ЧЕТВЕРГ, 3 СЕНТЯБРЯ 1342 г. № 207 (7893)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР at
В НОЧЬ НА 2 СЕНТЯБРЯ НАШИ САМОЛЕТЫ

В августе дано больше
чугуна, стали, проката,
кокса и руды, чем в июле

В Наркомчермете похведены предвари-
тельные итоги работы за звгует. Метал-
хурги добились новых производственных
успехов. Выплазка чугуна и стали, вы-
пуск проката, выжиг кокса и хобыча же-
лезной руды по предприятиям Наркамчер-
мета в августе увелячились против июля.

Увеличилось количество цехов и пред-
`приятий, перевыполнивтих план. Выпол-
ил план пю всему any  Главуралмет.
Выполнили и перевыполнили план домен-
щики Вузнецкотго,  Ново-Тагильекого, Ce-
ровского, Магнитогорского,  Белорецкого,
Майкорского, Чернохолуницкого, Апвинско-

to, Нижне-Салдинском и Чусовокого за-

водов.

Продолжал хорошо работать в автусте

и перевыполнил план  сталеплавильный
цех ордена Ленина завода № 700. завое-
вавший в июле первое место. Muorue
иартеновские цехи улучшили работу я
перевыполнили план,

Отстают еще в выполнении всех усло-
вий соревнования стзлеплавильники Ма-
тнитогорского, Ново-Тагильского, Белорец-
вого Кушвинскоге и Нижне-Сергинского
заводов.

Значительно улучигили рабогу прокат-
чики большинства заводов Наркомчерме-
та, давитие сверх плана металл для нужд
страны. ‘Завоевавшие в июльском сорев-
новании вторые места рехьсобалочный
цех Кузнетюого ‘завоха и Гурьевский за-
вод продолжали хоропю работать и в зв-
гуете.

Херепю работати прокалчики  завотов
Матнитогорского, Ново-Тагильското, Куз-
нецкого, Петровок-Забайкальского, Амур-
стали, Омутнинского, Горьковского, Ниж-
не-Тагильского имени Куйбышева, Чусов-
ского, Белорецкого,  Нижне-Салхинекого,

Чермозокого, Алапаевокото, Нижне-Сергин-

ского, Северокото, Тирлянского и завохов,
тде директорааги тт. Корелеков и Ильнн.

Цветная металлургия
добилась в августе
новых успехов

Работники цветной метатлуртии олержа-

лн в августе новые производственные уё-
пехи.

Выпотниги месячное задание все нике-
левые завохы Наркомиветмета. С большим
производственным  под’емом работали
августе торняки и металлуми  Южно-

Уральского никелевого комбината и Уфз-

дейского нивелевого завода.

Промыстенноеть обработки  пветных
металлюв уснептно зажончила выполнение
месячного плана по выпуску иветнюто про
ката. На высоком уровне работали заволы

пветных металлов, тде лирек-
торами тт. Соловьев, Петров. Шаров, Пет-
рухин, Писелев и Чекасин, а также завоты
Me директорами тт. Зай-

по обработке

Главалюзвиния,
цев м Носаль.

Успептно закончили выполнение месяч-
ного плана по добыче межной рулы горня-
вн ордеповесного рудника имени Ш Ин-
терналенонала. Хороших показателей доби-
лись в августе горняки Джезказганокого
медного рудника.

Досрочно закончил noe про-
OX0TOBA.

трамму коллектив завода имени

Выполнили месячную программу по вы-
плавке черновой мели медеплавильные за-
Красноуральский,
Медногорский

воды: Вировгралекий,
Кароажитайский, а также
завод,

Перевыполнили задание августа меся-
ца все заводы оловянной промышиленностя.
Хорошо работали коллективы заводов, где
директорами тт. Оилуянов и Разнипын,

комбинат «Востсиболово» и комбинат, где
директором т. Азтеменков.

Высокие образцы работы показали кол-
лективы предприятий Главного управле-

ния резких металлов.

Bee заводы Главного управаения вт9-
тичных цветных металлов перевыьюлняли!
план августа по выпуску продукции 0/
всему циклу и по сравнению © июлем ме-
сяцем даши терирост продукции на 20,6.

поп.

eee

условия
Всесоюзного социалистичесного соревнования предприятий
Комитета по Делам Кинематографии при Cosnapxome CCCP

Работники фронтовых трупп кинехро-
ники, работники Центральной 0б’единен-
ной киностухии художественных  филь-
мов, рабочие и инженерно - технические

работники Московского завода «Кинап»,

воодушевленные постазленной товарищем
Сталиным задачей разгрома  немепко-
фалеистских захвалчиков в 1942 то
ху, обратились ко всем работникам ки-
нематографии © призывом организовать
Веосоюзное социалистическое соревнование
работников кинематографии на быстрей-
ший и высококачественный выпуск хуло-
жественных и хроникально-хокументаль-
ных кинофильмов, на выполнение и пере-
выполнение производственных программ
преднриятиями кинематографии.
Поддерживая инициативу работников ки-
нематографяи, Всесоюзный Центральный (9-
вет Профессиональных Союзов и Комитет по
Делам Кинематографии при Совнаркоме СССР
устанавливают следующие условия Bee-
союзного социалистического соревнования:
По киностудиям художественных фильмов
Побелительницей в социалистическом
соревновании будет считаться та киносту-
хия художественных фильмов, которая вы-
полнит установленный план производства
кинокартин и даст наибольшую экономию
денежных средств и кинопленки протиз

установлентых лимитов и смет, обеспечит
утвержденное
готовых кинокартин
ранее установленного стока и нз: высоком

выпуск из производства
планом количество

идейно-хухдожественном ‘уровне.
социалистическом соревновании мех-
XY с емочными кинотруппами лучшей бу-
дет считаться та пруппа, которая закончит
производством картину в наиболее корот-

Ree время против установленного срока ‹ Студии научных

наибольшей экономией ленежных, матери-
альных средств и кинопленки против ут-
вержденного лимита и сметы,
даст наиболее высокое идейно-хуложест-
венное качество картины.

По фронтовым группам кинохроники

Яучшей фронтовой группой кинохрони-
ки будет считаться та группа, воорая

снимет наибольшее количество боевых

эпизодов, перевыполнит количество с‘’емок
сюжетов против установленного плана —

для киножурналов, даст наименьшее коли-
чество бража от занятого матернаха..

По киностудиям хроники

Победительницей в _ вопиалистическом
` соревновании будет считаться та студия
кинохроники, которая обеспечит полное
выполнение плана по выпуску всех видов
продукции с точным соблюлением установ-
  евного графика, которая булет иметь наи-
большую экономию кинопленки и наиболь-

высоком идейно-художественном уровне.
По киностудиям научных
и учебно-технических, фильмов

Победительницей в  сопиалистическом
соревновании булет ечитатьея та ‘кино-
студия научных и учебно-технических
фильмов, которая в срок выполнит уста-
новленный план товарного вытуска воен-
но-оборонных и научно-учейных кинокар-
тин, сократит время в произволстве кино-
картин, даст наибольниею юнижение стои-
масти картин м расхода пленки против
установленного по смете и сдаст кинохал-
тины с отличной оценкой.

По фабрикам и завопам кинвпленочной

промьниленнасти

Победителем в сопиалистическом сорев-
  новании будет считаться та фабрика (за-
вод), которая выполнит план по всем ви-
дам продукции и даст наибольший поо-
‘цент перевыполнения плана по спеппро-
 дукции, даст намбольшую экономию сырья
и материалов против установленных нор-
мативов и наиблыний процент выхода
годной продукцин при соблюдении графи-
Ka выпуска продукции.

По заводам и мастерским

киномеханической промышленности

Победителем в социалистическом сорев-
новании будет считаться тот завод (ма-
стерская), который, соблюдая установлен-
ный график выпуска  специзтелий, даст

наибольшее перевыполнение изана He BEE
пуску снецпродукция и запасных чзетей
для кинопроекционной  зпнаратуры, при
‘условии выпуска всей продукции но уста-
новленной номенклатуре. ‘
По кинокопировальным фабрикам
  Шо кинокопировальным фабрикам пюбе-
дительницей в социалистическом горевно-
вании будет считаться та фабрика, которая
 вышолнит установленный для нее план
‘массовой печати в установленные сроки пе
‘каждому фильму в отдельности, добъется
наибольшего сокращения брака кинонлен-
ки и сокращения расходования химикатов;
даст наибольший процент регенерации се-
ребра к количеству обработанной пленки.
  По управлениям кинофикации

Победителем в социалистическом соревно-
вании будет считаться то управление ки-
нофикации, которое лобъется наибольшего
перевыполнения плана по обслуживанию
кинозрителей как в городе, так и в дерев-
не при огсутетвии простоев киноустановок.

По конторам Главкинопроката

Победительницей в социалистическом ео-
ревновании будет считаться та контора
 Тлавкинопроката, которая даст наиболь-
шее перевыполнение плана прокатных по-
ступлений по государственной и ведомст-
венной киносети — тю городу и пе селу;
обеспечит наибольшую сохранность фильм-
‘Фонда (наименьший процент износа против
‘технических нормативов).

Лучитему коллективу работников киносту-
дни художественных фильмюв— победителю
BO Всесоюзном социалистическом соревно-
вании присуждается переходящее Нрасное
Знамя Государственного Комитета Оборены.

Лучшей киностудии хроники или кино-
и  учебно-технических
фильмов — победительниие во Всесоюзном
социалистическом соревновании присуж-

a также! дается переходящее Знамя ВЦОИС и Коми-

тета по Делам Кинематографии при Сов-

наркоме СССР.
-Коллективу работников фабрики (завода)
винонленочной промышленности — побе-

дителю в социалистическом соревновании
присуждается переходящее Красное Знамя
Центрального Комитета профсоюза рабочих
промышленности органической химии и
Комитета по Делам Кинематографии при
бовнаркоме СССР.

Боллективу работников завода (мастерской)
киномеханической промьтиленности—побе-
  присуждается переходящее Класное Знамя
  Центральнюго а, профсоюза рабочих
  точного мапгинюстроения и Комитета по Де-
лам Кинематографии при Совнаркоме СССР.

Коллективам работников: котировальных
фабрик, управлений кинофикации, а так-

Hu процент снижения стоимости продук- же контор Главкинопроката — победителям
пии; которая в более короткие сроки про-
THE установленных планом закончит пра- дается переходящее Красное Знамя Цен-
HSBOACTRO документальных кинокартин на трального Комитета профсоюза кинофото-

В социалистическом соревновании присгуж-

работников и Комитета по Лелам Кинема-
тографии при Совнаркоме СССР.

Студняи и предприятиям — победите-
лям в социалистическом соревновании вы-
дается денежная премия для премирования
отличившихся в социалистическом соревно-
вании работников и на мероприятия по
улучшению культурно-бытовых условий.

Йтоги социалистического соревнования
подводятся ежемесячно, не позднее 10 чи-
cia каждого месяца ВЦСПС и Комитетом
по Делам Кинематографии пря Совнаркоме

re

По киностудиям хужожественных, хро-
никально-хокументальных, научных и
учебно-технических фильмов, а также по
Фронтовым группам кинохроники, с’емоч-
ным группам художественных, научных и
учебно-технических фильмов итоги под-
водятся ежемесячно, а присуждение зна-
мен — олин раз в квартал.

Всесоюзный Центральный Совет Профес-
сиональных Союзов и Комитет по Делам
Бинематографии при Совнаркоме CCCP
призывают всех работников предприятий
советской кинематографии включиться во
Всесоюзное социалистическое соревнование
и упорным трудом помогать нашей Рабоч»
Срестьянской Красной Армии и Военно-
Морскому Флоту на фронте громить фашист-
ских оккупантов, помогать трудящимся
нашей страны в тылу ковать победу Hal
ненавистным врагом.

tn

CCCP, Haunhas ¢ centaOpa mecana 1942 г. 0

Павел Туркель, бригадир ловецкой бригады
колхоза «Спартак» Нижне-Амурского района
Хабаровского края. Его бригада на ловле
в Татарском проливе уже выполнила го-
довой план рыбодобычи на 308 процентов.

Фото Н. Драчинского. (ТАСС).
RAPA SAR tap

Исследование о культуре
народов СССР

На заседании ученого совета Государет-
венного Исторического музея был заслу-
шан доклад проф. А. Смирнова на тему
«Работы  Государелвенного Исторического
музея по гото-нормано-славянским отно-
шениям и культуре народов СССР». В
доклале подводятоя итоги многолетней на-
учно-исследовательской работы музея.

Эти итоги полностью опровергают брех-
ни фашистских «историков» 6 TOM, это
готы издазна влалели побережьем Черного
моря, были ортанизаторами первого в ис-
тории государства и под их влиянием
складывалась славянская культура. Это
измышление  «обосновывалось» тем, что
на берегах Черного моря были обнаруже-
ны ювелирные изделия ¢ инкрустацией
готского стиля Ш века. Ши последних
изысканиях Государственного  Историче-
екого музея в Крыму обнаружены подоб-
ные же ювелирные изделия греческой и
скифокой культуры более раннего време-
ни — [--П веков.

Новые материалы, которыми располага-
ет Государственный Исторический музей,
опровергают утверждение  фапистених
ученых, будто славянская культура ТХ ве-
ка развивалась под влиянием пришедиих
на Русь варягов-норманов. Раскопки, про-
  изведенные в Курской области, под Пие-
вом, в Суздальском кремле и Hopropore, и
изучение найденных там феодальных зам-
ков неопровержимо овидетельствуют о том,
что культура Аиевекой Руси складывалась
на основе культуры племен, предшество-
вавших славянам.

МХАТ приетупил к постановке
пьесы «Фронт»

СВЕРДЛОВСК, 2 сентября. (По телегр.
от с06. норр.). Московский Художествен-
ный театр сегодня приступил к постанов-
ке пьесы А. Корнейчука «Фронт». 0енов-
ные роли играют: Горлова — Москвин,
тнева — Ливанов, Мирона Горлова-——Кед-
ров, Гайдара—Прудкин, Сергея Горлова—
Sinmun, Остапенко — Станицын,

Хрипу-
на — Топорков, Волоса — Болдуман. Ста-
вит пьесу Хмелев; режиссеры Ливанов,
Яншин и Раевский. Художник-— Дмитриев.

Нремьеры пьес «Фронт» и «Русские
люди» будут показаны в октябрьские дни.

В Лотошино отирыта больница

ЛОТОШИНО. (Московская область), 2, сен-
тября. (ТАСС). В районном центре Лото-
птино, освобожденном зимой от немецких
оккупантов. открыта больница. Полураз-
пушенное здание восстановлено и отремон-
тировано. Оборудовали его Мосторздравот-
дел и Институт имени Склифасовского.
Открыты хирургическое, терапевтическое
и инфекционные отделения.

нец Иван Погребной. инвалид войны. Ра-

_ БОМБАРДИРОВАЛИ

ВОЕННЫЕ ОБ ЕКТЫ

НЕМЦЕВ В г. ВАРШАВА

В ночь на 2 сентября большая группа
наших самолетов бомбардировала военные
и военно-промышленные об’екты немпев
в г. Варшава.

В результате бомбардировки в городе
и особенно в районе главного штаба и
военного городка возникло большое коли-
чество очагов пожара, из них 24 боль-

ших размеров, сопровождавитиеся сильны-
ми взрывами. Кроме того на железнодо-
рожных путях Главноге, Восточного и Ви-
ленского вокзалов возникло 30 очатов по-
жара, сопровождавшиеся 10 взрывами.

Bee наши самолеты вернулись на евои
базы. 25

УрО

После напряженного трудового дня лю-
ди крепко спали. Только бригадир Влали-
мир Иванюк,  поработавший не меньше
других, He смыкал глаз: не сталось.
Иванюк вышел из общежития и, зало-
жив руки за спину, медленно направил-
ся в степь.

В степи было тихо и свежо. Это были
минуты, когда ничто не мешает челове-
RY подумать.

Но что это? Он заметил стоявшую воз-

ле перелеска легковую маливну. «Откуха
бы ей?’ И пустая». Только когда подо-
шел ближе, увидел, что это машина се-
кретаря райкома. «Тоже, видно, не елится
секретарю», — подумал Иванюк и оклик-
нул: — Александр Васильевич! Или пше-
ницу нашту подрядился стеречь?
Иванюх, — отозвался знакомый
голос из машины. — Uro не  епишь?
Ехали из соседнего колхоза и метили Е
тебе на стан, да вилим, пезхнее время,
HO решились народ беспокоить. Располо-
жились на вольном воздухе до зорьки. а
ты сам к нам пожаловал.

— Ночь хороша, вот и me хочется’
спать, товарищ секретарь. Я вот
сейчас бродил по полям и все думал,
как мы такую махину  одолеем. Около

бригадой засеяли. И все, как полагается,
в сроки уложились, и пропололи дважды,
и теперь приятно смотреть, кажюй бога-
тый урожай выдался.

Иванюк с увлечением начал рассказые-
вать о том, как хоротто работают колхоз:
ники, заменившие  упелших на фронт.
Он назвал имена женщин,  добивитихея
перевыполнения норм, говорил © подрост-
ках, которые не отстают в работе от
варослых.

— А главное, — говорил Иванюк, —
показали себя даже те, на кото я и не
рассчитывал.

Секретарь райкома заметил, что тлав-
ное еще впереди, надо как следует соб

cof-
рать урожай, во-время сдать хлеб госу-

Дарству и что именно Сибирь должна
дать много хлеба.

Потянуло прелутренней прохлалой,
когда бригадир вернулся на полевой

стан

Чтобы собрать урожай без потерь и во-
время сдать хлеб государству, в колхозе
заблаловременно позаботились о лобогрей-
ках. Их хоропю отремонтировал свой куз-

зыскали и направили косы. Подготовили
конную молотилку и зерноочистительные

тысячи тектаров разных культур одной,

ы“

жаи

вании, а председатель колхоза Барсуков
говорил бригадирам:

— Вт первый начнет сдавать хлеб,
тот первым и в соревновании будет.

Как только хлеб созрел, сразу были
пущены в ход лобопрейки и косы. Векю-
ре колхоз начал косовипу. Бригада Ива-
нюка  снарядила на элеватов первый
красный 0003 с хлебом. Зерно получило
высокую опенку.

—= Хлеб пошел!

Такую телефонограхиу передал Ива-
НЮБ в райком и просил вручить ее лич-
но секретарю, как только он возвратится
из колхозов.

Й когда секретарь вторично приехал
на полевой стан, Иванюк привететвовал
ето теми же словами: ;

— Хлеб пошел, товарищ секретать.
много ли хлеба?

— Уже 800 центнеров сдали. Теперь
каждый день будем увеличивать вывоз,
30 полного выполнения плана.

На полях кипит работа. Лобогрейки ко-
cat последний клин ппеницы, стучит
конная молотилка. Подростки-ьозчики ли-

—

хо покрикивают на лошадей. Везут зер-
но от комбайнов на крытые тока, тие
его сортируют и вушал.

Председатель колхоза, бригадиры, ак-
ТИВИСТЫ-Болхозники, — все следят за

дисциплиной в колхозе. Как на заводе,
здесь на каждый день составляется про-
думанный план работы и строго прове-
ряется его исполнение. Поэтому колхоз
управляется ‹8 всеми работами.

Уборка не помешала завершить сев
озимых. Выполнив план, обе бригады за-
сеяли дополнительно по 35 гектаров.

Колхозники с любовью ухаживают за
‚сахарной свеклой, новой культурой в ус-
ловиях Сибири. Уже приезжал директор
сахарноге завода и похвалил за то, что
колхозники вырастили хороший урожай
на площади в 100 тектаров.

Иванюк повеселел. Хлеб не тюпалет
в поле.

— Полюбуйтесь, — говорит  Иванюе
секретарю райкома, — каких мы елав-
ных пПоросятх на стане вырастили. И
без всяких затрат. Отходы кухни пусти-
ли в дело, только и всего. ,Когла булем
завершать сдачу хлеба, и их сдадим госу-

дарству. Русский человек любит, чтобы

было к хлебу сало...

Секретарь райкома ответил:

— Родина ‘теперь твоей бригаде ска-
жет спасибо. Ваша; работа делает нашу
страну сильнее, ваш труд приближает

малины. Оборудовали крытые тока. Вла-
димир Иванюк внимательно следил, что
делается в соседней бригаде Кузьмы Жар-
вова. Он решил быть первым в соревно-

нашу победу.
М. БЕКАСОВ,

соб. корреспондент «Известий».

Колхоз «Трактор» Калачинского райо-
на Омской области.

Фронтовая декада уборки урожая

БАЗАНЬ, 2 сентября. (По телеф. от
с0б. корр.). По предложению  колхозни-
вов артели «Краеная заря» Столбищен-
ского района с 1 № 10 сентября в
колхозах Татарии проводится фронтовая
декада завершения основных полевых ра-
бот. В своем обращений ко всем колхоз-
никам и колхозницам Татарской ACCP
члены колхоза «Красная заря» пишут:

— Мы решили на своем общем собрании
об’явить с первого сентября фронтовую
декаду, мобилизовать все силы и вее сред-
ства ‘на завершение полевых работ. Мы
обязуемся в течение десяти лней закон-
чить уборку и скирдование хлебов, а так-

же сев озимых, посеяв сверх плана 10 тек-
татов, полностью сдать государству хлеб
по хлебопоставкам и в фонх Красной Ap-
мии.

Бюре Татарского обкома ВЕП(б) олоб-
рило предложение 06 организации Ффрон-
товой декады по завершению уборочных
работ и озимого сева. Партийным и ¢o-
ветеким организациям предложено пруве-
сти эту декаду как боевую политическую
кампанию под лозунгом полного оконча-
ния не позднее 10 сентября  косовипы,
скирдования,  обмолота, озимого сева,
выполнения установленного графика
сдачи хлеба, картофеля и овощей госу-
дарству каждым колхозом и совхозом.

Ээтозо требует фронт

(Записки научного работника)

Борьба за победу стала в нашей стра- фронт ушли лва последних разлившика.
не пелью, смыслом жизни всех советских Обрашаюсь к девушкам:

— Разливать металл некому. Работа
нелегкая, но вель и на фронте нелегко.
Rro из вас добровольно пойдет выполнять
боевое захание?

Встают лве хевушки-комсомолки. А че-

людей, каждого командира и бойца, ра-
ботников науки и производства, профес-
соров и рабочих.

Богата налиа страна. Велики ee в03-
можности, и многие из них мы узна-

Есть в районе литейный завод, пред-
назначенный для выпуска запчастей. А по-
севная — это тот же фронт. Но завод
расположен далеко от железнодорожных
путей, кокс весь израсходован, получить
его трулно, и завод остановился. Нельзя ли
заменить чем-либо кокс?

ли только сейчас. Война нае инотому
учит. Сознание
перед родиной дает новые силы, похека-
зывает решения, как в условиях войны
преодолевать трудности, сделать все хля
того, чтобы поставить творческие способ-
ности нантих людей и ресурсы нашей
страны на службу фронту.

1.

Читейная лаборатория охного из столич-
ных втузов. Здесь творится наука, прове-
ряются изобоетения, строятся невиханные
ранее литейные маины-автоматы, изу-
чаютея вопросы теории кристаллизации
металла. Война прервала мирную творче-
скую рзботу. Появились новые темы, но-
вые задачи. Надо быстро разработать пто-
стейшую технологию отливки мин, авиа-
бомб и других боеприпасов. На столе у
заведующего лабораторией  профессора-
доктора Н. Н. Рубцова ряхом с отлитой в
хаборатории толовой Пушкина появляются
образцы головок авиабомб. Благодаря точ-
ности постоянных металлических форм
отлитые иины и бомбы без обработки идут
в хело.

Враг полхатил к Москве, фронт требовал
больше мин. Лаборатолия превращается
в пех, профессор — в начальника цеха,

научные работники — в мастеров. В ка- П. „ Завод ожил.

честве › рабочих пришли школьницы © Лалекий — восточный промылтленный   т

нежными девичьими руками. В цехе, rae} paiion. Кругом болыние -мегаллургичеекие! ;

льется жидвий металл, девушки скоро и машиностронтельные заводы, работяю- Заливистый телефонный звонок. Началь-
осваивают все виды работы, кроме непо- щие для фронта. Из оккупированных рай- ник мартенауекото цеха где-то надрывает-
средственной разливки металла. К этим онов поибывают все нозые предприятяя, ея, ser ужо который раз 1оказывая, что

операдиям с опаской относятся и некото- чуть ли не в пути еще получающие заж- ему нехв
рые мужчины. Но вот добровольцами на’

рез несколько лней участки заливки бы-

своей ответственности ли полностью укомплектованы девушка-

ми, героинями тыла.

Фронт требовал больше и больше мин,
Лили в цехе их быстро, по оригиналь-
ному методу, здесь же сотворенному кох-
лективом научных сотрудникюв лаборато-
 рии. Нехватать стало постоянных точных
форм, изготовляемых из чугуна.
сделать эти формы, нужен был большой
пар специальных станков, а лаборатория
их не имела.

Недостаток форм тормозил развитие вы-
пуска мин. Нервничали все — от профес-
сора до сторожа, старого рабочего
литейной.

Проблему решил хоцент Жевтунов—он
предложил и осуществил такую точную
отливку чугунных форм, при которой не
требуется никакой обработки. Отлитая
форма прямо ставится на стэнд под за-
ливку.

Создана была простейшая технология,
Боторую можно было применять Jame в
любой кустарной мастеэской. И техноло-
тия стала лостоянием всей страны. Мно-
гие десятки заволов применили эту тех-
нологию, созданную в лаборатории втуза
в тяжелые дни защиты Москвы.

ные заказы.

Чтобы!

этой

Еругом леса.
день едем на этот завод. Тоскливо стоит
  остывшая  вагранка, всем своим BHIOM
  протестующая против своего вынужденно-
го безделья в военное время.

Меотные старики еще помнят практи-
ковавшийся здесь выжиг древесного угля.

снегом осталось много пней. Из пней ло-
лучается прекрасный «корешковый» 1ре-
 весный уголь. Первая партия угля посту-
пила на завод. Получен жидкий металл, но
недостаточно горячий, он плохо заливает
 литейные форуы. Надо уловить какую-то
‘забытую тонкость процесса плавки на
древесном угле. Бокс в свое время вытос-
  нил древееный уголь. и плавка на нем за-
 быта. Вот бы получить хоть олного живо-
го свидетеля этого забытого процесса! Го-
  ворят, есть в поселке глубокий старик,
вейчас уже не работающий на заводе. Иду

к нему. Состоялась интересная беседа
  профессора.  воепитанного на технологии
ХХ века, с живым свидетелем технологии

МХ века. Неплохо уметь не только УЧИТЬ,
но и учиться. Беседа была весьма эффек-
 тивна. Тонкости пронесся были уловлены.
К орячий металл легко стал заполнять,
  формы. Без килограмма KoKea заработал
литейный, & за ним и механический цехи.

В холодный январский,

На вырубленных лесных делянках под!

Урале слушает его, признает, что марте-
новцы правы, надо бы дать им больше
изложниц, — но как это сделать?

В городе создан пулеметный завод, ему
нужные мелкие литые детали, и вот в це-
хе с тяжелым  крановым оборудованием,
предназначенным ‘для выпуска тяжелых
изложниц, отливаются на ряду с излож-
нидами и мелкие детали пулемета, Чи-
сло разнообразных военных заказов все
увеличивается, а основная продукция це-
‘ха — изложницы — не удовлетворяет
потребности своих же мартеновских цехов.
Мы, члены научного общества  ли-
  тейщиков, вместе с руководством цеха
просматривали весь технологический про-
цесс отливки изложнин. Учитывали каж-
дый метр площади, каждую секунду, за-
трачиваемую на производство. Нет, чудес
не бывает! Удвоить продукцию нельзя, a
удвоить надо. Рассказываю 06 этом това-
рищам из научного общества сварщиков.
Они заинтересовались этой проблемой, по-
иросили показать вышедшие из строя из-
лоЖницы.

Подходим к целой горе изложниц, за-
кончивших свою производственную жизнь
и предназначенных на переплавку.

— Почему забракована эта изложни-
ца? — спрашивает сварщик.

— Из-за образовавшейся раковины Ha
внутренней поверхности. — показываю я
ему. — Из такой изложницы слиток He
выбьешь, да и поверхность слитка будет
недоброкачественной.

— Ну, а если заварить эту ракови-
ну? — спрашивает сварщик.

— А выдержит ли заваренное место в
чугунной изложнице напор жидкой стали?
— А давайте, попробуем...
Договорившись с заводским начальством,
мы заварили партию изложнии и пусти-
ли их под заливку. Вторая жизнь восста-
новленных после несложной операции из-
ложниц оказалась не короче первой.
Надобность в. удвоении выпуска излож-
ниц отпала. Перестали ругаться мартенов-
цы. Изложниц хватало. А начальник чу-.

атает изложнии. Начальник литей-

‘ного цеха металлургического завода на

да —— С НЕ датой

гунолитейного цеха согласился принять,
дополнительный заказ на литье для одно-.

ТУ.

От станции Люберцы под Москвой до
ворот литейного цеха тысяча двести кило-
метров. Этот путь в течение многих лет
проделывали железнодорожные  платфор-
мы, груженные... обыкновенным песком.
Люберецкий песок знают pee литейшики,
и не только у нае в СССР, но даже и за
границей. № нему привыкли. В нем уве-
рены. Возьмешь гореть песка в руку и
смотришь, как золотятея на солнышке
ровные, чистые песчинки.

Порой неловко делалось, что песок ве-
зут за тысячи километров и что золотис-
THH песок по цене хлелается золотым, но
в оправдание вспоминали, что американ-
ские литейщики возят, говорят, какой-то
знаменитый песок из Швейцарии, или,
наоборот, из Америки возят в Швейцарию.
Но, однии словом, возят на корабле через
Атлантический океан. Так и привыкли Е
люберецкому песку.

Лаже в технических условиях ‘нз литье
пикали: формовать в люберепком песке,
Но вот пришла война, и заводу сказали:
вагонов под песок не дадим. Ищите мест-
ные пески.

...Только-что залили форму жидким ме-
таллом. Подождав, пока металл застынет,
формовщик выбил опоку, вытащил отлив-
KY и, осмотрев ее, сплюнул на сторону.
На поверхности отливки был толстый слой
пригоревшей  формовочной масеы. Для.
очистки отливки предстояло затратить
иного времени и труда.

чит формовщик, — бывало, вытапишь от-
ливку, так поверхность гладкая,
смотреть...

Неловко почувотвовая я себя. Упрек
был направлен руковохетву цеха, а вмес-
Te € HUM и нам, консультантам.

— Вы знаете, что сейчас не привозят
люберецких песков, а местные пески за-
грязнены и пригорают.

знал, а чисто работал! раздоажаясь, за-
явил формовшик.

— [ле вы работали?

— Tre работал? В артели 10 револю-

го оборонного завода.

ции работал, в Ш. районе. У нас там

КОВ
я ваших люберецких песков и не ников любого производства, ибо нет сейз
чае у нас иного производства, кроме тото,
которое работает на фронт: кует, отливает
и собирает грядущую нашу победу,

6еки прямо с бугра брали, хорошие пес-

ки, и никогда пригара не было.

Проверка подтверхила правильность слов
формовщика. Местные пески «с бугра»
оказалиеь прекрасными. Слава дальнепри-
возных люберецпких песков была пазвеяна.
То, что возили за тысячи километров, бы-
ло под ногами. 7

Завох получил срочное залание. Нало
налалить массовый выпуск новой конет-
рукции автоматической авиационной пуш-
ки. Разобранная пушка лежала в техно-
логическом бюро завода. Сколько в ней
деталей! Как она сложна в изготовлении!
Но зато, говорят, проста в управлении и
безотказна в работе.

Полечитывается время, необходимое на
изготовление литых, кованых и штампо-
ванных деталей, время на их обработку и
сборку.

Подсчет приволит к печальным резуль-
татам. На заводе нехватает молотов для
ковки, нехватает станков хля обработья
деталей. Между тем вчера звонил из
Москвы нарком и спрашивал, когла будет
налажен выпуск...

— A 410, если вместо изготовления, об-
работки и сборки шестнадцати отдельных
деталей корпуса пушки мы вам ее отоль-
ем целиком в готовом виде, — спрашивает
руководитель нашей бригальь профессор
Рубцов — освободим вам тем самым и
молоты, и станки, и время на сборку?

Предложение встретили сначала с не-

Никогда так не. работали, —- в07-  доверием, но когла опытная отливка, за-

менившая шестнадцать деталей, была го-

1060} ToBa, восторгам не было предела. Приле-
тел из Москвы знаменитый конструктор
пушки, осмотрел, ощупал отливку и 0с-
тался доволен, Начался массовый выпуск
пушек.

*

#
Так бъется творческая мысль работня-
литейного производства, да и работ-

Л. МАРИЕНБАХ,
доктор. технических наук: