ПЯТНИЦА, 4 СЕНТЯБРЯ 1942 г. № 208 (78984)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР ыы

Всесоюзное социалистическое соревнование
ЪннБвБ , ,—ю—о— et ep,

Так: сберегается люраль

В первых числах августа перед одним
самолетостроительным заволжом была по-
ставлена боевая задача. Передовой завод
должен был показать образцы максималь-
ной экономии пеннейшего цветного метал-
ла — дюралюминия, навести безупречный
порядок в деле его хранения, учета и ис-
пользования. С этого лня, вернее, с того
часа, как технологи и конструкторы, ин-
женеры и техники, изобретатели и ‘стаха-
ЕОБЦЫ, Словом, весь тружный, натюристый.
коллектив орденоносного завода узнал об
ответственном и неотложном задании, на-

‚ Чалась здесь борьба за каждый грамм
дюралюминия.

Нужно ли говорить, как дорог сейчас
для страны этот легчайний и прочнейный
металл, без которого немыслимо создание!
самолета. В значении этого металла отла-
ют себе яеный отчет те, кто своими ру-
E2MH строит могучие летающие  кораб-
ли — прозу для врагов на земле и в
возтухе.

Директор завода т. Белянский перели-
стывает большой, об’емистый альбом. Mul!
видим сплошные ряды цифр, изредка ус-
‚упающие место строкам пояснения к ним.

На одной из страниц — чертежи и не-
сколько фотографий.
стовская программа ‘борьбы 3a

дюралюминий встает перед нами в колон-
ках пифр, снимках и чертежах. Останав-
тЕваясь то на одной, то на хрутой цифре,

ляются литые детали и детали горячей
штамповки. В августе из полученного та-
ким образом вторичного дюралюминия бы-
ло сделано свыше 50 наименований дета-
лей.

Но это только один путь борьбы за
дюралюминий. Есть еще лва пути, где лю-
ди этого завода проявили немало изобре-
тательности, русской сметки и инициати-
вы. Первый путь пересмотр технологии,
второй — производство деталей из ме-
нее дефицитных матезиалюв.

Славно поработали технологи, конструк-
торы, начальники цехов, инженеры и ма-
стера! Главный технолог завода тов. Де-
мин, главный металлург тов. Шаталов,
старший технолог  олного из цехов тов.

ро завода тов. Бугайский и другие коман-
диры производства не знали устали в труд-
ном, очень сложном, но благодарном деле
экономии металла. Тут не приходилось
считаться с урванными от ена и корот-
кого отдыха часами, нельзя было разоча-
ровыватьея и падать духом при времен-
ных неудачах и срывах, отступать хотя’
бы на шаг от того, что было задумано и.
что должно быть достигнуто любыми уси-
ЛИЯМИ.

В упюрных дерзаниях ин поисках обна-

Смирнов, начальник конструкторского бю-

Новый рекорд высокой производительности
труда установили на ремонте локомотивов

руживались возможности уменьшения при-
пусков на заготовках, производился более

хиреклюр завода рассказывает:

— Ещев июле отходы дюраля—струж-
ЕИ и обрезки — беспорядочными грудами
ссыпались в железнодорожные вагоны для
отправки на алюминиевый комбинат. Эти
перевозки справедливо называли «транс-
портировкой воздуха». Нетрудно предста-
вить себе, как неэффективно использова-
лись при этом железнодорожные вагоны.
А ведь таким образом в июле было от-
правлено не менее 90 вагонов отхолов ме-
талла.

Может быть, заместитель главного ме-
ханика завода т. Петухов, предложивший
переплавлять вее отходы дюраля на месте,
имел в виду только облегчить транспорти-
ровку их, сократить неизбежные в таких
условиях потери ценных стружек и обрез-
ков. Но когда на заводе приступили к со-
зданию плавильной печи по конструкции,
предложенной Петуховым, всем уже было
ясно, в том числе и самому автору пред-
ложения, что ининиатива механика дале-
ко не ограничивается лучшим использова-
нием вагонов, а имеет для завода горазда
большее значение.

И действительно, электропечь произве-
ла революцию в сохранении отходов дю-
раля и в их использовании. Сейчас уже
действует одна такая печь в цехе, где
начальником т. Пытьев. Монтаж второй
заканчивается. (00е электропечи обеспечат
перенлавку всех без исключения отходов
алюминиевых сплавов.

Уже отлито много 20-килограммовых
слитков вторичного дюраля. Вот они изо-
бражены на фотоснимке— блестящие пло-
ские граненые куски металла. Одна часть
слитков грузится в вагоны и следует на
алюминиевый комбинат. Друтая часть
остаетея на заводе. Здесь на месте нено-
средственно лля самолета из нее изготов-

рациональный групповой раскрой, малога-
баритные детали стали изготовляться из
отходов раскроя листа. Из всей суммы
снижения расходов дюраля в минувшем
месяце до 60 процентов падает на меро-
приятия по упоряхочению технологическо-
го процесса. Значительная экономия до-
стигнута также посредством перевода ряда
агрегатов и деталей на менее дефицитные
материалы, разумеется, без малейшего
ущерба для качества воздушного боевого
корабля.

Мы уже указывали, что в августе по
существу была произведена только проба
сил заводского коллектива, Он дал больше
50 тонн экономии алюминиевых спла-
вов——цифру весьма солидную, но безуслов-
но незначительную по сравнению с тем,
что предстоит достичь в сентябре и ок-
тябре.

— План, намеченный нами. совместно
с главным конструктором нашего самоле-
та, предусматривает экономию в сентяб-
ре и октябре с каждой машины более 40
процентов расхолуемого ныне цветного ме-
Талла,—говорит тов. Белянский, — Это-
го мы, безусловно, можем и должны до-
СТИЧЬ.

Итоги августа свидетельствуют прежде
всего 0 том, что коллектив завода пре-
красно сочетает значительное перевыпол-
нение программы по выпуску отличных
боевых машин с бьющей ключем творче-
ской инициативой, направленной на эко-
номию ‘металла.

слесаря дено ст. Барнаул Алтайского края
И. Ф. Дведенидов и А. С. Кокорин. Ремон-
тируя поршни, крейцконфы и цилиндро-
вые болты, Кокорин выполнил норму на
2.033 процента. Дведенидов — на 2.509 про-
центов. НА СНИМКЕ: тов. Дведенидов
(слева) и Кокорин за ремонтом паровоза.

Фото В. Лейбмана.

Шахтеры увеличивают

добычу угля

БОБРИКИ, 3 сентября. (По телефону).
Ритмично и точно по графику на протя-
жении всего года padoraer шахта № 10
треста «Сталиногорокуголь», ге заведую-
щим орденоносец тов. Чуклов. Взятые обя-
зательства во Всесоюзном сониалистиче-
ском соревновании шахтеры с честью вы-
полняют. Девятимесячный птан угледобы-
чи шахта заверила 24 автуста. Сэко-
номлено около 800 тысяч рублей.

Августовекое задание было выполнено
на 115 процентов. На сентябрь получен
новый, повышенный план. Руководители
нахты прибтли к выводу, что и новое за-
дание можно перекрыть. По-деловому 0б-
судили этот вопрос и на всех сменных
собраниях.

1 сентября шахта № 10 перекрыла сху-
точное залание в два раза. Учаеток ком-
муниета тов. Антипова выполнил суточ-
ный план на 228 процентов, а смена гор-
ного мастера тов. Полушкина выполнила
задание на 236 прон. Самой высокой

Августовская битва за дюраль закончи- ИРеизводительности добился забойщик тов.

лась нобедой передовых самолетостроите-!
лей. Впереди не менее упорные бои, кото-!
рые должны завершиться еще более серь-
езными успехами. i

A. MAPKOB,

соб. корр. «Известий».
ГОРОД Н. ``

Скоростные плавки

СТАЛИНОЕ, 3 сентября. (ТАСС). Кол-
лектив Кузнецкого металлургического ком-
бинала имени Сталина подвел итоги сво-
ей работы в августе. Многие пехи выпол-
нили государственный план ¢ большим
превынтением,

Коксовики комбината, увеличив загруз-
RY печей, выдали сверх своих  обяза-
тРльств 4,5 тысячи тонн кокса. Пере-
выполнили обязательство и доменшикя.
Коллектив четвертой печи, в первом по-
лугодии не выполнявший плана, в авгу-
сте занял первое место, выдал около 2,5
тысячи тонн чугуна сверх плана.

Замечательно работали прокатчики

рельсобалочного  пеха,  завоввавшие в
июле переходящее Ирасное Знамя Госу-

дадетвенного Комитета Обороны. План сда-

чи готовой продукции они выполнили на
111 процентов, освоили  прокатку не-
скольких новых профилей. Комеомольско-
  молодежная смена Зарышвз прокатала
сверх плана более 2.600 тонн металла.

Сталевары-скоростники первой печи Ва-

сильев, Ляхов и Чкалов в августе сва-
ряли 27 скоростных плавок, лали хдотол-
нительно 1.500 тонн стали. Сталевар Ва-

сильев установил заводской рекорд —
вылал плавку специальной стали Ha
3 часа 45 минут секорее, чем преду-

сматриваетея нормативами.

Вазыкюв. При норме 14,4 тонны он вы-
рубил за смену 55 тони.

Танки сверх плана

ГОРОД Н., 3 сентября. (ТАСС). Завел,
где директором тов. Рубинчик, досрочно
закончив августовскую программу, с пер-
вых дней сентября набирает темпы. По-
завчера  молодежно-фронтовые бригады
Черенкова и Жильцова собрали сверх
плана четыре танка.

Неутомимо работают над совершенство-
ванием троизводетва ращионализаторы и
изобретатели. Блатодаря их предложениям
время, обработки узлов машин coKpaTH-
ль в июле на 42 часа, & в автусте
еще на 50 с лишним часов. Стахановцы
Рульков и Тихонов в августе применили
разработанный ‘ими новый ©п0с0б обра-
ботки танковых баяпен. Это позволило за.

сэкономить много металла. Изменив тех-
  нологяю втулок. мастер Марфин ‹эконо-
  MMI XO десяти тонн металла.

Военная осень в Сибири

(Заметки председателя райисполкома)

Bor уже несколько пятилневок, как
вовосибирская областная комиссия To co-
ревнованию отмечает наш Кузнецкий
район тю ходу уборки и сева в числе
передовых. Олнако тот факт, что mo тем-
пам работы мы идем шестыми в области,
& соревнующийся с нами Новосибирский
район — первым, не дает нам покоя. До-
понять лучших было Hale залачей в
мирное время; в военные лни это наша
обязанность, тем более в условиях на-
ето района, где мы работаем бок-о-бок
с передовыми  кузнепкими металлургами.
Город металлургое — Сталинск — выде-
лил в помошь колхозам на уборку ypo-
жая более 2.000 человек, и они работают
на полях старательно.

Нынешний год, несмотря на ‘трудностя
военного времени, стал у нае в районе
годом дальнейшего колхозного роста. Убо-
рочная площаль превышает 32.400 гек-
таров; в прошлом году она составляла
27.591 гектар. Урожайность зерновых у
нас на олну треть выше прошлоголней,
урожай овощей — в полтора рава боль-
ше. Картофеля соберем по 120 ценяне-
ров с гектапа. С огромной любовью сеяли
наши колхозники хлеб и лругие культу-
ры сверх плана в нарлный owt odopo-
ны и вырастили урожай, за который мы
краенеть не будем. 0 том, как ухажл-
вали у нас в этом году за посевами,
можно судить по такому примеру. В
  прошитом году было перепахатю и пересе-
яно 1.028 гектаров озимых, в этом голу
только 12 гектаров. Озимые уже убраны
де колоска.

По темпам косовицы район идет в
сравнении © прошлым голом на 10 дней
вперед. Ё& концу августа у нае убрано
16.500 гектаров против 9.661 тектара к
этому сроку в прошлом году. Можем с
полной уверенностью сказаль, что нынче
не будет у нас такого колхоза, который
не выполнил бы обязательств перед роди-
HOH, He обеспечил бы себя семенами, ве
вылат бы  колхоэникам причитающийся
на трудодни хлеб. В большей мере возра-
стет товарная  пролукния колхозов. Мы
далим стране овощей и картофеля в хва
раза болыше прынхогохнего.

Хлебопоставки также развернулись на
более высоком уровне, чем в прошлом
году. Первыми начали сдавать хлеб гоеу-
 ларству колхозы  Сосновекого сельского
  Совета. Район наш полностью расечиталея
с государством по поставкам огурцов.
Еще несколько дней, и мы начнем пю-
ставку картофеля.

Горячо работает этой осенью колхозное
село. На косовицу пущены все 475 про-
стых мапгин. Многие труженицы полей
проявляют подлинный  произволетвенный
порыв. В колхозе имени Чкалова Анна
Шабалина и Наталья Попова выкаллива-
‘ют на косилках по 3,5—4 гектара в день.
  Женшины © большим умением убирают
хлей вручную. В колхозе «Вперед» Ма-
рия Ащеулова и Евлокия Недорезова вы-
кампивают косами по одному тектару в
день. Й комбайны работают У нас теперь
хоропю. Мы убрали комбайнами ло конца
августа около 3.000 тектаров, а в прош-
лом TOXY к этому времени было убрано
927 та.

Недавно я беседовал ¢ председателем
Сосновското сельислолкома тов. Сергеевым
0 работе сельсоветов, о выполнении тех
задач, что поставил перед ними товарищ
Калинин. Тов. Сергеев, олин из самых
старых председателей Совета в нашем
районе, сказал:

— Никогда еще сельский Совет не
‘вникал в жизнь каждого колхоза, в ero
‚ Производство так глубоко, как в этом году.

Обучение инвалидов

Тов. Сергеев праз. Сельсоветы в пернод
войны больше, чем когда-либо раньше,
живут интересами колхозного  производ-
ства, оказывают практическую помощь
колхозам, поднимают все население 44
Уборку урожая, осуществляют контроль
над выполнением боевых заданий на
полях. i

Советы нашего района считают, что в
это грозное время и не должно быть от-
стающих колхозов. Общими усилиями мы
стремимея вытянуть, подтянуть такие
сельхозартели.
был у нас самый отстающий колхоз
названием,

С
которое долго не соответетво-

колхоз имени Калинина и другие хорошие
колхозы. И вот Ильинский сельсовет с
их помощью рее больше и больше подни-
мает артель «Культура» до уровня луч-
шей. В среднем по району деятельности
Сталинской МТС уборка проведена напо-
ловину, а в колхозе «Культура» на
58 проц. Ильинский сельсовет, & затем и
другие сельеоветы провели специальную
сессию, ‘посвященную задачам, которые
поднял ов —с80еи обращении инициатор
жай колхоз «Путь крестьянина» Чието-
озерного района.

Наш район разместил сотни еемей,
эвакуированных ‘из прифронтовых мест и
районов, захваченных немецкими  банли-
тами. Сельсоветы устроили эвакуирован-
ных, помогли им обзавестись огорюдами, и
теперь эти люли не обращаются к нам
больше за помощью. Они все работают,
имеют свои огороды, свои овоши. Семья,
приехавшие к нам недавно из одного
  из прифронтовых городов, также размеше-
ны в селах. Были трогательные встречи
с ними в первые лни приезда. Колхозни-
ки села Жерновки принесли им мед, мо-
локо, овощи. Теперь и эти товарищи
включаются в работу. В колхозе имени
Димитрова они убрали заскирдовали
500 пентнеров сена. ,

Еще один знаменательный итог втуе-
чает Halll район нынешней военной
осенью. Общее поголовье скота в районе
возросло за год на 3.500 голов, чего не
было у нас в прошлые годы. Тосудар-
слвенный план развития животновохетва
будет нами по всем видам перевыполнен.
Как ни напряжено положение с рабочей
силой, подготовка к зиме идет лучше, чем
в прошлые годы. Многие колхозы  по-
строили новые помещения для скота, за-
готовка кормов идет хорошо. Мы закла-
дываем 36.000 тонн силоса, а в прош-
лом году заложили 22.000.

Но мы не закрываем глаза и на нело-
статки. В колхозах нашего района низка
еще продуктивность скота.  Улучшением
же породы скота мы занимаемся мало. В
нашей дальнейшей борьбе за урожай мы
безусловно встретимся с такими препят-
ствиями, как неправильная эксплоатация
земли, тылохюе освоение севооборотов. И
над этим нам надо серьезно поработать.
Часто  производственному порыву налних
замечательных людей, особенню  колхоз-
ниц, не соответствует уровень организа-
ции труда в колхозе. Это в большей ме-
ре следствие недостаточной подготовлен-
ности молодых руководящих кадров на
селе. Работа с советскими и колхозными
кадрами, подготовка и повышение их
уровня должны проводиться нами и в ус-
ловиях военных трудностей.

Н. КУДРЯВЦЕВ,

председатель исполкома Кузнецко-
го районного Совета депутатов
трудящихся. Е

и

отечественной войны

В Ильинском сельсовете!

вало его работе. Это колхоз «Культура».
Рядом с ним находятся краснознаменный.

Всесоюзного соревнования за высокий ypo-

Колхозники села Гегуты Кутаисского райо-
на Грузинской ССР по-стахановски рабо-
тают на полях и олантациях. Лучшая в
колхозе полеводческая бригада стахановца
Пественидзе ежедневно выполняет по 23
нормы. НА СНИМКЕ: бригадир Пественидзе
со своим 13-летним сыном Бурдгу за рабо-
той на гектарах обороны.

Фото В. Джейранова.

Соревнования
10 противовоздушной

воду втрое ускорить обработку башен и

При общеобразователыьных пгколах
a oe организуются классы и ТРУНИЫ танизовать для инвалидов отечественной
для обучения инвалидов отечественной

В у
войчы, Там, 2 пкох ее 95 - ойны сеть курсов, где слушатели полу
кие классы или группы открываются при Ччат квалификацию учителей, библиотека-
неполных средних и средних школах. рей, работников изб-читален.

Одновременно Наркомпрос намечает op-

и противохимической обороне

10 сентября в Москве начинаются с9-
ревнования первичных организаций Oco-
авизхима жилых домов и групп самоза-
щиты по противовоздушной и противохи-
мической обороне.

К началу соревнований каждая низовая
организация должна обеспечить сдачу норм
ПВХО всеми гражданами в возрасте от
16 xo 60 лет. Учения будут проволиться
По темам: «Действия населения и групи
самозащиты по сигналу воздушной трево-
ри» и «Действия населения и групи са-
мозащиты по ликвидации сложного очага
поражения».

Лучшие первичные организации — по
две от каждого района — примут участие
в общегородских соревнованиях по проти-
вовоздушной обороне.

18.808.000 экземпляров
«Краткого курса истории

ВКП(б)»

9 сентября 1938 года на страницах га-
зеты «Правда» начал печататься «Крат-
кий курс истории ВЕП(б)». Эта книга
стала самой распространенной книгой на-
шего столетия. Она издана на 59 языках
мира. За четыре года «Краткий курс
истории ВКП(б)» вышел в количестве
18.808.000 экземпляров.

Ввиду огромного спроса на эту книгу
Государственное издательство политической
литературы выпускает дополнительным
тиражом 100.000 экземплярбв «Краткого
курса истории ВЕП(б)».

Начало занятий в вузах
— 1 октября

Приказом Комитета по делам высшей
школы при Совнаркоме СССР начало за-
нятий в высших учебных заведениях в
1942/43 учебном году назначено на 1 ок-
тября. Продлены также на один месяц
срокы приема заявлений от вновь посту-
пающих в вузы, приемных испытаний И
зачисления в высшие учебные заведения.

р ОИ И ЯК ЕЕ ЕЕ линаних

До

Дети жили в лагере под Челябинском,
обе левочки. Маленькая приняла перемену
Жизни с оживлением — все было ново,
переезд в поезде, цыплячий шум детского
сада, который перевозили полностью пря-
м0 из-под Москвы, деревни бежали за ок-
нами. Младшей было шесть лет, старшей
было пятнадцать. На московском вокза-
ле, гле матери провожали детей, она вдруг
за несколько часов стала взрослой. Мать
смотрела на ее сразу исхудавшее, поблед-
невшее лицо с большими темными, впер-
вые узнавшими тревогу и разлуку глаза-
MH, H 370 был уже не прежний певчий
дрозд, распевавигий по утрам звонким го-
21060м — от полноты жизни, от преизбыт-
Ea девчоночьих сид...

Yb

строк, почти охнула: «Ах, чижиха мдя...
совсем взрослая стала!»

Вечером. вернувшись домой, она долго
разбирала старое детское бельишко, нашла
носочки, такие крохотные («А ведь еше
как-будто вчера ты ноеила их, доченька...»),
И поплакала наедине. Письма от мужа бы-
ли часты сначала, потом вдруг разом 0бо-
рвались, — может быть, он погиб, может
быть, пропал без вести. Дочь ей была
особенно нужна теперь — в женском су-
ровом одиночестве. Наступала зима. Дом,
большой и холодный, ожидал ее вечернего
возврашения с работы. Москва была тем-
на, только полыхали, как зарницы, дале-
кие вспышки — это на дальних подету-!
пах били зенитки, и черное небо без ели-

— Hy, что ты, доченька... чижиха
734, — сказала она ей, и они обе запла-
вали.-— Подожди, будет время—верненься
еще назад с песнями.

И поезх ушел. Мать долго сначала шла,
потом почти бежала по перрону, и в окне
среди других детских лиц было родное
липо с большими, полными слез глазами.

ной звездинки как бы нервичееки содро-
галось и вздрагивало.

В ноябре, когда первый вынавший снег,
уже печально белел и зима входила в
жилища, человек долго, чиркая спичками,
искал нужный номер в глухой черноте
холодного парадного.

— Здесь живет Наталья Михайловна

Она заменяла теперь младшей мать — в
первой за свою жизнь поездке...

Мать вернулась домой, и ее встретила!
тишина  опустевшей квартиры. Никто
_SBOHEHM незадумчивым голосом не будет
>грешать и петь по утрам, и на спинке
кровати осталось ситцевое пестрое платьи-
Це, которое некому теперь надевать вместо
утреннего халатика. Младшая, еще в жел-
том пуху, была по большей части в дет-
ском саду, летом — в детском лагере пох
Москвой. Старшая была уже помощницей
и советницей. Котда отец ушел на войну,
они 00е — мать и дочь — передумали
по-взрослому не одну общую думу, cpo-
нили не олну слезинку по-женски...

Месяц епустя из Челябинска пришло
первое письмо. Почерк был еше дет-
ский, но бежали уже варослые, стро-
гие строчки. Она была за старшую в
столовой детдома, наблюдала за ребятами,
Младшая 3д0ровз и весела — что ей хе-

Грекова? — спросил он затем в темноту
приоткрывшейся двери. Его впустили.—-Я
поивез OT Ballet дочери Люси письмо и

прочла и только налорвала тонкую по-  дни дели неприкаянно бродили по боль-

поздний, Москва затихала.
цам.

сказал врал, как бы продолжая
А ведь оно живет только чувством. Ему
все и проще как будто, и гораздо труд-
Он разглядел теперь при <вете лампоч-
ки скромную комнату, Фотографии зна-
комых ему девочек на етоле, все это жен-
ское внезапное одиночество,  сменившее,
как и для многих тысяч женщин, вчераш-
нее обжитое тепло семьи. р
— Расскажите мне, прошу вас, всё по

порядку, — сказала женшина. — Как
они приехали, как устроились... ведь вы
знаете — для матери важна каждая ме-
лочь.

— Устроили детей хорошо, в большом
доме под городом. Дети первое время, пра-
вла, трудновато переносили разлуку © ма-
терямя... там ведь в большинстве малы-
иги, до лесятилетнего возраета. Но потом,
конечно, привыкли. Вашу Люею назначи-
ли при столовой за старшую. Она отлич-
ная девочка, — добавил он захумчиво. —
Она на моих глазах стала взрослой.
Он помолчал. Сухим снежком ударило од

посылку.

В маленькой комнате с керосиновой
лампочкой он вгляделся в взволнованное
лицо женщины. Торонливо, слегка дрожа
щими пальцами она начала было векры-
вать большой самодельный конверт.

— Боже мой... спасибо вам, — гово-
рила она между тем. — Вы даже не
знаете, какую принесли мне радость. Ну,
Kak OHH, мои девочки?

— Мы с Люсей приятели,— сказал че-
ловек. — Я—врач их детского дома, моя
фамилия — Калюжин.

— Не знаю, как вас благодарить, —
ответила женщина, — ч10о вы нашли
время сами принести ине это... Но вы
не можете себе представить, как тяжела

карниз затемненного окна. — У вас есть
какие-нибудь сведения в вашем муже?—
спросил он вдруг как бы мельком.

—щ Нет, скоро пятый месяц я ничего
не имею, — ответила женщина. — He
знаю, что и подумать.

Она смотрела теперь мимо него, в угол

ставшему небритым за день беготни под-
бородку.

— Детское сердце... сказал он за-
лем. — Ах, какая это хрупкая EH драго-
ценная вещь!

— Вам Люся что-нибудь говорила? —
спросила женщина быстро.

— Нет, ничего, — ответил он. — Ho
вы просили всё по порядку. — Он снял
пенсне, и его. близорукие глаза, ставшие
вдруг до нежности  вялыми, смотрели те-

; ;   We м
дается. Сначала скучала по матери, по-! ДЛЯ меня разлука © детьми, особенно <©9 перь на женщину, почти не видя ее.

том привыкла. «Только я не дождусь ча-
са, когда вернусь домой к тебе. Вместе
легче переносить все невзгоды и трулно-
сти». И мать, дочитав письмо до этих!

стартей дочерью.
Она хотела щючесть письмо сейчас же
и почти просительно поглядела на ночно-

ними отличный... нри доме развели ого-
рол, есть несколько коров, молово всегла

го посетителя. Ho все-таки письма не

свежее... — и он рассказал, как первые

лоску на одной стороне конверта. Час был шому саду при

доме, а вечером Teper

Зима широко сном многие плакали без всякой причи-
уже носилаюь по темным московским ули-  ны, тоскуя по матери.

Потом
А теперь 0 ее детях...

это 060-

ШлосЬ. малень-

— Мы не знаем еще детекого серлца,— кая — здоровая, веселая девочка. Her,
такой ничем не болела. А старшая... — Он сно-
важный сейчас для них обоих разговор.— ва задумался. — Право, mHoma

могло
показаться, UTO не она вам дочь, а. Вы
ей... столько в ней этой материнской за-
боты. Дети вообще безошибочно многое
чувствуют серхнем.

— Мне кажется, что вы что-то не хо-
  овариваете, — сказала женщина встре-
 воженно. Она вдруг  насторожилаеь, и
это неожиданное ночное посещение, и то,
что в занятом своем дне нашел он время
 притти, пробудило в ней недоверие.

— Скажите мне правду: она здорова?

— Да, она здорова вполне... — Он не
договорил. Она выжидала. — Она проси-
ла меня сказать вам, — добавил он
погодя, — что, пока она существует, вы

комнаты. Врач несколько раз провел 110;

Так вот, дети устроены хоропю. Уход за’

не одиноки, Наталья. Михайловна.

— Я не понимаю, — сказала женщи-
на нетерпеливо, — пропку вас, говорите
яснее...

Эна даже прибавила свету в лампочке,
чтобы лучше теперь вглядеться в неуло-
BHMO® выражение его лица. Минуту они
молчали. Сухой снежок шуршал и шур-
  mag. Военная зима наступала Ha город.

— Люся возложила нз меня трудную
обязанность, — сказал он затем, — под-
готовить вас Е одному тяжелому  изве-
етию. Дело в том, что в наш детекий лом
под Челябинском вернулея с фронта быв-
ший директор Савельев... у него повреж-
дена левая рука, оторваны три пальца.
Это странная случайность, но он был в
одном полку с вашим мужем. _

Женщина сделала движение к нему.

— On your? i

Врач ответил не сразу.

— Полк нопал в тяжелое положение...
это было под Дненрапетровском. Савельев
видел вашего мужа в послелний раз, ко-

— Да, повидимому, это так. И вот
Люся, которая узнала об этом, просила
меня вам помочь, если только вам нужна
моя помощь. Впрочем, она, вероятно, пи-
шет 00 этом в письме. Я хотел бы вам
еще сказать, как она сама это все пе-

режила. — On ©мотрел теперь на огонь
лампочки, словно помогавший сосрело-
точиться. — Эти было вечером, в саду.

Маленыкие только-что поужинали, и ка-
жлый должен был сложить салфетку и
продеть в кольцо под своим номером. Ca-
вельев только недавно вернулея из горо-
да, и мы сидели © ним на  скамвечке
возле террасы, где стармиие ребята раз-
делали клумбы. Я подозвал Люсю, и мы
силели на скамейке втроем. Вечер был
теплый и сильно пахнул табак, который
высадили перед домом. — И он глубоко
вздохнул, как бы вдыхая позабытый 3a-
нах расцветшегь лета. — Савельев стал
рассказывать нам про войну, — пролол-
жил он затем, как бы стараясь не про-
пустить ни единой  подробности.—Люся
спросила у него, где он потерял пальцы
левой руки. Он ответил — под Дненоо-
петровском. Тогда она спросила: не знал
ли он капитана Грекова? И Савельев
рассказал сразу всё, я не емог его пре-
дупредить. Люся не заплакала, даже не
вскрикнула. Только лицо у нее стало
очень бледным и каменным. И первое,
что она сказала... — он пристально по-
глядел на лицо женщины, — оно было
тоже бледным и каменным, очень похо-
жим теперь на лицо дочери, „был:
«Белная мама!» Нет. я не видел ее пла-
чущей и, в сущности, мне даже не при-
Шлось ее утешать. Она’ стала только
вдруг очень озабочена. у нее явилаеь но-
требность действовать. Она знала, что
через день я уезжаю в Москву. Вече-
ром я пелучил OT нее такую запиеку...
она прислала эту записку © pyro 1е-
вочкой, — может быть, у нее были за-
плаканы глаза, и она не хотела. чтобы
кто-нибудь

увидел ее в горе. Вот ata!

после 7 часов вечер» вы ее непременно
застанете. Мама очень слабая и нервная.
Когда я приеду, я ее поддержу и буду
помогать ей. Но сейчас я не могу уехать
отсюда, потому что на моих руках сест-
ра, она еще маленькая. Я очень прошу
вас зайти к маме. Скажите ей, что, когда
я вернусь, ей ничего не нужно булет ле-
лать. Я буду работать. Я умею хо-
pole вязать и научусь  стенографии.
Здесь в Челябинске есть курсы стеногоа-
фии. Так что у нее не будет никаких за-
бот, и мы вместе вырастим Милочку. По-
том скажите ей еще, что папа погиб, как
герой, и я всю жизнь буду стараться быть
достойной его. Я всю жизнь буду гордиться.
что я его дочь. Он умер за нашу рохину. И
Милочка, когда она подрастет, будет то-
же гордиться папой. Эта очень тяжело
потерять отца. Вы его не знали, он был
замечательный. Но я горжусь, что я лочь
тероя, и мине кажется, что он совгем EG
погиб, а будет жить  холго-долго ® про
него будут петь песни, как про Чапаева.
Й потом передайте еще` маме посылочку».

Она кончила читать и медленно преж-

ним аккуратным треугольником сложила
записку.

—_ Я очень благодарна вам, что вы
пришли, — сказала она тихо, и только

слипшиеся волосинки ев ресниц выхавали
сейчас т0, что она чувствует. — Обними-
те моих девочек за меня и расцелуйте
пеловать их сейчас некому.

Был двенадцатый час, надо было итти.
Врач поднялся.

— Вы можете быть уверены... — ека-
зал он, и 10 тому, как она пожала его
руку, он понял, что можно не договари-
вать. °

Женщина проводила его
парадного, и холодная московская ночь
дыхнула из черноты. Потом  женшина
вернулась обратно. Она не могла теперь
унять дрожи рук, и тугая бечевка посыл-
KH не слушалась ее пальцев. Она pee же
развязала ее и открыла коБнику протол-
говатой коробки из-под обуви. Аккурат-

oe

до темного

вым рядом, переложенные бумалеками, ле-

жал десяток трогательно насушенных су-
хазей, несколько конфет и две пачки пе-
ченья — всё, как еше недавно она сама

записка. — Он достал бумажник и на-
гла шел бой за переправу. Немцы би-  цел сложенную треугольником _ бумаж-
лись эдесь свыше трех суток, WOKA MMi ny —^ Прочтите ев сами.
ear ren ee ae Женщина взяла треугольник, иениеан-
я в анна Е пый. знакомым  детеким почерком, и
whe = приблизияа к лампе запиеку.
— Больше его Савельев we вилел..   «Вы уезжаете в Москву, — было нани-
— On шгиб, — сказала женщина Сано без обращения. — Я прошу вас” зай-

просто и как бы проясненно. ти Е моей маме. Она живет на Арбате,

посылала ей, незалумчивой и смешливой
чижихе, экономя и припрятывая самое
вкусное для дочерей.

Вл. ЛИДИН.