-
соили тяжести’ на своих нлечах. [iodo из
нас готов был на любые лишения BO имя
ролного города — так велика и неугасима
в серлнах стазлингралцев любовь к героиче-
скому городу, к ег земле, политой святой
кровью советеких людей. — у

Город очищался от трупов немецко-фа-
шистекюй мрази и вражеских мин. Нам
припглось закопать 147 в лишним тысяч
‚трупов немецких ‘солдат ‘и зофицеров н
обезвредить около. миллиона 200 тысяч!
вражеских мин н взрывоопасных единиц.
В Сталинтраде развернулись” работы на
стройках промышленных  предириятий;
электростанции, жилых домов, школ, боль-
ниц, детских садов м яедей,  городекого

матчиков во главе с младшим. лейтенан-
rom Калашниковым. Позиции, занимаемые
горсточкой наших ‘бойцов, штурмовал  це-
лый батальон гитлеровцев, 40 вражеских
бомбарлировщиков и несколько  артилле-
рийбких батарей. Но № дрогнули желез-
ные русские солдаты. Они сражались до.
  последней возможности, в неравном бою
пали омертью храбрых, но не пропустили
врата. Никогда He померкнет в истории
слава о доблестных ‘четырех бесстрашных
гварлейпах — Беликове, Алейникове, Bo-
лото и Сзмойлове, которые отразили ата-
ки 30 немецких танков, 0 тероях ста-
лингралцах Oapre Кювалевой, Симонове,
Познышеве, отдавших свою жизнь за род-
вой город. ‘

Оталинтралщы с блатодарнюстью велюмеи-
налот, Иосиф Вносарионоевут, Валтих боевых
соратяиков, товарищей Г, М. Маленкова и
Н. С. Хрущева, в тяжелые дни оеалы memo-
средетвенню рукозодивилих ‘обороной города,
прославленных генералов Чуйкова, Шуми-
  лова, Рокоссовского, Еременко, Толбухина,
Ватутина, Ротимцера. я других комантиров
Кракной. Аруни, пох волительством которых
воины Сталинграиа защищали  возжекую
тверлыню. jeune ИА

Чувства беспредельной любви к Рожине,
к Вам, редной чанг Иосиф Виссариюнович,
влохнювляли бойцов Слалинтрада на. беепри-
мерные подвиги в боэьбе е врагом. Сталине
град выстоял и победил потому, что во гла-
во его героической обороны стояли Вы, наш.
музрый вождь и учитель. Вы быти opra-
низаторем и вдохновителем великой победы
пох Сталянгралом, победы, положивлней
начало маюсовому изгнанию. немецко-фа-
шихтоких задватчиков с нашей священной

}

во лотюсода. трамвая. о

В дни обороны нашего города, когда
здесь, на ` волжеких берегах, решалась
судьба Родины, мы спрашивали друг дру-
та: «Ч ты сделал для обороны Сталин-
трала?» aie
~ Jeep, в ‘дни восстаповления, когда
Родина потребовала от. нас нового напря-
жения всех сил, мы говорим друг друту:

«Uro ты сделал для восстановления
Сталинграда?» :
По благородному почину работницы

Александры Черкасовой ‘все’ еталинград-
цы дружно поднялись на восстановление
родного города; На преднриятиях и B Y4-
реждениях формировались трудовые доб-
ровольческие бригады, которые после евоей
основной работы брали-в руки строитель-
ные инструменты и выходили на стройки.

путь, мы можем ‘© радостью ‘сказать, что
мы не потратили времени: даром. ‘
Немны варварски разрушили первенец
сталинокой
‘тракторный завод. ‘Они рассчитывали, что
никогда. больше ‘он. He поднимется над
Волгой. Но нет! Завод-воин вновь встает
из. руин. На. заводе занёво восстановаено

186 тысяч квадратных метров производет-

венных площадей, цех за цехом встают в
строй действующих, увеличивается выпуек
продукции с ‘маркой: «СТЗ».: Пять месяцев
подряд коллектив: завода ‘держит Bo -Bee-
союзном . социалистическом . соревковании
первую премию и переходящее Красное
Знамя ВЦСПС и Наркомата.

Огромным ‘разрушениям’ ‘подвергея пер-
воклаесный металлургический - завод «Врас-
ный Октябрь», на. территории которэго
тремежи особенно ожесточенные oon. Но

славный зажат разбойтичьей гитлеёровежой,

преоддлении трудностей,
  поставленной ‘цели служат примером для

..- Теперь,. оглядываясь на, пройденный.

пятилетки — Слалинтралевий`

СТАЛИНУ

ровно через ‘полгода после того, как У.
стен завода прозвучал последний выстрел,
в мартенах «Красного Октября» уже зави-
пела сталь. _ .

Вененые` бомбардировки с ‘воздуха, страт»
ные огневые налеты вражеской артилле-
рингвыдержала Сталгрэс, на терратории
которой упало 600 вражеских бомб’ и 900
артиллерийских снарядов. Но не прошло й
полутора месяцев! со времени окончания
разгрома немцев у стен Сталинграда, Kak
вновь засияли огни Сталгрэс, которые ©,
каждым Днем разгораются ярче и ярче.

Й так всюду, куда ни кинешь. взор.
Растут, возвышаются цехи завола «Барри-
кады», заводов имени Куйбышева, имени
Ермана, имени Сакко и Ваниетти, гидро-
тизного, метизного. комбината НЕПС и де-
сятков других. Уже несколько месяцев,
подряд фронт получает из Сталинграда
трозную боевую продукцию с надписью
«Ответ Сталинграла», и день ото дня по-
ток ee будет неуклонно увеличиваться.

В городе все шире развертывается жи-
лишное строительство. За год построено и
восстановлено свыше одиннадцати тысяч
домов, ло начала морозов жители ‘из холод-
ных, сырых подвалов, землянок и палаток
переселены в восстановленные жилища.

—Сталинтрадны энергично ‘налаживают
кульгурную жизнь города;  благоустраи-
вают быт. В городе работают 45 школ, 70
детеких садов, 13 больниц, 12 амбулато-
рий. медицинский институт, 5 кинотеат-

ов. 116: магазинов,   119 ‘столовых, 12)

хлебопекарен, 5 хлебозаводов; 3 мельни-
цы, маслозавод, кондитерская фабрика,

отремонтировано 32 километра водопровод-
ной сети, 22 водоразборных колонки, пу-
щена первая очередь городского трамвая,
регулярно из конца в конек герода кур-
сируют пригородные поезда и автобусы.
Работают почта и телеграф, все, городекие
районы радиофицированы и электрифини-
рованы. \

Сотни сталингралцев за боевые и тру
довые заслуги награждены орденами и Me-
далями Советского Союза: Сталинградеким
железнохорожнякам т.т... Атаманову, Gyp-
кову, Олейникову, Бондаренко, Латунову»
Навохокину. Голуб присвоено звание Героя’
Социалистического Труда. Ордена и `меда-
ли’ вручены. лучшим  восстановителям
Сталгрэс, 118 водникам, 58 связистам,.9
медицинским работникам, Тысячи сталин-
традцев, участников. героических боев 38
родной город, награждены медалью «За
оборону Сталинграда».

В ногу в0 сталингралцами идут и тру-
женики колхозной деревни нашей обла-
сти. Подвиги героев Оталинграда в 6010 и
в труде, их упорство ‘и настойчивость’ в
в достижении

всех’ рабочих, колхозников. и интеллиген-
ции Сталинградской области.

Воодушевленные победами Красной Ар:
мии, колхозные крестьяне, рабочие. МТС и
совхозов славно поработали в прошлом го-
ду, ‘ликвидируя последствия
разбоя в освобожденных районах, выращи
вая высокие урожаи полях. -

Немецкие изверги разорили и разграби:-
хи колхозы, МТС и совхозы ‘районов, пох
вергиихея оккупации. Многие деревни бы
ли уничтожены дотла, немцы разгромили
все культурные учреждения, забрали про
довольствие и скот, истязали и мучили
совзтеких казаков — сынов свободного тя’
хого Дона, угоняли их в рабетво,

Много труда пришлось приложить, что:
бы снова зацвела жизнь на освобожденной
земле. С первых же дней освобождения
колхозники, рабочие. МТС и совхозов,
сельская ‘интеллигенция с радостью’ взя-
лись за налаживание прежней хозяйствен-
ной ‘и культурной жизни: собирали и 06*
монтироваля‘ инвентарь,‘ строили мастер-
ские, животноводческие фермы. жилые 10-
ма, школы, больницы. К весеннему севу
нехватало семян —= немцы разграбили весь
хлеб. Тогда колхозники из своих личных
запасов собрали 97 тысяч пудов зерна ‘и,
таким образом, сумели засеять вею посев-
ную’ площадь. ^

Когда весной и во время уборки нояви-
лись затруднения с тягловой силой, кол:
хозники поставили в борозду личный скот,
но не дали уйти срокам вэсеннего сева.

Xoponm поработали’ наши рабочие ма-
шинно-тракторных станций освобожденных
районов. Немцы разорили в области 65 ма-
пинно`тракторных мастерених, изуродова-
Ли много’ тракторов, сельскохозяйетвенного
инвентаря. ‘Рабочие трудолюбиво‘и энер-
‘гично, по-сталинтралеки; боролись за воз-
рождение хозяйств овоих МТС, и теперь
У нас уже вступило в строй 60 маптинно-

Письмо подписали 546.348 т
ской области.

советского народа.

ремонтных мастерских, большинетве ROTO
рых ещё, с весны работает полным ходом,
Особзнно славно. потрудились на. восста”
новлении хозяйства _ коллективы Жугв-
ской, Бурацкой,  “боветекой “и Аксайской
МТС, которые раньше намеченных epoRos
закончили . восстановительные работы и
по-боёвому провели”, сельезкохозяиственный
год.

Немало” сделано колхознивами по восста-
новлению животноводства. B освобожден-
ных колхозах сейчас имезтся 960 живот.
новБодческих ферм. Заслуженаю  гордят-
ся своими успехами животноводы Нижне-
Чирского района, где в каждом колхозе за-
HOBO созданы молочно-товарные, овневол-
ческие и итицеводческие фермы с ‚облил
количеством около десяти тысяч голов ско-
та и 4.600 голов поицы. aries

В хуторах и еблах Придонья, вызволен-
ных 13 Фантистекого нлена, вновь зацве=
тает культурная жизнь: открылись п рад3-
тают школы. избы-читальни, клубы, боль-
ницы, амбулатории, детекие ясли и сады.

Победа Красной Армии под Оталинтра-
дом, радостные вести ¢ Фронта вызвали
ответные трудовые подвиги, зажигали
серлиа стремлением работать лучше и луч-
ше, чтобы плодами колхозного труда по“
мочь HAMM воинам ‘быстрее разгромить.
врага. В минувшем году, несмотря на не-
благоприятные климатические условия,
многие колхозы Ново-Анненокого, Раков-
ского, Урюнинекого, Камынтииского, Бу=
даринского, Ново-Николаевского и других’.
районов сняли хоропгие урожаи, достигав”,
тие ста и более пудов с гектара. Совхозы.
области сдали государетву хлеба больше,
чем намечалось планом, честно и авкуратве
рассчиталось по хлебопоставкам большин»
ство колхозов. В прошлом году наши колхо=`
зы дали государетву много мяса, овощей,
шерсти, масла, яиц, выполнив и перевы-.
полнив государственные планы поставок:

Мы также ‘позаботилиеь и 0`том, чтобы.
спять высокие” урожаи в 1944 roxy.
Осенью по почину лотовеких колхозникоа
в области началоеь движение за созлание
срошаемых участков, на которых можно
вырапивать высокие урожаи зерновых пря
любых условиях погоды. И сейчас сотив
колхозов деятельно тотовят участки 0роз
пгаемого земледелия: строят плотины, го-
товят поливной инвентарь, подготавливают
кадры поливальщиков. Большинство яроз
вого клина области обеспечено хорото подз
тотовленной почвой: в 1948 году мы вепа-
хали зяби в десять раз больше, чем в 1942
году.

Колхозники твёрдо решили 1944 гот
превратить в год высоких, стопуловых уроч
жзев на каждом тектаре. Мы понимаем,
дело это не лёгкое, оно потребует больпгих о
усилий. Но мы не пожалеем сил, чтобы
завоевать такие урожаи, дать в изобилии
хлеба фронту и стране.

Победные знамёна Красной Армия уже
развеваются за селым Днепром, наши слаз-
ные воины гонят врага на зацад, пяль 33

НеМЗЦКОГо   пядью очищая советскую землю от титлеч
POBCKHX захватчиков. Солнце полной побе-`
ды восходит над нашей Родиной.

Во мы помним, Иосиф Виссарионович,

Валти слова о том, что победа сама не приз

ходит, её надо завоевать. Враг ещё оконча-.
тельно не разгромлен и не добит, потре-

буется новое напряжение сил, самоотвер-

женная работа тружеников тыла, умелыв _
и рентительные действия Врасной Армит

на фронте, чтобы полностью и навечно сги-

нули чёрные силы фашистских разбойни-

ков с нашей родной советской земли.

Родной наш Иосиф Виссарионович,
Вам, нашему вождю и учителю, и в Вашем
лице нашей большевистской партии и в6е-
му советскому народу клянбися мы в канун
великой годовщины, что трудящиеся Сла-
линграда п Сталинградекой. области веегла
будут в передовых рядах борцов за своба-
ду, честь и независимость нашей великой
Родины.

Все свои силы, вею свою энергию мы
отдадим на помощь фронту, чтобы ешё и
ещё прогремела елаза о трудовой доблести
сталинтградцев — верных хранителей и
продолжателей ‘бессмертных традиций го-
рода — дважды героя, ‘

Примите наш привет и лучигие пожела-
ния здоровья и долгой жизни, дорогой
Иосиф Виссарионович!

Да здравствует наша великая Ротина!

Да здравствует  лоблестная Красная
Армия!

Да здраветвует волжекий богатырь —
героический Сталинград!

Да здравствует наш вождь, великий
Маршал Советского Союза, товарищ Сталин!

рудящихся города Сталинграда и Сталинград-

МОСКВА. КРЕМЛЬ — ВЕР

Дорогой товарищ Сталин! Первое слово
безграничной любви и преданности мы,
комеомольцы и молодёжь свободного Гомеля,
обращаем к Вам, великому вождю и. полко-
водцу советского народа. Примите; любимый
Иосиф Виссарионович, наш пламенный при-
вет от всей дуги и сердца.

Мы преисполнены глубокой’ блатподар-
ности к. Вам, наш родной отец, за оево-
бождение многоетрадального Гомеля от
ига неменких захватчиков.

Впервые после тёмной ночи немецкой
оккупации мы собрались евободно на город=
ское. собрание комсомольцев и молодежи,
чтобы обеулить салачи по. восетановле-
нию родного Гомеля — колыбели надпей
юности. Мы помним нал чудееный дово-
енный Гомель с его зелёными, шумными
улицами, фабриками и заводами, множе-
ством школ, институтов и техникумов,
клубов и кино, театрами, библиотеками
и парками. Мы любили родной город и
гордились им.

От комсомольцев и ‘молей: города Гомеля
XOBHOMY г ЛАВНОНОМАНДУЮЩЕМУ МАРШАЛУ СОВЕТСНОГО СОЮЗА

‘товарищу И. В. СТАЛИНУ

вым террором. пытками и голодом” ныта-
лись ‘гитлеровцы превратить нае ‘в рабов
немецких баронов, уничтожить  налну
культуру и ролной язык. Ho мы не
ветали на колени, не склонили’ своих го-
лов перед немецкими палачами.

‚По. Вашему . зову, родной. товарищ
Сталин, юноши и девушки Гомеля ушли
в партизанские отряды, в’ подполье и
метили немецким разбойникам берлющад-
Но, всеми силами, на каждом. шагу,

В первые дни оккунации ушёл в леся
секретарь Гомельского горкома‘ комеомо-
ла Герой Советского Союза — Саша
Исаченко; выдающийся организатор пар-
тизанекой молодёжи. он стал инициато-
ром развёртывания диверсионных групп
на Гомельшине и сам проявил  @еззавет-

нов. 6’ эшелонов ¢ живой ‘сидой и тех-
HUROH немецких захватчиков ‘имеет Саша

Meas, Многие наши братья и сботры ва, Ольги Ральковой, Лили
угнаны. на каторгу в Германию. Крова- и ap. B партизанеких отрялах и в

Семеновской
под-
полье, всюду комсомольские организации
были верными помощниками коимунисти-
ческой партий. большевиков Белоруссии
В её работе по организации и руководству
партизанской войной белорусского народа.
Ваши боевые приказы, великий маригах,
были для нае священным законом, и с новой
удесятеренной силой обрунтилиеь на немцев
яростные удары тысяч молодых народных
метителей Белорусени. Пришёл. и на напеу
улицу праздник освобождения. Славные Го-
мельские дивизии Красной Армии, ‘под Ва-
шим гениальным руководством, сокруши-
тельным ударом разгромили и выгнали гит-
черовеких мерзавцев из ролного Гомеля и
оторосили их далеко на Запад.

ный героизм в разгроме немелких эшезо-
ly

Замечательный день 26 ноября 1943
года навсегда останется в нашей памяти.
Вновь взошло над Гомелем солнце ечастья

евободы.

Прошло всего два месяца CO лня огво-

CNIS! замучили в застенках гестапо и

на_боевом счету. Геройской смертью погиб   бождения Гомеля, а в городе уже ключом
летье  неменко-фашистской  оккупа-  Алексанлр Исаченко. Но образ его будет! бЪ@т жизнь, работают десятки школ. ожи-
пин. Шальная свора гятдеровекого зверья  Всегда служить‘ для ‘нас примером того,   Вают фабрики и заводы. Мы воестановим
ограбила, ‘опустошила’ Гомель, т Rak. Halo любить свой народ и  нена-  Наш родной Гомель из пепла и руин, в ко-
ла его в руины и пепелища,  sapocmme  вилеть врагов, нашей советекой родины, роткий срок возродим все фабрики и зав»-
бурьяном. Немецкие палачи расстреляли п! Пел ‘руководством партийной организа- 155 ВЛУбы и дворцы, ийироко распахнём
конц-  ция работали в Гомеле полпольные ком-
лагерях тысячи юношей и девушек  Го-  сомольские организации Вани Железняко-

Вак страшный кошмар, пережили мы

Письмо принято н

а об
города Гомеля.

t

\

двери школ, техникумов

Мы полностью сознавм, какие герол-
ческие усилия приложены великим рус
ским народом и друтими братекими наро-
дами Советского Союза для освобождения

и институтов,

Гомеля, нашей родной Белоруссии. dro
ооязывает нас е напряжённой энергией
работать на ускорение ° окончательного
разгрома, непавястного. врага.

Сознавая свой долг  перел родней
даём Рамо слово, дорогой товарищ

Сталин, что мы, белорусокие комсомоль-
цы и молодежь, отдадим вее наши силы,
вею волю и экергию на дело скорейшего
восстановления родного города, на помощь
Красной Аруни, освобождающей Совет.
скую землю от гитлеровской нечисти,

Слава нашей героической Красной Армии!

Ла здравствует нерушимая  лружба
свободолюбивых братских народов Совет“
ского Союза!

Да  злраветвует великая партия
8— Сталина — вдохновитель я 4р-
ганизатор вгенародной борьбы против
немецво-фалистоких. захватчиков!

Да здравствует  Левиноко-Сталинский
Центральный Комитет ВКП(б)!

Ленин

Ца здравствует наш великий  вожль,
друг и учитель — товариш Сталин!
щегородском комсомольско-молодёжном собрании