Победа на

ШИХ ВОЙСК

на правобережной Украине

(От специальных военных корреспондентов «Известий»)

Окружение крупной
группировки противника

Войска 2-го Украинского фронта, перей-
дя в наступление пз района севернее Ки-
ровограда в западном направлении, и вой-
ска 1-го Украинского фронта — из района!
юго-восточнее Белая Церковь в. восточном,
направлении прорвали сильно укреплённую.
оборону немцев. Й там, и тут артиллерия
всех калибров мощным отнём взломала
оборону противника, смела сотни немецких
дзотов и прочих укреплений. В это же вре-
мя многочисленные эскадрильи советских
самолётов подвергли ожесточенной бомбар-,
дировке и штурмовке не только’ передний.
край, но и ближайшие тылы неприятеля,
его коммуникации.

Позиции немцев в этом районе примыкали
непосредственно к Днепоу и глубоко! вкли-
вивались в расположение наших частей.
Резко пересеченная, изобилующая глубоки-
ми оррагами и команлными высотами мест-
ность, которую занимал здесь противник,
блатоприятетвовала обороне, а наличие же-
лезной лороги Жмеринка — Шпола позволяло
немпам бесперебойно снабжать эту групити-
ровку боеприпасами и подбрасывать под-
крепления. р

Очевилно, немцы считали эти свои пози-
ции прочными, потому что, отступая под
натиском наптих войск из-под Белой Церк-
ви, они оттягивали свои части именно `в
этот район. Олнако наступающие продол-

жали теснить противника. Особенно упот-

ные бои завязались северо-запалнее Звени-
горолки. Наши танки  столюнулиеь © тан-
вами и пехотой противника. Немцы оказы-
вали отчаянное сопротивление. Бои шли за
каждую высоту; за каждый хутор. Отдель-
ные населённые пункты по нескольку раз
переходили из рук в руки. В ходе этих боёв
противник нё большее потери.

На одном из участков наптим частям ула-
лось вытеснить немцев с гряды командных
высот. Отсюда налши танки стремительно
рванулись вперёд, врезались в боевые по-
рялки врага. Велед за танками устремилась
пехота. Группы немцев, засевшие в балках
и рошах, продолжали оказывать сильней-
шее сопротивление. Погода не блатоприят-
ствовала наступаюшим. В течение веего
января на правобережной Украине стояли
оттепели, снег на полях почти  совеем
стаял, дороги «раскисли». Но налии. войска
продолжали упорно продвигаться вперёд.
Головные отряды одной танковой части
прорвались к городу `Звенигородка.

Прорвав сильно укреплённый рубеж 0обо-
роны противника, налши части овладели го-
родом Пола. У немцев оставался лишь не-
большой, километров в 30 проход в районе
Звенигородки. В этому проходу устремились
танкисты обоих фронтов.с целью закрыть

- ето м замкнуть кольцо. Вскоре единствен-
ный путь отетупления, остававитийся У
немпев, был закрыт.

В кольце

Зима, а погода — апрельская, весенняя:
дуют южные тёплые ветры; моросит дож-
лик; е возвышенностей бегут шумные мут-
ные ручьи. То яркое солнце  пригревает
украинскую землю, то пелена густого, не-
проницаемого тумана окутывает её. Однако
никакие трудности не могут остановить.
стремительного продвижения нациих войск.
За дни наступления части Красной Армии,
нанесли врагу огромные потери. В ряде
случаев германские гарнизоны населённых
пунктов были уничтожены.

ah fe

После жестокого поражения под Кирово-
гралом, где была истреблена группировка
немпев,  откававшаяся  капитулироваль,
линия немепкой обороны была отбро-
mena до рубежа реки Сухой Таш-
ThE. Здесь немцы решили прочно 3a-
крепиться. Отсюда они предпринимали
многочисленные яростные контратаки, ета-
раясь вернуть выгодные позиции. Во вто-
рой половине января в этих местах шли
жестокие бои. Немецкие танковые грушты
бросалиеь в контратаки, но нигде, ни на
одном из участков не смогли прорваться на
восток. Й теперь тут можно вилеть о©па-
лённые остовы немецких танков, подби-
Thia ПУШКИ.

Полеся большюй урон в живой силе и
технике. немцы вынуждены были времен-
но отказаться от контратак и стали совер-
пенствовать свою оборону. Нални развед-
чики выслеживали наиболее слабые учает-
ки немецкой обороны, проникали в рас-
положение немецких войск, устраивали ли-
хие налёты в самых неожиданных для про-
тивника местах, вылавливали «языков» и
доставляли их в расположение наших
частей. Разведчик Воропаев в безлунную
ночь вышел на окраину деревни, в кото-
рой расположилея немецкий гарнизон. Жи
тели указали ему хату, полную немцев. В
окно полетели две гранаты. Несколько
немцев было убито осколками. Один попрэ-
бовал бежать, но был прюшит автоматной
очередью. Й, чаконец, одного немца Bo-
ропаев нашел под кроватью. Он трясся от
страха. Пришлось вытащить ето из-под
кровати за ноги. Доставленный разведчи-
ком в штаб нашей части пленный дал
важные показания.

Дерзкий рейд совершила группа pas-
вехчиков под командованием гвардии лей-
тенанта Зеолотокрытец: Проникнув через
передний край противника и уничтожив
екззавшийся на пути вражеский миномёт-
ный расчет, разведчики вышли на грей-

на ‘глубокое вклинение в\ расположение
вражеских войск, ешё удерживавииих уча-
сток советской земли непосредственно у
Днепра, в среднем ем течении. И этот
удар не заставил себя долго ждать. Он
был концентрированным и моненым.
Наши подвижные танковые труппы
устремились к городу и железнодорожной
станции Шпола, узлу десяти шоссейных
дорог, разбегающихся во всех направле-
ниях. Населенные пункты, прикрывавшие
путь к Шиоле, явились ареной упорных
боев. Оказавнтись в критическом положе-
нии, немецкие войска танковыми труп-
пами обрушилиеь на фланги нашего кли-
на, стараясь срезать его. Лва дня и две
ночи ни на одну минуту не утихали бои.
На одном участке 70 немецких танков,
эшелонированных в три ряда, ринулись
во фланг нашим наступающим частям.
Танки были встречены огнем наших ap-
тиллеристов, находившихся на марше. Они
быстро развернули орудия и прямой на-
водкой уларили mo лвинувиЕимся немеп-
ким танкам. Победителями вышли Halli
артиллеристы. Более 20 немецких Mali
былю подбито и подожжено. Остальные
рассыпались в разные стороны.

Примерно так же закончились немецкие
контратаки и на других участках. Илив
напг все глубже и глубже влавалея в рае-
положение немешиих войск, расптиряясь в
своем основании.

Належды врага удержаться на правом
берегу Днепра потерпели полный крах.
Войска 2-го и 1-го Украинских фронтов
соединились. Вражеская группировка —
десять дивизий с их штабами, еклада-
ми, со всем, что было припасено для
длительной. обороны, — оказалась в же-
лезном кольше окружения. Освобождено
от немецких захватчиков более 300 насе-
ленных пунктов. Красной Армией одержа-
на еще одна большая победа.

Борьба за Смелу \

Город Смела и примыкающий к нему
железнодорожный узел Бобринская явля-
лись одним из важнейших опорных пунк-
тов противника на правом берегу Днепра.
Смела стоит на скрещении нескольких
шоссейных дорог. Ona превратилась в
крупную базу немецких войск, откуда
срочно могли быть подброшены резервы к
месту военных действий. Or Бобринской
железная Дорога через Черкассы ведет на

левый берег Днепра. От этого узла идут
дороги также на Помошную, ПШиолу, Бе-
лую Церковь и Знаменку.

Кроме того, Смела расположена на
исключительно выгодных рубежах. Пюд-
ступы к ней со всех сторон  прикрыва-
ются трудно преодолимыми естественными
препятствиями. Река Тясмин, перерезаю-
щая город на две части, затрудняет поя-.
ступы к Смеле с запада. На север от
Смелы — обширное, топкое, не замерзаю-
mee Ирдынское болото. Наконец, с северо-
востока Смелу прикрывает речка Медянка
в многочисленными притоками. Bee под-
отупы к Смеле изрезаны глубокими овра-
гами и балками.

Учитывая исключительное значение Сме-
лы, немцы построили на полступах к го-
роду полосу сильных укреплений. Особен-
но усерлно они начали. укреплять  Смелу
после взятия нашими войсками Черкасс.
Тысячи местных жителей выгонялись еже-
лдневно на окопные работы. Район Смелы
был насыщен огневыми средствами для
длительной обороны. Плацдарм этот немцы
пытались использовать и для того, чтобы
не дать сомкнуться войскам 10 и 2-00
Украинских фронтов.

В январе в результате успешного на-
ступления наптих войск район  Смелы
стал ареной непосредственных боевых
действий. Напши войска стали быстро про-
двигаться на запад и выпгли на рубеж феки
Тяемин.

Олновременно наши части усилили нажим
© севера, вышли к Омеле, ворвались Ha
северные окраины города в жилые квар-
талы и завязали уличные бои.

Другие налци части, совершив большой
обходный маневр, пересекли приднепров-
ские лесные массивы — бывшую базу
партизанских отрядов, перешли Ирдын-
ское болото и нависли над Смелой и же-
лезнодорожным узлом Бобринская с за-
нада.

Плапдарм Смелы приобрёл ещё боль-
шее значение после того, как войска 1-го
Украинского фронта вышли к Каневу—
тороду, где находится могила Тараса
Шевченко, стоящему на берегу Днепра.
Враг понимал, что падение Смелы уско-
рит соединение войек 1-го и 2-го Укра-
инеких фронтов в районе Звенигородка,
Шпола. и немецкие дивизии окажутея в
кольце. И немцы в Смеле яростно сопро-
тивлялись. Бои здесь носили ибключитель-
но ожесточённый характер.

Продолжая наступление. наши войска
южнее Смелы захватили ряд населённых
пунктов. В упорных боях сопротивление
немцев, перехедивитих в яростные контр.
атаки, и здесь было  сломлено, и наши
войска перехватили важную железнодо-
рожную магистраль Смела— Помошная.

Положение немецкой группировки В
районе Смелы стало критическим.
Нашими бойцами было захвачено в одном
из вражеских штабов несколько теле-
грамм противника. Вот эта телеграфная
переписка:

дерную дорогу. Здесь они заметили ‘малии-
ну,  остановившуюся из-за какой-то
неисправности в моторе.  Золотокрылеп,
отдавая команду на немепком языке, под-
вёл свою труппу к машине. Когда на
фельдфебеля Кауфмана и старшего ефрей-
тора Мюльдау были наведены автоматы,
тем ничего не оставалось делать, как
сдаться в плен.

Слабые места в немецкой обороне были
валцупаны, по ним были нанесены первые
улары. Рубеж Cyxoro Ташлыка в не-
скольких местах был преодолен нашими
частями, и они заняли опорные пункты на
правом берегу этой реки. Но это была
только разведка  бюем. Наше  коман-

«Положение критическое. Русские на-

истекшего 1943 года — в результате атак

жимают с севера и юто-запада. hak
быть?»

На ‘неё последовал ответ:

«Все немедленно собирайтесь в район
вокзала».

«А как быть с пушками?»

«Пушки бросайте.  Спасайте свою
Жизнь».

Скоро судьба Смелы была решена. В
ходе наступления наши войска 06в0б0-
дили и этот украинский герод.

Л. КУДРЕВАТЫХ,
В. ПОЛТОРАЦКИЙ.

2й и 1 УКРАИНОКИЕ ФРОНТЫ,

лование подготовляло удаю, рассчитанный!3 февраля.

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛ ЬОСТВА: Москва, 6. Пушкинская площадь, 5. Челефоны отделов редакции: Секретариата — К 4-77-96; Фронта — К 4-72-37; Экономического — К 1-42-05; Сельского xoaatiersa — K 5-76-17:
Литературы и искусства, — К 0-57-27; Иностранного — К 4-81-54; Писем — К 3-15-17; Художественного — К 5-36-58; Издательство — К 5-23-20. К 4-15-06. Приём об’явлений в Москве — К 5.174 а г

52416.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

Отклики англ

Выетунление генерала
Монтгомери

ЛОНДОН, 3 февраля. (ТАСС). По сооб-
щению агёнтства Рейтер, 2 февраля глав-
нокомандующий английскими войсками
вторжения генерал Бернард Монтгомери,
выступая перед войсками в одном из горо-
дов Юго-Восточной Англии, заявил, что для
участия в операциях, которые обычно на-
зываются вторым фронтом, в настоящее вре-
мя сосредоточиваются очень крупные силы
всех родов войск и что он хотел бы встре-
титься с ними, чтобы солдаты могли пюзна-
комиться с ним.

«В начале войны,-—продолжал Монтгоме-
ри—мы не были в состоянии предвидеть,
каким образом она может окончиться. Но
не так обстоит дело сегодня, решительно
не так. Сегодня мы уже можем видеть, как
завершится эта война. Единственное, чего
мы не можем знать сегодня, — это точной
даты её окончания. Но мы должны напрячь
все силы, чтобы покончить с войной, в те-
чение этого года. Мы можем это сделать
й сделаем. Вы. и я вместе выполним эту
задачу».

ЛОНДОН, 3 февраля. (ТАСС). Все анг-
лийские газеты поместили подробное изло-
жение доклала тов. В. М. Молютова в Вер-
ховном Совете CCCP о преобразовании
Наркомата Обороны и/Наркоминдела из об-
щесоюзных в союзно-республиканские нар-
коматы.

Дипломатический обозреватель агентства
Рейтер Рендел Нил, касаясь этого, преобра-
зования, пишет, что английские авторитет-
ные круги проявляют большой интерес и
полное понимание этого важного события.
«Теория, из которой исуодит нынешняя ре-
форма, — заявляет Нил, — повидимому, за-
ключается в том, что за последние 20 лет
республики в своем социальном и промыш-
леннсм развитии достигли такого уровня,
который даёт возможность считать их вы-
шелацими из детского возраста».

Газеты в своих комментариях высказы-
вают различные, часто противоречивые пред-
положения-о существе и цели проводимого
преобразования. :

Газета «Дейли мейл» называет решения
сессии «величайшими конституционными из-
менениями с момента русской революции».

«Таймс» пишет, что проводимое преобра-
зование «будет встречено в Англии с
бым интересом и симпатией».

Пресс ассошиэйшн нишет, что «смелые и
широко задуманные изменения в Конститу-
ции СССР оживленно обсуждаются сегодня
в Лондоне. Разумеется, английские офици-
альные круги не комментируют вопрос о
внутренней организации Советов. Однако,
общее мнение таково, что произошлю важ-
ное событие большого значения лля СОСР

На конгрессе антифашистских
партий в Бари

ЛОНДОН, 3 февраля. (ТАСС). Агентотво
Рейтер передаёт сообщение  соботвенного
корреспондента в Бари о том, что на своем
заключительном заседании конгресс анти-
фашистских партий сформировал постоян-
ный исполнительный комитет, задачей ко-
торого явится, как сказано в резолюции,
«сотрудничать с Центральным Комитетом
Освобождения в Риме и с политическими
деятелями, являющимися признанными бор-
цами против фангизма».

Голосование в палате представителей США
предложения Рузвельта

oco-

ПЯТНИЦА, 4 ФЕВРАЛЯ 1944 г. № 23 (8331)

ийской печати

на преобразование Наркоматов
обороны и иностранных дел

ституции Союза, но приспособленную к ее
собственным национальным запросам, и ка“
ждая управляется собственным Верховным
Советом. Теперь каждая нация буде
собственные войска и, если пожелает, уста-
новит непосредственные сношения C иИнНо-
странными державами. Считают, что новые
события представляют особый интерес для
послевоенной реконструкции».

«Дейли телеграф энд Морнинг пост» счи-

тает, что предусматриваемые изменения
«продиктованы соображениями внешнего и
внутреннего порядка многонациональнои

страны, которая в нынешней войне доказала, !
к явному разочарованию врага, что в Неи

нет сепаратистеких тенденций». Кроме того,

«Дейли телеграф энд Морнинг пост» м

черкивает, чтф предполагаемые изменения
ни в коей мере не отразятся на нынешнем
или будущем могуществе СССР и что эти
изменения «так же, как многочисленные ме
ста рези Молотова, свидетельствуют ©
стремлении к длительному сотрудничеству

т иметь противника.

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР ___

Военные действия
в Италии.

ЛОНДОН, 3 февраля. (ТАСС). Главная
  ставка войск союзников в Италии с90б-
  maer, что в ночь на 1 февраля лёгкие ко-
рабли береговой обороны потопили в Адри-
\атическом море около острова Силба ещё
‘две вражеских шхуны. Корабли того же
\типа, не^понеся ущерба. потопили в Лигу-
‚рийском море у Специи патрульное судю

В следующую ночь английские
корабли обстреляли на побережье Адриати-
ческого моря` Портореканати и Педазо (к
 югу от Анконы).

Как на фронте в секторе Анцио, так и
на основном фронте американской 5-Й ар-
мии шли упорные бои. Предмостное укре-
пление было расширено, несмотря на силь-
ное сопротивление противника, контратаки
которого были отбиты. На главном фронте
американской 5-H армии французские в
американские части продвинулись настоль-
 ко далеко в горах севернее Кассино, что
этот укреплённый пункт врага поставлен
под серьёзную угрозу.

Действия союзной
авиации

Налет американских бомбардировщиков

между Об’единёнными нациями, так ярко
проявимпемуся на Московской и Terepan-

ской конференциях».

Канадская печать о решении
Верховного Совета СССР

ОТТАВА, 3 февраля. (ТАСС). Утренние
канадские газеты помещают под крупней-
шими заголовками сообщения о решениях
Верховного Совета, касающихся преобразо-
вания Наркоматов обороны и иностранных
дел. Газеты отмечают, что это преобразова-

ВАШИНГТОН, 3 февраля. (ТАСС). Па-
лата представителей `СИГА большинством в
233 голоса против 160 отклонила предложе-
ние Рузвельта голосовать законопроект об
участии солдат в выборах поименно. Таким
образом, палата  решила при голосовании
этого законопроекта не регистрировать по-
зицию каждого своего члена.

Против поименного голосования высказа-
лось 180 республиканцев, 52 демократа и
ещё один член палаты, з„ поименное голо-
сование—146 демократов, 11 республикан-
цев и ещё 3 члена палаты.

и внешнего мира. Автономные республики
Советского Союза уже обладают широки-
ми правами. Каждая из них имеет соб-
ственную конституцию, основанную на Кон-

тов. В. M.

НЬЮ-ЙОРК, 3 февраля. (ТАСС). Печать
США уделяет большое внимание докладу
тов. В. М, Молотова на сессии Верховно-
po Совета CCCP. Газеты «Нью-Йорк
тайме» и «Нью-Йорк теральд трибюн» пу-
бликуют полный текст доклада тов. Моло-
това, другие помещают подробное изложе-
ние доклада. 2

Газета «Нью-Йорк геральд трибюн» ут-
верждает, будто «иностранные наблюдате-
ли» в Вашингтоне расценивают действия
Советского Союза по реорганизации систе-
мы. внешних отношений как желание Со-
ветского Союза обеспечить себе более
сильную позицию в международных после-
военных организациях.

В противоположность этому утвержде-
нию нью-йоркский корреспондент агентства
Ассошиэйтед пресс передаёт, что в оценке
некоторых наблюдателей решения
ского Союза скорее отражают искреннее
желание Советского Союза стимулировать

Суд над гитлеровскими
питионами во Французском
Марокко ‘

ЛОНДОН, 3 февраля. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер передаёт сообщение алжир-
ского радио о том, что в городе Мекнес
(Французское Марокко) состоялся суд над
13 местными жителями, уличёнными „в. ИнтИ-
онаже в пользу Германии. Суд приговорил
7 обвиняемых к смертной казни, одного —
к пожизненным каторжным работам, а
остальных — к каторжным работам на сро-
ки от 10 до 20 лет каждого.

Гитлеровские варвары
уничтожают культурные
ценности в Италии

ЛОНДОН, 3 февраля. (ТАСС). Как пе-
редаёт агентство Рейтер, английский воен- й
ный министр Григг заявил в палате общин  ВАШИНГТОН, 3 февраля. (ТАСС). По
о том, что германские войска осуществляют случаю годовщины победы Красной Армии
организованное и заранее обдуманное УНИ`  под Сталинградом и проведения Комитетом
чтожение культурных ценностей в Teorey по оказанию помоши СССР кампании по
Была варварски ‘уничтожена библиотека отправке посылок трем миллионам совет-
Королевского общества в Неаполитанском   ских семей председатель Управления по
университете. Этот акт был осуществлен! делам, военного производства Нельсон, вы-
германскими войсковыми частями, действо- ступая на торжественной церемонии,. вру-
вавшими в соответствии с полученным ИМИ! чил супруге посла СССР тов. Громыко по-
приказом. Итальянская стража, пытавшаяся  дарок для сталинградской семьи, высказав
оказать сопротивление, была уничтожена.   при этом надежду, что американцы отправят
Немцы облили книжные полки бензином, в Советский Союз много миллионов таких
после чего бросили в залы ручные пранаты.   посылок.

Вооружённые отряды не допускали италь-  «Исполнилась первая годовщина великой
янские пожарные команды к зданию библи-  русской победы под Сталинградом, — ска-
отеки. Немцы наблюдали за тем, как огонь зал Нельсон, — которую будущие истори-
полностью охватил всё здание. ки, весьма вероятно, расценят как поворот-

Немцы, но заявлению Григга, разграбили   ный пункт в нынешней войне. Передавая
виллу Монтесено близ Ноли. В эту ВИЛЛУ вам подарок одной из семей разрушенного
былая перевезены из Неаполя наиболее цен-  Сталинграда, я чувствую, что вынужден
ные сокровища искусства, 866 ящиков с до-
кументами из государственных архивов,
множество фарфоровых изделий, старинных
доспехов и оружия. 28 сентября группа
немцев обнаружила этот склад. 30 сентября
на виллу прибыла германская команда фа-
кельщиков, которая подожгла её. В огне
погибли ценнейшие сокровища искусства и
исторические архивные материалы.

такого, что я мог бы дать, нет таких слов,
которые не казались бы тривиальными по
сравнению с героизмом, проявленным в
Сталинграде. Я видел разрушения Ста-

и

министр Канады Маккензи Кинг сделал
заявление о внешней тюлитике Канады.
Кинг выразил точку зрения канадского
правительства ва положения, выдвинутые
в недавних речах премьер-министра Южно-
Африканского Союза фельдмаршала Смэтса
и британского посла в США лорда Гали-
факса. В обеих речах, сказал Кинг, выска-
зывалось мнение о том, что ресурсы и
людские резервы Британских островов слиш-
ком малы, чтобы позволить Соединённому
Королевству соревноваться с Соединён-
ными Штатами и Советским Союзом в мо-
щи и влиянии после войны и что поэтому
Соединённое Королевство должно в силу
необходимости пользоваться постоянной под-
держкой других стран для обеспечения
соответствующего равновесия. Кинг ска:

Итоги войны на море

ЛОНДОН, 3 февраля. (ТАСС). Англий-
ское морское министерство сообщает, что
за 52 месяца войны — по 31! декабря

надводных кораблей, подводных лодок и
самолетов, а также в результате столкно-
вения с минами были потоплены суда про-
тивника общим тоннажем в 10 млн. 056 тыс.
тонн. За год, закончившийся 31 декабря,
захвачены, потоплены и повреждены суда
противника общим тоннажем свыше 2 млн.
515 тыс. тонн. В указанные цифры не вхо-
AAT потери, нанесенные японскому торго-
вому флоту. Они также не включают ре-
зультатов действий русских сил и судов,
иммобилизованных в портах стран, не нахо-
дящихся в войне с Германией. ренним содержанием аргументации, приме-
ненной Смэтсом и Галифаксом.

По мнению Кинга, «за концепцией, выдви-
нутой Галифаксом и Смэтсом, скрывается
идёя неизбежного соперничества между ве-
ликими державами».

Касаясь роли Канады, Кинг сказал, что

Операции американских
войск на Маршальеких
островах

НЬЮ-ЙОРК, 3 февраля. (ТАСС). Как со-
общает командование Тихоокеанского фло-
та США, американские войска, высадившие-
ся на Маршальских островах, заняли остров
Рои (к северу от острова Квадьелинн) и
высадились на островах Квадьелинн 4
Наму.

Операции на этих островах развиваются
успешно. На острове Наму японцы удер-
живаются только в северной его части, на
острове Квадьелинн американские войска
прочно закрепились и ведут операции про-
тив отступающих японских войск. Амеря-
канские войска высаживались на острова
пол прикрытием бомбардировщиков и огня
корабельной артиллерии. Американский
флот не понёс никаких потерь, Потери аме-
риканцев в живой силе сравнительно неве:
лики. В коммюнике командования указы-
вается далее, что высадившиеся американ-
ские войска застали японцев врасплох.

а и о АО ЕР Пе арб иена

ЛОНДОН, 3 февраля. (ТАСС). Агентст-
во АФИ передаёт с французской границы
о том, что недавно состоялось заседание
Француээкого нащионального совета сопро-
тивления, руководящего работой подполь-
ных патриотических организаций. Совет при-
нял обращение к французскому народу.

Подчиненная Дарнану и Петэну милиция,
говорится в обращении, недавно зверски
убившая 15 французских патриотов, в том
числе б врачей и   инженера, действует
вместе с гестапо. Эти убийства — не еди-
ничные факты. Дарнановская милиция яв-
ляется авангардом гестапо и ввела во
Франции нравы времен инквизиции. Поли-
тика «сотрудничества» с Германией пал-

ние имеет крупное значение. Оттавская га-
зета «Ситизен» помещает сообщение об этом
преобразовании под заголовком: «Важней-

ший шаг Советов».

на Вильгельмсхафен

ЛОНДОН, 3 февраля. (ТАСС). Штаб во-
оружённых сил США на европейском теат-
ре операщий сообщает, что днем.2 февраля
американские тяжёлые бомбардировщики в
сопровождении истребителей атаковали
военные об’екты в Северной. Франции.

ЛОНДОН, 3 февраля. (ТАСС). Штаб аме-
риканской авиации на европейском театре
военных действий сообщает, что днём 3 фе-
враля американские тяжёлые бомбардиров-
ники в сопровождении американских истре-
бителей дальнего радиуса действия атако-
вали об’екты в Вильгельмсхафене (Герма-

ния). Общее количество бомбардировщиков

и
рации, превысило 1.100.

истребителей, участвовавших в этой опе-

Потери авиации союзников
и авйации держав оси в январе

Американская печать о докладе

шению английского министерства информа-
ции, в течение января авиация держав оси
потеряла над Англией 27 самолётов, ан-
глийская авиация потерь над Англией не
максимальное расширение демократии по-  имела. Над Западной Европой державы
сле войны и способствовать дружественно- оси потеряли 93 самолёта, Англия — 385.
му разрешению пограничных проблем, не- На средиземноморском театре державы осн
жели желание усилить позицию Советского потеряли 375 машин, союзники — 107. На
Союза в послевоенных международных кон:   Ближнем Востоке державы оси потеряли 7

Молотова

Совет-

Заявление Нельсона в связи с годовщиной
победы под Сталинградом

принести свои извинения, ибо нет ничего`

ференциях и организациях.

Бывший американский посол в СССР
Дэвис: в беседе с корреспондентом агент-
ства Ассошиэйтед пресс приветствовал но-
вые мероприятия Советского Союза.

Слециалист по русским вопросам, про:
фессор Корнельского университета Сим:
монс в беседе с корреспондентом этого же
агентства заявил, что реорганизация, про-
ведённая Советским Союзом, «полностью
соответствует традиционной позиции Bep-
ховного Совета в отношении расширения
прав автономных республик».

Газета «ПМ» поместила болышую пере-
довую статью, автор которой, скрывшийся
под псевдонимом «либерал», пытается вы-
звать сомнения в отношении советской по-

линграда. Я знаю, что храбрость сталин-
градцев и храбрость населения городов и
деревень всей России заслуживает значи-
тельно большего признания, чем американ-
цы смогут когда-либо выразить. Велико-
лепная работа Комитета по оказанию по-
мощи СССР, пославшего в СССР различных
материалов на сумму свыше 15 млн. долла-
ров, дала возможность многим американ-
цам почувствовать ‘себя участниками.слав-
ной борьбы России за общее дело».

НЬЮ-ЙОРК, 3 февраля. (ТАСС). Газета

развалин, в которые его обратили немцы.
Сталинград разрушен до неузнаваемости,
но люди, любящие свой город, возвращша-
  ются и начинают жизнь снова», «Нью-
Иорк таймс» призывает американцев к
признанию «великих жертв народа России
во имя своего и нашего спасения» и к
участию в кампании по отправке посылок
в СССР:

`

Маккензи Кинг о внешней политике Канады
ОТТАВА, 2 февраля. (ТАСС). Премьер-   «мы,

®
несомненно, намерены следить за
тем, чтобы между Канадой, Соединённым
Королевством и другими членами содруже-
ства наций сохранялось теснейшее сотруд-
ничество... Сотрудничество внутри Британ-
ского содружества наций будет попрежнему
особенно тесным. Однако в вопросах, свя-
занных с крупными проблемами, определяю-
ими мир или войну, процветание или деп-
рессию, это сотрудничество не должно быть
замкнутым. При разрешении мировых про-
блем безопасности, обеспечения работой и
сохранения высокого социального уровня мы
должны об’единиться не только со страна-
ми Британского содружества наций, но и со
всеми одинаково мыслящими странами для
того, чтобы обеспечить успех наших целей
и идеалов. Наши обязательства в этих ве-
ликих вопросах должны явиться частью

зал, что он не может согласиться с внут-  общей схемы, независимо от того. будут ли

ни по своей природе мирового или регио-
нального характера. Мы поэтому ожидаем
обеспечения тесного сотрудничества в инте-
ресах мира не только внутри Британского
содружества наций, но также и между все-
ми дружественными странами, как малыми,
так и великими».

Обращение Французского национального совета
сопротивления к французскому народу

ностью показала своё лацо. Национальный
совет сопротивления, говорится в обраше-
нии, чтит память. честных французов, пав-
ших жертвами убийц, Совет заверяет, что
память о тех, которые были замучены толь-
Ко потому, что они хотели возрождения ве-
ликой и свободной Франции, будет хранима
нацией и послужит примером булуньим по-
колевиям, ee,
Национальный совет сопротивления заяв-
ляет в своем обращении, что власти Виши
называют французских патриотов «террори-
стами». Однако подлинным терроризмом, го-

ворится в обращении, является терроризм,

мящими-
BOHX гнусных

осуществляемый предателями, стре
ся уничтожить свидетелей с
преступлений.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова -Степанова. Пушкинская площадь, 5.

машин, союзники—9.

Краткие сообщения

® Корреспондент агентства Рейтер пере-

даёт из Цюриха, что, по полученным там `из

Франции сведениям, при попытке к бегству
из концентрационного лагеря был ранен сын
известного французского государственного
пцеятеля Мишель Клемансо. Он подлежал
отправке из лагеря в Германию.

® Как сообщает агентство Рейтер, ге-
нерая де Голль 2 февраля вернулся в Ал-
жир после своей поездки в Браззавиль, где
он присутствовал на первых заседаниях
франщузской имперской конференции.

ison Ree:
Зимние каникулы
в высших учебных заведениях

Зимние каникулы учащихся высших
учебных завелений решено в нынешнем
году провести с 25 февраля по 5 марта.
Мобилизация студентов на какие бы то
чи было работы в период каникул запре-
щена.
` Комитет по делам высшей школы прел-
ложил директорам вузов использогать ка-
никулярное время для подготовки ко вто-
рому семестру лабораторий, кабинетов,
мастерских, аудиторий и других учебных
помещений.

В дни каникул организуются спектакля

«Нью-Йорк ймс»

Be. eee в передовой статье киносеансы для студентов.
пишет, что в годовщину‘ своей победы

Сталинград «горделиво поднимается из

Новый порядок посещения
школьниками кино и театров

Наркомпросе ‚РСФСР установил новый
порядок посещения школьниками  KHHO,
театров и других зрелищ. Учащимся в в03-
расте до 16 лет запрещено посещать 8
учебные дни кино и театры без разрешения
руководства школы.

Директорам школ вменено в обязанность
разрешать посещение учащимися KHHO
театров только во внеурочное время воргз-
низованном порядке в сопровождения
взрослых, учителей, пионервожатых. При
этом должны строго учитываться ycile-
ваемость и поведение каждого ученика, его
занятость учебной иля домашней работой,
а также соответствие репертуара воспита:
тельным требованиям.

Выставка работ
художников и скульпторов
Белоруссии
В залах Государственной Третьяковской

галлерен открылась выставка работ бело-
русских мастеров изобразительного искус:

ства, посвяшённая 25-летию Белорусской
ССР. Представлено более 250  картия,
портретов, зарисовок, скульптур и т. д

Среди них пейзажи, картины на историче
ские темы и батальные сюжеты, Большин
ство произведений создано в дни Отече
ственной войны.

Открытие филиала
Малого театра

Премьера пьесы «Инженер Сергеев»

Вчера, 3 февраля, в капитально отремо
тированном здании бывшего театра Лено“
вета (Б. Ордынка) открылся филнал Году
Ддарственного Академического Малого те8г
ра. Шла новая пьеса Всеволода Рокк «И!
женер Сергеев».

Театр создал интересный спектакль №
тему о патриотизме советских людей. Ста
вил пьесу В. Цыганков. Понравились
лике исполнители Менжинский, Чернышев,
Леонтьев, Скуратов, Павлов, Шамин, Кб
ротков, Преображенская, Богатыренко #
другие. Хоропти декорации художника проф.
М. Бобышева.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО COBETA CCCP.
Pherae ad ati Aa Se eee

Пропаганды и Советского строительства — К 1-42-88
Ленинграде — 36-78.

7 @

ИН