ВТОРНИК, 8 ФЕВРАЛЯ 1944 г. № 32 (3334)

ь

ха из общесоюзного в союзно-республикан-
ский Народный Комиссариат.
Ценятно, что каждая союзная peciryd-
. Лика в своей дипломатической работе бу-
дет руководствоватьея общими принцина-
ми и задачами, стоящими перед всей со-
ветской дипломатией. Эстонский народ ни-
когда раныше не пользовалея такой дейог-
BAT AHO CaMOCTOATCABHOCTBNO во внептней
политике. Дипломатия правящей реакщи-
OHHOH клики досоветской Эетония никогда
не была ‘самостоятельной, она Находилась
на побегушках у своих пиперхалистиче-
ских покровителей и металась из стороны
в сторону. Дипломатия досоветской профа-
шиетской Эстонии была в резком противо-
речни с интересами эстонского народа. Ре-
зультаты этой политики общеизвэстны:
Установление непосредственных отноше-
нин союзных республик е иностраннымл
государствами открывает советеким наро-
дам новые перспективы. Весь (Советский
Союз в целом будет защищать и ноддер-

Речь депутата М. С. Гречухи

Товарищи депутаты! Вопрос о преобра-
эованиях в Союзном государстве, внесённый
Союзным Правительством на рассмотрение
Верховного Совета в виде проекта Закона
0 создании войсковых формирований со0юз-
ных республик, а также проекта Закона о
предоставлении союзным республикам пол-
номочий в области внешних сношений,
является своевременным и имеет исключи-

‚ тельно большое государственное значение.

Постановка вопроса о преобразованиях
в нашем Союзном государстве в условиях
Великой Отечественной войны. в условиях
колоссального напряжения сил советского
народа свидетельствует о могуществе со-
циалистического государства, политиче-
ской, экономической и культурной, мощи
союзных республик, о высоком морально-
политическом единстве народов многона-
циональной Советской страны.

Вячеслав Михайлович, изложив в своём

докладе все те основные принципы, из ко-
торых исходило Союзное Празительство,
внося этот вопрос на рассмотрение Bep-
ховного Совета, подчеркнул, что дело идёт
не 06 обычном преобразовании, а о постаА-
новке новых ответственных задач перед
союзными республиками как в деле оборо-
ны наптей страны, так и в области внеп-
них сношений с иностранными  государет-
вами. Создание своих республиканских
воинских формирований и установление
непосредственных сношений с иностранны-
ми государствами в значительной мере уве-
личивают ответственность каждой респуб-
лики в деле ешё большего укрепления 060-
ренной моши Советского. Союза, ещё. боль-
шего..укренления дружбы наролов и в деле
расипирения международной связи и укре-
пления сотрудничества Союза Советских
Социалистических Республик с другими го-
сударствами. :

Надежды врага на раснри между наро-
дами Советского Союза, на распад много-
национальной советской державы провали-
лись и бесслелно исчезли. Уже с первых
Hei войны с Советским Союзом враг убе-
дился, что-он бессилен в какой бы то ни
было мере поколебать нерушимые устои
Советского Сотоза; дружбу и единство на-
родов Советской страны.

В ответ на подлое, вероломное нападе-
ние гитлеровских банд убийц и разбойни-
ков народы Советского Союза в эту гроз-
ную годину тяжёлых испытаний ещё боль-
ше, ещё сильнее  сплотились вокруг Со-
ветского Правительства, вокруг большеви-
стской партии и любимого вождя, мудрого
полковолиа великого Сталина.

Дружба народов, развившаяся в резуль-
тато ленинско-сталинской национальной
политики, прочное морально-политическое
единство рабочих, крестьян; интеллигенции
налпей страны и.окреншая на этой основе
Красная Армия не дали возможности врагу
осуществить свой подлые намерения.

«Вполне вероятно, — говорил товарищ

whee
TORY

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Совместное заседание Совета Союза и Совета Национальностей 1 февраля 1944 года

Прения по докладу тов, В, м. Молотова о преобразовании Наркомата Обороны и Нарноминдела из общесоюзных в союзно-республиканекие наркоматы
_ Окончание речи депутата И. Я. Вареса

живать специфич»жие интерекы каждой
отдельной союзной республики по линии
оощесоюзного Наркоминдела. Вея, сила я
мощь Советского Союза стоят за интересы
каждой союзной республики, как бы мала
она ни была. Нет, теперь никакой враг,
никакой агрессор нам не стралпен.

С чувством глубокого удовлетворения от
имени эстонского
Закон о предостав

приятий в настоящез время действительно
означает, что советское  государетво  до-
стигло новой’ ступени своего развития,
превращаясь в более сложный и полно-
кровный организм. Новые законы говорят
0 дальнейшем укреплении нашего социз-
листического государства — великого Co-

‚ ветского Союза. Мы можем с чувством гор-
народа я привотствую дости повторить слова воликого Сталина ские является ярким свидетельством воз-
лении союзным респуб- о том,

что советское многонациохнальнюе

ликам полномочий в области внешних сно-   социалистическое государство выдержало
нений и преобразовании в связи с этим все испытания, что ойо является таким

Народного Жомиссариата иностранных дел

из общесоюзного в
ский Народный Комиссарнат и предлагаю
единодушно утвердить и принять эти ис-
торически-важные законы, внесенные (ов-
наркомом ОССР.

Товарищи депутаты! Я плубоко убъжден,

что новые важные государственные пре-  вождя народов Советского Союза,
образования ещё больше укрепят искрен-  учителя и. друга, великого

союзно-республикан-  позавидовать любое национальное: государ

государетвем, прочности которого моглю бы
ство в любой части света. ile

Новые законы, внесенные на рассмотре-
ние соссии Верховного Совета СССР, гово-
рят о мудрости партия большевиков, 6 ге-
ниальной прозорливости и дальновиднести
налнего
полководца

нюю дружбу и взаимное доверие советских Сталина, ведущего нас от победы к HO-

народов. Провеление тажото pola меро-

(Украинская ССР)

научит ков-кого уму-разуму, то в пред-
стоящих битвах за честь, свободу и неза-
висимость нашей социалистической Роди-
ны. бойцы и офицеры Украинских соелине-
ний етщб раз докажут, как умеют сражать-
ся потомки славных украинских богаты-
рей — Богдана Хмельницкого, Данилы Га-
лицкого, Николая Щорса.

С неменышей радостью встретит украин-
ский народ и Закон о предоставлении co-
юзным республикам полномочий в области
вненгних снопений и о преобразовании в

связи с этим Народного Комиссариата ино-
странных дел из общесоюзного в союзно-
республиканский Народный Комиссариат.
Для Советской Украины ‘это преобразова-
ние имеет исключительно большое значе-
ние. Географическое положение Советской
Украины и особенно её экономическое зна-
чение требуют повседневного внимания и
исключительной бдительности не только в
отношении непосредственно граничащих ¢
нами довольно беспокойных соседей, но и
в отношении некоторых поодаль отстоящих
тосударств, у которых Советская Украина
всегда вызывала и вызывает _ волчью
алчность. В связи с возросшим  политиче-
ским и культурным значением Украинской
Советской Социалистической Республики,
естественно, растут и. многообразные куль-
  турные и хозяйственные потребности, ко-
торые не могут быть в полной мере охва-
чены общесоюзными  представительствами
за границей и требуют установления непо-
срелственных сношений Советской Украи-
ны с иноземными  гофударствами. На
Украине в своё время был свой республи-
канский Народный Комиссариат иноетран-
[ных дел, Ho это было до образования СОБР.
Тогда Советская Украина представляла co-
бой молодую, только-что народившуюся,

Сталин, — что любое другое государство,   неокреншую Советскую республику, кото-

имея такие

потери территории, как мы   рая, истекая кровью в борьбе против ин-

имеем теперь, не выдержало бы испытаний   тервеннии иностранных государств, против

и пришло в упадок. Если советский етрой
так легко выдержал испытания и еще
больше укрепил свой тыл, то это значит,
что советский строй является теперь наи-
более прочным етроем». 3

В рядах героической Красной Армии с
зеликим национальным достоинством бьют
врага верные сыны русского, украинского,
белорусского, грузинского, армянского и
других народов многонационального Совет-
ского Союза. В этих жестоких битвах каж-
дый день рождаются новые герои, новые
талантливые военачальники — гордость не
только народа, из которого они вышли, но
и всех народов Советского С0юза- Нужно
сказать, что эти кадры командиров и
военачальников, безусловно, сыграют
исключительную роль в деле создания и
воспитания своих республиканских BOHH-
ских мирований.

ees права союзным реснуб-
ликам создавать свои формирования усилит
внимание союзных республик к постанов-
ке военного обучения в школах, технику-
мах, высших учебных заведениях, еще
больше усилит внимание населения к 20с-
питанию мужественных, храбрых, героиче-
ских и достойных своего народа воинов и
защитников: Родины.

Я смею выразить твердую уверенность,
что предлагаемый Сбоюзным Правительством
проект Закона о создании войсковых фор-
мирований союзных республик, безусловно,
будет утверждён Берховным Советом и
единодушно одобрен всеми народами Совет-
ского Союза, ибо он направлен на еще
большее укрепление Красной Армии —
верной защитницы Родины, верной и на-
дежной опоры Союза Советских Социали-
стических Республик.

Я смею заверить Союзное
и Верховный Совет СССР, что украпнски!
народ @ исключительно большой радостью
встретит Закон о создании войсковых фор-
мирований союзных республик` и 0 преоб-
разовании в связи с этим Народного Ко-
миссариата (Обороны из общесоюзного в
союзно-республиканский Народный Комис-
сариат. Если нынешняя мировая война не

Правительство

внутренней буржуазно-националистической
нечисти и кулачества, отстамвала свои за-
конные права Ha государственность.
Естественно, что’в условиях граждан-
ской войны и всё усиливавигихся напалок
извне Советская Украина не могла в долж-
ной мере отстаивать свои права на между-
наролной арене и вынуждена была очень
часто обращаться к Наркоминделу РОФОР
с просьбой принять на себя полномочия от
Украинской CCP по внешним сношениям
с иностранными государствами. Поэтому
братскую помощь великого русского наро-
Да, которую он нам оказывал и тогда, в
трозные и тяжёлые для нас дни, беря под
свею защиту Советскую Украину, украин-
‘ский народ вспоминает с исключительной
благодарностью.
С образованием СССР и союзного Нар-
коминдела Советская Украина передала
свои права на внешние сношения с ино-
странными государствами  Наркоминделу
СОСР, в руках которого были сосредоточе-
ны права всех союзных реенублик по
внешним снолтениям с иностранными госу-
дарствами. Теперь же, в результате все-
мирно-исторических побед, одержанных на-
родами Советского Союза под руководством
великой партии Ленина— Сталина, Совет-
ский Союз завоевал себе право на’ уваже-
ние среди иностранных государств. На фо-
не этих побед политическое, экономиче-
ское и культурное значение союзных рее-
публик совершенно по-иному будет выгля-
леть на международной арене.
Международные связи СССР, не взирая
на трудности военного времени, крепнут и
расширяются. Советскому Правительству
удалось впервые за время советской власти
установить не только дружественные, но и

союзные отношения с Великобританией. В   ность ь
мошная   вет, но и весь советский

е (9-  продемонстрируют силу нерупимости сою-

разгар мировой войны создана
антигитлеровская коалиция во главе
ветеким (01039,
динёнными Штатами _ Америки,
Советско-Чехословацкий договор,

заложил основы для сотрудничества в^ли- Правительству,
стран про- великому ролнзму Сталину.

ких и малых демократических

тив общего врага не только во время вой-  должительные

+

Великобританией и Сое- за братских
заключен   свой морально-политичеекое единстве, свою
который   любовь и преданноеть мудрому Советскому

вым победам. (Бурные аплодисменты):

ны, но и после войны, во имя сохранения
мира: Исключительно большую роль в раз-
витии м укреплении антигитлеровской коа-
лиции сыграли решения Московской и Те-
геранекой конференций. Веё это свидетель-
ствует о значительном- росте могущества и
усилении авторитета Советского Союза в

тлазах всех Хемократических стран мира.

Наряду с этими большими междунаролны-
ми вопросами, требуюптими непосредствен-
ного участия Союзного Правительства, есть
специфические хозяйственные и культур-
ные нужды союзных республик, которые,
в интересах общего дела по расширению
международных связей и укреплению сот-
рудничества ССОР с другими тосудзрства-
ми, внолне могут быть удовлетворены пу-
тём непосредственных сношений союзных
республик с теми или иными иностранны-
ми государствами. Вот почему я считаю,
что вопрос о расширении прав союзных
республик в части междунаролных сноше-
ний и о преобразованиях в связи с этим
поставлен Союзным Правительством вполне
правильно и своевременно. Наши грани-
цы — границы Советской Украины с за-
падными и южными иностранными госу-
дарствами — являются одновременно н
границами Советскоге Союза, и все. вопро-
сы, относящиеся к интересам Советского
Союза, будут разрешатьея Союзным Прави-
тельством совместно с Правительством Co-
ветской Украины. ие

Учитывая некоторые неосновательные

претензии так называемого правительства
сосехнего с нами государства, я позволю
себе от. имени украинского народа лтросить
союзное Советское Правительство при рас-
смотрении вопроса об установлении госу-.
дарственных границ между Советоким 09-
юзом и иноземными государствами с запа-
да учесть вполне законное и справедли-
вое желание нашего народа — воссведи-
нить все, исконные украинские земли в
едином Украинском советском. государстве.
(Бурные аплодисменты). Волею народа За-
падной Украины Народное собрание в
1939 т. возбудило ходатайство перед боюз-
ным Правительством о воссоединении 0ево-
бождённых земель Западной Украины в
едином Украинском государстве. Верхов-
ный Совет Союза Советских Социалистиче-
ских Республик удовлетворил ходатайство
Народного собрания. Однако наряду с этим
за границами, установленными в 1939 т.,
остались ещё некоторые районы, населён-
ные напгими  братьями-украинцами, жа-
ждущими об’единиться со своим единокров-
ным народом. Я позволю себе просить Пра-
вительство СССР и его главу товарища
Сталина помочь нашим братьям-украин-
цам, населяющим земли Холмщины, Грубе-
шова, Замостья, Ярослава и других запад-
ных районов, влиться в семью братских
народов Советской страны. (Бурные про-
должительные аплодисменты).
о Товарищи депутаты! Преобразования в
Союзном государстве, связанные с расши-
рением прав союзных республик, являются
сокрушительным ударом по украинеко-не-
мецко-националистической банде изменни-
ков и предателей, которые за крохи, па-
дающие с хозяйского стола, и в угоду
своему хозяину готовы возвести на нашу
страну, на наш народ любой поклеп. 06-
щественность Советского Союза недавно
узнала о гнусной вылазке украинско-не-
мецко-фапгистской банды в Америке, ко-
торая, прикрывиись потрепанным в бер-
линских и краковских кабачках нацио-
нальным флажком, пыталась возбудить 0б-
‘щественное мнение, выдвииув требование
ревизии суверенных прав Украинской 00-
ветской Реслублики.

Украинский народ, изгнавший в своё
время всю эту. буржуазно-националистиче-
скую нечисть, в братском союзе с народа-
ми Советской страны, под руководством ве-
ликой партии Ленина — Сталина, поет-
роил своё собственное государство, воссое-
динив в нём почти все свои земли; и Уве-
ренно идёт к своему светлому будущему.
Никакие увёртки и вылазки фашистских
наймитов не собьют наши народ с верного
ленинско-сталинского пути. Я целиком ‘и
полностью поддерживаю предложение вы-
ступавших депутатов 06 утверждении
представленного Союзным Правительством
проекта Закона о создании войсковых фор-
мирований союзных республик и о преоб-
разовании, в связи с этим, Народного ho-
миссариата Обороны из общееоюзного в с9-
юзно-республиканский Наролный Комисса-
риат, а также проекта Закона о предоста-
влении союзным республикам полномочий
в области внелрних сношений и о преобра-
зовании, в связи с этим, Народного Ко-
миссариата иностранных дел из. общесоюз-
ного в союзно-республиканский Народный
Комиесариат. Я выражаю твёрдую уверен-
в том, что не только Верховный Со-
народ ещё раз

народов, пролемонетрируют

большевистской партии и
(Бурные про-
сплодисменты).

Х СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР’ 1-го СОЗЫВА

Речь депутата П. С. Прокконен

Товарищи депутаты! Поставленный Ha!
обсуждение настоящей сессии Верховного
Совета СССР вотрос о преобразовании двух
нарюдных комиссарналюв Наркомата
0бороны и Наркомата иностранных дел из
общесоюзных в о  союзно - республикан-

‘Poole моши нантето многоналионастьного
Советского государства, лемонютрирует но-
вую победу ленинско-сталинской нацио-
нальной политики.

Партия большевиков ‘с самою начала
своего существования провозглаеила одним
из важнейших программных требований
правю наций на самоопределение, право’
пародюв на самостоятельное государюлвен-
moe существование. Великая Октябрьская
социалистическая революция  осзободила
наши народы от эксплоатации и нащмо-
нального ‘угнетения. Карелия получила
право на напиональную: самостоятельноеть:

Третий  Олоненкий  губелчекий  с’езд
крестьяноких депутатов,  соббравшийся в
начале февраля 1918 года в П чеке,

провозгласил на всей территории бывшей
Олоненкой губернии советокую власть. Но
трудящиеся Карелии не сразу могли за-
няться устройством новой, счастливой
жизни. На фронтах граждачекой войны
они беззаветно и самоотверженно ототажва-
ли от врагов свою Родину, свою землю.

Алчная кучка белофинсвих  заправил,
строивтая сумасбролные планы  воэдаятия
«великой Финляндии», отторжения Совет-
ской Карелин от Советского Союза, бросила
вой банды против налпей молюлюй Совет-
ской республики. Свои тграбительские отре-
мления белофинокие бандиты пытались
прикрывать фальшивыми лозунгами «на-
ционального воссоединения» карел с белой
Финляндией.

Трудящиеся массы Карелии сумели раз-
глядеть под смиренной маской «оевоболи-
телей» эвериное лицо грабителя, убийцы,
порзботителя. Карело-финский народ видел
и понимал, что только с помющью велико-
пе русского народа, только нахюдяеь в
бралокой семье советских народов, он смо-
жет отетоять свою свободу, свою незавиюи-
мость. Поэтому 1 июля 1920 года делега-
ты учрелителынюго с’езла трулящихся ка-
фел заявили:

«Карельское трудовое население не хо-
чет порвать культурных, экономических,
политических и государственных ‘связей ¢
Советской Россией и совершенню не думает
о присоединении к белой Финляндии.

Карельский народ чувствует. себя свю-
бодным в пределах Советской Pocenn и
под капиталистическое ярмо ни Финлян-
лии, ни какого-либо иного государства не
пойхет.

Карельский народ не допустит: чтобы
богатства Карелии: воды, леса, водопады,
руды, рыбацкие промыслы  расхищались
капиталистической белой Финляндией под
предлотом защиты карел от Советокой Рос-
сии или под предлогом «национальнюго
ое карел с белой Финлянки-

».

В течение ряда лет бетофинны  праби-
тельеки вторгались на территорию Совет-
«nok Карелии, но всегда получали едино-
‘Tyrant ommop ot Kpacno Армии, карель-
ских налугизан, от финеких краснюпваюдей-
цев, проявивиих чудеса героизма и отваги
в защите священной советекюй земли.

Еще в 1919 г. по поводу одной замеча-
тельной операции при высадке десанта в
районе Видлицы, сыграмией решающую
роль в разгроме белофиннов, товарищ

TAH прислал телеграмму на имя коман-
дования первой стрелковой дивизии, в ко-
Торой горячо привететвовал самоотвержен-
ных героев красноармейцез и моряков,
разгромивитих гнездо вратов России у Вил-
лицы, и выражал уверенность, что рабоче-
крестьянская влають ощечит доблестный
HOBAL.

На эту телеграмму бойцы ответили вож-
дю: «За рабоче-крестьянскую Россию ум-
вем или победим». И они побеждали.

Яркой страницей в истории борьбы 3a
Советокую ‘Карелию вошел блестящий
лыжный рейд в глубокий тыл белофиннов
в Кимас-озеро, рейх отряда лыжников-
финнов интернациональной военной школы

(Карело- Финская ССР)

под командованием вернюго сына карело-
финского народа Тойво Антикайнен.

Красная Армия, подлержанная ширюки-
ми массами трудянихея, изгнала белофин-
ских бандитов с советской земли. Кафело-
финский Hapol получил розмюжнюсть ‘пе-
рейти к мирному строительству и экономи-
ческому под’ему народного хозяйства муло-
дой Советской республики.

На оспюве песледовательного  осушест-
вления ленизеко-сталинсхой национальной

между напиональностями, на то, что‘ каре-
лы и финны нашей республики войдут в:
конфликт с русскими. Но все эти грязные
замыелы врага ‘потерпели крах.

Более двух ¢ половиной лет Красная
Армия ведет борьбу с гитлеровскими орда-
ии, гонит их прочь на запах, отстаивает

CBOOOLY, честь и независимость народов
цаптего многонационалыного государства.

В этой героической борьбе за нашу Рохину
в рядах Красной Армии борются вое на-
оды Р. Еликым и стлоченным высту-
пил на борьбу с врагом налюд Кафело-Фин-
сокюй республики. :
С одинаковым мужеством в рядах Крас-
ной Армни и в партизаноких отрядах дра-
тиеь И дерутся с врагом карелы, финны,
русские и представители других нацио-
нальностей, Имена и подвиги лучивих сы-
нов И дочерей карело-финского народа —

политики Карело-Финокая  Союзчая Pec-
публика в единой братекой семье совет-
ских республик, при помощи великого
русского народа, под руководством партии
Ленина e ‚ 3& короткий срок до-
стигла огромных успехов в области своего
политического, экономического и культур-
ного роста. Из отсталой нарокой колонии
Барелия превратилась в индустриальную
республику... За годы сталиноких пятиле-
ток было построеню болышое число фабрик
ий заводов, выросли мощные бумазжно-дел-
люлозные комбинаты.

В невиданно короткий срок был прове-
ден Беломороко-Балтийский канал имени
товарища Сталина. На территории респуб-
лики были построены новые магистрали
железных дорог. Карелия стала республи-
кой почти сплопьнюй грахотности. За годы
мирного строительетва выроели напиональ-
ные ‘кадры, беспределыню преданные делу
Ленина-— Сталина.

Продавшаяся Гитлеру финская  плуто-
кратия в июне 1941 т. в союзе се Герма-

нией вероломню напала на боветский  Союз,

нарушила Halil мирный труд, наше хозяй-
ственное строительство.

Белофинские войска, вторгигиеся на тер-
риторию нашей Карело-Финской ССР, не
менее, чем немцы, грабили и грабят, раз-
рутнали и разрушают наши города и села,
терзали и терзают наших ооветеких граж-
дан. Финские фашисты совершают  чудо-
вищные престунления во временно захва-
ченных ими районах и городах нашей
республики. Это они разрупили наш иве-
тущий Петрозаводск, сожгли Пряжу, Кэн-
допогу и другие города и cena. Еще в
1941 т. в Декларации Народного Комисса-
ризта иностранных дел былю сказаню:

«Нынешние финляндекие правители по-
могают кровавому Гитлеру вести  захват-
ническую войну против народов Европы
и СССР. Ведя зажватническую войну про-
тив СССР, они помогают гитлеровской
бавие укреплять  гитлеровскую тиранию
над народами Европы. Не будет ничего
удивительного, если народы Европы и
СССР поступят с этими господами так же,
как они намерены постутить с кликой Гит-
лера».

Мы, представители карело-финокого на-
рода, имеем право от имени нашего постра-
давшего народа пред’явить обвинительный
акт против преступных заправил фашист-
ской Финляндии и требовать сурового воз-
мезхия за каждое преступление  подлых
белофинских палачей.

Белофинны питали надежды на разлад

героев (течёственной войны войдут в ис-
торию нашей республики, Kak одна из
славных ев стратип.

Рабочие и работницы, колхозники и
колхозницы, советская интеллигенция са-
моотверженно . трудятся во имя нашей
окончательной победы над вратом. Врасная
\рмия делает все необходимое лля скорей-
его изгнания немепко-финских захвалчи-
ков из временно оккупарюванных ими рай-
онов и городов ныней республики и при-
ближает час полного освобождения Карело-
Финской ССР. Карело-финский народ, как.
и все наролы Советокаго Союза, любит
свою Красную Армию и сделает вое для
дальнейшего ее укрепления.

Ham народ высоко ценит героизм Ерас-
ной Армии, обоспечивтей  самостоятель-
ность и независимость Карело-Финской
ОСР, и выражает искреннюю благодарность
великому русскому ‘народу, как и всем на-
родам налпей Родины, оказавшим огромную
ПОМОЩЬ в политическом, экономическом и
культурном росте нашей молодой  респуб-
лики. ‘

Преобразование Наркомата Обороны п
создание войсковых формирований — союз-
ных республик SBATCA тальнейшим шатом
на пути укрепления обороны СОСР, укле-
плевия Красной Армии. Создание войско-
вых формирований советских республик,
как составной части Красной Армии, еще
вольше укрепит Красную Армию, усилит
ответственность союзных республик 3a
дальнейшее укрепление обороны страны.

Карело-Финская республика, граничя-
шая с белюй Финляндией, враждебность
которой к Советскому Союзу и Советской
Варелии доказана на протяжении четверти
века, примет все меры к быстрейшему со-
зданию своих войсковых формирований,
чтобы Жарело-Финская республика стала,
прочным оплотом мира и безопасности

Р. на его северо-западных гранипах.

За годы советокой власти советские рес-
публики вырэсли в политическом, эконо-
мическом и культурном отношении.

Проект закона о преобразовании Нарко-
мата иностранных  лел предусматривает
дальнейшее политическое и экономическое
развитие советских рестублик. Союзным
республикам предоставляются полнюмочия
вотупать в непосредственные сношения с
инюстранными государствами и заключать
с ними соглашения. Такое преобразование
стаю возможным в результате  достигну-
того укрепления Советского государства, в
результате торжества ленинско-статинской
национальной потитики,

Товарищи депутаты! Я пеликом и пол-
ностью поддерживаю предложение Союэно-
го. Правительства и выступавших депута-
тов о преобразовании Наролных  Комисса-
риалов Обороны и иностранных дел в со-
юзно-республикансокие наркоматы.

Принятие этих предложений еше боль-
пю укрепит политическую,  обороннтю и
хозяйственную мощь союзных  реслтублик,
еще больше укрепит мошь всего
Советского Союза, распгирит междунарол-
НЫюЮ связи великоте Советекого Союза п
укрепит сотрудничество СССР с другими
государствами.

Под знаменем ленинско-сталинской на-
пиональной политики — вперед, к новыи
победам!

т ое песме р еее ОВЕН НИ
Закончено строительство ТЭЦ Алтайского
тракторного завода
Особая строительная часть № 15 Hap- в эксплоатацию турбогенератор № 3 за-

комстроя, которая недавно  panopToRava
товарищу Сталину об окончании строитель-
ства Алтайского тракторного завода, сдала

водской теплоэлектроцентрали.
Весь комплекс работ по монтажу, опро-

и и пуску турбины выполнен за 40
дней.

Районная научно-техническая конференция

СВЕРДЛОВСК, 7 февраля. (По: телеф. от
coo. корр.). Один из основных сельскохо-
зяйственных районов Свердловской обла-
сти, Сухоложский, за годы Отечественной
войны превратился одновременно в круп-
ную базу по производству“ строительных
материалов, Предприятия района дают стра-
не цемент, шифер, огнеупорный кирпич, из-
весть, различные лесоматериалы. `

С целью лучшего использования природ-
ных богатств района, райком партии и ис-
полком районного Совета на-днях созвали
первую научно-техническую конференцию.
В ней приняли участие около 400 инже-
нерно-технических работников.

Лауреат (Сталинской премии директор
Научно-Исследовательского института огне-
упоров профессор Федосеев сделал на коч-
ференции интересный доклад о. минерально-
сырьевых ресурсах района. Профессор Ке-
лер в своём докладе сообщил, что район
имеет все возможности широко развить на
местном сырье. керамическое производство, в
частности выпуск всевозможной посуды.

Конференция обсудила ряд других до-
кладов, ‘воесторонне освешающих  вопро-
сы дальнейшего промышленного развития

района.

Совещание учителей кочевых школ

БУХАРА, 7 февраля. (По телегр. от соб.
корр.). За сотни километров, верхом на
верблюдах и лошадях, с’ехались Ha
совещание 80 школьных работников ско-
товодческого Тамдынского района, рас-
положенного в пустыне Кзыл-Кум. Учителя
обменялись опытом работы впервые создан-
ных в текущем учебном году кочевых школ.

В первый же год своего существования

¢
ИВАНОВО, 7 февраля. (По телеф. от

соб. корр.). Для восстановительных работ
 в освобождённых от немецкой оккупации

районах Курловский стеклозавод имени
Болодарского изготовил и отправил свыше
250.000 — квадратных метров оконного
  стекла.

100-процентной посещаемости детей доби-
лась школа скотоводческого колхоза им.
Карла Маркса, расположенная в 200 кило-
метрах от районного центра — Тамды. Этот
колхоз вылелил под общежитие нжольни-
ков несколько юрт, снабдил их топливом.
Хоропю помогают налаживать учёбу в но-
вых кочевых школах и другие колхозы.

`Оконное стекло освобождённым районам

В отгрузке стекла активно’ участвует
население посёлка Курловский. Недавно по-
требовалось срочно отгрузить 12 вагонов
продукции. На погрузку пришли домохо-
зяйки, служащие учреждений, и работа бы-
ла выполнена в установленный срок.

Тульская область перевыполнила

январений план ремонта тракторов

ТУЛА, 7 февраля. (По
корр.). Машинно-тракторные станции Туль-
ской области выполнили январскую про-
грамму ремонта тракторов на 107.1 процен-
та. Три МТС —Веневская, Кривцовская и
Шварцевская—полностью завершили годо-
вой ремонт тракторов.

телеф. от соб.

„На полях Абхазии
началась весенняя пахота

СУХУМИ, 7 февраля. (ТАСС). В Абха-
зии начались весенние сельскохозяйствен-
ные работы. Вспашку земли под табак, ку-
курузу и другие культуры ведут колхозы
«Искра революции», «Дружба», «Вторая
пятилетка», «Красный маяк» Сухумского
района,

В большинстве сельхозартелей заклады-
ваются сверхранние рассадники табака, ве-
дётся раскорчёвка новых участков. Колхоз
«Искра резолюции» закончил перекопку
чайных плантаций, урожай с которых бу-
дет сниматься нынче впервые.

Подсобные хозяйства и столовые
металлургов Донбасса

На металлургических заводах Донбасса
начали работать отделы рабочего снабже-
ния. Созданы 54 подсобных хозяйства, ве-
дущие подготовку к весне. Ремонтируются
сельскохозяйственные машины и инвентарь,
затотовляются семена. Приводятся в поря-
док фруктовые сады. Весенний сев будет
проведен на площади в 20 тысяч гектаров.

Восстанавливаются заводские столовые.
На Макеевском металлургическом заводе
открыты `12 столовых. При заводах но-
строены мельницы и пекарни, так как в го-
родах они разрушены немцами. ‘

нашего _