ЧЕТВЕРГ, 3 ФЕВРАЛЯ 1844 г; № 28(8330) ‘’ ИЗВЕС

ТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

’ Х СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 1-го СОЗЫВА

:     В Совете Союза О   Hh
Прения по докладу о Государственном бюджете СССР на 1944 год
Речь Председателя Совнаркома РСФСР тов. `А. Н. Косьпина,

За время войны в тыдовых облабтях на-

{иззоищи тепутаты! Сессия Верховного
(зла СОСР сегодня рассматривает проект! т

на из важнейших задач городских испол-  полностью из собственных средств бюдже- тлом году выпуск’ товаров широкого по-  Среди предприятий союзной текстильной
Тетларственного бюджета третьего года’

ee oe ee ata brave которая должна быть решена в та, в то время какв 1942 roxy республика   требления. Значительно ‘улучшила срею промытиленности есть немало таких, кото- {os
soi. Государственный бюджет CCCP] ra niet ORB 7 sue, т i : as 94 Tory.   паяучиза значительную помошь из союзно- работу за истекнгий тод также птомысло- ‘рые добились хоромтих показателей по сни о ---
1944 TO должен обеспечить всем необхо-   больничных коек ти у АЕ ТИМ, Состояние жилищного фонда во мвоги   TO бюджета. Это значит, что бюджет налтей  вая кооперация. жению себестоимости продукции. В Иванов-
нашу героическую Красную Армию   ториях пр Ce ete ne и рабочих поселках требует,  что- республики укрепил собственную доходную  За период войны местная промьпилен-, ской области Родниковский комбинат «Боль-.
ря окончательного разгрома вероломного ды ite oie. J зы весной и летом 1944 года были про 0835 и тем самым  высвободил крупные  ность научилась лучше использовать соб- шевик» в 1943 году перевыполнил заданяе ©.
почти на о тыс., а число фельд- ведены большие ремонтные работы. Эти нужды и ственные резервы. Местные советские по себестоимости продукции. В то-же время °..-.

врага.

Теронческая Красная Армия уже осво-
` била больную часть временно оккупиро-
И мнной советской земли и продолжает
\ бедно гнать врага на запад. Цредложение

М зсснгновании по бюджету на 1944 год!
[28,4 млрд. рублей на нужды обороны
станы будет поддержано всем нашим. на-
ум. Эти ассигнования увеличивают нз-
ny силу, вселяют в каждого трудящегося
шей страны веру в скорую победу. Эти!
хентнования ° свидетельствуют также о
пу, что ние сопиалистическое хозяйство
з время войны полностью перестроилось
я нужд войны и укрепилось, что в 1944
му народное хозяйство страны еще боль-
1 будет мобилизовано для нужд войны,
‚брасная Армия получит еще. больше 60е-
1го вооружения.

Намечаемые крупные ассигнования на
хинные нужды, а также на финансирование
и  по восстановлению и расширению
таяйства полностью обеспечиваются доху-
ами и накоплениями государственных
предприятий и поступлениями средств от
заселения.

Неразрывной частью Государственного
forxera Советекого Союза является Госу-
царственный бюджет Российской Советской
‘фелеративной Социалистической Республи-
и

1944 г.

шерских пунктов—на 2 тыс. Высшие ме-
дицинские учебные завеления республики!
выпустили за годы войны 25 тыс. врачей, .
что в два раза превышает количество Bpa-
чей, имевщихея в 1913 году в парекой
Росси по сравнимой территории.

достигнуто в результате
нашего” народа и больших профилактиче-
ских мероприятий, проводимых нашим то-
сударетвом. В этом большая заслуга также
работников советского здравоохранения.
Государственный бюджет
предусматривает — ассигнование
около 16 млрд. руб. на восстановление хо-
зяйства в районах, освобожденных от не-
мецкой оккупации, Немецкие оккупанты,
временно захватив ряд областей нашей
страны, нанесли громадный ущерб нарол-
ному хозяйству и нашему населению. Они
уничтожили и разорили только по обда-
стям РОФСР около 500 городов ин рабочих
поселков, свыше 14 тые. сея и деревень.
Немецко-фатистские. захватчики грабили и
уничтожали все, что было создано нашим

В свобм выступлении я хочу осветить
тавным образом направление средств. бюд-
ма Российской республики. .
Рюджег РСФСР в 1944 году по расхохам
{yer составлять сумму в 24.266 млн. руб-
wi, YO даст рост против фактического
плолнения. (по предварительным данным}
}1943 году на 5.491 млн. рублей, или
у 29,2 проп. Из общей суммы расходов,
цечавмых на текущий год, более чем две
Тит составят расходы по финансированию

умльно-культурных мероприятий. В этом!

изыражена забота нашей партии, за-
п Советского Правительства о дальней-
пи развитии народного образования!’ ин
азоохранения: ;

(6х всех расходов по народному обра-
манию в 1944 году предусматривается
9.188 млн. рублей против 5.912 млн.
6, израсходованных в 1943 году. Аесиг-
звания на народное здравоохранение пре-
уематриваются в 6.676 млн. руб. вместо
(1870 млн. руб., израсходованных факти-
WKH B прошлом году, ;
` Эти цифры говорят о том, что, несмотря
3 третий год войны, Советское Правитель-
во и большевистская партия неустанно
являют заботу о повышении культуры
‘вотского народа и о народном здравоохра-

OIC.
юлжет 1944 года обеспечивает  даль-
vilee расширение народного образования.
№ на территории Российской респуб-
пиамечено отёрыть 2.425 новых школ
туиичить число учащихся в. начальных
гмних школах на 2.712 тыс, человек.

} области народного образования, не-
иря на трудности военного времени,
Поетворительно осуществлялись постав-
знные задачи по дальнейшему укренле-
ию школы. В крупных городах введено
Мельное обучение мальчиков и девочек.
Широко развернуто военное обучение
пкольников, введены правила поведения
пащихея, имеющие” большое значение в
Ile воспитания учащихся и укрепления
ециилины в школе. В 1944 roxy вво-
ся обязательное обучение детей с 7-лет-
ито возраста.

Необходимо отметить большую заслугу
вших учителей. Они приняли активное
 пастие в работе по подготовке школ к ио-
уму учебному году, много проявили забо-
у по обеспечению тикол топливом, учеб-
HUM принадлежностями. При многих шко-
‘их были организованы участки подсобного
(зяйства.

В период. войны большее количество мо-
ежи было вовлечено в работу промыш-

нкости. Чтобы эта молодежь могла про-
плжать свое образование, правительство
иняло решение о создании сети общеоб-

полательных кол без отрыва от произ-
“здства. Эти важнейшие меропрвятия obec-
“чиваются необходимыми ассигнованиями
3 бюджете 1944 гола.

(талинская забота о нашем молодом по-
лении, о наших детях арко выражена
} пифрах исполнения Государственного
ioyzera. Сеть летских домов по нашей
публике и количёство летей в них 34
ы войны увеличились почти вдвое. За
имя войны количество детей в детских
члах на территории Российской  респуб-
ки увеличилось в полтора раза и к кон-
цу 1943 года составило околе 1.100 тыс.
человек, из них 500 тыс. детей содержа-

Mes за счет бюджета РСФСР.

За время войны в восточных областях
нашей республики развернута сеть новых
лей на 120 тыс. мест. В прошлом голу
3 ечет бюджета РСФСР лействовала сеть
\ Либких яслей на 485 тыс. мест. В колхоз-
`НЫх яслях, постоянных и сезонных, на50-
лось свыше 2 млн. детей. Летние пло-
Warn обслужили 1.820 тыс. летей, т. е.
в больше. лем это было ло войны.

Организовано’ значительное количество
‘епиальных детских столовых.

Бюджет 1944 года обеспечивает по рес-
  Публике дальнейшее увеличение детских ло-
` №8 на 48 тыс. мест, детских садов на 100

1, мест и детских яслей на 41 тыс. мест.

Большую работу провели за периол вой-
НЫ органы здравбохранения. Налги меди-
Цинские работники— профессора, врачи, ме-
Иииекие сестры. обелуживающий персо-

1—проявляют искаючительную заботу о  ления. Улучшение работы а
Мленых бойпах и офиперах Красяой Ар-   хозяйства городов невозможно. без орт в
уни. Известно, что полавляющее больитин-  зации специальных строительных орга

Ию раненых воинов Красной Армии  в0с-

Зращается в ряды Красной Армии. в про-

‘анавливает свою трудоспособность и про.

Уытленность и сельское хозяйство,

В период войны на территорий РСФСР

Цилолжает развиваться сеть медицинских Приятий по выпуску необходимых мате-,
УЧеждений лля обслуживания ee и изделий для

<: мм населения,

народом за многие века; они уничтожали
на нашей земле ценнейнгие памятники
культуры я истории. которые, как святыню,
хранил советский народ. Близитея день,
когда наша  доблестная Красная Армия
полностью освоболит от немелких полчищ
священную советскую землю.
ралостно приветствует войска Ленинград-
ского фронта вместе с мужеетвенными и
стойкими  ленинтградцами, OTCTOABULNMH
славный город Ленина в условиях тяжелой
блокалы и варварских артиллерийских 9б-
стрелов.

Героическая Красная Армия, освобождая
советскую землю от гитлеровских разбой-
ников, несет возрождение нашим городам,
селам и деревням. Весь советский народ
по призыву нашей партии и правитель-
ства взялся за большие воестановительные
работы в районах, освобожденных от не-
мецких захватчиков. В освобождённых
областях РСФСР уже восстановлены и _3за-
селены миллионы метров жилой площади.
Во многях городах восстановлены и всту-
пили в работу полностью или частично
водопровод, электростанпии, В ряде  горо-
дов восстановлен трамвай. В освобожлен-
ных районах нашей республики восстанов-
‘лено уже 146 хлебозаволов и хлебопекарен,
213 мельниц, 22 мясокомбината, 233 мо-
лочных и сыроваренных завода, восста-
новлено также 32 предприятия швейной
промышленности, 19 предприятий коже-

ряд других предприятий. =

Для Восстановления колхозного живот-
новолства из восточных районов  возвра-
шено большое количество скота и доматг-
ней племенной птипы. Проведены большие
работы по восстановлению волохозяйствен-
ной системы, разрушенной ‘немецкими ок-
купантами в Ставропольском и Краснодар-
скам краях.

В областях РСФСР, освобожденных от
немепкой оккупации, возобновили работу
с начала 1943 — 1944 учебного года
23.805 школ с 2.800 тыс. учащихся. В
эти школы было направлено 5.700 тыс.

личество учебно-наглядных пособий.

Лля восстановления библиотек в освобо-
жленных районах создан государственный
фонд литературы, в который поступило
4.5 млн. книг, из них уже направлено в

пляров. книг,
К концу 1943 года в освобожденных
районах уже действовали больницы на 52
тыс. коек, ясли — на 39 тыс. мест, 4 тыс.
фельдшерских пунктов, 240 санитарно-
противоэнидемических станций.
Провеленные восстановительные работы
в 1943 году и успешное выполнение наме-
ченных работ в текущем году позволят обес-
печить выпуск в 1944 году продукции пред-
приятиями областного и районного подчи-
‘нения в освобожденных областях РСФСР
на сумму 19 710 млн. рублей, что составит
340/0 ловоенной продукции, и по промысло-

вой кооперации ‘на сумму де 420 млн. руб-

лей, т. е. до 45/0 к ‘довоенному уровню.

` Восстановление разрушенных‘ врагом го-
родов. и сел является общенародным делом.
Нант лолг-— приложить все усилия, чтобы в
короткий срок полностью ликвидировать
последствия варварства немпев в 06в000ж-
  денных районах. р

В бюджете на 1944 год предусматри-
`ваются большие ассигнования на комму-

расходы по бюджету РСФСР
ются на 57 проп. против
расходов 1943 гола.
шем голу ликвидировать крупнейшие не-
достатки в городском
культурно-бытового обслуживания трудя-
шихся. В некоторых городах, как, напри-
мер, Куйбышеве, Саратове, Казани, Челя-
бинске, Новосибирске, состояние комму-
нального хозяйства за время воины ухуд-
шилось. Задача местных городеких орга-
нов -— обеспечить проведение в 1944 г.
большой работы по наведению порядка В
коммунальном хозяйстве городов и резко-
му улучшению работы предприятий по
культурно - бытовому обслуживанию насе-

запий. Но наши крупные города еще сла-
66 развертывают работу по созданию с0б-
ственных строительных  организапяи, но
созданию собственной производственной
 базы в виле мастерских и мелких пред-

кущего года.

ли сотни тысяч и миллионы жизней. В (0- счет пентрализованного снабжения. У нас’
ветской стране мы с большим удовлетворе-   ее слабо привлечены к этому. лелу мест-
нием отмечаем отсутствие эпидемий и с9-!
кращение инфекционных заболеваний. Это,
роста культуры

СССР на}

Наш народ!

ремонтные работы обеспечиваются необ-
ходимыми ассигнованиями по бюджету те-
Исполнение бюджета 1943
года показывает, что местные советекие
ортаны = далеко не полностью осваивают!

3 у г средства, отпускаемые бюджетом на нуж- Геспубликанекая промьпиленность в 1943!
прошлые войны в царской. России да.

ив других странах эпидемии ЛВЛЯЛНСЬ обя-   ны. мы не можем фасечитывать на 006г- дание, спизила
  зательными спутниками войны; очи yer:

ды городского хозяйства. В условиях вой-,

печение этих нужд материалами только за

+
ная промышленность и прюмкооперация,
еще очень недостаточно ибпользуются ме-
стные материальные ресурсы. Va ae aa
Необходимо во всех . областях, краях и
автономных республиках. сейчас уже раз-.
работать мероприятия по - птифокому ис-
пользованию местных ^ ресурсов и ‘этим
обеспечить полное проведение всего об’ема’
работ, намеченных Государственным бюл-
жетом по городскому хозяйству на 1944 год.

венно-обувной промышленности и пелый

учебников, 19 млн. тетрадей и большое ко-

освобожденные районы 1.650 тыс. экзем-

нальное хозяйство и благоустройства. Эти ровской армии и похоронила. мечты Гит-
увеличива- (лера о ми
‘фактических а могильные пространства для своих ко

хозяйстве, в леле  верит товарищ I
‘трудности и испытания войны иеще 50-

ремонта предирия-

THA коммунального хозяйства. Это — од-

Расходы Государственного бюлжета
РСФСР в 1944 году. покрываются почти

пре средств на общесоюзные

’мясо-молочной, пищевой, топливной и мест-

родного хозяйства в 1944 г. денежные по-

`екая промышленность в 1943 г, улучнила

[а топливом в условиях войны мы носта-

это время в республике построено 37 но-

прежде всего на финансирование войны
против немецких захватчиков.
Укрепление доходной базы бюджета
РСФСР является в основном результатом
улучшения работы нашей промышленности.

году перевышолнила производственное за-
себестоимость продукции,
повысила рентабельность предприятий и на
этой основе получила накоплений почти на:
30.5 проц. вышпелилана. Наиболее высоких
показателей добились предприятия рыбной,

ной промыптленноети.
В росте асситнований на военные расхо-
ды, на восстановление и. расширение на-

стунления от населения имеют большое
значение. Наибольшее поступление этих
срелств дает РСФСР. Поэтому задача наших
финансовых органов — обеспечить четкую
работу по своевременному поступлению в
бюджет средств населения, а также широ-
ко развернуть работу по дальнейшему уве-
личению вкладов в сберкассы.

Товарищи денутаты! Напа республикан-

свою работу. Головой план 1943 г. она

выполнила досрочно—17 декабря и дала

продукции сверх плана на 873 млн. руб.
В связи с трудностями снабжения хозяй-

вили задачу — широко развернуть добычу
местных углей и других видов топлива. За

вых, восстановлено 29 старых угольных!
птахт с общей годовой мопкностью в 1.099
тыс. тн угля. Построено новых торфопред-
приятий мощностью в 884 тые. тонн тор-
фа в год.

В 1943 г. заготовка дров против 1942 г.
увеличилась на 15:5 проц., торфа — на’
44 проц., местного утля — на 23’ прок.
Для вывоза топлива построено около
150. км пох’ездных железнодорожных пу-
тей.

Местная промышленность республики в
1943 г. выпустила продукции на 46,4 проц,
больше, чем в предылущем году. Наряду с
выполнением военных заказов местная про-
мыштленность значительно увеличила в про-

ортаны стали болыше заниматься своей’
районной промышленностью, которая по!
республике выросла на 25 пром. по срав-
нению с довоенным уровнем. Однако мы
далеко еще не используем всех возможно-
стей к имеем еще значительные резервы,
которые должны быть векрыты и носта-
вяены на службу обороны нашей страны
и удовлетворение нужд населения.

Олним из важных источников дополни-
тельного привлечения средств в бюджет!
является снижение себестоимости. В 1943.
году республиканская и областная промылт-
ленность производственных  наркоматов!
РСФСР: в целом выполнила задание по сни-.
жению себестоимости. Но ряд отраслей про-
чынгленности в прошлом тоду допустил по-
вышение себестоимости — Наркомтекстиль,
Наркомат местной топливной промышлен-
нести.

Возможность увеличения рентабельности
предприятий, а следовательно и дополни-
тельного поступления. средств в бюджет,
имеется в каждой отрасли нашего хозяй-
ства. Й если бы все наши руководители
предприятай вели строжайшую борьбу с п9-
терями, страна получила бы на много мил-
лионов дополнительной продуклии. Но та-
кой борьбы на многих наших предприятиях
еще не ведется. За девять месяцев пропт-
лого года в республиканской промышлен-
ности непроизводительные потери, включая
потери сырья, составили 82 млн. рублей, из
них: по Наркомтекетилю—30,2 man. py6-
лей, Наркомлегпрому— 15,8 млн. рублей,
Наркомпишепрому—20,7 млн. рублей.

Значительные потери сырья, а слехова-
тельно и удорожание себестоимости продук-
ции, имеются ив союзной промышленности.
Я приведу некоторые данные, в частности,
по шерстяной и хлопчатобумажной пра-
мышленности Наркомтекстиля СССР. По
имеющимся данным, за одиннадцать месяцев
1943 года потери сырья в птерстяной про-
мышленности составили сумуу около 50
млн. рублей. В хлопчатобумажной промьтт-
ленности за этот же период потери сырья
составили 29 млн. рублей. Эти потери про-
исходят главным образом вследствие пло-
хого использования пряжи в ткацком про-

меланжевый комбинат ‘им. Фролова, осна-
шенный передовой техникой и работающий
в таких же условиях, допустил перерас-
хол 9 млн. руб., повысив себестоимость
почти на 2 проц. Недовыполнение задания

00 себестоимости на. этом комбинате яви- -

лось результатом главным образом. плохо-
го использования сырья, потери которого в
пряцении составили 2 млн. рублей, а в ткац-
ком произволстве--около 4 млн. рублей. —

Во всех отраслях хозяйства на каж-
дом преднриятии
риальные резервы н возможности лля даль-
нейшего снижения себестоимости. Чтобы
этн резервы были полнее использованы и

с большей пользой, нужно настойчиво ис--

коренять бесхозайственность, уделять боль-
ше внимания производству, бороться © по-
терями, добиваться увеличения накопле-
ний, бережнее
Тублю, следить на каждом участке за пра-
вильным использованием материгльных ре-
CYPCOB и денежных средств, бороться: 33
строжайшую экеномию. Я

Предлагаю представленный Правительсте
вом государственный ‘бюджет с внесенвыми

поправками Бюджетной комиссии, как от  —

вечающий интересам обороны нашей стра-
ны и нуждам народного хозяйства, утвер-
дить.

Beeb советский народ прилетит вее уси-
лия, чтобы 1944 год. был голом дальней-
шего роста промышленности, сельского х9-
зяйства и культуры в нашей стране.

Самоютверженным трудом в нашей стра»
не колхозники, рабочие, наша интеллиген-
ция приложат свои усилия, чтобы обес-
печить Врасную Армию всем необходимым
для полного разгрома врага. Нашим круп-
нейпгим вкладом явится обеспечение ус»
пешного выполнения Государственного бюлт-
жета. (Аплодисменты). :

Советский народ и Красная Арчия 6
честью выполнят свой долг перел Рохиной.
Советская земля будет полностью очищена.
‚от немецких захватчиков. К победе нае
ведет наш великий полководец,
Советского Союза товариш Сталин. (Апло-

изводства, повышенных угаров и т. 1.

дисменты).

Совместное заседание Совета Союза и Совета Национальностей 1. февраля 1944 года

Прения по донладу

ленинско-сталинской национальной  поли-
тики являются внесенные Совнаркомом
СССР. на расемотрение. сессии Верховного
Совета законы, расширяющие права `союз-
ных республик в области обороны и внент-
них сношений. И,

C исчерпывающей ясностью тов. ,Моло-
тов в своем докладе подчеркнул их. значе-
  ние как нового свидетельства крепости и
моши Советского Сотюза, роста и развития
союзных республик, нерушимоети дружбы
и единства советеких народов, как шага
вперед с точки зрения прогрессивного

человечества. !

“Речь депутата Ю. И. Палецки

(ЛИТОВСКАЯ ССР)

Товарищи лепутаты! Новым торжеством! чение дружбы и помощи братских совет-  Советскую Титву! А за что вы здесь бо-

ских наролов.

Наша созидательная работа была пре-
рвана нашествием гитлеровских варваров.
Советская Литва, расположенная на запад-
ных границах нашей великой Родины;
первой подверглась нападению. Гитлеров-
пы пришли в Советскую Литву с целью
уничтожить литовский народ и на его
костях создать свой «Остланд», как про-
лолжение уже ранее порабощенной нем-
цами Восточной Пруссии, где они пол-
ностью уничтожили литовское племя древ-
них пруссов. Они осуществляли этот план
путем убийства, вывоза в Германию сотен

Так‘ их поймет и ‘глубоко. оценит’ каж-
дый советский человек, так их поймет
каждый честный человек за пределами
Советского Союза. Не поймет их только!
TOT, кто не’знает и не хочет знать, что
представляет собой Советский Союз,

Ясность и определенность являются
Ire Cowoa, 3 камнем политики Советеко-

то Союза. Это лишь поджигатели войны,
фантиеты всех мастей, всегда заинтересо-
ваны в затуманивании ясности и зараже-
нии отношений между. народами разными
м бредовыми теориями, сеянием ра-
совой и национальной розни. Палач наро-
дов людоед Гитлер, одержав легкие победы
на Затале, предполагал молниеносной  вой-
ной с небольшими потерями ‘завоевать для
  немцев большие жизненные пространства
за ечет уничтожения Советского Союза,
ва счет порабощения и нстребления совет-
ских народов. Гитлер надеялся раз’еди-
нить наш народ; ^ строил. расчеты Ha
«драчку» между народами СССР, но, как
товорится, не удалось ‘козлу огородником
стать. Наша лоблестная Красная Армия
под руководством великого стратега
товарища Сталина у Сталинграда и Орла,
у Ленинграда, на Дону и Днепре разбила
и тазвеяла миф о непобедимости  гитле-

и провал попыток провести мобилизацию.

тысяч литовцев, путем ограбления и ко-

‘ лонизации. .

В Таурагском уезде, где ло войны не
было ни одного немца, летом 1943 г. уже

год оккупации,
уверенные в победе, немцы наглое и OT-
крыто проводили свои планы.

Теперь положение резко изменилось.
Наступающая Красная Армия стоит у во-
рот Советской Прибалтики. Гитлеровские
палачи, уже сидя на чемоданах, пыта-
ются то шулерскими политическими ма-
неврами обмануть литовский народ, то
сломить его сопротивление новой волной
террора.

Спекулируя на напиональных чувствах,
они стремятся выкачать из Дитвы так не-
обхолимые им людские резервы. Но это им
‚не Улается. Сами немцы должны быле
признать нолный провал попыток органи-
зовать эсасовский` легион из литовцев, как

Только дикими облавами, только ловлей
люлей на улицах, на рынках, в костелах
неменкие рабовлалельцы MOTYT хобывать
рабов для немецкой каторги. и

Все’ большее сопротивление оказывает
захватчикам литовский народ. 1943 г.
был годом стремительного роста партизан-

вом господстве. Не жизненные,

стей нашли миллионы гитлеровцев на про-

Наши местные органы обязаны в теку- Сторах нашей Родины.

«Дружба народов нашей страны, — то-
Сталин. — выдержала все

лее закалилась в общей борьбе всех со-
ветлских людей против фашистских захват-
чиков». Недаром народы Советекого ‚Союза
26 лет шли по пути, указанному велики-
ми учителями Лениным и Сталиным, по
пути, велущему от недоверия к дружбе, от
розни к единству, от вражды к братству
народов.

Лучше чем кто бы то ни было, мы-—лю-
ди молодых советских республик можем
опенить подлинную независимость и само-
‘стоятельность, которой нользуется каждая
республика Советского Союза. -

Литовский народ лишь в 1940 г. вы-
шел из фаптистского тупика на столбовую
советскую лорогу. Слишком коротким был
срок, чтобы наш народ мог полностью
использовать все! преимущества советского

ского движения в Литве. Оно все больше
приобретает всенародный характер и от-
влекает значительные военные силы гит-
леровцев. -

Тероические. подвиги. партизанских от-
рядов «Вильнюс», «Грюнвальх» «Марти-
рис», «За Родину» широко извеетны за
прэделами Литвы. Фить крупнейшие отря-
ды литовеких партизан за второе полуго-
дие 1943 г. взорвали 56 воинских эше-
лонов, истребив при этом тысячи фашист-
ских бандитов и много военной техники.

Немецкий палач фон-Рентельн © бешен-

существовало 29 немецких школ и немец- ›
‘ких гимназий, В первый

1944 г., в этом бюджете победы мы видим

боевые традиции литовского народа, тради-

ретесь, немепкие псы?»

Это борющийся и не склонивший своей
толовы перед немецкими захватчиками ли-
товекий народ говорил ее устами.

Литовский нарол зназт, что ‘дело идёт о
ео жизни и смерти. Он также твердо
знает, что от этой величайшей в истории
опасности его спасет только братекая по-
мощь народов Советского Союза. Он видит,
кзк сбываются слова товарища Сталина,
что недалеко то время, котла будут осво-
бождены все советские ‘земли, когла булет
освобождена Совэтекая Литва.

В принятом Верховным Советом Законе
о тосударотвенном бюджете CCCP на

5 {

тов, В, М. Молотова о преобразовании Наркомата Обороны и Нарноминдела
~~ M8 общевоюзных в союзно-республиканские наркоматы

ми прошли 120 км, а тэперь борются на’

полях Белоруссии за’ родную Советскую
Литву. Они дважды
ность Верховного  Главнокоманлующего
Маршала Советского — Союза
Сталина. Свыше 3.300 бойцов, сержантов
и офицеров литовской ливизии награждены
орденами и медалями Советского Союза.
Титовская дивизия сражается успешно,
ибо она не одна, а является частью поба-

доносной Красной Армии, ибо она оснаше-

на прекрасным современным вооружзнием,
изготовленным на напгих, советских заво-
дах. Она защищает правое хело, борется за
освобождение своего народа, за свободу и
независимость всех. народов Советского
Союза.

И в буржуазной Литве была армия. Нэ
эта армия He оказывала и не могла ока-

ладала для этого ни достаточными люд-
скими. рэзервами, ни необходимой военной
техникой, Вее вооружение старой литов-
ской армии базировалось на иностранной
военной промышленности, которая могла в

новый источник надежд на скорое оево-
бождение. 00 этом говорит статья 7, в
которой Совету Народных Комиссаров
COCP поручается рассмотреть бюджеты
Моллавской, Литовской, Латвийской, 9с-
тонской Советских Социалистических Pee-
публик на 1944 г

Литовскай над с нэтерпением ждет
того дня, когда Красная Армяя снимет с
него тяжелые пепи гитлеровского рабства.

любой момент прекратить его лоставет. 0
TOM, какова была оснашенноеть этей ар-
мии, достаточно сказать, что она имела
всего 60 легких танков и около 150 са-
молетов. Литовская армйя в руках правя-
щих клик могла быть лишь орудием борь
бы против своего народа. Она и использо-
валась не раз для подавления народных
воестаний против фашистской власти.
Честная патриотическая
ского офицерства искренне этим возмуша-
лась, но была бессильна что-нибуль изме-

нить. Литовский народ, булучи изолирован.

от других народов Советского Союза, мог
только переживать униженяе. и бессилие
перед наглыми  немепкими и польскими
‘панскими агрессорами. А сейчас литовский
народ полон  горлости за своих сыновей,
вписываютщих славные страняпы в и2то-
рию своего народа, сражающихся в рялах
Ерасной Армии против
врага — нэменких захватчиков:

Вот почему мы, литовцы, с особым ухе
влетворением встречаем Закон о создания
войсковых формирований союзных pecityé-

родного Комиссапиата Обороны из общеез-

В рядах доблестной Красной Армии cpa-
жается также Н-ская Литовская стрелко-
вая` дивизия, которая возрождает лучшие

пии Грюнвальда. Ее борьбой литовский на-

ством грозит все новыми репрессиями на-
селеняю, подлерживающему партизан. He-
давно фашистские’ варвары цинично с00б-
или о полном уничтожении деревни Ми-
люнай и истреблении её жителей. Это ол-
на из многих‘ сожженных фашистами ли-
товских деревень. Но эти кровавые рас-
правы вызывают еще большую ненависть
к захватчикам и рождают тысячи новых
бойлов и героев.

`Героиня литовского. народа, партизанкл,
Мария Мельникайте, которая  стоически

строя. Но и тостигнутое ясно, показало на-
тему ‘наролу, что он избрал елинственно

] правильный ПУТЬ, ‘показало великое зна-!свим палачам:

Пер зносила Нечеловеческие пытки, стоя!
пол виселицей, бросила в липо фаптист-
«Я боролась и умираю за

род вносит свою долю в Отечественную
войну народов Советского Союза против
неменких захватчиков.

Литовски» воины на деле осуществляют
заветы“евоих прелков, которые выразил
классик литовской литературы Валанчюе:
«Булем стоять друг за друга, ибо нам лут-
пе сто раз умереть, чем быть у немцев
рабами». И они стояли друг за друга. Вмес-
те с братьями русскими, украинцами, 0е-
лорубсами, казахами и воинами других
народов Советского Союза литовцы учзет-

юзного в сотюзно-республиканский Hapox-
ный Комиссариат.

республиках создает новую возможность
народам Советского Союза лля проявления
своих национальных сил в такой важной
отрасли, как военная. Эти республикан-
ские войсковые формирования, воспиты-
ваясь на лучших традициях своих народов,
пудут впитывать лучигие традиции Красной

рол. Создание войсковых ‘формирований
союзных республик будет ешё одним важ-
HBIM звеном в укреплении дружбы совете
ских народов. :

Товарищи депутаты! В холе Отечаст-
венной войны неизмеримо вырос и окреп

вовали‘в решающих боях пюля 1943 г.
Лятовокие вопны лоблестно сражались на
ораовской земле, где, наступая, они с б8я-

авторитет Советского Союза на междуна»

(Окончание на 4-й стр.)

имеются” большие“ мате- ~

относлться к советекому.

Маршал.

заслужили благолар-

товарища

зать сопротивления агрессору: Она не об-.

часть литов .

своего извечноте

лик и преобразовании в связи с этим На-*

Организация войсковых формирований в’

Армил, которой торхится весь советский наз.