See
a

Ванда ;
ВАСИЛЕВСНАЯ

Школьный зал быстре опустел, во на-  воря себе, что незачем входить в избу в

DOL He расходился. Среди снежной вьюги
люди в ожидании стояли на улице. Из
сеней вышли Гамлик и фельдфебель, за
ними шестеро заложников, конвоируемых
солдатами со штыками. Чечориха и Оль-
та Изланчук шли обнявшиеь. Евлоким
кренко стучал палкой в землю. Они мед-
ленне проходили перед молчащей толпой.
Bapyr Чечор обернулахь.

Ничего это, держитесь, He подла-
вайтесь! 0 нас не думайте! Держитесь!—
крикнула она яоным, еильным  голоеом.
Идущий рядом соллат толкнул её кула-
ком в грудь. Она пошатнулась и, выпря-
MEBITHCh, © BBICOKO TOMHATOM головой по-
шла» дальше.

Медленно, в мрачном, непримиримом
молчании толпа расхолилась. Гаплик по-
чти бежал, стараяеь поспеть за крупны-
ми шагами фельдфебеля. Ни за что на
свете вн He остался бы сейчас один.
Собственные говоря, он впервые е момен-
та назначения ето старостой выступил
так оепгительню, прочитал приказы, так
непосрелетвенно бъющие по деревне.

Он вихел лица крестьян, и холодная
дрожь пробегала по его спине. Но еще
больше он боялся кашитана Курта. Де-
ревня оставалась деревней, толпой жен-
щин, детей, стариков. А капитан Вер-
нер был представитель немецкой власти,
И 610 слова опирались на винтовки и
ПЕРЫКИ.

— Немцы победят, — твердил он се-
бе, не и это не утешало, пока прихо-
дилось жить в этой деревне, гле в ка-
дом доме мог сжрываться ere убийца.

Он тяжело вздохнуя и пошел к ко-
менданту доложить © собрании. Крестья-
не тоже расходились по домам. Малючиха
лаз едва живая от страшного волнения.
Земля колебалась под ее ногами, еоэдпе
мучительно ежималоесь.

Саша забавлял Зину, рабклалдывая пе-
ред печью палочки. Она вэглянула на
светлые головки детей, и боль в сердце
стала еще острей.

— Ну, как? Зина:была умница?

— Умница... Кончилось собрание?

— Вончилось... Я забегу еше к Че-
черам, сейчае вернубь.

— sagem Bam в Чечорамы?

— Чечориху немцы арестовали, надо
ребятишек забрать, — сказала она глу-
хо. Саша поднял голову ог палочек.

— Арестовали? Почему?

— Что ты. немцев не знаень? — от-
ветила Малючиха неопределенно и вышла.
Скоро она вернулась (в тройкой малышей.
Самой стадипей было ‘лет восемь, как и
‚ Саше.

— Мама, мама! — кричала изо всех
сил трехлетняя Нина. i

— А ты не плачь, придет мама. Пои-
дет, — успокаивала ее женщина. — Сади-
тесь-ка, сейчае дам вам поесть,

Она вытащила из-под печки спрятан-
ную там картошку, старательно обмыла
ее и поставила варить нечищенную, что-
бы ни одна крошка не пропала. Кроме
этей ‘картошки и чуточки ржи, спрятан-
ной на чердаке, в избе ниче не было.

Хлеб, картошка, сало, боченок меда, —
все было закопано в землю далеко от
избы, заморожено, завалено снегом, до-

браться до этих запасов было невозможно.

— ПНоедите картошки, больше ничего
нет. Вот наши придут, тогда хлеба испе-
чем.
— Omma картошка, — печально про-
тянула Зина.

Малючиха обрушилась на нее:

— А ты чего хочешь? Хорошю, что
хоть немногое картопки-то ееть... (мот-
рите, какая приверелливая.

Она гневно взглянула на дочурку, и
влруг ей бросились в глаза маленькие,
хухые ручки ребенка, жалобные морщин-
ви в утлах губ. Ее охватила нестерпи-
мая жалость.

— Не феви, не надо! Наши придут,
все переменится. Испечем хлеба, помажу
вам ето медом, будете’ есть. А теперь
хватит и картошки...

Конечно, хватит, — сказал грустно
Саша, и Зина торопливо повторила:

— Вонечно, хватит...

Малючиха растапливала печь. разгова-
ривала < детыми, но ничем не могла за-
глушить в. сердце возрастающего бесшо-
койства. Вешви падали у нее из рук. она
забывала, о чем только-что говорила,
подотвитала Зине уже об’еденную KapTo-
фельную  шелуху, пролила веду. Дети
удивленно поглядывали на нее.

— Что с вами, мама? — спросил, на-
конец, Саша. Она испуганно посмотрела
на сына.

—- Ничего, сынок, ничего... Чло же co
мной может быть?

— Голова у вас не болит?

— Голова? Да, да, — торопливо ухва-
тилаеь она за это об’яенение. — Голова-то
у меня болит.

— Or этою
шил Саша.

— Ну, да, от собрания... Дупено очень,
столько. народу было... Наверно, от этото.

Дети удовлетворились этим 0б’яснечием
и занялись своими делами. Малючиха
мыла миску и укралкой поглядывала на
играющих у печки детей. У нее зябли
туки, сердце разрывалось от волнения.
Три темные головки — трехлетняя Нина,
пятилетний  (еька, восымилетняя Соня.
Мелкота... бам Чечор в армии. Беспокой-
ство жгло ее, грызло, лавило сердце. Она
то и дело выглядывала в окно.

— Ило-нибуль идет?

— Her, сынок, нет, мне
сходить, я сбегаю ненадолго...

— Все ходите и ходите, — собралась
заплакать Зина.

— А тебе что? Надо, и may. Зря по
деревне не бегаю, — рассердилась она.

— Платок-то возьмите, — напомнил
Сэлна, видя, что она направилась к две-
рям, как стояла, в юбке и кофте.

*

Лю избы  Грохачей было не близко.
Вьюга била по лицу, сыпучий снег резал
щеки, как мелкое стекло. Она добралась
до Грохачей, едва переводя дыхание.
Перел воротами она  остановилаеь,  го-

собрания, — серьезно ре-

бы надо

*) Продолжение. См. «Известия» от
25, 27, 28, 29, 30 августа, 1 и 2 сентября.

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА:

eae

таком виде. Но на самом деле ей хоте-
лось отдалить момент, когда придется по-
глядеть в глаза семье Грохача. Они те-
перь сидят, наверно, в опустевшей избе
и плачут кровавыми слезами, жена и две
дочери человека, который все равню, что
уже висит в петле.

Но co двора доносился визг пилы, и
Малючиха изумилаеь. Вто же это рабо-
тает у Грохачей в такой день?

\ена Грохача со старшей дочерью, вы-
сокой черноглазой Фросей, пилила У ca-
рая дрова и тоже удивилась при виде
входящей. В -эти времена мало кто хо-
дил друг к другу. Каждый сидел, в своей
избе и ждал, что еще могут выкинуть
немцы.

— Я было хотела потоворить с тобой,
кума...

— Что ж, почему не поговорить, — от-
ветила та, выпрямляясь. — Зайлем-ка в
избу. °

Малючиха взглянула на сидящую у ок-
на вторую дочь Грохама.

—- Мне. бы надо © глазу на глав...

—- С глазу ва глаз? — удивилась х9о-
зяйка.—0 чем же это таком? Ну, что ж,
Лида, или-ка, попили немного, мы тут
поговорим.

Девушка сложила рубашку, которую
чинила, вотюнула иглу в грубое полотно
и молча вышла. Глаза у нее были опух-
mime or ces.

Малючиха присела на скамью, нервно
ломая пальцы. Хозяйка молча  омотрела,
на нее.

— Вьюта на дворе, — сказала она,
наконец.

— Вьюга,—малнинально повторила Ma-
лючиха, и снова вопарилось молчание.

На гвозде над кроватью висела куртка
Грохача. Малючиха смотрела на эту курт-
ку. Оборванный карман, заплаты на спи-

Повесть

¢ Ww

хоть раз в голову пришло, я бы и ждать
не стала, петлю на шею, да на гвоздь!
А я, что бы ни было, знаю: нам тяже-
ло, а им будет! ох, как им будет!

Лицо женщины пылало, глаза горели.

Малючиха вздохнула.

— Вы у меня вее в голове
шали...
— Видно, давно было  перемешано...
Тосполская у тебя совесть и мыели глу-
пые. А ты попросту, ты не о себе, не о
себе думай, а 060 всех. А как 060 всех
подумаешь, так и ясно: не имеешь права
ничего говорить. Не имеешь права добро-
„вольно в немецкую петлю лезть! Ничего
они нам сделать не могут, пусть муча-
ют, замучают, застрелят... Один, друтой
пропадет, а на всех зубы полемают... На-
до держаться, пока наши не придут, зуба-
ми и ногтями держаться... \

перемв-

Малючиха бесемыеленно  кивала голо-
вой. Ee охватила слабость, покинули
Bee силы. ЕЙ хотелось сесть, сесть

не на лавкд. а Ha пол и заплакать
горькими слезами. 09 Мишутке, о Грохаче,
о тройке мальшшей, что осталась в избе
под присмотром Саши, 0 Васе Вравчуке,
лежалцем в снегу в овраге, о молоденьком
Нащуке, застреленном у этого оврага, 9
парне на виселице, 060 всей деревне, и о
тех юношах, что дрались за деревню и
принуждены были уйти, отступить перед
танками, и вот уже месяц их не видно,
Возьми-ка ты себя в руки, а то
ничего из тебя не выйдет, — сердито ска-
зала хозяйка.

Малючиха молча попрощалась и пошла.
Она не решилаюь заловорить © Лидией й
Фросей, которые пилили дрова во дворе.
В голове у нее шумелю от окриков жены
Грохача. Вот ведь какая... Всегла  быле
известно: Грохачиха — баба злая, любит
ссориться, кричать, никому доброго сло-
ва не скажет. А теперь вот она какая

не ‘и груди. Олна пуговица едва держит-
ся, повионув на нитке. Рабочая куртка.

Ты чт мне хотела оказать? —
поторопияа, наконец, хозяйка. Малючиха

измученными глазами посмотрела на нее.
—= Твоего-то забрали... — прошептала
она.
Та нахмурилахь.

— Забрали... Что же поделаешь, за-
брали... Такая, вилно, судьба. Может, еще
вернется. Ты of этом хотела потоворить?

— Как сказать, и 00 этом, и не of

— 05 этом чт же говорить? Mens
сперва так схватило за сердце, думала,
вот свалюсь на месте и помру. А потом
пришла домой, думаю: берись-ка лучше,
бэба, за работу, все легче будет. Дров
налилила е Фросыкой. Лбом етену не прэ-
прибешь, а сищеть и плакать — пользы
мало. Сегодня он, завтра друтой, если это
надолго затянется, все равно тут никто
жив не будет, это уж еейчас видать... По
одному всех переклюют.

— Может, не затянется.

— Я и говорю — если затянется. До
сих пор ничего не слыхать. Чуть что, a
мне уже кажется: стреляют, наши идут.
Сколько это времени пропьлю? Месяц. А
словно уже год. И сколько людей пропа-
ло... Crapocra-ro, когда моего вычитывал,
поглядел на меня. А я думаю: глядишь,
ждешь, чт0б заплакала, так вот не до-
Жждешься, нет! Уж я перед тобой, собачье
семя, плакать не буду. Придет время, ты

заплачешь, кровавыми слезами  запла-
чешь! А деревенские бабы, это — коеп-
кий народ, и ничем ты ее не возьмешь...
— Вума... = >
— Uero? —\yxmpusacs ta.

Малючиха поднялась со скамьи и низ-
ко, чуть не до земли, поклонилась хо-
зяйке.

— Да ты одурела, что ли?
  делаешь?

— Кума, это моего Мишу немцы сего-
дня ночью убили...

— Мишку?..

— 90 я ем ночью вытащила из рва
и похоронила... 910 из-за меня твой и те
другие сидят у немцев... В ней дрожала
каждая жилка, тряслись и подгибались
ноги. Но сразу стало легче. Вее уже было
сказано. Хозяйка наклонилаеь ‘вперед.

— А зачем ты мне это говоришь? На
что это’`кому знать?

Малючиха не поняла.

— Rax же? Твой-то ведь сидит... Я и
товорю ‘тебе, надо мне итти, сказать
ихнему калитану, что и как. Пуеть от-
пустит людей.

Женщина вскочила.

— Да ты, баба, белены об’елась, что

Gro ты

ли? Совсем голову потеряла? Е немцам
пойдешь?

— Рассказать, как было дело... Люди
не виноваты.

— А ты виновата? Что ж, надо быю
оставить им мальчонку, а? Глядите, что

выходит... *

Дема Саша долго соклалывал из палочек
избу, двор, расставлял по хлевам и конюш-
ням коров и лошадей. Даже маленькая
Нина не плакала, занятая игрой.

— А здесь что будет?

+.

ть ЧЕТВЕРГ, 3 СЕНТЯБРЯ 1942 г. № 207 (7893)
ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР ———оы
- ee —$—$<$—$—$—————————————— ee ecwoOc—ahn

Выступление английских общественных организаций
за открытие второго Фронта в Европе

ЛОНДОН, 1 сентября. (ТАСС). Из Ли- ствовало почти 3.000 рабочих. В
верпуля поступают сообщения о широком той резолюции участники митинта
движении в пользу немедленного созда-!вали немедленного
ния второго европейского фронта. Обше-  фронта, а также
ственные организамии города тотовят €0-   BoaMomHoe для
зыв общегородекого митинга. Фабричные На недавно
старосты крупного завода авиационных  национального союза литей

состоявитейся

моторов в Северо-Запалной Англии орга- Ланкатира и Чешира была вынесена ре-
подчеркивающая настоятельную

примеру послеловали многие ЕВАЩЬИО НОО созлания второго Фронта в

низовали  депутацию к лорлмэру. Их золюпия,

приня-
требо-

открытия второго
призывали сделать все
ускорения ремонта судов.
конференции
йшиков графетв

Прибытие в СССР
Иранского Посла
г. Меджид Ахи

2 сентября с. г. в Вуйбышев прибых
Чрезвычайный и Полномочный Посол Ира-
на в СбСР. г. Меджид Ахи.

На аэродроме г. Ахи был встречен 3a-
ведующим Протокольным Отделом НКИД
тов. Ф. Ф. Молочковым, а также составом
Иранского Посольства во главе с Поверен-
ным в Делах г. А. Этесами,

——@®_——

заводы, которые также организуют лепу- Европе. Конференция призывала  BCOX
тащии к лорд-мэру. членов союза сделать вое возможное для Прибытие Уилки в Каир
На двух массовых митингах, состояв-  скорейшего увеличения выпуска продук-

IMWXCA на государственном арииллерий- ции.

ском заводе в Северо-Запалной Англии, На би. phere & оные
были вынесены резолюции с требованием! - ee AST auukveneaye 55000
скорейшего открытия второго фронта. На о ювентри, прису 6 7
другом крупном заводе фабричные старо- Рабочих. На всех митингах были ел

сты и администрация завода организова. тгласно приняты резолюции с требованием

ли массовый митинг, на котором присут- создания второго фронта.

Американские профсоюзы требуют об’явления
США войны Финляндии

НЬЮ-ЙОРК, 2 сентября. (ТАСС). США немедленно об’явить войну маннер-
ое ke oie нА os  теймовской Финлянлии. В резолюции под-
ое oe А aro Финляндия уже ведет

единогласно принял резолюцию, в которой
обращается с предложением к конгрессу войну против Соединенных Штатов.

ЛОНДОН, 2 сентября. (ТАСС). Как пе
редает агентство Рейтер, сегодня в Каир
прибыл личный представитель Рузвельта
Уэнделл Уилки. На аэродроме его ветреча-
ли американский посланник Александер
Керк, английский государственный министр
на Ближнем Востоке Кэзи, генерал-майор
Максуэлл, вице-маршал авиации Макклэ-

фри и др.

Налет английской авиации
на Саарбрюккен

ЛОНДОН, 2 сентября. (ТАСС). Area
ство Рейтер передает, что в Ночь на
2 сентября крупные силы  антлийсвой

авиации совершили интенсивный и KOH-
центрированный налет на Сазрбрюккен.

НЬЮ-ЙОРК, 2 сентября. (ТАОС). Kar

Шведская газета об отклонениях Швеции от политики перелает корреспондент — «Нью-ЙорЕ
я тайме» из Стокгольма, лица, прибывшие

ата тула из Парижа и проззжавшие через

СТОКГОЛЬМ, 31 августа. (ТСС). Га- ношение швежжих властей к тем, кто Саарбрюккен, сообщили, что Саарбуюккен

sera «Гетеборге хандельстиднинт» в
статъе, опубликованной 29 августа, пи-
шет: «Шведекое правительство ведет по-
литику, которую даже оно само He мо-
жет назвать нейтральной. Все имевшие
место отклонения от нейтралитета —
отклонения большие и важные — были
на пользу Германии. Германские солдаты
еше продолжают раз’езжать по Швеции
вдоль и поперек. Военные материалы лля

трудно будет тогда найти извинения. У
наттего правительства будет толькю одно
0б’яснение — оно боялось Германии. Но
кое-где этот страх смешан с симпатией,
так как в сравительстве имеются силь-
ные  антилемократические  реажииюнные
элементы. Премьер или не может < ними
справиться, или недостаточно

тиворечивые ши неясные

ЗИТЬСЯ ПО ПЕВеДоким железным оРотаМ, И а yqaaHH. Hameno воображать, что ¢

телерь они перевозятся даже в увеличен-
ном 0б’еме. Многое из того, что теперь

— Здесь будут овцы, те новые, что

недавно привезли.

— Дай-ка утолек, будут черные овцы.
Еше один, овец много...

— A ror me? — потребовала Нина.

— kor ryaser, kor me Bcena rylset,—
об’яенила Зина, и Нина уепокоилахь.

—- Немцы идут, нужно скот унять, —
решительно распорядилея 0ея.

— Ладно, & кто же ето потонит?.

— Я! — вызвалакь Нин%.

— А я останусь с партизанами, — pe-
mua Oca. — Hy, давай выгонять скот.

Они отодвинули щепочку, изобража-
ющую ворота, и вывели ‘на проетор тюля
белые палочки, черные угольки, все кол-
хозное богалство. :

— А куда его гнать?

— В глубь страны, — серьезно сказал
Салиа. — За реку, через реку наши немцев
не пустят.

— На реке могут бомбить, — вмешал-
ся (ея. -

— Ничего, мы ночью перейдем, — ре-
пгил Саша. — Дай-ка доску, это будет

река.
`Мверь с шумом распахнулась. Пять
пар глаз взглянули от печки. Саша замер.

На пороге стояя немецкий солдат. Из-
под тряпья, укутывавиего его голову, на
детей глядели покрасневиие глаза, на во-
лосах был снег. Он оглядел избу и, не
найдя никого взрослого, обратилея к пя-
терке у печки. Сначала Саша ничего не
понял. Он был так уверен, что это пю по-
Bory Миши, что в уже известно, что
мать поймали и что пришелец в зеленова-
той шинели сейчае начнет раскапывать
INTHKOM  могилку брата в сенях, так не
сомневался в этом, что солдату пришлось
много раз повторить, прежде чем он понял
искаженные слова:

— Млеки, млеки...

— Молока нет, — глухо ответил Сала.

Солдат не уступал.

— Млеки, лай млеки...
  Саша поднялся и, не сводя глаз © сол-
дата, вышел в сени. Проходя, он почув-
 етвовал под ногами могилу брата, в зем-
ле лежит мертвый Мишка. Солдат внима-
тельно следил за движениями мальчика.
Саша открыл дверь в хлев и красноречи-
вым жестом показал, что там ничего нет.
Да и откуда быть, ведь Пеструшку немцы
выволокли в первый же день, когда при-
шли, и сразу зарезали ее перед домом ко-
менданта. :

Солдат осмотрелся в пустом хлеву, где
на полу лежало немного соломы и навоза,
тде еще пахло хлевом, но у обмерзшей Kop-
мушки было пусто. Да, совершенно оче-

за народ пошел! Слабая в тебе совесть, видно, что здесь молока достать нельзя.

не крестьянская, не бабья! То-то старо-

В избе в это время отчаянно раскрича-

сте радость! Стоило шесть человек запе- лась Зина. Мамы нет, Сашко ушел е нем-
реть, сразу и нашелся, кого они искали! цем в хлев, страпено. ЕЙ вторила всегда
знаешь ты, дура этакая, что из ЭТОГО   готовая заплакать Нина.

выйдет? Дорогу им хочешь показать. спо-

Солдат рернулея в избу.—Не плачь —

с0б против нас? Ты сегодня явишься, &  сказал он по-немецки, скаля гнилые, по-
завтра, пусть что случится, они не шесть,   черневшие зубы. Зина закричала еще от-

а шестьдесят человек заберут! Ишь, 5а-

кая! У нае. еще пока никто к немцам не
шлялея, так вот ей понадобилось...

чаянней. Немеп взял винтовку и прице-
лился. Сашко диким прыжком кинулся
вперед, заслоняя собой сестренку. Он ши-

— 3а меня сидят люди, за меня их...  роко распростер руки и впился глазами
— He за тебя! За наше горе сидят, за в покрасневшие, больные глаза, глядящие
наше несчастье, за войну, за немецкую   из-под пилотки, едва держащейся на обмо-

морду! Мишку убили...
стрелять...
Малючиха стояла оглушенная.
— Так ты, значит, думаешь...

— Uno mae думать, думать мне нече-  перестала кричать и широко открытыми,
домой и словечкза круглыми глазами смотрела на чужого
никому не пикни. Свои-то—©вои, а зачем   человека, на немца. Чтр это немец, пони-
людей в искушение вводить? 0 таких де-  Мала и она.

г. Иди-ка ты, баба,

лах никому знать не надо. За наши, за

длинные языки-то нае и бьют, И будут поняла этого слова, но поняла, что в нем
бить. Или домой и делай свое дело, да не  таится что-то страшное.

сходи с ума!
Твой-то...

— Ну, скажите, люди добуые! Да это Галось невысоко над землей, прицеливаясь

мой мужик или твой? А я сижу, молчу.  70 в одну, то в другую головку.
ему, так  Саше пришло в голову: а что, если прыг-

убьют. А нет, так будет жив. А уж если  НУТЬ, схватить винтовку... Как это из нее
под немцем жить, и  СТРеляют?

Что будет, то булет. Суждено
на то поло, так, ч
лучше скорей подохнуть...

— Не век нам под немцем жить.

— Да, милая ты моя, да, кабы мне это

Ироды, в детей танной всяким тряпьем голове.

Xo-x0, — засмеялся солдат, и дуло
винтовки передзнвулезь х маленькой Пи-
не. Нина не поняла, что происходит, но

— Застрелю, — сказал солдат. Она не

Сашко напряженно следил за черным от-

Зина умолкла.
верстием дула. Это черное отверетие дви-.

Вдруг

Что. будет потом, как убить
немца, а главное, удастся ли ему вырвать
винтовку?

(Продолжение следует).

прощено. Наоборот, все булет выталщено
на свет божий и за все прилетея пла-
ТИТЬ».

засекречено, обнаружится после войны.

германских войск продолжат =
Обнаружится тажже в полной мере м от-

Заявление Идена о борьбе норвежекого народа

ЛОНДОН, 2 сентября. (ТАСС). Как пе- команиами, составленными из офицеров и
редает английское министеретво инфо норвежского военного флота,

Фа   матросов

смысл происходящего. Во всяком случае ских
ето странная пассивность, & также про- Ближнем Востоке говорится,
высказывания  на 1-е и днем 1 сентября имперские вой-

ции, английский министр иностранных
дел Иден, выступивиий в Лондоне на це-

ремотии открытия антло-норвежекото ин-

ститута, заявил: около двух с половиной
лет тому назад Гитлер напал на Норвегию,

сражаются вместе с английским флотом
против общего врага. Большая часть нор-
BERCKONO торговоге флота была спасена
от немцев в 1940 году. Эти суда и моря-

совершив вероломный и грубый акт. Нор-  Ки, которые находятся на них, оказали
вежщы боролись с отчаянным мужеством Делу союзников неоценимую помощь. Му-
против численно превосходящего противни-  жественню и горло бороздят моря. В
ка, но одного мужества было недосталочно  Англии создана норвежская армия, с не-
для того, чтобы устоять против гитлеров- терпением ожилающая TAA, Kora ona бу-

S0BaTb отонь. Убытки от пожара доети-

ских орд. Однако усилия нозвежекого наро-  дет призвана изтнать захватчика с род-

да в эти мрачные дни апреля 1940 года не  ной земли. Этот день наютупит.

Перед

были напрасными.” Борьба за свободу нико-  лицом лишений, голода, тюрьмы, пыток
гда не бывает напрасной. Норвегия окрепла  И смерти норвежцы, оставиииеся на роди-
духом благодаря тому, что ей пришлось   не, никогда не колебались и не отету-
пережить, и теперь она продолжает борь- пали. Весь народ оказывает оккупантам
бу. В данный момент норвежекие суда с  героическое сопротивление.

Рост военного производства в
(ТАСС). Бес- гоха, 17 млрд. в ГУ квартале и 9 млрх.

_НЬЮ-ЙОРЕ, 2 сентября.
прерывный рост военного производетва
обуеловил усиленное развертывание боль-
шинства отраслей промышленности США
за период © 1 июля по 15 звгуста. По
данным федерального резервного упразвле-
ния, индексе промышленного производства
в июле в срелнем составил 180 (за сто
взято среднее производетво за период ©
1935 т 1939 г.) против 176 в июне те-
кущего года и 160 в июле 1941 г. Ин-
деке тяжелой индустрии по сравнению с
индексом производства поедметов потребле-
ния показывает перемещение в сторону
военного производства; за июль он c0-
ставил 251 против 243 в июне и 199 в
июле проплого года; индеке легкой про-

мышленноети соответственно составлял
136, 136 и 138.
Официальные = сообщения  свидетель-

ствуют 0 значительном росте выплавки
стали, производства механического обору-
дования, транспортных средств и выпу-
ока продукции прочих военных отраслей
промышленности. По официальным  дан-
ным, судостроение в июле достигло ре-
корда — было спущено на воду 71 судно
общим водоизмещением 790 тысяч тонн.

В докладе министерства торговли США
указывается, что военные расходы во
втором квартале текущего года составля-
ли 31 проц. национального лохода против!
15 проц. в Г“ квартале прошлего года.

В ценностном выражении уровень на-
ционального производства во П квартале
1942 года составляет свыше 146 млрд.
долларов в год по сравнению ©0’ 120 млрд.
долларов за 1941 г.

В докладе указываетея, что военные
расходы во П квартале 1942 года произ-
водились на уровне 40,8 млрд. долл. в
год против 27,3 млри. в [ квартале этого

США

во П квартале 1941 года.

22 августа руководитель Управления по
делам военного производства Нельсон за-
явил, что общее производство боеприпасов
в США за июль увеличилось на 16 проц.
по сравнению © данными за июнь: про-
Изводетво самолетов за этот же период
выросло на 11 проц., производство артил-
лерийского снаряжения — на 26 проп.;
строительство военных судов — на 22
проц.; торговых судов — на 6 проц. (по
тоннажу).

По данным Управления по делам воен-
HOTO производетва, чиело безработных в
июле составляло 2,5 млн. человек. По
данным министерства труда, число заня-
тых лиц (исключая сельское хозяйство)
составило 41.415 тые. человек против
41.263 тыс. в мае 1942 ги 37.475 тыс.
в июне 1941 гола. Число промышлен-
ных рабочих составило в июне 13.146
тыс. по сравнению с 13.046 тыс. чел.
в мае т. г. и 12.154 тыс. в июне прошлого
тола. Индекс занятости рабочих в тяже-
лой ‘промышленности, публикуемый Феле-
ральным  фезервным управлением. 3a
июнь составлял 155,4, а в легкой про-
мышленности — 124,6 (в мае пе тя-
желой промышленности — 1503. в
июле пропитого года 134: пе легкой про-
мышленноети соответственно: 1243 и
123.7).

По данным министерства земледелия,
виды на урожай в Соединенных Штатах
в этом году исключительно хороши. По-
мимо огромного урожая хлопка и зерно-
вых культур, ожидается, что chop ма-
сличных культур превзойдет проплогод-

ний на 45 проц., что может компенси-
ровать сокращение импорта. Ожилается,
что большой урожай обеспечит увеличе-
ние животноводства. р

Пожары в Швеции

ЛОНДОН, 2 сентября. (ТАСС). Как пе-
редает стоктольмекий корреспондент
агентетва Рейтер, 31 августа на крупной
судостроительной верфи Марма в швед-

ском порту Седерхамн на Балтийском
море по неизвестным причинам возня
пожар, в результате которого верфи

были совершенно. уничтожены. Это был
крупнейпгий пожаз в Швеции за несколь-
ко лет. 15 пожарных команд в течэнае
всего вечера тщетно пытались  локали-

тают 250 тые. фунтов стерлингов. Отонь
возник среди деревянных строений верфи

ий распространилея на порт, где  заторе-
much 5 cyzos,
В то же время в Южной Швеция в

Мальм» возник другой пожар, причинив-
ший кожевенному заводу убыток, оцени-
ваемый 3 несколько миллионов крон.

Война на Тихом океане

МЕЛЬБУРН, 2 сентября. (ТАСС). В
коммюнике штаб» об’единенного команло-
вания союзников в юго-западной части
Тихого океана сообщается, что в районе
деревни Кокода союзники ведут би с

японскими “зойсками. Наземные войска
союзников поддерживаются действиями

авиации, которая подвергает -налетам по-
зиции и линии коммуникаций японцев.

Японо-китайская война

По данным китайского командования,
китайские войска ведут бои в районе го-
рода Цзиньхуа в провинции Чжэцзян. В
провинции Цвянси китайские войска по-

дошли в внешней линии обороны города
Цаньчан. . ,

Москва, 6, Пушкинская площадь, 5. Телефоны отделов редакции: Секретариат — К 4-22-44; Тыла — К 1-42-56; Фронта — K 4-72-37;
Художественного — К 5-36-53; Издательство — К 4-14-34; Прием об’явлений в Москве —К 5-14-35; в Ленинграде — 36-78.

Иностранного — К4

Б27721

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова-Степанова, Пушкинская площадь, 5.

-81-54; Сельского хозяйства — К 5-16-11; П

теперь ищет в Швеции пристанища. Нам! в результате налетов антлийской авиации

почти совершенно разрушен.

Военные действия
на Ближнем Востоке

ЛОНДОН, 2 сентября. (ТАСС).

В ев-

понимает   местном коммюнике командования англий-

сухопутных и воздушных сил на
что в ночь

ска совершили успешную вылазку в се

окончанием войны все будет забыто и верном секторе египетского фронта, взяв

при этом пленных. В южном секторе
1 сентября английские войска, в том
числе танки и артиллерия, в течение все-
го дня вели бои е бронетанковыми сила-
ми противника в районе межлу Химейма-
том и горным кряжем Рувей-Сат.

Потери морекого флота
держав оси в Средиземном море

редает английское министерство информа-
ции, с момента вступления Италии в
войну в Соедиземном море потоплено или
повреждено торговых судов держав оси
общим водоизмещением в 2.366.000
тонн. Кроме Toro, противник потерял
в Средиземном море 4 крейсера, воору-
женных 8-люймовыми пушками, 5 крей-
серов, ‘вооруженных б-дюймовыми пуш-
ками, и около 50 эсминцев, торпедных
катеров и небольших судов. Цифры mo-
терь подводных лодок неизвестны.

Волнения в Загребе

ЛОНДОН, 2 сентября. (ТАСС). Согласно
сведениям, полученным тюгославским пра-
вительством в Лондоне, в столице так на-
зываемого «Хорватского королевслва» 3a-
гребе и соседних деревнях поюизошли вол-
нения, вызванные тем, что полиция и
устапги провели реквизипию поюдовольствия.
В некоторых деревнях произопгти вооружен-
ные столкновения между отрядами специаль-
ной полиции и крестьянами. В результате
столкновений многие полицейские были
взяты в плен и приговорены к смерти
крестьянскими трибуналами. Во время бес-
порядков в Загребе. несколько полицей-
еких было убито и ранено.

Хорватские власти произвели  множе-
ство арестов в поисках лиц, которым
пред‘явлено обвинение в подстоекательетве

& этим беспорядкам.

Аветрийцы помогают
югославским партизанам

ЛОНДОН, 2 сентября. (ТАСС). Ежене-
дельник «Цейтишигель» сообщает, что в

Мариборе и Шнильфельде арестованы 200
 австрницев по подозрению в актах сабо-

тажа на военных транспортах для Юго-
славии. Недавно австрийские железнодо-
рожники, перелвинув стрелки, направили
югоснавеким партизанам сотни винтовок

и большое количество ящиков с боетруи-
пасами.

Назначение Того `

ТОКИО, 2 сентября. (ТАСС). Как пере-
дает атентство Домей Цусин, опубликован
императорский указ о назначении бывше-
го министра иностранных дел Того членом
налаты пэров (верхняя палата. японского

парламента).
—@®

Сегодня в театрах
и концертных залах Москвы

В филиале Большого театра — «Тра-
виата», в театре им. Станиславского и
Немировича - Данченко «Виндзорекие
проказницы». Драматичеекий тватр им.
Ленсовети в помещении филиала МХАТ
покажет пьесу «Лавным-давно». В Зер-
кальном театре «Эрмитажа» филиалом
Театра оперетты представлена будет «Ночь
в июне». В Эстрадном театре «Эрмита-
жа» — выступление Ленинградского те-
атра эстрады и миниатюр под худ. руко-
водством А. Райкина: джаз-ансамбль при
участии В. Шульженко и В. Коралли. В
траматическом театре парка ЦДКА —
фронтовая эстрада.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

исем — К 4-76-87;

а НЕ ea it

i
‘