ra me

>=

ae

Se et Se TO Ms oe PTE OP oe

le
6,

oe m= ce Pt Pt 8

.

СХ к

rae nt ie ee

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 6 СЕНТЯБРЯ 1949 г.

Ne 210 7896)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Антифашистский интинг представителей народов Закавказья

На-днях в Тбилиси состоялся антифа-
WICKER MNTHET народов Закавказья.
Гроэная опасность, нависшая над Совет-
cama Югом, еще теснее и кренче сплотила
народы Азербайджана. Грузии и Армении.
С огромной и яркей снлой отразил митинг
те чувства и мысли, которыми живут сво-
бохолюбивые народы Закавказья в эти
суровые дни. Священной ненавистью к
врагу и беззаветной готовностью oTcTaH-
вать независимость своей юлины были
проникнуты всё выступления на митинге.

Открыл митинг вступительной речью
Председатель Президиума Верховного (Co-
вета Грузинской СОР тоз. Г. Ф. Стуруа.

T,— говорит он,/— в смертельном стра-
х6 перед неизбежным возмездием за свои
чудовищные преступления, не считаясь
ни © какими потерями, рвется вперед Е

жизненным источникам Советского (эюзз

ва Югз—к кавказской нефти, марганцу
HS другим неисчерпаемым богатствам (9-
ветского Закавказья.

Над свободной жизнью народов Азер-

байджана, Грузии, Армении нависла rpo3-

ная опасность. Враг хочет пеработить азер-
байджанцев, армян и грузин, превратить
их в рабов немецких баронов и помешиков.

„ Рабочие, колхозники и интеллигенция Азер-

байджэана, Армении и Грузии, как и весь
великий советский народ, никогда не будут
рабами взбесившихея немепко-фашистских
с0бак! Крестьяне Азербайджана, Армения
и Грузии никотда не будут работать на
немецкого  помещика-барона! Товарищи!
Вспомните бессмертные
грузинского поэта Шота Руставёли: «Йуч-
16 смерть, но смерть со славой, чём бес-
славных дней тюзор».

Дорогие братья азербайджанцы, армяне
и грузины!—заключает тов. Стуруа.—Бу-
дем биться с врагом до последнего дыха-
ния, но не нропустим ето на нашу cBs-

_ щенную землю.

С яркой, пламенной
нефтятиков Баку выступил управляющий
трестом «Ордженикидзенефть», дважды ор-
деноносец Сабит Оруджев. Воображению
фашистеких бандитов, —— говорит он, —
издавна не дает покоя азербайджанская
нефтяная сокровищница. Они любой ценой
стремятся завладеть недрами Апшерона.

Не выйдет! Не видать и не нюхать
фаптислевим мерзавцам бакинской нефти!
Черное золото Апиерона, ‘перегнанное в
выеокоектановый бензин, питая танки и
самолеты, смертельным потоком огня вновь
и вновь обрушится на головы  обатанев-
пыях базлитов.

Тов. Оруджев рассказывает о том, как
самоотверженна, не зная устали, работают
нефтяники для фролта, каки нескончае-
мые потоки нефти, добытой из апшерон-
CEHX недр, многочисленные эшелоны в9-

оружения_и боеприпасов пошли на фронт.

за время войны. Мы и впредь, — Говорит
о=,— будем давать нефти, вооружения и
бовприпасов столько, сколько нужно для
окончательного разгрома врага. Мы будем
зоркм и бдительны, как бойцы на фронте:
каждый промысел и завод  превратим в
неприступную крепость обороны.

Мы, бакинцы,— воспитанники Сталина. —
заключает тов. друджев. Он учил и зака-
лял нас, с ним росла воля и сила бакин-
схого пролетариата. Денин и Сталин —
наше энамя в борьбе за свободу. С именем
Сталина, под его водительством мы OTCTO-
им эту свободу в боях с фашизмом,

0т имени армянского народа выступает
академик И. Орбели. В своей речи он го-
зорит о дружбе народов Советского Союза.
@н говорит о том, как в течение двадцати
с лишним лет’ счастливого труда кавался
слиток самой чудесной стали, самой твер-
ой, самой упрутой стали, никогда не тем-
неющей стали, сверкающей, Kak солнце,
стали, из которой опытная рука мудрого
кузнеца своим молетом сумела выковать и
серп для мирного труда, и меч для часа
грозной борьбы. Эта
Wad, как вожнце, сталь,
братство народов. Гитлеровекие гиены, не-
сущие с собой могильный емрад, никогда
не смогут нарушить великой сталинской
дружбы народов СССР.

Родные MOH, сыны Кавказа, воины
Ёрасной Армии! —— восклицает академик
Орбели.—Помните, что ваша грудь защи-
щаэт родной Кавказ, защищает Баку и
Грозный, источники великой силы совет-
ской боевой техники, и пусть ваша грудь
будет тверла, как скалы родных тор и
ущелий. Пусть ваш натиск на врата ©ме-
тет и задавит на своем пути все, как все

— стадинекое

давит я сокрушает катящаяся co склонов

Эльбруса, Казбека, Ужбы, не терпящая
препятотвий лавина. Шусть ваш стреми-
тельный нажим настигнет врагов и сотрет
их впрах, всех ло единого. Этим вы защи-
тите от разорения ваш очаг, спасете от
рабства ваптих жен и детей, и это будет
великая месть за причиненные нашей ро-
Тине страдания. К этому зовет вас роди-
на, к этому зовет вас рожденный в наших
торах, общий отец всех сынов нашей ро-
дяны, принесний им счастье мирного тру-
ха, несущий им победу, — Сталин.

Слово от имени грузинского народа по-
хучает Герой Советского Союза лейтенант

a na

слова великого

речью. от имени“

чудесная, сверкаю-

М. Гахонидзе. Он говорит е невяданных в
истомии зверствах, чиничых гитлеровоки-
ми разбойниками во временно захваченных
ими советоких городах я селах. Фыписты
рвутся вперед, чтобы опустоптить, выжечь
напти цветущие поля, наши гороха и села,
перебить налпгих отцов, матерей, жен и
детей, лишить чести и загнать в дома
терпимости назпих сестер. Рабство и
смерть несет фашизм народам Казказа.
Но этому не бывать!

Гордые, смелые, свободолюбивью народы
Закавказья! Bee, как ожин,  встанем
за защиту нашей чести, нашей свободы,
наллей родной земли! Героюической борьбой
на фронте и самоотверженным трудом в
тылу ускорим разгром злейшето и ‚спас-
нейнего врата человечества, разгром rpa-
бительской гитлеровской шайки.

Тов. Гахонилзе говорит о том, что сыны

грузинского народа вместе сю всеми други-
ми народами Советского Союза на фронте
погазывают чудеса отвали и геройства.
Сынов грузинскоге надюда— Гербя Coser
ского Союза Ноя Адамия, гвардии генерал-
майора Порфирия Чанчибадзе, летчика ка-
питана Михаила Джаруелашвили, троела-
вленного полковника Алексея Инаури, тан-
  систа Георгия Шажтгуа и многих других на
их славные подвиги втлохновляет героича-
  ский образ великих предков-—Давиха Отроя-
  теля, Георгия Сазкадзе, Ираклия Второго
 Шетра Багратиона. Их вюхновляет овеян-
вый славой полвиг 300 арагвинцев. Гру-
зинской земли, обильно похитой кровью
наших предков в вековой борьбе против’
  поработителей, мы HERO не отдадим не-
  мецким варварам!
— Ни шагу назая!-—прязывает тов. Га-
  хонидзе.— Остановим врага, прегралим ему
  ПУТЬ, истребим его. Кровавая фашистекая
шайка будет уничтожена! Победа будет за
нами!

0 безграничной преданности азербай-
 джанского народа партий Ленина —
  Сталина, о ненависти к кровавему фашиз-
  му говорит представитель азербайлжанско-
то народа, дважды лауреат Сталинской
  премии, лважды орденоносец, поэт Самед
Вургун. Фашисты хотят поработить asep-
байлжанский налюд, уничтожить ето ча-

наших гор свое гнездо, своих птенцов!
Нет, не может спать спокойно ни однь
мать, пока по миру бродит банда фатист-
ских детоубийн и разбойников.

Провожая на священную отечественную
войну наших сыновей, мужей, братьев, мы
говорим: = Идите емело в бой. Пусть пе-
рейлет в ваши руки богатырекая сила Кер-
Оглы. Нуеть сердца вани наполнятся хра-
бростью Бабека. Пусть вхохновляет вас вё-
ликое знамя Ленина— Сталина! Не жалея
своей жизни, бейтесь с заклятым врагом,
бейтесь до последней капли крови за оево-
бождение родной земли, за нашу любимую
отчизну, за отца нашего. — Сталина!

Грузинский писатель Нонстантин Гамса-
хурдиа говорит о том, чло немецкие фапи-
CTH высокомерно третируют культуру Во-
стока. Но в те времена, котла. тевтоны еще
были дикарями, ели собачье мясо и жили
в крытых соломой землянках, великие. мд-
erepa грузинекого и армянского’ зодчества
создали: Михета и Вагаршанат, Гарниея и
Волниси. Гелати и Гелиарти. Не удастся
гитлеревским бандитам уничтожить тызя-
челетнюю кульгуру народов Закавказья.
Тёний свободолюбивых народов никотха не
примиритея < рабекой участью, которую
готовят фашисты. Вместе с братеким pye-
еким народом народы Закавказья разгромят
noord врага. Грузинекий народ никогда
не забудет ту братекую помощь, которую
в тяжелые дни его истории оказывал ему
руеский народ.

Велика сил» сталинокого . содружества
народов ССОР. Никакие вражеские силы
не в состоянии порвать уз дружбы, кото-
рыми епаяны армянин и грузин, ззербай-
джанец и узбек, русекий и укюзинец. Мы
все силочены вокруг великом знамени
Сталина, вокруг коммунистической партии.

На трибуне — бакиневий рабочий тов.
Г. Харитонов. Мы переживаем трудные
дни,—говорит он.—Но не внервые ислюрия
подвергает нас суровым испытаниям.
Веномните 1918 гол, когда немецкий им-
пернализи тоже хотел прибрать к рукам
Баку. Тогла мы были почти безоружны я
не умели делать вооружения. Но и тогда
бакинекие рабочие, народ Азербайджана
при помощи русского народа изгнали пэд-
лых оккупантов. Теперь © нами доблестная

Цциональную КУЛЬТУРУ. Но этого нитогла Враеная Армия, с нами весь могучий с9-
  у

‘не будет!
  Азербайджанский наролх будет беззавет-

ные города и села, созданные его руками,
фабрики и заводы, свои нефтяные богат-
ства, выращенный им хлопок и хлеб.
Азербайджанский народ тэрх и свободолю-
бив. За его плечами тысячелетия неутоми-
мой борьбы за свою свободу и незавиел-
мость, за ето плечами слава Rep-Ora и
Бабека, и он никогда не позволит врату
  топтать родную землю. Не бывать немец-
ким оккупантам на свободной и счастли-
вой азербайтжанской земле, земле, гле по-
коитея прах великого гения поэзии Низа-
 ми Гянджеви. Не дотянуть немецким им-
  перналистаи своих кровавых лат до Баку,
  города славных революционных традиций.
 Не бывать немецким  рабовлалельцам в
столице Советекого Азербайджана, где воз-
дветнут памятник рыцарю пролетарской
революций Сергею Мироновичу Кирову —
  симвюл уважения и любви азербайджамско-
To Hapola к своему старптежу другу и бра-
ту великому русскому народу. Мы даем
‚ ЕлятВу, — запанчивает свою речь Самел
 Вургун, — нашему седовласому Кавказу,
что Ha вемнинах ето кнетриступных гор
вечно и горло будет реять алое знамя
Ленина и Сталина!

В беспошалному уничтожению титлеров-
ских захватчиков призывает представитель
  абхазекого народа Михаил Делба.—Народы
Закавказья! Враг несет вам унизительное
рабство. Вместе е героической Красной Ар-
мией мы лолжчы остановить врага на под-

ветский народ, Если понадобится, весь не-
фтяной Баку возьмет вружие в руки, ч1-

но защищать свою свободу, свои обновлен- бы отетоять свой родной край. Не вилать

гитлеровцам бакинской нефти! Не отдадим
родного Закавказья на поругание фантиет-
ским варварам! Дружба закавказских на-
родов должна быть и будет тей скалой, в
которую разобьются гитлеровекие полчища.

Слово предоставляется армянокому поз-
ту Наири Зарьяну. Потрепанные Красной
Аруней, гитлеровекие орды, говорит он, —

стремятся отрезать Закавказье от центров гобударственного

Советского Союза. Опи хотят оторвать на-
роды Закавказья от великого
народа и истребить их. Но народы Закав-

казья связаны нерушимой дружбой < рус-  напрягает свои побяедние

CKHM народом, который любит и уважает
их национальную культуру,

HX историю  временно

Великому вождю и полководиу
народов СССР товарищу Сталину

Доротой Иосиф Виссарионович! ром Закавказья и которая освящена

Мы, представители наролов Закавказья,
собравшиеся в эти грозные дни на ан-
тифашистевий митинг в Тбилиси, горячо

Banram, товарищ Сталин, велаюим и до-
рогим для каждого из нас именем.
Эта дружба 6 006б0й силой сказалась

Мы клянемся Вам, товариш Сталин,
стойко и мужественно, вместе с великим
русским надюлом — старшим вашим бра-
TOM, вместе со всеми народами наттей ро-

приветствуем Вас, великого вождя и пол-  сейчас, в дни и часы суровых ибтыта-  длины биться с немецко-фашистсвими paa-
ководна народов Советекого Союза, люби- ний и омасности, нависшей над нашей бойниками до тех пор, пока полностью

мого нашего учителя и друта.

имени налюдов. Закавказья, опзян-
ных великой и нерушимой сталинской
дружбой, мы обращаемся к Вам с9 сло-
вами любвя и блатодарности за все те
блага и завоевания, . которых добились
республики Закавказья нох Вашим руко-
BO.ACTBOM, HOT руководством партии
Ленина — Сталина.

Советекая власть сбросила в тлубокую
пропасть вековое угнетение. которое да-
вило творческие силы народов Закавказья,
вырвала трудящихся из кошмара межна-
ee розни.

первые за свою многовековую историю
народы Закавказья обрели подлинное
счастье и свободу, впервые взхохнули
полной грудью.

Велики завоевания трудящихся Закав-
казья, но всех болыше и ценнее главное
Halle завоевание —— крепчайнтая, неру-
шимая дружба, которая парит между на-

родиной, над Советским Югом, над Кав-
казом.

Темная, варварокая сила стремится
растоптать и потопить в крови все a
ши великие завоевалтия, все то, что добы-
ли мы тяжелым трудом:

Вместе с0 всеми бралокими натолами
CCCP поднялиюь народы  Зажавказья на
борьбу с немецко-фашистокими  гадами,
чтобы отстоять свой очаг, свою семью,
ae детей, свою свободную жизнь.

Мы знаем, что несет нам ев собой

леровокий варвар.

`Он несет нам смерть и разрушение,
позор и бесчестье, он хочет разрущить я
уничтожить дружбу, которая спаяла на-
роды Закавказья
семью:

Не отдадим себя в рабство немецко-
фалшистоким захватчикам, не покроем
пятном позора вековые свои традиции
любвя и преданности родине.

в единую  могучую

ве раздавим фалмистекую галину.

Мы клянемся Вам, дорогой товарищ
Оталин, ¢ честью выполнить все Ваши
указания и приказы, направленные н%
разгром немецких захватчиков!

Мы приносим Вам. товаринг Сталин, —
нашему учителю и воспитателю — тор-
жественную присягу, что ‘еше выше пох-
нимем славное, 606508 знамя великой
сталинской лружбы народов, булем с каж-
дым днем усиливать помошь фронту, са-
моотверженно трудиться,  залщитать 10
оелелией капли крови каждую пядь на-
шей земли. Смерть немецким фашистам!
Да здравствуют  свободолюбивые  наролы
Советекого Закавказья! Да здравствует
великая сталинская дружба налодов! Да
здравствует Halla социалистическая pe-
mina! Да здравствует наша тероическая
Враюная Армия! Да злравствует великий
друг народов Зажавказья, нап: воспита-
тель товарищ Сталин!

Обращение антифашистского митинга представителей
трудящихся Закавказья к народам Закавказья

Е вам, народы Азербайджана, Грузии,
Армении, обращаемся мы, участники ми-
тинга народов Закавказья, в эти грозные
дни борьбы с заклятым врагом  веего
цивилизованного  человечевтва — гитле-
ровскими варварами и захватчиками. `

Вот уже более года длится великая
отечественная война воветского народа
с  немецко-фашистскими захватчиками,
вероломно напавишими ‘на нашу страну.

этой священной освободительной
войне народы СССР, ивих числе наролы
Закавказья, защищают свою свободу,
честь, независимость, свою культуру, евсе
нраво на самостоятельное существование.

Наглый и самоуверенный враг расечи-
тывал в короткие сроки добиться осуще-
ствления своих коварных замыслов.

Героическая Красная Армня, в славных
рядах которой плечом к плечу сража-
TCH сыны всех братских народов
СССР, сорвала эти планы врата.

В великой битве под Москвой и на ряде
других важнейших участков фронта враг
был жестоко разгромлен и отброшен назах.

В этом еше и еще раз сказалаеь сила
советского строя, — самого прочного
строя в мире, — сила
великой ленинско-сталинской дружбы на-

русского родов, нерушимое единство фронта и тыла.

Но озлобленный враг безуметвует, он
силы. ь
Он творит чудовищные зверства на

захваченных территориях, Ha

A ¢ помощью которого расцвело и 0бога- Кубани и на Дону, он протягивает свою
тилось Закавказье, возродилась Армения. хищную, кровавую руку к Закавказью.

Гитлеровцы хотят лишить армян налей

Враг хочет захватить советскую

матери-родины, лишить чести и свободы,  нефть, богатые, плодородные долины Гру-
они хотят истребить армянский народ.  зии и Армении, поработить свободные на-
Гитлер хочет, чтобы не произносили от- роды Закавказья — грузин, азербайлжан-
ныне слово — Армения. Он хочет превра- цев, армян, абхазцев, осетин.

тить свободную Советекую Армению в про-

винцию гитлеровской империи. Этому не  трузинский,
бывать! Отеечем руку, угрожающую нам.!и другие народы CCCP

Уничтожим фашистскую гадину.

От имени грузинекого народа, от имени
трулящихея желщин речь произноеит кол-
хозница ©. Игоети, Касцекого района, Гру-
зинской ССР, Маро Чадунели:

— Десять лет работаю я, — товорит
она,—в колхозе «Глехие имеди».. Упорно,
прилежно трудились наши карталинские

ступах к Закавказью, & потом разгромить
‘и гнать его на Запад ло полнюто уничто-
  желия. Советекие воины!  Бестощайно
` истребляйте врага! Чем больше
немцев, тем ближе наша победа!

Страетную речь, обращенную к женши=
  нам-азербайлжанкам, произнеела учитель-
ница Азербайлжанекой ССР Саид Иманова.

— Страшную участь, товорит она—
 угомвил людоед Гитлер женщине. Жен-
щины оккупированных областей обречены
на Позор и поругание. Фашистекие насиль-
  ниги ляшалют их женской чести, стоняют
  HX B нубличные дома, превралцают в сво-
Гих невольнин. За годы советской властч
  азербайтжанка стала хозяином своей стра-
  ны, товарищем и другох мужчины, cBO-
болным тражданином и полноправным учз-
стникаи сонпиалиетического строительства.
Эту. кровью завоеванную свободу хочет!
отнять у нас Гитлер. Он хочет разрупеить
наши ролные очаги, лишить нас padoeTH
материнства. Каждая капля пролитой фа-
нгистокими дюлоёлами невинной крови взы=
вает и мщению. Взывают к мщению сле-.
зы осиротевших детей. Взывают к мше-
нию развалины сожженных сел и городов
Отлалих все наши силы  лля разгрома
ненавистного врата. Фвлалевайте боевым

}

_ трупов!

ной и противохимической обороны! Занти-
шайте свои очаги, как зашишают орлицы

оружием, всеми средствали противовоздут-

колхозники, создавая светлую, радостную
жизнь. И мы достигли цели. Не только
наш колхоз, но и другие колхозы в Кар-
талинии и Кахетии, Гурии и Мегрелии, во

всех уголках Грузии, как и на всей необ”-
  иво территории наптего великого Совет-

ского Союза, раецвели и разбогатели. Раз-
ве можем мы, отдать врагу на разграбле-
ние наши богатства, наши долы и горы,
наши поля и сады? Этого никогда не бу-
дет. Сын и брат у меня На фронте отече-
ственной ‘войны. Страстнымх призывом зву-
чат слова Маро Чадлунели:

— Сын мой, брат мой! Я призываю
Bac: бейтесь до последней капли крови ©
кровавыми гитлеровскими собаками, не
уступайте врагу ни пяди родной земли!
Убивайте, уничтожайте проклятых врагов,
MCTHT6 HM за их кровавые злодеяния.

Обращаясь к матерям, сестрам и дече-
рям, она говорит:— Наши сыновья, братья

‘и отцы сражаются на фронте, отдадим же

все найги силы на помошь фронту, будем
работать, не покладая рук, пусть наши
бойцы получат все, что им могут дать
цветущие колхозы Грузии. Не пропустим
врага на нашу территорию. Вперед и
только вперед, за нашу победу! Да зхрав-
ствует наш родной вождь и учитель —
товарищ Сталин!

Bee новые и новые оралоры появляются
на трибуне, Среди них: представители
грузинского народа —— академик Берита-
швили, писатель Г. Никодзе; представителя
армянского нарола — народная артистка
СССР Айкануш Даниелян, народный учи-
тель Симак Саанян; представитель oce-
тинекого народа композитор Б. Галаев
и другие. Все они говорят о беззаветной

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Мотопехота

марше, Фото специального военного

и расчет противотанкового орудия на
корреспондента «Известий» П. Трошжина.

любви и преданяости советокюй  редине
 и товарищу Сталину, о ненависти к Ффа-
  шистским захватчикам, © непреклонной
решимости 10 последней капли евоей кро-
BH защищать <вою прекрасную родину—
\Совотекий (003. :

С исключительным воодушевлением пря-
нимает митинг обралщение к народам Азер-
байлжана, Грузии и Армении. Текет обра-
щения зачитывает академик С. Джанашиа.

В незабываемой обстановке  отромного
похема елинодушно принимается привет-
ствие вождю и полководцу народов СОВР
‘товарищу Сталину. Ёромовое «ура», бур-
‘ные аплодиементы и приветственные в93-
 глаеы в честь товарища Сталина елива-
`ютея 6 торжественными звуками «Интер-

`национала».
‘казья вылилея в могучую демонстрацию
\савотекого патриотизма, сталинской труж-
бы народов, непрекложной ремтимоети на-
родов Азербайзжана, Грузии, Армении бо-
ретьея всеми енлами за свою свободу и
честь, за полную победу над немецко-фа-
  шистскими захватчикахи.

i

Антефашиетекий митинг napotes Запав-

Презрительно и высокомерно называя
армянский, ‘азербайджанский
«туземцнами» и
«второстепенными народами», Гитлер xo-
чет уготовить им судьбу бесправных и
бессловесных рабов.

В своей тупости и невежестве он рас-
считывал на то, что после первых уда-
ров неменко-фантистских полчищ начнет-
ся драчка межлу народами СССР, пойдут
восстания и страна распадется на состав-
ные части. Это был один из грубейших
просчетов гитлеровских захватчиков.

Тесными узами дружбы связаны наро-
ды Закавказья со всеми народамя CCCP,
с великим русским народом.

Самым жалким и позорным образом
провалилось гнусное намерение Гитлера
разжечь рознь между народами СССР, в
частности между народами Закавказья.
Известно, путем какой гнусной провока-
ции гитлеровцы рассчитывают ° осушеет-
вить свои коварные замыслы. (06 этом со
всей ясностью свидетельствует секретный
документ гитлеровского командования, так
называемая «Зеленая папка Геринга», где
говорится: ;

«Противоречия между туземцами (грузи-
ны, армяне, татары и т. д.) и русскими
следует использовать в наших интересах».

Это значит — вновь вернуть нас к
проклятому прошлому, к тем черным вре-
менам, котла наризм, а велел за ним гру-
зинские меньшевики, азербайджанские
муссаватисты и армянские дашнаки на-
травливали народы Закавказья друг на дру-
 га, заливали кровью наши города и села.

Навсегда проклято в памяти народной
это страшное время, к которому хочет
вернуть нас убийца Гитлер!

Нет такой силы в мире, которая могла
бы раз’единить народы Закавказья, 0T)-
рвать их от великого русского народа —
нашего старшего брата в сталинской се-
мье народов СССР.

Гитлеровские захватчики истребляют
население временно оккупированных ими
советских территорий. Они отрывают от
родных мест и тонят рабочих, крестьян,
  интеллигенцию Украины, Белоруссии, при-
балтийских стран в Германию, преврашая
их в рабов немецких баронов и помеши-
ков. Ония издевательски надругались над
вультурой украинского, белорусского, ли-
TOBCKOTO, латвийского, эстонского и лру-
гих народов. Школы и университеты сни
превратили в конюшни,
Ттеатр—в кабак для ньяной немецкой еел-
датни. Эту участь они хотят уготовить ни
для народов Закавказья.

Русский народ не стал на колени перед
наглым, самонадеянным врагом,  избала-
ванных легкими победами в Европе.

Этот великий пример поднимает в на”
с новой силой волю к борьбе, ярость и
ненависть в немецко-фашистским пала-
чам, нагло посягающим на нашу жизнь.

Не станут никогла на колени перед па-
лачом гордые и свободолюбивые
Азербайджана, Грузии, Армении!

хочет надругаться над честью папгих мате-

детей се тем, чтобы  онемечить, истребить
народы Закавказья.
  Враг думает залтугать нас! Он знает нз-

национальный

народы
Враг хочет разрушить наити очаги, он

Пей, жен, сестер, сделать их жертвой ев0-

ей гнуеной похоти, он хочет крови нанеих. Гаджи КАСУМОВ, народная артистка Союза ССР Айкануш ДАНИЕЛЯН, гру-

зинский писатель Геронтий КИКОДЗЕ, академик С. ДЖАНАШИА, азербайд-
Мирза ИБРАГИМОВ,

Шу силу, он боится ве и кровью хочет за-
и свой страх перед неизбежным возмез-
дием за свои черные преступления.

Братский азербайджанский народ, наши
дерогие, героические товарищи —= бакин-
ские нефтяники, славные. сталинские пи-
томны!

Гитлеру мерещатея нефтяные промыслы
Баку, белое золото хлопковых полей Совет-
ского Азербайджана, неисчислимые богат-
ства, составляющие драгоценный плод тру-
да рабочих, колхозников, интеллигенция
Азербайджана.

Безумна сумасбродная нечта разбойника.
наглое протягивающего свою руку ко всему,
что создал свободолюбивый  азербайджан-
ский нарол своим героическим, творческим
трудом на протяжении своей славной мно-
товековой истории.

Враг хочет превратить Советский Азер-

байхжан в евою колонию, свободных ето М

сынов — в бессловесных рабов немен-
ких захватчиков, лишить азербайджанский
народ государственности, отбросить его на
столетия назад, в временам мрака, гнета,
OTCTAIOCTH.

Свободолюбивый братский грузинский
народ!

В далеким временам восходит твоя герои-
‘ческая история, Через огонь тяжелых ис-
лытаний и горечь народных страданий лю-
бовно и бережно пронес ты свою культуру,
свой язык, свою неугасимую волю к свободе.

Лишь при советской власти богатством
всех своих красок расцвела радостная,
счастливая жизнь грузинского народа, рас-
крылись во всей своей мощи и красоте та-
ланты и творческая энергия народных масс.

Фабрики и заводы Советекой Грузия, ec
ботатые плантации ценнейших субтропяче-
ских культур, памятники древнейшей куль-
туры вызывают злобу врага, еленят жал-
ный взор гитлеровеких грабителей.

Мы помним ненавистную пору хозяйни-
чания германских империалистов в Грузии
в 1918 году: отряды, германских солдат-
оккупантов избивали население розгами до
крови, врывались в дома в целью грабежа,
они отнимали у крестьян последние EpO-
хи, избивали и расстреливали их.

Враг сегодня вновь покушается на ма-
my свободу, хочет поработить и истре-
бить нае, хочет осквеонить в6е то, что
‘составляет святыню грузинского народа.
  Братья армяне! ’

Mnorocrpayazen был путь армянского
народа, тяжки испытания, выпавшие Ha
его долю.

Талько при советекой власти Армения
обрела мир и возможность национального
обновления. Только советская власть,
только ее мудрая ленинско-сталинская на-
циональная политика принесли армянеко-
MY народу подлинный расцвет его эконо-
уической и культурной жизни.

Сегодня враг поставил своей целью
вновь залить кровью цветущие поля Ар-
мении, вновь ввергнуть армянский  на-
род в нужду и нищету. лишить его права
самостоятельно развивать ©вою  хревнюю
культуру, проникнутую мужеством, волей,
ненавистью к врагам свободы.

Гитлеровцы, эти варвары ХХ века,
сжитают на кострах гениальные творения
великих писателей и мыслителей челове-

Великая сталинская дружба народов
еще болев окрепла в дни войны, она вы-
держала самыв тяжелые испытания, еще
более закалилась и окренла.

_Нае не согнут эти испытания, ибо на-
роды Закавказья воспитаны товарищем
Сталиным, проникнуты железной, сталин-
ской волей к победе.

Мужество, стойкость, непримиримость к
врагу, преданность народу, — эти каче-
ства, привитые народам Закавказья
товарищем Сталиным, воплотились в дни
воины с немецко-фашистскими захватчика-
ми в героические подвиги славных сынов
Азербайджана, Грузии, Армении, самоот-
верженно отетаивающих на полях ераже-
ний честь и независимость ССОР — своей
великой родины. Всегда будут жить в па-
мати народной подвиги елавных сынов на-
родов Закавказья Героев Советского Союза
. Гахонидзе, В. Харазня и Н. Адамия,
генерала Леселилзе, летчика П. Газазьяна,
артиллериста Отанова, А. Петросьяна, по-
литрука Кемал Касумова, летчиков Гус-
сейн-Бала-Алиева, Мазаир Аббассова п ты-
сяч других бойцов, самоотверженно заши-
щающих советскую землю, истредляющих
наглых немецко-фаптистеких захватчиков.

Ленину и Сталину — гениальным твор-
aM первого в мире могучего, многонапио-
нального  социалистического государства,
обязаны мы тем, что впервые в своей исто-
рии народы Закавказья обрели свое подлин-
ное возрождение. Ленин и Сталин стояли
у колыбели налмето счастья и свободы.

Никотда, никому не отдадут налолы
Азербайджана, Грузии, Армении этих ве-
ликих исторических завоеваний! Враг 0б-
ломает свои клыки 0 стальную стену
несокрущиямой сплоченности братских наро-
дв Закавказья. Мы превратим в непрн-
ступные рубежи каждую горную тропинку,
каждое ущелье, глдё врага всюду будет
подстерегать неумолимая смерть. _

Мы никогда He склоним голову терех
хищными германскими разбойниками-имте-
риалистами, какие бы тяжелые испытания
ния пришлось‘ нам перенести. Мы знаем,
мы горячо верим: врат будет разгромлен!
Этот час скоро пробьет, и горе тогла фа-
шистским захватчикам и убийцау! Они
юлностью ответят за все свои чудовищ-
ные кровавые злодеяния.

Натоды Азербайджана, Грузии, Армения!

Любимые отцы и братья, матери и
сестры!

Отхалим весь свой трул, все свои епо-
собщосоти и” уаилия лелу pasrpoua врага!
Еще выше поднимем  блительность, еще
энергичнее будем овладевать военными
энаниями!

Рабочие-нефтяники Баку, нефтяники и
горнями угольных и марганцевых шахт
Грузии, рабочие медных рудников и хими-
ческой промышленности Армении, колхоз-
ники хлопковых. цитрусовых, чайных,
табачных плантаций, шелковолы, живот-
новоды Азербайджана, Грузии, Атмении!

Все силы на помошь фронту!

С каждым лнем и часом пусть растет
количество добываемой нефти, утля, мат-
ганца, меди, необхотимых mame Красной
Армии, нашей стране для разгрома вра-
га. В изобилии дадим фронту и стране
вооружение, сырье и продовольствие, что-

чества — Толетоте и Гейне, Пушкяна я
Гюго, Горького и Барбюса.

Они намерены раетонтать и предать
огню бессмертлые произведения Шота Ру-
ставели, Низами Гянджеви, такие жемчу-
жины народного творчества,’ как «Давид
Сасунский», «Кер-Отлы». все то, что ло-
рого нам, 910 составляет национальный
дух, честь и гордость народов Закавказья.

Мы не ладим еебя запутать коварному вра-
гу, который ложью и провокажией стремит-
ся ослабить нашу волю к борьбе и победе.

Временным уенехам врагз мы противо-
поставляем нашу ненависть к нему, кат
 самоотверженный труд на фабриках, заво-
 хах, в совхозах и колхозах в помошь род-
  ной Красной Армии, нашу  организован-
ность и сплоченность вокруг великого
знамени Ленина — Сталина, знамени на-
шего счастья и евобеты. О

В славных полках Красной Армии пле-
YOM н плечу бьются © пемецко-фалтист-
<кими захватчиками  руеский, украинец,
азербайлжанец, грузин, армянин, белорусс,
казах, узбек, сыновья других братских
наредов СССР — неустранимые потомки
Суворова, Кутузова, Багратиона.

поднисали: Председатель Президиума

ССР, Маро ЧАДУНЕЛИ, профессор

жанский писатель

бы приблизить чае нашей победы. Пусть
на полную моптность работает  кажтый
станок и кинит от зари xo зари работа
на совхозных я колхозных полях! Еще
игире развернем творческую работу ин-
теллигенции  Азербайлжана, Грузии, Ар-
мении, подчинив ее полностью задачам
разгрома врага.

Славные бойцы Красной Армии! Вата.
организованность,  дисциплинировалность,
стойкость изматывают, обескровлявают вра-
га. Защищайте каждую пядь родной зем
хи, ни шагу назад! Победа бухлет за нами!

Мы выйдем  побелителями и в этой
бор5бе Tax me, как и раныпе выходили
победителями из тяжелых испытаний,
неуклонно идя по пути, по которому ве-
дет нас великий вожль Красной Армии,
отец народов СССР ролной Сталин!

Вперед; в поболе нал немепко-фалцист-
скими захватчиками, все силы на pas-
гром кровавого Гитлера — завклятого вра,-
Ta народов CCCP, napoxes Азербайджана,
Грузии и Армении! Ла злравствует брал
ство народов Закавказья! Да зтраветвует
великая сталинская дружба народов
СССР! ‘Смерть немепиим окжупантам!

От имени участников антифашистского митинга народов Закавказья обращение

Верховного Совета Грузинской ССР Георгий

CTYPYA, управляющий трестом «Орджоникидзенефть» Сабит ОРУДЖЕВ, ака-
демик Иосиф ОРБЕЛИ, Герой Советского Союза М. ГАХОНИДЗЕ, азербайджан:
ский поэт Самед ВУРГУН, председатель колхоза «Анаствац», 1
района, Армянской ССР, Матевос НАЛБАНДЯН,
ССР Симак,СААКЯН, учительница Азербайджанской ССР Саида ИМАНОВА,
грузинский писатель Константин ГАМСАХУРДИА, рабочий бакинского завода
им. Парижской Коммуны Г. ХАРИТОНОВ, армянский поэт Наири ЗАРЬЯН, ака-
демик И. БЕРИТАШВИЛИ, осетинский композитор Б. ГАЛАЕВ, генерал-майор
А. БАБИН, председатель колхоза сел, Мгоети, Каспского района. Грузинской

Вагартнанатского
народный учитель Армянской

Азербайджанского медицнинекого ннетитута

народный артист Армянской ССР

Вагарш ВАГАРШЯН, депутат Верховного Совета СССР Михаил ДЕЛБА.